Научная статья на тему 'Оценка качества и конкурентоспособности продукции на рынке пищевой промышленности'

Оценка качества и конкурентоспособности продукции на рынке пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОДУКЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА / QUALITY / COMPETITIVENESS / INDICATORS / PRODUCTS / ENTERPRISE / VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криулин Виктор Александрович, Писарева Нина Александровна, Сергеева Оксана Юрьевна

В данной статье рассматривается анализ основных финансовых показателей предприятия АО «КОНТИ-РУС» за период 2014 2016 годов. Также проведен анализ качества продукции, выпущенной предприятием. Оценка финансовой деятельности и качества продукции АО «КОНТИ-РУС» позволяет судить об его экономическом положении, а также о конкурентоспособности на рынке пищевой промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF QUALITY AND COMPETITIVENESS OF PRODUCTION IN THE MARKET OF THE FOOD INDUSTRY

In this article the analysis of the main financial indicators of the enterprise of JSC "KONTI-RUS" for the period 2014 2016 is considered. Also an analysis of the quality of products produced by the enterprise was carried out. Evaluation of financial performance and product quality of JSC "KONTI-RUS" allows you to judge its economic situation, as well as competitiveness in the food industry market.

Текст научной работы на тему «Оценка качества и конкурентоспособности продукции на рынке пищевой промышленности»

УДК 338.43

Криулин Виктор Александрович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: [email protected]

Писарева Нина Александровна, студентка 2 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: [email protected]

Сергеева Оксана Юрьевна, студентка 2 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается анализ основных финансовых показателей предприятия АО «КОНТИ-РУС» за период 2014 - 2016 годов. Также проведен анализ качества продукции, выпущенной предприятием. Оценка финансовой деятельности и качества продукции АО «КОНТИ-РУС» позволяет судить об его экономическом положении, а также о конкурентоспособности на рынке пищевой промышленности.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, показатели, продукция, предприятие, оценка.

Kriulin Victor Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, the head of the department of economy of faculty of economy and management FGBOU IN KGU

e-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 Pisareva Nina Aleksandrovna, the student 2 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: [email protected]

Sergeyeva Oksana Yurevna, the student 2 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: [email protected]

ASSESSMENT OF QUALITY AND COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

IN THE MARKET OF THE FOOD INDUSTRY

Annotation: in this article the analysis of the main financial indicators of the enterprise of JSC "KONTI-RUS" for the period 2014 - 2016 is considered. Also an analysis of the quality of products produced by the enterprise was carried out. Evaluation of financial performance and product quality of JSC "KONTI-RUS" allows you to judge its economic situation, as well as competitiveness in the food industry market.

Key words: quality, competitiveness, indicators, products, enterprise, valuation.

В условиях высокого уровня конкурентной борьбы предприятий на товарных рынках залогом обеспечения устойчивости организации в данной борьбе является производство продукции высокого качества. Таким образом, качество производимой продукции предприятия оказывает существенное воздействие на финансовые результаты его функционирования. В этой связи для обеспечения высокого уровня качества производимой продукции в организации необходимо создать эффективно-функционирующую систему контроля качества, которая должна своевременно выявлять и устранять причины появления некачественной продукции. Успешность сбыта и величину прибыли определяет главная рыночная характеристика товара, то есть качество. В современном мире главной целью становится обеспечение высокого качества не только отдель-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 ных предприятий, но и национальной экономики различных государств. Качество и конкурентоспособность продукции - это универсальная проблема современного мира, от решения которой находится в зависимости экономическая и социальная жизнь любой страны и каждого потребителя [1].

Управление качеством продукции является важней функцией не только производственного менеджмента предприятия, но и все системы управления им. Значимость данного процесса состоит в том, что качество продукции, производимой предприятием, оказывает прямое и непосредственное влияние на положение его на конкурентном рынке, а также на финансовые результаты его деятельности [1]. АО «КОНТИ-РУС» - предприятие, отраслью которой является пищевая промышленность. Производство и реализация кондитерских изделий - это основные виды деятельности организации. В рамках работы проведем исследование основных финансово-экономических показателей изучаемой организации. Для анализа внеоборотных активов была построена таблица 1, на основании отчетности баланса предприятия.

Таблица 1 - Анализ внеоборотных активов

Наименование 2014 г., 2015 г., 2016 г., Абс. от- Прирост Абс. от- Прирост

показателя тыс. руб тыс. руб тыс. руб клон. 2015г. от 2014г. (+/-) за 2015г., % клон. 2016г.от 2015г. (+/-) за 2016г., %

Нематериальные 956000 961146 968229 5146 0,5 7083 0,7

активы

Основные сред- 5164391 4681183 4342813 -483208 -9,5 -338370 -7,2

ства

Доходные вло-

жения в матери- 1395 1297 2585 -98 -7 1288 99,3

альные ценно-

сти

Финансовые 216 405 687 189 87,5 282 69,6

вложения

Внеоборотные 5209829 5644031 5315941 434202 8,3 -328090 -5,8

активы

Из расчетов, приведенных в таблице 1 видим, что внеоборотные активы АО «КОНТИ-РУС» за 2015 год сравнивая с 2014 г. повысились на 434202 тыс.

рублей или на 8,3%, это связано со значительным изменением нематериальных активов.

Изменение внеоборотных активов за 2016 год по сравнению с 2015 годом уменьшились на 5,8%, но прослеживается увеличение нематериальных активов, что является положительным для предприятия, это указывает на повышение деловой активности организации. Во внеоборотных активах удельный вес акцентируется на основных средствах. Основные средства в 2015 году уменьшились на 9,5% по сравнению с 2014 годом. Изменение в период с 2015 по 2016 также отрицательные, основные средства уменьшились на 7,2%.

Таблица 2 - Основные экономические показатели

Наименование показателя 2014 г., тыс. руб 2015 г., тыс. руб 2016 г., тыс. руб Абс. от- клон. 2015г.от 2014г. (+/-) Прирост за 2015г., % Абс. от- клон. 2016г.от 2015г. (+/-) Прирост за 2016г., %

Запасы 1141162 1561040 1330399 419878 36,8 -230641 -14,8

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 44393 37536 13149 -6857 -15,4 -24387 -65

Дебиторская задолженность 1988361 1994530 1813922 6169 0,3 -180608 -9,1

Денежные средства и денежные эквиваленты 36305 113001 118645 76696 211,3 5644 5

Прочие оборотные активы 20919 30990 45819 10071 48,2 14829 47,9

Оборотные активы 3231140 3737097 3321934 505957 15,7 -415163 -11,1

Из расчетов в таблице 2 видим, что АО «КОНТИ-РУС» характеризуется высокой долей оборотных активов. В 2015 год по сравнению с 2014 годом оборотные активы выросли на 505957 тыс. рублей или 15,7%, увеличение активов произошло за счет увеличения запасов, дебиторской задолженности, а также прочих оборотных активов.

Напротив, в 2016 год по сравнению с 2015 г. активы уменьшились на 11,1%. Налог на добавленную стоимость снизился на 65%, это снижение считается приемлемым, так как показывает о восполнении НДС с бюджета. Из данных таблицы 3 следует, что выручка от продажи продукции, работ и услуг АО «КОНТИ-РУС» в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 1,2%, также в 2016 год выручка уменьшилась 1,2% по сравнению с 2015 годом, это может быть причиной отказа от оплаты готовых изделий из-за собственных финансовых затруднений или же отклонение заказчиков по ряду договоров от финансирования исполнения заказов.

Таблица 3 - Основные финансовые показатели

Наименование 2014 год, 2015 год, 2016 год, Абс. Прирост Абс. Прирост

показателя тыс.руб тыс.руб тыс.руб отклон. 2015г. от 2014г. (+/-) за 2015г., % отклон. 2016г. от 2015г. (+/-) за. 2016г., %

Выручка 12007870 11862425 11719262 -145445 -1,2 -143163 -1,2

Себестоимость 7516282 7389320 7825287 -126962 -1,7 435967 5,9

продаж

Валовая при- 4491588 4473105 3893975 -18483 -0,4 -579130 -12,9

быль

Коммерческие 2329481 2126408 2530662 -203073 -8,7 370100 17,4

расходы

Прибыль от 2030954 2160562 1183573 129608 6,4 -976989 -45,2

продаж

Чистая при- 1219478 1214707 518662 -4771 -0,4 -696045 -57,3

быль

Себестоимость продаж за период с 2015 по 2016 год увеличилась на 5,9%, по сравнению с периодом от 2014 года по 2015 год, где себестоимость уменьшилась на 1,7%. Такая же тенденция прослеживается и в коммерческих расходах увеличение просматривается за период 2015года по 2016 год. Чистая прибыль уменьшается в течение всего периода с 2014 по 2016 год, результатом чего могло послужить увеличение доли себестоимости продаж.

Таким образом, показатели деятельности предприятия «КОНТИ-РУС» разнообразные, есть и положительные тенденции роста, также присутствует и

отрицательный темп развития финансовых показателей. Увеличение или уменьшение какого-либо компонент обоснованно различными признаками, как внешними, так и признаками внутри самой организации.

Проведем анализ реализации функций управления качеством в АО «КОНТИ-РУС». Данные по проценту реализации функций организации контроля качеством были получены методом опроса сотрудников отдела сертификации АО «КОНТИ-РУС». По результатам опроса подведены итоги и выставлен средний процент.

Таблица 4 - Реализация функций управления качеством в АО «КОНТИ-РУС»

Функции управления качеством Реализация функций в АО «КОНТИ-РУС» Процент реализации функции, %

Нормирование требований к качеству продукции и стандартизация Производится путем использования государственных стандартов 100%

Разработка и постановка продукции на производство Выполняется в полном объеме 100%

Технологическая подготовка производства Выполняется в полном объеме 100%

Организация взаимоотношений по качеству услуг между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов Недостаточна, 30% брака происходит по причине некачественного сырья 90%

Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла Контроль и испытания готовой продукции, контроль оборудования 98%

Контроль качества и испытания продукции Контроль и испытания готовой продукции 98%

Профилактика некачественной продукции в производстве Контроль и испытания готовой продукции, контроль оборудования 90%

Внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др. Контроль и испытания готовой продукции, контроль оборудования, управление средствами измерения испытаний 100%

Сертификация продукции, работ, продукции, систем качества и производств Аккредитация испытательных лабораторий предприятий на техническую компетентность 100%

Правовое обеспечение управления качеством продукции Использование государственных стандартов качества продукции 99%

Материально-техническое обеспечение качества продукции Достаточное для реализации функций по управлению качеством 100%

По результатам анализа таблицы 4 делаем вывод о том, что в среднем процент реализации функций управления качеством в АО «КОНТИ-РУС» составляет 97,7%. К числу достоинств реализации механизма организации контроля качества в АО «КОНТИ-РУС» можно отнести следующие положения:

- организация профилактики некачественной продукции на производстве;

- формирование стабильной величины запланированного уровня качества продукции;

- государственная сертификация качества производимой продукции;

- высокий уровень системы материально-технического обеспечения организации контроля качества продукции;

- развитие системы внутрипроизводственной аттестации качества производимой продукции [3].

На основе обобщений информации отдела сертификации в таблице 5 отразим основные причины несоответствия качества продукции в АО «КОНТИ-РУС» требованиям стандартов и нормам качества.

Таблица 5 - Причины несоответствия качества продукции в АО «КОНТИ-РУС»

Причины возникновения несоответствий Доля в общем объеме затрат на продукцию с несоответствиями (%)

Недоброкачественные или неконтролируемые сырье, материалы 35

Недостаточное техническое оснащение цеха, оборудования, транспорта 25

Небрежность, недобросовестность или недостаток знаний рабочего персонала 20

Упаковка, не обеспечивающая сохранность продукции при транспортировке 15

Прочие причины 5

Таким образом, анализируя эффективность системы организации контроля качества продукции в АО «КОНТИ-РУС», делаем вывод, что в организации существует комплексная система организации контроля качества, которая способствует как снижению брака на производстве, так и выпуску только качественной продукции.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 Для того чтобы определить качество продукта эксперты провели оценку значимых факторов таких как: вкус и запах, форма, состояние завертки, поверхность изделия, в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6 - Оценка качества карамели «Молочная» АО «КОНТИ-РУС»

Показатели Состояние завертки Форма Поверхность Вкус и запах

Эксперт 1 3,8 4,2 4,6 4,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперт 2 4,3 4,5 4,6 4,3

Эксперт 3 4,8 4,3 4,5 4,4

Среднее значение 4,3 4,3 4,6 4,4

Каждый эксперт оценил показатель по пятибалльной шкале, в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7 - Оценка конкурентоспособности карамели «Молочная» АО «КОН-ТИ-РУС»

Показатели Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

Внешний вид 4,8 4,3 4,5

Марка товара 4,6 4,5 4,7

Разнообразие вкусов 4,6 4,3 4,4

Цена 4,5 4,4 4,4

Среднее значение 4,6 4,4 4,5

Таким образом, проведя анализ конкурентоспособности продукции, наблюдается незначительное отличие оценок разных экспертов, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности товара АО «КОНТИ-РУС».

Экономические последствия выпуска продукции низкого качества включают в себя:

- потерю трудовых и материальных ресурсов, потраченных на производство, хранение, а также транспортировку товаров, которые испортились прежде установленных сроков;

- низкая валютная выручка, посредством малой доли экспорта готовых товаров.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 Список используемых источников:

1. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, Д.В. Зюкин. // Наука и практика регионов. -2016. - №1 (2). - С.16-24

2. Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне / С.О. Новосельский, С.С. Железнякова, Е.Ю. Подосинников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - №7. - С.96-107

3. Новосельский С.О., Разумова А.С. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии [Электронный документ] // Auditorium. -2014. - Т.3. - № 3 (3). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/003-012.pdf

4. Официальный сайт АО «КОНТИ - РУС»: [Электронный ресурс] http://www.konti.com/ru (дата обращение 22.01.2018г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.