8. Стернин, И.А. Семантико-когнитивный анализ языка [Текст] I И.А. Стернин, З.Д. Попова. — Воронеж: Истоки, 2006.
9. The AND Concise Dictionary Online [Электронный ресурс] II allwords.com, 2007.
10. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. [Текст] I Т.Ф. Ефремова. — М.: «Русский язык», 2000.
Статья поступила в редакцию 12.07.08.
УДК 378
И.В. Степанова, аспирант ЧГАКИ, г.Челябинск
РЕТРОСПЕКТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕЖИССЕРОВ
В статье рассматриваются основные этапы становления и развития профессиональной подготовки режиссеров в России как в культурно-просветительной сфере, так и в сфере театра и кино. Анализируется значительный вклад педагогической деятельности В.Э. Мейерхольда в системе профессиональной подготовки режиссеров.
Ключевые слова: режиссер, профессиональная подготовка, культура, учебное заведение.
Рассмотрение исторического материала дает возможность выявить обобщенную генетическую и истори ческую схему эволюции образования в сфере культуры и искусств, которое заложило основу формирования системы подготовки режиссеров в области праздничной культуры, а также определить основные этапы, в которых отражается эволюция системы образования в дореволюционный, советский и постсоветский периоды развития общества, связанная с развитием учебных заведений культуры и искусств по профессиональной подготовке режиссеров и по подготовке в области праздничной культуры.
Первый (допрофессиональный — XI в.—1918 гг.) этап связан со становлением режиссерского искусства и режиссуры как профессии. Это время расцвета театрального искусства и актерского творчества, возникновения профессиональных театров, открытия актерских школ. Роль режиссера в театре сводилась к тому, что он был «разводящим» и необходимость в подготовке таких «разводящих» отсутствовала. Начиная со второй половины XIX века и, особенно к его концу, профессия «режиссер» как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре, а затем в кинематографе.
Следовательно, с появлением профессии режиссера возникает необходимость в подготовке специалистов данного профиля.
Следующий этап (профессиональный — 1918-1990 гг.) включает в себя длительный период становления и развития профессиональной подготовки режиссеров как в культурно-просветительной сфере, так и в сфере театра и кино.
Обучение первых генераций режиссеров строилось по принципу обучения мастеров Средневековья. «Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников... Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательно для всякого... Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а под мас-терье — мастером.» [9] И даже «Этика» К.С.Станислав-ского [7] (главная мысль которой — «люби искусство в себе, а не себя в искусстве») перекликается с моральными устоями мастеров Средневековья. «Средневековый ремесленник в противовес пролетарию нового времени воспроизводил себя в процессе своего труда во всей своей целостности. А раз по словам Аквината, «познание происходит через уподобление познающего познаваемой вещи», — то ремесленник в процессе познания — творения уподобляется создаваемому им предмету, а значит, и предмет как бы уподобляется ремесленнику. При этом в изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами. Так что плохой человек просто не может сделать
хорошую вещь. Отмеченные выше высокие моральные требования, предъявляемые к мастеру, оказываются необходимыми не только в частной жизни, но и в производственной деятельности.» [4, с. 57] И только в 1918 году, по инициативе В.Э. Мейерхольда, В.Н. Соловьева и А.Л. Гринича, при театральном Отделе Наркомпроса было организовано первое в России (а по существу, и во всем мире), специальное учебное заведение, готовящее режиссеров-постановщиков под названием «Курсы Мастерства сценических постановок», в помещении бывшего дворца великого князя Владимира Александровича (сейчас там находится Дом Ученых на Дворцовой набережной). Курсы просуществовали три года и осуществили два выпуска режиссеров. Основными педагогами были (после отъезда В.Э. Мейерхольда из Петрограда на юг) С.Э. Радлов и В.Н. Соловьев.
Это был первый опыт построения систематического теоретического курса, охватывающего процесс работы режиссера над спектаклем (если не считать теоретических бесед, которые постоянно вел В.Э. Мейерхольд на своих занятиях с курсантами). Естественно, что этот первый опыт был еще очень далек от той целостности и завершенности, который данный курс приобрел в последующие годы.
Цикл лекций был прочитан В.Э.Мейерхольдом летом 1918 г. на Инструкторских курсах по обучению мастерству сценических постановок и повторён в 1918/ 19 г. в Курмасцепе — на Курсах мастерства сценических постановок, выросших из краткосрочных Инструкторских курсов.
Московским продолжением петроградского Курмас-цепа осенью 1921 года стали высшие режиссерские мастерские, первоначально сокращенно назывались «ГВЫРМ». Потом, когда режиссерские мастерские были переименованы в «театральные», возникло новое, не менее уродливое слово «ГВЫТМ». Наконец, решено было преобразовать мастерские в институт, и появилось новое, более благозвучное сокращение — «ГИТИС». Эта смена названий совершилась за два-три года и по существу она ничего не обозначала. ГВЫРМ, ГВЫТМ, театр ГИТИС — только разные вывески. Под прикрытием всех этих названий Мейерхольд работал с одной довольно монолитной группой своих учеников и приверженцев. Среди них были молодые артисты Театра РСФСР-первого И. Ильинский, В. Зайчиков, М. Бабанова, затем — М. Жаров, Д. Орлов, М. Лишин, Н. Мологин, А. Теме-рин и студенты С. Эйзенштейн, Э.Гарин, З. Райх,
Н. Экк, С. Юткевич, В. Федоров, В. Люце, М. Коренев, X. Локшина, Н. Лойтер, М. Суханова. Многие из них составили впоследствии основное ядро театра Мейерхольда и прошли с Мастером (этот неофициальный «ти-
тул» Мейерхольд получил именно в качестве руководителя Мастерской в 1921 году и сохранил до конца своих дней) почти весь его жизненный путь.
К. Рудницкий в своей книге о Мейерхольде вспоминал: «Театральная гвардия Мейерхольда состояла из совсем еще зеленой молодежи. Иным ученикам его было 17-18 лет. Двадцатилетние юноши и девушки, окружившие Мастера, были полны энтузиазма, готовности заново — сверху донизу — перестроить театр. Мейерхольд, по словам И. Ильинского, выглядел «моложе молодых». Его боевой дух, задор, безграничная смелость импонировали юным ученикам. Они шли за Мастером беззаветно и безоглядно» [6, с.254-255]. Это говорит о том, что педагог — Мейерхольд в подготовке молодых режиссеров опирался на метод личного примера в обучении.
Б. Зингерман отмечает, что «лекции Мейерхольда о режиссуре, прочитанные в 1918-1919 годах, производят впечатление чрезвычайной широты и отчётливости мысли. В них подведены итоги театрального развития десятых годов и предугадана эстетика двадцатых, которой только предстояло проявить себя. Это скрупулёзная программа обучения профессии и художественный манифест, рассчитанный на долгие годы. Вечные проблемы театра осмыслены здесь так же определённо, как и актуальная художественная ситуация. Во многом загадочный, неуловимый и резкий переход от искусства десятых к искусству двадцатых годов в лекциях Мейерхольда зафиксирован с поразительной наглядностью. Перед нами линия перехода от утончённого перенасыщенного серебряного века к искусству двадцатых годов, упрощённому и площадному. Расставаясь с театральными исканиями предшествующего периода, Мейерхольд подводит им итоги и делает далеко идущие выводы. Притягательность лекций 1918-1919 годов помимо прочего в том, что ясная мысль режиссёра ещё не затемнена и не утрирована здесь социологическими схемами или политической демагогией. Между тем дух революционных перемен веет в лекциях Мастера с молодой энергией. По лекциям видно, как одна художественная эпоха перетекает в другую, преодолевая самоё себя. Мейерхольд выступает перед своими молодыми слушателями в двойной роли — уверенного мастера, оснащённого обширными знаниями, и в роли новатора, готового двигаться к новым неведомым берегам» [5].
В лекциях Мейерхольда уже обозначена сущность ленинградской театроведческой школы, которую впоследствии возглавит А.Гвоздев — филолог, изгоняющий из театроведческих трудов следы литературоведения.
Вообще же, из лекций Мейерхольда выросла вся будущая программа обучения режиссёров, актёров и театроведов. Читая свой лекционный курс, Мейерхольд исходил из двух фундаментальных положений:
1. В театре, в принципе, все должны уметь делать всё — из-за универсальности этого вида искусства.
2. История театра должна строиться, исходя из балагана, а не литературы; пьеса — часть театрального представления, а не раздел словесности.
В лекциях Мейерхольда современная театральная система осознаётся как нечто, принципиально отличное от эпох старинного театра; чтобы поставить классическую пьесу, режиссёр должен изучить и освоить всю театральную систему старинного театра определённой эпохи. Самопознание современной театральной системы проводит, таким образом, через освоение театральной культуры старинных эпох. Итак, как свидетельствует Б. Зингерман: «Идеальным постановщиком оказывается, как ни парадоксально, театровед, знаток истории театра — при условии, что он обладает богатой фантазией и имеет за плечами актёрское прошлое. Он должен понимать,— всё на сцене делается ради царящего на ней,
порхающего по ней актёра. Согласно этому, режиссёр, по Мейерхольду должен на собственной шкуре испытать прелести актёрской профессии и обладать крылатым воображением» [5].
Наряду с этим, в 1922 году в Ленинграде на основе нескольких театральных студий был основан Институт сценических искусств, где стала осуществляться подготовка театральных режиссеров. В последующие годы был реорганизован в Техникум сценических искусств, затем в Центральное театральное училище, с 1939 года существовал под наименованием Ленинградский Театральный институт им. А.Н. Островского (потом стал имени Н.К. Черкасова), а ныне Санкт-Петербургская Театральная академия. А в 1957 году в Ленинградском библиотечном институте им. Н.К. Крупской открылся новый факультет — «Культурно-просветительная работа», на одной из кафедр которой, а именно «Режиссура драмы», стали готовить режиссеров — руководителей самодеятельного театра.
Кроме того, режиссерский факультет был открыт в 1959 году Б.Е. Захавой при театральном институте имени Бориса Щукина (ранее — театральная школа — 1923 г.).
В то время в стране широко была поставлена работа народных и самодеятельных театральных коллективов. Лучшие любительские коллективы (особенно в небольших городах) часто конкурировали с профессиональными театрами. Необходимость профессионально помочь этим коллективам была явной. Именно в это время и было создано заочное режиссёрское отделение. Выпускники, по окончании учебного заведения, получали разную оценку своей учёбы. Наименее успевающим в дипломе ставилась специализация — «руководитель самодеятельного коллектива», наиболее успевающим -«режиссёр народного театра». Но со временем многие из выпускников не только успешно стали работать в профессиональных театрах, но и возглавили их. Постепенно две эти специализации исчезли из дипломов. Сейчас в институте одна специализация — «режиссёр драмы».
Почти одновременно, вместе с курсами В.Э.Мейер-хольда, была открыта в Москве в 1919 г. первая в России и в мире государственная киношкола, ставшая впоследствии институтом кинематографии, Как писали тогда в газетах, школа должна была «создать авангард актеров, режиссеров, декораторов, операторов, лаборантов и механиков - мастеров экрана». Здесь должны были формироваться творческие кадры для нового вида искусства - кинематографа. Первым руководителем киношколы стал Владимир Гардин, известный еще в дореволюционном кино. С приходом в киношколу в 1920 г. режиссера-нова-тора Льва Кулешова определяются направление и формы ее развития. В 20-х годах школа неоднократно реорганизовывалась, постепенно обогащаясь новыми факультетами. Школа, мастерские, техникум, институт... и с 1923 года опять техникум — Государственный техникум кинематографии (ГТК) повышенного типа. В условиях приема на 1923/24 учебный год объявляется набор на факультеты: натурщиков (актеров), режиссеров, инженеров (операторы и лаборанты) и отделения: декораторов, сценаристов. В мае 1927 года состоялось первое официальное оформление нескольких ранних выпусков: дипломы получили 71 актер, 15 режиссеров, 19 операторов, 8 лаборантов. Впервые режиссерская мастерская создается в институте в 1924 году, которая впоследствии становится базой будущего режиссерского факультета. Прочно связана с институтом деятельность выдающегося кинорежиссера С. Эйзенштейна, возглавившего кафедру кинорежиссуры. Еще в 1928 году он руководил экспериментальной мастерской, в которой учились создатели «Чапаева» бр.Васильевы, режиссер И. Пырьев, актер М. Штраух и другие. В 1932-35 годах С. Эйзенштейн создает систематический курс и первую в мире программу по основам кинорежиссуры.
До появления вузов культуры и искусств и до образования специальных кафедр, готовящих режиссерские кадры в области праздничной культуры в новой советской республике подготовка специалистов культурно-просветительной работы осуществлялась следующим образом. В тот период они еще не назывались режиссерами праздничных действ, а инструкторами, клубниками, организаторами, методистами, массовиками-затейниками культурно-просветительной сферы и художественно-массовой работы. Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в постановке образования в сфере культуры и искусств. Массовая работа с людьми требовала специально подготовленных кадров, способных организовать и проводить культурно-просветительную работу [2].
Анализируя становления системы подготовки кадров для сферы культуры и искусств, заметим, что сеть учебных заведений можно подразделить на звенья начальной, средней и высшей подготовки. Широкая сеть средних профессиональных учебных заведений начала создаваться лишь в послевоенные годы. В 1947 году в подчинении Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР находилось 43385 клубов [8]. В то же время в них практически не было работников, имеющих специальное образование. В связи с этим остро встал вопрос подготовки кадров. В 1947 году Совет Министров РСФСР принимает решение о создании культурно-просветительных школ в ряде областей. Главной их задачей была подготовка квалифицированных культпросветработников со средним специальным образованием для работы в качестве заведующего сельским клубом. Первый учебный план предусматривал трехлетнюю подготовку будущего специалиста с присвоением квалификации «Организатор и методист клубной работы» [10].
В 1959-1960-х годах культпросветшколы получают новый статус - культурно-просветительные училища. В 1988 году по предложению Министерства культуры РСФСР было признано целесообразным, при наличии высококвалифицированных педагогических кадров и соответствующей материальной базы, создание училищ культуры и искусств на базе культурно-просветительных училищ.
Наряду с развитием и становлением среднего образования в сфере культуры, богатую историю имеет высшая школа, которая прошла довольно сложный путь эволюции.
В начале 20-х годов была предпринята попытка готовить специалистов высшей квалификации для работы в учреждениях культуры. Первым и долгое время единственным высшим учебным заведением, в котором осуществлялась подготовка соответствующих кадров, был Петроградский институт внешколь ного образования. Поскольку подготовка кадров такого рода была связана с чрезвычайно большими финансовыми затратами со стороны государства, то уже с января 1920 года театральный и музыкальный подотделы были преобразованы в инструкторский, где обучение по специализации велось факультативно. В 50-е годы в стране на базе библиотечных вузов стали создаваться культурно-просветительные факультеты, на которых начала осуществляться подготовка организаторов и методистов клубного дела. Так, в Московском библиотечном институте такой факультет был организован в 1949 году, затем в 1951 году открывается кафедра культурно-просветительной работы. В 1964 году Московский государственный библиотечный институт преобразован в Московский государственный институт культуры [1].
Конец 60-х - начало 70-х годов характеризуются активизацией дис куссии по проблемам эффективности культурно-просветительной работы и в связи с этим повышения качества подготовки кадров в учебных заведениях культуры. Этот период отлича ется повышенным
интересом к празднику: значительно расширяется сеть высших учебных за ведений. Открываются институты культуры в Челябинске, Краснодаре, Хабаровске, Кемерово, Барнауле, Перми, филиалы в Тамбове и Орле. В структуре вузов - открытие кафедр методики и организации клубно-массовых мероприятий, в частности одними из первых стали осуществлять профессиональную подготовку студентов режиссеров по праздничной культуре - Ленинградский государственный институт культуры во главе с Д.М. Генкиным(1971), Московский государственный институт культуры (1972), Челябинский государственный институт культуры (1972). В тоже время проводятся семинары режиссеров всех уровней, активизируется работа Совета при Всесоюзном театральном обществе (затем Союз театральных дел РФ), расширяется научное осмысление феномена «праздник», выпускается много специальной литературы. Обучение режиссуре изначально становится ориентировано не на «объект» (Культпросвет работа, клуб, Центральный Комитет), а на «предмет», на творческий вид деятельности и носит не прикладной, а универсальный характер: художественное осмысление социально значимых событий через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств режиссуры. Стержнем образовательного процесса стали режиссура и сценарное мастерство. Сверх того, усилилась организаторская функция режиссера, и в министерских кругах решили ее переименовать в «Организатора массовых праздников», вычеркнув из специализации ее суть — творчество. Тем не менее, это название не оказалось престижным и не прижилось в творческой практике.
На третьем («профессиональный — реформа высшей школы» — девяностые годы — настоящее время) этапе происходящие изменения в обществе оказали большое влияние на дея тельность вузов культуры, потребовали новых подходов к подготовке специалистов в области праздничной культуры. В девяностые годы, происходящие изменения в обществе оказали большое влияние на деятельность вузов культуры, потребовали новых подходов к подготовке специалистов в области праздничной культуры. Этот период, как и все в стране, отметился угасанием интереса к празднику как социально-художественному явлению. Упал интерес к научному исследованию праздника, сократился конкурс в ВУЗы, ослабло государственное регулирование учебными заведениями и праздниками как таковыми. Вместе с тем стабильным оставалось содержание учебного процесса.
Праздничная культура — часть культуры, область культуры, один из ее институтов социализации человека, его духовной и нравственной ориентации. Она не существует без системы ценностей, а опирается на них и посредством своей природы декларирует эти ценности, утверждает в атмосфере публичного сопричастия. Следовательно, как отмечает педагог-практик в области праздничной культуры Л.Н. Лазарева: «В периоды эпохальных преобразований спектр общенациональных ценностей сужается, ревизируется какая-то часть ценностей уничтожается, отрицается, другая часть видоизменяется, обслуживая новые запросы. Поэтому в целом праздничный календарь реагирует на все социально-политические и экономические изменения. Ревизия ценностей ведет к ревизии праздничного календаря» [3, с.180-181]. Реформы политической, социальной и экономической сферы оказали огромное влияние на праздничную культуру. Произошла перенастройка общественного сознания с коллективного на индивидуальный лад. Часть праздников исчезла, стали появляться абсолютно новые праздничные формы. В свою очередь, требования общества к качеству профессиональной подготовки режиссеров праздников кардинально изменилось. И это потребовало новых реформ в образовательном процессе.
В России, как и во многих странах мира, в 90-е годы происходит ин тенсивный поиск новой парадигмы образования, в основу которой положены фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности.
Только в 90-ые годы кафедрам клубно-массовых мероприятий в вузах культуры и искусств присваивается новое название — кафедры режиссуры театрализованных представлений и празднеств (РТПП). Позднее, благодаря кафедрам Московского университета (зав. кафедрой ВЛ. Триадский), Санкт-Петербургского университета (зав. кафедрой Б.Н. Петров) и Председателю Методического объединения О. Л. Орлову утвердилось точное название и появилась специальность и специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
В 1997 году Комитет по высшей школе Министерства науки России утвердил первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования по специальности 050200 — Режиссура/театрализованные представления и празднества/.
Впервые, выпускники кафедр РТПП стали получать квалификацию — Режиссер театрализованных представлений и празднеств, преподаватель. А в 2000 году специальность — Режиссура театрализованных представлений и праздников в государственном стандарте получила самостоятельный шифр — 053300, а теперь уже — 070209.
В настоящее время более 25 вузов ведут подготовку режиссеров театрализованных представлений и праздников, среди них 19 вузов культуры и искусств.
Итак, социально-педагогический анализ становления и развития профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников позволил выявить исторические корни, этапы и тенденции её развития, их изменение под воздействием различных групп факторов. Как показало исследование, это сложный и многообразный процесс, опосредованный историческими особенностями каждого периода.
Библиографический список
1. Бордей, Г.Н., Мокеева, Т.А. Хроника основных событий Московского го сударственного института культуры за 60 лет / Г.Н. Бор-дей, Т.А. Мокеева // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: сб. науч. трудов. — М., 1990.
2. Декрет Совета Народных комиссаров о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918.
Лазарева, Л.Н. История и теория праздников: программа-комментарий / Л.Н. Лазарева. ЧГАКИ. — Челябинск, 2003.
Марков, В. П. Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]: Методика погружения в специальность: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 Мейерхольд, В.Э. Лекции: 1918-1919 / сост. О.М.Фельдман. М.: ОГИ, 2000.
Рудницкий, К.Л. Режиссер Мейерхольд / К.Л. Рудницкий. М.: Изд-тво Наука, 1969.
Станиславский, К.С. Этика / К.С. Станиславский. — М.: Изд-тво Музея МХАТ им. М. Горького, 1947.
Финдейзен, Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (18591909) / Н.Ф. Финдейзен. — СПб.,1909.
Харитонович, Д.Е. Средневековый мастер и его представление о вещи / Д.Е. Харитонович // Художественный язык Средневековья. — М. : Наука, 1982.
Центральный государственный архив РФ, ф.534, оп.1, ед. хр. 99.
Статья поступила в редакцию 12.07.08
10
Алфавитный указатель
Александрович, Наталья Владимировна 45 Алексанова, Светлана Арамовна 70 Андреева, И.В. 9
Балыкин, С.Н. 16 Баштанар, И.М. 90 Беликова, Е.В. 67 Будкеев, Сергей Михайлович 58
Винокуров, Ю.И. 4
Владимирцева, Светлана Александровна 103 Воробьева, Наталья Юрьевна 37
Двойнишникова, Мария Павловна 52 Детков, А.П. 84
Егорочкин, М.В. 78
Емченко, Дмитрий Геннадьевич 82
Земцова, Валентина Ивановна 88 Золотов, Д.В. 9
Ковалевская, Мария Сергеевна 65
Колмогорова, Лилия Александровна 100
Копнина, Галина Анатольевна 30
Красноярова, Б.А. 24
Крылова, Е.Н. 18
Кряклина, Т.Ф. 84
Кудрук, Г.Н. 112
Лаврентьева, Е.А. 73 Лещинская, О.Г. 50
Мадалиева, Э.Б. 4 Махмудов, И.Э. 7 Меркотун, Елена Алексеевна 54
Опарин, Роман Владимирович 93 Панова, Лариса Васильевна 98 Ротанова, И.Н. 9, 20
Самохина, Евгения Васильевна 39 Себелева, Анастасия Валериевна 34 Сейтказиев, А.С. 4 Семыкина, Роза Сан-Иковна 76 Сковородников, Александр Петрович 30 Статирова, Ольга Ивановна 108 Степанова, Инна Владимировна 115 Суразакова, С.П. 24
Тарасенко, Валентина Васильевна 62 Ткачева, Ирмна Александровна 88 Толмачева, Татьяна Анатольевна 95 Третьяков, Артем Вячеславович 43
Цимбалей, Ю.М. 13 Черных, Д.В. 16 Яныгина, Л.В. 18
11в