Научная статья на тему 'Решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода колебательного движения'

Решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода колебательного движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛА / ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ РОТОРА / МАКСИМУМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СИЛЫ / МИНИМУМ МАССЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ АКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ / TRANSMITTER / LIQUID HELIUM / SUPERCONDUCTIVITY / CRYOMODULES / MEASUREMENT ERROR / SENSORS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Татевосян А. А.

Дана математическая формулировка и решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода машин с колебательным движением рабочего органа. На основе полученного решения построен алгоритм оптимизации конструкций линейных магнитоэлектрических двигателей на заданный закон движения ротора из условия обеспечения максимума развиваемого двигателем электромагнитного усилия и минимума массы используемых активных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Татевосян А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of optimal control problem for magnetoelectric drive with oscillatory motion

Are part of transport systems, namely, functioning in the strong magnetic fields. We consider the operation principle of the measuring system of this meter. We draw conclusions about the accuracy of its measurements. The possibility of using the multichannel sensor system with the sensors and the switching device in the secondary device circuit has been determined.

Текст научной работы на тему «Решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода колебательного движения»

УДК 621.313

йО!: 10.25206/1813-8225-2019-166-48-51

Л. Л. ТАТЕВОСЯН

Омский государственный технический университет, г. Омск

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дана математическая формулировка и решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода машин с колебательным движением рабочего органа. На основе полученного решения построен алгоритм оптимизации конструкций линейных магнитоэлектрических двигателей на заданный закон движения ротора из условия обеспечения максимума развиваемого двигателем электромагнитного усилия и минимума массы используемых активных материалов.

Ключевые слова: решение задачи оптимального управления, минимизация функционала, закон движения ротора, максимум электромагнитной силы, минимум массы используемых активных материалов.

На практике линейные магнитоэлектрические двигатели широко используются в качестве исполнительных элементов электроприводов электротехнических комплексов с машинами возвратно-поступательного движения в отраслях (строительство, космическая и медицинская техника и др.), где к электроприводу предъявляются жесткие требования по габаритам, массе используемых активных материалов и электропотреблению. Отсутствие в магнитоэлектрическом приводе механизмов передачи и преобразования движения обеспечивает высокую надежность и эффективность функционирования привода с рабочей машиной. В линейном магнитоэлектрическом двигателе содержится одно лишь подвижное звено — якорь с высококоэрцитивными постоянными магнитами из сплава неодим-железо-бор (NdFeB, неодимовые магниты), совершающий возвратно-поступательное движение по действием электромагнитных сил. Совпадение параметров движения исполнительного и рабочего органов приводит к тому, что ротор может быть рабочим органом машины, например, поршнем в компрессорах и насосах, пуансоном в прессах, вытеснителем в газовых криогенных машинах [1, 2]. При этом электромеханический преобразователь энергии и рабочая машина могут быть смонтированы в едином корпусе и представлять собой одно целое [3, 4]. Отсутствие затрат электрической энергии на возбуждение магнитного потока делает возможным и перспективным использование линейных магнитоэлектрических двигателей (ЛМЭД) в создании автономных систем при наличии в них поршневых компрессоров, насосов, прессов [5 — 8], а также электротехнических комплексов специального назначения, например, для испытания реологических свойств вязкоупругих материалов.

Вопросы оптимального проектирования магнитных систем ЛМЭД, опирающиеся на получение аналитических выражений взаимосвязи конструктивных параметров привода с его энергетическими

показателями, удовлетворяющие выбранному критерию оптимальности (максимуму электромагнитной силы, минимуму массы активных материалов, максимуму КПД и др.) занимают большое внимание [9]. Типовая структурная схема электрического привода с рабочей машиной возвратно-поступательного движения показана на рис. 1.

На рис. 1: И — источник питания, Пр — преобразователь электрической энергии, ЭДУ — электродвигательное устройство, УУ — устройство управления.

На рис. 2 представлены функциональные схемы линейного магнитоэлектрического привода для испытания вязкоупругих свойств (а) эластомеров и привода поршневого компрессора (б).

Современный подход к оптимальному проектированию магнитоэлектрического привода с рабочей машиной возвратно-поступательного движения характеризуется возможностью исследования комплекса факторов, определяющих параметры ЛМЭД, удовлетворяющих различным, в зависимости от требований, условиям оптимальности.

Математическую формулировку задачи оптимизации ЛМЭД представим следующим образом: требуется найти значения переменных х1, х2,..., хп,

Рис. 1. Структурная схема электрического привода возвратно-поступательного движения

а)

Рис. 2. Функциональная схема ЛМЭП: а — для испытания вязкоупругих свойств эластомеров; б — поршневого компрессора

определяющие соотношения конструктивных параметров — размеров магнитной системы привода, которые максимизируют критерий оптимальности при ограничениях в виде равенств или уравнений связи между параметрами магнитной системы

а, (х,, х ,■■■, х )=0, к=1, 2,..., в, в < п,

-¡к^ 1' 2 п'

и неравенств, определяющих физическую реализуемость магнитной системы привода, исходя из реальных характеристик используемых активных материалов и конструктивных параметров, варьируемых при проектировании, таких как, например, коэффициент заполнения по меди, плотность тока в обмотке и др.

р/х^ X2,■.., хп)<0, y=l,2,■..,m, т < п.

Уравнение электрического равновесия, описывающее переходные процессы в ЛМЭД, имеет вид:

, — dx

L--н П н Ш — = и,

dt dt

Обозначим и - = Н—, тогда dt

.ах

ичЬ) — П — Ш -Ш- = и ач

(2)

и,(ч) а(чСач — н^-пач — с- — аг = и(ч- -(г), (3) ач

им и)*п±(ашу.

(4)

Среднее значи-тие мощности магшитного поле за цикл элоктрчпрнобразования

11 Ч зни-и

, , ,ач = о-чСоч1к 2

Среднее значение механиаеской мощности

(5)

(1)

р«=Чч Очск-Х0--

(6)

где Ь, Я — соответственно индуктивность и актив-

Чх

ное сопротивление обмотки; Ш— — противоЭДС

ач

обмотки якоря; и — ноэффициент пропорциональности, х — закон движония подвижной части рабочего органа машины.

ч - -'а-

Среднее значение мчщности тепловых потерь

Рг= -^-^а2 (-)па ч_ (7)

или

49

КПД двигателя

р>иш+1ш11+Еш=ит

. М _О и е?ш но

I = ш ш еш _ е шС

Л» =

(8)

Обозначим

1112ЯМ

(9)

Л

тогда

Л =

1 + Р

рр ^Црс+рр =0

Интеграр равен нулю, еслн

р;а(1) Нх у,2 а)К л 0

с^ = т я еэ

(10)

(11)

(12)

(13)

я + ^я2 + х¡е+

^.•(Я+.Х^ + Бш. Преобрае.ем к; :в]И'ху

.•¡[сЯяГШГХЯУэ+От)=и].

Тогда

£„, = СХшШе'х

э- 1 " ш^и-Ю

С!^ Э

(2ш ) (21)

(22)

Iш | ¡Я2+Х1 КиБш-\кише-

(2Н)

Рассмотрим пример васчет+ мсгнитной системы развиваемого тшгошово ясшшя дея электротехнического комплекса, представленного на рис. 2а. Магнитная система линейного магнит- электрического двигателя с двумя созтууными к+налами и постоянными магнитами, намагниченными в радиальном направлении.

В оптимальной конструкции магнитной системы привода относительная индукция в нейтральном сечении магнита удошлетворяет усэовию

Для синусидального закона перемещения штока линейного магнито электрического двигателя (рис. 3) можно записать:

Ь =0,5.

т.опт '

(23)

Тяговое усилие привода определкется выражением

к(Эи = кш(1 _ со8(ш!ии

Ск • Э л

— = к „с[изт(уЭ)

ее ш ' '

- Сх к 5т(ш М) =и = (Э)

т х= ш

= .г^шм (Ш = и, ии w

'ш к ' Исри а а I

(14)

(15)

(16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рэм = 2 ИшОшКС (81 +8р).

(24)

Магнитная индукция в нейтральном сечении магнита, согласно решению системы уравнений (23), будет

и ,, О51 О52

Вг = Ос —-

^ т

(25)

где Ша — шкгивнхт хасоо витков обмотки якоря в поле постохкног. мхкссша, Силш таго

Рээ = С[ = Рэада. П= ХХ=ОВИЮ ^

О51 52 + О52 51 +

ЦсНс + Н51Н5:

В От

эмсакс.

Р =ПГ ■ I = шю

эм ш ■ ш '

(17)

Обозначим п =

СО)

Ю

шогда с учетом

где О51 и О52 — соответвтвевно +лощади рабочих зазоров 5 и 52-

Суммарную массу активных частей обмоток и постоянны+ магнит+в вожно +аписать в виде:

= 2 [Уо6ы (Ни тО,2тт+В,]тт+]. (26)

Р^ий0. кввВз= шшСКкат ,

(18)

- 2 Ю

тогда VРБ-ааВС = 110 .

п

Если [(Э) = 1Ш 8т(о) 0, тк

ОГ¡о ау(ш+) + I+Я 8т(оМ + Бт í^in^00Í) = Н_ Iт(соГсс^оО) + Я5(п(оМ +) о (н=ре _ Эо)(онЭ)

Выразим ув^ельную с^здл^лк тяыи привода чтрез не-зовисимые перевенеьыо

^ <+ = +:(-< К+кВ^.Я,,^111^. (27) е , 6, вяы вт

Тогда пмсле мнембразова 1мив я-инимая во вни-маниесоотнсшения (яЫ) — {+7), волу-ьим:

ео нла( Я-]

0 о)- 0 Я„{ 0 Я-

1

X

или

о+

i

¿s

0 J 2 \т л 7 z / 2л

Рис. 3. временные зависимости перемещения штока и скорости штока линейного магнитоэлектрического двигателя

вии, если закон изменения тока в обмотке якоря тождественен закону изменения скорости движения подвижной части рабочей машины.

2. На основе решения задачи при синусоидальном токе в обмотке якоря рассмотрен пример расчета оптимальной конструкции ЛМЭД с осевой симметрией магнитной системы, исходя из условия максимума электромагнитной силы, развиваемой двигателем и минимума массы используемых активных материалов.

Библиографический список

>

Рис. 4. Конструкция магнитной системы лМЭД с двумя воздушными канар ами и ростоянныср мтгнитами, н аматничеоными в радиальном нап равгении

(о— с)

кси 0 — Г- а аГ ни ^Нэ ^ Исик„2гп

С п Br УоЭс

.. (М 8 Г

На йдем э кстр е муВ целс в о й секции Г28 Г, прп :

ВР„

В о

с О,

В Р„

В r

с О,

ВР,„

дк„

с О,

В Р,„

В к„

с О. (29)

Решая систему уравнений (29) , найдем зиачения незавиримозх пеВРиенныХс обеспечивающие ему максималрное значение сшвг тяги

nj а HBr

4 V Уэ У с

(30 )

Для конструкции, ирч,°счавленноа на рис. 4, можно аaйиcoть следующие смитношеноя:

1

°r УоЭс

аонс л с

1 Br У оЭс ' анН У с

(31)

1. Дмитриев Д. О., Курбатов П. А. Методы анализа динамических характеристик магнитоэлектрических линейных приводов // Электротехника. 1998. № 1. С. 13—17.

2. Ефимов И. Г., Соловьев А. В., Викторов О. А. Линейный электромагнитный привод. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 212 с. ISBN 5-288-00476-5.

3. Коняев А. Ю., Назаров С. Л. Исследование характеристик электродинамических сепараторов на основе двумерной модели // Электротехника. 1998. № 5. С. 52 — 58.

4. Хитерер М. Я., Овчинников И. Е. Синхронные электрические машины возвратно-поступательного движения: моногр. СПб.: Корона Принт, 2004. 368 с. ISBN 5-7931-0306-6.

5. Gieras J. F., Piech Z. J., Tomczuk B. Z. Linear Synchronous Motors. 2nd ed. CRC Press, 2002. 270 p. ISBN 0849318599.

6. Park K., Hong E., Lee H.-K. Linear motor for linear compressor // Proceedings of International Compressor Enсinee2ing Canference. 2002. Paper 1544. URL: http://docs.lib. purdue. Tdu/icec/1544 (дата обращения: 12.06.2019).

7. Liang K., Stone C. R., Hancock W. Comparison between a crank-drive reciprocating compressor and a novel oil-free linear со mpressor // International Journal Refrigeration. 2014. Vol. 45. P. 25-34. DOI: 10.1016/j.ijrefrig.2014.05.022.

8. Liang K., Stone R., Dadd M., Bailey P. Novel linear Hectromagnetic-Drive Oil-Free Refrigeration Compressor // Intern ational Journal of Refrigeration.. 2014. Vol. 40. P. 450-459. DOI: 10.1016/j.ijrefrig.2013.11.027.

9. Рыжков А. В. Анализ и выбор рациональных конструкций цилиндрического линейного двигателя с магнитоэлектрическим возбуждением: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж, 2008. 146 с.

10. Ковалев Ю. З., Татевосян А. А. Программное обеспечение «Выбор». Исследование параметров оптимальных конструкций магнитных систем магнитоэлектрического привода по испытанию вязкоупругих свойств эластомеров. № 50200400270. М.: ВНТИЦ, 2004. С. 172.

11. Tatevosyan A. A. Optimization of the Parameters of Magnetic System for Linear Magnetoelectric Drive // 2017 International Sto erian Conference on Control and Communications (SIBOON). 20 У с. DOI: 10.1109/SIBCON.2017.7998493.

ТАТЕВОСЯН Андрей Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Электрическая техника», декан энергетического института. SPIN-код: 6456-8370 AuthorlD (РИНЦ): 163175 AuthorlD (SCOPUS): 56503745000 ResearcherlD: M-3175-2015 Адрес для переписки: [email protected]

В оптимальной конструкции магнитной системы привода (рис. 2а) выполняется равенство (23).

Программная реализация методики оптимального расчета параметров выполнена в программном обеспечении «Выбор» [10, 11].

Выводы.

1. Из решения задачи оптимизации магнитной системы ЛМЭД следует, что максимально возможный КПД двигателя может достигаться при усло-

Для цитирования

Татевосян А. А. Решение задачи оптимального управления магнитоэлектрического привода колебательного движения // Омский научный вестник. 2019. № 4 (166). С. 48 — 51. Б01: 10.25206/1813-8225-2019-166-48-51.

Статья поступила в редакцию 04.07.2019 г. © А. А. Татевосян

Р

эсуд .саке

п___ с

к

к

Г н Г с 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сИ.осо сЯ.осо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.