Реструктуризация старопромышленных регионов Европы: опыт и проблемы
^ МАЛЬЦЕВ Андрей Александрович
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-10 E-mail: kafedra meo [email protected]
^ МОРДВИНОВА Арина Эдуардовна
Аспирант кафедры мировой экономики
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-10 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОЛИТИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН (СПР) ЕВРОПА
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Аннотация
Рассмотрен опыт европейских государств по реструктуризации экономики старопромышленных регионов (СПР). Систематизирована эволюция основных теоретических подходов к определению сущности СПР отечественных и зарубежных авторов. Выявлены критерии отнесения регионов к категории СПР в отечественной и зарубежной литературе. Определены причины и предпосылки возникновения региональной политики по реструктуризации экономики старопромышленных регионов. Выделены основные этапы региональной политики Европы как одного из инициаторов политики реструктуризации экономики СПР в 1960-2000-х годах. Разобран конкретный опыт реструктуризации экономики старопромышленных регионов на примере Большого Манчестера. Проанализированы основные этапы и ключевые особенности процесса реструктуризации экономики Большого Манчестера. Сформулированы базовые принципы региональной политики по реструктуризации экономики СПР в западноевропейских странах.
JEL classification
O25, R11, R58
Термин «старопромышленный регион» (СПР) введен в научный оборот в середине 70-х годов ХХ века [4]. Однако до сих пор в научных кругах нет единого подхода к его толкованию и отсутствует универсальная система критериев для отнесения регионов к категории старопромышленных. Выработке единого определения препятствует сложность и неоднозначность старопромышленных регионов, возникавших в разные исторические периоды и основывающихся на различных базовых отраслях. В табл. 1 представлена эволюция основных подходов к определению понятия «старопромышленный регион».
Общей чертой большинства представленных подходов выступает акцент на проблемах территории и ее депрессивном состоянии. Исключение из общего правила составляют более поздние работы отечественных авторов, которые делают акцент на существенном потенциале развития СПР.
В принципе, в научной литературе известны тождественные понятия, например, термин «традиционно-индустриальный регион» (ТИР), предложенный К. И. Новосельским в 1995 г. По мнению К. И. Новосельского, понятие «ТИР» не привязано к эпохе промышленной революции и учитывает изменившийся индустриальный пейзаж регионов [6]. Тем не менее, принимая во внимание определяющее влияние промышленной революции на процесс появления и развития промышленных регионов Европы, в рамках данного исследования целесо-
образно использование термина «старопромышленный регион».
При отнесении регионов к категории СПР авторы опираются на различные критерии. В табл. 2 приведены подходы некоторых авторов к данной проблеме.
Таким образом, старопромышленные регионы выступают территориями с высоким уровнем зависимости от одной или нескольких профильных отраслей промышленности, негибкой институциональной структурой и постепенно уходящей с рынка продукцией. При этом стоит отметить факт существования тесных связей между предприятиями и промышленное производство как основную сферу занятости населения. Сочетание указанных факторов приводит к невозможности быстрой адаптации к изменяющимся условиям мирового рынка, что снижает конкурентоспособность продукции и общеэкономическое благосостояние регионов.
Комплексное влияние данных факторов привело к неспособности бизнеса справиться с возникшими проблемами посредством собственных инвестиций. В связи с этим возникла необходимость в государственной поддержке развития СПР, что положило начало региональной политике реструктуризации. Особенности региональной политики европейских государств как одного из инициаторов политики реструктуризации экономики СПР в 1960-2000-х годах представлены в табл. 3.
Во всех случаях стратегия развития регионов разрабатывалась региональ-
The Restructuring of Old Industrial Regions in Europe: Experience and Problems
■o a
H
a m a
Таблица 1 - Подходы к определению термина«старопромышленный регион»в отечественной и зарубежной литературе
Авторы Работа Год Определение
Зарубежные авторы
Carney J., Hudson R., Lewis J. Regions in Crisis 1980 СПР - регион, в котором доминирующая отрасль тяжелой промышленности (например, угольная, металлургическая или тяжелое машиностроение) претерпела резкий спад в 1960-х годах
Steiner M. Old Industrial Areas: A Theoretical Approach 1984 СПР - особый тип проблемного региона с экономической основой, образованной в прошлом веке и успешно развивавшейся более ста лет, но сейчас претерпевающей спад, а также с ограниченным числом развитых секторов, например, металлургией, добычей полезных ископаемых, текстильной отраслью
Todtling F., Trippl M. One size fits all? Towards a differentiated policy approach with respect to regional innovation systems 2004 СПР - тип проблемных регионов, где обучение и инновации в условиях обновления экономической структуры недостаточны для его эффективного осуществления. Для них характерны узкоориентированные на традиционные отрасли технологические инновации, которые доминируют над разработкой и выводом на рынки новой продукции и диверсификацией экономической деятельности
Отечественные ученые
Гранберг А.Г. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира 1998 СПР - территории или районы, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменений спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными и либо полностью прекратили производственную деятельность, либо находятся в стадии стагнации
Сахарова Л.А. Региональная экономика (Приморский край) 2003 СПР - район, сформировавший и изменявший свою структуру на разных этапах индустриального развития, начиная с конца XIX столетия до 1960-1970-х годов. Производственные мощности таких районов нуждаются в обновлении, поэтому экономика таких районов (регионов) значительно страдает от увеличения импорта, вытесняющего отечественную продукцию, не способную конкурировать по цене и качеству с аналогичной импортной
Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития 2008 СПР - территория с устаревающей, невысокого технологического уровня промышленностью. Это территория с относительно низким уровнем технологического развития промышленного комплекса, размещенного в ее границах, сложившимся с течением времени
Литовченко С.В. Анализ современных подходов к определению сущности старопромышленных регионов 2014 СПР - целостное территориальное образование, социально-экономическое развитие которого детерминируется исторически сложившейся концентрацией индустриальных отраслей 3-4-го технологических укладов и которое, несмотря на экономический спад, вызванный переходом к постиндустриальной экономике, обладает существенным потенциалом для дальнейшего инновационного развития
Составлено по: [2-4; 7; 13; 20; 22].
ными властями с учетом локальных особенностей. Применялась практика разработки единой стратегии для развития соседских территорий. В обязательном порядке к формированию стратегии привлекался крупный региональный бизнес. Особое внимание уделялось формированию положительного имиджа региона.
За ограниченностью места отдельные элементы региональной политики реструктуризации экономики СПР в Европе рассмотрим на конкретном примере. В числе первых ее объектов был
Манчестер. Регион являлся одним из крупнейших мировых промышленных центров с 1800-х вплоть до 1960-х годов, когда со спадом в целом ряде отраслей промышленности, включая текстильную, развернулись процессы деиндустриализации. Если в конце 1950-х годов больше половины трудоспособного населения региона трудилось в промышленности, то к началу 2010-х годов - меньше 20% [17]. Сокращение рабочих мест в промышленном секторе привело к оттоку населения. Так, в 1931 г. только в самом
Манчестере проживало 766,3 тыс. чел., а к 1991 г. численность населения сократилась до 405 тыс. чел. [5].
В результате в короткий срок Манчестер из развитого промышленного центра превратился в «затухающий» регион с обостренными социально-экономическими проблемами. Его возрождение потребовало значительных усилий со стороны властей и бизнеса. В целом, процесс реструктуризации экономики Манчестера можно разделить на несколько этапов. Каждому из них соответствовала
Таблица 2 - Критерии отнесения регионов к категории старопромышленных
Авторы, название работы, год Критерии
Hamm R., Wienert H. Strukturelle Anpassung altindustrieller Regionen im internationalen Vergleich. Berlin: Duncker & Humblot, 1990 Плотность населения региона соответствует плотности населения в среднем по стране; раннее начало индустриализации (по сравнению с другими регионами); преобладание в структуре экономики производственных секторов, находящихся в фазе зрелости; показатель обеспеченности региона инфраструктурными объектами соответствует среднему уровню по стране; преобладание крупных промышленных предприятий; невозможность трансформации и адаптации к новым экономическим условиям за счет внутренних ресурсов; преобладание одной или нескольких смежных отраслей промышленности
Steiner M. Institutional Change in Old Industrial Areas -Lessons for Industrial Policy in the Transformation Process, 1999 Промышленная база, основанная в Х1Х-ХХ веках; избыточная роль нескольких промышленных секторов, приводящая к монопрофильности; преобладание крупных компаний с ограниченным ассортиментом продукции; низкая мобильность компаний и рабочей силы; квалифицированная рабочая сила; четкая иерархическая структура компаний
Анимица Е.Г., Иваницкий В.П., Пешина Э.В. В поисках новой парадигмы регионального развития, 2005 Значительный временной период основания, нередко относящийся к началу промышленной революции; достаточно устойчивая, консервативная структура регионального хозяйства; «сплав» традиционных и новых промышленных производств; неконкурентные технологии; слабая реакция на «вызовы» внешней среды
Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития, 2008 Относительно низкий уровень технологического развития; обостренные проблемы гуманитарного плана; избыток производственных мощностей; преобладание крупных и средних предприятий; устаревшее оборудование и технологии
Составлено по: [1; 15; 19; 23].
«своя» целевая установка, инициатор и содержательное наполнение. Краткая характеристика этапов сведена в табл. 4.
Первый этап процесса реструктуризации региона прошел в рамках национальной стратегии обновления базовой инфраструктуры страны. Особое место занимала «Городская программа», разработанная в конце 1970-х годов национальным правительством. В рамках программы в 1977 г. в экономические проекты по реконструкции Манчестера, Ливерпуля и Бирмингема вложено около 100 млн ф. ст. [9]. В 1978 г. началась модернизация портовых площадей Сэлфор-да. В течение 10 лет муниципальными властями в проект инвестировано около 130 млн ф. ст. [9]. Тем не менее желаемого импульса для развития базовых отраслей региона модернизация инфраструктуры не дала, так как на них продолжали оказывать влияние другие негативные факторы. Однако данная мера позволила инвесторам использовать пустующие промышленные площадки и нехватку рабочих мест для развития альтернативных отраслей промышленности, в частности креативной индустрии.
Второй этап примечателен налаживанием взаимодействия между бизнесом и местными властями. В этом плане показательна поддержка последними инициатив бизнеса по развитию альтер-
нативных секторов экономики. Для Манчестера 1980-х годов также характерно сотрудничество частных лиц и местных властей в разработке стратегии экономического развития региона, которая, однако, так ни разу и не была опубликована в виде единого документа.
Для этапа 1990-х годов характерен перенос центра тяжести усилий местных властей по реструктуризации экономики региона на маркетинговый аспект его развития, включая продвижение нового имиджа региона. Правда, не все попытки на этом направлении удалось довести до реализации: Манчестер проиграл оба отбора на проведение Олимпийских игр 1996 г. и 2000 г. Однако процесс подготовки заявок в Международный олимпийский комитет сплотил население, бизнес и власти для достижения поставленной цели.
В результате реализации указанных мер регион смог не только предотвратить отток населения, но и в начале 2000-х годов запустить обратный процесс. За 2000-2014 гг. численность населения региона, стабильно прирастая, увеличилась на 200 тыс. чел. - до 2,7 млн чел., в кризисном 2009 г. превзойдя лучший до этого показатель 1980 г. [18].
Повышение инвестиционной привлекательности региона и рост численности населения способствовали ста-
билизации экономической ситуации и почти двукратному увеличению валовой добавленной стоимости, производимой регионом, с 29 млрд ф. ст. в 1997 г. до 57,4 млрд ф. ст. в 2014 г. В конечном итоге, следуя выбранной стратегии развития и задействуя доступные ресурсы, Манчестер смог стабилизировать экономическую ситуацию, стать культурным и спортивным центром страны, привлекательным для инвесторов, молодых талантливых представителей креативных индустрий и студентов. Безусловно, «слабым» звеном стратегии развития Манчестера остаются социальные вопросы и непростая экологическая обстановка, но на ранних этапах реструктуризации был разработан эффективный механизм взаимодействия заинтересованных сторон, посредством которого происходит работа по решению социальных проблем региона.
Стоит отметить, что политика реструктуризации СПР в различных странах Европы имела свои особенности и отличия. Так, в 1970-1980-х годах старопромышленные регионы Великобритании, Франции и Германии получали примерно равное государственное финансирование. Однако в 1980-х годах Великобритания сократила расходы на региональную политику с 578 млн ф. ст. в среднем за 1972-1975 гг. до 261 млн ф. ст.
Таблица 3 - Региональная политика европейских государств по реструктуризации экономики СПР в 1960-2000-х годах
Цель Содержание Инструменты Реализация
1. Обновление производственной базы промышленности региона Улучшение базовой инфраструктуры региона Разработка стратегий развития регионов Первый этап реструктуризации экономики Рура в 1960-х годах, включавший разработку двух стратегий: «Программа развития Рура» (1968 г.) и «Стратегия земельного развития земли Северный Рейн-Вестфалия» (1974 г.)
Развитие системы высшего образования, включая увеличение числа студентов и количества образовательных программ В Руре за 1960-1970-е годы построено 8 университетов, 11 политехникумов; создана система повышения квалификации рабочей силы
Финансирование строительства объектов инфраструктуры Модернизация транспортного порта в г. Биль-бао (Испания), сделавшая город четвертым крупнейшим портом в стране
2. Развитие инновационной составляющей промышленности региона Развитие сотрудничества в сфере науки Льготы для предприятий, удовлетворяющих определенным требованиям Введение в федеральное законодательство Германии по защите окружающей среды в начале 1970-х годов принципа «загрязнитель платит»
3. Диверсификация экономики СПР Содействие развитию других отраслей экономики с целью снижения рисков монопрофиль-ности Создание и модернизация институтов развития В 1970-х годах модернизирован Regionalverband Ruhr (Ruhr Régional Association) -институт планирования, объединявший 11 муниципалитетов Рура и занимавшийся вопросами принятия решений по инфраструктурным проектам региона. С помощью данной организации реализован, например, проект Industrial Héritage Trail
Использование инструментов маркетинга для изменения имиджа региона В 1980-х годах разработана маркетинговая программа развития Манчестера, включавшая развитие культурной сферы, открытие центров досуга и отдыха
Формирование технологических парков Eurasanté park (Лилль, Франция) основан в 1996 г. На сегодняшний день резидентами парка являются около 130 предприятий здравоохранения, создано 2600 рабочих мест; West of Scotland Science Park (Глазго, Великобритания) основан в 1983 г. В парке создано 823 рабочих места на предприятиях, работающих в области фармацевтики. Около 45% продукции резидентов экспортируется за рубеж
Развитие культурной сферы Guggenheim музей в Бильбао (открыт в 1997 г.). В течение трех лет после открытия музея за счет расходов туристов получено около 100 млн евро налоговых поступлений в местный бюджет; Museum Folkwang в Эссене (открыт в начале XX века, реконструирован и обновлен в 1980-х годах). Привлекает около 800 тыс. посетителей, ежегодно увеличивая туристический поток
Составлено по: [8; 11; 14-16; 21; 23].
Таблица 4 - Процесс реструктуризации экономики Манчестера
Период Инициатор Цель Содержание
1970-е годы Правительство Великобритании Модернизация базовой инфраструктуры Реконструкция депрессивных городских территорий; модернизация транспортной инфраструктуры, включая аэропорт в Манчестере
Начало 1980-х годов Бизнес Развитие альтернативных отраслей экономики Развитие креативных индустрий, включая клубы, музыкальные площадки, звукозаписывающие студии
1980-е годы Местные власти Поддержка инициатив, предложенных бизнесом Совместная работа над экономической стратегией развития региона
1990-е годы Местные власти Продвижение имиджа региона на мировой арене Участие в имиджевых мероприятиях, включая две заявки города на проведение Олимпийских игр; продвижение команды Manchester United
2000-е годы-настоящее время Местные власти и бизнес Решение социальных проблем региона Работа с бизнесом по повышению качества и доступности социальных услуг
Составлено по: [5; 17].
<e
H
o
>
^ Andrey A. MALTSEV
g Dr. Sc. (Econ.), Professor, Head of =J Global Economics Dept.
X
u <
g Ural State University of Economics | 620144, RF, Yekaterinburg,
8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-10 E-mail: [email protected]
^ Arina E. MORDVINOVA
Postgraduate of Global Economics Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-10 E-mail: [email protected]
Keywords
FOREIGN EXPERIENCE RESTRUCTURING POLICY OLD INDUSTRIAL REGION (OIR) EUROPE
INDUSTRIAL POLICY REGIONAL POLICY
в 1984 г. (в ценах 1975 г.) в связи с приходом к власти в 1979 г. консервативной партии и изменением политического курса страны [12]. В то же время Франция и Германия удвоили соответствующие расходы [13]. Отличались и подходы к реализации региональной политики. Франция и Германия делали акцент на внедрении новых технологий и развитии смежных отраслей промышленности. Великобритания сосредоточилась на диверсификации посредством развития несвязанных отраслей промышленности, а также сектора услуг.
Выбранные стратегии адаптировались к условиям конкретного региона исходя из проводимой ранее региональной и промышленной политики и особенностей развития. В силу этого даже в рамках одной страны стратегии развития отдельных территорий могли существенно различаться. Например, Эссен сосредоточил усилия на развитии сектора услуг, в частности, предприятий, функционирующих в сфере дизайна и искусства [23]. Одним из элементов стратегии Рура стало формирование индустриального туристического кластера, а Эмилия-Романья использовала потенциал текстильной промышленности для развития индустрии высокой моды [15]. Иными словами, в процессе реструктуризации экономики регионы стремились соединить глобальные тренды с имеющимися производственными мощностями и квалификациями.
Таким образом, принимая во внимание существенный промышленный потенциал СПР и их социально-экономическое значение, не следует оставлять региональные власти и промышленные предприятия «один на один» с многочисленными вызовами. При этом необходимо понимать, что, несмотря на ограниченное число стратегий, при стандартном наборе доступных инструментов и идентичных внешних и внутренних проблемах не существует универсальной стратегии, позволяющей
гарантированно решить проблемы старопромышленных регионов. На основе проведенного исследования попробуем сформулировать главные принципы политики реструктуризации СПР в странах Европы:
• «индивидуальный» подход к решению проблем отдельных регионов, учитывающий уникальные особенности их развития;
• объединение усилий властей и бизнеса для формирования новой стратегии развития региона;
• «точечная» поддержка государством региональных проектов на первоначальных этапах реструктуризации экономики СПР, встраиваемая в глубоко структурированную и скоординированную на различных иерархических уровнях управления региональную и промышленную политику центрального правительства.
Безусловно, возрождение СПР возможно не только за счет его реструктуризации, но и посредством реиндустри-ализации на новой технологической базе. В данном контексте используется понятие реиндустриализации, предложенное А. И. Татаркиным, О. А. Романовой, Н. Ю. Бухваловым. Указанные авторы определяют реиндустриализацию как синхронный процесс создания новых высокотехнологичных секторов экономики, эффективного инновационного обновления ее традиционных секторов при согласованных качественных и последовательных изменениях между технико-экономической и социально-институциональной сферами, осуществляемых посредством интерактивных технологических, социальных, экологических, политических и управленческих изменений [10]. Иными словами, воссоздание промышленного потенциала региона возможно на основе технологий нового технологического уклада, что, впрочем, требует отдельного самостоятельного разговора.
Abstract
The experience of European countries in restructuring the economy of old industrial regions (OIRs) is analyzed. Evolution of the main theoretical approaches of Russian and foreign scientists to defining the essence of OIRs is traced. The criteria for including areas in the category of OIRs are established. The causes and prerequisites of the emergence of regional policy on economic restructuring of old industrial regions are pinpointed. The authors highlight the key stages of the regional policy in Europe as one of the initiators of economic restructuring of QIRs in the period of 1960-2000. Old industrial regions restructuring is examined using the case study of Greater Manchester. The main stages and key characteristics of the restructuring process of the Greater Manchester economy are analyzed. The fundamental principles of the regional policy on OIRs restructuring in Western Europe are formulated.
JEL classification
O25, R11, R58
Источники
1. Анимица Е.Г., Иваницкий В.П., Пешина Э.В. В поисках новой парадигмы регионального развития. Екатеринбург: Ин-т философии и права УрО РАН, 2005.
2. Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития // Регионология. 2008. № 4. С. 27-36.
3. Гранберг А., Артоболевский С., Ковалева Г., Россель Э. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. № 1-2.
4. Литовченко С.В. Анализ современных подходов к определению сущности старопромышленных регионов // Економiчний проспр. 2014. № 92. С. 138-150.
5. Лободанова Д.Л. Стратегии развития старопромышленных городов // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 56-76.
6. Новосельский К.И. Разработка стратегии развития традиционного-индустриального региона. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1995.
7. Сахарова Л.А. Региональная экономика (Приморский край). Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.
8. Соболев А.О. Зарубежный опыт инновационного развития старопромышленных регионов и возможности его использования в России // Вопросы управления. 2015. № 1(32). С. 73-80.
9. Стародубровская И., Лободанова Д., Борисова Л., Филюшина А. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / под ред. И. Стародубровской. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.
10. Татаркин А.И., Романова О.А., Бухвалов Н.Ю. Новая индустриализация экономики России // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2014. № 3. С. 13-21.
11. Birch K., Mackinnon D., Cumbers A. Old industrial regions in Europe: a comparative assessment of economic performance // Regional Studies.
2010. № 44(01). P. 35-53.
12. Broadberry S., Leunig T. The impact of Government policies on UK manufacturing since 1945. L.: London School of Economics, 2013.
13. Carney J., Hudson R., Lewis J. Regions in crisis. L.: Croom Helm, 1980.
14. Heidenreich M., Plaza B. Renewal through Culture? The Role of Museums in the Renewal of Industrial Regions in Europe // European Planning Studies. 2013. № 8. P. 1-15.
15. Koutsky J., Slach O., Boruta T. Restructuring Economies of Old Industrial Regions - Local Tradition, Global Trends. Ostrava: University of Ostrava,
2011.
16. Lux G. Divergent patterns of adaptation among central European old industrial regions // European spatial research and policy. 2009. № 1. P. 45-157.
17. MacGregor S. Background paper on UK national and Manchester political contexts. Manchester: The University of Manchester, 2006.
18. Regional statistics by NUTS classification / Eurostat. URL: http:// ec.europa.eu/eurostat/web/regions/data/database.
19. Steiner М. Institutional changes in old industrial areas - Lessons for Industrial policy in the transformation process. Prague: Institute for Technology and regional policy, 1999.
20. Steiner М. Old Industrial Areas: A Theoretical Approach // Urban Studies. 1985. № 22(5). P. 387-398.
21. The Bilbao effect // The Economist. 2013. URL: www.economist.com/ news/special-report/21591708-if-you-build-it-will-they-come-bilbao-effect.
22. Todtling F., Trippl M. One size fits all? Towards a differentiated policy approach with respect to regional innovation systems. Vienna: Institut fur Wirtschaftsgeographie, WU Vienna University of Economics and Business, 2004.
23. Todtling-Schonhofer H., Davies S. Regional strategies for industrial areas. Brussels: European Parliament's Policy Department B: Structural and Cohesion Policies, 2013.
References
1. Animitsa Ye.G., Ivanitskiy V.P., Peshina E.V. V poiskakh novoy paradigmy regional'nogo razvitiya [Searching the new paradigm of regional development]. Yekaterinburg: Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of RAS, 2005.
2. Glonti K.M. Staropromyshlennye regiony: problemy i perspektivy razvitiya [Old industrial regions: problems and development prospects]. Regionologiya - Regionology, 2008, no. 4, pp. 27-36.
3. Granberg A.G., Artobolevskiy S.S., Kovaleva G., Rossel E. Restrukturi-zatsiya staropromyshlennykh regionov: opyt Rossii i mira [Restructuring old industrial regions: Russia's and global experience]. Regional'noe razvitie i sotrudnichestvo - Regional Development and Cooperation, 1998, no. 1-2.
4. Litovchenko S.V. Analiz sovremennykh podkhodov k opredeleniyu sushchnosti staropromyshlennykh regionov [The analysis of modern approaches to defining of the essence of old industrial regions]. Ekonomichniy prostir - Economic Space, 2014, no. 92, pp. 138-150.
5. Lobodanova D.L. Strategii razvitiya staropromyshlennykh gorodov [Development strategies of old industrial cities]. Voprosy ekonomiki - The Issues of Economics, 2014, no. 4, pp. 56-76.
6. Novosel'skiy K.I. Razrabotka strategii razvitiya traditsionnogo-industrial'nogo regiona [Developing a strategy of a traditional industrial region]. Yekaterinburg, USUE Publ., 1995.
7. Sakharova L.A. Regional'naya ekonomika (Primorskiy kray) [Regional economy (Primorsky kray)]. Vladivostok, TIDOT DVGU, 2003.
8. Sobolev A.O. Zarubezhnyy opyt innovatsionnogo razvitiya staropromyshlennykh regionov i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii [Foreign experience of innovative development of old industrial regions and possibilities of its use in Russia]. Voprosy upravleniya - Management Issues, 2015, no. 1(32). S. 73-80.
9. Starodubrovskaya I., Lobodanova D., Borisova L., Filyushina A. Strategii razvitiya staropromyshlennykh gorodov: mezhdunarodnyy opyt iperspektivy v Rossii [The strategies of old industrial regions development: foreign experience and prospects in Russia]. Moscow, Gaydar Institute Publ., 2011.
10. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Bukhvalov N.Yu. Novaya industrializat-siya ekonomiki Rossii [New industrialization of Russia's economy]. Vestnik UrFU. Ser. Ekonomika i upravlenie - Vestnik of Ural Federal University. Ser. "Economics and Management", 2014, no. 3, pp. 13-21.
11. Birch K., Mackinnon D., Cumbers A. Old industrial regions in Europe: a comparative assessment of economic performance. Regional Studies, 2010, no. 44(01), pp. 35-53.
12. Broadberry S., Leunig T. The impact of Government policies on UK manufacturing since 1945. L.: London School of Economics, 2013.
13. Carney J., Hudson R., Lewis J. Regions in crisis. L.: Croom Helm, 1980.
14. Heidenreich M., Plaza B. Renewal through Culture? The Role of Museums in the Renewal of Industrial Regions in Europe. European Planning Studies, 2013, no. 8, pp. 1-15.
15. Koutsky J., Slach O., Boruta T. Restructuring Economies of Old Industrial Regions - Local Tradition, Global Trends. Ostrava: University of Ostrava, 2011.
16. Lux G. Divergent patterns of adaptation among central European old industrial regions. European Spatial Research and Policy, 2009, no. 1, pp. 45-157.
17. MacGregor S. Background paper on UK national and Manchester political contexts. Manchester: The University of Manchester, 2006.
18. Regional statistics by NUTS classification. Eurostat. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/web/regions/data/database.
19. Steiner M. Institutional changes in old industrial areas - Lessons for Industrial policy in the transformation process. Prague: Institute for Technology and regional policy, 1999.
20. Steiner M. Old Industrial Areas: A Theoretical Approach. Urban Studies, 1985, no. 22(5), pp. 387-398.
21. The Bilbao effect. The Economist. 2013. Available at: www.economist. com/news/special-report/21591708-if-you-build-it-will-they-come-bilbao-effect.
22. Tödtling F., Trippl M. One size fits all? Towards a differentiated policy approach with respect to regional innovation systems. Vienna: Institut für Wirtschaftsgeographie, WU Vienna University of Economics and Business, 2004.
23. Tödtling-Schönhofer H., Davies S. Regional strategies for industrial areas. Brussels: European Parliament's Policy Department B: Structural and Cohesion Policies, 2013.
■o a
u>
/
H
a m a