Педагогические науки
УДК: 082.2 (063)
РЕЦЕНЗИЯ НА МАТЕРИАЛЫ: «Т. 4: ПЕДАГОГИКА сборник научни тр. / Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева (редактора). - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. -
336 с.»
М. В. Воропаев, Московский городской педагогический университет (Москва, Россия), е-mail: [email protected]
Резюме: рецензия на сборник трудов научно-практической конференции по педагогическим наукам.
Ключевые слова: научная конференция, педагогика, материалы.
Материалы настоящего сборника продолжают достаточно успешную серию публикаций подготовленных обширным международным сообществом ученых, объединенных вокруг международной летней научной школы «Парадигма» [4, 10] 1.
Как и предыдущие издания, настоящий том обязан своим появлением энтузиазму и организационным усилиям редакторского коллектива и в первую очередь Л. Ф. Чупрову и Е. К. Янакиевой, которые смогли объединить столь различный круг авторов из разных стран [9].
Проблематика исследований, представленных в сборнике, охватывает очень широкий круг вопросов: от специальных вопросов профессиональной подготовки кадров на уровне среднего и высшего профессионального образования до проблем современного общего образования и общетеоретических вопросов педагогики.
Приятно констатировать, что авторы ориентировались в своих исследованиях исключительно на научные цели и ценности, доказательством чему (по крайней мере, в отношении российских авторов)
1 Международна научна школа «Парадигма». Лято - 2015. В 8 т. Т.4: Педагогика: сборник научни тр. / Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева (редактора). - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - 336 с..
является единственная (на весь том) ссылка на системно-деятельностный подход, да и то, соотнесенная с С.Л. Рубинштейном.
Представленная палитра статей является отчасти фотографией той ситуации, в которой находится отечественная педагогическая наука, при этом удивительно, что статьи болгарских коллег вполне соответствуют по стилистике и проблематике статьям российских исследователей. Около 33% публикаций содержит в себе монографическое описание живого опыта (приближаясь к жанру «case study» 2), 51% - основаны на теоретическом анализе разной степени глубины и характера. И лишь 16 % излагают результаты эмпирического исследования (по большей части основанного на результатах опросов).
Научный уровень сборника характеризует то, что среди представленных материалов два выполнены с помощью финансовой поддержки РГНФ [1,2, 5, 6, 7, 11].
Осознавая субъективность своих оценок, хочется обратить внимание на статьи Н. Ю. Мутовкиной и А. В. Кобылянской. Н. Ю. Мутовкина предложила достаточно сложную и профессионально детализированную математическую модель той предметной области, которую выбрала для изучения. Не беря на себя смелость, оценивать степень и характер адекватности этой модели, отметим, что в современной педагогике такие попытки - большая редкость, что повышает ценность результатов исследования [8].
Статья А. В. Кобылянской посвящена сугубо теоретической проблеме (анализу дифференциации противоречий в педагогической деятельности), однако, несмотря на опасности погружения в схоластику автор сумела найти интересные и оригинальные аспекты рассмотрения. Сожаление вызывает лишь минимальный объем статьи [3].
В целом, читатель, относящийся к самым разным профессиональным и социальным стратам, найдет на страницах сборника интересный аналитический и фактический материал.
Литература:
2 Case study - Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод) метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных. Case study не имеет точного перевода на русский язык (Прим. Редактора).
1. Анжиганова Л.В. Этнос в условиях глобализации и социальных трансформаций: проблемы и противоречия // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 6: Хуманитарни науки: сборник научни статии / под ред. Д. К. Абакаров, В. В. Долгов. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 219-239.
2. Вержибок Г.В. Профессиональное здоровье как интегративное образование и значимое качество педагога // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 44-50.
3. Кобылянская А.В. Дифференциация противоречий в педагогической деятельности // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 134-136.
4. Коллектив авторов. Международная научная школа "Парадигма". Лето - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научных трудов / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупрова, Е. К. Янакиевой // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 1; URL: pem.esrae.ru/6-41
5. Кормщиков Д.А., Хусяинов Т.М., Янак А.Л. Особенности выбора абитуриентами специальности "Социальная работа" (по материалам социологического исследования) // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С. 137-140.
6. Кормщиков Д.А. Роль студенческих объединений в формировании досуговых практик студентов // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 240-343.14.
7. Маштакова А.Ю. Классический университет как особое место социализации студенческой молодёжи (на пример ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л.Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 270280.
8. Мутовкина Н.Ю. Задача согласованного управления в системе высшего профессионального образования России в расплывчатых
условиях // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л.Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 178-189.
9. Слюсаренко Н.В., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К. Вступительное слово редакторов научных трудов конференции // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С. 7-8.
10. Чупров Л. Ф., Костригин А. А., Фурсов А. Л., Хусяинов Т. М. Международная научная школа «Парадигма». Лето - 2015 (Варна, Болгария): итоги. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. -№1. URL: pem.esrae.ru/6-39
11. Шершень И.В., Емельянова О.Я. Моделирование процесса адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 5: Педагогика: сборник научни статии / под ред. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 300-303.
Voropaev M. V. Recenzija na materialy: «T. 4: Pedagogika /Sbornik nauchni tr. / N. V. Sljusarenko, L. F. Chuprov, E. K. Janakieva (redaktora). -Varna: CNII «Paradigma», 2015. - 336 s.» I M. V. Voropaev II Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3 , 2015. - S. 45-51.
Abstract. Review of the proceedings of scientific-practical conference on educational sciences.
Keywords: scientific conference, pedagogy, materials.
Сведения об авторе
Михаил Владимирович Воропаев - доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры истории и теории педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, почётный доктор наук НОУ ВСОА (Москва, Россия).
© М. В. Воропаев, 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
Подписано в печать 08.09.2015.