[гиена и санитария 6/2013
РЕШЕНИЕ
пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации «Научно-методологические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути решения»
г. Москва 3-14 декабря 2012 г.
На современном этапе основой отечественного здравоохранения является развитие профилактического направления медицины, ориентированного на защиту огромных контингентов населения и реализуемого путем разработки и первоочередного осуществления мероприятий, способствующих предупреждению, раннему выявлению, снижению риска развития заболеваний, устранению причин и условий их возникновения, в их число включено также предупреждение и устранение негативного воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды.
Состояние окружающей среды (среды обитания) является одной из наиболее существенной составляющей формирования здоровья населения. По данным ВОЗ, ее вклад в формирование здоровья оценивается в диапазоне от 20 до 40%. В 2011 г. воздействие отдельных химических веществ, находящихся в окружающей и производственной среде, обусловило в мировом масштабе 4,9 млн случаев смерти (8,3% от общего числа) и 86 млн лет жизни, утраченных в результате смертности и инвалидности (5,7% от общего числа).
В этом плане серьезной проблемой для России остается загрязнение атмосферного воздуха населенных мест. На территории России ежегодно поступает в атмосферу около 20 млн т химических веществ; под воздействием вредных веществ, концентрации которых превышают гигиенические нормативы в 5 раз и более, продолжают проживать более 50 млн человек.
По-прежнему серьезную озабоченность вызывает состояние питьевого водоснабжения в Российской Федерации. При высокой (98%) обеспеченности населения водой более 16% проб питьевой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения (т. е. каждая
6-я проба) не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и около 5% (каждая 20-я проба) - по санитарно-микробиологическим. Наиболее высокий процент проб водопроводной воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, отмечается в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном округах; по санитарно-микробиологическим показателям - в Южном и Дальневосточном округах.
В последние годы существенно изменилась стратегия и тактика жилищного строительства. Размещение вблизи и внутри жилых зданий объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на условия проживания; использование малоизученных строительных материалов; интенсивное бесконтрольное использование различной электронной техники, приборов искусственной обработки приточного воздуха, новых систем и приборов отопления; широкое внедрение препаратов бытовой химии, косметических средств привели к существенному изменению качества внутренней среды жилых помещений и условий проживания в них.
Чрезвычайно актуальной остается проблема отходов. В настоящее время в РФ накоплено более 80 млрд т твер-
дых отходов, из них более 1,5 млрд т высокотоксичных. Ежегодно образуются приблизительно 30 млн т твердых бытовых отходов, что составляет примерно 200 кг/чел в год. Промышленных отходов образуется около 120 млн т (более 800 кг/чел. в год).
Неудовлетворительными остаются условия труда в большинстве отраслей экономики, которые определяют высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, экономических потерь по причинам временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности работающих.
Неполностью решены вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции, особенно по микробиологическим показателям. Проблемой остается организация контроля качества поступающих в продажу биологических добавок к пище из генетически модифицированных продуктов.
В связи с этим одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных), а также на снижение риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на население.
Произошедшие в последние десятилетия в стране радикальные социально-экономические и политические изменения потребовали новых подходов к решению вопросов совершенствования научно-методологической и нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения, к которым относятся определение и ранжирование основных факторов, определяющих развитие неинфекционных заболеваний; гигиеническое регламентирование загрязнений окружающей среды и гармонизация с учетом международного опыта критериев, показателей и методов оценки ее качества; совершенствование методологии и нормативно-правовой базы медико-биологических исследований, эпидемиологического моделирования и оценки риска негативного воздействия техногенных, социально-экономических и природно-климатических факторов на здоровье человека; научное обоснование и гигиеническая оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий на различных управленческих уровнях по улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения; регулирование обращения химической продукции в условиях вхождения России в ВТО и присоединения к ОЭСР.
В рамках поставленных задач в настоящее время активизируется сотрудничество российских специалистов, работающих в области экологии человека и гигиены окружающей среды, с международными организациями (ВОЗ, ЮНЕП, ОЭСР), актуализируется деятельность, направленная на гармонизацию отечественных и зарубежных научно-методологических и нормативно-правовых основ. На предварительном этапе этой гармонизации проведена определенная работа по выработке единых
102
принципов, критериев, нормативных показателей, требований к продукции в рамках ЕвразЭС. В этих целях для усиления международного сотрудничества проводится работа по приобретению ведущими научными учреждениями страны, в частности ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России, статуса сотрудничающего (коллаборативного) центра ВОЗ по вопросам окружающей среды и здоровья.
В связи с этим пленум посвящен теме «Научнометодологические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути решения».
В работе Пленума приняли участие представители государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; представители Европейского регионального офиса ВОЗ и Европейского центра ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья; представители отечественного бизнеса, общественных экологических организаций, известные ученые и авторитетные эксперты, средства массовой информации и ряд зарубежных специалистов: 100 человек из 38 городов, среди них 8 академиков РАМН, 5 членов-корреспондентов РАМН, 26 профессоров, 19 докторов наук и 28 кандидатов наук. Заслушано 60 докладов, в том числе 23 доклада из Германии, Белоруссии, Украины, Армении, Казахстана. Представлено более 100 стендовых сообщений.
Заслушав и обсудив доклады, участники пленума считают необходимым выделить следующие приоритетные направления деятельности Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации на предстоящий период:
• разработка и совершенствование законодательных, нормативно-методических и организационнораспорядительных документов в области санитарноэпидемиологического благополучия населения по предупреждению негативного влияния на здоровье человека загрязнений атмосферного воздуха, воды водных объектов, питьевой воды, пищевых продуктов, почвы, жилища, отходов производства и потребления, неблагоприятных условий труда; гармонизация их с международными требованиями;
• совершенствование методов и системы мониторинга указанных объектов окружающей среды по регламентируемым и вновь выявленным химическим, радиационным и микробиологическим показателям;
• совершенствование методологических подходов при оценке воздействия окружающей среды на здоровье населения на основе эпидемиологического моделирования причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов риска среды обитания с целью формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности;
• разработка методов выявления групп риска среди населения, в том числе в экстремальных условиях, на основе скрининговой экспресс-оценки адаптационных возможностей организма и формирования преморбид-ных состояний;
• разработка программы расширения СГМ, в том числе включения мониторинга факторов образа жизни населения в деятельность центров здоровья, лПУ, занимающихся диспансеризацией населения;
• разработка инновационных подходов к медикобиологической оценке состояния здоровья человека
(определение цитогенетического, цитологического, биохимического, иммунологического статуса и генетической предрасположенности к развитию патологии) при влиянии факторов окружающей среды;
• совершенствование инновационной системы прогноза токсичности и опасности химических веществ, включающей базы данных, методы расчета квантовохимических параметров и модели количественных зависимостей токсичности химических веществ от процессов их биотрансформации в организме для прогноза соответствующих нормативов в воде и атмосферном воздухе;
• изучение биологических механизмов влияния глобальных климатических изменений на уязвимость человека к воздействию химических, биологических и физических факторов окружающей среды с обоснованием профилактических рекомендаций;
• изучение опасности новых химических веществ в окружающей среде и продуктах питания, в том числе наночастиц;
• изучение эффективности и безопасности инновационных технологий очистки атмосферного воздуха жилых и общественных зданий, питьевых и сточных вод с использованием физических, химических, биологических методов и методов на основе нанотехнологий;
• разработка и совершенствование методов контроля и методологии нормирования негативных факторов жилой среды, являющихся возможной причиной развития неинфекционной заболеваемости;
• разработка современной системы безопасного обращения с отходами производства и потребления, в том числе медицинскими отходами;
• совершенствование и развитие методологии оценки риска, разработка теоретических и методических основ системы управления качеством среды обитания на основе анализа риска здоровью населения;
• совершенствование с учетом международных методологических требований оценки безопасности технологий очистки и обеззараживания питьевой воды, в том числе основанных на физико-химических процессах;
• организация и совершенствование деятельности по обучению, включая повышение квалификации специалистов, и просвещению на основе комплексного научного анализа официальных документов РФ и принятых организациями системы ООН по вопросам экологии человека и гигиены окружающей среды;
• развитие международного сотрудничества для решения проблем в области обеспечения безопасной для здоровья человека среды обитания в целях определения направлений и разработки алгоритма действий для реализации международных обязательств по вопросам экологии человека и гигиены окружающей среды в интересах устойчивого развития страны;
• совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности с использованием методологии оценки риска при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов, разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)», внедрении систем экологического менеджмента (международные стандарты качества ISO 14001, 31000:2009, 31010:2009).
Участники пленума обращают внимание Минздрава РФ и Роспотребнадзора РФ и РАМН на необходимость принятия следующих мер:
1. Вернуть Научному совету по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ и его проблемным ко-
103
[гиена и санитария 6/2013
миссиям функцию по рассмотрению программ и результатов научных исследований, финансируемых Минздравом РФ.
2. В связи с совершенствованием, с учетом международных требований, методологии оценки опасности веществ утвердить порядок обязательного предварительного рассмотрения материалов по обоснованию ПДК веществ в объектах окружающей среды, независимо от их происхождения и назначения (загрязняющие, промышленного назначения, пестициды, лекарства, средства дезинфекции и т. д.), на заседаниях Проблемных комиссий Научного совета с рецензированием результатов соответствующих научных исследований.
3. Рассмотрение санитарных норм и правил и других нормативно-методических документов осуществлять после их публичного обсуждения. Помимо размещения на сайте ответственной организации, необходимо вернуть порядок их адресной рассылки всем компетентным организациям Роспотребнадзора РФ, Минздрава России и РАМН РФ с последующим включением в качестве соавторов специалистов, внесших конструктивные предложения. Предусмотреть последующее обязательное рассмотрение этих документов проблемными комиссиями Научного совета перед представлением в Роспотребнадзор РФ, Минздрав России или РАМН.
4. Обеспечить финансирование мероприятий по созданию экспертных научно-исследовательских лабораторий в соответствии с современными требованиями надлежащей лабораторной практики в связи с вступлением России в ВТО и намерением присоединиться к ОЭСР.
В качестве частных решений проблемных комиссий участниками пленума поддержаны следующие предложения:
1. Учитывая возможное заинтересованное давление органов власти на контролирующие службы на местах, а также недостаточные в ряде случаев опыт и оснащенность последних аналитическим оборудованием, организовать публичное рассмотрение результатов оценки риска на заседаниях проблемной комиссии «Научные основы комплексной оценки риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека» Научного Совета и/или на уровне соответствующих научнометодических региональных центров.
2. Выступить с проектом законодательной инициативы о повышении статуса зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, учитывая требования Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ), позволяющие сформулировать следующие предварительные предложения:
- зоны санитарной охраны источников водоснабжения относятся к «зонам с особыми условиями использования территорий» (статья 1);
- на картах (схемах), содержащихся в схеме террито-
риального планирования субъекта РФ, муниципального района, в генеральных планах поселений, городских округов, отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (статьи 14, 19, 23);
- при подготовке проекта схемы территориального планирования подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, с заинтересованными органами местного самоуправления вопросы размещения объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду (статья 16);
- для реализации схемы территориального планирования субъекта РФ, муниципального района, генерального плана поселений, городских округов готовится и утверждается план, включающий финансовоэкономическое обоснование (статьи 17, 22, 26).
Законодательная инициатива должна включать соответствующие поправки в Водный кодекс РФ, федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении» (от 07.12.2011 № 416-ФЗ), «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-ФЗ), в СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и другие нормативные правовые акты.
В результате реализации данной законодательной инициативы ЗСО источников водоснабжения должны получить правовой статус, близкий к особо охраняемым природным территориям, организацию, охрану и использование которых регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Повышение статуса ЗСО источников водоснабжения позволит замедлить ухудшение качества природной воды от антропогенного загрязнения, будет стимулировать проведение водоохранных мероприятий в полном объеме, особенно на проектируемых и вновь создаваемых водозаборах.
3. Разработать перечень требований программных продуктов для моделирования рассеивания выбросов в соответствии с требованиями принятой методологии для придания им официального статуса (AIRMOD, ASC3).
4. Появление высокоинтенсивных источников освещения с высокой дозой синего спектра актуализирует, с точки зрения общественного здоровья, необходимость их всесторонней гигиенической оценки. В связи с этим предлагается расширить исследования по всестороннему изучению новых источников света с учетом биологического влияния их на человека.
Участники пленума признали также актуальным проведение следующего пленума на тему: «Приоритеты профилактического здравоохранения в устойчивом развитии общества: состояние и пути решения проблем».
104