Златополъский Дмитрий Михайлович
РАБОТА С ДАННЫМИ ТИПА «ВРЕМЯ» В ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕ MICROSOFT EXCEL
Электронные таблицы, созданные первоначально для работы исключительно с числовой информацией, в настоящее время являются мощным средством обработки и других видов информации -текстовой [1] и типа «дата» [2]. В данной статье представлены задачи на обработку данных еще одного типа - «время». Знакомство учащихся с соответствующими возможностями электронной таблицы Microsoft Excel является целесообразным, так как позволяет показать им область возможного использования этой популярной офисной программы.
того чтобы ввести в ячейку время, следует указать число часов, число минут и число секунд через двоеточие (10:12:45 и т. п.).
ЗАДАЧИ
1. В ячейке В2 получить число 0,75 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).
A В C
1
2 18.00
3
Для решения приведенных задач необходимо знать особенности внутреннего представления времени в программе Microsoft Excel, с которыми следует предварительно ознакомить учащихся. Это можно сделать на примере следующего задания.
Введите в ячейку А1, А2 и A3 значения времени, равные соответственно 12 часам, 6 часом и 9 часам, то есть 12:00, 6:00 и 9:00. Скопируйте диапазон ячеек А1:А3 в В1:В3. Измените формат представления данных в диапазоне В1:В3 на Основной. Проанализируйте появившиеся значения. Что вы можете сказать о внутреннем представлении времени в программе Microsoft Excel? Что представляет собой разность между двумя значениями времени, представленная в общем формате?
2. В ячейках В2 и В3 получить число 0,65659722 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).
A В C
1
2 15:45:30
3 3:45:30 PM
4
Необходимо также обратить внимание учащихся на то, что, как правило, для
программе Microsoft Excel.
3. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько минут прошло между этими моментами времени.
4. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько часов прошло между этими моментами времени.
5. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько секунд прошло между этими моментами времени.
6. В одной из ячеек укажите некоторое время суток и определите:
...асамтеа секуНд прошла ме^ду мамеННами бремеНи,
а) сколько часов осталось до конца суток;
б) сколько минут осталось до конца суток;
в) сколько секунд осталось до конца суток.
7. В одной из ячеек укажите некоторое время и определите длительность отрезка времени (в виде п час т мин, я сек), оставшегося до конца дня.
8. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - фактическое время прибытия. Определите, на сколько минут опоздал поезд, если он прибыл на станцию в тот же день, в который должен был прибыть по расписанию.
9. Занятие продолжается с 9:00 до 11:30 без перерыва. Определите продолжительность занятия в минутах. Сколько академических часов оно продолжается (академический час равен 45 мин)?
10. В ячейках В2 и В3 указано значение одного и того же момента времени, но в разных часовых поясах. Определите, на сколько часов отличается время в этих часовых поясах (ответ получите в виде числа). Принять, что указанные в ячейках В2 и В3 значения относятся к одному и тому же дню.
11. Известно время вылета самолета из Москвы и время прибытия
чения - по московскому времени). Определите продолжительность рейса, если самолет прибыл в аэропорт назначения в тот же день.
12. Известно время отправления поезда из Москвы и время прибытия его на конечную станцию. Определите время нахождения поезда в пути. Следует учесть, что на конечную станцию поезд может прибыть на следующий день (при этом время нахождения поезда в пути меньше суток).
13. На обложке компакт-диска с музыкальными записями указано время проигрывания каждой записи в минутах и секундах: 6:50, 4:20 и 5:45. Вычислите общее время звучания в секундах.
14. В ячейках В2:В10 указано время проигрывания каждой музыкальной записи в минутах и секундах в виде ММ:СС, где ММ - число минут, СС - число секунд. Вычислите общее время звучания в минутах.
15. На листе указано время прибытия поездов по расписанию и величина опоздания каждого поезда:
А В С Б Е
1 № поезда Время прибытия по расписанию Величина опоздания, мин
2 41 20:21 10
3 15 21:07 3
4 22 22:31 4
5 256 21:06 2
6
Определите фактическое прибытия каждого поезда.
время
его в аэропорт назначения (оба зна-
"убесННа бремя билеНа самалеНа иу ¡Масжби и бремя при&шНия ега б азро*иарН НауНагеНия,
16. Известны результаты, показанные лыжниками на каждом из четырех этапов Кубка мира по лыжам:
№№ Фамилия 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
1
2
3
Время прохождения каждого этапа записано в таблице в формате время в виде ЧЧ:ММ:СС. Для каждого спортсмена определите общее время, затраченное на все этапы соревнований. Известно, что для каждого лыжника искомое значение меньше суток.
17. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 19 час 25 мин 10 сек. Определите время через 0,1 суток после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).
18. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 1 час 33 мин 55 сек. Определите время через 22,5 часа после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).
19. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 13 час 3 мин 5 сек. Определите время через 481 минуту после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).
20. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 9 час 15 мин 30 сек. Определите время через 5000 секунд
после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).
21. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - на сколько минут опоздал поезд (в виде числа). Определите фактическое время
"убесННи реуулиНаНи, накауаННие лифНиками На кафдам иу геНирех зНаиаб "Кубка мира на лифам.
прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ).
22. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - величина отклонения фактического времени прибытия от времени прибытия по расписанию (в минутах, в виде числа). Определите фактическое время прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ). Необходимо учесть, что указанное отклонение может быть и отрицательным (поезд прибыл на станцию раньше положенного времени).
23. На листе представлено расписание движения пригородных поездов (см. таблицу 1).
24. Предыдущую задачу решите для случая, когда время в пути задано в часах в виде вещественного числа (2,5; 3,15 и т. п.).
25. Оформите на листе расписание школьных звонков (см. таблицу 2).
Опрефеммйе фа*и%игеасае бремя прхби&хя ttoejfa.
Таблица 1
А В С Б Е
1 № Время Время Время прибытия на
поезда отправления в пути конечную станцию
2 001 10:21 1:45
3 015 11:07 2:02
4 023 12:31 1:04
5 041 14:06 3:58
6 047 16:00 3:18
7 191 18:45 4:29
8 241 20:10 3:00
9
Указания по выполнению:
1. В качестве исходных данных необходимо использовать время начала первого урока, время окончания каждого урока и продолжительность перемен.
2. Время начала второго-восьмого уроков определить по формулам.
3. Значения в ячейках В6, В8, В10, В12, В14 и В16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку В4.
Таблица 2
26. В задаче 25 время окончания каждого урока определить по формулам. При этом значения в ячейках С4, С6, С8, С10, С12, С14 и С16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку С2.
27. Оформить на листе расписание школьных звонков (см. таблицу 3).
Продолжительность урока (в минутах) должна задаваться в ячейке С18.
.. .расписаЯие
А В С Б Е
1 № урока Начало урока Конец урока Перемена
2 1 8:30 9:15
3 0:15
4 2 9:20 10:05
5 0:15
6 3 10:20 11:05
7 0:15
8 4 11:20 12:05
9 0:20
10 5 12:25 13:10
11 0:10
12 6 13:20 14:05
13 0:15
14 7 14:20 15:05
15 0:10
16 8 15:15 16:00
17
28. В таблице представлены сведения о времени отправления поездов по расписанию и о величине задержки отправления, а также о времени прибытия их на конечную станцию по расписанию и о величине опоздания (см. таблицу 4).
Для каждого поезда определить время нахождения в пути. Принять, что каждый поезд прибыл на конечную станцию в день отправления.
Таблица 3
A В C D E
1 № урока Начало урока Конец урока Перемена
2 1 8:30
3 0:15
4 2
5 0:15
6 3
7 0:15
8 4
9 0:20
10 5
11 0:10
12 6
13 0:15
14 7
15 0:10
16 8
17
18 Продолжительность урока:
19
Таблица 4
A В C D E
1 № Время отправления Время прибытия
поезда
2 По Задержка По Величина
расписанию отправления, мин. расписанию опоздания, мин
3 25 9:25 5 23:40 10
4 71
5
Литература.
1. Златопольский Д.М. Работа с текстами в электронной таблице Microsoft Excel. Компьютерные инструменты в образовании, 2002 (принято к печати).
2. Златопольский Д.М. Работа с данными типа «дата» в электронной таблице Microsoft Excel (материал для учителя). Компьютерные инструменты в образовании, 2002, № 3-4.
Златопольский Дмитрий Михайлович, доцент Московского городского университета,
учитель гимназии № 1530 г. Москвы.
© Наши авторы: 2002. Our authors, 2002,