Алиева Рафоат Рашидовна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Института экономики и торговли ТГУК
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ВЛИЯНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И МИРОВЫХ
ДЕРЖАВ
В начале ХХ! в. все человечество становится свидетелем усиления взаимодействия и взаимозависимости государств на нашей планете. Этот процесс обозначен в научной литературе как глобализация социальных, культурных, политических и экономических процессов.
После распада СССР ранее закрытый для внешнего мира труднодоступный регион, носивший название Средняя Азия, долгое время остававшийся вдалеке от глобальных мировых процессов, неожиданно стал ареной противостояния крупнейших держав современности.
Так что же представляет собой Центральная Азия? Первоначально необходимо уточнить смысл понятия Центральная Азия, возникший сравнительно недавно: в начале 90-х гг. ХХ века. На Западе резко возрос интерес к этому региону, который на английском языке обозначается понятием «СеПга1 Азiа», но переводится на русский язык как Средняя Азия. Новое понятие «Центральная Азия», вошедшее в обиход в этот период и пришедшее из английского языка, включает Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, то есть все исконно среднеазиатские республики постсоветского пространства плюс Казахстан, который исторически, географически, экономически и политически близок Средней Азии. Центральная Азия -это один из уникальнейших регионов мира, территория которого составляет около 4 млн. км2., что значительно больше территории всех стран Европейского Союза. В регионе проживает 55 млн. человек. Он обладает огромными природными ресурсами: залежами газа, нефти, цветными и драгоценными металлами. Не исключено, что Центральная Азия в будущем заменит Персидский залив как основной поставщик энергоносителей.
Находясь в «сердце континента», Центральная Азия является своеобразными «вратами» в ряду стратегически важных регионов Евразии. На востоке расположен Китай (протяженность границы 2805 км) и страны Центрально-Тихоокеанского региона, на юге Афганистан (2087 км), Иран (982 км), Средний Восток и ряд других исламских государств, на западе и севере - Кавказ, Турция, Европа и Россия (6846 км), на западе омывается Каспийским морем.
Наличие мощного экономического, научно-технического и энергетического потенциала в сочетании с благоприятными природно-климатическими условиями и выгодным геополитическим положением выявило важность Центральной Азии в
глобальной геополитике этого региона. В настоящее время в активной стадии находятся процессы трансформации Центральной Азии из периферийного региона в регион, в котором все настойчивее пересекаются интересы ряда крупных держав и других акторов международной жизни. Данное обстоятельство обуславливает повышенное «внимание» ведущих мировых и региональных держав как к каждой стране Центральной Азии в отдельности, так и ко всему региону в целом. Борьба интересов внешних игроков в данном регионе является фактором потенциальной дестабилизации, угрожающим суверенитету и независимости республик Центральной Азии.
Уникальность расположения Центральной Азии на пересечении евразийских геополитических связей, тенденция усиливающегося взаимодействия здесь мировых и региональных держав предопределяет регион как одно из главных звеньев безопасности на постсоветском пространстве. В Центральной Азии сейчас проходит этап основательной геополитической трансформации, происходит изменение традиционной роли национального государства как во внутренних делах, так и в международных отношениях. Новые государства Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан, став субъектами международных отношений на мировой арене, несмотря на то, что имеют много общего в плане исторической судьбы, культуры, языка, религии, тем не менее, имели различные стартовые возможности. Каждая, пойдя по своему пути, ныне стремится к более тесному сотрудничеству с другими. Они руководствуются своим комплексом национальных интересов и самостоятельным внешнеполитическим курсом, что приводит к корректировке евразийской геостратегии мировых акторов, изменению локальных балансов сил, сложению новой евразийской модели международных отношений.
Таджикистан как молодое независимое государство, избравшее путь построения социально ориентированной рыночной экономики и гражданского общества, в той или иной мере ощущает влияние глобализации на собственном развитии. Это происходит благодаря присутствию иностранного капитала в экономике страны, деятельности международных организаций в республике, развитию глобальной сети Интернет в экономически значимых регионах страны, интеграции финансового рынка страны в мировое финансовое пространство. При этом Республика Таджикистан столкнулась с внутренними проблемами, с такими, как высокий уровень бедности, развитие частного предпринимательства, построение институтов гражданского общества, которые могут быть решены при участии мирового сообщества и международных транснациональных организаций, являющихся основными акторами глобализации.
Значение Таджикистана и других центральноазиатских республик в современных исторических процессах настолько заметно и высоко, что происходящие в этих республиках события непосредственно затрагивают интересы крупнейших мировых держав, различных геополитических формирований. В Центральной Азии расположены страны с разным уровнем политического и экономического развития. Множество проблем связано с низким уровнем жизни, бедностью проживающего здесь населения. В период глобализации, всеобщей
кооперации финансов, производств и услуг самостоятельно развиваться, оставаясь конкурентоспособным на мировом рынке, довольно сложно даже большим государствам. Поэтому оптимальной формой является экономическое сотрудничество, интеграция стран Центральной Азии. Это наиболее реальный путь к стабильности и развитию региона. Это будет привлекательным региональный рынок, и тогда можно рассчитывать на заинтересованность инвесторов и на солидные финансовые вливания. При формировании своей внешней политики независимые государства учитывают это обстоятельство и стремятся извлечь для себя политическую, экономическую и стратегическую выгоду. Сегодня можно с уверенностью сказать, что от того, в каком направлении будут развиваться события в государствах Центральной Азии, во многом будет зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты.
Стержневыми составляющими новой системы международных отношений на евразийском пространстве являются Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, а также Турция, Иран, Пакистан, Индия, государства Европейского Союза и Япония, определяющие основные векторы международной политики. На современном этапе основной целью указанных держав является контроль над центральным пространством Евразии, а также над ресурсами и транспортными связями региона. Осуществление попытки удержать, закрепить либо расширить сферы влияния, с одной стороны, и нейтрализовать влияние других государств, избежать политических издержек - с другой, создает зоны нестабильности в регионе.
Нам бы хотелось вкратце дать характеристику интересов мировых держав: России, США и КНР - в регионе: какие же у них точки напряжения и потенциальные формы взаимодействия с Республикой Таджикистан.
Одной из влиятельных стран, лидером доминирования в регионе, является Российская Федерация. «Российский» фактор является значительным во всех пяти центральноазиатских республиках. С распадом СССР и образованием на его пространстве молодых независимых государств таджикско-российские отношения приобрели принципиально иной характер. Несмотря на то, что с обретением независимости у обоих государств кардинальным образом изменились подходы к формированию внутренней и внешней политики, определились новые внешнеполитические ориентиры, тем не менее, таджикско-российские отношения носили устойчивый характер и имели тенденцию к частой координации усилий, направленных на сближение двух стран.
Таджикистан выступает за дальнейшую интеграцию и сближение с Россией, и во многих важнейших сферах они получили свое юридическое обеспечение. Появился целый блок новых договоров и соглашений, которые охватили важнейшие стороны межгосударственных отношений, что обусловлено общностью геополитических интересов двух стран. К настоящему времени правовую основу двусторонних отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации составляют 175 подписанных и ратифицированных нормативно-правовых договоров и соглашений, позволивших упрочить межгосударственные связи и регулирующих практически все ключевые позиции их сотрудничества, охватывающих все сферы жизни общества:
экономику, политику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную и многие другие области.
Известно, что Российская Федерация как великая держава не может не иметь геополитических интересов в Таджикистане и в регионе в целом. Эти интересы в различных политических и общественных кругах России оцениваются по-разному. Несмотря на это, есть уверенность, что никакие радикальные взгляды не повлияют на официальный курс традиционно дружественной нам страны - Российской Федерации. Её интересы не противоречат высшим государственным интересам Таджикистана. Россия была и остается фактором сохранения и укрепления государственной и национальной независимости Таджикистана. В связи с этим необходимо отметить миротворческую миссию России в Таджикистане, которая осуществлялась по трем направлениям. Первая - это охрана границ Таджикистана с сопредельными государствами при официальном её признании как внешней границы стран СНГ. Вторая - активное участие России в Коллективных миротворческих силах. И, наконец, третье - роль России как государства-наблюдателя в межтаджикских переговорах, которая существенным и благотворным образом воздействовала на весь ход переговорного процесса и прекращение боевых столкновений противоборствующих сторон, а также усилия руководства России по установлению мира и спокойствия в стране.
Говоря о политических контактах Таджикистана и России, следует отдельно отметить постоянные рабочие встречи двух наших президентов, результаты которых, несомненно, во многом определяют ритм и динамику развития межгосударственных связей. Интенсивность политических контактов лидеров двух держав в первую очередь способствует высокому качеству взаимодействия между двумя государствами. В ходе регулярных рабочих встреч глав государств предметно рассматриваются самые актуальные вопросы двусторонних и многосторонних отношений, определяются их приоритетные направления и перспективы дальнейшего углубления. Важную роль в деле поддержания высокого уровня отношений между государствами играет активность политического руководства Таджикистана, проявляющего постоянную заинтересованность в продвижении совместных как энергетических, так и других важных проектов.
Определенное место в таджикско-российских отношениях занимает военнотехническое сотрудничество, которое продолжает плодотворно и эффективно развиваться. В этой сфере поэтапно реализуются принятые соглашения и программы. Идет процесс преобразования статуса 201-й дивизии Вооруженных Сил РФ, расквартированной в Республике Таджикистан, в российскую военную базу. Сегодня это одно из самых боеспособных войсковых подразделений российской армии, которое является важным звеном в единой системе коллективной безопасности в Центрально-азиатском регионе.
Продолжается интенсивное сотрудничество по вопросам строительства и дальнейшего укрепления Вооруженных Сил РТ. Россия на постоянной основе оказывает помощь Министерству обороны Республики Таджикистан в охране границы в соответствии с соглашением (май 1993г.), в обеспечении военной техникой, оборудованием, специалистами, обучении военных кадров. За период,
прошедший со времени обретения Таджикистаном независимости, в вузах России подготовлено около 200 квалифицированных офицеров - пограничников из Таджикистана, более 70 тыс. таджикских юношей прошли подготовку в российских войсках для службы на границе. С целью подготовки кадров для пограничных войск Таджикистана достигнута договоренность о том, что ежегодно более 200 выпускников средних школ Таджикистана за счет бюджета России будут обучаться в высших учебных заведениях Российской Федерации. Взаимодействие силовых структур двух стран в подготовке кадров, техническом и боевом оснащении во многом позволило Таджикистану к настоящему времени в решении вопросов безопасности опереться уже на собственные возможности.
В настоящее время экономические отношения России с Центральной Азией являются приоритетными. Россия стала больше проявлять заинтересованность в транспортировке энергоресурсов региона в выгодном ей направлении. Для РФ, как и для других стран, участвующих в освоении нефтегазовых месторождений, строительстве и эксплуатации трубопроводов, транспортировке энергоресурсов Центральная Азия является не столько экономическим, сколько политическим вопросом. Участие в транспортировке энергоресурсов позволяет обеспечить эффективный контроль над ситуацией в регионе.
Необходимо отметить, что последние пять лет отмечены усилиями обеих сторон по созданию условий для расширения экономического сотрудничества, привлечения российских инвестиций в экономику Таджикистана. Оба государства взяли на себя обязательство уделять особое внимание развитию взаимовыгодного двустороннего экономического сотрудничества и содействовать процессам евроазиатской экономической интеграции. В этих целях страны предоставили друг другу режимы наибольшего благоприятствования для развития совместных предприятий, включая стимулирование и защиту взаимных инвестиций.
Российская Федерация является основным инвестором Республики Таджикистан в наиболее значимых экономических проектах. По объему вложения прямых иностранных инвестиций в проекты республики Россия занимает первое место. В течение 2007-2008 годов из России в Таджикистан поступило инвестиций на сумму более 403 млн. долл. США. Только в 2008 г. на её долю пришлось более половины всех инвестиций, поступивших в Таджикистан. В Таджикистане создано около 100 предприятий с участием российского капитала, прямые инвестиции которых составили 1200 тыс. долл. США. Компания «Газпром Зарубежнефтегаз» осуществляет поиск и разведку углеводородов Таджикистана. Проект, который компания осуществляет в республике, призван содействовать достижению Таджикистаном энергетической независимости, обеспечить республику собственным природным газом. Большая работа проводится российскими специалистами с целью создания совместного предприятия на базе Адрасманского ГОКа и крупнейшего в мире месторождения серебра «Восточный и Западный Конимансур» в Согдийской области Республики Таджикистан с последующим освоением месторождения «Большой Конимансур». Представляется, что сегодняшний масштаб более тесного и конкретизированного сотрудничества в таких областях, как
гидроэнергетика и горнорудная промышленность, придает новый импульс двусторонним отношениям и раскрытию их мощного потенциала.
Таджикистан и Центральноазиатский регион в целом долгое время не привлекали пристального внимания США, только после распада СССР позиция США в регионе заметно усилилась. Первоначально присутствие США здесь выражалось лишь в виде поставок гуманитарной помощи странам региона через различные международные организации и отправки молодежи на учебу в США, с тем чтобы привить ей «западные демократические ценности».
После террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и начала антитеррористической операции США в Афганистане, внешнеполитическая стратегия США в отношении Центральной Азии стала основываться преимущественно на прагматическом подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы. Америка стала пытаться поддержать в регионе баланс сил, отвечающий ее интересам. Используя географическое пространство региона при проектировании военных действий в общем и формировании версии места и направления новых угроз для сильных военных противников, США постепенно наращивают свое военное присутствие в Центральной Азии, расширяют влияние и силу в деле решения проблем ее безопасности. За этими целями прослеживается заинтересованность в том, чтобы не допустить появления государства или коалиции государств, которые могли бы ограничить или ослабить влияние США в регионе. Такими государствами могут быть Россия, Китай, Иран.
Проблемы борьбы против терроризма, незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и людей, исходящих от Афганистана, угрозы распространения ядерного и биологического оружия все теснее связывают США и Россию с Таджикистаном. Таджикистан постепенно входит в ряд наиболее активных государств мира, которые строят свои отношения с США на основе взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее, отношения США с Республикой Таджикистан нельзя рассматривать вне контекста взаимоотношений с Россией и Китаем, с которыми у республики имеются традиционно добрые партнерские и добрососедские связи. Исходя из этого, Таджикистан проводит открытую конструктивную внешнюю политику, направленную на упрочение дружественных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Заметно усилилась позиция США в Таджикистане, так как республика стала незаменимым партнером в содействии безопасности в Афганистане. Стало развиваться таджикско-американское сотрудничество в политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. США стали оказывать Республике Таджикистан всестороннюю поддержку, которая была направлена на то, чтобы способствовать формированию демократического общества и развитой экономики, обеспечивающей высокий уровень народного благосостояния. Администрация США стала проявлять большую активность и содействие в интегрировании Таджикистана в мировое сообщество. Не умаляя других сфер взаимодействия между США и Республикой Таджикистан, которые сложились после образования Республики Таджикистан, следует отметить, что в 2000-е гг. правительство США перешло от гуманитарной помощи к помощи в разрешении
важнейших проблем социально-экономического развития. Так, США выполнили большую работу по преодолению географической изолированности Таджикистана. При финансовом и техническом взаимодействии США, были возведены мосты на р. Пяндж, общей стоимостью 36 млн. долл., с целью не только экономического и гуманитарного сближения Таджикистана и Афганистана, но и снижения уровня транспортно-транзитной зависимости Таджикистана от некоторых соседних стран, выхода Таджикистана к морским портам стран Южной Азии (3, 70-74). Торговые же отношения с США, хотя и неравномерно, начали осуществляться с 1992 года. Так, например, товарооборот между странами за период 1993-2000 гг. сократился в 12,5 раза, а в последующие 2002-2005 гг. увеличился в 5,6 раза. В целом же за период 1993-2005 гг. общий объем товарооборота между Таджикистаном и США составил 263 млн. долл. В общем объеме взаимного товарооборота между Таджикистаном и США объем импорта из Таджикистана был равен 29,9 %, а объем импорта в Таджикистан -70,1% (7, 259-263). Одной из причин снижения товарооборота являются неблагоприятные условия транспортировки, создавшиеся за счет высоких транспортных тарифов, принятых странами, через территорию которых проходит транзитная транспортировка грузов (10, 41-48).
Необходимо отметить, что американская политика играет в Центральной Азии достаточно прогрессивную роль в плане поддержания геополитического баланса, интегрирования региона в международное сообщество. Помощь, оказываемая правительством США и международными организациями Таджикистану в области развития, создает условия или помогает создать условия для экономического успеха. В настоящее время таджикско-американское сотрудничество развивается в политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. Между США и Таджикистаном подписан ряд соглашений, составляющих прочный фундамент для перспективного развития отношений.
Тем не менее, можно заключить, что сегодня политика США в республике не столь активна, как она была в самом начале ХХ1 в., и ограничивается лишь развитием демократических основ страны и редкими визитами представителей официальной власти.
Одной из важнейших региональных держав, влияющих на геополитическое соотношение сил в Центральной Азии, является Китай. Китай выступает за сохранение с центральноазиатскими странами дружеских отношений и не стремится заполнить вакуум, образовавшийся в результате распада Советского Союза. Взаимоотношения с Китаем занимают заметное место во внешней политике Республики Таджикистан. Являясь крупным действующим актором на политической арене, с приобретением центрально-азиатскими республиками статуса независимых государств Китай первоначально проводил там осторожную политику, сознавая нежелательность и преждевременность демонстрации своих амбиций в регионе. Новые независимые государства рассматривались Китаем только в плане безопасности своих восточных границ. С конца 1990-х гг., в отличие от других действующих акторов, Китай в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) намного расширил связи со всеми пятью республиками Центральной Азии. В рамках этой организации на саммитах государств-членов ШОС (1996, 1997, 1998 гг.)
Китай решил все проблемы о спорных участках границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций (4, 84-87).
В то же время для Китая важно сотрудничество со странами Центральной Азии для реализации жизненно важных задач на западных рубежах своей страны. Благодаря решению этих задач Китай ожидает обеспечить стабильность на своих западных границах, обеспечить гарантированный доступ к источникам энергии для своей растущей промышленности. В настоящее время Китай заинтересован в формировании надежных коммуникационных связей, в развитии транспортной инфраструктуры в Центральной Азии, надеясь на то, что это значительно укрепит роль Пекина по отношению к российскому влиянию в регионе. Потенциал «китайского фактора» имеет тенденцию к наращиванию своего влияния. К примеру, договоренности о прокладке газопровода - гиганта из Туркменистана в Китай расширяют возможности Пекина в регионе. Китай в настоящее время прорабатывает проект «железнодорожного шелкового пути» из Восточной Азии в Европу, так называемый мост Ляньюган - Роттердам (5, 156 - 162).
Республика Таджикистан имеет относительно прочные отношения с Китаем. За сравнительно небольшой исторический промежуток времени государства в своих возможностях достигли значительных результатов. За последние пять лет таджикско-китайские отношения переживают по большому счету бурное развитие. На сегодняшний день договорно-правовая база включает около 150 двусторонних документов (1, 25). Китай входит в тройку лидеров внешнеторговых партнеров Таджикистана, а по привлечению инвестиций-как крупнейший инвестор. Между Душанбе и Пекином идет постоянный плодотворный политический диалог, разрабатываются проекты, затрагивающие развитие экономики и других секторов народного хозяйства. На данный исторический период между государствами подписаны десятки межправительственных соглашений, регламентирующие все стороны таджикско-китайских отношений. Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, между государствами отмечается увеличение роста внешнеторгового оборота. За пять лет торговый оборот между нашими странами увеличился в 15 раз (8, 5).
Если в 2001 г. торговый оборот между Республикой Таджикистан и Китаем составлял всего 7,4 млн. дол. в год, то в 2010 г. он увеличился до 1,47 млрд. долл. США (7, 330-331). Из года в год увеличиваются инвестиции, которые вкладывает Китай в развитие экономики Республики Таджикистан. Так, Китай профинансировал ряд объектов в Таджикистане, в частности объем инвестиций в табачную фабрику в Душанбе достигает 6,5 млн. долл. На севере Таджикистана в дехканских хозяйствах Согдийской области китайские специалисты внедрили систему капельного орошения хлопковых полей, что должно повысить урожайность хлопка в 3-4 раза (9, 23).
КНР внесла существенную лепту в реконструкцию и полную модернизацию государственных телекоммуникационных систем Таджикистана. Так, в Дангаре и других городах Республики Таджикистан функционирует современная телефонная связь, установленная китайскими специалистами. В республике в настоящее время
действует 39 совместных таджикско-китайских предприятий. Сданные объекты, построенные китайскими специалистами, являются еще одним свидетельством укрепления и расширения экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой.
Успешно развивается сотрудничество между странами и в рамках ШОС. Так, от кредита, предоставленного китайским Правительством государствам- членам ШОС в размере 900 млн. долл. США, Таджикистан получил 634 млн. долл. США, что свидетельствует об особо дружественных отношениях Китая и Таджикистана.
Реализация кредитных соглашений и проектов, подписанных в июне 2006 года на встрече глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, позволили ввести в действие высоковольтную линию электропередач ЛЭП-220 «Лолазор-Хатлон» (8,5). В декабре 2009 г. китайскими специалистами была введена в эксплуатацию 500 высоковольтная ЛЭП высокого напряжения «Юг-Север», посредством которой можно будет ежегодно передавать 8 миллионов киловатт-часов электроэнергии с юга республики на север, генподрядчиками которых являются китайские компании СЫпа Road и TBEA. Успешная реализация этих проектов дала импульс развитию торгового оборота между странами и способствовала образованию успешной обстановки взаимовыгодного сотрудничества.
Следует отметить, что завершение проекта ЛЭП-500 имеет важное значение для совершенствования государственной системы производстваэлектроэнергии Таджикистана и реализации её стратегии обеспечения энергетической независимости, будет способствовать быстрому развитию экономики сел, районов и городов Согдийской области, расположенных вдоль этой крупной линии электропередачи.
В течение последних лет увеличивается количество проектов, которыми занимаются китайские компании. В республике успешно реализовано более 50 проектов. Новые проекты в г. Душанбе, которые реализуются китайскими компаниями, способствуют улучшению облика города. Строительством национальной библиотеки, национального музея, нового здания МИДа, которые являются шедеврами современной архитектуры, также занимались китайские компании.
Китай и Таджикистан имеют большой потенциал сотрудничества и в горнодобывающей промышленности. После установления дипломатических отношений между двумя странами количество китайских компаний горного промысла и их инвестиций в Таджикистан непрерывно увеличивается. Китайские компании Zijin и Tacheng в Таджикистане добились больших успехов. Следуя за этими двумя компаниями, китайские горнодобывающие компании «Китайские цветные металлы», Тайбо и Чжонда одна за другой стали вкладывать инвестиции в рынок Т аджикистана.
Инфраструктурные объекты, которые сооружаются при финансовом и техническом содействии Китая в Таджикистане, по мнению ученых и специалистов страны, станут основой для существенного ускорения динамики экономического развития, эффективного решения самых серьёзных социальных проблем, в том числе резкого снижения уровня бедности.
Следует констатировать, что наряду с крупными совместными проектами, уже сейчас растет число китайских компаний и специалистов в республике, в связи с чем продолжается работа по их правовой защищенности, совершенствованию правовой базы инвестиций и хозяйственной деятельности на территории Таджикистана.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что страны Центральной Азии обладают огромными природными ресурсами, в политическом плане они разрознены и не имеют единой внешнеполитической концепции, более того, они наносят огромный урон друг другу. Среди пяти государств нет единого консолидирующего центра, который мог бы объединять все эти государства. На лидерство в регионе претендуют два государства - Казахстан и Узбекистан, но обе эти страны в силу ряда объективных причин в реальности не смогут в ближайшем будущем установить свою гегемонию в Центральной Азии.
Как представляется, политика РФ, США, Китайской Народной Республики в отношении Центральной Азии будет и в дальнейшем основываться на принципе геополитического регионализма, а также на стремлении максимально использовать свои внутренние и внешние ресурсы для закрепления в регионе, зачастую при этом используя непопулярные силовые (военные) и идеологические подходы. Характерно, что практически все названные державы проявляют повышенную заинтересованность в транспортировке в выгодном ей направлении энергоресурсов региона. Причем данная стратегия преследует конкретные геополитические цели (2, 24-29). Центральная Азия может устойчиво развиваться только в условиях сохранения стабильности и геополитического равновесия. Поэтому основным приоритетом в области обеспечения безопасности в регионе останется нейтрализация угрозы вхождения стран региона в орбиту влияния держав, вынашивающих какие-либо региональные или глобальные планы, а также ликвидация угрозы распространения исламского радикализма, тем более, что этот регион остается крайне нестабильным и по сей день обременен многочисленными конфликтами, взаимным недоверием.
Таким образом, в условиях, когда государства Центральной Азии испытывают сильное влияние и постоянные вызовы со стороны крупнейших континентальных держав - России, Китая, Ирана а также США, внешняя политика Республики Таджикистан должна исходить из своих национальных интересов, равномерно развивая отношения со всеми партнерами, способствуя упрочению стабильности, безопасности и демократических основ формирующегося миропорядка. Эффективное использование совокупности возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед Республикой Таджикистан реальные перспективы интеграции в мировое сообщество, динамичного экономического роста и усиления её влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Список использованной литературы:
1.Амал //Деловой мир. Информац.- аналит.ж-л ТПП РТ.-№1. 2012.-С. 25.
2.Майтдинова Г.М. Национальные интересы Республики Таджикистан и геополитические процессы в Центральной Азии.// Таджикистан и современный мир: Вестник Центра стратегических исследований при Президенте РТ.-2004.-№ 1(4).-24-29.
3.Ниятбеков В.А. Роль и место Соединенных Штатов Америки в Центральной Азии. //Таджикистан и современный мир.-2007.-№1.-С.70-74.
4.Ниятбеков В.А. Национальные интересы Республики Таджикистан и новые геополитические ориентации Китая в Центральной Азии.// Таджикистан и современный мир.-2003.-№1(2).-С.84-87.
5.Паромонов В. Формирование геополитической ситуации в Центральной Азии-внешние факторы.//Центральная Азия и Кавказ.-2000.-№1(7).-С.156 - 162.
6.Равшанзода Мирзорахим. Взгляд на экономическое сотрудничество Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран //Минбари халк.-10 января. 2013.
7.Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). -Душанбе: Госкомстат РТ, 2008.
8.Сяньжун Фань.20 лет добрососедства и дружбы //Минбари халк.-29 декабря 2011.
9. Умаров Х.У. О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе// Таджикистан и современный мир.-2006.- С.330-331
10.Умаров Х.У. Таджикистан и США: экономические связи.// Таджикистан и современный мир.-2007.-№1.-С.41-48.
Р.Р Алиева
Республика Таджикистан в сфере влияния геополитических процессов Центральной Азии и мировых держав Ключевые слова: геополитические интересы, мировые державы, процесс, глобализация, Центральная Азия, экономическое сотрудничество В статье рассматривается динамика геополитических процессов в Центральной Азии. Анализируется место мировых держав: России, США и Китая - в регионе. Определяются основные геополитические интересы мировых держав и их воздействие на формирование геополитической ситуации в Центральной Азии. Отражены формы взаимодействия Республики Таджикистан с мировыми державами.
R.R. Aliyeva
Tajikistan Republic in the Sphere of Geopolitical Processes of Central Asia and World
Powers
Key words: geopolitical interests, world powers, process, globalization, Central Asia,
economic cooperation
The article dwells on the dynamics of geopolitical processes in Central Asia. The author analyzes the place of such world powers as Russia, USA and China in the region. She determines the principal geopolitical interests of theirs and their sway over a formation of geopolitical situation in Central Asia. The forms of mutual interaction of Tajikistan with world powers are reflected in the article as well.