РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В РАКУРСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
АСПЕКТОВ
Л.М. Колпакова, доцент, Академия социального образования (КСЮИ), Казань
Проблема разнообразных кризисов личности делает чрезвычайно высоко актуальной для сохранения здоровья популяции идентификацию факторов, оказывающих не только повреждающее воздействие, но и стимулирующих процессы преодоления, способных привести к преобразовательной активности человека. Существование данной проблемы включает рассмотрение жизненных событий, вызывающих стрессогенное воздействие и имеющих для субъекта психологические последствия (Карцева Т.Б., 1990). Различные аспекты этой проблемы, например, способы управления своими эмоциональными и аффективными состояниями, социальная поддержка, ресурсы личности имеют соответствующие проекции в различных сферах жизнедеятельности человека - семья, образование, профессионализация. Исходя из того, что в современном понимании стресс рассматривается, как часть динамической системы взаимодействия среды и личности, то совершенно необходимым становится изучение тех аспектов, которые приобретают характер психологического воздействия и определяют проявление тех или иных поведенческих реакций. Очевидно, что центральным конструктом в случае определения здоровья личности, будет выступать преодоление.
В отечественной психологии представлены многочисленные исследования стресса, выполненных на материале функциональных состояний, эмоционального стресса, нервно-психического напряжения (Л.А.Ки-таев-Смык, 1983; А.Б.Леонова, 1984; Ю.М. Губачева, 1976 и др.). Анализ литературы показал, что в психологии данная проблема рассматривается чаще всего в контексте парадигмы адаптации, где основные теоретические подходы в той или иной
степени связаны с теорией баланса (H.Selye, 1960; А.А Налчаджян., 1988; Ф.Б.Березин, 1988; Beckwith L., 1990; Ф.Б.Березин, Т.В.Барлас, 1994; Коробейников И.А., 2002; Димитриева С.В., 2004 и др.). Вместе с тем поднимаемые вопросы отражают более широкие проблемы человеческого функционирования, связанные с долговременными динамическими реакциями и сложными задачами.
В нашем цикле исследований личности, в условиях резко изменившейся жизненной ситуации, обусловливающей существенные потери, изучалось поведение, имеющее превентивную ценность для здоровья личности. Существенной стороной наших научных интересов является оценка психического статуса личности, с точки зрения наличия психологических преград, затрудняющих ее жизнедеятельность и либо оказывающих повреждающее воздействие, либо стимулирующих процессы преодоления и ведущих к преобразовательной активности человека.
Необходимо отметить, что хотя понятия «адаптация» и «преодоление» достаточно взаимосвязаны между собой, но они не являются синонимами. Тем не менее, в литературе они часто заменяются понятием «coping» под которым подразумевается их аналогия. Термин «coping», в английском языке «cope», означает преодолевать, в немецком словаре «bewaltigung» также преодоление или «belastungsverarbeitung» - переработка нагрузок. Таким образом, в содержании этого термина отражается процесс действия, направленный на внутренние и внешние объекты, которые затрудняют жизнедеятельность, мешают или стоят на пути субъекта. Представим наши теоретические представления и уже сложившиеся относи-
тельно изучаемого вопроса в социальной клинической психологии.
В зарубежной психологии под преодолением понимаются все реакции индивида, возникающие при столкновении с потенциально угрожающим случаем. Оно включает в себя как внешнее поведение, так и когнитивные, эмоциональные и физиологические процессы. Преодоление подразделяется на усилия, направленные на действия и на усилия, направленные на интрапсихические процессы, когда требования среды и личности начинают превышать личностные ресурсы (20).
В работах Р.Х.Шакурова (2001) «преодоление» представлено не только, как главная форма отношения индивида с миром, но и ведущий механизм развития и становления личности. Адаптацию автор рассматривает как «восходящееся равновесие». Анализируя психическое Р.Х.Шакуров доказывает, что достигнутый уровень адаптации всего лишь фон, определяющий «меру изменений на стимул-градиент-стимулирование».
Мы же, в свою очередь, под «адаптацией» понимаем констатацию завершившегося какого-то процесса действий внутреннего или внешнего плана в связи с актуальной и потенциальной целью, представляющей собой согласованное по структуре компонентов образование, - состояние, поведение, организованную среду субъекта. Т.е. адаптация представляет собой результат определенных действий, приведших в конкретный отрезок жизненного времени к гармонизации субъекта с условиями среды в соответствии каких-то определенных, первоочередных из множественных для человека целей как индивида, личности, жизненных задач.
Учитывая колоссальный опыт, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, мы акцентируем внимание на том, что личность - это самоорганизующаяся система, функциональная целесообразность которой обусловлена общими жизненными паттернами, отражающих социальные ценности, психологическое благополучие и интегрированность в культуре общества. Од-
ной из гипотез стало предположение о том, что характер функционирования индивидуальности в целостном интегрированном состоянии или десинхронозе будет определяться закрепившимися в течение жизни способами реализации своей психической жизни с одной стороны, временной динамикой и глубиной включенности личности в жизненные условия с результатами преодоления с другой стороны.
В психологии описываются факторы, обусловливающие психологическое благополучие личности. Среди них, как наиболее значимым относят:
- личностную историю человека, которая создает индивидуальную вариацию ответа на стресс или жизненную трудность (17);
- изменения ролей, содержащие в себе выгоды и потери, предсказуемо возникающие (так называемые «нормативные» случаи); кризисы, связанные с потерей, в том числе и с потерей роли («ненормативные» случаи); и ролевые проблемы в повседневных ролевых переживаниях, создающие общее жизненное напряжение (19);
- психологические защиты, как способы управления своими эмоциональными и аффективными состояниями при возникновении психологического дискомфорта (14);
- социальную поддержку через связи с другими людьми - семьи, с ближайшим окружением, участия в общественных организациях и т.п. (18);
- личностный контекст, включающий мотивационные, волевые, рефлексивные, коммуникативные аспекты, а также ответственно-саморегулятивные характеристики активности личности (1, 2, 3, 5).
Мы, в свою очередь, принимая во внимание выделяемые факторы, в качестве основного медиатора психологического благополучия, включаем систему личностных смыслов, определяющих психологическую задачу преодоления, прежде всего, внутренних барьеров и созидающего устремления.
На наш взгляд, такой подход наиболее сообразен с пониманием личности как
открытой и самоорганизующейся динамической системой, реализующей свои потенции в новых жизненных условиях. В случае нестандартной ситуации человек, столкнувшись с преградами, благодаря смыслообраз-ности и целесообразности, мобилизуя свои ресурсы, становится ответственным за результаты выхода из предлагаемой жизнью ситуации.
В качестве подтверждения вышесказанного можно указать на наши экспериментальные исследования, которые легли в основу подтверждения концепции преодоления, верификация основных положений которой проводилась в режиме лонгитюди-ального эксперимента. Выборку составили 1060 человек, из них 464 матерей и 271 детей, проходящих восстановительное лечение и обучение в Республике Татарстан и г. Ульяновска, а также 155 матерей и 170 здоровых детей.
Нами изучалась личность матерей, оказавшихся в ситуации рождения и воспитания детей с двигательными нарушениями, в основном со спастической диплегией и ге-мипаретической формой ДЦП, которые, по данным некоторых исследователей, представляют собой благоприятный прогноз в социализации (К.А. Семеновой 1973).
В определенном смысле можно предположить, что эти дети, а значит и их матери, несут в себе признаки маргинальности, и эти признаки весомым образом, кроме прочих, формируют симптомокомплекс дессинх-роноза. Эти симптомы могут проявляться в обесценивании своей личности, психологической неопределенности внутреннего и социального статуса, неустойчивости межличностных отношений, страхах быть отвергнутыми, в склонности предполагать, что с ними и их детьми окружающие несправедливо обращаются и т.п.
Среди психологических преград, обусловленных фатально изменившей жизнь женщины и ее семьи ситуацией, нами выявлены следующие, несущие в себе классификационные признаки переживаний кризиса:
- необратимость ситуации, несущая угрозу для реализации своих значимых мотивов и целей. В качестве препятствия выделяются социальные атрибуции в форме оценочных отношений жалости, страха, сочувствия, раздражения, любопытства, что в когнитивно-эмоциональных репрезентациях матерей отображается, как проявление сре-довой изоляции, социального отчуждения -«синдром стигмы».
- состояние психической напряженности, как реакция личности на препятствия, значимость преодоления которых обозначена ценностным мотивом «здоровье ребенка». В качестве препятствия выделяются чувство вины, страха, определяющие структуру отношений к своему прошлому, будущему и будущему своего ребенка.
- изменение привычных условий своей жизнедеятельности, общения. В качестве препятствия выделяются трудности межличностного общения в семье. Отмечается взаимная зависимость и потенцирование склонности матерей детей с ДЦП к фиксации на текущих житейских трудностях, что ведет к изменениям структуры отношений - с родителями, с другими людьми, к себе, усложняя межличностное взаимодействие, углубляя внутрисемейные проблемы.
Нами была разработана диагностическая система изучения многоуровневой иерархической организации личности не только в рамках структурного, но и динамического анализа, включающего временные аспекты жизнедеятельности матерей. С этой целью нами были использованы методы, позволяющие изучить личность матерей в трех основных сферах психической деятельности: эмоциональной, поведенческой, когнитивной в динамике взросления детей, включая три критических момента: пренатальный (ожидание ребенка), младший школьный возраст и подростковый возраст. Критерием нормы личностной адаптивности выступала взаимная согласованность компонентов психической деятельности матерей, как результата преодоления критических моментов жизни.
Результаты нашей работы дали нам возможность описать нарушения в структуре индивидуально-личностных характеристик. Структурно-динамический анализ личности матерей показал, что с возрастом детей с церебральным параличом у большинства их матерей происходит усиление свойств личности, проявляющиеся, с одной стороны в отклонениях за счет стенических (импульсивность, ригидность, оптимистичность), а с другой, гипостенических признаков (деп-рессивность, эмоциональная лабильность, тревожность, индивидуалистичность).
Поведенческие отклонения в основном были выявлены по эпилептоидному, тормозимому, истероидному, сензитивно-тревож-ному и интровертированному типам, что провоцировало, прежде всего:
- снижение уровня включенности в социальную среду;
- повышение трудностей межличностного общения.
В то же время нами была выявлена группа женщин с тенденциями оптимального выхода из ситуации фрустрации. Для них характерен более высокий уровень целевой активности (экстраактивности) в отличие от матерей других групп, чей уровень нервно-психического благополучия не удовлетворителен.
Анализ по критерию социально-демографических характеристик выявил на достоверном статистическом уровне положительный прогноз преодоления специфических препятствий для матерей:
- имеющих зрелый возраст - от 30 лет до 50 лет;
- работающих и имеющих полную семью (наличие брачных отношений);
- работающих и имеющих высшее образование.
Полученные данные показывают, что изменение психических свойств в структуре личности в возрастной динамике обусловлено действием не только эмоциогенного фактора болезни ребенка, но и социально-демографическими факторами - возраст, наличие полной семьи, включение матери в
профессиональную деятельность и образование.
Сравнительный анализ с выборкой матерей здоровых детей обнаружил у матерей детей с ДЦП повышенную напряженность большинства механизмов психологической защиты.
Так, с учетом возрастной динамики у матерей, способных к преодолению, наблюдается снижение таких механизмов защиты, как «проекции», «реактивных образований» и «вытеснения», но повышение механизмов «интеллектуализации» и «отрицания», являющихся качественными признаками согласования психических свойств личности.
Было выявлено, что матери с десинхро-нозом в выборе стратегий совладающего поведения используют чаще эмоциональный копинг - «протеста», что отражает напряженность аффективных переживаний и поведение с тенденцией повышения нецелесообразной активности.
У матерей, способных к преодолению, в качестве основных стратегий выявлены -«поиск социальной поддержки», «планирование решение проблемы», «принятие ответственности». Следует отметить, что с возрастом у этих женщин также происходят изменения в структуре личности. В качестве структурообразующих компонентов выступают когнитивные и эмоционально-волевые характеристики - трезвость оценок, эмоциональность, социальная направленность. Содержание связей в корреляционной структуре личности показывает сбалансированность личностной системы, что отражается и в использовании разнообразных поведенческих стратегий, в структуре которых чаще всего обнаруживаются адекватные их варианты. Так, поиск социальной поддержки имеет положительные связи с высоким уровнем осознания проблем и жизнелюбием. Планирование решения проблем связано с трезвостью оценок и упорством в отстаивании своих позиций. Самоконтроль с социальной направленностью на общественные нормы и снижением тревожности. Принятие
ответственности повышает эмоциональность и жизнелюбие.
Не менее значимым в обогащении концепции преодоления, на наш взгляд то, что нами были выделены варианты адаптивного, стимулирующего развитие личности женщины в материнстве и неадаптивного материнства, несущие признаки десинхро-ноза. Факторный анализ показал, что доминантой в определении стратегий поведения, и в частности определяющей преодоление препятствий является содержание личностных смыслов. Моделирование поведения с параметром личностных смыслов в различных связях с многоуровневыми характеристиками матерей показало ряд закономерных признаков.
При адаптивном варианте иерархия значимых факторов у матерей выглядит следующим образом:
- а) морально-нравственная компонента, отражающая, прежде всего, «обострение совести» - т.е. совестливое отношение к окружающим людям, своим обязанностям; б) прогнозирование будущего, в) общение, г) материнская деятельность.
- преобладающее место в структуре личностных смыслов занимают элементы, направленные на преодоление, прежде всего, собственного отношения к трудностям ситуации, тем самым создавая условия для возникающих устремлений личности.
- структура связей в системе личностных характеристик представляет собой уравновешенную систему. Механизмами удержания «восходящего равновесия» выступают «активность», «эмоциональность», «контроль», «рациональность».
-ведущими тенденциями выявлены: стремление к самовыражению с ориентацией на социальные нормы, а также принятие в себе новых качеств, отражающих более мужественные черты.
Неадаптивные варианты личности были представлены в трех вариантах: матери с неврастеническими, истерическими и нигилистическими проявлениями. Их объединяют как общие, так и специфические признаки.
К общим признакам относятся: а) устоявшая структура отношений к сложившейся ситуации; б) смыслы с доминированием конфликтного состояния и не имеющие развивающегося прогностического компонента.
К специфическим признакам неадаптивного материнства относятся: 1) материнская деятельность, 2) переживание утраты и 3) разочарование в собственной жизни;
- преобладающее место в структуре личностных смыслов занимает доминирующая протекция потребностей ребенка.
- ведущей поведенческой тенденцией является подчеркивание симбиотических отношений с ребенком, отражающее гиперкомпенсацию собственной нереализованности, иногда проявляемую в агрессивной форме.
Так, один из вариантов материнской деятельности в этом случае определяется отсутствием гибкости, застреванием на аффекте, невротическим сверхконтролем и снижением критичности.
С точки зрения психопатологических симптомов структура связей в системе личностных характеристик в группах неадаптивного материнства представляет собой дисбалансированную систему, специфические особенности которой проявляются в различных вариантах поведенческого компонента психического.
Таким образом, полученные результаты предоставляют возможность углубить представления о процессах развития личности, содержательным конструктом которых представлено преодоление, характеризующее показатели психологического благополучия в диапазоне возрастной и ситуационной динамики в соответствии с условиями среды.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.- 299 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - 200 с.
3. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. / В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. М. 1988. С. 56-89.
4. Дмитриева C.B. Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной ассиметрии / Автореф.к.биол.н.Ульяновск. - 2004.
5. Карцева Т.Е. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М, 1990. С. 88-101.
6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. 368 с.
7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002. - 192 с.
8. Леонова А.Е. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. 200с.
9. Губачев Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека // Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Стаб-ровский Е.М.. Л., 1976. 224 с.
10. Ф.Е.Еерезин Психическая и психифизиоло-гическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
11. Ф.Е.Еерезин, Т.В.Еарлас. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1994. Т.94. С. 38-42
12. Карвасарский Б.Д. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: пособие / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, Г.Л. Исурина и др.; С-Петерб. научно-исслед. психоневролог. ин-т им В.М.Бехтерева. 1999, - С. 23.
13. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). //АН Арм.ССР, Ин-т философии и права. Ереван, 1988.- 262 с.
14. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л.,1984. 192 с.
15. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М. 1968. 320с.
16. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань, 2001.- 180 с.
17. HorowitzM. I. Psychological response to serious life events // The denial of stress / Ed. by S. Breznitz. NY., 1983. P.129-159
18. Moos R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises: A conceptual overview // Coping with life crises: An integrated approach / Ed. by R.H. Moos, J.A. Schaefer. NY., L., 1986. P.3-28
19. Pearlin L. J. Menaghan E.G., Lieberman M.A., Mullan J.T. The stress process //Journal of health and social behavior. 1981. Vol. 22. P.337-356.
20. Silver R.L., Wortman C.B. Coping with undesirable life events //Human Helplessness: Theory and applications / Ed. by J. Garber, M.E.P. Seligman. NY., 1980. P. 279-340.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Е.А. Пиотровская, Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань.
В последние десять лет в России в связи с активным внедрением в практику семейных врачей, перехода к высокотехнологичным видам медицинской помощи значительно возрастает роль не только и не столько врачебного персонала, сколько среднего медицинского персонала. Этому способствуют и ряд мероприятий по повышению статуса среднего медицинского работника. С 1993 года в медицинских ВУЗах страны открыта подготовка по специальности «Менеджмент сестринского дела». Особенностью профессии является постоянный контакт медицинской сестры с пациентом,
превалирование готовности к эмоциональному сопереживанию и сочувствия пациенту. Соответственно, представители данной профессии являются и наиболее уязвимы в части развития синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром характеризуется состоянием эмоционального, физического и интеллектуального истощения. При яркой выраженности синдрома специалист не способен оказывать необходимую медицинскую помощь пациентам и сам страдает психосоматическими нарушениями и невротическими расстройствами.