50 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
На
:аучныи
РЕЗУЛЬТАТ
УДК 373.3.016
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ __________РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ___________
MODERN CHALLENGES, OPPORTUNITIES AND RISKS OF EDUCATION DEVELOPMENT
ГАГАЙ В.В., ГРИНЕВА К.Ю. GAGAYV.V., GRINEVA K.YU.
Сургутский государственный педагогический университет
МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ И АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
THE MECHANISM OF COPING WITH DIFFICULT SITUATIONS AND ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO SCHOOL
Аннотация
Выявлены механизмы совладания с трудными ситуациями, определяющие тип школьной адаптации первоклассников. Определены основные направления психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период школьной адаптации с учетом трудностей, возникающих в период вхождения ребенка в школьную жизнь.
Ключевые слова: школьная адаптация, трудные ситуации, фрустрация, совладающее поведение, механизм сов-ладания.
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. Однако, по данным современных исследований (М.М. Безруких, Э.В. Галажинского, Н. Н. Заваденко, В.
Abstract
The article covers the mechanisms of coping with difficult situations determining the type of school adaptation of first-graders. The author describes the main directions of psychological and pedagogical guidance of first-graders during the period of school adaptation with regard to the difficulties arising during the adaptation of the child to school life.
Keywords: school adaptation; difficult situations; reactions to frustration; coping behavior; mechanism of coping.
В. Сорокиной и др.) от 30 до 70% первоклассников имеют серьезные проблемы в адаптации к условиям школы. Сложность адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат школьной адаптации.
Анализ теоретических подходов к изучению школьной адаптации свиде-
ТТАУЧНЫЙ Гагай В.В., Гринева К.Ю. 51
ж ж. РЕЗУЛЬТАТ МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
И АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
тельствует о том, что факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению рассматриваются без учета характера трудностей, возникающих у детей в начальный период обучения в школе, и способов их преодоления.
С позиций культурно-исторической теории адаптационные процессы понимаются как вхождение ребенка в мир культуры и социальных отношений (Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.). Школьная адаптация как вид социально-психологической адаптации в педагогической психологии понимается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению (М.М. Безруких); система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности (А.Л. Венгер) [2]. Вслед за М.В. Максимовой мы рассматриваем школьную адаптацию как процесс и результат вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, т.е. система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [8].
Смена этапа психического развития сопровождается возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Социальная ситуация развития первоклассника характеризуется новыми отношениями с взрослыми, сверстниками, новыми условиями жизнедеятельности, новыми требованиями среды, что приводит к возникновению трудных ситуаций.
Трудная жизненная ситуация, для Лазаруса и Фолкман, - та, которая оценивается субъектом как несущая угрозу [13]. В современных трактовках трудной ситуации нередко присутствует указание на то, что это ситуация, значительно превышающая адаптивный потенциал личности, т.е. превышающая те его способности и ресурсы, которые он обычно использует. В трактовке трудных ситуаций исследователи акцентируют не столько их отличие от повседневных, сколько, во-первых, их значимость для человека, и, во-вторых, воспринимаемую трудность.
Трудные ситуации в работах Т.Л. Крюковой, А.С. Спиваковской понимаются как временные, объективно или субъективно создавшиеся ситуации, порождающие эмоциональные напряжения и стрессы, создающие препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств [6, 11].
В исследованиях М.М. Безруких [1], Е.Е. Кравцовой [5], Н.И. Олифирович, Т.Ф. Веленты, Т.А. Зинкевич-Кузем-киной [9] и др. предпринята попытка описания трудностей, с которыми встречаются первоклассники в процессе адаптации к школьному обучению. Трудности, с которыми сталкивается первоклассник, приходя в школу, можно разделить на три основные группы - когнитивные, затрагивающие типично учебные ситуации (боязнь выступления перед классом, получение плохих отметок и т.д.), поведенческие, связанные с новым режимом дня, дисциплиной на уроках и в школе, и эмоциональные, включающие отношения со сверстниками, учителями и родителями.
52 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ТТАУЧНЫЙ
СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» J. J. РЕЗУЛЬТАТ
В разрешении трудных ситуаций важную роль играет совладающе поведение личности. В большинстве случаев сов-ладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с трудной ситуацией. По мнению Э. Хайма совладающее поведение представляет собой поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам [12].
Рассматривая проблему совладаю-щего поведения, мы, вслед за отечественными авторами Р.М. Грановской, И.М. Никольской и др., исходили из определения его как целенаправленного социального поведения, позволяющего субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [4].
Проблемой исследования особенностей реагирования младших школьников на трудные ситуации занимались
J. Edwards, S. Folkman, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская и др., которые показали, что в данном возрасте дети используют разные типы совладания: интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные. Изучая основные копинг-стратегии детей младшего школьного возраста, отечественные психологи (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская) показали, что основными способами сов-ладающего поведения в этом возрасте
являются стратегии, направленные на отвлечение и восстановление физических сил, эмоциональное отреагирование через горе и страдание или с помощью физической и вербальной агрессии, отвлечение посредством ухода в детскую «работу» или развлечения, а также направленные на сотрудничество со взрослыми. Применение когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы, является нетипичным для данного возраста. По данным зарубежных авторов, в способах совладающего поведения детьми с трудными ситуациями также отмечается преобладание поведенческих стратегий, а также когнитивной стратегии, направленной на экспрессию (фантазия, молитва и т.п.) (W.Kliewer).
Одним из центральных понятий, описывающих состояние психологического затруднения человека в трудной жизненной ситуации, является фрустрация. Вслед за отечественным психологом Н.Д. Левитовым в нашей работе фрустрация понимается как состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [7].
Одной из типичных черт фрустрации является эмоциональность. Согласно Лоусону и Марксу, дети при фрустрации проявляют большую эмоциональность, чем взрослые, потому, что обладают меньшими возможностями приспособления. В целом же проблема фрустрации и фрустрацион-ного поведения в ситуации школьной адаптации остается слабоизученной.
ТТАУЧНЫЙ Гагай В.В., Гринева К.Ю. 53
ж ж. РЕЗУЛЬТАТ МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ И АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Таким образом, многие отечественные и зарубежные авторы (Д. Брайт, Д. Майерс, S.Folkman, R. Lazarus, Л.И. Ан-цыферова, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Э.Г. Эйдемиллер и др.) указывают на то, что школьная адаптация связана с возникновением трудных ситуаций для первоклассника, вызывающих фрустрационные реакции и требующих адаптивных способов совладающего поведения.
Исследования, посвященные проблеме совладающего поведения в ситуации школьной адаптации, в большинстве своем направлены на анализ трудностей младших школьников и способов совладания с ними, и в большинстве своем носят теоретический описательный характер. При этом приемы и способы, которые используют младшие школьники для преодоления фрустраций в связи с вхождением в школьную среду, являются малоизученной проблемой, что дает основание для дальнейшего изучения влияния данных факторов на школьную адаптацию первоклассника.
Проблемой нашего исследования явилось изучение роли механизма совладания с трудными ситуациями, возникающими в период вхождения первоклассников в процесс обучения, в успешности школьной адаптации.
Целью нашего эмпирического исследования является выявление механизмов совладания первоклассников с трудными ситуациями в период адаптации к школе. В исследовании приняли участие 112 первоклассников МОУ СОШ № 3 и № 6 г. Сургута.
Диагностика школьной адаптации первоклассников осуществлялась исходя из анализа трех её компонентов:
когнитивного (методика «Определение прав и обязанностей первоклассника» Л.М. Новиковой), эмоционального (методики «Самооценка» в обработке М.В. Максимовой и «Лабиринты»), поведенческого (опросник для учителей «Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1-ом классе» Л.М. Новиковой).
Для изучения особенностей сов-ладания первоклассников с трудными ситуациями были использованы тест фрустрационных реакций С. Ро-зенцвейга, опросник копинг-стратегий Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, методика серийных рисунков И.М. Никольской.
При помощи кластерного анализа были выявлены типы школьной адаптации первоклассников с учетом механизма совладания детей с трудностями, возникающими в период вхождения ребенка в школьную жизнь.
Выделение различных типов адаптации осуществлялось с помощью такого метода, как объединение - древовидная кластеризация, с помощью которого наблюдаемые данные были организованы в наглядную структуру -дендрограмму.
Дендрограмма была получена при анализе реального массива данных, состоящего из 112 объектов (количество первоклассников), каждый из которых характеризовался 7 признаками: показатель школьной адаптации; экс-трапунитивная направленность реакций на фрустрацию; интрапунитивная направленность реакций на фрустрацию; импунитивная направленность реакций на фрустрацию; адаптивные способы совладающего поведения; относительно адаптивные способы сов-
54 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
На
:аучныи
РЕЗУЛЬТАТ
ладающего поведения; неадаптивные способы совладающего поведения.
Средние значения и степень выраженности стратегий использова-
ния способов совладания с трудными ситуациями при высоком, среднем и низком уровнях школьной адаптации представлены в таблице 1.
Таблица 1 Table 1
Типы школьной адаптации первоклассников
Types of school adaptation of first graders
Тип школьной адаптации Показатели адаптации Реакции на фрустрацию (М) Совладающее поведение (М)
М Уровни Е I М А ОА НА
Успешная (15%) 20 В,С 2 17 5 18 6 2
Относительно успешная (31,3%) 19,4 В,С 3 3 18 9 14 3
Неуспешная (48,2%) 13,5 С,Н 20 2 2 3 4 19
В ходе кластерного анализа были выявлены три механизма совладания с трудными ситуациями в период вхождения первоклассника в процесс обучения:
1) адаптивный механизм включает в себя преобладание интрапунитивных реакций на фрустрацию и адаптивных способов совладающего поведения;
2) относительно адаптивный механизм - импунитивные реакции на фрустрацию и относительно адаптивные способы совладающего поведения;
3) неадаптивный механизм - выбор преимущественно экстрапунитивных реакций и неадаптивных способов сов-ладания с трудными ситуациями.
Механизм совладания с трудными ситуациями определяет тип адаптации первоклассника к школьному обучению: успешный, относительно успешный, неуспешный. К успешному типу
школьной адаптации относятся первоклассники (15%), характеризующиеся наиболее высокими показателями адаптации к школе, интрапунитивны-ми реакциями на фрустрацию и адаптивными стратегиями совладающего поведения. Второй кластер - «относительно успешная адаптация» - составили учащиеся (31,3%), имеющие высокие и средние показатели школьной адаптации, использующие импунитивные фрустрационные реакции, адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии. К третьему кластеру - «неуспешная адаптация» - отнеслись первоклассники (48,2%), имеющие низкий и средний показатели адаптации к школе, характеризующиеся преобладанием экстрапунитивных реакций на фрустрацию, относительно адаптивных и неадаптивных стратегий совладания.
55
ТТАУЧНЫЙ ■ Гагай В.В., Гринева К.Ю.
Ж. Ж. РЕЗУЛЬТАТ ■ МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ И АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
преобладанием эмоциональных реакций, погружением в переживания и т.д.
Таким образом, механизм совлада-ния с трудностями (фрустрационные реакции и совладающее поведение) определяет тип адаптации первоклассника к школьному обучению и может являться «индикатором» характера школьной адаптации, знание которого дает возможность прогнозировать успешность протекания данного процесса.
В основе каждого типа школьной адаптации лежит соответствующий механизм совладания с трудными ситуациями, возникающими в период вхождения первоклассника в процесс обучения, который определяется характером взаимосвязи уровня адаптации, типов фрустрационных реакций и стратегий совладающего поведения.
На основе результатов исследования были составлены рекомендации для педагогов-психологов по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в период школьной адаптации. Направления психолого-педагогического сопровождения выделены по критерию «характер совладания первоклассников с трудными ситуациями» и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Направления психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период школьной адаптации
Table 2
Focus areas of psychological and pedagogical support of first-graders
in school adaptation
Механизм совладания с трудными ситуациями, возникающими в период школьной адаптации Проблема, требующая психолого-педагогического сопровождения первоклассников Программы психолого-педагогического сопровождения
1 2 3
Относительно адаптивный Склонность уклоняться от ответственности за трудную ситуацию, дистанцироваться от проблемы; относительно успешный тип школьной адаптации Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (М.Г. Дятлова).
Таким образом, успешный тип школьной адаптации предполагает сформированность у первоклассника всех компонентов адаптации к школе (когнитивного, поведенческого, эмоционального), использование фру-страционных реакций, связанных с признанием собственной ответственности и попытками самостоятельно исправить ситуацию, а также стратегий совладающего поведения, направленных на поиск информации, социальной поддержки, общение с близкими людьми. Такие дети в трудных ситуациях склонны переключаться на другие отвлекающие занятия, позволяющие снять напряжение и расслабиться, использовать внешнюю и внутреннюю речь, связанную с проговариванием неприятной ситуации, ее обдумыванием и осмыслением, искать информацию и поддержку у близких, способных помочь в преодолении трудностей.
Неуспешная школьная адаптация определятся механизмом, в основе которого лежат фрустрационные реакции, характеризующиеся обвинением внешних обстоятельств и других людей, а также неадаптивные способы совладающего поведения, связанные с
56 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
НА
:аучныи
РЕЗУЛЬТАТ
1 2 3
Цель программы: создание педагогических и социально-психологических условий успешной школьной адаптации с учетом трудностей в период вхождения в школьную среду.
Неадаптивный Склонность обвинять внешние обстоятельства и людей в трудных ситуациях; эмоциональные реакции на трудности с переживанием собственной беспомощности и нервного напряжения; неуспешный тип школьной адаптации. Модель формирования копинг-поведения (Е.В. Куфтяк) с учетом индивидуальных и семейных факторов, детерминирующих его становление.
В соответствии с выделенным механизмом школьной адаптации и учетом трудностей первоклассников в период школьной адаптации были разработаны психолого-педагогические рекомендации (таблица 3).
Таблица 3
Психолого-педагогические рекомендации по повышению успешности школьной адаптации с учетом трудностей первоклассников
Table 3
Psychological and pedagogical guidelines for improving success rate of school adaptation in view of the difficulties of first-graders
Трудности первоклассников Рекомендации
Боязнь неодобрения со стороны учителя и родителей Использовать стиль взаимодействия с ребенком, характеризующийся поддержкой, принятием, вниманием, уважением, теплотой. Родители в свою очередь должны формировать позитивный образ учителя.
Установление отношений со сверстниками Обеспечить условия для знакомства детей друг с другом и установления положительных взаимоотношений в классе.
Дисциплина на уроках, школьный режим Оказывать помощь в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
Неадаптивные способы совла-дания с трудными ситуациями (использование преимущественно эмоциональных, стереотипных форм реагирования) Формировать широкий спектр вариантов реагирования на трудные ситуации (находить и показывать возможности совладания с трудностями с помощью адаптивных поведенческих стратегий, анализа ситуаций, поиска социальной поддержки и др.).
Неадаптивные реакции родителей (эмоциональные, внешнеобвиняющие) Формировать адаптивные способы совладания с трудными ситуациями, направленными на анализ и разрешение проблемы с признанием собственной ответственности.
ТТАУЧНЫЙ Гагай В.В., Гринева К.Ю. 57
ж. ж. РЕЗУЛЬТАТ МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
И АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Таким образом, в период школьной адаптации первоклассников, необходимо учитывать возникающие у детей трудные ситуации, на которые они зачастую реагируют, прибегая к неадаптивным механизмам совладания. В связи с этим важной задачей является создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей востребованность и свободное функционирование личности, чувство защищенности и удовлетворенности основных потребностей, сохранение и развитие психического здоровья.
Литература:
1. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С.47; № 3. С.53; № 4. С.70; № 6. С.94.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психо-
логическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс,
2007.160 с.
3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
4. Грановская Р.М., Никольская И.М.
Защита личности: психологиче-
ские механизмы. СПб.: «Знания»,
1999.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
6. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совлада-ние с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
7. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6. С. 17 - 21.
8. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы). М.: Педагогика,1994.
9. Олифирович Н.И., Зинкевич-Ку-земкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. 360 с.
10. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладаю-щее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Автореф. дис. ... к. психол. н. Кострома, 2002. 15 с.
11. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во. МГУ, 1998. - 127 с.
12. Heim E. Coping and psychosocial adaptation. Journal of Mental Health Counseling. 1988. P. 10.
13. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1986.
References
1. Bezrukih M. «Portret» buduschego pervoklassnika // Doshkolnoe vos-pitanie [The "Portrait" of the Future First-grader // Pre-school Education]. № 2. 2003. p. 47; № 3. 2003. p. 53; №
4. 2003. p. 70; № 6. 2003. p. 94.
2. Venger A.L., Tsukerman G.A. Psikho-logicheskoe obsledovanie mladshih shkolnikov [Psychological Examination of Junior Schoolchildren]. M.: Vlados-Press, 2007. 160 p.
3. Vyigotskiy L.S. Detskaya psikhologiya //Sobr. soch.: V61. T. 4. [Child psychology // SOBR. cit.: 6 so 4 So.]. M.: Peda-gogika, 1984. 180 p.
4. Granovskaya R.M., Nikolskaya I.M. Zaschita lichnosti: psikhologicheskie mekhanizmyi [Personal Protection: Psychological Mechanisms]. SPb.: «Znaniya», 1999. 214 p.
5. Kravtsova E.E. Psikhologicheskie problemy gotovnosti detey k obucheni-yu v shkole [Psychological Problems of
58 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
АУЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
Readiness of Children to School]. M.: Pedagogika, 1991. 180 p.
6. Kryukova T.L. Psikhologiya sem’i: zhiznennyie trudnosti i sovladanie s nimi [The Psychology of Family Life Difficulties and Coping with Them]. SPb.: Rech, 2005. 240 p.
7. Levitov N.D. Frustratsiya kak odin iz vidov psikhicheskih sostoyaniy // Vo-prosyi psikhologii [Frustration as one of the Types of Mental Conditions // Problems of Psychology]. № 6. 1967. pp. 17-21.
8. Maksimova M.V. Psikhologicheskie usloviya shkolnoy adaptatsii (1-3 klassy) [Psychological Conditions of Adaptation to School (grades 1-3)]. M.: Pedagogika, 1994. 173 p.
9. Olifirovich N.I., Zinkevich-Kuzemkina T.A., Velenta T.F. Psikhologiya sem-eynyih krizisov [Psychology of Family Crises]. SPb.: Rech, 2006. 360 p.
10. Saporovskaya M.V. Detsko-roditelskie otnosheniya i sovladayuschee (kop-ing) povedenie roditeley kak faktor shkolnoy adaptatsii pervoklassnikov: Avtoref. dis. ... k.psihol. n. [Child-parent Relations and the Parents' Coping Behaviour as a Factor of First Graders’ Adaptation to School: PhD Thesis in Psychology]. Kostroma, 2002. 15 p.
11. Spivakovskaya A.C. Profilaktika detskih nevrozov [Prevention of Children’s Neuroses]. M.: Izd-vo. MGU,
1998. 127 p.
12. Heim E. Coping and Psychosocial Adaptation. Journal of Mental Health Counseling. 1988. p. 10.
13. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1986. 145 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Гагай
Валентина Васильевна,
доктор психологических наук, профессор;
Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, Тюменская область, 628400, Россия; E-mail: vgagay@mail.ru
Гринева
Ксения Юрьевна,
аспирант;
Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, Тюменская область, 628400, Россия; E-mail: ksyu_grineva@mail.ru
ABOUT THE AUTHORS:
Valentina V. Gagay,
Doctor of Psychological Sciences, Professor;
Surgut State Pedagogical University 10/2, 50 Let VLKSM St., Surgut, 628400;
Khanty-Mansiysk Autonomous District, Russia;
E-mail: ksyu_grineva@mail.ru
Kseniya Yu. Grineva,
Advanced Student;
Surgut State Pedagogical University 10/2, 50 Let VLKSM St., Surgut, 628400;
Khanty-Mansiysk Autonomous District, Russia;
E-mail: ksyu_grineva@mail.ru