В.К. Самигуллин УДК 340
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН (РФ) И ШТАТ ВАШИНГТОН (США): СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО УСТРОЙСТВА
ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редколлегии журнала Самигуллин Венир Калимуллович (р. 15.11.1947, РБ, РФ), юрист, правовед. Доктор юридических наук (1998), профессор (1999). Отличник образования Республики Башкортостан (2015). В 1972 г. окончил Свердловский юридический институт, там же в 1975 г. - аспирантуру с защитой кандидатской диссертации по теме «Локальные нормы в советском праве», в 1998 г. защитил докторскую по теме «Конституционно-правовое развитие Башкортостана (историко-теоретическое исследование)» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Москва).
В 1984-1995 работал в аппаратах Мин-ва юстиции БАССР, в 1990-1995 гг. - Верховного Совета БАССР (БССР, РБ). С 1995 г. на преподавательской работе: зав. каф. Института права БашГУ, зав. каф. и декан юрид. ф-та Уфим. ф-ла (ин-та) РГТЭУ, с 2010 г. зав. каф. Академии ВЭГУ.
Автор более 250 науч. трудов, в т.ч. более 40 книг и брошюр. Член редколлегий ГАУ РБ НИК «Башкирская энциклопедия» и научного журнала «Проблемы востоковедения», член редсовета журнала «Вестник ВЭГУ», подготовил 15 канд. юрид. наук, 5 - полит. наук.
Главные направления научных исследований: общая теория государства и права, конституционное (государственное) право, философия права, социология права, сравнительное правоведение, правовая экономика.
Научные труды: Правосознание: корень добра и справедливости. Уфа, 2009, 2011, 2015; Государство (общетеоретические очерки). Уфа, 2012; Начала гуманистического права (очерки по курсу общей теории права). Уфа, 2013; История и методология юридической науки. Уфа, 2013; Логическое основание права и его языковое оформление. Уфа, 2014; Восточная правовая традиция. Уфа, 2015.
INTRODUCING member of the journal's editorial board Venir K. Samigullin (born November 15, 1947, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation), lawyer, legal scholar. Dr.Sc. (Legal Sciences) (1998), Professor (1999); in 1972 graduated from Sverdlovsk Law Institute, in 1975 did postgraduate studies and defended his thesis for a candidate's degree on Local Standards of the Soviet Law; in 1998 defended his doctoral dissertation on The State of Constitutional and Legal Development in Bashkortostan (Historical and Theoretical Research) at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Moscow); from 1984 to 1988 senior consultant at the BASSR Ministry of Justice, from 1990 to 1995 deputy head of the Secretariat and head of the Department for Regulatory Affairs of the Supreme Soviet of the BASSR (BSSR, the Republic of Bashkortostan); from 1995 to 2005 head of the chair of state law, Institute of Law of the Bashkir State University; from 2005 to 2010 head of the chair of legal and humanitarian disciplines, dean of the law faculty, the Ufa branch of the Russian State University of Trade and Economics; since 2010 head of the chair of theory of state and law and international relations, Eastern Economical, Law and Humanitarian Academy.
Author of more than 250 scholarly works; member of the editorial board of The Bashkir Encyclopaedia; members of the Editorial board of the VEGU Bulletin, supervisor of 15 theses for a degree in legal sciences and 5 - in political sciences.
Самигуллин Венир Калимуллович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и международных отношений Академии ВЭГУ (Уфа), e-mail: [email protected]
Venir K. Samigullin, Prof. Dr. Sc. (Law Studies), Head of Chair of Theory of State and Law and International Relations of the VEGU Academy (Ufa), e-mail: [email protected]
© Самигуллин В.К., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/2 (72)
The main research area: general theory of the state and law, constitutional (state) law, philosophy of law, sociology of law, comparative legal studies, legal economics.
Scholarly works: Legal Consciousness: The Root of the Good and Justice. Ufa, 2009, 2011, 2015; The State (A Basic Outline). Ufa, 2012; Sources of the Humanistic legislation (an Outline of the General Theory of Law). Ufa, 2013; History and Methodology of Legal Science. Ufa, 2013; Logical Basis of the Law and Its Verbal Arrangement. Ufa, 2014; East legal tradition. Ufa, 2015.
Аннотация
Сравнительные исследования становятся все популярнее в философии и в самых различных областях знания: истории, политологии, филологии и др. Сравнительный метод активно используется при осуществлении как фундаментальных, так и прикладных исследований в плане общей теории и истории права и государства, а также - отраслевых юридических дисциплин. В ключе проблемы конституционно-правовой составляющей социального развития особенно интересно и чрезвычайно полезно сравнить конституционно-правовое устройство отдельных субъектов сложных государств - федераций.
Выбор в качестве объектов сравнения двух субъектов федерации - Республики Башкортостан (РФ) и штата Вашингтон (США) - обусловлен следующим. На сегодня Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются наиболее крупными государствами, имеющими федеративное государственно-территориальное устройство. Причем, Россия встала на путь федерализма сравнительно недавно и в этом вопросе много дискуссионного. США же принято рассматривать в качестве первого государства, имеющего федеративное устройство. Существует мнение, что федерализм в США надолго, возможно, навсегда. Республика Башкортостан в пределах Российской Федерации, штат Вашингтон в рамках США - относительно небольшие государственно-территориальные образования, но «пестрые» по своему этническому и конфессиональному составу. В экономическом развитии они достаточно успешны, в плане политического развития - устойчивы.
Ключевые слова: сравнение, Российская Федерация, Республика Башкортостан, США, штат Вашингтон, конституция, публичная власть, территория, права и свободы, гражданство, законодательство, сецессия, самоуправление, символы, развитие
Venir K. Samigullin
REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (RF) AND STATE OF WASHINGTON (USA): EXPERIENCE OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STRUCTURE
Abstract
Comparative researches become more popular in philosophy and in most various fields of knowledge: history, political science, philology, etc. In this regard the law does not make an exception. The comparative method is actively used in implementation of both fundamental and applied researches in the field of general theory and history of law and the state, and also in respective legal disciplines. In the light of the problem of the constitutional and legal component of social development it is especially interesting and also extremely useful to compare the constitutional and legal structure of certain subjects of some federative states.
The choice as objects of comparison of two territorial subjects of federation - the Republic of Bashkortostan (Russian Federation) and the State of Washington (USA) - is caused by the following. As of today the Russian Federation and the Unites States of America are the largest states having federal state and territorial structures. Since Russia has followed the way of federalism rather recently, in this question there are a lot of debatable issues. The USA can be regarded as the first state having a federal structure. And in this field the USA has a wealth of experience. There is an opinion that federalism in the USA is for a long time, even forever. And the Republic of Bashkortostan within the Russian Federation, the State of Washington within the USA are rather small state and territorial entities, but mostly they are not uniform in the ethnic and confessional structure. The Republic of Bashkortostan and the State of Washington are rather successful in economic development and in respect of political development they are rather steady.
Key words: comparison, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, USA, State of Washington, constitution, public power, territory, rights and freedoms, nationality, legislation, secession, self-government, symbols, political development
1. О конституционном развитии Республики Башкортостан и штата Вашингтон
В имперской России конституционно-правовые идеи издавна витали в умах наиболее прогрессивно мыслящих людей, однако до ХХ века они не смогли укорениться в массовом сознании и стать главной государствообразующей идеей. Тем не менее, предпринимались попытки установить в России конституционный режим. Применительно к территории, населенной башкирами, показательны «Положение о башкирах» (2-я пол. XIX в.), учредительные акты Республики Башкурдистан; конституционно-правовое значение имеют и некоторые документы Уфимской директории (1918 г.).
С образованием Башкирской АССР в составе РСФСР принимались три ее Конституции: 1925, 1937 и 1978 гг. Ныне в Республике Башкортостан с изменениями и дополнениями действует Конституция, принятая 24 декабря 1993 г. на 12-ой сессии Верховного Совета XII созыва.
В 1819 году Испания отказалась от своих притязаний на спорную территорию в пользу США, а 15 июня 1846 г. был заключен Орегонский договор, по которому территория окончательно отошла к США.
Конституционный конвент штата 11 ноября 1889 года принял Конституцию штата Вашинг-тон1. Она действует (с поправками, изменениями и дополнениями) по настоящее время.
2. Две Конституции: РБ (от 24 декабря 1993 г.) и штата Вашингтон (от 11 ноября 1889 г.)
Действующая Конституция Республики Башкортостан состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел состоит из 11 глав, включает 126 статей; второй (посвящен заключительным и переходным положениям) состоит не из статей, а из трех пунктов. Текст Конституции РБ опубликован на двух языках - русском и башкирском, т.к. они являются в республике государственными.
Конституция штата Вашингтон состоит из Преамбулы и 32 статей (Articles), каждая из которых - из разделов (Sections). Например, статья вторая (посвящена законодательной власти) включает 42 раздела, а пятая («Импичмент») - 2. Получается: то, что в России принято обозначать как раздел или главу, в США обозначается как статья, а то, что в России обозначается как статья, в США принято обозначать как раздел.
Текст Конституции штата Вашингтон, данный на английском языке, содержит 29400 слов. Существуют его переводы на другие языки, в т.ч. и на русский.
Права и свободы человека. В Конституции Республики Башкортостан, как и в Конституции Российской Федерации, проблема человека занимает центральное место. Человек, его права и свободы рассматриваются как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность и Российской Федерации, и РБ как ее субъекта. Глава вторая Конституции РБ полностью посвящена теме прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина; она соответствует Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г.
В Конституции штата Вашингтон правам и свободам человека и гражданина посвящена первая статья, которая называется «Декларация прав». Поскольку Конституция штата Вашингтон принята задолго до принятия Всеобщей декларации права человека (в 1948 г.), на нее большее влияние оказали английские конституционные документы, а также Билль о правах человека (Bill of Rights) - первые 10 поправок к Конституции США, принятые Конгрессом и ратифицированные штатами к 15 декабря 1791 г.
Гражданство. РБ не имеет своего гражданства, т.к. в Российской Федерации по ее Конституции (Статья 6) гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Все принципиальные вопросы, относящиеся к институту гражданства, в России регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2.
Штат Вашингтон, как и другие штаты, имеет свое гражданство. Вместе с тем, граждане штата одновременно являются гражданами всей федерации. Такое положение закреплено в разделе 2 статьи IV Конституции США: «Гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов» и в разделе первом XIV поправки: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные юрисдикции оных, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают. Ни один штат не должен
1 См.: The Constitution of the State of Washington, November 11, 1889 (Конституция штата Вашингтон, 11 ноября, 1889).
издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы штатов Соединенных Штатов, равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры, либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона».
Административно-территориальное устройство. В состав Республики Башкортостан входят 42 сельских района, 11 составных административно-территориальных единиц (сельский район + город), 8 городов республиканского значения, в т.ч. г.Уфа (столица). На территории республики имеется закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) - город Межгорье (ранее - Бе-лорецк-15, Белорецк-16).
В плане административно-территориального устройства штат Вашингтон состоит из 39 округов/графств и 281 городского муниципалитета. Как и в других штатах, в штате Вашингтон существуют административно-территориальные единицы специального назначения. Их в этом штате 1511: 1216 - специальные округа, 295 - независимые школьные округа.
Кроме того, на территории штата Вашингтон существуют резервации (их 20), население которых - потомки коренного населения доко-лумбовой Америки - индейцы3 различных родов и племен (чинуки, маках, палусы и др.). Наиболее крупная из них - Якима, она находится в южном районе штата на берегу правого притока Колумбии - реки Начез. Здесь проживает основная часть индейцев якима (ок. 4 тыс. чел.) [1, с. 72].
Башкортостан - урбанизированная республика, городское население и сельское население соотносятся как 60:40. Но степень урбанизации штата Вашингтон выше. Здесь количество городских жителей от числа населения штата в целом достигает 84 %.
Наиболее крупный город РБ - ее столица (Уфа) с населением более 1 млн. человек. Столица штата Вашингтон - Олимпия (нас. ок. 50 тыс. чел.), но это не самый крупный город штата. Самый крупный город - Сиэтл4 (нас. более 600 тыс. чел.).
Публичная власть. В Республике Башкортостан она организована в соответствии с принципом разделения властей, учитывая особенности разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также специфику разграничения полномочий между их органами.
В РФ и в США на региональном уровне представительные и законодательные органы власти именуются по-разному. В РБ такой орган называется Законодательное собрание - Курултай (Королтай), а в штате Вашингтон - легислатура.
Законодательное собрание РБ монокамераль-но, а легислатура штата Вашингтон бикамераль-на. В России бикамеральная структура представительного и законодательного органов принята только в нескольких субъектах Федерации. В США же лишь штат Небраска имеет монокамеральную легислатуру.
Административная (исполнительная) власть. В Республике Башкортостан сосредоточена в руках Главы Республики, а в штате Вашингтон - губернатора. Значительную роль в осуществлении управленческих, исполнительно-распорядительных функций в РБ играет администрация Главы Республики, а также Правительство, состоящее из Премьер-Министра, его заместителей, министров и других должностных лиц республиканского ранга.
Судебная власть. В Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Определенная законодательством действующая судебная система включает в себя федеральные, конституционные (уставные) и мировые суды субъектов РФ. К судам Республики Башкортостан относятся Конституционный Суд РБ и мировые суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых определяются федеральным и региональным законодательствами.
В США каждый штат имеет свою судебную систему. В судебную систему штата Вашингтон входят следующие суды: Верховный, Апелляционный и суды первой инстанции - высшие, которые имеются в каждом из 39 округов, низшие -окружные (имеются во всех округах) и муниципальные (учреждаются городами).
2 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. Ст. 2031. В статье 3 этого закона дано легальное определение понятию «гражданство»: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Тщательно прописаны вопросы, относящиеся к приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации, полномочиям органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, к процедурно-процессуальной стороне темы.
3 Слово «индеец» введено в оборот ошибочно теми, кто принял Америку за Индию. Тем не менее, оно устойчиво используется в отношении всех коренных народов Америки, даже порой в отношении эскимосов и алеутов.
4 Считается, что это название город получил от имени вождя одного из местных индейских племен.
Местное самоуправление. В Республике Башкортостан местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях в пределах своих полномочий самостоятельно. Для развития местного самоуправления правовым основанием и навигатором служит Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], который реализуется, уточняясь региональными законами, учитывая исторические и иные местные традиции.
Достаточно уверенно можно утверждать, что местное самоуправление в штате Вашингтон развивается в соответствии с принципом оптимального сочетания централизации и децентрализации в организации социальной жизни. В целом система местного самоуправления здесь строится на основе административно-территориального деления штата и решение этого вопроса находится в региональном ведении. Законодательство штата Вашингтон дозволяет муниципальным округам принимать свои хартии. Однако из 39 округов лишь 6 (Клэллам, Кинг, Пирс, Снохомиш, Уотком, Сан-Хаум) приняли свои хартии местного самоуправления, остальные 33 - подчиняются общему законодательству штата. Из городских муниципалитетов (их 281) только 11 имеют собственные муниципальные хартии. Остальные действуют в соответствии с общим законодательством штата.
В штате Вашингтон города выделяются по классам: 1) те, в которых во время реорганизации проживало более 10 тыс. чел. (их 10). Эти города вправе принимать свои хартии о местном самоуправлении; 2) те, в которых во время реорганизации проживало более 1,500 чел. (их 8). Эти города также вправе принимать свои хартии о местном самоуправлении; 3) тауны (towns), в которых во время реорганизации проживало менее 10 тыс. чел. (их 69). Тауны не имеют права принимать свои хартии о местном самоуправлении; 4) коуд-сити (code cities), образованные на основании Муниципального кодекса 1967 г. (их 193). Любая область, не имеющая статуса города, с населением не менее 1500 человек может получить статус коуд-сити (code city). Вместе с тем любой город или таун может реорганизоваться в коуд-сити. Коуд-сити с населением более 10 тыс. человек может принять свою хартию о местном самоуправлении. Но этим правом на сегодня воспользовался лишь город Келсо; д) неклассифицированные города. К таким городам относится лишь город Уэйтсбург,
что в округе Валла-Валла. Он действует на основании территориальной хартии 1881 г., в соответствии с которой он и был образован за 8 лет до включения территории Вашингтон в состав США.
В городах штата Вашингтон местное самоуправление развивается в рамках традиционной американской системы городского самоуправления: а) «Совет - управляющий» (население избирает совет, который определяется с мэром); б) «Мэр - совет» (население избирает отдельно совет и отдельно мэра); в) Комиссионная система (население избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые осуществляют функции городского совета и ведают соответствующими отраслями городского хозяйства согласно принятому распределению обязанностей).
Законодательство. По Конституции Российской Федерации (Статья 73, часть 4-я Статьи 76), вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, им предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Отсюда - система законодательства РБ, которая в пределах предметов ее ведения и полномочий ее органов власти развивается в ключе материального и процедурно-процессуального, конституционного и социального, публичного и частного прав. В РБ принимаются законы и иные нормативно-правовые акты, часть которых сведена в кодексы.
В США правовая система развивается в традициях англо-саксонского права, модернизированного применительно к американским условиям. Здесь принята система, по которой все вопросы, не относящиеся к предметам ведения, образующим исключительную компетенцию Конгресса США, регулируются на уровне штатов. Согласно 10-ой поправке «полномочия, не предоставленные конституцией и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или народом». Это привело к тому, что в США сложилось федеральное право и право штатов. Причем, между правом разных штатов немало различий, но правовые решения штатов не могут идти вразрез с духом Конституции США и препятствовать развитию нормальных экономических отношений между штатами.
Правовая система штата Вашингтон тоже имеет особенности. Например, штат имеет наиболее регрессивную систему налогов в США. Здесь нет
подоходного налога на прибыль корпораций. Вашингтон - один из 14 штатов, где декриминали-зована марихуана. В его правовой системе значительна роль судебного прецедента. Вместе с тем здесь получило определенное развитие и региональное законодательство (законы штата).
Из 50 штатов США в 36 предусмотрена смертная казнь. В уголовном законодательстве штата Вашингтон она предусмотрена также, но на применение этой меры наказания наложен мораторий [3, 4, 5, 6].
Ни РБ, ни штат Вашингтон не обладает правом сецессии [7, с. 888]5.
Язык. В соответствии с федеральным и региональным законодательствами в Республике Башкортостан установлен государственный язык, в качестве которого выступают русский и башкирский языки. Они изучаются в образовательных учреждениях, на них издаются официальные документы, ведется работа государственных и муниципальных органов.
В штате Вашингтон население говорит на английском языке. Он же используется и за его пределами как государственный язык, обеспечивающий коммуникативные связи в более широком масштабе.
Государственные символы. Республика Башкортостан имеет Государственный герб, Государственный флаг и Государственный Гимн.
Девиз штата Вашингтон - "Alki" («Мало-помалу»), гимн - "Washington, My Home" («Вашингтон, мой дом»). Штат имеет свой флаг и свою печать.
По результатам сравнительного анализа конституционно-правовых статусов только двух субъектов лишь двух государств, имеющих федеративное устройство, становится ясно, что при всех различиях в государственном устройстве РФ и США их субъектам присуще общее и особенное. Субъекты РФ и штаты США, в нашем случае РБ и штат Вашингтон, развиваются. Часто развитие тех образований, что входят в состав Федерации, рассматривают лишь в ключе взаимоотношений между центром и не центром, сводя проблему к разграничению предметов ведения и распределению полномочий. Между тем, проблема намного сложнее. Особенно, если во
главу угла ставить вопросы качества жизни людей, развитие социальных отношений в соответствии с принципами гуманизма и демократии, обеспечения безопасности человека, народов, государств, учитывая вызовы и угрозы, связанные с процессами глобализации и антиглобализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коренное население Северной Америки в современном мире. - М.: Наука, 1990. - 400 с.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
3. Фридмэн Лоуренс. Введение в американское право / пер. с англ. Г. Седуна; под ред. М. Калантаро-вой. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - 286 с.
4. Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Международные отношения, 1996. - 400 с.
5. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. - М.: НОРМА, 1997. - 333 с.
6. Правовые системы мира: энциклопедический справочник / отв. ред. А.Я. Сухарев. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2001. - 840 с.
7. Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999. - 1110 с.
8. Джефферсон Томас. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. - Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1990. - 316 с.
REFERENCES
1. Korennoe naselenie Severnoi Ameriki v sovre-mennom mire [Indigenous people of North America in the modern world]. Moscow, Nauka, 1990, 400 p. (In Russ.).
2. Sobranie zakonodateVstva Rossiskoi Federacii [Russian Federation Code of Laws]. - 2007. - No. 10. -Art. 1152 (In Russ.).
3. Fridman, Lawrens. Vvedenie v amerikanskoje pravo [Introduction to the American legislation]. Transl. from English by G. Sedun; ed. M. Kalantarova. Moscow, Progress-Univers, 1993, 286 p. (In Russ.).
4. David, Rene, Jofre-Spinozi, Camilla. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti [Main legal systems of the present]. Translated by V.A. Tumanov. Moscow, International relations publishers, 1996, 400 p. (In Russ.).
5 Сецессия, выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации).
Сецессию нельзя смешивать с цессией, которая означает в гражданском праве уступку требованию (см., например, статьи 388-390 ГК РФ), а в международном праве - передачу территории одного государства другому по соглашению между ними.
5. Bobotov, S.V., Zhigachev, I.Yu., Vvedenie v pravovuyu sistemu SSHA [Introduction to the legal system of the USA]. Moscow, NORMA publishing house, 1997, 333 p. (In Russ.).
6. Pravovye sistemy mira: enciklopedicheskij spra-vochnik [Legal systems of the world: encyclopaedic reference book]. Ed. A.Ya. Sukharev. 2nd edit., with amendments and additions. Moscow, NORMA publishing house, 2001, 840 p. (In Russ.).
7. Rossiiskaia yuridicheskaia enciklopediia [Russian legal encyclopedia]. Editor-in-chief A.Ya. Sukharev. Moscow, INFRA-M publishing house, 1999, 1110 p. (In Russ.).
8. Jefferson, Thomas. Avtobiografia. Zametki o shta-te Virginia [Autobiography. Notes about the State of Virginia]. Leningrad, Nauka (Leningrad branch), 1990, 316 p. (In Russ.).
Н.А. Жерлицына УДК 322.2
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ТУНИСЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ В XIX ВЕКЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимоотношений государственной власти и религиозных элит в мусульманской стране, в данном случае в Тунисе, накануне захвата его Францией в 1881 году. Обращение к данному историческому периоду, во время которого в стране была предпринята энергичная попытка модернизации, позволяет провести анализ политических, идеологических и социально-экономических аспектов реакции религиозных кругов на общественные инновации. Анализ манифеста реформ - трактата известного тунисского просветителя и государственного деятеля Хайраддина-паши и его мемуаров - дает представление о взглядах интеллектуальных и религиозных элит на проблему совместимости норм ислама с модернизмом.
Ключевые слова: ислам, модернизм, традиционализм, религиозные элиты, светские реформы, Тунис, Хайраддин-паша, мусульманское образование и судопроизводство
Natalia А. Zherlitsina
EXPERIENCE OF INTERACTION OF THE STATE AND SOCIETY IN TUNISIA: PROBLEMS OF RELIGIOUS POLICY IN THE PERIOD OF MODERNISATION IN THE 19th CENTURY
Abstract
The article deals with the problem of relations between public authorities and religious elites in the Muslim country, in this case in Tunisia on the eve of the country's occupation by France in 1881. Appeal to this historical period, during which a vigorous attempt was made to modernize the country allows to explore political, ideological and socio-economic aspects of reaction of the religious community to social innovation. Analysis of the reformist manifesto - treatise of the well-known Tunisian enlightener and statesman Hayreddin Pasha - and his memoirs provides insight into the views of intellectual and religious elites on the problem of compatibility of Islam and modernism.
Key words: Islam, modernism, traditionalism, religious elite, Tunisia, Hayreddin Pasha, Muslim education and legal proceeding
Жерлицына Наталья Александровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН, доцент кафедры африканистики и арабистики Российского университета дружбы народов (Москва), e-mail: [email protected]
Natalia А. Zherlitsina, Cand. Sc. (History), Senior Researcher of the Center of history and cultural anthropology, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Associate Professor, chair of African and Arabic Studies of the Russian Peoples's Friendship University (Moscow), e-mail: [email protected]
© Жерлицына Н.А., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/2 (72)