44
С.В. Черданцев
ДИНАМИКА И ПРОЧНОСТЬ
УДК 622.272 : 516.02
С.В. Черданцев
РЕШЕНИЕ ЛИНЕИНОИ КРАЕВОЙ ЗАДАЧИ О РАВНОВЕСИИ ВИНТОВОГО СТЕРЖНЯ, ОБЖАТОГО ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
В [1] решена линейная краевая задача о равновесии винтового стержня, обжатого внешней нагрузкой. Здесь рассматривается задача о равновесии в следующей постановке.
Пусть винтовой стержень круглого поперечного сечения длины l установлен без зазоров и без закрепления его концов в круговую цилиндрическую оболочку радиуса R в качестве ребра жесткости. Пусть оболочка равномерно обжимается внешней средой на величину А = const и обжимает винтовой стержень. Требуется определить углы поворота, перемещения, внутренние моменты и усилия в обжатом стержне.
Предположим, что при равномерном обжатии оболочки стержень останется винтовым. Поэтому угол поворота стержня относительно бинормали З3 = 0, а параметры обжатого стержня можно определить как
и2=А Ri=R-u2, a1=a-32, sin2aj cos2 ai , (і)
— =-
,-3 =-
2R1 3 R1
где Я!, а1 — радиус и угол подъема витков обжатого стержня, К, к3 — кручение и кривизна его осевой линии.
Поскольку концы стержня не закреплены, то их перемещения, очевидно, симметричны относительно точки, находящейся посередине стержня, а сама срединная точка не перемещается. Следовательно, если начало связанной системы координат совместить с этой точкой, то перемещения и1, и3 и угол поворота 31 относительно
оси стержня в начале координат и1(0)=0, и3(0)=0,3=0 (2)
В силу (1), линейные уравнения равновесия винтового стержня [1,2] упрощаются к виду:
¿0,1
ds
-k3oQ2 + qj = 0 • (3)
dQ2
ds
—30Q1 ~kJ0Q3 + q2 = 0(4)
dQ3
ds
—10Q2 + 43 = 0• (5)
dM
1 — -30M2 = 0 • (6)
dM2
ds
ds
+ K30MJ — KJ0M3 — Q3 = 0
dM
(7)
— + KjoM2 + Q2 = 0 • (8)
d»
ds
ds
1 — »2-30 ——M1 = 0• (9)
41
» + »1-30 — —A—M2 = 0,(10) ds A22
ds
—Lm3 = 0 • <n>
a—3 3
— K30U2 = 0 (12)
»2—10 —~. m3
a33
duj
du—
ds
-30u1 — -10u3 = 0 • (13)
+ K10U2 + »2 = 0 • (14)
Здесь 5 — координата, связанная с осью винтового стержня; д1, д2, д3 — компоненты распределенной нагрузки, действующие на стержень в процессе его обжатия внешней средой; 01 — продольная сила, 02, 03 — перерезывающие силы, М1 — крутящий момент, М2, М3 — изгибающие моменты в произвольном поперечном сечении
стержня; 3], 32 - компоненты вектора угла поворота соответственно относительно оси стержня и главной нормали; Ы], и3 - компоненты вектора перемещения соответственно вдоль оси и вдоль бинормали; к]0 -кручение, к3о - кривизна осевой линии винтового стержня в естественном состоянии; Ац, А22, А33 - соответственно крутильная и изгибные жесткости поперечного сечения стержня.
Совместно с условиями (2) система уравнений (3) - (14) образует краевую задачу о равновесии винтового стержня, равномерно обжатого внешней средой, структура которой такова, что ее решение может быть получено в квадратурах.
Так, из уравнения (12) и граничного условия (2)1 получаем выражение для перемещения вдоль оси стержня
(15)
— к30-----
u1 =~^ u2s •
а из (13) для перемещения -2
щ = —^ñ2s • (16)
-10X
В (15) и (16) безразмерные координата s и компоненты перемещения Ü1,Ü2 отнесены к
радиусу R, а безразмерные кручение -10 • кривизна ——о и
параметр X определяются как
—10 = sin a cos а,
— 2 X
-30 = cos а, X = cosa.
Из уравнения (14), с учетом формулы (16), определяем угол
»2 = —-°u.2 • (17)
-10
Динамика и прочность
45
который не зависит от 5.
Учитывая, что моменты в стержне пропорциональны изменениям кручения и кривизны Мі = Лц(К - К0), а также формулы (1), приводим уравнение (9) к виду
¿3] -г- К30 ( _ 1
—1Я +-3° I 1 + и2--------
¿5 К10 V 1 — и2,
. (18) Величина, стоящая в скобках, при степени обжатия Ш2 =
0.1, 0.05 , 0.01 составляет соответственно -0.011 , -2.632-10-3 , -1.01-10-4 и, следовательно, ею можно пренебречь, в связи с чем (18) упрощается
3 = 0,
а его решение, в силу граничного условия (2)3, тривиально
3=0. (19)
Далее из (9) — (11), учитывая формулы (17), (19), определяем внутренние моменты
М, = М1Я Кй2,М2=0-
Л11 К10
-- М зЯ __________ __ (20)
М3 =—-------= ~К30и2’ ( )
Лзз
а безразмерный расчетный момент, вычисляемый по критерию Треска — Сен-Венана, определяем по формуле:
M
pac
M pac R A33
(21)
K30 - Ш2 , 2 2
Ы
K10 v
= ^“u2yjK30 +r K
10 ■■
где r= A33/A11.
Из уравнения (7) определяем перерезывающую силу, дей-
ствующую вдоль бинормали
о - 0^ -
03 А11 (22)
к30 у 2 , 2 Ы
-^~ (* 30 + ^Ю)и2, к10
а из уравнений (8) и (5) следует, что перерезывающая сила вдоль главной нормали и распределенная нагрузка, действующая вдоль бинормали, отсутствуют 02=0 , Я3=0 . (23)
Приводя (3) и (4) к безразмерной форме, имеем
а0]
ds
-Л + ql = 0 :
(24)
K30Q1 - K10Q3 + q2 = 0, (25)
где
Ql =
QlR2 A11
q = q1R q = q2R3 q1 =^------, q2 =■
А11 ' А11
являются соответственно продольной силой и компонентами распределенной нагрузки в безразмерной форме.
Система уравнений (24), (25) содержит три неизвестных и потому является неопределенной. Чтобы исключить эту неопределенность, воспользуемся гипотезой Кулона, согласно которой сила трения винтового стержня об оболочку пропорциональна силе нормального давления и всегда направлена противоположно перемещению.
Очевидно, что силой трения является компонента 4 и поэтому закон Кулона в безразмерной форме
91 - 142, (26)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
где / - коэффициент трения стержня об оболочку.
Поскольку сила трения 9 противоположна перемещению и1 , то в уравнении (24) ее следует принять отрицательной. В силу сказанного, приведем систему уравнений (24) - (25) к одному уравнению
¿01
ds
в котором ß = f K30
+ ß Ql-- = 0,
(27)
S = fKoQ3 •
o, =ß{l - e-ß<s-05l> J (29)
X X
Так как концы стержня не закреплены, то продольная сила в концевых сечений равна нулю
01(0,51) - 0. (28)
Выражение (28) является граничным условием для уравнения (27), решение которого в этом случае будет таким
’ -I
Ру
Далее из уравнения (24) определяем распределенную нагрузку
91 -хре-Р(*-0,5), (30) а нагрузку 92 определяем из формулы (26)
92-КюОве-т-05) .(31)
Выражения (15) - (17), (19) -(23), (29) - (31) представляют собой решение линейной краевой задачи о равновесии винтового стержня, обжатого внешней средой, и позволяют исследовать его напряженно-
деформированное состояние.
1. Першин В.В., Черданцев С.В., Игнатов Е.В. К решению системы линейных дифференциальных уравнений, описывающих работу винтовой пространственной крепи //Вестн.КузГТУ, 1998, №5. С.11-13.
2. Светлицкий В.А. Механика стержней. - М.: Высшая школа . - 1987. - 320 с.
□ Автор статьи:
Черданцев Сергей Васильевич - канд. техн.наук, доц. каф. строительства подземных сооружений и шахт