Рец. на: Скотникова Г. В. Византийский ассист. Византийская художественная традиция и русская культура. История и теория. СПб.: Аргус СПб., 2018 — 376 с., 16 с. илл. (Серия «Ценностные основания русской художественной культуры».)
Rev. of: Скотникова Г. В. Византийский ассист. Византийская художественная традиция и русская культура. История и теория. СПб.: Аргус СПб., 2018 — 376 с., 16 с. илл. (Серия «Ценностные основания русской художественной культуры».)
Монография известного византиниста проф. Г. В. Скотниковой является ярким примером вдумчивого истолкования последствий византийского выбора, определившего православную традицию российской культуры, влияния этого выбора на формирование самосознания россиян, на облик, систему ценностей нашего Отечества. Влияние византийской культурной и религиозной традиции на ментальность, культуру и искусство России рассматривается в контексте истории российской философии, опыта сотрудничества религиозного и научного сообществ, становления национального искусства. Название книги свидетельствует о восприятии автором Византии прежде всего как «крестной матери» Руси, открывшей ей путь благодатного преображения жизни и культуры, а также говорит о неприятии внешних, чисто позитивистско-негативных оценок этого влияния. Три раздела книги — 1) Византизм в русском самосознании XIX в.; 2) Художественная византинистика в культурном пространстве России 1870— 1930 гг.; 3) Византийское наследие в русской церковной архитектуре — отражают целостное видение автором обозначенной проблемы.
Автор показывает, что изначально Русь выработала свои особые религиозно-эстетические, богословские формы воплощения накопленного Византией духовного потенциала: «высокий пятиярусный иконостас (многосоставная икона, образ явленного Небесного Града, один из символов русской национальной культуры); древнерусский знаменный распев (из всех письменно фиксируемых певческих систем наиболее близкий устной традиции пения, практикуемой христианами VI—VIII вв.), церковно-архитектурное богатство...»
В поле зрения автора анализ духовных поисков «западников» и «славянофилов», дискуссий Пушкина с его «интуитивным историзмом.» и Чаадаева, о котором автор тонко замечает: «Не принимая ни революционных идей, ни антиклерикального активизма, Чаадаев остается блестящим учеником французских просветителей, навсегда делается "идолопоклонником" разума» (с. 32).
Культура светская и церковная в диалогах «гениального светского богослова» А. С. Хомякова, чья методология в познании хода мировой истории обозначена как историософия, и И. В. Киреевского, именуемых благодаря следованию концепции Н. П. Ильина, представленной в книге «Трагедия русской философии», родоначальниками «метафизического персонализма», освещаются автором в аспекте оценки как самой культуры Византии, так и ее влияния на Россию. Полемика Гоголя, видящего в православии духовный фундамент развития России, и атеиста Белинского, позиция выдающегося дипломата, поэта-мыслителя, одного из творцов русской эстетико-философской идеи Ф. И. Тютчева и чутко уловившего противоречия Византии «западника» Т. Н. Грановского раскрываются автором на материалах редко цитируемых работ, исторических документов, оценок современников. Каждый из них видит роль Византии в истории и культуре Отечества по-своему, но эти грани создают образ цельного мира византийской культуры в сознании самых значимых представителей первой половины позапрошлого века.
Сильной стороной монографии Г. В. Скотниковой является попытка не только показать византийские истоки российской культуры, но и рассматривать Византию как отправную точку самобытности Отечества, его менталь-ности, искусства: «...византийская тема органично проявляется... становясь не только мощным фактором развития науки, но и стимулом обогащения национального самосознания. служит формированию представлений как о ци-вилизационной, христианско-православной принадлежности России, так и о самобытности ее культуры» (с. 147). Автор показывает, что влияние Византии, основывавшейся на греческой традиции, парадоксально определило самобытность русской культуры как более европейской по глубинным истокам, чем страны Европы, воспринявшие христианство из Рима. На страницах нового исследования Г. В. Скотниковой мы можем видеть драматические повороты дискуссии, проходившей в 70-е гг. XIX в. в среде российской интеллигенции по проблеме самосознания и места Византии в историческом прошлом и настоящем. Научно-философская, на первый взгляд, полемика Данилевского и Соловьева, а затем Страхова происходит на фоне острейших исторических событий — нарастания мощного протестного движения народников, вскоре погрузившегося в пучину кровавых событий под видом популистской заботы о русском народе. Вот как раз он — русский народ — и стал тем ключевым понятием, осмысление которого привело к философскому спору Н. Я. Данилевского с его идеей о самоценности и В. С. Соловьева — с теорией неполноценности. Исключительно актуальный спор в условиях современного цивили-зационного противостояния!
Автор повествует о многогранном творчестве и вкладе в культуру России Н. Н. Страхова, сетует на отсутствие в Петербурге, с которым связаны многие годы его жизни, памятных мест, даже его мемориальной доски.
Яркой параллелью Византии и России предстает анализ автором российских храмов и возрождение у нас храмовой архитектуры на рубеже ХХ—ХХ1 вв. в третьем разделе. Здесь автор утверждает, что, «творчески осваивая духовные заветы Византии, Древняя Русь выработала свои типы храмов. Древнерусское храмовое
Скотникова Г. В. Византийский ассист. Византийская художественная традиция и русская культура...
зодчество предстает изначально самобытным» (с. 267). Обращаясь к своеобразию русского храма, автор трактует его архитектурное строение в соответствии с духом православия, показывая эту связь в шестиглавии, в шатровом храме, в ярусном, «шатровоглавом». Вместе с тем внимательное обращение к традиции, показывает Г. В. Скотникова, позволяет разглядеть творческое следование византийским основаниям в работах таких архитекторов, как А. А. Авдеев, А. О. Бернардацци, Г. Г. Гагарин, Д. И. Гримм, В. А. Косяков, Р. И. Кузьмин, Н. В. Никитин, Н. И. Никонов, А. А. Парланд, С. И. Соловьев, В. А. Шрётер в Х1Х—ХХ вв. Завершенный в 2009 г. храм Сретения Господня в Санкт-Петербурге (арх. Г. К. Челбогашев и Г. А. Васильев) показывает сохранность традиции и в XXI в.
Достойным завершением интереснейшей работы является и Приложение «А. С. Хомяков о культуре Византии», в частности, византийский раздел из его «Записок о всемирной истории», который также несомненно увлечет читателя. Ведь Хомяков показывает, что «мы имеем не только свидетельство неоспоримое племенного тождества между теперешним греком и славянами, но еще свидетельство древности некоторых русских песен, древности, восходящей ко времени, предшествующему славянской колонизации Эллады, т. е. по крайней мере к V столетию после Р. X., а вероятно, и далее.» (с. 339).
Книга содержит немало открытий: читатель узнает, за что Екатерина II платила Дидро; каково было влияние основателя русской школы византийского искусствознания Н. П. Кондакова, ученика Ф. И. Буслаева, на развитие византи-нистики в целом; как изучение истории и наследия Византии способствовало формированию осознания пути России в среде научной и художественной интеллигенции, в общественном мнении. Впечатляет и научный аппарат монографии — обширный именной указатель, список источников из 245 наименований, интереснейшие комментарии.
Сегодня возрождается плодотворное сотрудничество представителей религиозного и научного мировоззрения, о чем свидетельствуют, например, ставшие традиционными для Московской Духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета научные конференции с участием современных историософов, преподавание основ религиозной культуры и этнокультурное просвещение включаются в систему отечественного образования во многих городах России.
Знаменательно, что книга написана автором — петербурженкой, в городе, где наряду со светскими научными учреждениями активно работают Русская христианская гуманитарная академия, Центр христианской психологии и антропологии, Общество православных врачей им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Епархиальное общество православных психологов во имя святителя Феофана Затворника, изучающие духовные аспекты бытия человека и опирающиеся на православные культурные традиции.
Думается, что материал книги выходит за рамки подзаголовка «Византийская художественная традиция и русская культура. История и теория», представляя не только художественную традицию Византии и России, но и философию, историософию обеих стран. А сама книга, написанная высоким стилем,
прекрасным русским языком, несомненно является знаковым событием научной жизни.
Протанская Елена Сергеевна,
Санкт-Петербургский государственный
институт культуры
Российская Федерация, 191186,
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2
proels2007@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-6587-8234
Лепехин Николай Николаевич,
Санкт-Петербургский
государственный университет
Российская Федерация, 199034,
г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
lepehin-n@mail.ru
ORCID: 0000-0001-9160-0519
Розина Ольга Владимировна, Московский государственный областной университет Российская Федерация, 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24 olgarozina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0437-7724
Protanskaia Elena, St. Petersburg State Institute of Culture
2 Dvortsovaya nab., St. Petersburg 191186, Russian Federation proels2007@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6587-8234
Lepekhin Nikolay, St. Petersburg State University 7/9 Universitetskaya nab., St. Petersburg 199034, Russian Federation lepehin-n@mail.ru ORCID: 0000-0001-9160-0519
Rozina Olga, Moscow Region State University, 24 Very Voloshinoi Str., Mytishchi 141014, Russian Federation, ul. Very Voloshinoy, 24 olgarozina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0437-7724