Научная статья на тему 'Основные ошибки при подготовке полос к газетному производству'

Основные ошибки при подготовке полос к газетному производству Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные ошибки при подготовке полос к газетному производству»

Основные ошибки при подготовке полос к газетному производству

Н.А. Корогвич,

ДЦмаг-6

Специфика газетного производства относительно препресс-процессов заключается в том, что, как правило, отдел допечатной подготовки типографии не занимается версткой и формированием содержания полос издания. Данными процессами занимается издательство той или иной газеты и финальной стадией данной работы является отправка готовых файлов (чаще всего PDF-формата) в допечатный отдел типографии, где с максимальной скоростью необходимо из этих файлов получить печатные формы для установки на печатную машину. Сжатые сроки обработки полос связаны с загруженным графиком производства, где для каждого издания сформированы жесткие рамки времени для допечатных, печатных и послепечатных процессов. Опоздание по времени производства одного заказа влечет за собой нарушение графика и соответственно может стать причиной возникновения проблем относительно других заказов. Особенно это касается ежедневных газет - издательство, анализируя новости и события минувшего дня, заканчивают верстку поздно вечером либо вовсе в ночное время, присылают файлы, и уже к раннему утру газеты должны быть доставлены в точки реализации печатных изданий. За это время заказ проходит ряд стадий обработки, начиная с создания спуска полос и заканчивая упаковкой и фасовкой готового продукта.

Понятно, что этап допечатной подготовки является неотъемлемым звеном в цепи производства. Оперативность и слаженность работы отдела является залогом успешного выполнения заказа, так как печатная машина не будет запущенна, если не хватает хотя бы одной печатной формы из, например, 128 для одного заказа. Для успешного прохождения заказа на этапе допечатной подготовки необходимо выполнение верстальщиком некоторых условий исходных файлов. Поэто-

му от издателя необходимо соответствие присылаемых файлов техническим требованиям конкретной типографии, которые заранее обговариваются с заказчиком при его обращении в типографию. Рассмотрим пример основных технических требований типографии к исходным файлам (табл. 1).

Таблица 1

Технические спецификации и технологические ограничения к исходным материалам

Техническое требование Пример

Формат бумаги 290 х 400 мм

Формат запечатанного поля 260 х 370 мм

Формат электронного документа 275 х 390 мм

Формат файла PDF 1.4

Формат файла (запасной вариант) Post Script level 3

Параметры PDF-файлов Профиль установок для генерации PDF-файлов предоставляется исполнителем

Разрешение исходных материалов 200 dpi

Линиатура растра 100 lpi

Ограничение суммы красок рекомендованное 220%

Ограничение суммы красок максимально возможное 240%

Баланс серого Cyan Magenta Yellow

четверть тона 25% 18% 18%

средний тон 50% 42% 42%

три четверти тона 75% 64% 64%

Цветовая модель CMYK, без дополнительных цветов

Углы поворота растра Cyan 15°

Magenta 75°

Yellow 0°

Black 45°

Денсиметрические и технологические метки Согласуются сторонами дополнительно

Имена файлов Согласуются сторонами дополнительно

Окончание табл. 1

Техническое требование Пример

Минимальный размер шрифта С засечками - 5 пунктов, рубленный - 4 пункта

Оформление шрифтов цветом размер шрифта цвет шрифта

до 10 пунктов только 100% одной краски

до 12 пунктов только одна краска

более 12 пунктов составные цвета (2-4 краски, рекомендуется не более 3)

с засечками 7 пунктов и более рубленный 6 пунктов и более 100% одной краски

12 пунктов и более в 2 краски либо растровое поле одной краски

14 пунктов и более составные цвета (2-4 краски, рекомендуется не более 3)

Все изображения должны быть повернуты, отмасштабированы и обрезаны в программе обработки изображения перед заверстыванием их в полосу

Все графические объекты должны быть размещены в публикации с обязательной связью с исходными файлами

Все цветные полутоновые изображения перед заверстыванием в полосу должны быть сохранены в цветовой модели CMYK в формате Photoshop EPS или TIFF

Векторные изображения должны быть созданы или пересохранены в Adobe Illustrator или FreeHand и экспортированы в формат EPS. Используемые в них цвета должны быть представлены в цветовой модели CMYK. Шрифты должны быть преобразованы в кривые

Штриховые изображения должны быть сохранены в модели bitmap

Черно-белые полутоновые изображения, кроме случаев специального цветоделения, должны быть сохранены в модели grayscale

Однако, как показывает практика, данные требования не всегда выполняются и это приводит к различным проблемам при выполнении заказа. На диаграмме (рис. 1) можно увидеть типы основных ошибок, встречающихся в исходных файлах, допускаемых верстальщиком и соотношение частоты их обнаружения.

Статистика ошибок издателя

Tjtal ink; 19% ДРугИе; 4% РаЗМеР 3аПеЧ

Рис. 1. Диаграмма типов и частоты обнаружения ошибок

Рассмотрим особенности основных типов ошибок.

Размер запечатываемого поля

Одной из наиболее распространенных ошибок является несоответствие заданным размерам запечатываемого поля исходного файла. При формировании масштабов запечатываемого поля кроме размеров информативной составляющей полосы важно учитывать пустые поля (отступы), требуемые в связи со спецификой того или иного производства. На изображении цифрового макета печатной формы (рис. 2) можно наблюдать следующую картину: при условии, что газета формата 289 х 350 мм верстальщик прислал 2 файла слева - соответствующего формата, справа - нет (289 х 390 мм). Нетрудно догадаться, что в процессе реза часть полосы, расположенной справа на развороте, окажется обрезанной.

Рис. 2. Цифровой макет печатной формы

Масштабы отступов определяются техническими данными той или иной печатной машины. Они являются довольной важной составляющей, играющей роль на качество конечного продукта. Насколько важной можно определить, проследив за процессом транспортировки бумажной ленты с оттисками (рис. 3). Для примера здесь приведено 2 варианта верстки: А - правильный, Б - неправильный. Их различие в учете рекомендованных размеров пустых полей. После переноса изображения на бумажную ленту она продолжает свой путь с помощью транспортирующего цилиндра, причем соприкасается он с лентой по двум ее краям и ширина этих областей соприкосновения равна около 10 мм (зависит от печатной машины). Отсюда и соответствующее требование к размерам нижнего и верхнего отступов. В противном случае при меньшем значении размера отступа соприкасающаяся часть цилиндра будет пачкаться сама, а следовательно и весь тираж отпечатается с грязной полосой (см. «!» на рис. 3). Внешний отступ необходим для того, чтобы захваты фальцаппарата печатной машины пробили бумагу вне запечатываемой области, и не испортив тем самым эстетическую составляющую издания.

Рис. 3. Транспортировка отпечатанной бумажной ленты

(А — верстка полосы в соответствии с техническими требованиями,

Б — с нарушениями размерности отступов)

Внутренний отступ чаще всего необходим для разделения полос и расположения на нем меток. По желанию заказчика в газете можно установить различные контрольные метки, их положение и тип заранее обсуждается. Метки устанавливаются в макете оператором до-печатного отдела типографии, имеют постоянное положение на разво-

роте конкретного издания. На рис. 4 видно, что верстальщик при формировании полосы не учел устанавливаемого в макете разворота меток. В итоге — элемент полосы «наехал» на контрольные метки, которые, как следствие, потеряют свои информативные свойства на оттиске.

Рис. 4. Неверное взаимное расположение запечатываемой области и меток

Однако в газетах часто встречается случай, когда внутренний отступ вовсе отсутствует, соединяя тем самым 2 полосы (истинный разворот) или, например, когда газета не таблоидного, а полного формата.

RGB-пространство

Как известно, в печати используется четыре основных цвета красок: голубой, пурпурный, желтый и черный (CMYK). В связи с этим изображения для печати должны быть подготовлены в соответствующей цветовой модели. Несоответствие требуемой цветовой модели изображения - одна из самых часто встречающихся ошибок. При просмотре сверстанной полосы, RGB-изображение ничем не примечательно - это, видимо, и есть причина такой частоты появления. Данную характеристику конкретных элементов полосы можно контролировать с помощью специальных инструментов (например EyeDropper) (рис. 5). Растрирование такого изображения будет произведено неверно, более того, черной сепарации данной картинки вовсе получено не будет. На рис. 6 приведен пример растрирования изображения с исходной RGB и CMYK цветовой моделью. Заметим, что черный цвет в RGB-модели получается путем смешения трех красок. В результате - при малейшем несовмещении красок в процессе печати на контурах символов текста может появиться одна из составляющих суммарного цвета.

Рис. 5. Контроль цветовых характеристик изображения

Рис. 6. Пример растрирования изображения с исходной RGB и CMYK цветовой моделью

В общем случае, при печати RGB-изображений, оттиски значительно теряют качество цвета приобретая грязный коричневый оттенок, появляется ощущение блеклости картинки. Соответственно при печати черного цвета тремя красками значительно повышается расход красок.

Total Ink (сумма красок)

Total Ink (сумма красок) - сумма тоновых значений в данной зоне изображения всех четырех цветов печатных красок CMYK. Измеряется в процентах. В большинстве случаев максимальное значение суммы красок находится в области наиболее темных ахроматических тонов. В зависимости от типа материала и технологии печати типичное ограничение по сумме в газетной печати 240-280%. Превышение заданных параметров Total Ink приводит к отмарыванию - дефекту, при котором печатная краска сразу после нанесения переходит с запечатанной стороны предыдущего оттиска на обратную сторону последующего (рис. 7).

Рис. 7. Пример отмарывания при печати

ИИмя файла

В связи большими потоками информации, современные газетные типографии оборудованы программными комплексами автоматизированного управления допечатными процессами. Они позволяют освободить операторов PrePress отдела от рутинного перетаскивания файлов полос (до 700 в смену) по различным стадиям их обработки. Однако для корректной работы ПО необходимо обеспечивать четко сформулированным названием файла, которое основывается на заранее сформулированной маской (рис. 8), и сообщается заказчику.

Рис. 8. Формирование маски имени исходных файлов

Например, полоса с именем «^0_01_10_001.к» будет означать, что это газета с аббревиатурой «^О» выходит в свет 1 октября, что номер этой полосы - первый, и ее цвет - черный. Однако издательство зачастую ошибается в названии своих файлов и это может привести к плачевным последствиям. Например, на рис. 9 можно наблюдать, на развороте 11 и 30 полосы, вместо 11-й стоит 15-я. Связано это с тем, что заказчик совершил ошибку при подготовке, и программа автоматически установила полосу, опираясь на данные имени файла. Если данная оплошность останется незамеченной оператором PrePress отдела, либо печатниками, то тираж будет отпечатан с двумя полосами № 15, а 11-й не будет вовсе.

Рис. 9. Пример ошибки относительно имени файла

Дата в имени файла так же играет немаловажную роль, так как оператор при планировке и создании структуры издания указывает конкретную дату на выполнение работы, однако если дата в файлах указана неверно, то полосы не будут располагаться в заранее подготовленном спуске полос. Файлы придется переименовывать, на что тратится немало времени, тем более, если это период пиковых нагрузок.

Как уже было отмечено, в газетном производстве важнейшую роль играет оперативность обработки данных и вывода форм. При появлении несоответствия исходных файлов техническим требованиям, тратится драгоценное время на корректировку/перепосылку издателем полос издания. Это может повлиять на сроки сдачи заказа или, что еще хуже, на план обработки других заказов. Важно отметить, что зачастую изда-

тель опаздывает со сдачей полос в типографию и в случае возникновения конфликтной ситуации по поводу сроков сдачи заказа типография опирается именно на время подписания последней полосы.

В случае необнаружения той или иной ошибки, заказ будет отпечатан некачественно, что всегда нежелательно для заказчика и для типографии. Это может стать поводом для разбирательств, а как итог -ухудшение отношений между деловыми партнерами. Именно поэтому так важно соблюдать правила формирования полос издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.