Научная статья на тему 'Решение теоретических и концептуальных проблем логистики как антикризисная мера'

Решение теоретических и концептуальных проблем логистики как антикризисная мера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА / ИНТЕГРАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / LOGISTICS / ANTI-RECESSIONARY MEASURE / INTEGRATION / FINANCIAL STREAM / MOVEMENT OF GOODS / INVESTMENTS / FINANCING SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровин Евгений Геннадьевич

Ситуация на рынках материальных ресурсов, складывающаяся в связи с экономическим кризисом, вызывает необходимость повышения экономического интереса к проблеме менеджмента ресурсов и применения логистического подхода к процессам обеспечения предприятий в целях реализации их антикризисной политики. Решение этой проблемы требует теоретического исследования современного рынка, что, с точки зрения логистического подхода, должно обеспечить направленное воздействие на минимизацию издержек по всей цепи поставок и служит необходимым условием конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The situation in the markets of the material resources, developing in connection with an economic crisis, causes of increase of economic interest to a problem of management of resources and application of the logistical approach to processes of maintenance of the enterprises with a view of realization of their anti-recessionary policy. The decision of this problem demands theoretical research of the modern market that, from the point of view of the logistical approach, should provide the directed influence on minimization of costs for all chain of deliveries and serves as a necessary condition of competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Решение теоретических и концептуальных проблем логистики как антикризисная мера»

УДК 338.2 : 336.01

Е.Г. Коровин

РЕШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛОГИСТИКИ

КАК АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА

Ситуация на рынках материальных ресурсов, складывающаяся в связи с экономическим кризисом, вызывает необходимость повышения экономического интереса к проблеме менеджмента ресурсов и применения логистического подхода к процессам обеспечения предприятий в целях реализации их антикризисной политики. Решение этой проблемы требует теоретического исследования современного рынка, что, с точки зрения логистического подхода, должно обеспечить направленное воздействие на минимизацию издержек по всей цепи поставок и служит необходимым условием конкурентоспособности предприятия.

Логистика, антикризисная мера, интеграция, финансовый поток, товародвижение, инвестиции, источники финансирования.

E.G. Korovin

THEORETICAL AND CONCEPTUAL LOGISTICS PROBLEMS DECISION AS AN ANTI-RECESSIONARY MEASURE

The situation in the markets of the material resources, developing in connection with an economic crisis, causes of increase of economic interest to a problem of management of resources and application of the logistical approach to processes of maintenance of the enterprises with a view of realization of their antirecessionary policy. The decision of this problem demands theoretical research of the modern market that, from the point of view of the logistical approach, should provide the directed influence on minimization of costs for all chain of deliveries and serves as a necessary condition of competitiveness of the enterprise.

Logistics, anti-recessionary measure, integration, financial stream, movement of goods, investments, financing sources.

Восстановление экономических и организационных связей предприятий, осложненных экономическим кризисом, требует активных антикризисных мер для осуществления обменных процессов и доведения изготовленной продукции до конечного потребителя. Необходимой составляющей этих процессов является логистика, главная цель которой - обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества.

В условиях глобализации экономики, формирования единого экономического пространства логистика в большинстве стран получает научно-прикладное значение и развитие. Применение логистики как инструмента интеграции предприятий и организаций в макроло-

гистическую систему, обеспечивающую возможность оптимизации сквозного материального потока с использованием современной вычислительной техники и коммуникационных технологий, позволяет существенно сократить временной интервал поставки товаров и услуг от производителя до потребителя, способствует резкому снижению непроизводительного использования материальных ресурсов, ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса.

Несмотря на то, что к настоящему времени теоретические и концептуальные аспекты логистики широко исследованы отечественными и зарубежными учеными применительно к различным сферам деятельности, до сих пор не проведено комплексного завершения формирования теоретических основ логистики, отсутствует системное исследование таких сложных вопросов как специфика проявления экономических законов рыночной экономики применительно к мак-ро-, мезо-, микрологистическим системам. Кроме того, как отмечает В.В. Щербаков, «не окончательно сформулированы концептуальные положения и полные комплексы задач, поскольку процесс формирования логистики как науки продолжается» [1, с.41].

Принципиальная новизна логистического подхода в процессе кооперации предприятий различных отраслей экономики - обеспечение органичной взаимосвязи между звеньями формирования, продвижения, реализации продукции и услуг, а также сквозного управления материальными и финансовыми потоками с помощью новейших информационных технологий.

На территории России и других стран СНГ имеются объективные предпосылки, составляющие исходный фундамент распространения логистической концепции в сферах производства и обращения предприятий, вступающих в кооперационные связи в рамках территориально-производственных комплексов, особенно это касается перерабатывающих, транспортных предприятий, а также предприятий, выполняющих транспортноэкспедиционные и другие логистические услуги. В полной мере это относится и к сфере банковских услуг, опосредующих финансовые операции между контрагентами по сделкам в цепи поставок. К таким предпосылкам следует отнести развитие различных производственных и технологических объектов отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, крупных автоматизированных транспортно-складских комплексов, предприятий различных видов связи и транспорта, информационнодиспетчерских центров, новейших систем компьютерных и мобильных сетей. Используя накопленный мировой опыт и научно-технический потенциал предприятий, необходимо ускоренными темпами внедрять современные логистические методы и системы на современных предприятиях различных отраслей экономики.

Логистическое обеспечение транспортирования и складирования средств и предметов труда относится к важнейшим функциям любого предприятия и предпринимателя. В последние годы решение проблем конкурентоспособности продукции предполагает реализацию принципов логистики на всех уровнях управления во взаимосвязи планирования, инвестирования и производства в едином логистическом цикле.

Согласно определению логистики, сфера ее применения - это организация и рационализация товарных и сопутствующих им потоков при движении их от производителя к потребителю. В настоящее время логистика включает также управление закупками (снабжением) и запасами, производством, сбытом и перевозками, управление кадрами и информационное обеспечение потоковых процессов, включая финансовые операции в цепи поставок [2].

Планирование имеет главной задачей определение объема материалов, необходимых в конкретный плановый период. При этом различают планирование потребности в материалах, основанное на их расходовании в предыдущие периоды, и потребности, обусловленной выполнением производственной программы. Главным вопросом каждого вида планирования обеспечения ресурсами служит расчет объемов поставок, распределенных во времени, по

месту потребления, виду, таким способом, который приводит к минимальным издержкам на логистические операции, связанные с поставками. Организация обеспечения предприятия ресурсами включает комплекс таких задач, как анализ, планирование, контроль процессов, происходящих в данной сфере деятельности.

Менеджеры службы обеспечения интегрированных в логистические цепочки предприятий должны принять обоснованное решение: о системе организации обеспечения (централизованное или децентрализованное), ориентируясь на соответствующие рынки или на прямые хозяйственные связи с предприятиями-производителями; о том, какие виды материалов закупать на рынках или у партнеров по кооперации; на какое количество ориентироваться; по каким критериям выбирать поставщиков; какие виды транспорта использовать для доставки материалов, оборудования; какие методы складирования применять.

Регулирование процесса товародвижения, сопровождаемого финансовыми и информационными потоками, требует комплексного управления производством, снабжением и распределением как единой интегрированной (сквозной) системой. Главная задача такого управления - оптимизация всех бизнес-процессов, уменьшение при этом логистических издержек.

Ситуация на рынках материальных ресурсов, складывающаяся в связи с экономическим кризисом, вызывает необходимость повышения экономического интереса к проблеме менеджмента ресурсов и применения логистического подхода к процессам обеспечения предприятий различных организационно-правовых форм. Решение этой проблемы требует теоретического исследования особенностей проявления закона спроса и предложения на рынках сырьевых ресурсов, что, с точки зрения логистического подхода, должно обеспечить направленное воздействие на минимизацию издержек по всей цепи поставок и служит необходимым условием конкурентоспособности предприятия.

Одной из самых сложных современных концептуальных проблем логистики во всем процессе создания нового и развития действующего предприятия является поиск источников финансирования. Привлечение средств для финансирования (инвестирования) может производиться за счет внутренних и внешних источников. Инвестиционная деятельность рассматривается в данном случае как процесс, охватывающий как вложение инвестиций, так и совокупность практических действий по их реализации. И в этой связи возникает необходимость теоретических исследований взаимодействия логистических систем предприятий различных организационно-правовых форм с банками по поводу реализации финансовых потоков, поскольку ни один другой поток не может формироваться и продвигаться к потребителю без необходимых финансовых ресурсов.

В кризисных условиях инвестиции в основной капитал, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов различных отраслей сократились. В то же время сохраняются как таковые источники инвестиций, в качестве которых, согласно российскому законодательству, могут использоваться средства предприятий, целевые банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (доходов).

В российской предпринимательской практике обычно к внутренним источникам привлечения средств относятся собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, а кроме того, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан-предпринимателей и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, а также денежные суммы, получаемые партнерами в виде неустоек, штрафов и т.п. [3].

Если предприниматель исчерпал возможности внутреннего финансирования, то он вынужден обратиться к внешним источникам капитала, к которым относятся: заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другое); привлеченные финансовые средства (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов; иностранные инвестиции.

Анализ отдельных источников финансирования показывает многообразие объектов и субъектов инвестиционной деятельности, способов и механизмов использования внешних источников финансирования. Представляет научный и практический интерес способ инвестирования инноваций, основанный на использовании обществ с ограниченной ответственностью по научно-исследовательской работе (НИР). Чаще всего такой способ финансирования применяется предпринимателями в сфере наукоемких технологий. Потребность в финансировании в данном случае определяется тремя обстоятельствами: во-первых, мотивами освобождения части прибыли от налогов; во-вторых, огромной потребностью производства в инновациях; в-третьих, наличием большого количества научно-технических разработок, проектов и идей, внедрение которых требует инвестиционных средств.

Взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности строятся на договорной основе, однако, формирование предпринимательских структур для разработки и реализации инновационных проектов требует четкого, однозначного определения прав, обязанностей и ответственности сторон, участвующих в процессе инвестирования.

Возникающие на практике сложности обусловлены тем, что выполнение НИР часто осуществляется по различного рода договорам о совместной деятельности, заключаемым между двумя и более предприятиями и организациями, причем одни из них могут выполнять функции инвесторов, другие - разработчиков. В реализации таких соглашений важная роль отводится малым предприятиям, которые могут принять на себя обязательства по предоставлению помещений, оборудования, вычислительной техники, персонала, по материальнотехническому обеспечению, маркетингу, транспортировке.

В российской предпринимательской практике, к сожалению, пока не получила широкого распространения форма финансирования со стороны специализирующихся в области инвестиционной деятельности профессиональных организаций. Речь идет о привлечении и использовании венчурного капитала, который играет существенную роль в финансировании новых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, решение сложных современных концептуальных проблем логистики, относящихся не только к формированию материальных, но и других экономических, финансовых потоков, следует рассматривать как антикризисную меру, поскольку логистические процессы влияют на финансовое состояние, а, следовательно, и на устойчивость функционирования предприятий в конкурентной рыночной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

2. Управление цепями поставок: справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гат-торны; пер. с 5-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.

3. Экономика / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. 2-е изд., перераб. и доп. Саратов: СГТУ, 2008. 688 с.

Коровин Евгений Геннадьевич -

аспирант кафедры

Korovin Evgeny Gennadyevich -

Post-graduate student of the Department

«Экономика и управление на автотранспорте» of «Economy and Management Саратовского государственного in Auto-transport Industry»

технического университета of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 05.06.09, принята к опубликованию 17.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.