Научная статья на тему 'Решение некоторых алгебраических задач с помощью теоремы Пифагора'

Решение некоторых алгебраических задач с помощью теоремы Пифагора Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
662
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРЕМА ПИФАГОРА / ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК / ФУНКЦИЯ / УРАВНЕНИЕ / НЕРАВЕНСТВО / СИСТЕМА УРАВНЕНИЕ И ТРИГОНОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Рахимов Насриддин Номозович, Хакназарова Хуршида Кенджаевна, Феруза Норовна Кoзакова

Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения нередко является результатом длительной и кропотливой работы. Умение решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической подготовки. В статье указано, как с помощью теоремы Пифагора решены некоторые алгебраические задачи. В каждом этюде приведены геометрические приемы решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение некоторых алгебраических задач с помощью теоремы Пифагора»

РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА

1 2 3

Рахимов Н.Н. , Хакназарова Х.К. , Козакова Ф.Н.

1Рахимов Насриддин Номозович - преподаватель высшей категории математических наук,

заведующий кафедрой, кафедра математики и информатики, академический лицей; 2Хакназарова Хуршида Кенджаевна - учитель высшей категории, академический лицей Самаркандский государственный иностранный институт, г. Самарканд;

3Феруза Норовна Козакова - учитель начальных классов, школа № 12,

с. Кулба, Форишский район, Джизакская область, Республика Узбекистан

Аннотация: многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения нередко является результатом длительной и кропотливой работы. Умение решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической подготовки. В статье указано, как с помощью теоремы Пифагора решены некоторые алгебраические задачи. В каждом этюде приведены геометрические приемы решения задач.

Ключевые слова: теорема Пифагора, прямоугольный треугольник, функция, уравнение, неравенство, система уравнение и тригонометрия.

УДК: 514

Известно, в прямоугольный треугольники а2+Ь2=с2, где а и Ь - катеты, с -гипотенуза (теорема Пифагора). Об этом теореме все ученики хорошо знает по курсе геометрии.

Мы на этом статье покажем с помощью теорему Пифагора не только решить геометрический задачи, но и можно решить алгебраический задачи. Все задачи разделим на 4 частей:

1) Найти наибольший и наименьший значение функции;

2) Решить систем уравнение;

3) Решить тригонометрический задачи;

4) Решить уравнение и неравенство.

Решить задачи в этом методы ученики ещё более интересовали на уроки математике.

1. Найти наибольший и наименьший значение функции

1-задача. Найдите наименьший значение функции

/(х, у, 2) = л/X2 +1 + д/у2 + 4 + л/£2 + 9 , если числа х, у, 2 - положительны

и х+у+2=8.

Рис. 1. Рисунок по условию задачи

Решение. Рисуем следующие рисунке (1 рис.). Данная функция (сумма) - это длина ломаной линии, помещенной на рисунке (здесь каждое слагаемое АВ, ВС, СБ соответственно гипотенуза трёх прямоугольный треугольник). Аналогично, длина ломаной линии не меньше 10 и из условии задачи х+у+х=8. Минимум суммы будет

только ломаная при этом совпадает с отрезком АБ, поэтому /тп (X, у, г) = 10 [3],

2-задача. Найдите наибольший значение функции

f (x) = Vx2 + 9-л/x2 -Хл/э +1

Решение. Посмотрим треугольник ABC (2 рис.),

Рис. 2. Прямоугольный треугольник по условию задачи

здесь ZACB = 900, ZACD = 300, AC = x, BC = 3, CD = 1 и точка D расположена внутри треугольника ABC. В треугольнике АВС применяем теорему

Пифагора: AB =л/ Х + 9 . В треугольнике ACD применяем теорему косинусов:

AD = Vx2 - Хл/3 +1. Тогда, max f(x) = max( AB - AD) = EB - ED = DB, этот способ выполнить только будет(из неравенство треугольнике) D £ AB. Из

теорему косинусов: DB = V12 + 32 — 2 • 1 • 3 • COS 60° = yfl .

Значить ответ: fmax (х)=л/7 [3]. 2. Решить системе уравнение

3-задача. Решить системе уравнение

x + y + z = 60

2 2 2 x2 + y2 = z

Xy = 12

z

Рис. 3. Прямоугольный треугольник по условию задачи

Решение. 1) Пусть x, y, z - положительная числа. Рисуем ABC- прямоугольный треугольник, длина катеты x и y, а гипотенуза z (3 рис.). Периметр этого треугольника р=60, а высоты опущенный на гипотенуза h=12. Написать можно первые уравнение из системе (x+y)2=(60-z)2, вторые и третье уравнение из системе

(x+y)2=z2+24z. Очевидно, (60-z)2=z2+24z ^ 144z=602 ^ z=25.

Г x + y = 35

Тогда будет s , значение неизвестных этого уравнение 5 и 20. Значить,

[xy =300

корень систему уравнение (15, 20, 25) и (20, 15, 25).

2) В условии задача не говорили о числа а,в,с положительны или отрицательны. Из третьего уравнение системы предположим двух неизвестных будет отрицательны. Мы смотрим вверху z>0. Тогда x<0 и y<0. Из X + y = 35, x, y-положительный. Значить, ответь (15, 20, 25) и (20, 15, 25) [1], [2]. 3. Решить тригонометрический задачи 4-задача. Вычислить

arctg2+arctg3+arctg1 (1) Решение. Выполним следующие построения:

Рис. 4. Используем определение тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике arctg3 = Z ACM, arctg2= z BCN

Тогда arctg1= z ВАС, так как Z ВСА- острый уголь прямоугольного

равнобедренного треугольника ABC с прямым углом В(ВС=АВ=^[5, AC=V10 по теореме Пифагора, см. чертеж) , а по теореме, обратной теореме Пифагора, AC2 = АВ2+ВС2 то есть 70=5+5,(следовательно Z СВА = 90°, а Z ВСА = 45°). Таким образом,

arctg2+arctg3+arctg1= z ВCN+ z ACM+ z BCA = z MCN= 180° = п. Ответ: п. 4. Решить уравнение и неравенство

5-задача. Решить уравнение. л/х2 -5x72 + 25 + л/Х7-12^/2+144 = 13 Решение. Рисуем АВС-прямоугольный треугольник и проводит СБ-биссектриса (5 рис.).

Рис. 5. Прямоугольный треугольник по условию задачи Прямоугольный треугольники ADC и BDC применять теорема косинусов, возьмём

результат AD = л1х2 - 5x72 + 25 и BD = <Jx2 -12xV2 +144 . Известно, AB=AD+BD=13 и CD=x- биссектриса. Тогда,

42 • ac • bc 42 • 5 -12 60V2 60V2

CD = x =-=-=-. Значить, ответ x =-, [1]

AC + BC 5 +12 17 17

2 г—т a + b

6-задача. Доказать неравенство. j" — "V ab — ~ (a > О, Ь > 0).

— + —

ab

Решение. Построена полуокружность с диаметром a+b (6 рис.).

Рис. 6. Прямоугольный треугольник внутри полуокружности

Г~Г а + Ь

Известно, что АБ=а, ВБ=Ь, СБ=л/ аь , ОС=-. Из подобие ОСБ и СБЕ

2

прямоугольный треугольников получить результат

СЕ СБ СЕ 4аЬ 2аЬ 1

^ -;= =-т- ^ СЕ =

СБ СО ТаЬ а+Ь а + Ь 11'

2 а Ь

Видно на рисунке СЕ<СБ<СО. Равенство выполняет только будет а=Ь. Доказать неравенство. [3]

Задача для самостоятельная работа.

№ 1 Найдите наименьший значение функции

f (x) = yj 1 + x2 - x + 4 + x2 - Хл/3 .

№ 2 Решить уравнение.

а) у1х2 + 4 +л/х2 -Зхл/З + 9 = ^19, л12х 2 + 2 - 4х + х72 + Л^2ХГ+2-2х = л/6

№ 3 Вычислить.

.Г 2 1 ^

а) Бт! аг^ — + аг^ — I № 4 Решить системе уравнение

х + у + 2 = 30

(

Ь) Бт

2

2 агссоБ —== , л/5.

Л

а)

Ь)

ч I . -12

с) tg | 2агсБт —

2 , 2 X + у

ху = 6 2

х + у + X2 - у2 = 12 В ул1х 2 - у2 = 12

Список литературы

1. Абдухамидов А.У., НасимовХ.А. и др. Алгебра и основы математического анализа. Учебник академического лицея. Ташкент. Издательство «Учитель», 2012.

2. Исраилов И., Пашаев З. Геометрия. 1 часть. Учебник академического лицея. Ташкент, Издательство «Учитель», 2004.

3. Яковлев Г.Н., Купцов Л.П. и др. Всероссийские математические олимпиады школьников. Москва. Издательство «Просвещение», 1992.

2

2

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.