Научная статья на тему 'Макрорегион «Коми-Урал»: проблемы и направления экономической интеграции'

Макрорегион «Коми-Урал»: проблемы и направления экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
262
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрегиональная интеграция / макрорегион / республика коми / сзфо / урфо / технологические связи / ресурсный потенциал / interregional integration / macro region / komi republic / nwfo / urfo / technological links / resource potential

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калинина Альбина Александровна, Лаженцев Виталий Николаевич

Обоснована необходимость макроэкономического подхода к пространственному объединению территорий России, обеспечивающему устойчивость ее экономического развития. Рассмотрен современный уровень межрегиональных связей, выделены факторы, ограничивающие их развитие. Проведена оценка основных предпосылок формирования нового меридионального макрорегиона и возможностей расширения межрегиональной интеграции Республики Коми с сопредельными территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калинина Альбина Александровна, Лаженцев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article motivates macro-economic approach to spatial consolidation of the Russian territories that secures stability of their economic development. Contemporary level of inter-regional links is considered and factors that limit development are distinguished. Basic premises of a new meridian macro region formation and possible extension of inter-regional integration of the Komi Republic with neighboring territories is estimated.

Текст научной работы на тему «Макрорегион «Коми-Урал»: проблемы и направления экономической интеграции»

Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 4. Сыктывкар, 2010.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 338-984

МАКРОРЕГИОН «КОМИ—УРАЛ»: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

А.А. КАЛИНИНА, В.Н. ЛАЖЕНЦЕВ

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера

Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар

[email protected]

Обоснована необходимость макроэкономического подхода к пространственному объединению территорий России, обеспечивающему устойчивость ее экономического развития. Рассмотрен современный уровень межрегиональных связей, выделены факторы, ограничивающие их развитие. Проведена оценка основных предпосылок формирования нового меридионального макрорегиона и возможностей расширения межрегиональной интеграции Республики Коми с сопредельными территориями.

Ключевые слова: межрегиональная интеграция, макрорегион, Республика Коми, СЗФО, УрФО, технологические связи, ресурсный потенциал

A.A. KALININA, V.N. LAZHENTSEV. MAKROREGION "KOMI-URALS": ISSUES AND DIRECTIONS OF ECONOMIC INTEGRATION

The article motivates macro-economic approach to spatial consolidation of the Russian territories that secures stability of their economic development. Contemporary level of inter-regional links is considered and factors that limit development are distinguished. Basic premises of a new meridian macro region formation and possible extension of inter-regional integration of the Komi Republic with neighboring territories is estimated.

Key words: Interregional integration, macro region, Komi Republic, NWFO, UrFO, technological links, resource potential

Макрорегионы - фактор устойчивости экономического развития России

Территория России многообразна по климату, природно-ресурсным потенциалам, уровням экономического и социального развития, геополитическому положению. Именно поэтому межрегиональная интеграция рассматривается в России как одно из важнейших направлений государственной политики. Ее особенность заключается в сложности сопряжения производственных, научно-технических и экологических характеристик различных регионов, огромных расстояниях и недостаточной развитости транспортных коммуникаций. От того, как будут развиваться межрегиональные связи, зависят пропорции и устойчивость экономического развития всей страны.

По определению [1, 2] межрегиональные экономические связи являются составной частью общественных отношений и отражают интересы населения конкретных регионов. Межрегиональная интеграция способствует формированию крупных (макро) регионов и, соответственно, транспортного каркаса и производственно-технологических кластеров, конкурентоспособных в общей системе ры-

ночного пространства. Без этого нельзя реализовать обозначенную политическую доктрину модернизации экономики России и перевода ее на путь инновационного развития. Межрегиональное взаимодействие представляется актуальным еще и потому, что в России сокращается численность населения и трудовых ресурсов. По прогнозу Росстата до 2025 г. численность населения трудоспособного возраста уменьшится на 15-20%. Компенсировать это частично можно лишь повышением квалификации работников и их мобильностью.

Неслучайно проблемам развития межрегионального экономического сотрудничества в последние годы уделяется все больше внимания [3-5]. В научных работах отмечается, что вопросы управления процессами взаимодействия регионов исследованы явно недостаточно. Система управления этими связями в стране еще не сформировалась. Авторы исходят из того, что ключевые проблемы регионального развития связаны с макрорегионами как главными объектами долгосрочного планирования.

Усиление макроструктурных тенденций в российском экономическом пространстве обуславливает необходимость их всестороннего научного изучения. Особое значение имеет оценка потенци-

альных возможностей межрегиональной интеграции по линии «Север - Юг». Север - это 80% запасов твердых полезных ископаемых России, 80% нефти, почти весь добываемый газ, 50% всей деловой древесины, 20% национального дохода, более 60% валютных поступлений и всего 9,8% проживающего населения. Именно ресурсные возможности северных территорий России определяют необходимость формирования меридиональных связей и соответствующих транспортных коридоров, например, уральских - восточного и западного.

Новое положение Урала по линии «Север - Юг»

Исторически Уральский экономический район формировался главным образом как мост между европейскими и восточными территориями России, как опорная база индустриализации и оборонной промышленности. Он имел соответствующую структуру производства, которая со временем вступила в противоречие с внутренними потребностями самого Урала, с социальными и экологическими параметрами жизни его населения.

В настоящее время Уралу предстоит определить свое новое положение в географическом разделении труда и учесть возможности движения не только по линии «Запад - Восток», но и по линии «Север - Юг». Здесь интересы Урала и в целом России совпадают, поскольку северный вектор развития становится все более актуальным для всей национальной экономики. Ясно, что без продукции уральских машиностроительных, металлургических и химических предприятий северные ресурсы не освоить, а Урал без северного сырья не может развиваться масштабно, как прежде. Именно в этом направлении формируется федеральная целевая программа «Урал промышленный - Урал Полярный» (от Салехарда до Екатеринбурга и Челябинска). Не менее важное значение имеет укрепление связей с европейским Северо-Востоком, что открывает новые перспективы диверсификации производства по всей меридиональной полосе от Нарьян-Мара и Архангельска до Уфы и Оренбурга.

Создание новых меридиональных мегаструктур нельзя ограничивать лишь передачей сырья и полуфабрикатов с севера для дальнейшей переработки на юг. Недостаточно и создание производственных баз на юге для нужд севера. Все это должно быть дополнено научно-технической и производственной кооперацией, созданием транспортной и информационной инфраструктур, а также совместных корпоративных институтов.

Характер современных межрегиональных связей Республики Коми с сопредельными территориями

Географическое положение Республики Коми на границе - между Уральским, Северо-Западным и Поволжским федеральными округами - дает возможность рассматривать ее минерально-сырьевую базу в качестве основы для развития разнонаправленных межрегиональных связей. При условии эквивалентности товарообмена они будут взаимно выгодны и нацелены на совершенствование структуры как добывающих, так и обрабатывающих отраслей промышленности.

Межрегиональные товарные потоки Республики Коми изначально уходили в основном в западном направлении. Этому в немалой степени способствовало наличие железной дороги, обеспечивающей перевозки грузов из республики по всем областям и республикам Северо-Запада, поставки нефти по магистральному нефтепроводу Харьяга-Ухта-Балтийская система и транзитного газа из западно-сибирских районов УрФО через Республику Коми и далее по районам Северо-Запада в общее газовое кольцо европейской части России. Соотношения поставок из республики в указанные регионы рассмотрено на примере топливно-энергетических ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

Вывоз основных ТЭР из Республики Коми, % от объемов добычи, 2008 г.

В том числе

Виды ТЭР Вывоз из республики, всего СЗФО УрФО Другие рай- оны Рос- сии Экс- порт

Нефть 71,0 - - - 71,0

Нефтепродукты:

бензин 49,0 41,0 0,2 7,2 0,6

дизтопливо 59,0 14,3 1,5 5,2 38,0

мазут 71,0 10,0 2,0 6,0 53,0

Уголь

коксующийся 61,0 43,0 - 8,0 10,0

энергетический 57,0 46,7 1,6 8,7 -

Технический углерод 100,0 - - 27,0 73,0

Сжиженный газ 100,0 - - 28,0 72,0

Рассчитано с использованием данных [6].

Нефтяная отрасль ориентирована преимущественно на экспорт. То же относится и к таким продуктам газопереработки, как сжиженный газ и технический углерод. Четко прослеживается преобладание поставок ТЭР из республики в районы СЗФО и незначительные - в районы УрФО. Межрегиональные связи по линии «Коми-Урал» имеют устойчивую тенденцию роста в части ввоза уральской продукции в республику, в которой отражается индустриальный профиль Урала: прокат и оборудование (55%), т.е. товары с относительно высокой добавленной стоимостью. Из республики на Урал вывоз на 50% обеспечивается бокситами - первичным сырьем для алюминиевой промышленности. При развитии в республике глиноземного производства добавленная стоимость ее экономики, несомненно, повысится, что выгодно и уральским регионам, заинтересованным в улучшении своей экологии за счет индустриальной разгрузки.

Добыча и переработка минеральных ресурсов (собственных и привозных) и особенно машиностроение являются основой специализации Урала. Однако нельзя не отметить диспропорцию между снижающимися возможностями добычи рудного и энергетического сырья и ростом спроса на него со стороны перерабатывающих производств. Это одна из основных причин, сдерживающих развитие про-

изводительных сил Урала. По данным Института экономики УрО РАН обеспеченность местным железорудным сырьем заводов Урала составляет 35%, медным концентратом - 50, цинковым - 70, энергетическими углями - 17%. Здесь отсутствуют коксующиеся угли, практически нет хрома, марганца и других видов сырья. В районы Урала завозится более 60 млн. т различных видов полезных ископаемых, в т.ч. 20-22 млн. т энергетических углей, 7 млн. т хромитовых, 0,9 млн. т медных, 1,7 млн.т марганцевых руд [4,7].

Основными поставщиками сырья на Урал являются: Кузнецкий бассейн (уголь), Мурманская и Иркутская области (железная руда), а также страны ближнего и дальнего зарубежья (уголь, бокситы, марганец, хром и др.). При этом перевозки осуществляются на расстояние до 3 тыс. км и более. Высокие транспортные расходы приводят к существенному повышению себестоимости уральской продукции.

В стратегических планах развития регионов Урала правомерно предусмотрена интенсификация освоения собственной минерально-сырьевой базы. Вместе с тем, обозначены ее пределы. Поэтому актуальной считается задача привлечения сырья и топлива со стороны северных регионов, в том числе из Республики Коми. Ее решение имеет не только благоприятные ресурсные и технологические предпосылки, но и факторы, ограничивающие развитие межрегиональных связей Коми -Урал. К ним относятся:

- неудовлетворительное техническое состояние железной дороги Котлас-Киров-Пермь, к тому же этот «окольный» путь приводит к существенному удорожанию продукции для уральских потребителей;

- медленное строительство железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Соликамск («Белкомур»);

- отсутствие путей сообщения между пос.Троиц-ко-Печорск и городами Соликамск и Березники, а также станцией Полуночное, что существенно сдерживает кооперацию по линии комплексного использования древесины, а в перспективе и магниевых солей;

- вялая реализация намерений объединить интересы Республики Коми и регионов Урала, важным инструментом которой при согласовании корпоративных и территориальных интересов могли бы быть специальные договора региональных правительств и лицензионные соглашения, определяющие участие вертикально-интегрированных компаний (ВИК) в освоении и комплексном использовании минерально-сырьевых ресурсов;

- недостаточная товарная эффективность межрегионального обмена для Республики Коми, что может быть изменено за счет перехода ее экономики от преимущественной ориентации сырьевых ресурсов на экспорт к ресурсно-инновационной модели развития в основном в рамках внутри-российского рынка.

Предпосылки формирования макрорегиона Коми-Урал

К основным предпосылкам, которые способствуют макрорегиональной интеграции Коми -Урал, относятся: ресурсные, инновационные, транспортные, институциональные.

Ресурсы

Перспективными в Республике Коми являются те виды сырья и топлива, в которых нуждается промышленность Урала, - бокситы и глинозем, коксующийся и энергетический угли, марганцевые руды, бариты, хромиты, медные руды. Общую характеристику топливного и рудного потенциала Республики Коми относительно потребностей Урала можно представить следующим образом.

Ресурсы, в которых Урал в настоящее время испытывает острый дефицит:

- уголь коксующийся и энергетический, бокситы, глинозем, бариты (проекты их освоения имеют высокую вероятность реализации, утверждены запасы промышленных категорий, намечено строительство новых или расширение действующих предприятий);

- хромиты, марганец, медь (для их освоения необходимы ускоренная оценка, разведка и выявление наиболее эффективных месторождений);

- редкие и редкоземельные металлы (ниобий, тантал Ярегского нефтетитанового и других месторождений, галлий среднетиманских бокситов и др.), для извлечения которых требуются высокие технологии.

Ресурсы, которые могут быть произведены в Республике Коми и вывезены на уральский рынок в перспективе:

- нефтепродукты мирового качества (могут быть получены за счет расширения мощностей Ухтинского НПЗ в 1,5-2 раза и строительства нового Усинского НПЗ мощностью 1,3 млн. т);

- трансформаторные, медицинские и другие масла, а также хрупкие лаковые битумы и арктическое дизтопливо на основе высококачественной бессернистой тяжелой ярегской нефти при увеличении ее добычи с 0,5 до 3,5 млн. т и выделении ее переработки в отдельное производство на Ухтинском НПЗ;

- двуокись титана (строительство Ярегского горнохимического комбината);

- расширение ассортимента деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции (расширение ОАО «Монди Сыктывкарский лПк» и возможное строительство новых лесоперерабатывающих предприятий).

Инновации

В природно-ресурсных отраслях промышленности Республики Коми для развития межрегиональной интеграции Коми-Урал следует выделить наиболее значимые проекты: развитие добычи усинских и сейдинских углей, боксито-глиноземное производство, глубокая переработка ярегской нефти и титановое производство. Эта продукция может составить до 90% стоимости вывоза из Республики Коми на Урал. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективность межрегионального обмена определяется не столько объемами, сколько степенью инновационности добычи и переработки полезных ископаемых.

Отметим инновационный характер некоторых проектов именно под углом зрения интеграции Ко-ми-Урал.

Новые методы добычи и использования сей-динских углей. Сейдинское месторождение содер-

жит высококачественное топливо для энергетики. Оно включено в «Энергетическую стратегию России до 2030 г.». Государственной Комиссией по запасам Роснедра в 2007 г. утверждены запасы энергетических углей для подземной добычи по категориям С-|+С2 (шахта № 5) в количестве 433 млн. т. Представленные для утверждения под открытую добычу в пределах этой шахты по категориям С-|+С2 запасы в объеме 92,6 млн. т пока не утверждены в связи с недостаточным горнотехническим и экономическим обоснованием, а также отсутствием оценки возможности применения комплексной открытоподземной разработки участков месторождения.

Геологические условия месторождения позволяют строить шахты принципиально отличающиеся от действующих с возможным применением инновационных технологических схем «шахта-лава» с одним или двумя очистными забоями, со среднесуточной нагрузкой на лаву 6-7 тыс. т, высокой производительностью труда. Это является гарантией высокой конкурентоспособности этих углей.

Специалисты считают возможным также строительство здесь предприятий открытой добычи с использованием комплексной открыто-подземной технологии.

Реализация данного проекта определяется не потребностями Республики Коми, а топливноэнергетическим балансом России в целом. В этой связи заметим, что повышение спроса на уголь на внутрироссийском рынке непосредственно обусловлено предполагаемым ростом цены на газ в 2-2,5 раза. Прежнее ожидание, что уже к 2010 г. произойдет изменение цен в пользу угля, пока не подтверждается. Наоборот, поставки углей на электростанции снижаются. За шесть первых месяцев 2009 г. сокращение поставок произошло на 10 млн. т (18% от общей потребности) по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., что, впрочем, связано и с динамикой финансового кризиса.

Перспективная потребность в сейдинском угле на Урале оценена в объеме 10 млн. т в год. Для уральской угольной генерации с использованием сейдинского угля возможно получение эффекта от консолидации активов угольщиков и энергетиков на основе заключения прямых долгосрочных контрактов.

Другим внутренним рынком для сейдинских углей может стать Северо-Запад, при условии, что при вводе новых энергетических мощностей в этом регионе будут преобладать угольные, а не газовые. Возможным направлением использования сейдин-ских углей в долгосрочной перспективе, кроме энергетического, может стать нетрадиционное, связанное с углехимией и получением ряда новых инновационных продуктов. Однако для выбора конкретных технологий переработки необходимы детальные исследования их качественного состава и опытно-промышленные испытания с учетом опыта Кузбасса, где предпринимаются попытки организовать масштабную углехимию.

Боксито-глиноземное производство. Добыча бокситов опирается на мощную сырьевую базу месторождений Среднего Тимана (30% запасов России). В настоящее время добыча бокситов составляет около 2 млн. т в год, которые в полном объеме поступают на уральские глиноземные заво-

ды. В перспективе намечалось довести добычу до

6.4 млн. т бокситов в год, что позволило бы поднять сырьевую обеспеченность алюминиевой промышленности России с 40 до 90%. При этом 65 % бокситов будет перерабатываться в Республике Коми на новом глиноземном заводе, а остальная часть -по-прежнему на действующих заводах Урала. Начатое строительство в Республике Коми Сосногорского глиноземного завода производительностью

1.4 млн. т глинозема в год остановлено из-за отказа предприятию в выделении ОАО «Газпром» 500 млн. м3 в год природного газа для энергетических и технологических нужд. С началом строительства магистрального газопровода «Ямал-Европа» в Республике Коми между Правительством республики и ОАО «Газпром» подписано соглашение о выделении необходимых объемов газа глиноземному заводу в 2012 г. Предполагается построить отвод от магистрального газопровода «Ямал-Европа».

Наиболее эффективным был бы вариант межрегиональной интеграции Коми -Урал при условии переработки всего объема бокситов в республике. Этот вариант обеспечил бы повышение стоимости произведенной товарной продукции по сравнению с вывозом сырья в 10 раз, а, следовательно, и соответствующий рост налоговой базы [5], а также позволил бы закрыть устаревшие заводы на Урале.

Ярегский нефтетитановый проект. Ярегское нефтетитановое месторождение является потенциальной сырьевой базой для обеспечения рынка России продуктами переработки титановой руды и тяжелой высококачественной нефти. Уникальность данного месторождения заключается в том, что наряду с большими запасами тяжелой нефти оно содержит 40% запасов титанового сырья России.

На месторождении ведется добыча шахтным способом только нефти в объеме 0,5 млн. т в год. Существующая технология переработки ярегской нефти по топливному циклу приводит к потере ее ценных качеств. Проблема переработки титановой руды не продвинулась дальше попыток организовать опытно-промышленное производство. Новейшая технология производства из ярегской руды диоксида титана позволяет получать продукты мирового стандарта. Заметим, что на российском рынке пока имеется только импортный диоксид титана.

Проводимая в настоящее время политика владельцев лицензии на разработку Ярегского месторождения (ОАО «Ярегская нефтетитановая компания» совместно с управляющей компанией ООО «Лукойл-Коми») не соответствует требованиям государства в области комплексного освоения недр. Если производство диоксида титана - это непрофильные активы нефтяной компании, что вызывает определенные проблемы его развития, то эффективная переработка уникальной ярегской нефти - это профильное направление компании, но требующее специальных способов переработки для извлечения уникальных продуктов - трансформаторных, белых технических и медицинских масел, хрупких и лаковых битумов, арктического дизтоплива и других. Организовать производство такой в значительной степени инновационной продукции возможно на Ухтинском НПЗ при условии дооснащения его необходимым оборудованием и

роста добычи ярегской нефти до 1,7 млн. т, а в дальнейшем до 3-3,5 млн.т в год, что потребует освоения технологии добычи с поверхности за счет внедрения горизонтального бурения скважин.

Ярегский нефтетитановый проект может получить новые аспекты реализации, если его рассматривать в совокупности с титано-магниевым и калийно-магниевым производствами. Это направление пока не имеет технико-экономического обоснования, достаточного для формирования соответствующих инвестиционных программ. Однако гипотетически его можно обозначить как перспективное, нацеленное на кооперацию с Березниковским тита-но-магниевым комбинатом, Соликамским магниевым заводом, а также на увязку с возможным освоением Верхнепечорского месторождения калийно-магниевых солей. Здесь просматриваются как технологические, так и социально-экологические предпосылки укрепления экономических связей юго-востока Республики Коми и севера Пермского края.

Оценка важнейших элементов ресурсной базы республики - угля, бокситов, глиноземного и титанового производств, новой товарной группы продуктов на базе переработки ярегской нефти -позволяет сделать вывод о возможностях значительного прироста вывоза продукции из республики на Урал и Северо-Запад.

Транспорт

Намечена реализация двух мегапроектов:

- железнодорожной магистрали «Белкомур» (от границы Финляндии через Карелию, Архангельскую область, Республику Коми до Соликамска на Урале) , сокращающей доставку продукции из Республики Коми на Урал на 500 км, к Белому морю -на 800 км;

- транспортной магистрали вдоль восточного склона Урала (Полуночное - Обская - Салехард -Надым) в рамках мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный», основная задача которого -освоение рудных и топливных ресурсов.

Важно отметить, что первый проект является не только транспортным, но и общехозяйственным. ООО Межрегиональная компания «Белкомур» получила права на формирование и реализацию любых инвестиционных программ, связанных с экономическим развитием зоны тяготения новой железной дороги. Это, в первую очередь, касается освоения лесных и минерально-сырьевых ресурсов, строительства автодорог и энергетических объектов.

Оба проекта включены в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 г. При определенных условиях в соответствии с транспортной стратегией могут получить развитие железнодорожные ответвления Ухта-Индига и Воркута-Усть-Кара, обеспечивающие выход к Северному морскому пути. Сохраняется актуальность строительства железных дорог от Троицко-Печорска на Соликамск и Полуночное. Это еще в большей мере укрепит макрорегион Коми-Урал.

Северо-восточная часть Республики Коми, где разведаны месторождения угля, баритов, марганца, меди, хромитов и других полезных ископаемых, непосредственно примыкает к будущей железнодорожной магистрали вдоль восточного склона Урала. Строительство северной части этой дороги уже нача-

лось. Ситуация складывается так, что оно будет осуществляться опережающими темпами по сравнению с подготовкой здесь ресурсной базы. Первостепенными для загрузки данной железной дороги становятся перечисленные ресурсы Республики Коми. Следует также принять во внимание качество ресурсов. Сравним для примера некоторые показатели добычи сейдинских и северо-сосьвинских углей (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные показатели разработки Сейдинского месторождения (подземным способом) и Северо-Сосьвинского месторождения (открытым способом) (данные 2006 г.)

Показатели Сейдинское месторож- дение Северо-Сосьвинское месторождение

Шахта № 5 Оторьин-ские разрезы Тольин- ские разрезы

Производст-

венные мощности шахты (разрезов),

млн. т 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низшая теплотворная способность рядового угля, ккал/кг 4800

Капитальные вложения,

млрд. руб. 26,9

Численность

персонала, чел. 1763

Себестоимость 1 т рядового

угля, руб./т 400

Составлено по данным [8].

Сейдинские угли имеют явное преимущество именно как энергетическое топливо для Урала. Кроме того, по «Сейде» уже имеются утвержденные промышленные запасы для строительства первой шахты мощностью 8 млн. т в год в отличие от Северо-Сосьвинского месторождения, где нет пока утвержденных запасов.

Транспортный полигон макрорегиона Коми-Урал целесообразно рассматривать в границах Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов, Республики Коми, Пермской и Свердловской областей. В таком случае магистраль, проходящая по восточному склону, становится стержневой для освоения ресурсов как Западной Сибири, так и европейского Северо-Востока. С учетом такого подхода на федеральном уровне необходимо рассматривать не только проект «Урал промышленный - Урал Полярный», но и «Коми-Урал».

Институциональные предпосылки

Межрегиональное сотрудничество предполагает стабильность баланса интересов предприятий и территорий. Наиболее устойчивую межрегиональную интеграцию обеспечивают ВИК, как корпоративные структуры межрегионального уровня. Участие корпораций в межрегиональных связях

8,0 8,5

30054240 3786

31,6 21,7

2750 1620

1127 737

требует корректировки их пространственного поведения. Важно не допустить снижения региональных доходов. Известно, что зачастую интересы сырьевых регионов ущемляются при использовании внутри корпораций трансфертных цен. Кроме того, корпорации недооценивают сырьевые регионы как базу размещения перерабатывающих производств. Это хорошо видно на примере бокситов, добываемых в Республике Коми компанией РУСАЛ. По нашим расчетам, цена реализации бокситов 1314 дол./т, транспорт его до уральских глиноземных заводов 14,5 дол./т, цена получаемого на Урале глинозема 250 дол./т. Стремление Республики Коми вывозить не только сырье, но и продукты промежуточных технологических переделов, соответствует общей федеральной линии совершенствования территориальной структуры народного хозяйства. Полагаем, что такого рода интересы должны быть защищены в рамках лицензионных и специальных соглашений.

Таким образом, формирование макрорегиона Коми-Урал обусловлено:

- реализацией двух транспортных мегапроектов - «Белкомур» и «Урал промышленный - Урал Полярный»;

- качественным разнообразием и возможностями топливного и минерально-сырьевого потенциала Республики Коми при дефиците минерального сырья и топлива на Урале;

- ожидаемым переходом сырьевой экономики Республики Коми на ресурсно-инновационный путь развития.

Работа выполнена в рамках Программы РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».

Литература

1. Лаженцев В.Н. Пространственное развитие (примеры Севера и Арктики)// Известия Коми НЦ УрО РАН, 2010. №1. С. 97-104.

2. Лаженцев В.Н. Теория пространственной интеграции и практика межрегионального взаимодействия // Горизонты экономического и культурного развития: материалы пленарного заседания Второго северного социально-экономического конгресса/ Отв. ред. В.А.Черешнев. М.: Наука, 2007. С. 64-68.

3. Экономическая интеграция: пространственный аспект / Отв. ред. П.А. Минакер. РАН, Дальневосточное отделение. Ин-т эконом. ис-след. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. 352 с.

4. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция европейского Северо-Востока, Урала и Сибири /Под ред. В.В.Алек-сеева, М.К.Бадмана, В.В.Кулешова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 356 с.

5. Дмитриева Т.Е., Калинина АА., Лаженцев В.Н. Основания и условия межрегиональной интеграции Коми-Урал // Экономика региона. Тематическое приложение к №2 (10), 2007. С. 106-118.

6. Использование топливно-энергетических ресурсов в Республике Коми: стат.сб./ Коми-стат. Сыктывкар, 2009. 62 с.

7. Концептуальные основы формирования и реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» / Под общ. ред. акад. РАН А.И.Та-таркина. М.: Экономика, 2007. С. 127-130.

8. Федоров С.В., Шарин В.В. Технико-экономическая оценка разработки Северо-Сосьвин-ских буроугольных месторождений// Экономика региона. Тематическое приложение к №2 (10), 2007. С. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.