Научная статья на тему 'Реструктуризация госсектора: формирование ядерного энергопромышленного холдинга'

Реструктуризация госсектора: формирование ядерного энергопромышленного холдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорович В. О., Федорович Т. В., Кунгуров Ю. А.

В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности использования государственной собственности при управлении структурными изменениями в имущественном комплексе государственного сектора национальной экономики России. Описаны этапы формирования крупной государственной корпорации холдинга ОАО «Росатом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Sector Restructuring: A Nuclear Energy-Production Holding Formation

The article deals with the issues of increasing the efficiency of the state property utilization. It describes the stages of formation of a large state corporation «Rosatom» holding.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация госсектора: формирование ядерного энергопромышленного холдинга»

В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности использования государственной собственности при управлении структурными изменениями в имущественном комплексе государственного сектора национальной экономики России. Описаны этапы формирования крупной государственной корпорации - холдинга ОАО «Росатом».

Реструктуризация госсектора:

формирование ядерного энергопромышленного холдинга

В. О. ФЕДОРОВИЧ,

доктор экономических наук,

Сибирская академия финансов и банковского дела,

Т. В. ФЕДОРОВИЧ,

кандидат экономических наук,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

Новосибирск,

Ю. А. КУНГУРОВ,

заместитель по финансам генерального директора ФГУП «СХК», Северск, Томская область E-mail: [email protected]

Государство-собственник

Усиление контролирующих функций государства вследствие административной реформы высших органов исполнительной государственной власти увеличило присутствие государства в корпоративном секторе национальной экономики. Государство приобретало собственность, а также возвращало за долги. В 2006-2007 гг. стоимость имущественных активов крупных российских корпораций возросла в разы, «взорвав», по сути, фондовые рынки развитых государств. Рост капитализации крупных отечественных корпораций продолжается, причем наиболее интенсивно - в компаниях (группах компаний) со значительным или доминирующим присутствием государственной формы собственности.

Ротация форм собственности обусловлена в основном экономическими причинами. Инструментом деприватизации соб-

© ЭКО 2008 г.

ственности у так называемых неэффективных собственников служит дополнительная эмиссия акций в размере долга, которые становятся собственностью государства. При угрозе неизбежного банкротства (инициируемого или планируемого собственниками) происходит выкуп контрольного пакета акций государством.

В структуре монополистического капитала налицо лидерство государственных корпораций-мультимиллиардеров (таблица). В августе 2006 г. в их число входила 21 компания, а к июлю 2007 г. - уже 37. Капитализация семи крупнейших компаний превысила 1 трлн руб. (в августе 2006 г. таких компаний было только пять). Совокупная капитализация 37 российских корпораций к середине 2007 г. составила почти 24 трлн руб., или 931 млрд дол.

Российские компании с капитализацией свыше 100 млрд руб.

Компания Отрасль Капитализация на 07.07.07 Капитализация на 01.09.06

место млрд РУб. место млрд руб.

«Газпром» Нефтяная и нефтегазовая 1 6506,2 1 7354,4

«Сбербанк» Банковская деятельность 2 2264,6 5 1076,0

«Роснефть» Нефтяная и нефтегазовая 3 1944,4 3 1806,3

«Лукойл» Нефтяная и нефтегазовая 4 1763,2 2 1912,4

РАО «ЕЭС России» Электроэнергетика 5 1548,2 6 811,1

«Сургутнефтегаз» Нефтяная и нефтегазовая 6 1236,2 4 1396,5

«Норильский никель» Цветная металлургия 7 1078,9 7 680,4

«Внешторгбанк»* Банковская деятельность 8 973,8 - -

«Вымпелком» Телекоммуникации и связь 9 580,0 15 273,8

* Новые компании, капитализация которых в 2007 г. превысила 100 млрд руб.

Продолжение таблицы

Компания Отрасль Капитализация на 07.07.07 Капитализация на 01.09.06

место млрд руб. место млрд руб.

«Мобильные телесистемы» Телекоммуникации и связь 10 529,0 10 377,4

«Газпромнефть» Нефтяная и нефтегазовая 11 506,8 8 529,7

Новолипецкий металлургический комбинат Черная металлургия 12 487,8 11 319,4

«НоваТЭК» Нефтяная и нефтегазовая 13 420,8 9 389,8

Магнитогорский металлургический комбинат Черная металлургия 14 375,1 17 199,2

АФК «Система» Телекоммуникации и связь 15 303,0 14 283,9

«Татнефть» Нефтяная и нефтегазовая 16 284,9 13 300,9

«Северсталь» Черная металлургия 17 227,4 12 308,5

Золотодобывающая компания «Полюс» Промышленность драгоценных металлов и алмазов 18 217,7 16 220,9

«ОГК-3»* Электроэнергетика 19 209,4 39 63,1

«Ростелеком»* Телекоммуникации и связь 20 199,3 24 93,1

«Банк Москвы»* Банковская деятельность 21 175,9 30 77,3

«Мосэнерго» Электроэнергетика 22 170,3 19 149,2

Банк «УралСиб»* Банковская деятельность 23 158,0 22 97,4

Пивоваренная компания «Балтика» Пищевая 24 152,9 18 159,2

«Уралкалий» Химическая и нефтехимическая 25 152,1 21 102,2

«Мечел»* Черная металлургия 26 149,4 26 85,6

Компания Отрасль Капитализация на 07.07.07 Капитализация на 01.09.06

место млрд руб. место млрд руб.

«ОГК-5»* Электроэнергетика 27 146,2 33 67,8

«ОГК-4»* Электроэнергетика 28 143,4 29 77,6

«Росбанк»* Банковская деятельность 29 132,7 28 80,4

«Иркутскэнерго»* Электроэнергетика 30 130,4 31 74,9

«ОГК-1»* Электроэнергетика 31 124,5 - -

«АвтоВАЗ»* Машиностроение 32 119,5 44 46,7

«ТГК-1»* Электроэнергетика 33 117,8 - -

«ОГК-2»* Электроэнергетика 34 111,7 36 65,4

«Мегион-нефтегаз» Нефтяная и нефтегазовая 35 105,1 20 142,2

«Аэрофлот»* Транспорт 36 103,3 35 66,8

«ОГК-6»* Электроэнергетика 37 100,7 27 81,4

Источники: http://www.raexpert.ru; http://www.akm.ru

Расширение перечня крупнейших российских корпораций произошло в основном за счет электроэнергетических компаний (новых - восемь) и банков (четыре), где доминирует государственная собственность. За 10 месяцев капитализация «Сбербанка» выросла более чем в два раза, а «Внешторгбанка», впервые вошедшего в рейтинг «Капитализация-200», приближается к 1 трлн руб. В 2006 г. банки по динамике роста мало уступали стремительно развивающимся нефтяным компаниям1.

Так в крупном бизнесе наряду с традиционным нефтегазовым сектором обозначились еще два центра роста - электроэнергетика и сфера банковских услуг.

Сопоставление отраслевой структуры с рыночной стоимостью (рис. 1, 2) российских компаний позволяет констатировать: фондовый рынок, наконец, стал полноценным рынком капиталов и реальным инструментом привлечения инвестиций, но крупнейшим субъектом этого рынка оказалось государство.

1 Ведомости. 2007. 8 ноября.

Телекоммуникации и связь 6,7%

Металлургия 9,7%

Электроэнергетика 11,7%

Нефтяная и нефтегазовая промышленность 53,2%

деятельность 15,5%

Рис. 1. Отраслевая структура крупнейших компаний РФ на 07.07.07 г., %

Нефтяная и

Электроэнергетика 27,0%

Рис. 2. Структура совокупной рыночной капитализации крупнейших компаний на 07.07.07 г.,%

К примеру, в РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,68% акций, другим крупным акционерам - 15%, в том числе «Газпрому» - 10,5%, «Норильскому никелю» - 3,52%, «СУЭК» -около 1%2. В целом на долю государства приходится треть капитализации двухсот самых дорогостоящих компаний России3.

В настоящее время ширится межотраслевая экспансия крупных корпоративных образований, создаются концерны в форме холдингов, в которые входят десятки, а то и сотни организаций - юридических лиц, относящихся к различным, часто технологически не взаимосвязанным отраслям. Это пред-

2 Капитализация российских компаний (на 07.07.07) (http://www.akm.ru).

3 Список крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации) на 1 сентября 2006 г. (http://Www.raexpert.ru).

приятия промышленности, транспорта, торговли, финансовые и кредитные организации, научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Опыт развитых стран показывает: в определенной экономической ситуации государственные корпорации способны развиваться интенсивнее, чем компании частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитие транспортной сети государства; расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов невозможно без весомых финансовых вложений в новое строительство продуктопроводов. Увеличение доли государственного сектора в любой современной экономике - тенденция временная, обусловленная потребностью экстенсивного расширения. Когда потребность в модернизации снижается либо исчезает, структура собственности изменяется.

В силу открытости экономики для внешних инвесторов может сложиться ситуация, когда иностранные участники обладают большими, чем национальные, финансовыми возможностями для приобретения активов, национально значимых для государства. Когда отечественным, даже вполне эффективным корпорациям, «не хватает» финансовых ресурсов для таких сделок, тогда покупателем выступает государство - в лице на 100% подконтрольной ему корпорации. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, госактивы могут быть реализованы частному сектору.

Интересы государства распространяются и на корпорации, обусловливающие стратегическое позиционирование страны в мирохозяйственных связях, влияющие на обороноспособность. Если такие предприятия находятся в частной собственности, собственник может перепрофилировать предприятие (отдельные производства) в силу падения рентабельности (доходности) некоторых основных производств. В этом случае государство здесь - вполне эффективный собственник: решает проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усиливает НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проводит организационную реструктуризацию (например,

создает полностью государственный холдинг). После реструктуризации бизнеса - совершенствования системы управления, выработки рациональной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом -корпорация по рыночной цене продается (возможно, путем проведения аукциона) новому, более эффективному собственнику.

Важно правильно определить временные периоды для «усиления» либо «ослабления» государственного присутствия в конкретном секторе национальной экономики, разработать адекватный инструментарий для оценки целесообразности соответствующих управленческих решений.

Атомный энергопромышленный комплекс

В тесной увязке с тенденциями структурных изменений в национальной экономике была разработана программа реформирования атомного энергопромышленного комплекса, которую намечено осуществлять поэтапно4.

Первый (подготовительный) этап (2007-2008 гг.) предусматривает следующие промежуточные шаги:

- создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области производства электрической энергии на атомных станциях;

- разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном и региональном уровнях управления, по аналогии с организационным и хозяйственным управлением развитием отрасли;

- подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности (ФГУПов) самостоятельных организационно-структурных образований - дочерних и зависимых обществ, представляющих подразделения ядерно-оружейного, энергетического и научно-производственного холдинга;

- государственное управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности государственной корпорации-холдинга по видам деятельности его дочерних и зависимых обществ;

4 Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года».

- организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, уже имеющих сформированный рыночный потенциал.

Второй этап (2008-2010 гг.) необходим для организационно-правового обособления самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности. К главным задачам второго этапа отнесены:

- рост конкурентного преимущества в международном масштабе;

- завершение оптимизации структуры управления ОАО «Рос-атом» с усилением роли головной организации в управлении по видам хозяйственной (технологической) деятельности;

- обеспечение эффективности систем учета и контроля, сформированных на подготовительном этапе реструктуризации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти и хозяйственной деятельности организаций атомного холдинга.

Несмотря на интенсивное развитие рыночных отношений, ядерная отрасль остается одной из наиболее регулируемых отраслей национальной экономики любого государства. Тем не менее можно считать «уход» государства из хозяйственной сферы (в том числе из текущего планирования и управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий ядерного и энергопромышленного комплекса) общемировой тенденцией. Она сложилась под влиянием специфических факторов, которые действуют в сфере уникального промышленного производства и диктуются современной межгосударственной интеграцией.

Россия пока удерживает свой ядерный потенциал, как и традиционные конкурентные преимущества. Доля атомной энергии в энергобалансе России в настоящее время составляет около 16%. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки за последние три года доля АЭС увеличилась с 20 до 25%; во Франции - до 78% от всех электростанций страны (и поставлена стратегическая задача достичь 86-87%). Необходимость опережающего прироста генерирующих мощностей энергетических станций за счет атомной энергетики уже не подвергается сомнению. Для укрепления конкурентных пози-

ций России на мировых энергетических рынках в условиях усиления экологических и ресурсных ограничений необходимо, начиная с 2015 г., вводить по четыре энергоблока (ориентировочной мощностью в 1 ГВт каждый).

В числе основных приоритетных задач реформирования ОАО «Росатом» на 2008 г. названы:

• совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;

• развитие конкуренции;

• организационное и организационно-правовое обособление отдельных видов деятельности ОАО «Росатом» через создание дочерних и зависимых обществ с использованием принципа доминирования государственного имущества в их уставных капиталах;

• совершенствование системы корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами ядерно-оружейного, энергетического и научно-промышленного холдинга - государственной корпорации.

Для организационной структуры ядерного энергопромышленного холдинга характерна устойчивая вертикальная интеграция, сложившаяся исторически и во многом обусловленная его высокой значимостью для экономической, экологической, оборонной и иной безопасности государства.

Вертикальная дезинтеграция, или вертикальное разделение, - это начало реструктуризации ядерно-оружейного, энергетического и научно-промышленного комплекса России с организационными изменениями, направленными на демонополизацию в использовании основных средств дочерних и зависимых обществ.

Специфика атомной отрасли любого государства заключается в отсутствии реальной возможности организационного и технологического разделения гражданского и военно-оборонного комплексов - предприятия и того и другого организационно и технологически представляют единый энергопромышленный имущественный комплекс. В обоих случаях налицо технологический процесс обращения с ядерными и радиоактивными материалами, отработанным ядерным топливом, физической за-

щиты (охраны) опасных объектов и выполнения обязательств перед международным сообществом, связанных с нераспространением ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия, эффективного противодействия реальным угрозам ядерного терроризма, а также физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ возможны при очень значительной централизации (или интеграции) имущественных комплексов не только в национальных масштабах отдельного государства, но ив общемировом масштабе. Уже разворачиваются работы по созданию Международного центра по обогащению урана на Ангарском электролизном химкомбинате (инициируются так называемые наднациональные международные проекты в форме международных центров по переработке отработанного ядерного топлива, включая сертификацию специалистов и обучение персонала ядерных отраслей ведущих государств мира, обладающих ядерным потенциалом).

Реструктуризация ядерного и энергопромышленного комплексов России имеет реальную, достаточно масштабную государственную поддержку. Так, уже упоминавшаяся Федеральная целевая программа предполагает следующие объемы финансирования ядерной отрасли на ближайшие три года: общие объемы финансирования составляют 1471,4 млрд руб., в том числе за счет федерального бюджета - 674,8 млрд руб. Средства должны воплотиться в 10 новых энергоблоках АЭС с установленной мощностью 9,8 ГВт. Их ввод в эксплуатацию обеспечит увеличение доли электроэнергии, производимой на АЭС, до 18,6% от ее общего объема; при этом общая установленная мощность будет доведена до 33 ГВт.

Новый холдинг

Полностью сформированный государством энергопромышленный холдинг - государственная корпорация «Росатом» -становится четвертой в мире крупнейшей корпорацией указанного профиля в ряду доминирующих транснациональных метакорпораций - Areva/Siemens, Tochiba/Westinghouse и Electric/Hitachi.

Имущество корпорации создается за счет имущественного взноса РФ, субсидий федерального бюджета, денежных средств специальных резервных фондов корпорации и др. При создании корпорации ей передаются акции ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» и имущество федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении бывшего Федерального агентства по атомной энергии («Росатом»). Законом установлен переходный период - не более трех лет -для передачи корпорации имущественного взноса РФ.

Органами управления корпорации согласно закону являются наблюдательный совет, в который входят по четыре представителя президента РФ и правительства РФ, а также генеральный директор и члены правления корпорации, назначаемые наблюдательным советом по представлению генерального директора.

Государственной корпорации по атомной энергии «Рос-атом» в качестве имущественного взноса РФ передано 100% находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» («Атомэнергопром») по их номинальной стоимости (рис. 3).

Указом также определено, что приоритетными направлениями деятельности ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», его дочерних и зависимых акционерных обществ станут проектирование, размещение, сооружение, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; внедрение новых технологий и разработок в данной области; сооружение, эксплуатация и гарантийное обслуживание атомных электростанций, включая объекты, расположенные за пределами России; производство электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях и др. Именно для консолидации гражданского направления в атомной отрасли и повышения эффективности управления в настоящее время создана государственная корпорация ОАО «Атомэнергопром»5.

5 Ее создание окончательно утверждено Указом президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 г. «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса России».

о en о У

Ж

Д А и £ а

13 О ел Л и М

У

Ядерный энергетический и научно-промышленный комплекс

Ядерно-оружейный (военно-оборонный) комплекс

I этап 1 11 этап

до середины 2008г.* до 2010г.*

* Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года».

Рис. 3. Схема реформирования государственного сектора национальной экономики - создания государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

«Атомэнергопром» - корпорация полного технологического цикла, которая будет заниматься проектированием, размещением, сооружением, эксплуатацией, гарантийным (сервисным) обслуживанием атомных энергетических станций, модернизацией и ремонтом ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Кроме того, государственный холдинг будет проводить научные исследования в области использования атомной энергии, внедрять новые технологии и разработки, заниматься разведкой и добычей полезных ископаемых, содержащих радиоактивные вещества, изотопным обогащением урана и других ядерных материалов, экспортом и импортом товаров и услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Следующий шаг - формирование организационной структуры, которая примет на себя управление не только гражданской отраслью. В круг экономических интересов государственной корпорации «Росатом» к 2010 г. войдет весь ядерно-оружейный комплекс России, ее ядерная и радиационная безопасность, включая управление развитием науки - фундаментальными и прикладными исследованиями в атомной (ядерной) сфере.

Первый этап формирования холдинга завершился в середине ноября 2007 г. и был отмечен передачей в собственность юридического лица госпакетов акций 31 атомного акционерного общества. Корпорация «Росатом» получила 100% акций «Атомэнергопрома», государственные предприятия оружейного комплекса (это ФГУПы, реорганизованные в ОАО), а также научно-исследовательские институты и т. д. Предполагается, что в дальнейшем корпорация сможет управлять и акциями смежных с атомной отраслей национальной экономики.

В соответствии с Указом президента РФ6, «Атомэнерго-прому» переданы:

- 100% акций ОАО «ТВЭЛ», которое занимается изготовлением топлива для АЭС и поставляет его внутри страны и на экспорт;

- 100% акций государственного экспортера ядерных материалов ОАО «Техснабэкспорт»;

- 100% акций ОАО «Атомредметзолото», которое консолидирует уранодобывающие активы РФ.

6 Указ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 556».

А также:

- ОАО «Альянстрансатом» (100%);

- ОАО «Центр информационной и выставочной деятельности атомной отрасли» (100%);

- ОАО «Управление капитального строительства» (100%);

- ОАО «Центр отдыха и спорта "ОЛенКур"» (100%);

- ОАО «Московский завод полиметаллов» (100%);

- ОАО «ЭФКОН» (100%);

- ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» (100%);

- ОАО «Севатомэнергоремонт» (100%);

- ОАО «Приборный завод "Сигнал"» (30%);

- ОАО «Моспромтехмонтаж» (49%);

- ОАО «Протвинский опытный завод "Прогресс"» (49%);

- ОАО «Изотоп» (Хабаровск) (100%).

В собственность юридического лица ОАО «Атомэнергопром» также перешли акции ОАО «Калужский турбинный завод» (25,1%); ОАО «Сибирский проектно-изыскательский институт "Оргстройпроект"» (100%); ОАО «Спецмонтажмеханизация» (49%); ОАО «Мосспецатомэнергомонтаж» (25,5%); ОАО «Свердловский научно-исследовательский институт химического машиностроения» (49%); ОАО «Фирма "Центроэнергомонтаж"» (25,5%); ОАО «Энергоспецмонтаж» (53,8%); ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт средств контроля электронной аппаратуры и изделий электронной техники» (25,5%); ОАО «Севкавэнергомонтаж» (25,5%); ОАО «Нижнетуринский машиностроительный завод "ВЕНТА"» (74,8%); ОАО «Изотоп» (Екатеринбург) (100%); ОАО «Опытный завод "Атомспецконструкция"» (25,5%); ОАО «Научно-производственное объединение "Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения"» (50% + 1 акция); ОАО «Перловский завод энергетического оборудования» (25,5%); ОАО «Чепецкий механический завод» (2,77%); ОАО «Сосновоборский проектно-изыскательский институт "ВНИПИЭТ"» (100%).

Завершение следующего этапа организационного формирования имущественного комплекса государственной корпорации ОАО «Росатом» ожидается в 2008 г., после передачи 100% акций 55 открытых акционерных обществ (в которые будут преобразованы 55 ФГУПов, подлежащих акционированию в соответствии с Указом президента РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.