в Сергиевском посаде и ее значение для игрушечного промысла России) // Игрушка. Ее история и значение. - М., 1912. - С.31-38.
3. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М., 1981. - 192 с.
4. Дайн Г. Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. - М., 1973. - С. 35-45.
5. Некрасова М. А. Народное искусство России // Народное творчество как мир целостности. - М.: Сов. Россия, 1983. - 219 с.
6. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М: МГУКИ, 2000. - 344 с.
7. Оршанский Л. Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. под ред. Н. Д. Бартрама. - М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. - С. 3-64.
8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. - М., 1974. Т.1. - С. 229-547.
Каратайева Н.Ф., канд. пед. наук, профессор Высшей школы народных искусств, Член Союза художников России
Karatayeva N., candidate of pedagogics, Professor of the Drawing and painting department of the Higher school for folk arts, member of the Union of artists of Russia, sculptor
Реставрация декоративного убранства исторических зданий Санкт-
Петербурга
Restoration of the decoration of historical buildings of St. Petersburg
Аннотация: Статья посвящена теме сохранения памятников культуры, их реставрации и воссозданию утраченной скульптуры в исторических зданиях города. Статья основана на практической работе по воссозданию утраченного скульптурного декора архитектуры СПб.
Ключевые слова: реставрация, памятник, архитектура, скульптура, наука, интерьер, мастер.
Abstract. The article handles the subject of the cultural monuments' preservation, the restoration and reconstruction of lost articles of the sculptural décor of the urban historical buildings. The article is based on the author's practical experience in the reconstruction of the lost sculptural décor of the S.Petersburg historical buildings.
Keywords: restoration, monument, architecture, sculpture, science, interior, master.
Город Санкт-Петербург можно назвать музеем под открытым небом. Здесь сохранились уникальные памятники архитектуры, скульптуры и искусства трёх последних веков. Будущим поколениям необходимо сохранить эти памятники. Проходят столетия в истории развития человечества и мировой художественной культуры. Многие памятники разрушаются от времени или от варварского отношения людей и могут
бесследно исчезнуть, если вовремя не будет проведена реставрация для их сохранения.
От мастеров реставраторов, от их знаний, умений, способностей, без сомнения, зависят судьбы различных памятников. В тоже время, реставрация должна деликатно участвовать в сохранении культурного наследия и обязательно выполняться профессионалами, такими же мастерами как те, которые создали дошедшие до нас шедевры.
К трёхсотлетию г. Санкт- Петербурга, в 2003 году была развёрнута масштабная реставрация исторических и культурных памятников города. Моей семье, т.к. мы все скульпторы (Н.Ф. Каратайева, Р.У. Каратайев, А.Ф. Каратайев), посчастливилось участвовать в реставрации нескольких исторических объектов, в качестве скульпторов-реставраторов, воссоздающих утраченные скульптурные картуши и лепнину большого зрительного зала Академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской (Итальянская ул., 19).
История этого здания очень богатая. В 1740 году участок под домом № 48 на Невском проспекте принадлежал известному архитектору М.Г. Земцову [4]. В 1747 году недостроенный дом был выкуплен у его вдовы императрицей Елизаветой Петровной. В 1836 году среди жителей дома числились голландский посол барон Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом. В 1848 году граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор предложил идею - построить на этом месте торговую галереи по подобию галереи М.Н. Голицина в Москве.
В корпусе построенного Пассажа со стороны Итальянской улицы разместился концертный зал, по этой причине, на сохранившихся рельефах, украшающих интерьеры театра, можно видеть изображения музыкальных инструментов. В 1898 году случился пожар, это стало толчком для реконструкции здания, которая началась в 1900 году. В 1901году в Пассаже открылся драматический театр, в котором с успехом выступала актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская. В этот период в Пассаже регулярно проходили выставки художников, появился кинотеатр. В 1913 году зал арендовал московский театр С.Ф. Сабурова [2]. С 1933 года Пассаж стал универмагом. С 2011 года Пассаж принадлежит американской инвестиционной компании Jensen Group. Сначала своего появления, Пассаж неоднократно переделывался, поэтому в его декоративном убранстве заметно смешение стилей, а так же многое из исторического декора интерьеров утрачено [3]. В 2003 году, в подарок к юбилею города, была сделана серьёзная реставрация интерьеров здания по восстановлению скульптуры и живописных панно, расположенных в залах. Заново сделано покрытие пола и мебель.
К моменту реставрации многие лепные фрагменты потолка были уже безвозвратно утрачены, также не сохранились иконографические документы по внутреннему убранству зрительного зала. Когда началась наша работа по реставрации лепнины зала и воссозданию угловых картушей, пришлось, в первую очередь, изучать художественные стили, используемые для
украшения интерьеров Пассажа. Было сделано несколько папок рисунков по сохранившимся фрагментам лепнины для представления об утраченных рельефах.
В лепнине интерьеров присутствовала стилевая эклектика, но в целом в декоре был больше представлен стиль «барокко». С поразительным искусством выполнена лепнина потолка мастерами старой русской скульптурной школы, поэтому хотелось при воссоздании утраченной лепнины приблизиться к такому же качеству лепки. Нам поручили воссоздать два самых больших угловых картуша большого зрительного зала театра.
К моменту начала реставрационных работ, картуши были уже давно утрачены. С учётом изгиба углов, их площадь составляла 16 квадратных метров. При измерении углов зала, они оказались разных размеров и формы, по этой причине мы предложили лепить картуши прямо на месте в театре.
В натуральном размере было вылеплено два варианта картушей по мотивам лепнины зала, но к моменту утверждения работы комиссией, в архивах нашлась небольшая двух сантиметровая фотография общего внутреннего вида зала, относящаяся к 1903 году, по ней архитектором был сделан уточняющий рисунок [4]. По этим материалам и нашим зарисовкам была вылеплена заново метровая модель картушей (рис. 1). По этой модели на месте будущего картуша, был сделан каркас и вылеплен рельеф в натуральный размер (в глине).
Рис.1. Метровая модель картушей Рис.2. Готовые рельефы, покрытые
сусальным золотом
В декоре архитектуры для рельефной и объёмной скульптуры используют гипс. Для художественных работ подходит гипс № 16 из Самарского карьера. По своим свойствам он белый, крепкий, не пузырится, довольно долго не схватывается, что позволяет делать из него скульптурные формы и отливки.
После утверждения комиссией вылепленной модели, встал вопрос о формовке большого шестнадцатиметрового картуша. Решили с него снимать кусковую форму. Пригодился наш опыт, полученный при создании и формовки больших монументальных памятников, когда мы работали в художественном фонде. Сделали 57 форм и по ним отлили лепнину. Далее предстояло огромные отливки вмонтировать в стену. Удаляя оставшиеся фрагменты старой лепнины на потолке, установленной при последней реставрации советского периода было видно, что лепнина ставилась прямо на стену или потолок без дополнительных укреплений, видимо по этим причинам часть её была утрачена. Под картуш был сделан из досок каркас, пропитан жидкостями от грибка и возгораний, на деревянном каркасе закрепили (само резами) все отлитые фрагменты картуша. Далее все швы были герметично заделаны гипсом и выровнены наждачной бумагой. С воссозданием второго картуша (в противоположном углу зала) возникли проблемы из-за того, что этот угол не совсем совпадал размерами с предыдущим, поэтому пришлось делать подгонку гипсовых фрагментов лепнины, подпиливать и наращивать их прямо из гипса.
Шли споры о цвете, комиссию сбивало с конкретного решения несколько разных цветовых слоёв предыдущих покрасок зала [2]. Наконец, готовые рельефы покрыли сусальным золотом (рис. 2). Картуши были так удачно вписаны в интерьер зала, что несколько раз приезжало телевидение для съёмок нашей работы.
Важным фактором воссоздания данной рельефной скульптурной композиции, в которой отразилось её именно театральное содержание со всеми атрибутами этого искусства, явилась правильная подготовка и выполнение множества рисунков с аналогичных лепных фрагментов, присутствующих в других лепных украшениях потолка и интерьера. Это помогло изучить стиль лепнины и передать индивидуальные особенности, в основном барочного убранства зрительного зала театра, передать манеру лепки мастеров XIX века, поэтому утраченные картуши удалось вылепить в едином стиле зала [1].
Наше участие в реставрации театра не ограничилось только этой работой. Также были воссозданы, размытые от протечки картуши по краям сцены. Они меньших размеров, с растительным мотивом, поэтому их было легче воссоздать в лепке. Много было выполнено формовочных работ для замены повреждённой лепнины потолка, фризов, карнизов, центральной части. Некоторых неожиданных моментов в реставрации, не зависимых от нас, можно было избежать при правильной организации работы реставрационной фирмы.
Хочется привести один маленький пример того, как можно легко загубить культурное наследие былых поколений и это станет невосполнимой утратой, так как не одна эпоха не повторяет другую во всех присущих только ей исторических и культурных чертах. Например, для экономии средств, реставрационной компанией была приглашена группа учащихся
реставрационного училища. Такая практика для студентов нужна, но работу, ещё неопытных учеников, нужно постоянно контролировать учебными мастерами этих групп. Им поручили расшить трещины на уцелевшей части лепнины потолка. Ученики сбивали лепнину зубилом и кувалдой и вместо аккуратного расширения трещины не более чем на 10 см., после их работы зияло углубление шириной в 1 метр. Поручили нам восстанавливать сбитые части лепнины. Эта работа заняла целый месяц, лепить пришлось прямо гипсом.
При реставрации других объектов на гипсовых фигурах людей обнаруживались досадные промахи предыдущей реставрации: кисти рук фигур людей, утраченные со временем, были восстановлены в увеличенных пропорциях, с нарушенной формой кистей. Встречались фигуры с переставленными наоборот ногами и другими дефектами реставрации. Опыт работы по воссозданию лепнины доказал, что работы по реставрации должны выполняться профессионалами, иначе мы потеряем уникальные и неповторимые памятники культурного наследия нашей страны.
К юбилею города нас пригласили работать по восстановлению сгоревшей в пожаре лепнины для здания по адресу Большая Морская улица д. 30 (рис. 3). Это здание внешне торгового банка, заново было построено и требовалось воссоздать внешний вид лепного декора стен по иконографиям и оставшимся некоторым фрагментам сгоревшей лепнины [4] Воссозданный декор здания (рис. 4). Трудность представляли сгоревшие большие кронштейны под балконами, размером 2,20 метра, с изображением кричащих мужских лиц, от которых сохранились после пожара, небольшие детали лица и один фрагмент боковой орнаментальной части. Также сгорели почти все фрагменты верхнего фронтона (этого здания), расположенного у самой крыши, вокруг круглого окна. Изобразительных материалов сохранилось мало, поэтому помогли в работе наши рисунки, сделанные при изучении лепнины XIX века, при реставрации театра В.Ф. Комиссаржевской.
Рис.3. Заново выстроенное здание Рис.4. Воссозданный лепной
по адресу Большая Морская д. 30 здания в 2003 году
После воссоздания лепных кронштейнов, их отформовали и надёжно закрепили на стене (рис. 5). Часто лепнина отрывается от стен по причине плохого её прикрепления. Поэтому нами был сделан, выступающий на метр, каркас из досок, который позволил надёжно закрепить (само резами и гипсом) все части, отлитого кронштейна. По аналогичной технологии под балконом под крышей здания вылепили, отформовали и собрали фронтон, заделали швы и обработали гипс специальным составом для защиты от погодных воздействий (рис. 6)
Каратайевы Н.Ф. и Р.У. Воссозданные по фотоматериалам лепные кронштейны по адресу Большая морская д.30 Воссоздание историко-культурного наследия г. Санкт- Петербурга
Рис. 5. Воссозданные кронштейны Рис. 6. Воссозданный фронтон
Обработанный химикатами и загрунтованный под покраску гипсовый декор здания лучше сохраняется в нашем климате. В исторических документах сообщается, что в 1890 году старинное здание, расположенное на участке под домом № 30 принадлежало баронессе Вревской. В 1833 году этот участок с домом приобрёл тайный советник князь Сергей Григорьевич Щербатов для перестройки его под банк [4].
Все здания на улице Большая Морская неоднократно перестраивались под разные нужды постоянно меняющихся хозяев. Их характер, вкусы, духовные потребности отражались в облике зданий и их убранстве. Вся Большая Морская улица является культурным ансамблем архитектуры центрального района, по этой причине при перестройке дома № 30, было решено восстановить внешний облик декора предыдущего здания, чтобы не разрушать исторический вид домов, находящихся на этой улице, не нарушать установившейся связи с окружающей архитектурно - пространственной средой, в этом здании, по адресу Большая Морская улица дом №30, расположился внешне торговый банк [2].
Мы участвовали в воссоздании Алтаря Измайловского Свято -Троицкого собора на Троицкой площади в Адмиралтейском районе (Измайловский проспект, д. 7 «а»). Это один из самых больших монументальных православных храмов. Он является памятником
архитектуры федерального значения и находится под охраной государства. Относится к стилю позднего классицизма [4].
Этот православный храм, построен по проекту архитектора Стасова В. П. (1828-1835г.). Он был заложен в день Пресвятой Троицы на месте деревянной церкви, построенной на участке бывшей часовни, периода правления императора Петра I. Деревянная церковь, принадлежала гвардейскому измайловскому полку с 1730 года (годы правления императрицы Анны Иоанновны). История собора связана с историей нашего государства. В 1877-1878 годах в соборе хранились военные трофеи, приобретённые во время войны русских с турками [2].
ЧКП1Д
Каратайевы Н.Ф. и Р.У. Воссоздание лепного декора алтаря Измайловского Свято-Троицкого собора Восстановление историко-культурного наследия г. Санкт- Петербурга
Каратайевы Н.Ф. и Р.У. Воссоздание лепного декора алтаря Измайловского Свято-Троицкого собора Восстаносление историко-культурного наследия г. Санкт- Петербурга
Рис.7. Воссозданная голова Ангела Рис.8.Воссозданный декоративный
для кессона в Алтаре рельеф из дубовых листьев
После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. В нём полностью, как во многих церквях, уничтожили Алтарь. В 1930 годах собор хотели превратить в крематорий, но это не осуществилось. До 1990 года храм использовали под склады, этим разрушая весь внутренний интерьер. В 2003 году в соборе начались реставрационные работы. Почти полностью был воссоздан Алтарь храма. В 2005 году перед входом в собор восстановили колону Славы в честь победы русских в турецкой войне 1877-1878 годах, также восстановили часовню Александра Невского [3].
При воссоздании Алтаря Измайловского Свято-Троицкого собора, нами были выполнены по иконографиям - «голова Ангела» для кессонов на потолке над алтарём и декоративный рельеф из дубовых листьев, расположенный в виде большого обруча по стенам и потолку вокруг Алтаря, как бы обрамляя его пространство (рис. 7, 8.). Воссозданные головы Ангелов для нескольких кессонов на потолке и декоративный рельеф были отформованы в гипсе и сданы для монтирования их на место по проекту.
141
После внутренней реставрации интерьера собора, приступили к реставрации фасада. В 2005 году случился грандиозный пожар, центральный купол горел, как гигантский костер и рухнул, создавалось впечатление поджога. Губернатор города В. Матвиенко выделила дополнительные средства на воссоздание куполов и на реставрацию собора. Купола были восстановлены, но внутренний декор был воссоздан частично. Теперь собор открыт для богослужений и является действующим храмом и относится к культурному историческому наследию города.
Литература
1. Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры / А.А. Кедринский. - М.: Изобразительное искусство, 1999.
2. Пруцын О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда / под. ред. О.И. Пруцына. - М.: Стройиздат, 1990. - 408 с.
3. Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В. История русской архитектуры / учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Стройиздат, 1994. - 600 с.
4. Архитектура, реставрация, дизайн и строительство dc.spb.ru>archiv/28/56-57/56-57.htm