НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.4(470.57)
Э. Х. ГРИПП, заместитель начальника кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербург)
Е. H. GRIPP, deputy head of the chair of constitutional and international law of the St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, assistant professor (St. Petersburg)
Ю. Х. ЯХИНА, начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
Y. H. YAKHINA, head of the department of constitutional law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, assistant professor (Ufa)
КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
CONSTITUTION (STATUTES) OF SUBJECTS RUSSIAN FEDERATION - LEGAL FOUNDATION SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE
OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
Аннотация. В статье анализируется значение основного закона субъекта Российской Федерации (на примере Конституции Республики Башкортостан). Авторами раскрываются особенности Конституции Республики Башкортостан. Рассматривается ее роль в правовой системе Республики Башкортостан.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект, Конституция, государство, право, нормативный правовой акт, конституционное законодательство.
Annotation. The article analyzes the meaning of the basic law of the Russian Federation (on the example of the Constitution of the Republic of Bashkortostan). The authors reveal the features of the Constitution of the Republic of Bashkortostan. Its role in the legal system of the Republic of Bashkortostan is considered.
Keywords: Russian Federation, subject, Constitution, state, law, normative legal act, constitutional legislation.
Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) является федеративным государством [1, с. 2]. Все субъекты Российской Федерации имеют свои учредительные акты и в пределах, определенных Конституцией РФ, свое законодательство. Конституции и уставы субъектов РФ являются основными законами субъектов Федерации и по своей юридической силе стоят во главе конституционного законодательства субъектов РФ.
В Республике Башкортостан 24 декабря 2018 года отмечается двадцатипятилетие Конституции Республики Башкортостан (далее - Конституция РБ). Наличие у Республики Башкортостан Конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе РФ [2, с. 3]. Юбилей Конституции РБ является основанием оценки как ее содержания, так и действия. За последние годы популярность ее возросла, что свидетельствует об осознанной гражданами Республики Башкортостан ее ценности. Однако такое понимание не достигло тех основ общественного сознания, которые так необходимы. Не различаются Конституция, законы, подзаконные акты, не реализуются нормы Конституции РБ, ее применение не рассматривается как основа для правотворческой и правоприменительной деятельности.
Авторитет Конституции РБ в правовой системе обусловлен следующими факторами. Во-первых, охватывает важнейшие сферы общественной жизни - экономическую, политическую, социальную, внешнеполитическую и др. Во-вторых, ей свойственна высшая юридическая сущность. Она проявляется в приоритете норм Конституции РБ над республиканскими нормами законов и подзаконных актов. В-третьих, обладает прямым действием. Ее характеристика как непосредственно действующего права является важной особенностью. В результате повышается значение Основного Закона в жизни респуб-
лики, возрастает ее авторитет как действенного акта. Под непосредственным влиянием Конституции складывается деятельность органов государственной и муниципальной власти Республики Башкортостан, должностных лиц, организаций, общественных объединений. Граждане Республики Башкортостан в защите своих прав и свобод вправе ссылаться на нормы Конституции РБ как на нормы обычных законов.
Конституция РБ впервые в истории была разработана республикой индивидуально и самостоятельно и является особенной и уникальной. Все ранее действовавшие Конституции республики разрабатывались на основе федеральных модельных проектов. За последние годы она закрепила существенные изменения в государственно-правовом развитии Республики Башкортостан и по-новому определила государственно-правовой статус Башкортостана. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республике, как и в других субъектах РФ, опережало конституционное строительство в самой Российской Федерации. На федеральном уровне продолжительное время отсутствовали базовые нормативные правовые акты, определяющие основы правового статуса субъектов РФ, общие принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ и др.
Согласно Конституции РФ республики являются государствами (ч. 2 ст. 5), однако они не могут быть центрами «суверенизации», как отмечают многие авторы [3, с. 160-163; 4, с. 50-61]. В 2000 году Конституционный Суд России установил, что конституционный статус республики в составе РФ «определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66 Конституции РФ). При этом, в отличие от содержавшейся в ранее действовавшей Конституции РФ характеристики республик в составе РФ как суверенных госу-
дарств, ныне действующая Конституция ограничивается констатацией того факта, что республика является государством. Однако государственный характер субъектов РФ, отличающий их от уровня местного самоуправления, присущ им как любым субъектам федеративных государств. В связи с этим именование Конституцией РФ республик в ее составе государствами (ч. 2 ст. 5) не означает признания их суверенитета в современном конституционном и международно-правовом значениях этого качественного состояния государства» [5, с. 5].
Это не означает, что республики не обладают никакой реальной властью. Одна из самых важных «сфер их применения» - социальная сфера регулирования. Именно социальная сфера регионального конституционного (уставного) регулирования позволяет наполнить реальным содержанием конституционный принцип федерализма, использовать его для разрешения конкретных социальных проблем [6, с. 4].
В содержательном плане гл. 2 Конституции РБ, посвященная правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, в той или иной текстуальной формулировке воспроизводит соответствующие нормы Конституции РФ, а также в связи с процессом социализации права, приближением к условиям жизни граждан, их национальным и территориальным интересам, обычаям и традициям закрепляет дополнительные права. Они привносят качественное своеобразие в правовой статус личности Республики Башкортостан [7, с. 48]. Так, Конституция РБ закрепляет положение, котрое предусматривает, что никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности (ч. 2 ст. 19). Гражданам предоставляется равный доступ не только к государственной, но и муниципальной службе (ст. 34). С закреплением права на отдых работающему по трудовому договору гарантируется, помимо установленных законами продол-
жительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, сокращенный рабочий день для ряда профессий и производств (ст. 41). Также в социальном плане содержательна ст. 42 Конституции РБ. Под защитой Республики Башкортостан находятся на первом плане семья, а также, помимо материнства и детства, отцовство, инвалиды и пожилые граждане (ч. 1 ст. 42). В республике брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов (ч. 2 ст. 42). Равным правом и обязанностью родителей в Республике Башкортостан является не только забота о детях и их воспитание, но и содержание (ч. 3 ст. 42). В Республике Башкортостан создаются условия для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан (ч 2 ст. 54). Отдельной ст. 56 в Конституции РБ закреплена защита в республике законных интересов потребителя и поддержка общественной деятельности по защите его прав. В связи с многонационально-стью нашей республики обеспечивается развитие культуры башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан (ст. 57). Конституция РБ обязывает каждого сохранять не только окружающую среду, но и животный и растительный мир (ст. 61).
Соответствие основных законов субъектов РФ действующей Конституции РФ, которая также отмечает в этом году двадцатипятилетний юбилей, обусловлено тем, чтобы создать условия для функционирования России как целостного единого государства, обеспечить единое правовое, политическое и экономическое пространство, единые основы прав и свобод человека и гражданина. Конституция РБ отвечает данным требованиям и является правовым фундаментом для формирования подлинно федеративных отношений между Россией и Башкортостаном.
Значимую роль в уяснении и восприятии Конституции РБ играет ее структура. Она включает преамбулу, основную часть, заключительные и переходные положения. В преамбуле Конституции РБ излагаются ее цели, задачи, принципы, исторические условия ее появления. Она не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение. В основную ее часть входят главы об основах конституционного строя Республики Башкортостан, правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, административно-территориальном устройстве и столице Республики Башкортостан, системе государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Отдельные главы посвящены местному самоуправлению, финансам и бюджету, государственным символам Республики Башкортостан и порядку внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституция РБ не оставила без внимания исторически значимый Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании пол-
номочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Башкортостан». В заключительных и переходных положениях оговаривается, что данный Договор действует в части, не противоречащей Конституции РФ и Конституции РБ.
Таким образом, резюмируя изложенное, необходимо отметить, что Конституция РБ не торжественная декларация, а полноценный действенный нормативный правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться и органам государственной и муниципальной власти Республики Башкортостан, должностным лицам, организациям, общественным объединениям и непосредственно гражданам Республики Башкортостан. Прогрессивные ее нормы, определяющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, являются импульсом для совершенствования правового регулирования правового статуса личности на федеральном уровне, дальнейшего развития законодательства Республики Башкортостан и осуществления их гармоничного сочетания [8, с. 40].
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конституция Республики Башкортостан. М., 1993 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Михалева Н. А. Проблемы федерализма и автономии в российской юриспруденции. М., 2012.
4. Коврякова Е. В. Основы государственной национальной стратегии: конституционно -правовой аспект // Lex russica. 2017. № 1.
5. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.
6. Шериев М. М. Социальная ценность и социальная функция конституций и уставов субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1.
7. Грипп Э. Х., Яхина Ю. Х. О роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41.
8. Основной закон субъекта как гарант реализации прав и свобод человека и гражданина (на примере Республики Башкортостан) // Права человека и правоохранительная деятельность
(посвящается памяти профессора А. В. Зиновьева): материалы Межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2012.
© Грипп Э. Х. © Яхина Ю. Х.
УДК 364.444:364.26(470)
А. А. РОМАНОВ, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
A. A. ROMANOV, senior lecturer of the department of fire and tactical-special training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ON SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Статья посвящена некоторым проблематичным вопросам реализации права на здоровье в Российской Федерации, таким как борьба с распространением ВИЧ-инфекции, снижение смертности от онкологических заболеваний, профилактические меры, основанные на устранении влияния негативных факторов окружающей среды. Подчеркивается, что эффективная реализация права на здоровье возможна только при системном подходе и комплексном сочетании усилий в следующих направлениях: профилактическая медицина, нацеленная на минимизацию или устранение негативного влияния факторов окружающей среды, определяющих развитие заболеваний или ослабление защитных функций организма; обнаружение, диагностика и лечение заболевания; восстановление нарушенного здоровья или поддержание организма в случае неизлечимых заболеваний и травм.
Ключевые слова: право на здоровье, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания, факторы окружающей среды.
Annotation. The article is devoted to some problematic issues of realization of the right to health in the Russian Federation, such as combating the incidence of AIDS virus, reducing mortality from cancer, preventive measures based on the elimination of negative environmental factors. It is emphasized that the effective realization of the right to health is possible only with a systematic approach and an integrated combination of efforts in the following areas: preventive medicine, aimed at minimizing or eliminating the negative influence of environmental factors that determine the development of diseases or weakening of the protective functions of the body; detection, diagnosis and suppression of the disease; restoration of impaired health or maintenance of the body in case of incurable diseases and injuries.
Keywords: right to health, AIDS virus, oncological diseases, environmental factors.