УДК 37.013
СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Смирнов Ярослав Юрьевич, кандидат педагогических наук, и. о. профессора кафедры народных инструментов, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, заслуженный работник культуры РФ (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: 12345os@mail.ru
На сегодняшний день в современной педагогике, педагогической культурологии накоплен большой опыт в теории и практике обучения, воспитания подрастающего поколения, а также разработана новая система музыкально-эстетического воспитания. Эта система ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать и влиять на действительность. Музыкально-эстетическое воспитание рассматривается в педагогической культурологии как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, результатом которого является формирование общей культуры личности. В России музыкально-эстетическое воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Важным моментом в данной системе является то, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в самом раннем детстве. Целью данной статьи является определение эстетических, нравственных и музыкальных целей воспитания, раскрытие роли и значения музыкального воспитания в жизни подрастающего поколения и общества в целом. Для достижения этой цели автором статьи проанализированы различные подходы к системе музыкально-эстетического воспитания, рассмотрены такие понятия, как музыкальная культура, влияние музыки на человека и ее особенности, представлен анализ работы Омской, Хабаровской, Орловской, Псковской филармоний.
Ключевые слова: педагогическая культурология, музыкальная педагогика, разностороннее развитие личности, организация процесса музыкального воспитания личности.
THE SYSTEM OF MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN, ADOLESCENTS, YOUTH AND WAYS TO IMPROVE ITS EFFECTIVENESS
Smirnov Iaroslav Yurievich, PhD in Pedagogy, Acting Professor of Department of Folk Instruments, St. Petersburg State Institute of Culture, Honored Worker of Culture of the RF (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: 12345os@mail.ru
Today in modern pedagogy, pedagogical, cultural studies has accumulated extensive experience in the theory and practice of education, upbringing of the younger generation, and developed a new system of musical-aesthetic education. This system makes the task of identity formation, is able to actively, creatively transform and affect reality. Musical-aesthetic education is considered in the teaching of cultural studies as an integral part of moral education of the younger generation, which is the result of formation of the General culture of the individual. In our country the musical-aesthetic education is not seen as an area accessible only to selected gifted children, but as an integral part of the overall development of the younger generation. Key points in this system is the fact that exposure to art began as soon as possible, in early childhood. The purpose of this article is the definition of aesthetic, moral, and musical education goals, demonstrate the role and value
of music education in the lives of the younger generation and society in General. To achieve this goal, the author of the article analyzes different approaches to the system of musical-aesthetic education, considers concepts such as musical culture, the influence of music on man and its features, the analysis of the work of Omsk, Khabarovsk, Orel, Pskov Philharmonic.
Keywords: teaching cultural studies, music pedagogy, the versatile development of personality, the organization of the process of musical education of the individual musical culture.
В 50-60-е годы XX столетия в Доме культуры профтехобразования (ныне ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга») сложилась традиция, в соответствии с которой к постоянному общению с учащимися привлекались самые выдающиеся деятели культуры. Литературное объединение «Голос юности» вела Вера Панова; танцы в хореографическом коллективе ставили Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Олег Виноградов; хором руководил главный хормейстер Мариинского театра Александр Му-рин. Частым гостем здесь был и выдающийся дирижер Евгений Мравинский.
Обсуждая с педагогическим коллективом итоги своего общения с участниками музыкальных объединений, Е. А. Мравинский отмечал, что в истории человечества музыка, в отличие от ныне сложившихся представлений, была вначале, а уж потом появилось «слово». При рождении ребенок сначала плачет, поет, засыпает под колыбельную и только намного позже постигает «слово», которое рождается в недрах «музыки». Однако, чтобы использовать конструктивный потенциал музыки, ее нужно уметь донести. Задача искусства, по его мнению, в том, чтобы потрясать, и, если этого не происходит, значит люди не умеют использовать его силу (см. [1, с. 354]).
Среди участников клубных объединений в ДК профтехобразования было много учащихся 12-летнего училища-интерната, где под одной крышей собрались 540 воспитанников детских домов. Чтобы найти эффективную методику воздействия на такой сложнейший контингент, директор училища М. А. Ариарский решил в первую очередь задействовать эффект воспитания музыкой, и Евгений Александрович, несмотря на свою предельную занятость, принял в этом участие: приглашал детей и подростков на свои концерты, раскрывал им чудесную силу отдельных инструментов, очаровывал безграничными возможностями оркестра. При этом он постоянно
подчеркивал, что музыку нельзя постигать как таблицу умножения, так как она в первую очередь проходит через сердце и ее восприятие требует иной методики.
Именно в эти годы в содружестве с педагогическим коллективом ДК профтехобразования и рядом известных деятелей культуры М. А. Ариарский стал разрабатывать свою научно-педагогическую концепцию, которая в начале 1980-х годов обрела название педагогическая культурология, и принципиально важно, что она не была плодом лишь теоретических рассуждений, а стала откликом на требования практики, была предопределена настоятельной необходимостью в полную меру реализовать созидательный потенциал художественной культуры.
Особая роль педагогической культурологии связана с музыкой, музыкальным воспитанием, музыкальной педагогикой. Музыкальная культура - результат сложного и длительного процесса формирования личности, в котором отражается и объективное влияние микросреды, наполненной музыкой, пением, танцами, и последствия целенаправленной деятельности по музыкально-эстетическому просвещению и вовлечению индивида в различные виды музыкально-образовательной, музыкально-исполнительной и музыкально-созидательной деятельности.
Многие люди не знают нотной грамоты, не владеют каким-либо музыкальным инструментом, не обладают певческими или хореографическими способностями, но любят, знают и ценят музыку, постоянно посещают оперу и филармонические концерты, умеют оценить достоинства фольклорных ансамблей, камерных и симфонических оркестров, молодежных музыкальных коллективов популярной направленности. Эта категория населения, естественно, обладает определённой художественно-эстетической культурой, ставшей результатом музыкального просвещения.
Однако, если определить наиболее эффективный путь формирования музыкальной культуры подрастающего поколения, то более рациональным представляется органическое соединение просвещения и вовлечения детей и подростков в процесс овладения умениями и навыками музицирования, и по мере решения этой задачи - в исполнительную и творчески-созидательную деятельность. Оптимальной базой формирования музыкальной культуры всех групп населения, в первую очередь детей и молодёжи, наряду со специальными учебными заведениями, музыкальными школами, школами искусств, университетами музыкального искусства и т. д., сегодня выступают коллективы дополнительного образования, объединяющие сотни тысяч любителей музыки.
Важнейшая особенность музыкального любительского коллектива проявляется в том, что он создаёт самую благоприятную микросреду художественного творчества, формирует эстетическое отношение к действительности и искусству, усиливает познавательные возможности личности, стимулирует развитие коммуникативных качеств, порождает нравственно-психологическую атмосферу творческого соревнования и содружества [6, с. 149].
Музыка в одинаковой мере окружает каждого из нас, но один слышит мелодию колышущейся на ветру травы, другие остаются глухими к шедеврам Л. Бетховена или М. И. Глинки. Одни видят свое счастье в возможности попасть на концерт Д. Мацуева или «Виртуозов Москвы», другие -не испытывают комплекса неполноценности от того, что ни разу в жизни не были в филармонии или оперном театре. В этих различиях проявляются индивидуальные способности, развитость эмоциональной сферы, наследственность и иные личностные качества, но в первую и решающую очередь - это результат воспитания, благодаря которому человек научился или не научился воспринимать духовное богатство музыки, испытывать благодаря ей всю гамму человеческих чувств.
Самые великолепные творения музыкального гения остаются «вещью в себе» до тех пор, пока люди не освоили их. Даже для профессионалов требуется время, чтобы услышать и принять новую мелодию. История знает, как трудно кол-
леги по «Могучей кучке» принимали Первый концерт для рояля с оркестром П. И. Чайковского; сколь болезненно шли первые репетиции «Войны и мира» С. С. Прокофьева, как музыканты отвергали первые опусы А. Шнитке. Вряд ли на фоне этих примеров можно удивляться, что школьники или учащиеся профтехучилищ без необходимой подготовки не проявляют интерес к И. С. Баху или Д. Д. Шостаковичу [1, с. 159].
Необходимость музыкального воспитания как одного из условий гармонического развития личности, бесспорна. Однако далеко не бесспорна его методика, организация, возрастные границы, количественные и качественные параметры, и здесь существенную роль начинает играть педагогическая культурология.
В педагогике достаточно распространено положение о музыкальном воспитании как развитии особенностей к восприятию музыки. Однако оно не раскрывает всей полноты формирования музыкальной культуры, оставляя, к примеру, вне внимания такой ее аспект как музицирование, непрофессиональное музыкальное творчество.
Более адекватной представляется позиция Д. Б. Кабалевского [7, с. 172], который подчеркивал необходимость не просто музыкального, а музыкально-эстетического воспитания, гуманистического характера приобщения детей и молодежи к музыке, вовлечения их в музыкальное творчество.
Теория и практика музыкального развития подрастающего поколения, разработанная и апробированная Д. Б. Кабалевским, ориентирует на то, чтобы научить подростков:
• любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров;
• отличать в музыке хорошее от плохого;
• владеть основами музыкальной грамотности;
• постоянно развивать свои творческие возможности.
Для Д. Б. Кабалевского музыкальная культура - это неотъемлемая часть духовного богатства любого человека. Музыка для него не самоцель, а средство формирования и проявления образного мышления и эстетического отношения к действительности.
Уязвимой стороной системы нравственно-эстетического воспитания средствами музыки, которую внедрял Д. Б. Кабалевский, являлось то, что она, по сути, ограничивалась лишь созерцательной и аналитической стороной, оставаясь при этом на уровне просвещения, и не поднималась до более активной деятельной стадии музыкального творчества подростков.
Между тем достоинство российской школы музыкальной педагогики, представленной А. А. Апраксиной, Б. В. Асафьевым, Л. Д. Ба-ренбоймом, Н. А. Брюсовой, Н. А. Ветлугиной, А. Н. Сохором, Б. М. Тепловым, Б. Л. Яворским и многими другими, заключается в том, что она строится на единстве восприятия музыки и музыкального творчества; на последовательном формировании элементарной музыкальной грамотности, подкрепленной включением в различные формы музицирования.
Один из крупнейших психологов XX века Б. М. Теплов [5, с. 39] различал музыкальность двух видов:
• наличие специальных музыкальных способностей, музыкального слуха, ладового, метроритмического чувства и проявлений индивидуальной музыкальной одаренности;
• музыкально-эстетические способности как результат воспитания, достижимый для ребенка, подростка или зрелой личности.
Музыкальная педагогика исходит из того, что начинать всестороннее развитие личности надо как можно раньше. С момента рождения человек подвергается самым разнообразным влияниям, но одним из наиболее конструктивных представляется музыка. Дети, постоянно слышавшие мелодии материнской песни, по сути, изначально приобщаются к миру прекрасного, но оно не должно завершаться ранним детством и педагогическая культурология учит, как обеспечить непрерывный процесс музыкального развития.
История музыкального воспитания богата примерами, когда подростки, которые явно отстают в обучении, в общем развитии до тех пор, пока не приобретают какое-то небольшое музыкальное умение, которое обеспечивает проявление их скрытых до этого эмоций. В результа-
те многие из них начинают заметно лучше учиться по всем предметам. Открыв учащимся доступ к пониманию искусства, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей.
Для правильной организации музыкального воспитания необходимо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания.
Музыка, прежде всего, воспитывает музы кальную дисциплину, стремление к совершенствованию индивидуального и коллективного исполнения в музыкальном инструментальном ансамбле, вокальном в хоровом пении, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект музыкального воспитания - стимулирование умственного развития. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. В процессе занятий очень скоро проявляются таланты.
Основу любого метода всегда должны составлять реальные, практические, а не только теоретические занятия музыкой. Как только дети или подростки начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, они станут охотно заниматься и теорией музыки. В данном случае мы сталкиваемся с двуединым процессом от пропаганды музыки к музицированию и от музицирования к более осмысленному восприятию музыки.
Музыка - это мир, куда человек входит однажды и остается поклонником навсегда. Мир музыкальной красоты существует не сам по себе. Он становится или не становится таковым в зависимости от личности, соприкасающейся с музыкой. Музыкальная культура личности -показатель развития самой личности.
Почему целостное развитие личности протекает более успешно, если к средствам ее воспитания дополняется музыка? Главной проблемой, связанной с осмыслением роли музыки в воспитании человека, является ее специфика, которую активно использует педагогическая культурология.
Первая особенность музыки кроется в интернациональной природе этого вида искусства. Музыка становится близкой и понятной в силу сходства с интонацией человеческой речи. Когда язык и звуковая речь в древности стали средствами общения между людьми, возникли первые образцы вокальной музыки - музыки для голоса.
Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли раскрыто в работах академика Б. В. Асафьева. Интонация стала рассматриваться им как фундамент, как звуковыраженная «музыкальная мысль», которая лежит в основе музыкального образа произведения, содержания и формы, творческого метода и стиля, реализма, народности и др. сторон музыкального произведения. Б. В. Асафьев подчеркивал, что в самом звучании слова отражается интонационный смысл смысла... музыка не выдумывается, а плавится из реальности. Можно сказать, что главное в восприятии музыкального произведения состоит в том, чтобы услышать «смысл интонационного смысла».
Вторая особенность музыки в том, что она -особый язык человеческого общения: музыка не может отражать и изображать отдельные предметы явления, но способна более ярко передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния, их динамику, переливы.
Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого переживать сильнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, правду, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувства, интеллект.
Третья особенность музыки состоит в глубине и огромной эмоциональной силе не только нравственно-эстетического, но и психологического и физиологического воздействия на человека. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук. Научные наблюдения показывают, что звук является более сильным сенсорным раздражителем для человека, чем свет или цвет.
Главный эстетический смысл музыкального произведения таится в его художественно-образной системе, однако нельзя недооценивать и силу физиологического воздействия на человека
физико-акустического ряда музыкального произведения.
Можно констатировать и другие особенности музыки, предопределяющие ее огромный воспитательный потенциал. Однако, чтобы реализоваться, а музыка не оставалась «вещью в себе», необходимо приобщить человека к музыкальной культуре, научить его слушать музыку и понимать ее.
Академик Б. В. Асафьев неоднократно подчеркивал, что в отличие от слова, восприятие которого находятся в прямой зависимости от его новизны, музыка воспринимается тогда, когда слушатель находит в ней знакомые мелодии. Почти два года коллеги Д. Ф. Тухманова не принимали его «День Победы». В свою очередь, подросток, не имея необходимого опыта общения с музыкальной культурой, не способен сразу воспринять шедевры И. С. Баха, Л. В. Бетховена, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.
В этой связи в ряде городов России делаются попытки найти оптимальные формы приобщения детей, подростков и молодежи к достижениям мировой и отечественной культуры. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге большим успехом пользуются абонементы «Музыка от А до Я», популярные лекции-концерты, раскрывающие перед ребятами богатство мира музыки и способствующие овладению основами музыкальной грамоты.
В ряде публикаций достаточно широко раскрыта методика приобщения подростков к шедеврам отечественного искусства, убедительно показана эффективность этой работы. Однако в этих же публикациях не менее убедительно показано, что научно обоснованная система музыкально-эстетического воспитания подростков реализуется лишь в отдельных культурных центрах и далеко еще не стало нормой, принятой повсеместно [1, с. 327]. Анализ работы Омской, Хабаровской, Орловской, Псковской филармонии, проведённый на базе СПбГУКИ, показывает, что, достаточно активно пропагандируя музыкальное искусство среди почитателей музыки, эти учреждения культуры лишь в самых ограниченных масштабах планируют работу с детьми и подростками, охватывая своим влиянием не более 6 % школьников.
Осуществленный анализ показывает, что из 3 156 проанкетированных учащихся в 2014 году в филармонии побывало менее 200, то есть 6,3 %. Если учесть, что в большинстве регионов страны нет специальных музыкально-просветительных центров типа филармонии, а в домах культуры симфонические и камерные концерты - редкое исключение, то проблема пропаганды музыки остается очень острой.
Многое в этом плане могло бы сделать телевидение. Однако в последние годы его коммерческие интересы оттесняют классическую музыку на одно из последних мест в структуре телевещания. Более того, использование музыки в рекламе и пристрастие к далеко не лучшим образцам рок- и поп-музыки способны только извратить музыкальные вкусы детей, подростков и молодежи.
В социально-культурной ситуации, сложившейся в России в начале XXI века, наиболее эффективным средством музыкального воспитания учащейся молодежи школ и иных учебных заведений остается широкое музыкальное образование в рамках музыкальных школ, самодеятельных коллективов музыкального творчества и групп обучения игре на музыкальных инструментах, создаваемых в клубных в иных культур-но-досуговых учреждениях. При этом на первый план выдвигается проблема учета реально проявляемых детьми и подростками, юношами и девушками музыкальных интересов и способностей.
Наиболее широко и эффективно система музыкального воспитания проявляет себя с детьми дошкольного, школьного возраста и подростками. Это предопределяет необходимость более подробно остановиться на формировании музыкальной культуры у этих возрастных групп.
Приходится постоянно учитывать, что нельзя ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех учащихся, поэтому педагогу необходимо считаться с психологическими различиями между ними.
На индивидуальных занятиях учащиеся постигают не только исполнение музыкальных произведений, они учатся рассуждать о музыке, читают стихи о музыке, под музыку рисуют воображаемые сюжеты исполняемых произведений,
пишут литературные зарисовки о музыке. Чередование различных форм работы на уроке способствует более полному развитию слухового, музыкального, художественного восприятия учеников, формированию эмоциональных и интеллектуальных сторон учащегося, его творческих способностей, фантазий, воображения.
Систематическое и целенаправленное развитие образного мышления начинающего музыканта, его активности в художественной жизни требует занятий с ним по особой методике, которая ориентирована как на интеллектуальное, так и эмоциональное восприятие предмета, и в этом проявляет себя педагогическая культурология, которая учит одновременно воздействовать на разум и чувства, передавать и логическую, и эмоциональную информацию.
Культура неотрывна от человеческой деятельности, от созидания, от творчества. Формирование культуры личности есть не просто развитие интеллекта, а развитие включающей в себя этот интеллект материальной и духовно-практической деятельности. Музыкальная культура личности также определяется мерой освоения и созидания музыкальных ценностей, мерой направляемой на это освоение музыкальной деятельности. Именно последняя является исходным образованием, с которого начитается личностная музыкальная культура.
В разных странах, на разных этапах развития достаточно успешно использовалось трудовое, нравственное, политическое, экономическое, эстетическое, экологическое, правовое, физическое воспитание; немалый эффект давало патриотическое и гражданское воспитание; в последние десятилетия в России и ряде других стран большое внимание уделялось историческому воспитанию, формированию исторического сознания и верности национально-культурным традициям.
В любом обществе существуют специальные воспитательные и образовательно-воспитательные структуры, функции воспитания вменяются трудовым коллективам, воинским подразделениям, общественным организациям. Воспитание все в большей степени охватывает сферу досуга. Трудно найти форму жизнедеятельности, которая не связывалась бы с задачами формирования личности. В обществе утвердилось
четкое понимание необходимости формирования в каждом гражданине высоких нравственных качеств, однако, мало знать, что нужно, не менее важно осознать, как этого добиться.
Стержневые проблемы воспитания сегодня упираются в методики решения социально значимых задач нравственно-эстетического развития личности и конструктивный вклад в их осуществление, несомненно, может внести методика художественного и, в частности, музыкального воспитания. Формирование личности ребенка, подростка, юноши или девушки носит всеобъемлющий, всепроникающий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и созданной человеком рукотворной среды обитания, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение в быту, спорте, игре и т. д. Но наиболее эффективным, поддающимся педагогической инструментовке, конечно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства, в котором у вос-питуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области искусства.
Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Ряд работ, посвященных изучению художественной культуры в целом, либо отдельных его аспектов, способствовали дальнейшей разработке таких вопросов, как понятие, структура, функции художественной культуры, место художественной культуры в жизни общества, роль художественной культуры в гармоническом развитии личности. Указывая на богатейший духовный потенциал различных
видов искусств, которые интегрирует художественная культура, ряд специалистов (Ю. Б. Бо-рев, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. А. Лукин, С. Т. Махлина, Ю. У Фохт-Бабушкин, Д. В. Щи-рин и др.) подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане в сопоставлении с эстетической культурой. Ю. У Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры. Л. Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности. Ю. Б. Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя инте-риоризировать художественные идеи в личной форме. А М. С. Каган отмечает способность искусства «раздвинуть границы реального опыта жизни, значительно расширить жизненный кругозор» [3, с. 3].
Появилось немало интересных работ, посвященных проблеме функций искусства [4, с. 5]. Отсутствие единства в трактовке этих функций говорит о сложности предмета исследования и о возможности различных подходов к его рассмотрению. Но, так или иначе, всеми авторами признается такая функция искусства, как его преобразующее воздействие на личность (например, у С. М. Кагана - просветительная, воспитательная и функция художественного воспитания, у Ю. Б. Борева - общественно-преобразовательная, познавательно-эвристическая, воспитательная функции).
В психологии и педагогике воздействие искусства на человека рассматривается с точки зрения его возможности в плане формирования личности. Н. А. Ветлугина, в частности, пишет: «Художественно-образное выражение в деятельности детей (которое является результатом восприятия искусства и знакомства с ним) в ранних своих истоках - лишь предпосылка к дальнейшим творческим действиям, если к нему своевременно побуждать, то творческие проявления сыграют свою роль в развитии интересов и способностей каждого ребенка» [2, с. 216].
Психологи единодушны во мнении, что художественная деятельность, направленность на ее результаты, является непременным условием формирования эстетических переживаний, творческих способностей детей, подростков и молодежи. Необходимость систематического общения подрастающего поколения с искусством, овладение его языком - непреложное условие художественного развития личности. Не случайно сегодня одной из важнейших проблем современной педагогики является разработка и реализация всеобъемлющей системы приобщения каждого ребёнка или подростка к духовным ценностям, аккумулированным в различных видах искусств, обеспечение художественного образования каждого школьника, учащегося колледжа или профтехучилища, включение определенного минимума знаний, умений и навыков в сфере искусства в число непреложных для любого вступающего в жизнь человека.
Подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становления своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Это пора активного самовоспитания, возраст, когда возникает потребность в знании собственных особенностей, интерес к себе и размышления о себе. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям отечественной и мировой культуры, к процессу художественного освоения мира.
Опыт музыкального воспитания детей по системе Карла Орфа, получивший широкий резонанс во многих странах, нацеленный на развитие художественно-творческих способностей, в частности, музыкальных, убедительно проиллюстрировал положение о том, что итогом организованного художественного образования является творчески развитая личность.
Обоснование сущности, природы и воспитательных возможностей художественной педагогики как одного из направлений теории нравственно-
эстетического воспитания и организация практики массового художественного образования - важная задача современной педагогики. Необходимость такой постановки вопроса доказывается зафиксированным в исследованиях социологов реально существующим противоречием: наличие среднего и высшего образования у большинства молодежи при отсутствии достаточно высокого уровня художественного развития. Наиболее ярко это проявляется в том, что, имея возможность воспринимать высококачественную художественную продукцию, массовый потребитель нередко ориентируется на художественные произведения среднего уровня, не требующие определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий, специальной подготовки. Только в условиях отсутствия у значительной части населения подлинно художественного вкуса оказалась возможной ситуация, когда под маркой традиционной культуры прилавок заполняется многочисленными подделками, которые, к сожалению, достаточно активно раскупаются. Недостатки художественного воспитания породили китч и интерес к псевдохудожественным коллективам, претендующим на роль выразителей новой музыкальной культуры.
Общее образование, вооружая молодого человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, познавательный интерес. Последний выступает своего рода поисковым ориентиром, побуждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режиссеров. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.
Повышение общекультурного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания и образования. Значительное место в этом процессе принадлежит повышению эстетического эффекта современного производства. Подростки, усваивающие основы труда, встречаются с промышленной эстетикой, дизай-
ном. Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же, особенно в его современных формах», стимулирует развитие воображения и творческой мысли.
Педагогическая культурология не подменяет все, что наработано музыкальной педагогикой, не ставит под сомнение и значимость сложившейся системы музыкально-эстетического воспитания, но она существенно и конструктивно дополняет ее.
Педагогическая культурология вооружает педагогику музыкального воспитания четкой методологической позицией, исходящей из того, что, в отличие от социализации или таких ее составных частей, как базовое образование, строящееся в соответствии с требованиями общества, разви-
тие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений и навыков всегда представляют собой производную наклонностей, дарований и интересов конкретного индивида.
Это направление научного знания и социальной практики раскрывает методику постижения музыки, основанную на единстве логического и эмоционального, на непреложной необходимости одновременно воздействовать на разум и сердце, включать в объект воздействия все присущие человеку компоненты восприятия. Педагогическая культурология во многом перекликается с существующими методиками музыкальной педагогики, со взглядами известных композиторов, музыкантов, педагогов, музыковедов, но это лишь подчеркивает, что она нашла правильное направление, что идет в ногу с объективными требованиями времени.
Литература
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология: моногр. - Изд. 2-е. - СПб., 2001. - 561 с.
2. Ветлугина И. А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1991. - 216 с.
3. Никитина И. П., Бабина В. М. Тенденции изменения социальных функций искусства в современном мире // Полигнозис. - 2009. - № 2(35).
4. Стукалова О. В. Сущность и функции искусства с позиций современного гуманитарного знания и актуальных проблем образования // Педагогика искусства. - 2011. - № 1.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПНРСФСР, 1961. - С. 39-251.
6. Смирнов Я. Ю. Школа художественного образования и воспитания // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искуссв. - 2012. - № 20. - С. 149.
7. Халабузарь П. В., Попов B. C., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1989. - 175 с.
References
1. Ariarskii M.A. Prikladnaia kul'turologiia: monografiia [Applied cultural studies: monograph]. Edition 2. St. Petersburg, 2001. 561 p. (In Russ.).
2. Vetlugina I.A. Khudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok [Artistic creativity and the child]. Moscow, 2006. 28 p. (In Russ.).
3. Nikitina I.P., Babina V.M. Tendentsii izmeneniia sotsial'nykh funktsii iskusstva v sovremennom mire [Tendencies of changes in the social functions of art in the modern world]. Polignozis [Polygnozis], 2009, no 2(35). (In Russ.).
4. Stukalova O.V. Sushchnost' i funktsii iskusstva s pozitsii sovremennogo gumanitarnogo znaniia i aktual'nykh problem obrazovaniia [The nature and function of art from the standpoint of modern humanitarian knowledge and actual problems of education]. Pedagogika iskusstva [PedagogyArt], 2011, no 1. (In Russ.).
5. Teplov B.M. Psikhologiia muzykal'nykh sposobnostei [The psychology of musical abilities]. Problemy individual'-nykh razlichii [The problem of individual differences]. Moscow, APNRSFSR Publ., 1961, pp. 39-251. (In Russ.).
6. Smirnov Ia.Iu. Shkola khudozhestvennogo obrazovaniia i vospitaniia [School of arts education and upbringing]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no 20, p.149. (In Russ.).
7. Khalabuzar' P.V., Popov V.S., Dobrovol'skaia N.N. Metodika muzykal'nogo vospitaniia [The methodology of musical education]. Moscow, Musik Publ., 1989. 175 p. (In Russ.)