Научная статья на тему 'Профилактика социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства'

Профилактика социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
799
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ПРОФИЛАКТИКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTICULTURAL SPACE / MULTICULTURAL EDUCATION SYSTEMS / MIGRATION / SOCIAL RISKS / PREVENTION AND TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конькина Евгения Владимировна, Егорова Юлия Николаевна

Статья посвящена анализу проблемы профилактики и минимизирования социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства, в связи с увеличением миграционных процессов. В статье рассматривается проблема миграции, формирования культурной идентичности, установления межкультурного диалога на различных уровнях адаптивного взаимодействия, с позиции необходимости реализации социально-психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях. Анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме детей мигрантов, их адаптации в новых социокультурных условиях жизнедеятельности; определение аспектов формирования культурной идентичности с позиции влияния различных факторов среды, позволил сформулировать цель работы организация социально-психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов дошкольного возраста. Поставленная цель реализуется с помощью двух взаимосвязанных задач: создания социально-педагогических условий для успешной адаптации детей-мигрантов, а также организации волонтерских групп студентов, способных и готовых осуществлять работу по адаптации детей-мигрантов к инокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SOCIAL RISKS IN YOUTH POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE

This article analyzes the problem of preventing and minimizing social risks among young people of multicultural educational space, due to the increase of migration processes. The article deals with the problem of migration, the formation of cultural identity and the establishment of intercultural dialogue at various levels of adjustive interaction from the perspective of the need to implement the socio-psycho-pedagogical support to migrant children when adjusting in educational institutions. Analysis of foreign and domestic research on the issue of migrant children and their adjustment to the new socio-cultural living environment, as well as identification of cultural identity formation aspects from the perspective of the impact of various environmental factors, led to the formulation of the research goal, namely, the organization of socio-psycho-pedagogical support for adjustment of migrant pre-school-age children. The formulated goal is realized with the help of two interrelated tasks: creating of socio-pedagogical conditions for the successful adjustment of migrant children, as well as the organization of volunteer groups of students, who are able and willing to carry out work on the adjustment of migrant children into the other-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Профилактика социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-45 УДК 376.68

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Конькина Е.В., Егорова Ю.Н.

Статья посвящена анализу проблемы профилактики и минимизирования социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства, в связи с увеличением миграционных процессов. В статье рассматривается проблема миграции, формирования культурной идентичности, установления межкультурного диалога на различных уровнях адаптивного взаимодействия, с позиции необходимости реализации социально-психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях. Анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме детей мигрантов, их адаптации в новых социокультурных условиях жизнедеятельности; определение аспектов формирования культурной идентичности с позиции влияния различных факторов среды, позволил сформулировать цель работы - организация социально-психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов дошкольного возраста. Поставленная цель реализуется с помощью двух взаимосвязанных задач: создания социально-педагогических условий для успешной адаптации детей-мигрантов, а также организации волонтерских групп студентов, способных и готовых осуществлять работу по адаптации детей-мигрантов к инокультурной среде.

Ключевые слова: поликультурное пространство; поликультурные образовательные системы; миграционные процессы; социальные риски; профилактика; толерантность.

PREVENTION OF SOCIAL RISKS IN YOUTH POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Konkina E.V., Egorova Y.N.

This article analyzes the problem of preventing and minimizing social risks among young people of multicultural educational space, due to the increase of migration processes. The article deals with the problem of migration, the formation of cultural identity and the estab-

lishment of intercultural dialogue at various levels of adjustive interaction from the perspective of the need to implement the socio-psycho-pedagogical support to migrant children when adjusting in educational institutions. Analysis of foreign and domestic research on the issue of migrant children and their adjustment to the new socio-cultural living environment, as well as identification of cultural identity formation aspects from the perspective of the impact of various environmentalfactors, led to the formulation of the research goal, namely, the organization of socio-psycho-pedagogical support for adjustment of migrant pre-school-age children. The formulated goal is realized with the help of two interrelated tasks: creating of socio-pedagogi-cal conditions for the successful adjustment of migrant children, as well as the organization of volunteer groups of students, who are able and willing to carry out work on the adjustment of migrant children into the other-cultural environment.

Keywords: multicultural space; multicultural education systems; migration; social risks; prevention and tolerance.

Введение

Современное общество определяет течение ряда процессов, в которых роль образования выступает как системообразующий фундамент его жизнеспособности: формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поликонфессионального государства; обеспечение социальной мобильности личности; конструирование социальных норм толерантности; успешная социализация подрастающего поколения; повышение конкурентоспособности личности, общества и государства [7].

Открытость российского социума внешним информационно-культурным потокам создаёт условия как для новых возможностей в развитии личности в поликультурном пространстве России, а также предопределяет возможные социальные риски. Обеспечение безопасности и целостности поликультурного российского государства возрастает в ситуации усиления миграционных процессов.

По данным, УФМС России наблюдается постоянное увеличение притока мигрантов. В том числе постепенно растет семейная миграция. В целом, не более трети мигрантов выезжают на заработки со своей «второй половиной». Не более 15% из них берут с собой детей. Сдерживающим фактором является невысокая зарплата для возможности содержать семью, плохие жилищные условия, отсутствие родственников, готовых остаться с детьми на период работы и т.д. Таким образом, нагрузка на соответствующие структуры в России (медицина, образование) не так велики, как иногда показано в СМИ [2, 6].

По мнению исследователей, большинство тех, кто приезжает в Россию с детьми, существенно отличается по своим социально-демографическим характеристикам от всей массы мигрантов [14]. Как правило, это полные семьи: три четверти тех, кто живет в России с детьми, - это те, у кого здесь муж/жена; среди них преобладают жители городов, с более высоким уровнем образования, более материально обеспеченные, живущие и работающие в России почти безвыездно [2].

Подобная статистика по Оренбургской области выявляет тенденцию следования через территорию нашего региона в Российскую Федерацию порядка 2,5 миллионов иностранных граждан, прежде всего из стран Среднеазиатского региона. Как правило, конечными пунктами следования иммигрантов являются города: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Уфа. Оренбургскую область в качестве места пребывания ежегодно выбирает не менее 100 тысяч иностранных граждан. В зависимости от времени года ежедневно в регионе находится от 15 до 30 тысяч иностранных граждан. За 11 месяцев 2013 года на миграционный учет в Оренбургской области поставлено 100 тысяч иностранцев [4].

Отмечено также увеличение количества женщин - иностранных граждан, обратившихся в родильные отделения ЛПУ и получивших медицинские услуги, связанные с рождением ребенка. По данным Министерства здравоохранения Оренбургской области за 2012 год было 152 обращения, а за 10 месяцев 2013 года - 264, таким образом, в том числе, 2 ребенка отказника.

Материалы и методы

В последние годы европейские исследователи проявляют активный интерес к сравнительному анализу проблемы миграции [15]. Их проекты посвящены сравнению судеб разных групп в конкретной стране [12, 13].

Если западная традиция исследований мигрантов и детей мигрантов насчитывает большой опыт, то в России интерес ученых к проблемам детей-мигрантов возник лишь около десяти лет назад. Сегодня эти исследования проводятся в Екатеринбурге, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве. Значительно вырос интерес к исследованию проблем детей мигрантов не только в России, но и в мире в целом, в первое десятилетие XXI века [10,15].

Причинами данного явления явились: увеличение потока мигрантов из стран с менее развитой экономикой в более развитые страны; рост количества детей мигрантов, подлежащих обучению и адаптации - в соответствии с обязательствами, которые берут на себя принимающие мигрантов страны; усиление социального неравенства в сфере образования, поскольку дети мигрантов имеют более низкие шансы доступа к качественному образованию; обостряющиеся

противоречия между мигрантами, их детьми и коренным (местным) населением (взрослым и детским) стран на трудовой, этнической, религиозной и иной почве, доходящие до конфликтов и др. [9, 11]. В центре внимания в первую очередь находятся проблемы адаптации иноэтнич-ных детей, приехавших в Россию (Детский фонд ООН, 2014).

В связи с этим возникла необходимость в организации изучения отечественного опыта разработки программ и их использования по предупреждению социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства [8].

Поликультурное образовательное пространство включает не только учреждения, ориентированные на воспитание и образование подрастающего поколения (детские сады, школы, училища, техникумы и т.д.), но и социальные системы и явления - люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, идеи, ценностные ориентации. В поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, целевой параметр которого включает создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности; позитивное взаимодействие индивидов, групп, представляющих разные этносы, культуры; создание духовно насыщенной атмосферы разноплановых контактов, призванных удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности человека.

Следует констатировать, что в молодежную среду все чаще проникают нетерпимость к представителям иных культур, проявления нацизма, националистических предрассудков, дискриминация, молодёжные экстремистские организации националистического направления. Потому формирование готовности быть толерантной личностью особенно актуальна в сфере социальной работы. В связи с чем, предупреждение социальных рисков в молодежной среде поликультурного образовательного пространства становится главной задачей консолидирующих усилий всех структур современного социума [7].

Отечественный опыт использования технологий по предупреждению психолого-педагогических рисков был проведен в различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, расположенных в шести регионах РФ (Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, г. Москве) и включал: психодиагностическую работу, которая представляла систему изучения личности учащихся и педагогов, условий, влияющих на возникновение социальных рисков; аналитическую работу с полученной информацией; поиск тенденций и закономерностей в существующих психологических явлениях; разработку программ по снижению и предотвращению социальных рисков [1].

В практике работы поликультурных образовательных учреждений выделенных регионов были реализованы технологии,направленные на адаптацию новых учащихся в учебном про-

цессе, проведены тренинги общения, воспитательные программы и мероприятия по объединению обучающихся в рамках деятельности по интересам, а также работа по формированию ученических коллективов и ученического соуправления.

Можно отметить, что сложившееся на сегодняшний день положениев строительстве гражданского общества обуславливает развитие сознания на социальном и индивидуальном уровне, причем это относится как к социальным группам, так и к отдельным людям.

Таким образом, увеличение социального разнообразия общества России при полном отсутствии социальных стратегий создания толерантного отношения, как эффективного инструмента для достижения согласия среди разных индивидуумов и групп, ведет к определенным социальным рискам. Что может стать причиной увеличения межконфессиональной, межэтнической, политической и социально-экономической нетерпимости.Данные формы нетерпимости чаще всего применяются различными экстремистскими течениями, которые стараются разжечь национальную рознь, социальные конфликты и ненависть в обществе.

Такие условия делают государственную программу создания и внедрения общественных норм миролюбия, веротерпимости, толерантности и формирования культуры переговоров, главным источником эскалации национальных конфликтов, экстремизма, религиозного фанатизма, терроризма и других проявлений социальной агрессии.

Обеспечение эффективной государственной образовательной политики в России в условиях поликультурной среды, обязывает выработать адекватный набор диагностических инструментов, и прежде всего, это касается современной методологии, оценки социальных рисков, связанных с современными особенностями поликультурных образовательных систем [6]. Результаты оценки негативных последствий существующих социальных рисков, можно использовать в качестве основы для управления на самых различных уровнях государственного образования. Так как они позволяют делать прогнозы и сводить к минимуму все существующие риски, или говоря иначе осуществлять управление рисками.

Методология оценки существующих социальных рисков, обусловленных особенностями поликультурного образовательного пространства, неоднородностью развития образовательных систем, позволяет применять на практике следующую терминологию: анализ существующих социальных рисков, вероятность события, доступность образования, идентификация опасности, качество образования, объект риска, субъект риска, приемлемый риск и др.

Результаты

Анализ существующей ситуации в России и регионе, рассмотрение способов выхода из нее позволили разработать и реализовать проект, разработанный в рамках социально-психолого-

педагогического сопровождения детей-мигрантов на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Проект нацелен на решение вопросов адаптации детей мигрантов дошкольного возраста как одну из ступеней подготовки к школе. Его реализация предполагает решение проблемы дезадаптации детей-мигрантов с помощью поиска эффективных средств формирования культурной идентичности в процессе знакомства с традициями российской культуры [5].

Механизм реализации проекта предполагает:

■ организацию внеклассных занятий с детьми-мигрантами дошкольного возраста, посвященных выявлению начального уровня знания культуры и традиций России;

■ проведение с детьми развивающих занятий, нацеленных на налаживание взаимодействия в детском коллективе (психолого-педагогическая поддержка);

■ обучение навыкам сотрудничества в детском коллективе, умения разрешать конфликты и др.;

■ объяснение детям в простой и доступной их возрасту форме правил поведения в обществе;

■ чтение и проигрывание сказок народов России (организация театральных представлений, кукольных спектаклей и др.);

■ проведение мастер-классов по созданию народных кукол;

■ знакомство детей с менталитетом россиян через просмотр российских мультфильмов («Гора самоцветов», «Машенька и медведь», «Иван-царевич и серый волк» и др.);

■ знакомство детей с пословицами и поговорками народов России;

■ организацию и проведение различных подвижных игр, преимущественно народных -«салки», «вышибалы» и др.

Обсуждение результатов

Основными характеристиками, которые определят эффективность, проведенной работы в рамках проекта выступят:

■ уровень развития навыков конструктивного взаимодействия;

■ характер личностных изменений;

■ стратегии поведения в различных ситуациях (в том числе конфликтных);

■ способность к пониманию различных сказочных сюжетов и реально происходящих событий;

■ навыки взаимодействия с представителями различных культур (внутри детского коллектива).

Развитие проекта имеет двусторонние перспективы: он позволит решить не только задачу адаптации детей-мигрантов, но и помочь студентам-волонтерам в получении практического опыта работы с детьми, расширит этнокультурный кругозор будущих педагогов.

Долгосрочными целями реализации проекта адаптации детей-мигрантов выступят:

■ воспитание из детей-мигрантов полноценных сограждан российского общества;

■ формирование востребованных и полезных членов общества;

■ снижение межнациональной напряженности;

■ снижение экстремистских настроений в российском обществе;

■ создание сообщества молодых педагогов и психологов, которые приобрели опыт работы с детьми-мигрантами еще студентами, поэтому обладающих необходимыми знаниями и навыками для выстраивания эффективного взаимодействия с детьми, носителями иной культуры.

Заключение

Анализ существующей ситуации демонстрирует лояльную политику и заинтересованность в приеме трудовых мигрантов. Вместе с тем единой политики социального масштаба пока не существует. Если страна позиционирует себя, как принимающее мигрантов государство, и придерживается линии возмещения убывания населения, за счет прибывающих в страну мигрантов, то в его интересах увеличение объемов человеческого капитала. Для такого государства приоритетом в социальной политике должен быть рост качества человеческих ресурсов внутри страны, причем как граждан страны, так и прибывающих мигрантов [3].

Такая государственная линия должна отражаться на действующей социальной политике, включая образовательную сферу, интеграцию и эффективную адаптацию мигрантов, социальную адресную помощь нуждающимся и наиболее уязвимым группам, подросткам и несовершеннолетним, а также миграционную государственную политику, в части правового статуса и гражданства. Уязвимое положение мигрантов и рост антимигрантских настроений могут грозить государственному строю социальной нестабильностью и возникновению конфликтных очагов внутри страны.

Определяющим фактором нивелирования и предупреждения подобных угроз может быть активное интегрирование пребывающих мигрантов в социальную среду, преобразуя данный контингент в органичную частичку населения страны. И главная роль здесь отводится реализации образовательных программ и установок. Требуется реализация программ, направленных на развитие и закрепление в обществе толерантных взглядов и институциональное закрепле-

ние принципа недопустимости в образовательной сфере дискриминации по национальным или другим признакам.

Проблема развития современного инновационного образования на основе поликультурных и развивающих технологий актуальна для всех регионов и территорий России. Российская цивилизация полиэтнична, поликультурна, однако русская культура является ее центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны

[4].

Успешное интегрирование пребывающих мигрантов в социальную среду, минимизация социальных рисков в поликультурном образовательном пространстве возможно при реализации следующих мер:

■ введение в учебные планы (программы) соответствующих материалов, отражающих национальные этнические особенности учащегося;

■ насыщение общеобразовательных дисциплин проблематикой национального масштаба;

■ обеспечение детям мигрантам надлежащей защиты, педагогической помощи и психологической поддержки;

■ активизация и поиск новых форм работы с родителями, обновление традиционной формы - родительского собрания в соответствии с современным требованиям;

■ введение в учебные планы учреждений дополнительного образования детей деятельность детских объединений по изучению национальных культур;

■ организация комплексной работы психологов, педагогов, психиатров, дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования по профилактике и нивелированию социальных рисков в молодежной среде поликультурного образования [3].

Список литературы

1. Егорова Ю.Н., Анпилогова Л.В., Пак Л.Г. и др. Реализация инновационного потенциала современных технологий в социальной сфере: монография / Ю.Н. Егорова, Л.В. Анпилогова, Л.Г. Пак и др. - Оренбург: ОИЭиК, 2011. 357 с.

2. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Журнал Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С.774-778.

3. Зборовский Е.А. Шуклина «Социологические исследования», 2013, № 2. С. 80-91.

4. Конькин Д.А., Конькина Е.В.Экономические и социальные последствия современной миграции (на примере Оренбургской области) // Михайловские научные чтения: мат-лыМеждунар. научно-практич. конф., Владивосток, 23-24 мая 2014 г. / [Ред. В.В. Гаври-лов]. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. 452 с. С. 175-181.

5. Konkina, E.V. &Savinova, I.A. (2014). Game traditions of the peoples of South Ural. European Applied Sciences, 4.

6. Полетаев Д.В., Дети мигрантов в России: адаптация в школе и нелегальная занятость / Трудовая миграция в России: медико-социальные и гендерные аспекты. Материалы межд. конф. Бюро Международной организации по миграции (Бюро МОМ) в Москве - М.: 2012. 84 с.

7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года www.minnac.ru/res_ru/0_hfile_1118_1.pdf

8. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. Учебное пособие. - М., Академия, 2013. 240 с.

9. Флоринская Ю.Ф. Миграция семей с детьми в Россию: проблемы интеграции (по материалам социологических опросов Центра миграционных исследований) // Проблемы прогнозирования. 2012. № 4. С. 118-126.

10. The situation of migrant children in St. Petersburg, 2012. - M.: UN Children's Fund (UNICEF), 168. doi: 10.1007/s11524-011-9655-5

11.Johnson, M.A. (2007). The social ecology of acculturation: Implications for child welfare services to children of immigrants. Children and Youth Services Review, 29 (11), 1426-1438. doi:10.1016/j. childyouth.2007.06.002.

12.Klein, O., Biedinger N. & Becker B., 2014. The effect of reading aloud daily: Differential effects of reading to native-born German and Turkish-origin immigrant children. Research in Social Stratification and Mobility, 38, 43-56. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.rssm.2014.06.001.

13. Ljunge M. (2014). Evidence on intergenerational trust transmission among children of immigrants. Journal of Economic Behavior & Organization, 106, 175-196. doi:10.1016/j.jebo.2014.07.001

14. Siahaan, F., Lee D.Y. &Kalist D.E. (2014). Educational attainment of children of immigrants: Evidence from the national longitudinal survey of youth. Economics of Education Review, 38, 1-8. doi: abs/10.1111/j.0038-4941.2004.08502013.x

15.Profile-edu, Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов 4.08.2014.:www.profile-edu.ru/socialno-pedagogicheskaya-podderzhka-detej-migrantov-page-1.html

References

1. Egorova, Y.N., Anpilogova L.V. & Pak L.G., (2011). Implementation of the innovative contemporary technology potential in the social sphere. Orenburg: Orenburg Institute of Economy and Culture.

2. Zheleznyakova, E.A. (2012). Children of migrants in the contemporary Russian school: the ways of language adaptation. Proceedings of the Penza State Pedagogical University, 28.

3. Zborowskiy, G.E &Shuklina E.A., 2013. Sociological Research, 2: 80-91.

4. Konkin DA, Konkina EV Economic and social implications of contemporary migration (for example, the Orenburg region) // Michael's scientific readings: Materials of International. Scientific-practical. Conf., Moscow, 23-24 May 2014 / [Ed. VV Gavrilov]. - Vladivostok: Dalnevost. Federal. University Press, 2014. 452. Pp. 175-181.

5. Konkina, E.V. &Savinova, I.A. (2014). Game traditions of the peoples of South Ural. European Applied Sciences, 4.

6. Poletaev, D.V. (2012). Children of migrants in Russia: adjustment at school and illegal employment. Proceedings of the international conference «Labor migration in Russia: socio-medical and gender aspects». - Moscow.

7. Suprunova, L.L., &Sviridchenko Y.S., 2013. Multicultural education. Tutorial. - Moscow, Academy, 240 p.

8. The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025. Re-trived 1.08.2014 http\\: www.minnac.ru/res_ru/0_hfile_1118_1.pdf

9. Florinskaya, Y.F. (2012). Migration of the families with children to Russia: integration problems. Forecasting Problems, 4. Pp. 118-126.

10. The situation of migrant children in St. Petersburg, 2012. - M.: UN Children's Fund (UNICEF), 168. doi: 10.1007/s11524-011-9655-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Johnson, M.A. (2007). The social ecology of acculturation: Implications for child welfare services to children of immigrants. Children and Youth Services Review, 29 (11), 1426-1438. doi:10.1016/j. childyouth.2007.06.002.

12. Klein, O., Biedinger N. & Becker B., 2014. The effect of reading aloud daily: Differential effects of reading to native-born German and Turkish-origin immigrant children. Research in Social Stratification and Mobility, 38, 43-56. doi: http://dx.doi.org/10.1016Zj.rssm.2014.06.001.

13. Ljunge M. (2014). Evidence on intergenerational trust transmission among children of immigrants. Journal of Economic Behavior & Organization, 106, 175-196. doi:10.1016/j.jebo.2014.07.001

14. Siahaan, F., Lee D. Y. &Kalist D. E. (2014). Educational attainment of children of immigrants: Evidence from the national longitudinal survey of youth. Economics of Education Review, 38, 1-8. doi: abs/10.im/j.0038-494L2004.08502013.x

15. Profile-edu, Социально-педагогическаяподдержкадетей-мигрантов 4.08.2014.:www.profile-edu.ru/socialno-pedagogicheskaya-podderzhka-detej-migrantov-page-1.html

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Конькина Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Оренбургский государственный педагогический университет ул. Советская, 19, г. Оренбург, 460844, Россия e-mail: evgeniavk2@gmail.com SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9892-1643

Егорова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Оренбургский институт путей сообщения- филиал СамГУПС проезд Коммунаров, 18, г., Оренбург, 460006, Россия e-mail: egorova333@rambler.ru SPIN-кодв SCIENCE INDEX: 8815-9166

DATA ABOUT THE AUTHORS

Konkina Evgeniya Vladimirovna, assistant professor of general pedagogy Orenburg State Pedagogical University Sovetskaya str., 19, Orenburg, 460844, Russia e-mail: evgeniavk2@gmail.com

Egorova Yulia Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor of chair of general education and professional disciplines

Orenburg institute of ways of the message - branch of SAMGUPS Kommunarov Drive, 18, Orenburg, 460006, Russia e-mail: egorova333@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.