Научная статья на тему 'Рецензия на: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / коммент. И послесл. А. А. Казанкова; пер. С англ. А. А. Казанкова, А. А. Белика. М. : О. Г. И. , 2004. 142 с'

Рецензия на: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / коммент. И послесл. А. А. Казанкова; пер. С англ. А. А. Казанкова, А. А. Белика. М. : О. Г. И. , 2004. 142 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
686
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / коммент. И послесл. А. А. Казанкова; пер. С англ. А. А. Казанкова, А. А. Белика. М. : О. Г. И. , 2004. 142 с»

африканских культур. Обычно его причисляют к структурно-функциональной школе антропологии, однако анализ его работ показывает его существенные расхождения со столпами этого направления: Радклифф-Брауном и Малиновским. Испытав влияние французской социологической школы и английских антропологов-функционалистов, он в целом разделял их подход к изучению общества и внес немалый вклад в развитие структурно-функциональной традиции своими исследованиями родства и религии. Будучи приверженцем эмпиризма, он в антропологии отдавал приоритет полевой этнографической работе и сам проводил интенсивные полевые исследования, главным образом в Южном Судане, собрав обширный этнографический материал о народностях азанде, нуэр, ануак, луо, шиллук, бедуинах Ливии и т.д. Он внес весомый вклад в развитие исторической антропологии и не только возродил интерес антропологов к устно передаваемой истории, но и сам эффективно совмещал этнографические наблюдения с изучением событий во времени, используя в исследованиях устные и архивные источники.

Издание поделено на две части, одна из них — это собственно работа Э. Эванса-Причарда «История антропологической мысли», вторую часть составляют две его лекции: «Социальная антропология: прошлое и настоящее» и «Антропология и история», а также комментарии, составленные А.Л Елфимовым, статья А.А. Никишенкова «Эдвард Э. Эванс-Причард в истории антропологической мысли» и указатель имен. Первая часть в свою очередь делится натрое: сама работа «История антропологической мысли», состоящая из пятнадцати глав по персоналиям (Монтескьё, Генри Хоум, Фергюсон, Миллар, Кондорсе, Конт, Мак-Леннан, Робертсон Смит, Мэн, Тайлор, Парето, Леви-Брюль, Фрэзер, Дюркгейм, Гирц); приложение, в которое вошли несколько дополнительных глав по персоналиям (Мюллер, Нибур, ван Геннеп, Мосс, Хокарт, Дриберг, Штейнер, Малиновский, Рэдклифф-Браун, Уайт); список литературы.

Работа написана ясным, понятным языком; каждая глава в отдельности не очень большая, что позволяет, во-первых, осмысливать главу целиком, и, во-вторых, быстро вспоминать прочитанное. Кроме того, поскольку многие из личностей, описанных Э. Эвансом-Причардом, оставили след не только в антропологии (Монтескьё, Дюркгейм, Фрэзер), в книге также рассматриваются вопросы общего развития гуманитарных наук, взаимодействия социологии, истории и антропологии, развития научных взглядов на эволюцию культуры.

В связи с выше сказанным, книга будет весьма интересна не только для студентов и преподавателей, специализирующихся на религиоведении или социологии религии, но и для людей, занимающихся философией науки, культурологией.

Р.О. Сафронов

Рецензия на: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Коммент. и послесл. A.A. Казанкова; Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика. М.: О.Г.И., 2004. 142 с.

В основу данной книги Эдварда Эванса-Причарда был положен курс лекций, в котором исследовались теории религии примитивных народов у разных авторов.

Собственно текст Э. Эванса-Причарда в издании делится на пять глав: Введение, Психологические теории, Социологические теории, Леви-Врюль, Заключение. Во введении формируются предварительные замечания и задачи исследо-

вания, одна из которых — «показать, почему теории, которые некогда считались приемлемыми, более не являются таковыми и должны быть отвергнуты частично или полностью» (с. 11). Иначе говоря, целью является не столько рассказать о теориях, сколько дать их развернутую критику. Об этом нужно помнить при чтении книги, иначе может сложиться впечатление, что автор просто решил выплеснуть на бумаге все свое недовольство существующими теориями религии, не давая никакой альтернативы. Далее, в главе «Психологические теории» разбираются гипотезы Ш. де Бросса, М. Мюллера, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Э. Лэнга, Р. Маретта, Э. Кроули, В. Вундта, Р. Лоуи, П. Рэдина и Б. Малиновского и 3. Фрейда. Глава «Социологические теории» посвящена работам Фюстеля де Куланжа, У Робертсона-Смита, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Р. Херца, А. Рэдклифф-Брауна. Глава «Леви-Брюль» посвящена исследованиям Леви-Брю-ля и Парето. И, наконец, в заключении подводятся итоги исследования. Кроме того, книга снабжена послесловием переводчика, в котором кратко описывается жизненный путь Э. Эванса-Причарда, указателем имен и понятий, достаточно обширным разделом «Литература к книге Э. Эванса-Причарда» и разделом «Дополнительная литература». Последний раздел включает в себя список литературы, использованной в послесловии и комментариях; избранную библиографию работ Э. Эванса-Причарда и список литературы, посвященной творчеству Э. Эванса-Причарда.

Книга будет очень полезна для студентов и преподавателей, специализирующихся на религиоведении, истории религии и социологии религии в качестве как учебного пособия, так и справочного материала по теориям происхождения религии. Исчерпывающей информации книга, конечно, не даст, но в качестве систематизатора основных знаний о теориях происхождения религии книга выше всяческих похвал.

P.O. Сафронов

Рецензия на: Armstrong К. Islam: A Short History. N.-Y: Modern Library, 2002. 230 p.

Карен Армстронг кратко описывает историю ислама с его возникновения до конца XX века. С ее точки зрения, политика в сознании мусульман не отделена от религии: правоверный мусульманин служит Богу тем, что создает идеальное государство; идеальное потому, что оно воплощает мысли Бога, отраженные в Коране -свидетельстве божественного присутствия в мире и выразителе Его воли. Исходя из этой предпосылки, автор объясняет весь исторический процесс мусульманского мира.

В самом начале помещен подробный хронологический справочник с датами наиболее значительных событий и жизней людей, сыгравших важную роль в истории ислама. Первая часть (главы «Пророк (570-632)», «Праведные халифы» (632-661) и «Первая смута») охватывает период с возникновения ислама (при этом автор уделяет внимание также описанию до-исламского арабского общества) до первой фитны — смуты, результатом которой стало разделение мусульман на суннитов и шиитов. Первые завоевательные походы мусульман автор представляет как типичные для того времени походы с целью передела между племенными союзами весьма ограниченных на Аравийском полуострове эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.