Златополъский Дмитрий Михайлович
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЦЕЛОЧИСЛЕННАЯ АРИФМЕТИКА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
В числе множества задач, решаемых с помощью электронных таблиц, находятся и задачи по теме, которую при изучении программирования называют «Целочисленная арифметика» [1-2]. Знакомство учащихся с задачами по этой теме при изучении электронных таблиц является целесообразным, так как показывает им область возможного применения этих популярных программ.
В статье приведен ряд задач по указанной теме. Прежде чем предъявлять задачи учащимся, следует ознакомить их с двумя функциями, имеющимися в программе Microsoft Excel* : ЦЕЛОЕ и ОСТАТ.
Первая из них округляет значение своего аргумента до ближайшего меньшего целого. Ее синтаксис: ЦЕЛОЕ(аргумент), где аргумент - число, адрес ячейки или арифметическое выражение.
Функция ОСТАТ имеет синтаксис ОСТАТ(число; делитель) и воз-
вращает остаток от деления аргумента число на аргумент делитель.
1. Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 1.
2. Дана масса в килограммах. Найти число полных центнеров в ней.
числа аолЯш upfafoftejioli...
Таблица 1
А B С
1 Задача 1
2 Введите расстояние в сантиметрах
3 Число полных метров в нем
4
...—глог и оеж*ж.
* При использовании других программ рассматриваются аналогичные функции, имеющиеся в этих программах.
Таблица 2
А В С
1 Задача 6
2 Первый размер прямоугольника: 670
3 Второй размер прямоугольника: 410
4 Количество квадратов:
5
3. Дана масса в килограммах. Найти число полных тонн в ней.
4. Дано расстояние в метрах. Найти число полных километров в нем.
5. Дан прямоугольник с размерами 543 X 130 мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него? (Задача решается без использования электронных таблиц).
6. Дан прямоугольник с размерами 670 X 410 мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него?
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 2.
7. Дан прямоугольник с размерами а X Ь мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него?
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 3.
8. Дан прямоугольник с размерами а X Ь мм. Сколько квадратов со стороной с мм можно отрезать от него?
9. Дано целое число к (1 < к < 365), означающее номер дня года, в котором 1 января - понедельник. Определить, сколько полных недель прошло с начала года.
10. Дано целое число к (1 < к < 365), означающее номер дня года, в котором
Таблица 3
¿^¿гый
асолыо нолНих Недель пробила с Накала го^а.
1 января - понедельник. Найти номер дня недели (1 - понедельник, 2 - вторник, ... 6 - суббота, 0 - воскресенье*) для этого дня года.
11. С начала 1990 года по некоторый день прошло п месяцев и 2 дня (п > 1). Определить, сколько полных лет прошло с начала 1990 года.
12. С начала 1990 года по некоторый день прошло п месяцев и 2 дня (п > 1). Определить номер месяца этого дня (1-январь, 2 - февраль и т.п.). Например, при п = 3 номер месяца равен 4 (апрель).
А В С
1 Задача 7
2 Введите первый размер прямоугольника^
3 Введите второй размер прямоугольника^
4 Количество квадратов:
5
...
фсолько ...
мофНа оЛр,е^аЛь оЛ
Номер дня 0 для воскресенья принят условно для того, чтобы можно было использовать общую для всех дней недели формулу определения номера дня. В качестве варианта задачи можно рассмотреть случай, когда воскресенье имеет порядковый номер - 7.
Таблица 4
А В С
1 Задача 13
2 Введите двузначное число —
3 Число десятков в нем:
4 Число единиц в нем:
5 Сумма его цифр:
6 Произведение его цифр:
7
13. Дано двузначное число. Найти:
а) число десятков в нем;
б) число единиц в нем;
в) сумму его цифр;
г) произведение его цифр.
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 4.
14. Дано двузначное число. Получить число, образованное при перестановке цифр этого числа.
15. Дано трехзначное число. Найти:
а) число единиц в нем;
б) число десятков в нем;
в) число сотен в нем;
г) сумму его цифр;
д) произведение его цифр.
16. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.
17. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее в конце. Найти полученное число.
18. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число.
19. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа.
20. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке второй и третьей цифр заданного числа.
21. Дано трехзначное число. Получить 6 чисел, образованных при перестановке цифр заданного числа.
22. Дано четырехзначное число. Найти:
а) сумму его цифр;
б) произведение его цифр.
»V/ н—1
А___* -Л^Зи^Эл^
и.
"ОаЯо фбу^ЯагЯое гисло, 'Нол^гиЛл гисло, обрлуоблККое при переайлКо&се «ирр гисла.
23. Дано четырехзначное число.
а) найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево;
б) получить число, образуемое при перестановке двух первых и двух последних цифр заданного числа. Например, из числа 4566 получить 6645, из числа 7304 -473.
в) получить число, образуемое при перестановке первой и второй, третьей и четвертой цифр заданного числа. Например, из числа 5434 получить 4543, из числа 7048 -784.
г) получить число, образуемое при перестановке второй и третьей цифр заданного числа. Например, из числа 5084 получить 5804.
24. Дано натуральное число п (п > 9). Найти число единиц в нем.
25. Дано натуральное число п (п > 99). Найти число десятков в нем.
26. Дано натуральное число п (п > 99). Найти число сотен в нем.
27. Дано натуральное число п (п > 999). Найти число тысяч в нем.
28. С начала суток прошло п секунд (п - вещественное число). Определить:
"ОаЯо &р£х%Я&гЯое гисло, ^ Яем $лгермЯ((ли пербфл сле&л «и^ру и приписали ее 6 каЩе. аолугеЯ^ое гислл.
Таблица 5
А В С
1 Задача 28
2 Введите число секунд п
3 Количество полных часов, прошедших с начала суток:
4 Количество секунд, прошедших с начала очередного часа:
5 Количество полных минут, прошедших с начала очередного часа
6 Количество секунд, прошедших с начала очередной минуты:
7 Количество полных секунд, прошедших с начала очередной минуты
8
а) сколько полных часов про шло с начала суток;
б) сколько полных минут прошло с начала очередного часа;
в) сколько полных секунд прошло с начала очередной минуты.
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 5.
@ Накала суЛок прошло п секуНф...
Используемые формулы:
1) в ячейке В3
2) в ячейке В4
3) в ячейке В5
4) в ячейке В6
5) в ячейке В7
=ЦЕЛ0Е(В2/3600);
=0СТАТ(В2;3600);
=ЦЕЛ0Е(В4/60);
=0СТАТ(В4;60);
=ЦЕЛ0Е(В6).
29. Даны целые числа Н, т, s (0< Н < 23, 0 < т < 59, 0 < я < 59), указывающие момент времени: «Н часов, т минут, ^ секунд». 0пределить угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и в указанный момент времени. Вычислить два значения: число целых градусов и вещественное значение угла.
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 6. Используемые формулы:
1) в ячейке В5: =0СТАТ(В2;12);
2) в ячейке В6: =В4+В3/60+В4/3600;
3) в ячейке В7: =В6*30* ;
4) в ячейке В8: =ЦЕЛ0Е(В7).
30. С начала суток часовая стрелка повернулась на У градусов (0 < У < 360, У - вещественное число). 0пределить число полных часов, прошедших с начала су-
Таблица 6
,,,кам4а& сЛрелка повернулась На ... градусов...
А В С
1 Задача 29
2 Введите число часов И —
3 Введите число минут т—
4 Введите число секунд 8 —:
5 Количество полных часов, прошедших с начала суток или после 12 часов дня:
6 Количество часов, прошедших с начала суток или после 12 часов дня
7 Вещественное значение угла
8 Число целых градусов
9
За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол 30°.
Таблица 7
А В С
1 Задача 30
2 Введите значение У —
3 Число часов, прошедших с начала суток:
4 Число полных часов, прошедших с начала суток:
5 Количество минут, прошедших с начала очередного часа:
6 Количество полных минут, прошедших с начала очередного часа:
7
ток, и число полных минут, прошедших после целого часа.
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 7. Используемые формулы:
1) в ячейке В3: =В2/30*;
2) в ячейке В4: =ЦЕЛ0Е(В3);
3) в ячейке В5: =(В3-В4)*60;
4) в ячейке В6: =ЦЕЛ0Е(В5).
31. Часовая стрелка образует угол У с лучом, проходящим через центр и через точку, соответствующую 12 часам на циферблате, 0 < У < 2р. 0пределить значение угла для минутной стрелки (в градусах и радианах).
Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 8. Используемые формулы:
1) в ячейке В3: =6*В2/3,14**;
2) в ячейке В4: =ЦЕЛ0Е(В3);
3) в ячейке В5: =(В3-В4)*60;
4) в ячейке В6: =В5*6*** ;
5) в ячейке В7: =6,28*В6/360.
Таблица 8
А В С
1 Задача 31
2 Введите значение У —
3 Число часов, прошедших с начала суток:
4 Число полных часов, прошедших с начала суток:
5 Количество минут, прошедших с начала очередного часа:
6 Угол минутной стрелки в градусах:
7 Угол минутной стрелки в радианах:
8
* За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол 30°. ** За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол я/6 » 3,14/6 радиан. *** За 60 минут минутная стрелка поворачивается на угол 360°.
32. В некоторой стране используются денежные купюры достоинством в 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 единиц. Каким наименьшим количеством таких денежных купюр можно выплатить сумму денег п (указать количество каждой из используемых для выплаты купюр)? Предполагается, что имеется достаточно большое количество ку-
В НекоЛорой сЛраНе иствльруоЛся феНефНие
кутори фосЛо>иНс&$вм & 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 ефиНщ.
Таблица 9
А В С
1 Задача 32
2 Введите величину суммы денег п —
3 Для выплаты этой суммы необходимы купюры:
4 Достоинство Кол-во
5 64
6 32
7 16
11 1
б)
А В С
1
2 Введите величину суммы денег п —
3 Для выплаты этой суммы необходимы купюры:
4 Достоинство Кол-во
5 1
6 2
7 4
11 64
12
13 Общее число купюр:
14
пюр всех достоинств. Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 9 а, б.
Указания по решению задачи вторым способом: значения в ячейках В5:В11
получить по формулам одного вида, полученных путем распространения (копирования) формулы, введенной в одной из ячеек указанного диапазона. При решении допускается ввод данных в другие ячейки.
Литература.
1. Абрамов С.А. Гнездилова Г.Г. Капустина Г.Г. Селюн М.И. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988.
2. Задачи по программированию. 7-11 класс / Златополъский Д.М. М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.
Златополъский Дмитрий Михайлович, доцент Московского городского университета,
учителъ гимназии № 1530 г. Москвы1.
© Наши авторы: 2002. Оиг аи1Иогэ, 2002,