УДК 330.101.542
Дудяшова Валентина Павловна
доктор экономических наук [email protected]
Кипень Надежда Александровна
кандидат экономических наук Костромской государственный технологический университет
РЕСУРСЫ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
В статье рассмотрены ресурсный и результативный аспекты экономики знаний промышленного предприятия, представлена система управления промышленным предприятием в условиях экономики знаний.
Ключевые слова: экономика знаний, ресурсы, результат, система управления, предприятие.
Современный этап развития мировой и отечественной экономики не только предполагает, но уже и диктует постоянное приращение знаний предприятий, оперативное и стратегическое благополучие последних определяется все в большей степени уровнем развития интеллектуального капитала, инновационными разработками и наукоемкими технологиями. Данному направлению также уделяется большое внимание на уровне государственной политики России. Создан Фонд «Сколково», одной из задач которого является коммерциализация инноваций. В 2011 г. Грантовый комитет «Сколково» определил финансирование для 70-ти инновационных проектов на общую сумму более 5 млрд. рублей, в основном на условиях софинансирования [4]. В рамках XIV Томского инновационного форума, прошедшего в мае 2011 г., Д.А. Медведевым высказана необходимость наличия передовых идей и новаторских проектов, их коммерциализации и широкого применения в промышленности [5]. По словам Б.В. Грызлова, «новая среда предполагает развитие прикладного научного бизнеса, создание рынка технологий, переход на постиндустриальный тип промышленности» [5]. Реализуются пилотные инвестиционные проекты, в том числе по развитию легкой промышленности в Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской и других областях [2]. В противовес всему сказанному, как в политической, так и в научной сфере, в основном рассматриваются вопросы влияния знаний на развитие инновационной экономики, их доминирующей роли в производстве валового национального продукта, проблемам становления российской модели экономики, базирующейся на знаниях, что, по своей сути, достаточно виртуально. Особую же ценность имеют разработки практических методов работы со знаниями, способы формирования и применения интеллектуальных ресурсов на конкретных предприятиях, что в конечном итоге положительно отразится на состоянии экономики страны в целом. Вопросам экономики знаний на уровне предприятия внимания уделяется значительно меньше.
Экономика предприятия как наука изучает ресурсы предприятия, результаты и пути улучшения их использования. Термин «экономика знаний» был введен Фрицем Махлупом в 1962 году для обозначения одного из секторов экономики на макроуровне. С нашей точки зрения, экономика знаний предприятия отличается от экономики предприятия тем, что в качестве основного ресурса рассматривает именно знания, результаты и пути повышения их использования. Ресурсы предприятия вообще представляют собой средства, запасы, возможности, источники чего-либо, то есть всё, что может быть использовано организацией для достижения своих целей. Классификация экономических ресурсов предприятия в условиях экономики знаний представлена на рисунке 1. Ресурсы предприятия подразделяются на четыре группы [1]. Материальные ресурсы представляют основу материально-вещественных факторов производства и включают основные фонды и оборотные средства предприятия. Основные фонды в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов подразделяются на материальные и нематериальные [3]. Оборотные средства представляют собой денежное выражение оборотных фондов и фондов обращения. Трудовые ресурсы или кадры - совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Работники предприятия подразделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал. В данном случае нас будет интересовать только промышленно-производственный персонал, то есть работники, занятые в производственном процессе, осуществляющие его подготовку, техническое и организационное обслуживание, управление. Промышленно-производственный персонал в соответствии с выполняемыми функциями подразделяется на следующие основные группы: управленческий персонал (руководители, специалисты, служащие), рабочие (основные и вспомогательные). Долгосрочные вложения (инвестиции) представляют затраты на создание и увеличение размеров предприятия, приобретение внеоборотных активов длительного
© Дудяшова В.П., Кипень Н.А., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012
175
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3,2012
Экономические ресурсы предприятия
Материальные
Трудовые
Долгосрочные вложения (инвестиции)
Денежные средства
Основные ф онды
Оборотные
средства
1ІЗГ
Персонал
Управленческий персонал и рабские по категориям
Оборотные фонды: производственные запасы (сырье, основные ттертлы, гокупные полуфабрикаты; в с помог ате пь ные ттериалы, топливо, тара, запасные части, 1гало1Енные и быстроизнашнЕающьЕся предметы и инвентарь); незавершенное производство; расколы будущих периодов;прочие оборотные фовды. Фонды обращения: готовая продукция на складе; готовая продукция отгруженная, но не оплаченная; гото-Еая продукция е пути; денежные средства е кассе и н± расчетном счете дебиторская задолженность, средства прочих рас'Етов
Нематериальные основные бонды: ошгиналъные произведения развле кате пь ног о ж аир а; компьютерже программное сбесгЕченне; наукое: промышленные технологии; геологоразведочные работы; нематериаль ные основные фонды прочие (секреты производства «ноу-хау#, патенты, торговые знаки, топологии интегральных микросхем)
Материальные основные фонды: здания (кроме жилых); сооружения; жилища; машины и оборудование; инвентарь производственный и хозяйственный; средства транспортные; материальные основные фовды, ье ЕКЛЕ'-'снные в друтЕЕ группировки; скот рабочий; продуктивный и племенной (кротУЕ молодняка и скота для убоя); насаждения многолетние.
Объекты интеллекту^ альной собственности: произведения науки, культуры и іскусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения, полезные модели, селекционные достижения; секреты производств а (#ноу-хауг&); товарные знаки и знаки обслуживания.
Деловая репутшіи я (еезникшая в свят с приобретением пред-. приятт&ія как имущественного комплекс^}
- на новое строительство;
- на расширена действующи:: предприятий;
- ні техническое пере-
ЕССрУЖеКЕЕ,
- на реконструкцию
государственные и муниципальные ценные бумагу ценные бумаги других организаций, в том числе долговые IE иные бумаги в которых дасга и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе до'Ерних и независимых хозяйственных обществ);
- вклады организации - товарища по договору простого товарищества;
- предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады е кредитные организации, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки право требование и пр.
аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги пред приятия
Примечание: ^
■ явные знания:
□
неявные знания
Рис. 1. Экономические ресурсы предприятия в экономике знаний
ЭКОНОМИКА
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012
Показатели резуль та тив ног о аспекта экономики знаний пр едприятия
Снижение себе- Пр ир о ст тав аркой Прирост валовой
стоимости продук- продукции за счет продукции за счет
ции за счет иннова- инноваций, руб. инноваций, руб.
ций, руб.
д с= сг
АТІ7 = ТПН - ТП*
АБП = ВПХ - БГҐ
Ґ Р Внешние \
V J
Прирост реализо-
в аннои продукции
з а счет инновации,
руб.
I
Инновационный пр одуьст
Пр ир о ст выр учки 0 т Выручка от реали-
р е али з ац и и ин н о в а- з алии ин нов аци о н -
Ц И 0 НН 0 го пр оду Бега, ного продукта, руб.
руб.
Прирост прибыли за счет инноваций, руб.
При бы ль от реализации инновационного продукта, руб.
Рис. 2. Результативный аспект экономики знаний предприятия
~vl
~vl
Ресурсы и система управления предприятием в условиях экономики знаний
пользования, не предназначенных для продажи, подразделяются на вложения в нематериальные активы (НМА), капитальные и финансовые вложения. НМА - это приобретаемые за плату нематериальные объекты, используемые в течение длительного времени и приносящие доход. Капитальные вложения представляют собой затраты на создание новых основных фондов путем их приобретения, нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих предприятий. Финансовые вложения - это вложения в ценные бумаги, предоставление займов, вложение в уставные капиталы других предприятий. Денежные средства представляют собой средства предприятия в наличной и безналичной формах в кассе и на расчетном счете.
Как видно по схеме, знания в качестве самостоятельного ресурса не выделены по причине того, что они являются составной частью всех ресурсов предприятия. Специфика знаний как ресурса состоит в том, что, в отличие от других ресурсов, запасы которых уменьшаются при употреблении, знания могут использоваться неограниченно, и чем больше они используются, тем больше прирастают. В 60-е гг. ХХ века английский ученый Майкл Полани разделил все знания на явные и неявные. Явные знания можно выразить посредством речи, их легко распространить (осуществление отпуска материалов в производство, процесс отчета по командировочным расходам). Явные знания существуют на предприятии в овеществленной форме, то есть материализованы в продуктах и услугах, произведены в результате труда и творчества человека. В соответствии со схемой они включены в оборудование, здания, сырье, готовую продукцию и другие ресурсы. Неявные знания (выделены заливкой) являются следствием опыта, передать их можно посредством личного общения, документальная фиксация затруднена (процесс воспитания преемника руководителя). Неявные знания существуют как в овеществленном, так и в неовеществ-ленном (чистом) виде, то есть в головах людей, служа прямой предпосылкой к целенаправленным действиям. В овеществленном виде неявные знания входят в состав деловой репутации организации.
Помимо ресурсного аспекта, в экономике рассматривается результативный аспект, характеризующий результат использования ресурсов предприятия посредством системы показателей. Показатели разделяются на абсолютные (товарная, реализованная, валовая продукция, выручка от реализации, прибыль) и относительные (показатели ресур-соотдачи, ресурсоемкости) [1]. Показатели ресур-соотдачи (фондоотдача, производительность труда, рентабельность и др.) и ресурсоемкости (фондоемкость, трудоемкость, материалоемкость) очень многочисленны и требуют обособленного подхода, так
как не просто характеризуют результат, а в непосредственной связи с затраченными ресурсами. Поэтому в данной статье авторами рассматриваются только абсолютные показатели. На наш взгляд, с позиции экономики знаний к имеющимся абсолютным показателям необходимо добавить те, которые характеризуют результат использования такого ресурса предприятия, как знания. Показатели результативного аспекта экономики знаний предприятия необходимо разделить на внутренние и внешние (рис. 2).
Внутренние показатели характеризуют результат использования такого ресурса, как знания, и относятся к внутренней среде предприятия. Одним из таких показателей является экономия рабочего времени. Результатом затрат любого труда, который, как правило, проходит во времени, является материальный или нематериальный продукт. Сохранение этого времени как раз связано с его экономией. Степень экономии рабочего времени характеризует производительность труда, представляющую собой меру эффективности и напряженности труда. В экономике приводятся два способа повышения производительности труда (экономии рабочего времени): 1) применение более совершенной техники и технологии, более эффективных предметов труда, повышение квалификации работников, лучшей организации труда, более совершенного управления и т.п.; 2) увеличение напряженности физического, умственного труда [1]. На наш взгляд, в качестве самостоятельного способа экономии рабочего времени необходимо выделить создание, приращение и распространение знаний среди работников предприятия. В данном случае экономия рабочего времени будет связана с сокращением затрат времени на поиск нужной информации и способов применения знаний. Также в качестве внутренних результативных показателей экономики знаний предприятия следует выделить снижение себестоимости продукции, прирост товарной и валовой продукции за счет инноваций. Инновационная деятельность определяется как процесс трансформации знаний в деньги, чему способствует активизация интеллектуальной деятельности персонала. Инновации, в отличие от изобретения, должны быть коммерциализированы, то есть получен определенный коммерческий эффект.
Внешние показатели характеризуют результат использования такого ресурса, как знания, и относятся к внешней среде предприятия. К внешним показателям следует причислить, во-первых, объем знаний, которые предприятие распространяет во внешнюю среду. В качестве примера можно привести статьи в различных журналах квалифицированных специалистов предприятия, участие в выставках, взаимные визиты между предприятиями одной отрасли промышленности с целью обмена опытом и другое. Как правило, предприятия, зани-
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Рис. 3. Система управления промышленным предприятием в условиях экономики знаний
мающиеся распространением знаний, склонны также к их постоянному заимствованию у других компаний и адаптации к собственным потребностям. Поскольку оценить знания можно лишь относительно, нами предлагается стандартный метод, а именно оценка в баллах, естественно, в определенный момент времени по отношению к определенной ситуации. Например, с позиции развития конкретного предприятия знания работника по пятибалльной шкале можно оценить на «отлично». Специалистами другого предприятия, уделяющего большее внимание инновациям, знания работников рассмотренного предприятия могут быть оценены гораздо ниже. Также в качестве внешних показателей следует выделить прирост реализованной продукции за счет инноваций, который является следствием либо снижения себестоимости, либо прироста товарной продукции. Следствием прироста реализованной продукции является прирост выручки от реализации, а затем и прибыли за счет инноваций. Большое значение имеют показатели, полученные в результате реализации инновационного продукта, как управленческого, так и инновационно-технического характера, в качестве объекта интеллектуальной собственности. Таковыми показателями являются выручка и прибыль от реализации инновационного продукта.
Совместное рассмотрение ресурсов и результата дает систему показателей ресурсоотдачи и ре-сурсоемкости, о которых упомянуто выше. С целью более наглядного представления ресурсного и результативного аспектов экономики знаний пред-
приятия покажем систему управления им (рис. 3). Знания и инновации являются в данной системе элементами как входного, так и выходного воздействия, участвуют во всех внутренних процессах предприятия. Управленческие решения - результатом анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы и принимаются на уровне управляющей подсистемы. Знания и инновации также присутствуют на входе и выходе управляемой подсистемы, помимо других ресурсов и продукции. Инновационная деятельность выделена в качестве отдельного блока. Она полностью основана на знаниях, в большей степени неявных. Результатом работы данного блока является инновационный продукт. Инновационный продукт может быть продан или использован самим предприятием. Таким образом, доход может быть получен как от производственной, так и от инновационной деятельности.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Экономика знаний предприятия в качестве ключевого ресурса рассматривает знания, а также результаты и пути повышения их использования. Знания являются совершенно особым ресурсом, поскольку чем больше используются, тем больше их приращение. Показатели результативного аспекта экономики знаний предприятия необходимо подразделять на внутренние и внешние. Инновационный потенциал предприятия зависит в большей степени от наличия неявных знаний. Что касается путей повышения использования знаний, то здесь имеет место их кругообо-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
179
рот. Знания на входе и в системе предприятия участвуют в формировании продукции, инноваций, а также новых знаний. Предприятие получает доход от реализации, часть которого идет на преумножение знаний и мотивацию персонала с целью их приращения. Количество кругооборотов знаний является одним из показателей эффективной работы предприятия в условиях экономики знаний.
Библиографический список
1. Андреева О.Б. Экономика предприятия (базовый конспект лекций): учеб. пособие. - Кострома: Изд-во КГТУ, 2001. - 77 с.
2. Николаев С.Д. Интеллект современного предприятия: монография / С.Д. Николаев, А.В. Зайцев, В.В. Баранов, Й. Крафт. - М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2010. - 252 с.
3. Общероссийский классификатор основных фондов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classifikator.ru/
4. Сколково-медиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skolkovomedia.ru/
5. Томский инновационный форум «Инновационная Россия - 2020: Как запустить экономику знаний?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovus.biz/ru/forum-2011/about/
УДК 330
Ратькова Александра Борисовна
кандидат экономических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ПАРТНЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается проблема взаимоотношений государства и бизнеса в контексте политики «эффективного государства». Приводится дополнительная аргументация точки зрения, согласно которой партнерство государства и бизнеса представляет противоречивую систему сотрудничества и соперничества. Обращается внимание на их растущую взаимозависимость, а также основные мотивы и цели, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерства.
Ключевые слова: государство, механизмы рынка, бизнес, государственно-частное партнерство, интересы, цели.
В условиях новой, развивающейся экономики вопросы о государстве, его роли, функциях продолжают оставаться основополагающими и дискуссионными в социальноэкономических науках. В теории и практике науки XXI века речь уже не идет об участии или неучастии государства в развитии экономики. Речь идет о том, какова степень и формы участия государства в экономической жизни. Данный аспект находит отражение в чередовании концепций, то проповедующих усиление государственного воздействия на развитие экономики (представители кейнсианства и институционализма), то делающих ставку на рыночные механизмы (последователи монетаризма и неолиберализма). В этом контексте следует отметить, что в реальном конкурентном рынке обнаруживается экономическое пространство, где проявляется ограниченность механизмов рынка. Государство берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Во-первых, создание условий для эффективной конкуренции, ограничение монополизированного производства. Во-вторых, предоставление общественных товаров и услуг. Речь идет о таких товарах и услугах коллективного пользования, как национальная оборона, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка и другие. В-третьих, нейтрализация последствий внешних эффектов. Здесь важно выявление социально значимых «вне-
шних эффектов», их денежное измерение и принятие решений, компенсирующих несовершенство рыночного механизма.
Эти функции, как известно, образуют минимально необходимые границы государственного воздействия на экономику. Кроме того, в реальном конкурентном рынке определенные социальные установки диктуют необходимость более активного государственного воздействия на экономическое развитие: забота о детях, стариках, инвалидах, малоимущих, регулирование рынка труда, принятие мер по сокращению безработицы, поддержание устойчивости окружающей среды. Функцией государства является создание инновационно-инвестиционного климата для экономики в целом. Нельзя не отметить противоречивость взаимоотношений инновационного процесса с рыночной экономикой. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные интересы, в то время как инновационная деятельность рассчитана на долгосрочный период. Преодоление
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
© Ратькова А.Б., 2012