Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева М. А.

Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 9. - Екатеринбург, 2016. - 484 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Тка-ченко, М.А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 9. - Екатеринбург, 2016. - 484 с.

Данная коллективная монография представляет собой очередной выпуск (№9) продолжающегося издания, который подготовлен известными деятелями отечественного образования - академиком РАО Е.В. Ткаченко и профессором М.А. Галагузовой.

Замысел монографического сборника в том, что он посвящен проблеме педагогических инноваций и аккумулирует идеи представителей различных региональных научных сообществ. Каждый из авторов - признанный эксперт в своей области, предлагающий свой подход, либо систематизирующий существующие подходы в исследовании злободневных проблем российской науки и образования.

Первый раздел - «Методология педагогики» - погружает читателя в осмысление методологии как целостного и относительно самостоятельного раздела педагогики. В нем рассматривается многоаспектность понятия «инновация» в социально-гуманитарном знании (доцент Н.Л. Коршунова, Уссурийск); проводится сравнительный анализ понятий «новация», «новаторство», «инновация», «инновационное развитие», на основании которого делается вывод о том, что инновационное развитие отражает наиболее сложные и глубокие преобразования в социокультурной реальности (профессор И.В. Цветкова, Тольятти).

В данном разделе представлена интересная точка зрения на эволюцию понятийной системы педагогики XX-XXI веков (профессор М.А. Галагузова, доктор педагогических наук Г.Н. Штинова, Екатеринбург); в эволюционном измерении рассмотрено и понятие «креативность» (профессор В.Г. Рындак, Оренбург); произведена оценка адекватности понятийного аппарат педагогики и образования современным нуждам инновационного развития (академик РАО А.А. Вербицкий, Москва); предложена методология историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании (член-корреспондент РАО М.В. Богуславский, Москва); обозначена проблема выбора критериев измерения инноваций (кандидат педагогических наук Н.Н. Найденова, Москва).

Осмысление инновационного развития педагогики и образования было бы неполным без инновационных методологических подходов, в качестве таковых в монографии представлен технонаучный подход (доктор педагогических наук И.А. Тагунова, Москва) и социоигровой подход (профессор С.А. Ветошкин, методист Ю.А. Власова, Екатеринбург); а также предлагается авторская методика работы с понятиями для передачи учащимся не просто знаний, а, в первую очередь, деятельностных способов работы со знаниями (доцент С.С. Щекина, доцент Г.В. Аверкиева, Архангельск).

Второй раздел коллективной монографии - «Общая педагогика» - посвящен различным аспектам инновационного развития системы общего образования в современных условиях. Так, в нем представлен региональный опыт формирования инновационной структуры образовательной системы (профессор А.А. Симонова; министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И. Биктуганов, Екатеринбург); предложена концепция метапредметного образования (профессор С.Г. Воровщиков, Москва); обоснована подготовка школьников к будущей инновационной деятельности в сфере техники и технологий (профессор С.А. Новоселов, Екатеринбург); намечены пути формирования инже-

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(69), Я017

нерного и инновационного мышления школьников (профессор А.П. Усольцев, Екатеринбург); выделены инновации в содержании дошкольного математического образования (профессор Л.В. Воронина, Екатеринбург).

В данном разделе также подняты проблемы разработки инноваций в воспитании, их сущностные свойства, характеристика видов, критериев, признаков и условий реализации (доцент Н.В. Шишарина, Иркутск; профессор Т.А. Ромм, Новосибирск); сделан обзор инноваций социокультурного развития личности в условиях дополнительного образования (профессор Р.А. Литвак, Челябинск); выделены инновационные виды педагогического сопровождения (профессор Е.В. Яковлев, профессор Н.О. Яковлева, Челябинск); уточнено понятие «дистанционное психологическое сопровождение педагогического взаимодействия» (профессор Е.Ю. Пряжникова, аспирант А.А. Острик, Москва); раскрыт смысл такой педагогической категории, как «инновационная активность образовательных организаций» (профессор Л.А. Харисова, Москва); предложена к обсуждению проблема восприимчивости общеобразовательных учреждений к различного рода новшествам (кандидат педагогических наук Т.М. Шукаева, Москва).

Третий раздел - «Профессиональная педагогика» - самый обширный по диапазону рассматриваемых вопросов. Здесь доказывается необходимость инновационной деятельности в системе профессионального образования (профессор Т.Ю. Ломакина, Москва); актуализируются инновационные тенденции его развития (академик РАО Е.В. Ткаченко, Москва; профессор В.Э. Штейнберг, Уфа); предлагается инновационный подход в согласовании содержания профессионального образования и потребностей производственного кластера и работодателя (доцент Л.В. Вахидова, преподаватель Э.М. Габитова, профессор

B.Э. Штейнберг, Уфа); обосновывается инновационное направление в подготовке современного рабочего - «дуальное творческо-педагогическое взаимодействие» (кандидат педа-гогческих наук Э.Р. Гайнеев, Ульяновск); демонстрируется инновационная система непрерывного корпоративного обучения кадров на примере ОАО «Российские железные дороги» (профессор О.Б. Иванов, Москва).

Анализ инноваций в профессиональном образовании невозможен без осмысления современных практик высшего образования. Авторы исследуют историю внедрения и текущие проблемы разработки учебно-методических комплексов в профессиональном образовании (профессор Т.А. Арташкина, Владивосток); инновации в организации самостоятельной работы студентов вузов (профессор В.А. Дегтерев, профессор И.А. Ларионова, Екатеринбург), в том числе в процессе дистанционного обучения (доцент Т.Б. Исакова, Тольятти); раскрывают содержание явления «геймификации» в непрерывном профессиональном образовании (доцент Б.П. Дьяконов, Екатеринбург); обосновывают предметно-языковое интегрированное обучение (методика CLIL) иностранным языкам в техническом вузе (профессор А.Г. Сломчинский, аспирант Е.А. Таушканова, Екатеринбург); предлагают авторскую таксономию диагностики сформированности профессиональных компетенций (доцент Н.Н. Нохрина, Челябинск); выделяют особенности диагностики качества образования на основе мультиагентных связей (профессор Г.В. Ахметжанова, кандидат педагогических наук А.В. Богданова, Тольятти).

Заметное место в данном разделе занимают проблемы профессиональной подготовки будущих учителей и психолого-педагогических кадров. Доказывается необходимость формирования инновационной компетентности будущего учителя (профессор Е.И. Артамонова, Москва); определяются условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности (профессор А.С. Магауова, Казахстан, Алма-ты); обосновывается роль педагогической интернатуры в подготовке учителя (профессор

C.А. Минюрова, доцент Н.О. Леоненко, Екатеринбург); демонстрируется интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущего педагога (профессор Л.К. Гребенкина, Рязань); анализируется диагностическое сопровождение профессиональ-

пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП N 2(69), Я017 аё®5®вь

но личностного развития психолого-педагогических кадров на основе самопознания (профессор О.В. Еремкина, Рязань).

Заключительный раздел - «Социальная и специальная педагогика» - традиционен для данного продолжающегося издания. В этот раз в нем отражено становление понятийного аппарата социальной педагогики, выделены инновационные вехи этого процесса (профессор Л.В. Мардахаев, Москва); обоснован ментальный подход как инновационная категория социальной педагогики (доцент Т.С. Дорохова, Екатеринбург); представлена инновационная технология добровольческой деятельности и возможности ее применения в реабилитации подростков, склонных к девиантному поведению (профессор Ю.Н. Галагузова, педагог дополнительного образования Ю.В. Лужков, Екатеринбург); комплексно рассмотрен понятийный аппарат инклюзивного образования как инновационного явления в образовательном пространстве России (профессор Д.З. Ахметова, профессор Т.А. Челнокова, Казань); продемонстрированы возможности системно-конструктивистского подхода в исследовании деонтологической подготовки дефектологов (профессор Н.М. Назарова, Москва; доцент И.А. Филатова, Екатеринбург).

В целом, представленный монографический сборник обладает большим научным и учебно-методическим потенциалом, он может служить настольной книгой для исследователей всех рангов (магистров, соискателей кандидатской и докторских степеней по педагогике) и преподавателей соответствующих дисциплин. Материалы коллективной монографии будут полезны в процессе разработки тематических лекционных и семинарских занятий, посвященных проблемам инновационного развития педагогики и образования.

Полагаем, что данное издание найдет широкую заинтересованную аудиторию и привлечет новых компетентных авторов к созданию следующего выпуска.

М.А. Беляева, д-р культурологии, доцент; профессор кафедры технологий социальной работы Уральского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.