Научная статья на тему 'Рец. На: Hughes J. Votive body parts in Greek and Roman religion. Cambridge: cambridge University Press, 2017 (cambridge classical studies). 234 p'

Рец. На: Hughes J. Votive body parts in Greek and Roman religion. Cambridge: cambridge University Press, 2017 (cambridge classical studies). 234 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На: Hughes J. Votive body parts in Greek and Roman religion. Cambridge: cambridge University Press, 2017 (cambridge classical studies). 234 p»

Рец. на: Hughes J. Votive body parts in Greek and Roman religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2017 (Cambridge classical studies). 234 p.

Rev. op.: Hughes J. Votive Body Parts in Greek and Roman Religion. Cambridge:

Cambridge University Press, 2017 (Cambridge classical studies). 234 P.

Самой распространенной практикой богопочитания, по данным современной археологии и эпиграфики, являются вотивы — различные предметы, стелы и надписи, посвященные божествам в знак какой-либо клятвы, благодарности за исполненное желание, исцеление или с просьбой о нем. Как известно, в классической древности преобладали именно исцелительные вотивы — каменные стелы с изображением больного органа и благодарственными надписями за исцеление. Весьма значительная коллекция подобных вотивов представлена в музее святилища Асклепия в Эпидавре.

Книга Джессики Хьюз (Jessica Hughes) «Вотивные части тела в греческой и римской религии» посвящена бытованию феномена вотивных приношений в Греции периода позднего эллинизма и римского господства. Автор — искусствовед и преподаватель в области классической древности британского «Открытого университета» («The Open University») — анализирует вотивные изображения и предметы из четырех основных областей: классической Греции, римской Италии, римской Галлии и римской Малой Азии.

Идея книги возникла у автора в процессе работы по гранту Леверхульма (The Leverhulme Trust funded project) в рамках проекта «Изменение представлений о человеческом теле» Кембриджского университета в 2005—2009 гг. Проект представлял собой совместное междисциплинарное исследование, целью которого являлась фиксация и анализ представлений человека о его теле от эпохи неолита до настоящих дней. Джессика Хьюз присоединилась к команде археологов и искусствоведов в конце 2005 г. в качестве постдока сразу после получения степени PhD по римскому искусству в Британском институте Курто (Courtauld Institute of Art) под руководством антиковеда Мэри Бирд (Winifred Mary Beard)1. Наставником юного ученого на проекте оказался знаменитый кембриджский профессор Робин Осборн (Robin Grimsey Osborne), британский антиковед, специалист по архаической Греции, древнегреческой истории и искусству. Он же стал первым читателем рукописи Джессики и научным редактором каждой главы, благодаря чему книга приобрела цельность и исследовательскую глубину.

Рецензируемое издание представляет собой довольно объемную монографию о вотивных предметах, которая состоит из пяти глав, послесловия и библи-

1 Мэри Бирд также является редактором раздела антиковедения «The Times Literary Supplement» литературного приложения «The Times».

ографии; снабжена алфавитным указателем, списком иллюстраций и использованных аббревиатур.

Первая глава «Введение: фрагменты истории» (с. 1—24) призвана ввести читателя в контекст и проблематику вопроса, чему способствует весьма подробный историографический обзор исследований о вотивных приношениях в древнем мире и христианской культуре. Автор анализирует существующие методологические подходы к изучению феномена вотивных частей тела, особо акцентируя темы фрагментации телесности и методологическую оппозицию непрерывности уб эволюции вотивных представлений в различных культурных контекстах. Выражая сожаление об отсутствии темы вотивных приношений в классических учебниках по античному искусству (с. 4), Хьюз, по всей видимости, стремится если не исправить это досадное недоразумение собственной монографией, то хотя бы ознакомить с темой массового читателя.

Во второй главе «Фрагментарность как метафора: анатомические вотивы в классической Греции У—1У в до н. э.» (с. 25—61) автор исследует археологический материал из крупнейших святилищ Асклепия в Афинах, Коринфе и Эпидавре. Хьюз выявляет причины и предпосылки возникновения телесных вотивов, акцентируя важность раздробленной формы. Сравнивая медицинские трактаты с перечнем больных частей тела, художественные изображения реальных и фантасмагоричных тел, литературные метафоры телесного и философско-политические теории, ученый прослеживает эволюцию представлений о человеческом теле в разных сферах гуманитарной культуры.

Признав несомненные жанровые различия рассмотренных текстов, автор в то же время отмечает схожесть образов частей тела во всех источниках. Телесная деконструкция, по мысли Хьюз, является главным способом визуализации взаимоотношений божественного и земного в древнем мире. Вместе с тем автор выдвигает любопытную гипотезу: что, если — подобно тому как взгляд современного исследователя способен усмотреть в вотивных изображениях отсылки к теориям Фрейда и Лакана — древние верующие также ощущали связь раздробленных тел с ранними стадиями развития человека? Не являлась ли схема разделенного тела попыткой реконструкции материнского лона, чему также могли способствовать тесные своды святилищ, где устанавливались вотивы? Задавшись подобными вопросами, Хьюз связывает предметы архаичной материальной культуры с современным психоанализом, размышляя над трансформацией древней традиции в культурном контексте нового времени.

Третья глава «Под кожей: анатомические вотивы римской Италии 1У—1 в до н. э.» (с. 62—105) посвящена рассмотрению этрусско-италийских вотивных частей тела. Хотя традиция изучения данных объектов возводит преемственность к классическому греческому материалу, Хьюз дерзает предположить более раннее происхождение италийских вотивов. Исследуя изображения частей тела, автор выявляет характерные особенности этрусско-италийской религии, выстроенной вокруг непрестанного диалога между смертными и богами. Специфическая визуальная традиция этрусской материальной культуры позволяет Дж. Хьюз выделить особые темы жертвоприношений и телесных метаморфоз, в которых наглядно представлены примеры фрагментации человеческого тела. Рассматривая

вотивные изображения пораженных органов, автор предполагает, что функция данных объектов состояла не только в локализации физической болезни, но и в особой значимости визуализации раздробленной телесности.

Сравнивая традиционные вотивные объекты классической Греции с италийским материалом, Хьюз отмечает акцент этрусской культуры на изображении внутренних органов — мало характерный для греческих святилищ. Причину подобного расхождения автор видит в особой значимости для религиозных представлений Греции ритуальной нечистоты. По мысли Хьюз, строгие правила соблюдения сакральных табу могли не позволить помещать в святилище «нечистые» изображения пораженных внутренних органов. Вместе с тем автор отмечает недолговечность традиции анатомических вотивов в италийской культуре: уже к I в. н. э. изображения больных органов сменились вотивной эпиграфикой, характерной для классической Греции. Причина угасания «анатомического культа» пока неясна, однако, по мнению Хьюз, может скрываться в повсеместном распространении медицинских практик, заместивших собой исцелитель-ные святилища.

Четвертая глава «Страх влияния: анатомические вотивы в римской Галлии I в. н. э.» (с. 106—150) предлагает еще один пример трансформации вотивного культа при перенесении традиции в иную культурную среду. Репрезентация италийского телесного образа галльским ритуалом меняла вотивную иконографию, приводя в соответствие с автохтонными представлениями о теле. Бытовавшее в привычных практиках почитание священных источников, характерное для религии галлов, сталкивалось с римскими вотивными культами, приобретая новые черты. Так, по мнению Дж. Хьюз, ритуальные предметы материальной культуры Галлии являют собой пример не только «вертикальных» взаимоотношений богов и людей, но и «горизонтальных» отношений между самими смертными. Вотивная иконография отныне не столько обращалась к божественному миру, сколько отражала идеологическую и политическую конъюнктуру, подчеркивала бинарную оппозицию римской и галлийской культур.

Вместе с тем автор прослеживает параллели между традиционной для римской религии вотивной раздробленностью тела и бытовавшими в Галлии практиками ритуального обезглавливания. Фрагментальность анатомических вотивов греко-римского мира носит исключительно ненасильственный характер, являясь символом отсутствующего донатора, однако же малейший сдвиг в восприятии зрителя способен превратить эти автономные символы в образы телесных увечий. По мнению Хьюз, контекст ритуальных жертвоприношений Галлии трансформировал мирные исцелительные благодарения в зловещие образы насилия: когда вотивные части тела располагались рядом с орудиями для обезглавливания.

В пятой главе «Наказывая тела: лидийские и фригийские "умилостивляющие" стелы, II—III в. н. э.» (с. 151—186) автор обращается к теме анатолийских мраморных стел из сельских святилищ римской Лидии и Фригии. Эти эпиграфические памятники на греческом языке были созданы в I—III в. и содержат уникальные свидетельства о преступлении, наказании и искуплении. Хьюз стремится избежать терминологических дискуссий, возникших вокруг имено-

вания данных вотивных объектов, аккуратно акцентируя материальную составляющую феномена. Так, вместо традиционного названия «исповедные надписи» (confession inscriptions)2 автор предлагает термин «умилостивляющие стелы» (propitiatory stelai), тем самым подчеркивая свой искусствоведческий интерес к рельефным изображениям, покрывающим мраморные плиты. Цель своего изучения анатолийских стел Хьюз видит в поиске взаимосвязи текста надписей и сопровождающих их изображений в контексте вотивных практик. Абстрагируясь от признательной составляющей памятников, Хьюз находит в затейливых рельефных изображениях анатомические образы раздробленной телесности, сопровожденные неким «поясняющим» текстом. Уникальность надписей, по мысли Хьюз, — в возможности услышать голос самого донатора, тогда как все рассмотренные ранее вотивные предметы «безмолвствовали» (с. 151).

Вместе с тем следует отметить определенную странность в отборе эпиграфического материала. В существующих изданиях памятников автор отыскивает надписи, наиболее близкие концепции книги. Опираясь на исследование Ха-ниотиса, Хьюз упоминает 32 надписи из известных ей 142, содержащие указания на больные органы3. Действительно, некоторые рельефы содержат изображения отдельных частей тела — пораженных болезнью в качестве наказания либо явившихся причиной совершенного преступления. Например, рассказ о постигшей преступника слепоте сопровождается символическим рисунком глаз, а благодарение за исцеление хромоты — анатомически верным изображением ноги4. Сложный и дискуссионный5 вопрос о культовых функциях CI Хьюз решает в пользу однозначного отнесения данных стел к ритуальным инструментам ис-целительных практик, что позволяет автору отождествить стелы с вотивными предметами. Тем не менее сама Хьюз признает, что «представление болезни и исцеления в надписях сильно отличается от характерного подхода вотивов, рассмотренных в предыдущих главах» (с. 159).

Изучив рельефы отдельных стел, Хьюз выдвигает своеобразную гипотезу о вотивных практиках классической древности. По мысли автора, раздробленные части тела призваны символизировать разрыв общественных связей между индивидом, установившим стелу, и социальной группой общины. Вотивные части тела предстают в качестве парных символических образов целого (когда одна рука является символом обеих рук) и сепаратных фрагментов общего макро-космического тела, что, по словам Хьюз, предваряет пришествие представлений

2 Далее CI.

3 Chaniotis A. Under the Watchful Eyes of the Gods: Divine Justice in Hellenistic and Roman Asia Minor // The Greco-Roman East: Politics, Culture, Society / S. Colvin, ed. Cambridge, 2004 (Yale Classical Studies; 31). P. 1-43.

4 Chaniotis A. Illness and Cures in the Greek Propitiatory Inscriptions and Dedications of Lydia and Phrygia // Ancient Medicine in its Socio-Cultural Context II / H. F. J. Horstmanshoff, P. J. van der Eijk, P. H. Schrijvers, eds. Amsterdam, 1995. P. 323-344.

5 См., например: SteinleitnerF. S. Die Beicht im Zusammenhange mit der sakralen Rechtspflege in der Antike. München, 1913; Versnel H. S. Beyond Cursing: The Appeal to Justice in Judicial Prayers // Magica Hiera. Ancient Greek Magic and Religion / A. Faraone, D. Obbink, eds. Oxford, 1991. P. 754; Pleket H. W. Religious History as the History of Mentality: The «Believer» as Servant of the Deity in the Greek World // Faith, Hope and Worship: Aspects of Religious Mentality in the Ancient World / H. S. Versnel, eds. Leiden, 1981. P. 191.

христианского мира, где каждый отдельный верующий является частью общего тела Церкви. А вотивные приношения также оказываются способом общения человека с исцеляющей силой Бога.

В «Послесловии: пересматривая фрагментарность» (с. 187—191) автор подводит итоги проделанной работы и приводит яркие литературные образы в подтверждение собственной концепции генезиса вотивных практик в разных частях греко-римского мира и рецепции христианской культурой античной вотивной традиции.

Книга уникальна самобытным исследовательским ракурсом, отличным от существующих работ по теме. Автор предлагает рассмотреть проблему вотивных приношений не столько в контексте исцелительных практик, но также в качестве метатекста, отражающего представления о телесном.

Четыре культурных контекста поданы в форме автономных глав, отдельных «кадров кинофильма об анатомическом ритуале» (с. 187), объединенных единым концептом «фрагментальности». Разобщенные фрагменты культурных контекстов складываются в систему вотивных представлений, изменчивую и открытую внешним влияниям. На глазах читателя происходит постмодернистское расщепление единой истории на локальные «истории-рассказы», порождающие эклектичность, где единая традиция распадается на четыре автономных варианта, не слишком связанных между собой. Такой прием позволяет Хьюз доказать отсутствие непрерывной преемственности отображения болезней и исцеления в иконографии вотивных предметов и подчеркивает способность различных культур трансформировать унаследованную традицию под собственные актуальные нужды.

Сравнивая различные изображения телесности, усматривая специфические особенности и выявляя общие черты вотивов, Джессика Хьюз прослеживает изменения представлений о теле, его границах и феномене телесной раздробленности в эпоху классической древности. Внимание автора при этом сосредоточено на темах фрагментации телесного, телесной трансформации в религиозных ритуалах и бытовании данной традиции в истории.

Книга во многом сама организована как постмодернистский текст, в котором названия глав цитатно отсылают к работам по психоанализу и теории литературы. Говоря о рецепции галлами римской традиции, Хьюз вспоминает зависимость текста от великих предшественников в «страхе влияния» Блума6, вотивная деконструкция телесности выводится автором из лакановских интерпретаций Фрейда, связывая символьную иконографию раздробленных частей тела с «воображаемым» подобием донатора7.

Несмотря на некоторую тенденциозность в отборе материала и временами возникающее у читателя ощущение «подгонки под результат», монография Хьюз не лишена ценности. Книга является любопытной попыткой постмодернистской игры с традицией, оставаясь при этом в рамках научного текста. Написанная ярким образным языком, изобилуя примерами и специфическим иллюстративным материалом, данная монография, по всей видимости, обращена более

6 Bloom H. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. N. Y., 1973.

7 Lacan J. Écrits: A Selection. L., 1977.

к массовому читателю, нежели к специалисту. Вместе с тем хочется отметить добротный историографический обзор во введении, прочтение которого смело можно порекомендовать для ознакомления каждому исследователю, впервые заинтересовавшемуся историей вотивной традиции, античной медицины и исце-лительных религиозных практик древнего мира.

Pe^ Ha: Die Psalmen bei den Kirchenvätern: Psalm 1—30 / Th. Heither, Ch. Reemts, Hrsg. Münster: Aschendorff, 2017. 483 s.

Rev. op.: Die Psalmen bei den Kirchenvätern: Psalm 1—30 / Th. Heither,

Ch. Reemts, Hrsg. Münster: Aschendorff, 2017. 483 s.

Книга под названием «Псалмы у Отцов Церкви (Псалмы с 1 по 30)» написана Терезией Хайтер и Кристианой Ремс — двумя монахинями бенедиктинского ордена аббатства Мариендонк, расположенного на западе Германии, недалеко от Эссена. Уже около 20 лет они совместно трудятся над серией книг под общим заголовком «bei den Kirchenvätern», что можно перевести как «у Отцов Церкви» или «по писаниям/толкованиям Отцов Церкви». В свет выходили такие работы, как «Рассказы о патриархах у Отцов Церкви» (1999), «Книга Исход у Отцов Церкви» (2002), «Библейские фигуры у Отцов Церкви — Авраам» (2005), «...Адам» (2007), «...Самуил» (2009).

«Псалмы у Отцов Церкви (Псалмы с 1 по 30)» — первый из пяти запланированных томов. Он обозревает и сводит воедино огромное наследие Отцов Церкви по толкованию книги Псалмов. Работа состоит из трех частей: введения, основной части с комментариями на первые 30 псалмов и технического приложения со словарем избранных терминов, библиографией и регистром.

Второй Ватиканский собор, отведя в литургии центральное место Священному Писанию, особым образом подчеркивает важность Псалтыри — главной молитвенной книги Церкви, которую христиане должны активно использовать в своей молитвенной практике, хорошо знать, глубоко понимать и любить.

Харитонова Юлия Германовна, аспирант ПСТГУ

Kharitonova Yulia, Graduate Student St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities. 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation [email protected]

Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 [email protected]

ORCID: 0000-0002-2998-7836

ORCID: 0000-0002-2998-7836

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.