_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
невозможно без режиссерской работы с певицей. Режиссером спектакля выступила блестящая балерина и хореограф Елена Лемишевская, которая поняла сама всю драматургию спектакля и сумела очень органично выстроить поведение героини, чтобы певица могла передать всю палитру чувств и переживаний в вокально- сценическом образе Нарспи.
Но каким бы ты ни обладал драматическим голосом, не умея правильно распорядиться им, невозможно передать всю глубину, весь трагизм переживаний героини, который так ярко воплотил в своей музыке Григорий Хирбю.
Таким образом, работа над образом Нарспи по сложности творческих и профессиональных задач приближается к лучшим партиям оперного классического репертуара, и, как явление национальной культуры, представляет собой величайшую ценность.
© А.В. Сергеева-Зинкина,2015
УДК 378
Поляков Владимир Николаевич
доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств,
г. Чебоксары, РФ Е-mail: talant.chgiki@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ И ВЫПУСКНИКУ РЕЖИССЕРСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются требования, предъявляемые к абитуриенту, студенту, выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения в изменяющихся социально-педагогических условиях современного мира.
Ключевые слова
Режиссура, студент, театральное искусство, досугово-развлекательная деятельность.
Профессия лицедея - одна из древнейших на Земле. Театр, как общественное явление, возник на заре человеческой цивилизации, а вот профессия режиссера, без которой немыслим сегодня современный театр и эстрада - профессия относительно молодая. Без нее театральное искусство и ремесло обходились на протяжении столетий, ее функции в разные времена замещались различными формами и приемами работы.
Какие же требования предъявляются к современному студенту и выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения.
Современные изменения высшего образования в сфере культуры и искусств ориентированы на подготовку нового типа специалистов, которые должны уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуговых услуг, эффективно работать в инновационном режиме. Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных социальнопедагогических условий и необходимость новой модели образования.
Решение проблем высшего художественно-педагогического образования связано с разработкой новых технологий обучения, по всем направлениям режиссерской деятельности (сценарной, постановочной, режиссерской, пластической, анимационной, игровой и т. д.).
В настоящее время спектр «культурных программ» резко расширился. Это документальные, художественно-публицистические, пластико-хореографические, развлекательные, игровые, концертные, шоу-программы, театрализованные представления, анимационные программы, карнавалы и т. д. Они стали основными направлениями досугово-развлекательной деятельности, неотъемлемой частью туристической, музейной и рекламной деятельности, деятельности историко-культурных и рекреационных
282
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____
комплексов, парков культуры и отдыха, ресторанов, кафе, гостиниц и отелей, торгово-развлекательных комплексов, молодежных клубов.
Создание и реализация каждой из выше перечисленных форм в сценарно-режиссерском плане влечет за собой целый комплекс знаний и умений, которыми должен обладать будущий режиссер-постановщик.
Что же мешает нам в учебном процессе, в подготовке режиссера?
Сегодня в высшей школе сформировалась довольно стройная система преподавания гуманитарных наук. Но мировоззрение студента воспитывается, определяется не только преподавателями общенаучных дисциплин. Зачастую элементарная безграмотность студента в области истории театра, теории режиссуры связана с его профессиональной дезориентацией и ленью. Воинствующий прагматизм некоторых студентов - это мне надо, а это - нет, непременно отзовется в его будущей профессии. Но вся беда в том, что это уже будет за стенами вуза, где не будет педагога, который мог бы помочь советом, поправить работу практически. Каковы же в связи с этим, задачи педагогов специальных режиссерских
дисциплин?
Первое - это преодоление профессиональной дезориентации студента, связанной с отсутствием уверенности в возможности найти работу по профессии, невостребованностью специалистов-режиссеров, особенно в районах, унижающей зарплатой, падением уважения к образованию в стране, угасанием интереса к работе своих коллег и нежеланием делать что-либо самому.
Второе, здесь можно принять за основу мнение известного педагога-режиссера О.А. Маркова: «За празднично-обрядовой, игровой культурой России, ее регионов, многообразием различных видов и форм культурно-досуговой деятельности, театрализованных и традиционных форм досуга стоит огромное число проблем. Существует множество направлений, где будущий специалист сегодня не имеет возможности получить выбранную им профессию: он не может (по квалификации) быть режиссером шоу-программ, режиссером детских театрализованных представлений, профессиональным ведущим и т. д. Вот почему, лишь при условии расширения спектрапрофессии (квалификаций, профильных модулей) сможет заработать показатель профессионально-культурной компетентности выпускника вуза культуры и искусств, умеющего прогнозировать, моделировать и реализовывать свое профессиональное «Я», так называемое «Я» - концепцию».
В противном случае, возникнут две тенденции. Первая - это девальвация профессиональнокоммуникативной компетенции специалиста. Вторая - сведение на «нет» мобильности специалиста и потеря способности к адаптации в условиях нарастающего многообразия различных видов и форм досуга» [3, с. 43 ]
Третье - повышение общего культурного уровня абитуриентов, приходящих в учебное заведение культуры.
Кто же он, сегодняшний абитуриент, будущий актер, режиссер театрализованных представлений и праздников и с чего же начинается обучение студента столь сложной, творческой профессии, как режиссура? Безусловно, с набора на курс. На консультации приходят разные люди, с разными установками, желаниями, характерами, наконец, возрастом. Большинство из абитуриентов не очень точно представляет себе будущую профессию. Но именно из них нам нужно выбрать тех, кто за четыре года обучения должен стать профессионалом в области режиссуры театрализованных форм досуговой деятельности. Главной задачей, в данный очень ответственный момент формирования курса, является выработка критериев, по которым отбираем абитуриентов. Действительно, как все-таки угадать в человеке, который в момент поступления в институт дает любые клятвы и обещания, действительную личность, имеющую актерские способности, творческую фантазию, внутреннюю потребность учиться. Представляется, что мы в данном случае должны идти именно от абитуриента, стараясь забыть на время о своих симпатиях и представлении о том, каким должен быть студент. Мы не имеем права не учитывать сложности, испытываемые поступающими, их «психофизическое» самочувствие, атмосферу консультаций и экзамена.
При проверке творческих способностей абитуриента следует предполагать, что перед нами предстает уже некая сложившаяся индивидуальность, которой могут быть свойственны свои личностные «способы творчества», фантазии, представления о собственной исключительности. Абитуриент либо «идет от себя»,
283
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______________________
либо прячется за характерность кого-то, либо что-то изображает. В этих случаях мы должны найти такие задания, в которых бы максимально раскрывалась творческая природа абитуриента, то есть то, что он представляет собой на самом деле. «Трудно... среди людей, явившихся на пробу, сразу угадать истинные дарования. Ведь они очень редко проявляются сразу. талант застенчив, робок. Кроме того, талант бывает глубоко скрыт и его надо уметь вызвать» - пишет К. С. Станиславский. [1, с. 86]. И далее продолжает: «В полную противоположность таланту посредственность и бездарность смелы и наглы. Их не пугает обстановка приемных испытаний. Вот почему посредственность и бездарность имеют часто большой успех на вступительных экзаменах, чем истинное дарование. Долой же официальность, пугающую молодежь при первых выступлениях! Долой стол с зеленым сукном! Долой сухие, строгие лица экзаменаторов, их снисходительные улыбочки, придирчивые вопросы и все, что мешает молодежи проявить себя! Долой спешку!» [1, с. 86]
Сложность режиссерской профессии заключается в том, что творческим материалом и самим творцом здесь является личность. Человек, как сумма действий. Именно действие, которое собственно и является наиболее значительным источником драматургии и театральности, есть общая, обязательная основа для одного из критериев режиссерского таланта. Режиссер должен обладать чувством действия, конфликта, движения.
Будущий режиссер должен демонстрировать способности в организации действия, решения его в пространстве, должен суметь смоделировать конфликт и решить его. Чтобы работа режиссера была действенной, необходимы предпосылки разного рода - аналитический интеллект, творческая потребность самовыражения, способность к обобщениям, чувствительность к психологическим отношениям между людьми, фантазия, образное мышление, пространственное воображение, способность руководить людьми, высокий ритм работы.
Обучение и воспитание будущего специалиста - единый процесс формирования личности. Успех обучения зависит от самого ученика, от его желания знать и уметь.
Как не вспомнить знаменитые слова К. С. Станиславского - «научить нельзя, - можно научиться». [1, с. 95] С этой точки зрения, благодатный материал дает нам, система воспитания будущих деятелей культуры, поскольку в систему художественной педагогики, входит феномен искусства, принадлежащий к особой сфере деятельности человека.
В первый год обучения, помимо отработки психофизической техники актера - внимания, воображения, мышечной свободы, памяти физических действий, режиссеры театрализованных форм досуга тщательным образом должны изучать законы сценического общения, так как в будущей профессии они будут существовать в особых предлагаемых обстоятельствах. Их партнером будет являться зритель. Это обстоятельство не отменяет естественных законов общения, но усложняет их. Ось общения одной из своих конечных точек перемещается со сцены в зрительный зал. Отсюда возникает ряд особенностей общения: удаленность общающихся, их множество, своеобразие оценок и воздействия, фактор непредсказуемости.
Идут ли сегодня к нам, в творческий вуз, талантливые абитуриенты?
На это могут ответить только специальные исследования. А пока можно сказать - идут, но мало.
Для определения таких понятий как талант, художественная личность, приходится обращаться к тому же К. С. Станиславскому. Итак: «Талант - это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей. Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, фантазия, воображение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и прочее, и прочее. Это сочетание многих человеческих способностей. В этот комплекс входят и физические данные, и человеческие свойства, и память, и воображение, и чувствительность, и возбудимость. Все эти данные, взятые отдельно или вместе, должны быть сценически обаятельны и гармонично сочетаться между собой. Можно иметь всего понемногу и стать сильным актером благодаря своей сценической обаятельности. Рядом с этим можно иметь всего очень много, но раз это многое лишено мягкости и сценического обаяния, оно не имеет цены на сцене». [1, с. 112]
Биография подлинного художника (режиссера) - это биография человека беспрерывно
раздираемого недовольством самим собой. Подлинный режиссер становится таковым не только в силу
284
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________
способностей, данных ему природой, но еще и в силу громадного труда, по шлифовке своих природных способностей, он становится подлинным мастером, постоянно учась, постоянно наблюдая и размышляя, и укрепляя то, что лежит в сфере его мировоззрения. «Не терзается никакими сомнениями, всегда доволен собой любитель. Мастер всегда очень строг к себе, мастеру не свойственно самодовольство, зазнайство», -так формулировал важнейшие моральные требования к режиссеру В. Э. Мейерхольд. [2, с. 176]. Именно такой путь формирования личности, профессиональных способностей мы можем обозначить в обучении студента, а затем и выпускника - актера и режиссера театрализованных представлений и праздников. Список использованной литературы:
1. Станиславский, К.С. Собрание сочинений. Т. 3: Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / ред. В. Н. Прокофьев / К.С. Станиславский. -Москва: Искусство, 1956. - 503 с.
2. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х ч. Ч.1 1891-1917/ В.Э. Мейерхольд; ком. А.Е. Февральского. - Москва: Искусство, 1968. - 350 с.
3. Марков, О.И. Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга / О.И. Марков // Режиссерские и продюсерские инновации в театрализованном действии: сб. ст. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2012. - С. 38 - 46.
© В.Н. Поляков, 2015
УДК 792
Поляков Владимир Николаевич
доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств,
г. Чебоксары, РФ E-mail: talant.chgiki@yandex.ru
Моему педагогу к 90-летию со дня рождения посвящается!
ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ПО СИСТЕМЕ З. Я. КОРОГОДСКОГО
Аннотация
В статье рассматриваются требования, предъявляемые к студенту и выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения в изменяющихся социально-педагогических условиях современного мира. Предлагается богатый опыт известного педагога и режиссера ленинградского ТЮЗа Зиновия Яковлевича Корогодского.
Ключевые слова
Театральное искусство, театр для детей и юношества (ТЮЗ), самостоятельная работа, режиссер-педагог.
Театральное образование, особенно актерское, должно быть ускоренным, а вернее ранним. Почему-то в музыке, балете, цирке - это норма. Чемпионы художественной гимнастики, танцев на льду в юные годы уже на уровне искусства, в 17-19 лет достигают сверхубедительной внутренней и технической зрелости.
Нам удалось провести опыт с ребятами от 10 до 16 лет по раннему обучению актерскому мастерству, он убедил нас в том, что сегодня назрела необходимость развернутого эксперимента по профессиональной подготовке актеров в границах общеобразовательной школы, чтобы к ее окончанию, в 17-18 лет, иметь право на актерскую профессию. История русского театра и современные зарубежные опыты защищают такой путь.
285