УДК 621.313
йО!: 10.25206/1813-8225-2019-166-48-51
Л. Л. ТАТЕВОСЯН
Омский государственный технический университет, г. Омск
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Дана математическая формулировка и решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода машин с колебательным движением рабочего органа. На основе полученного решения построен алгоритм оптимизации конструкций линейных магнитоэлектрических двигателей на заданный закон движения ротора из условия обеспечения максимума развиваемого двигателем электромагнитного усилия и минимума массы используемых активных материалов.
Ключевые слова: решение задачи оптимального управления, минимизация функционала, закон движения ротора, максимум электромагнитной силы, минимум массы используемых активных материалов.
На практике линейные магнитоэлектрические двигатели широко используются в качестве исполнительных элементов электроприводов электротехнических комплексов с машинами возвратно-поступательного движения в отраслях (строительство, космическая и медицинская техника и др.), где к электроприводу предъявляются жесткие требования по габаритам, массе используемых активных материалов и электропотреблению. Отсутствие в магнитоэлектрическом приводе механизмов передачи и преобразования движения обеспечивает высокую надежность и эффективность функционирования привода с рабочей машиной. В линейном магнитоэлектрическом двигателе содержится одно лишь подвижное звено — якорь с высококоэрцитивными постоянными магнитами из сплава неодим-железо-бор (NdFeB, неодимовые магниты), совершающий возвратно-поступательное движение по действием электромагнитных сил. Совпадение параметров движения исполнительного и рабочего органов приводит к тому, что ротор может быть рабочим органом машины, например, поршнем в компрессорах и насосах, пуансоном в прессах, вытеснителем в газовых криогенных машинах [1, 2]. При этом электромеханический преобразователь энергии и рабочая машина могут быть смонтированы в едином корпусе и представлять собой одно целое [3, 4]. Отсутствие затрат электрической энергии на возбуждение магнитного потока делает возможным и перспективным использование линейных магнитоэлектрических двигателей (ЛМЭД) в создании автономных систем при наличии в них поршневых компрессоров, насосов, прессов [5 — 8], а также электротехнических комплексов специального назначения, например, для испытания реологических свойств вязкоупругих материалов.
Вопросы оптимального проектирования магнитных систем ЛМЭД, опирающиеся на получение аналитических выражений взаимосвязи конструктивных параметров привода с его энергетическими
показателями, удовлетворяющие выбранному критерию оптимальности (максимуму электромагнитной силы, минимуму массы активных материалов, максимуму КПД и др.) занимают большое внимание [9]. Типовая структурная схема электрического привода с рабочей машиной возвратно-поступательного движения показана на рис. 1.
На рис. 1: И — источник питания, Пр — преобразователь электрической энергии, ЭДУ — электродвигательное устройство, УУ — устройство управления.
На рис. 2 представлены функциональные схемы линейного магнитоэлектрического привода для испытания вязкоупругих свойств (а) эластомеров и привода поршневого компрессора (б).
Современный подход к оптимальному проектированию магнитоэлектрического привода с рабочей машиной возвратно-поступательного движения характеризуется возможностью исследования комплекса факторов, определяющих параметры ЛМЭД, удовлетворяющих различным, в зависимости от требований, условиям оптимальности.
Математическую формулировку задачи оптимизации ЛМЭД представим следующим образом: требуется найти значения переменных х1, х2,..., хп,
Рис. 1. Структурная схема электрического привода возвратно-поступательного движения
а)
Рис. 2. Функциональная схема ЛМЭП: а — для испытания вязкоупругих свойств эластомеров; б — поршневого компрессора
определяющие соотношения конструктивных параметров — размеров магнитной системы привода, которые максимизируют критерий оптимальности при ограничениях в виде равенств или уравнений связи между параметрами магнитной системы
а, (х,, х ,■■■, х )=0, к=1, 2,..., в, в < п,
-¡к^ 1' 2 п'
и неравенств, определяющих физическую реализуемость магнитной системы привода, исходя из реальных характеристик используемых активных материалов и конструктивных параметров, варьируемых при проектировании, таких как, например, коэффициент заполнения по меди, плотность тока в обмотке и др.
р/х^ X2,■.., хп)<0, y=l,2,■..,m, т < п.
Уравнение электрического равновесия, описывающее переходные процессы в ЛМЭД, имеет вид:
, — dx
L--н П н Ш — = и,
dt dt
Обозначим и - = Н—, тогда dt
.ах
ичЬ) — П — Ш -Ш- = и ач
(2)
и,(ч) а(чСач — н^-пач — с- — аг = и(ч- -(г), (3) ач
им и)*п±(ашу.
(4)
Среднее значи-тие мощности магшитного поле за цикл элоктрчпрнобразования
11 Ч зни-и
, , ,ач = о-чСоч1к 2
Среднее значение механиаеской мощности
(5)
(1)
р«=Чч Очск-Х0--
(6)
где Ь, Я — соответственно индуктивность и актив-
Чх
ное сопротивление обмотки; Ш— — противоЭДС
ач
обмотки якоря; и — ноэффициент пропорциональности, х — закон движония подвижной части рабочего органа машины.
ч - -'а-
Среднее значение мчщности тепловых потерь
Рг= -^-^а2 (-)па ч_ (7)
или
49
КПД двигателя
р>иш+1ш11+Еш=ит
. М _О и е?ш но
I = ш ш еш _ е шС
Л» =
(8)
Обозначим
1112ЯМ
(9)
Л
тогда
Л =
1 + Р
рр ^Црс+рр =0
Интеграр равен нулю, еслн
р;а(1) Нх у,2 а)К л 0
с^ = т я еэ
(10)
(11)
(12)
(13)
я + ^я2 + х¡е+
^.•(Я+.Х^ + Бш. Преобрае.ем к; :в]И'ху
.•¡[сЯяГШГХЯУэ+От)=и].
Тогда
£„, = СХшШе'х
э- 1 " ш^и-Ю
С!^ Э
(2ш ) (21)
(22)
Iш | ¡Я2+Х1 КиБш-\кише-
(2Н)
Рассмотрим пример васчет+ мсгнитной системы развиваемого тшгошово ясшшя дея электротехнического комплекса, представленного на рис. 2а. Магнитная система линейного магнит- электрического двигателя с двумя созтууными к+налами и постоянными магнитами, намагниченными в радиальном направлении.
В оптимальной конструкции магнитной системы привода относительная индукция в нейтральном сечении магнита удошлетворяет усэовию
Для синусидального закона перемещения штока линейного магнито электрического двигателя (рис. 3) можно записать:
Ь =0,5.
т.опт '
(23)
Тяговое усилие привода определкется выражением
к(Эи = кш(1 _ со8(ш!ии
Ск • Э л
— = к „с[изт(уЭ)
ее ш ' '
- Сх к 5т(ш М) =и = (Э)
т х= ш
= .г^шм (Ш = и, ии w
'ш к ' Исри а а I
(14)
(15)
(16)
Рэм = 2 ИшОшКС (81 +8р).
(24)
Магнитная индукция в нейтральном сечении магнита, согласно решению системы уравнений (23), будет
и ,, О51 О52
Вг = Ос —-
^ т
(25)
где Ша — шкгивнхт хасоо витков обмотки якоря в поле постохкног. мхкссша, Силш таго
Рээ = С[ = Рэада. П= ХХ=ОВИЮ ^
О51 52 + О52 51 +
ЦсНс + Н51Н5:
В От
эмсакс.
Р =ПГ ■ I = шю
эм ш ■ ш '
(17)
Обозначим п =
СО)
Ю
шогда с учетом
где О51 и О52 — соответвтвевно +лощади рабочих зазоров 5 и 52-
Суммарную массу активных частей обмоток и постоянны+ магнит+в вожно +аписать в виде:
= 2 [Уо6ы (Ни тО,2тт+В,]тт+]. (26)
Р^ий0. кввВз= шшСКкат ,
(18)
- 2 Ю
тогда VРБ-ааВС = 110 .
п
Если [(Э) = 1Ш 8т(о) 0, тк
ОГ¡о ау(ш+) + I+Я 8т(оМ + Бт í^in^00Í) = Н_ Iт(соГсс^оО) + Я5(п(оМ +) о (н=ре _ Эо)(онЭ)
Выразим ув^ельную с^здл^лк тяыи привода чтрез не-зовисимые перевенеьыо
^ <+ = +:(-< К+кВ^.Я,,^111^. (27) е , 6, вяы вт
Тогда пмсле мнембразова 1мив я-инимая во вни-маниесоотнсшения (яЫ) — {+7), волу-ьим:
ео нла( Я-]
0 о)- 0 Я„{ 0 Я-
1
X
или
о+
i
¿s
0 J 2 \т л 7 z / 2л
Рис. 3. временные зависимости перемещения штока и скорости штока линейного магнитоэлектрического двигателя
вии, если закон изменения тока в обмотке якоря тождественен закону изменения скорости движения подвижной части рабочей машины.
2. На основе решения задачи при синусоидальном токе в обмотке якоря рассмотрен пример расчета оптимальной конструкции ЛМЭД с осевой симметрией магнитной системы, исходя из условия максимума электромагнитной силы, развиваемой двигателем и минимума массы используемых активных материалов.
Библиографический список
>
Рис. 4. Конструкция магнитной системы лМЭД с двумя воздушными канар ами и ростоянныср мтгнитами, н аматничеоными в радиальном нап равгении
(о— с)
кси 0 — Г- а аГ ни ^Нэ ^ Исик„2гп
С п Br УоЭс
.. (М 8 Г
На йдем э кстр е муВ целс в о й секции Г28 Г, прп :
ВР„
В о
с О,
В Р„
В r
с О,
ВР,„
дк„
с О,
В Р,„
В к„
с О. (29)
Решая систему уравнений (29) , найдем зиачения незавиримозх пеВРиенныХс обеспечивающие ему максималрное значение сшвг тяги
nj а HBr
4 V Уэ У с
(30 )
Для конструкции, ирч,°счавленноа на рис. 4, можно аaйиcoть следующие смитношеноя:
1
°r УоЭс
аонс л с
1 Br У оЭс ' анН У с
(31)
1. Дмитриев Д. О., Курбатов П. А. Методы анализа динамических характеристик магнитоэлектрических линейных приводов // Электротехника. 1998. № 1. С. 13—17.
2. Ефимов И. Г., Соловьев А. В., Викторов О. А. Линейный электромагнитный привод. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 212 с. ISBN 5-288-00476-5.
3. Коняев А. Ю., Назаров С. Л. Исследование характеристик электродинамических сепараторов на основе двумерной модели // Электротехника. 1998. № 5. С. 52 — 58.
4. Хитерер М. Я., Овчинников И. Е. Синхронные электрические машины возвратно-поступательного движения: моногр. СПб.: Корона Принт, 2004. 368 с. ISBN 5-7931-0306-6.
5. Gieras J. F., Piech Z. J., Tomczuk B. Z. Linear Synchronous Motors. 2nd ed. CRC Press, 2002. 270 p. ISBN 0849318599.
6. Park K., Hong E., Lee H.-K. Linear motor for linear compressor // Proceedings of International Compressor Enсinee2ing Canference. 2002. Paper 1544. URL: http://docs.lib. purdue. Tdu/icec/1544 (дата обращения: 12.06.2019).
7. Liang K., Stone C. R., Hancock W. Comparison between a crank-drive reciprocating compressor and a novel oil-free linear со mpressor // International Journal Refrigeration. 2014. Vol. 45. P. 25-34. DOI: 10.1016/j.ijrefrig.2014.05.022.
8. Liang K., Stone R., Dadd M., Bailey P. Novel linear Hectromagnetic-Drive Oil-Free Refrigeration Compressor // Intern ational Journal of Refrigeration.. 2014. Vol. 40. P. 450-459. DOI: 10.1016/j.ijrefrig.2013.11.027.
9. Рыжков А. В. Анализ и выбор рациональных конструкций цилиндрического линейного двигателя с магнитоэлектрическим возбуждением: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж, 2008. 146 с.
10. Ковалев Ю. З., Татевосян А. А. Программное обеспечение «Выбор». Исследование параметров оптимальных конструкций магнитных систем магнитоэлектрического привода по испытанию вязкоупругих свойств эластомеров. № 50200400270. М.: ВНТИЦ, 2004. С. 172.
11. Tatevosyan A. A. Optimization of the Parameters of Magnetic System for Linear Magnetoelectric Drive // 2017 International Sto erian Conference on Control and Communications (SIBOON). 20 У с. DOI: 10.1109/SIBCON.2017.7998493.
ТАТЕВОСЯН Андрей Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Электрическая техника», декан энергетического института. SPIN-код: 6456-8370 AuthorlD (РИНЦ): 163175 AuthorlD (SCOPUS): 56503745000 ResearcherlD: M-3175-2015 Адрес для переписки: [email protected]
В оптимальной конструкции магнитной системы привода (рис. 2а) выполняется равенство (23).
Программная реализация методики оптимального расчета параметров выполнена в программном обеспечении «Выбор» [10, 11].
Выводы.
1. Из решения задачи оптимизации магнитной системы ЛМЭД следует, что максимально возможный КПД двигателя может достигаться при усло-
Для цитирования
Татевосян А. А. Решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода колебательного движения // Омский научный вестник. 2019. № 4 (166). С. 48 — 51. Б01: 10.25206/1813-8225-2019-166-48-51.
Статья поступила в редакцию 04.07.2019 г. © А. А. Татевосян
Р
эсуд .саке
п___ с
к
к
Г н Г с 1
сИ.осо сЯ.осо