Научная статья на тему 'Решение участников Круглого стола "транспортный коридор "Урал промышленный Урал Полярный": взгляд в будущее", состоявшегося в институте экономики УрО РАН 20 февраля 2007 г'

Решение участников Круглого стола "транспортный коридор "Урал промышленный Урал Полярный": взгляд в будущее", состоявшегося в институте экономики УрО РАН 20 февраля 2007 г Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение участников Круглого стола "транспортный коридор "Урал промышленный Урал Полярный": взгляд в будущее", состоявшегося в институте экономики УрО РАН 20 февраля 2007 г»

РЕШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА "ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР "УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ -УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ": ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ", СОСТОЯВШЕГОСЯ В ИНСТИТУТЕ ЭКОНОМИКИ УРО РАН 20 ФЕВРАЛЯ 2007 г.

Целью обсуждения участников Круглого стола явилась выработка предложений и рекомендаций по рациональному освоению природных ресурсов в зоне тяготения к предполагаемому строительству железной дороги вдоль Восточного склона Северного, Приполярного и Полярного Урала.

В работе Круглого стола приняли участие три академика РАН (Татаркин А.И. -ведущий Круглого стола, директор Института экономики УрО РАН; Коротеев В.А. -директор Института геологии и геохимии УрО РАН; Большаков В.Н. - директор Института экологии растений и животных УрО РАН), один член-корр. РАН (Яковлев В.А. -Советник РАН), директора и их заместители других институтов УрО РАН, представители Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук, Уральское представительство ФГУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых", представители Ленгипротранса, Уралгипротранса, ОАО "Инженерный центр энергетики Урала", института Уралгипрошахт; ОАО "НТПИТИ"; геологоразведочных организаций, представители Правительства ХМАО - Югры; Коми Республики, восемь докторов наук профильных специальностей, представители уральских вузов, общественности и прессы.

Всего в заседании Круглого стола принимало участие 95 чел. В обсуждении приняло участие 24 чел.

Участники Круглого стола в целом поддерживают идею Президента РФ В.В. Путина о программном освоении Полярного и Приполярного Урала, отмечают, что рассматриваемая территория обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. Прогнозные ресурсы бурого угля составляют 20,9 млрд. т, железных руд - 9765 млн.т, хромовых руд - 294,1 млн.т, марганца - 110,0 млн.т, меди - 831,5 тыс.т, свинца -365,8 тыс.т, цинка 2475,0 тыс.т, бокситов - 281,8 млн.т, золота - 279,0 т, руд тантала и ниобия - 62,0 тыс.т, фосфоритов - 6,0 млн.т, баритов - 8,2 млн.т, кварцевого сырья -около 368 тыс.т. Из этого минерально-сырьевого потенциала, представленного в основном прогнозными ресурсами категории Рг и Рз, лишь небольшая часть представлена прогнозными ресурсами категории Р1 и балансовыми запасами категорий А+В+С1+С2, пригодными для промышленного освоения. По имеющимся оценкам, запасы бурого угля Северо-Сосьвинского бассейна по категории С1 + С 2 составляют 2295 млн. т., золота категории С2 - 27,52 т., железной руды А+В+С1+С2 - 57,1 млн. т, хромитов А+В+С1+С2 - 16,0 млн. т, свинца А+В+С1+С2 - 182,1 тыс. т, фосфоритов А+В+С1+С2 -16 млн. т, баритов А+В+С1+С2 - 8,22 млн.т, танталниобатов С2 - 62,0 тыс.т, а также кварцевого сырья и бентонитов. В настоящее время разрабатываются хромиты с добычей 650,0 тыс. т/год, кварцевое сырье, россыпное и рудное золото в небольших количествах, коллекционное и камнесамоцветное сырье и цеолиты.

Усиление геолого-разведочных работ в последнее время на рассматриваемой территории дает надежду на перевод минерально-сырьевых ресурсов в балансовые запасы, которые могут служить основой для покрытия дефицита промышленного Урала в минеральном сырье. Для этого потребуется не менее 10-15 лет. В настоящее время обеспеченность Урала местным железорудным сырьем составляет 35%, медным кон-

центратом около 50%, цинковым - 70%, никель-кобальтовыми рудами - 35 - 40%, энергетическим углем - 17%. Практически отсутствуют коксующиеся угли, руды хрома, марганца, редких элементов и некоторых других видов сырья.

Эксплуатационные запасы лесов, которые могут быть освоены при сооружении железной дороги, составляют 58,9 млн. м , расчетная лесосека составляет около

3 3

1,2 млн. м , в т.ч. 1,0 млн. м хвойной древесины.

Вместе с тем, отдельные проблемы освоения полярных территорий требуют серьезной дополнительной проработки и экспертизы. В частности, регион обладает уникальным, крупнейшим в мире стадом сиговых рыб. Однако численность генераций этих рыб за последние десятилетия снизилась в несколько раз. Уловы этих рыб по сравнению с 1960 г. также уменьшились в 3,0 - 3,5 раза, в основном из-за антропогенной деятельности. Экологи прогнозируют, что в результате сооружения железной дороги вдоль восточного склона сиговые рыбы вообще станут редкостью.

Большую озабоченность вызывает у участников "Круглого стола" состояние и других традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера -оленеводства и охоты, заготовки и переработки дикоросов.

Поголовье оленей снизилось за последние 20 лет в два раза и практически утратил свое значение охотничий промысел. Участники Круглого стола отмечают, что транспортное освоение рассматриваемой территории без серьезной научной проработки приведет к дальнейшему упадку традиционных видов деятельности малочисленных народов Севера из-за деградации природно-ресурсной базы и обострит негативные явления в жизнеобеспечении КМНС, численность которых в зоне влияния железной дороги составляет 16,0 тыс.чел.

Специалисты, связанные с экологическими исследованиями, отмечают также, что горные и предгорные территории Северного, Приполярного и Полярного Урала имеют большую экологическую ценность, поскольку они расположены на границе сибирской и европейской экосистем. В настоящее время в пределах Северного и Приполярного Урала выделены 33 экологически ценные территории, предназначенные для создания ООПТ, в т.ч. две из них самого высокого статуса - комплексной охраны.

По мнению участников Круглого стола есть необходимость в процессе разработки Программы "Урал промышленный - Урал Полярный" подготовить законодательные предложения по закреплению статуса северных и полярных территорий Российской Федерации с целью комплексного социально-экономического их освоения и заселения.

Многие участники отметили, что первоочередным вариантом соединения Полярного Урала с промышленным могла бы стать железнодорожная ветка Соликамск-Сойва протяженностью 395 км, которая короче железной дороги восточного варианта на 435 км. Эта железнодорожная трасса открыла бы путь печорским энергетическим и коксующимся углям на Урал. Балансовые запасы угля (категории A+B+Ci) Печорского бассейна по состоянию на 01.01.2005 г. равнялись 7,049 млрд.т, в т.ч. по коксующимся маркам - 3,165 млрд.т Печорские угли высокого качества, а их добыча составляет 14 млн.т., хотя в советское время доходила до 30,0 млн.т.

Ресурсные возможности Печорского бассейна способны обеспечить добычу энергетических углей до 100,0 млн. тонн, а коксующихся до 50,0 млн. тонн в год. Проектируемая железная дорога вдоль Западного склона Урала позволила бы поставлять на Урал и тиманские бокситы в объеме до 5,0 - 6,0 млн. тонн (против 2,5 млн. т через существующую железнодорожную сеть. Сокращение расстояния перевозки бокситов при

Решение участников Круглого стола

сооружении новой трассы составит около 700 км. На территории Коми Республики и Пермской области имеются и другие виды природных ресурсов, которые могли бы поставляться на Урал, особенно это касается леса.

Следует отметить, что территория, на которой может быть сооружена указанная дорога, в экологическом отношении менее опасна, чем территория восточного склона.

При усилении существующих железнодорожных линий Чум-Лабытнанги и Котлас-Воркута по ним также можно бы транспортировать углеводородное сырье - конденсат, сжиженный газ и тяжелую нефть - на перерабатывающие заводы Оренбургской и Пермской областей, а также Республики Башкирия.

Участники Круглого стола высказали обеспокоенность сохранением экстенсивного пути развития экономики страны, ориентированного на приоритетное развитие сырьевых отраслей, вместо инновационного, предусматривающего переход на ускоренное освоение достижений НТП, нанотехнологий, информационных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. И это при том, что уже сейчас 70% всего экспорта составляет природное сырье.

По результатам обсуждения участники Круглого стола рекомендуют:

1. Считать решение проблемы комплексного освоения природных ресурсов Северного, Приполярного и Полярного Урала весьма важным и своевременным, поскольку промышленный Урал испытывает дефицит в угле, качественных магнитных рудах, хромитах, марганце, рудах цветных металлов, лесе и др. природных ресурсах.

2. Считать, что изложенный в сообщении представителей генерального проектировщика - Института "Ленгипрошахт" проект по сооружению транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный" недостаточно обоснован как с геологической, экономической, так и с экологической и социальной точек зрения.

3. Рассматривая Уральский Север как единый природно-экономический комплекс, считать целесообразным включение в систему программных мероприятий по проект "Урал промышленный - Урал Полярный" территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа, прилегающих к зоне влияния проектируемого транспортного коридора, и других территорий, определенных соглашением между шестью субъектами Российской Федерации, расположенными на Урале.

4. Рассмотреть вопрос о сооружении на первом этапе освоения железной дороги по Западному склону Урала на территории Республики Коми и Пермской области как наиболее эффективной и экологически безопасной.

5. Профильным институтам УрО РАН и заинтересованным организациям интенсифицировать работы по комплексному геологическому, экологическому и социально-экономическому изучению территории Уральского Севера с целью создания там надежной природно-ресурсной базы с экологически безопасными технологиями ее освоения.

6. Провести достоверную оценку ресурсного потенциала полезных ископаемых с составлением перспективных балансов производства и потребления ресурсов непосредственно в зоне предлагаемых транспортных коридоров, не нарушая при этом стадийности выполнения геолого-разведочных работ.

7. Обратиться к административному руководству заинтересованных республик, областей и автономных округов Урала с просьбой о широком включении профильных институтов УрО РАН в проект "Урал промышленный - Урал Полярный" и дальнейшем научном сопровождении.

8. Провести научно-исследовательские работы по оценке экологических последствий строительства транспортных коридоров и освоения природных ресурсов для окружающей среды и коренных малочисленных народов Севера.

9. Обратиться к руководству Коми НЦ УрО РАН с просьбой о проведении аналогичного мероприятия по проблемам освоения природных ресурсов Республики Коми на основе транспортной связи с промышленным Уралом.

10. Войти с предложением в Министерство регионального развития РФ о подготовке совместно с аппаратами полномочных представителей Президента РФ по Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному, Северо-Западному федеральным округам Закона РФ "О статусе северной и полярной территории".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.