pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Агропромышленный комплекс
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ анализ проблем агропромышленного комплекса
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В ПЕРИОД РЕФОРМ Шончалай Чудурукпаевна СОЯН
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Тувинский государственный университет;
старший научный сотрудник лаборатории региональной экономики,
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук,
Кызыл, Российская Федерация
Soyan77@mail.ru
История статьи:
Получена 07.06.2017 Получена в доработанном виде 22.06.2017 Одобрена 12.07.2017 Доступна онлайн 15.09.2017
УДК 333.05, 332.1 JEL: Q01, Q13
Ключевые слова:
Республика Тыва, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, реформа, товаропроизводители
Аннотация
Предмет. Статья посвящена исследованию формирования агропромышленного комплекса Республики Тыва в период реформ.
Цели. Анализ состояния и динамики развития агропромышленного комплекса Республики Тыва в целях выявления проблем, возникших в ходе аграрных реформ. Методология. Методологическая основа представлена методами группировки, обобщения, сравнительного, структурного, логического и статистического анализов, графическим методом. В работе изучались взаимосвязи исследуемых явлений и процессов с институциональной составляющей регионального развития, экономическим механизмом, динамикой социально-экономических процессов. Результаты. Представлены ретроспективный анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Тыва в период реформ, уровень производства сельскохозяйственной продукции, степень использования ресурсного потенциала, изменение роли отдельных категорий хозяйств в составе многоукладной аграрной экономики, финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных организаций, изменения в сфере переработки продукции и агропромышленной интеграции, положение дел в развитии продовольственного рынка. Определены основные проблемы агропромышленного комплекса региона, возникшие из-за проведения необдуманных аграрных реформ. Выявлено бедственное положение деревни, в частности крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения.
Выводы. Ретроспективный анализ проблем агропромышленного комплекса предполагает учет как позитивного, так и негативного исторического опыта. Ошибки, которые были допущены в ходе аграрных реформ, привели к снижению доли сельскохозяйственных предприятий. Этому способствовали их неустойчивое финансовое положение, неразвитость рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, изношенность производственных фондов, дефицит квалифицированных кадров. Статья представляет интерес для экономистов, специалистов сельского хозяйства, а также для представителей общественности. Анализ проблем в аграрном секторе, проведенный автором, может быть учтен при разработке программ развития агропромышленного комплекса региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Соян Ш.Ч. Ретроспективный анализ проблем агропромышленного комплекса Республики Тыва в период реформ // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 9. - С. 1740 - 1751. https://doi.Org/10.24891/re.15.9.1740
Агропромышленный сектор традиционно являлся одной из ключевых отраслей экономики, оказывающих решающее влияние на развитие всего народного хозяйства. При этом его роль и значение постепенно менялись, что обусловило существование множества моделей организации сельскохозяйственного
производства [1]. Отдельные аспекты агропромышленных проблем, освещенные
в работах А.И. Алтухова [2], A.A. Анфиногентовой [3], Г.А. Баклаженко [4], Л.В. Бондаренко [5], В.Р. Боева [6], Е.Г. Лысенко [7], В.З. Мазлоева [8], A.A. Никонова [9], К.И. Панковой [10], А.В. Петрикова [11], И. Ушачева [12], A.A. Шутькова [13, 14] и многих других, имеют большое теоретическое
и практическое значение для развития сельского хозяйства и его подотраслей.
1740
В агропромышленном комплексе Тувы, как и в России в целом, в результате реформ 1990-х гг. возобладали негативные процессы:
• уменьшение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
• ухудшение финансово-хозяйственного состояния товаропроизводителей;
• утрата производственного потенциала колхозов и совхозов;
• ошибочная приватизация перерабатывающих и обслуживающих предприятий и т.д.
Основу дореформенного социалистического сельского хозяйства Тувы составляли совхозы. Проблем сбыта продукции для них не существовало:
• товарное зерно сдавалось в реализационную базу Управления хлебопродуктов;
• молоко - в Кызылский и Кызыл-Мажалыкский молококомбинаты;
• откормленный скот - в Кызылский и Кызыл-Мажалыкский мясокомбинаты;
• шерсть - на Черногорскую фабрику первичной обработки шерсти;
• картофель и овощи - на овощную базу республиканской торговой сети.
Большая часть денежных средств, вырученных совхозами от продажи продукции, направлялась на оплату услуг предприятий и организаций,
обслуживающих сельскохозяйственное производство (материально-техническое, агр охимич е с кое, вете р инар н ое и водохозяйственное обеспечение, покупка племенного скота, семян, горючего и смазочных материалов и т.д.). В распоряжении самих совхозов оставались средства на выдачу заработной платы, уплату налогов, текущее содержание производственных объектов, проведение сезонных работ. На развитие производства, совершенствование технологии, внедрение
в производство достижений науки и передового опыта финансирования не хватало. Кроме того, немало средств совхозы тратили на содержание объектов сельской социальной инфраструктуры, которые накладывались на себестоимость продукции. Поэтому абсолютное большинство совхозов работало убыточно, тогда как обслуживающие и перерабатывающие предприятия получали плановую прибыль.
Тувинская АССР, как все республики и области СССР, использовала государственную поддержку в виде дотаций на производство отдельных видов продукции, племенное дело, семеноводство, проведение агрохимических, мелиоративных и других масштабных мероприятий. Но в силу складывающихся природно-климатических и экономических условий государственная поддержка имела отдачу не всегда и не везде, особенно в Туве, которая находится в зоне рискованного земледелия.
«Шоковая терапия» 1990-х гг. породила диспаритет цен между продукцией промышленности и продукцией сельского хозяйства, довела агропромышленный комплекс до развала, а страну до утраты продовольственной безопасности. Академик Российской академии сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук А.А. Шутьков, характеризуя степень развала агропромышленного комплекса, пишет следующее: «... за последние 10 лет объем валовой продукции во всех категориях хозяйств уменьшился на 43% (такого спада не было и во время Великой Отечественной войны). Уместно отметить, что за дореформенные 10 лет (1980-1990 гг.) по сравнению с 1971-1980 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составлял 28,6%. Страна тогда по уровню питания на душу населения была на 7-м месте в мире.» [13].
В этих условиях правительство Тувы начинает принимать меры по стабилизации социально-экономического положения
и практика, 2017, т. 15, вып. 9, стр. 1740-1751
j/ioumal/reqion/ 1741
в республике, разрабатывает и принимает программу структурной перестройки экономики региона. В аграрной сфере, как и в других отраслях, первоочередными мерами становятся развитие частного предпринимательства, демонополизация и развитие конкуренции на основе приватизации. Вместе с тем не останавливалась работа по поддержке агр о п р омышле нного комп лекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государство выделяло ссуду на возвратной основе предприятиям перерабатывающей промышленности на организацию закупок с к о т а , р а б о т н и к а м о тго н н о г о животноводства - на приобретение продуктов питания, а также филиалу Федеральной продовольственной корпорации по Республике Тыва - на цели развертывания функций государственного заказчика на закупку и поставку для федеральных нужд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Филиал осуществлял взаиморасчеты с сельскохозяйственными
товаропроизводителями, используя механизм товар но го кр едита на гор ю чее и смазывающие материалы, запасные части, продукты питания, а также контролировал механизм внутрикожуунных прямых поставок мяса и молока потребителям.
Поддержанный правительством республики частный бизнес в 1993 г. произвел и реализовал продукцию более чем на 1 млрд руб. Около 3 тыс. хозяйств, зарегистрировавшихся аратскими
(фермерскими) хозяйствами, внесли заметный вклад в производство сельскохозяйственной продукции. По данным Тывастата, за 1994 г. малыми предприятиями, кооперативами, аратскими (фермерскими) хозяйствами и др. произведено продукции и оказано услуг на 36 млрд руб., или 42,4% от общего объема производства в республике.
В условиях свертывания централизованной государственной поддержки капитальные вложения в агропромышленном комплексе Тувы к концу 1999 г. уменьшились в 2,5 раза по сравнению с 1990 г. При этом
посевная площадь сократилась в 3,1 раза, объем мелиоративных работ уменьшился в 5,6 раза. Пашня перестала получать удобрения и пестициды, валовой сбор зерна снизился до 19 тыс. т, а в 2004 г. - до 11,6 тыс. т.
В процессе реформирования совхозов в 1990-е гг. образовались 137 сельскохозяйственных предприятий
различных организационно-правовых
форм, но из них к 2000 г. осталось 114 хозяйств, в том числе 27 совхозов, 8 колхозов, 79 сельскохозяйственных кооперативов. Общая среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, во всех хозяйствах не превышала 7,5 тыс. чел. Большинство этих предприятий к этому времени осталось без оборотных средств, с долгами по централизованным кредитам, товарному кредиту на 1 210 млн руб., по кредиторской задолженности бюджетам и внебюджетным фондам, поставщикам и подрядчикам, по заработной плате - на 226 млн руб. В этих условиях скот стал разменной монетой в торговых операциях, источником выплаты задолженности, объектом криминальных краж.
За 1991-1999 гг., по данным Тывастата, численность скота в хозяйствах всех категорий, по сравнению с численностью в 1990 г., сократилась в разы:
• крупного рогатого скота - в 1,8 раза, или до 110 тыс. голов;
• овец и коз в - 2 раза, или до 618 тыс. голов;
• свиней в - 4,7 раза, или до 13,9 тыс. голов;
• лошадей - на 28%;
• оленей осталось менее 1 тыс. голов;
• верблюдов - до 500 голов.
В хозяйствах всех категорий ежегодно уменьшалось производство продукции животноводства. В 1999 г. объемы
1742
производства молока и мяса составили 2/3, шерсти - 1/3 от уровня производства в 1990 г. Общая площадь пашни сократилась до 154,5 тыс. га, сенокосов - до 40 тыс. га.
Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий парализовала деятельность обслуживающих сельское хозяйство организаций и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию
предприятий. Лишившись договоров, заявок, материальных и сырьевых ресурсов, постепенно свернули деятельность республиканские производственные
объединения (ПО), существовавшие за счет обслуживания сельскохозяйственного
производства:
• государственный комитет по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства;
• ПО «Сельхозхимия»;
• ПО «Тувинагропромэнерго»;
• республиканское объединение «Зооветснаб»;
• ПО «Тувинское» по племенной работе;
• межхозяйственные передвижные механизированные колонны и строительные участки в районах.
Из предприятий перерабатывающей промышленности прекратили деятельность АО «Тывахлебпроду кт», Кызыл-Мажалыкские молокозавод и мясокомбинат, утилизационный завод по производству мясокостной муки. На стадии пробного выпуска продукции прекратили
деятельность овчинно-шубная фабрика и ковроткацкий цех в Кызыле, которые должны были перерабатывать местное м е х о в о е с ы р ь е и ш е р с т ь . Сельскохозяйственные предприятия оказались забытыми в рыночных условиях.
В 1992 г. в условиях нарастающих кризисных явлений в агропромышленном комплексе страны начался процесс глубоко не обдуманного реформирования совхозов,
который основывался на целом ряде федеральных актов [15]:
• на постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»;
• на Указе Президента Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О ходе развития аграрной реформы в Российской Федерации»;
• на Указе Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и др.
Но реформа была проведена поспешно и в форме приватизации. Не были всесторонне изучены возможные варианты реформирования: акционирование,
создание обществ, товариществ, кооперативов и их ассоциаций. П р е д п о ч т и т е л ь н о й м о д е л ь ю
реформирования стало создание крестьянских (фермерских) хозяйств. В процессе реорганизации колхозов и совхозов не были решены вопросы сохранения и обеспечения нормального функционирования сельских социальных служб. Не изменило положения и принятое в 1995 г. правительственное решение о передаче с баланса сельскохозяйственных предприятий местным органам власти объектов социальной сферы, жилищного фонда, внутрихозяйственных дорог, систем водо-, энерго-, газоснабжения,
телефонизации и др. Смена собственника не сопровождалась увеличением финансирования для обслуживания объектов сельской социальной
инфраструктуры, не говоря о дальнейшем ее развитии [16].
Более того, в эти годы некоторые лица, пришедшие на перестроечной волне к руководству органами местного самоуправления, под видом такой модели реформирования спровоцировали
поспешную приватизацию средств
1743
производства совхозов, сведенную к простому дележу активной части совхозного имущества - скота и техники. Была разрушена система коллективного хозяйствования, на равноценную замену которой не пришли рыночные формы организации производства. Фермерские (аратские) хозяйства без поддержки со стороны государства не получили широкого распространения в Туве [17].
Такие действия, нанесшие непоправимый ущерб сельскому хозяйству Тувы продолжались и после принятия Правительством Республики Тыва постановления от 15.04.1995 № 48 «О реформировании агропромышленного комплекса Республики Тыва». Обладатели имущественного пая психологически не были готовы стать собственником, производящим и реализующим
товар ну ю се льс кохоз яйств енну ю продукцию - сельскохозяйственным товаропроизводителем. При определении размеров имущественных паев не учитывались полагающиеся доли иму щ е с тв а об щ ехоз яйств енного назначения. Производственные помещения, сооружения в основном остались бесхозными, оборудование в них и внутренняя оснастка попросту растаскивались.
Ко времени образования в конце августа 1991 г. Республики Тыва на ее территории находилось 72 совхоза. В результате реформирования совхозов в 1993 г. насчитывалось 93 сельскохозяйственных предприятия разной организационно-правовой формы, в том числе:
• 68 совхозов (постоянных рабочих -13,4 тыс. чел.);
• 23 сельскохозяйственных кооператива (постоянных работников - 4,8 тыс. чел.);
• два колхоза с 288 членами.
При этом около 80% валовой продукции растениеводства и около 70% валовой продукции животноводства приходилось на долю совхозов (табл. 1).
Из 93 сельскохозяйственных предприятий разной организационно-правовой формы 1993 г. с прибылью завершили только 13 совхозов и четыре кооператива, с чистой прибылью вышли 10 совхозов и два кооператива. С учетом дотаций рентабельными оказались только хозяйства Монгу н-Тайгинского, Овюрского и Тандинского районов. По республике валовой доход сельского хозяйства составил 7 869,3 млн руб., при этом сумма полученных дотаций на продукцию животноводства составила 1 785,4 млн рублей, или 22,7% валового дохода.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации перешедшие на н о в ы е ф о р м ы х о з я й с т в о в а н и я сельскохозяйственные предприятия республики зарегистрировались в качестве государственных унитарных предприятий (ГУП), муниципальных унитарных предприятий (МУП), сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). В реестре сельскохозяйственных предприятий Республики Тыва стали числиться:
• государственных унитарных предприятий - 22;
• муниципальных унитарных предприятий
- 50;
• сельскохозяйственных производственных кооперативов - 14;
• опытное производственное хозяйство Т у в и н с ко й го с у д а р с т в е н н о й сельскохозяйственной опытной станции;
• тепличный комбинат;
• птицефабрика;
• три машинно-технологические станции (МТС).
Кроме того, статус малых форм хозяйствования получили появившиеся в 1995 г. крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определенная часть сельского
1744
населения республики, возрождая частное скотовладение как основу воспроизводственного капитала, стала развивать личное подсобное хозяйство (ЛПХ) на принадлежащих им на праве собственности или аренды земельных участках. Они тоже стали относиться к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
На начало 2000 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) Республики Тыва числилось уже 1 665 сельскохозяйственных предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Кроме совхозов и сельскохозяйственных кооперативов среди них было зарегистрировано 63 малых предприятия -аратских (крестьянских) хозяйств, а также 1 500 личных подсобных хозяйств населения.
Происходящие структурные изменения в сельском хозяйстве были неоднозначны. Существенно сократились объемы п р о и з в о д с т в е н н о й , т о р г о в о й , заготовительной и всех других видов деятельности кооперации, что в значительной мере ухудшило условия проживания на селе, оказало и продолжает оказывать сдерживающее влияние на производство продукции в личных подсобных хозяйствах сельского населения. В результате ошибочной приватизации потребительская кооперация лишилась многих приемозаготовительных пунктов, магазинов, промышленных предприятий и других принадлежавших ей имущественных объектов [16]. Финансовое состояние относительно крупных сельскохозяйственных предприятий
и организаций долгие годы оставалось тяжелым [18], поэтому немалая их часть по причине финансовой нестабильности преобразовалась в малые формы или ликвидировалась. При этом у предприятий малого и среднего бизнеса имелось слишком много обременительных
обязательств, которые значительно препятствовали их становлению
и успешному развитию [19]. В то же время росла численность личных подсобных хозяйств населения.
В 1993 г. в аграрном секторе республики числились 93 сельскохозяйственных предприятия, в 2006 г. - 82 предприятия, в 2012 г. их численность сократилась до 55. Вместе с сокращением численности хозяйств наблюдалась положительная динамика их производственной
деятельности. Так, если количество убыточных хозяйств в 2006 г. составляло 27%, то в 2012 г. - уже 2%.
Таким образом, в результате реформ основными причинами снижения доли общественных хозяйств, малой
численности крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции, являлись:
• неустойчивое финансовое состояние, которое не способствовало развитию пр о и з в о д с тв е н н о го п р о ц е с с а и обеспечению его материальными и оборотными ресурсами;
• неразвитость рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, низкий уровень закупочных цен, не оправдывающий произведенные затраты;
• нехватка средств производства и изношенность производственных фондов, отсутствие возможностей их модернизации и обновления;
• отсутствие достаточного залогового имущества для получения кредитов на развитие товарного хозяйства;
• дефицит квалифицированных кадров как руководящего состава и специалистов, так и массовых профессий, возникший из-за снижения уровня и качества жизни в сельской местности.
1745
Таблица 1
Динамика производства продукции сельского хозяйства в 1990-х гг. в фактически действовавших ценах, млн руб.
Table 1
Changes in the agricultural production in the 1990s at then-year values, million RUB
Анализируемый 1990 1995 1996 1997 1998 1999
показатель
В хозяйствах всех категорий
Всей продукции 335 381 555 549 767 622 000 646,6 947,9
В том числе:
- растениеводство 39 102 574 112 687 139 700 136,3 160,9
- животноводство 296 278 992 457 080 482 300 510,3 787
В сельскохозяйственных предприятиях
Всей продукции 198 147 400 157 400 121 900 90,3 92,7
В том числе:
— растениеводства 29 48 943 55 920 53 900 37,4 36,3
- животноводства 169 98 457 101 480 68 000 52,9 56,4
В хозяйствах населения
Всей продукции 137 209 564 365 800 460 507 522,4 791,1
В том числе:
— растениеводства 10 44 719 50 002 76 200 91,4 117,7
— животноводства 127 164 845 315 798 384 307 431 675,4
В крестьянских (фермерских) хозяйствах
Всей продукции - 24 602 26 567 39 578 33,9 76,5
В том числе:
— растениеводства - 8 912 6 765 9 600 7,5 6,9
— животноводства - 15 690 19 802 29 978 26,4 69,6
Источник: данные Тывастата
Source: Tyvastat
Список литературы
1. Володин В.М., Егоров С.Н. и др. Аграрная Россия: история, проблемы, перспективы. Пенза: Пензенский государственный университет, 2007. 305 с.
2. Алтухов А.И. Эффективному функционированию АПК научное обоснование // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 2. С. 69-86.
3. Анфиногентова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. 2005. № 10. С. 4-11.
4. Баклаженко Г. Агропромышленные холдинги - основа хозяйственной иерархии экономики переходного периода // АПК: экономика, управление. 2001. № 11. С. 12-16.
5. Бондаренко Л-B. Стандартизация общественного обслуживания сельского населения // Модернизация и инновационная деятельность - стратегические направления развития агропромышленного комплекса. М.: Восход-А, 2010. С. 71-85.
6. БоевВ.Р., Шутьков А.А., Серков А.Ф. и др. Методика экономических исследований в агропромышленном производстве. М.: ВНИИЭСХ, 1995. 260 с.
7. Лысенко Е.Г. Эколого-экономические основы устойчивого развития сельского хозяйства // Экономист. 2001. № 5. С. 81-84.
8. Мазлоев В.З., Кумехов К.К. Агропромышленные объединения холдингового типа // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 7. С. 12-14.
9. Никонов A.A. Экономические основы системы сельского хозяйства: монография. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1975. 295 с.
10. Панкова К.И. Роль государственного сектора в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 6. С. 22-31.
11. Петриков A.B. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической структуры аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2001. № 5. С. 13-17.
12. Ушачев И. Интеграционные процессы в АПК: плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. 2006. № 9. С. 7-10.
13. Шутьков A.A. Система управления агропромышленным комплексом: теория, политика и практика: монография. М.: НИБ, 2005. 806 с.
14. Шутьков A.A. Системный подход к ведению агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2012. № 5. С. 13-21.
15. Липски С.А. Земельные отношения и особенности государственной земельной политики в современной России (теория, методология, практика): монография. М.: ГУЗ, 2014. 300 с.
16. Курцев И.В., Кисельников А.А., Мочалов В.М., Сучков А.И. Экономико-статистический анализ агропромышленного комплекса Сибири и ее регионов: итоги аграрных реформ и проблемы постреформенного развития. Новосибирск: НГАУ, 2005. 217 с.
1747
17. Балакина Г.Ф., Доможакова Е.А. Разработка концепции агроэкологического кластера в Республике Тыва // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. № 10. С. 106-112. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/razrabotka-kontseptsii-agroekologicheskogo-klastera-v-respublike-tyva
18. Соян Ш.Ч., ДонгакБ.А., Чараш-оол А.А. Малый бизнес в экономике Республики Тыва // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 5. URL: http://www.uecs.ru/uecs-77-772015/item/3531-2015-05-28-12-02-14
19. Соян Ш.Ч. Значимые факторы формирования потребностей населения // Российское предпринимательство. 2012. № 1. С. 26-31. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/znachimye-faktory-formirovaniya-potrebnostey-naseleniya Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявлю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1748
pISSN 2073-1477 Agro-Industrial Complex
eISSN 2311-8733
A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE TYVA REPUBLIC DURING THE REFORM PERIOD
Shonchalai Ch. SOYAN
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS,
Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation
Soyan77@mail.ru
Article history:
Received 7 June 2017 Received in revised form 22 June 2017 Accepted 12 July 2017 Available online 15 September 2017
JEL classification: Q01, Q13
Keywords: Tyva Republic, agro-industrial complex, agriculture, reform, commodity producers
Abstract
Subject The article discusses the development of the agro-industrial complex of Tuva during the reform period.
Objectives The article aims to analyze the state and changes in the agro-industrial complex of Tuva, identify the main problems of the region's agrarian sector as a result of agrarian reforms. Methods For the research, I used the methods of grouping and generalization, methods of comparative, structural, logical and statistical analyses, and a graphical method. Results The article identifies the main problems of the region's agro-industrial complex as a result of the reckless agrarian reforms and shows the results of the retrospective analysis of the state and dynamics of the agro-industrial complex of Tuva during the reform period. Conclusions The proposed article will be of interest to economists, agricultural specialists and members of the public. The analysis results can be taken into account when designing development programs for regional agricultural industries.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Soyan Sh.Ch. A retrospective analysis of the problems of agro-industrial complex of the Tyva Republic during the reform period. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 9, pp. 1740-1751. https://doi.org/10.24891/re.15.9.1740
References
1. Volodin V.M., Egorov S.N. et al. Agrarnaya Rossiya: istoriya, problemy, perspektivy [Agrarian Russia: History, problems, perspectives]. Penza, PSU Publ., 2007, 305 p.
2. Altukhov A.I. [The AIC effective functioning needs to be scientifically justified]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2013, no. 2, pp. 69-86. (In Russ.)
3. Anfinogentova A., Krylatykh E. [Development strategy for AIC, taking into account innovative factors]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economics, Management, 2005, no. 10, pp. 4-11. (In Russ.)
4. Baklazhenko G. [Agro-industrial holdings are the basis of the economic hierarchy of the transition economy]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economics, Management, 2001, no. 11, pp. 12-16. (In Russ.)
5. Bondarenko L.B. Standartizatsiya obshchestvennogo obsluzhivaniya sel'skogo naseleniya. Vkn.: Modernizatsiya i innovatsionnaya deyatel'nost' - strategicheskie napravleniya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Standardization of public services for the rural population. In: Modernization and innovation-strategic directions for the development of the agro-industrial complex]. Moscow, Voskhod-A Publ., 2010, pp. 71-85.
6. Boev V.R., Shut'kov A.A., Serkov A.F. et al. Metodika ekonomicheskikh issledovanii
v agropromyshlennom proizvodstve [Methodology of economic research in agro-industrial production]. Moscow, VNIIESKh Publ., 1995, 260 p.
7. Lysenko E.G. [Environmental and economic foundations for sustainable agricultural development]. Ekonomist = Economist, 2001, no. 5, pp. 81-84. (In Russ.)
Ш.Ч. Соян / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 9, стр. 1740-1751
http://fin-izdat.ru/journal/region/
1749
8. Mazloev V.Z., Kumekhov K.K. [Holding-type agro-industrial associations]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2001, no. 7, pp. 12-14. (In Russ.)
9. Nikonov A.A. Ekonomicheskie osnovy sistemy sel'skogo khozyaistva: monografiya [Economic fundamentals of the agricultural system: a monograph]. Stavropol, Stavropol'skoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1975, 295 p.
10. Pankova K.I. [A role of public sector in the AIC]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2001, no. 6, pp. 22-31. (In Russ.)
11. Petrikov A.V. [Large agricultural enterprises and the changes in the socio-economic structure of the agrarian sector]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economics, Management, 2001, no. 5, pp. 13-17. (In Russ.)
12. Ushachev I. [Integration processes in the AIC: Pros and cons]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economics, Management, 2006, no. 9, pp. 7-10. (In Russ.)
13. Shut'kov A.A. Sistema upravleniya agropromyshlennym kompleksom: teoriyapolitika, praktika: monografiya [Agro-industrial management system: theory, policy, practice: a monograph]. Moscow, NIB Publ., 2005, 806 p.
14. Shut'kov A.A. [A systems approach to agro-industry]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economics, Management, 2012, no. 5, pp. 13-21. (In Russ.)
15. Lipski S.A. Zemel'nye otnosheniya i osobennosti gosudarstvennoi zemel'noipolitiki
v sovremennoi Rossii (teoriya, metodologiya, praktika): monografiya [Land relations and features of State land policy in modern Russia (theory, methodology, practice): a monograph]. Moscow, GUZ Publ., 2014, 300 p.
16. Kurtsev I.V., Kisel'nikov A.A., Mochalov VM., Suchkov A.I. Ekonomiko-statisticheskii analiz agropromyshlennogo kompleksa Sibiri i ee regionov: itogi agrarnykh reform
i problemy postreformennogo razvitiya [An economic and statistical analysis of the agro-industrial complex of Siberia and its regions: the outcome of agrarian reforms and the problems of post-reform development]. Novosibirsk, NSAU Publ., 2005, 217 p.
17. Balakina G.F., Domozhakova E.A. [Agroecological cluster concept development in the Republic of Tyva]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of KrasGAU, 2011, no. 10, pp. 106-112.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kontseptsii-agroekologicheskogo-klastera-v-respublike-tyva (In Russ.)
18. Soyan Sh.Ch., Dongak B.A., Charash-ool A.A. [Small business in the economy of the Republic of Tuva]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2015, no. 5. (In Russ.) URL: http://www.uecs.ru/uecs-77-772015/item/3531-2015-05-28-12-02-14
19. Soyan Sh.Ch. [Significant factors of forming populations needs]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 1, pp. 26-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimye-faktory-formirovaniya-potrebnostey-naseleniya (In Russ.)
1750
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1751