аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗО НЯНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП
Таблица 1
Ступени развития Трудовые функции Профессионально-ценностные ориентации
Личностно-педагогические ценности Профессионально-функциональные ценности Ценности самоутверждения
Учитель Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами. Уважительное отношение к детям, к личности учащегося; любовь к педагогическому труду. Знание своего предмета, владение современными методами обучения знание детской психологии. Целеустремленность в работе педагога, самосовершенствование, профессиональная компетентность.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Взаимопонимание, коммуникабельность, объективность. Профессиональная компетентность педагогическая эмпатия эмоциональная уравновешенность. Педагогическая рефлексия, престиж профессии учителя, общественное признание значимости педагогического труда (уважение окружающих).
Взаимодействие с коллегами. Порядочность, нравственность. Культура педагогического общения, педагогический такт. Педагогическая этика, рефлексия.
Старший учитель (учитель-методист) Проектирование образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.
Разработка программ внеурочной деятельности обучающихся. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.
Разработка вариативных программ обучения. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.
Ведущий учитель (учитель-наставник) Координация профессиональной деятельности педагогов в процессе реализации основной образовательной программы. Требовательность, справедливость, дисциплина. Владение педагогическое мастерством; успешное развитие коллектива. Независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей педагогической позиции, педагогическая рефлексия, самокритичность.
Координация разработки и реализации основной образовательной программы в образовательной организации. Методичность, логика Профессиональная компетентность; продуктивность в педагогической работе. возможность видеть результаты своего труда, самоконтроль, самокритичность.
Педагогический менеджмент, делегирование полномочий между субъектами образовательного процесса, прогнозирование ожидаемых результатов. Культурная мобильность. Профессиональная мобильность. Педагогический успех; достижение целей.
пелпгогичесиий журнал епшкортостпнп м з(вя), aoi9 össös&ö
Логика данной дифференциации коррелирует с педагогическими исследованиями, в которых определены «...три уровня развития личности в персонифицированной среде: персонизация, персонификация и персонализация. Здесь система задает извне определенные образцы, модели и стереотипы поведения; в результате сравнения и рефлексии человек осмысливает себя, свои способности и возможности; осуществляет самостоятельный жизненный выбор» [2, 6, 7].
Мы считаем, что сформированные профессионально-ценностные ориентации позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности благодаря не только увеличению знаний, умений, навыков, полномочий, но и формированию ценностей и норм поведения в той профессиональной сфере, в которой он будет работать по окончании вуза.
Таким образом, представленная кластерная модель позволяет представить декомпозицию трудового функционала и профессиональных ценностей будущих учителей начального звена. Системообразующим элементом является профессиональные ценности учителя, и каждый компонент основного кластера представляет собой совокупность отдельных элементов, взаимодействие которых направлено на получение нужного результата.
Проектирование и осуществление учебно-воспитательного процесса на основе кластерной модели структуры профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов в контексте аксиологического, системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов создает возможность осознать и принять профессиональные ценности. Компонентами данной концепции являются: уровневая -подготовка учителей трех ступеней на основе психологического механизма перехода субъекта педагогической деятельности; функциональная - определение и принятие ряда трудовых функций, соответствующих уровню подготовки специалиста; аксиологическая -определение тех педагогических и профессиональных ценностей, которые обусловливают профессионально-ключевые компетенции будущего педагога.
1. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] : Монография / под науч. ред. А. В. Кирьяковой. - Москва : Дом педагогики, 2008. - 578 с.
2. Вахидова, Л.В., Манько, Н.Н., Габитова, Э.М., Штейнберг, В.Э. Персонифицированная информационно-образовательная среда и профессиональная самоэффекгивность специалиста. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография [Текст] / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 10. - Екатеринбург, 2017 - С. 193-206
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
4. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - Москва : Академия, 2003. - 192 с.
5. Сухобская, Г.С. Образование взрослых: цели и ценности [Текст] / Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2002. - 188 с.
6. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В., Габитова, Э.М. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера [Текст] // Образование и наука. - Том 21, №1 (2019). - С. 59-81.
7. Штейнберг, В.Э., Манько, Н.Н., Габитова, Э.М., Вахидова, Л.В., Саитова, Л.Р. Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность педагога» [Текст] // Ценности и смыслы, 2019. - № 2 (60). - С. 136-147.
К.В. Ушакова, Р.М. Садвакасова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: образовательный процесс, инновация, нововведение, технологии, информатизация, кредитная технология, обучение, дистанционное обучение, коммуникационные технологии, портал.
Аннотация. В современном обществе большое внимание уделяется инновационным изменениям в системе образования, так как от развития системы образования зависит развитие общества в целом. Образование всегда оказывало и оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технического развития, а также обладает мощным потенциалом самоорганизации и своего обновления. Авторы статьи проанализировали содержание понятия «инновация» на момент введения его в научный оборот; а также выполнили анализ нововведений, реализованных в Карагандинском техническом университете Республики Казахстан.
Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие инновация впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Однако новую жизнь оно получает в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера, в результате анализа «новых комбинаций», изменений в развитии экономических систем. В педагогике понятие «инновация» стало применяться в конце 50-х годов прошлого века. Именно в это время в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, начали выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования [1, 83].
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов. Именно в этот момент и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом (имеют аналоги в прошлом). Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных идей, теорий, методик и технологий, актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Инновационный процесс направлен на качественное улучшение системы, в которой реализуется новшество, и предполагает как стимулирование его участников, так и изменение их взглядов на эту систему с позиции ее совершенствования [1, 86].
Сам инновационный процесс довольно продолжителен по времени, от момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. Но на этом процесс не заканчивается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, оценить их практическую эффективность и масштаб нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка преподавателей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.
Характер применения новшества в различных условиях зависит от многих факторов, в том числе от квалификации преподавателей, уровня грамотности и воспитанности учащихся, образа их жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно