Научная статья на тему 'Решение конференции представителей предприятий медицинской промышленности, учреждений здравоохранения, академической и вузовской науки Уральского региона'

Решение конференции представителей предприятий медицинской промышленности, учреждений здравоохранения, академической и вузовской науки Уральского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение конференции представителей предприятий медицинской промышленности, учреждений здравоохранения, академической и вузовской науки Уральского региона»

РЕШЕНИЕ

конференции представителей предприятий медицинской промышленности, учреждений здравоохранения, академической и вузовской науки Уральского региона

г. Екатеринбург

Заслушав и обсудив отчет Президиума Всероссийского общественного Совета медицинской промышленности (ВРОС МП) о выполнении решений II Всероссийского съезда работников медицинской промышленности, а также предложения по основным направлениям развития производства лекарственных средств (ЛС) и медицинских изделий (МИ) в регионе, участники конференции отмечают:

1. Проведенный по решению съезда анализ причин неудовлетворительного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения медикаментами и медицинской техникой, а также рекомендованный съездом план мероприятий по развитию отрасли был доложен Президенту РФ, Совету Безопасности РФ и в Правительство РФ.

В мае 2009 года Президент РФ поручил Правительству РФ «срочно принять необходимые меры по государственной поддержке развития медицинской промышленности и снижению зависимости здравоохранения от поставок ЛС и медицинского оборудования по импорту...». 31 августа 2009 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в качестве стратегических задач определено обеспечение 50 %-го уровня локализации производства ЛС, предназначенных для лечения больных по основным заболеваниям, требующим дорогостоящего лечения, наиболее распространенных ЛС, повышение доступности которых приведет к значительному росту эффективности медицинской помощи и качества жизни. В рамках Комиссии создана рабочая группа по направлению «Медицинская техника и фармацевтика», которой предстоит отобрать перспективные проекты создания инновационных ЛС и МИ и организовать их реализацию в условиях совершенствования и распространения лучших практик в области закупки медицинской продукции отечественного производства.

Правительству РФ, Министерствам и ведомствам поручено:

— разработать программу стимулирования ускоренного развития бизнес-структур и центров разработки инновационной медицинской продукции, конкурентоспособной на мировых рынках;

— подготовить предложения по совершенствованию системы государственных закупок медицинской продукции и по ускорению процедуры ее допуска на рынок;

— разработать Федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

9 октября 2009 г. на совещании у Председателя Правительства РФ В. В. Путина эти поручения были доведены до конкретных исполнителей и установлены сроки их реализации.

9 октября 2009 г. Минпромторгом РФ утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности. Министерство приступило к разработке Стратегии развития медицинской промышленности.

Начал работу Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ.

18 декабря 2009 г.

Таким образом, практически все основные мероприятия по развитию отрасли, представленные от имени съезда руководству страны, нашли отражение в решениях Правительства РФ.

Предполагается, что в результате реализации принятых решений будет создана современная промышленность, способная выпускать ЛС и МИ, конкурентоспособные как на российском, так и на зарубежных рынках.

Учитывая современный уровень отечественной медицинской промышленности, когда доля ЛС и МИ российского производства на рынке составляет всего 22-24 %, а инновационных видов — меньше 5 %, реализовать намеченные планы можно лишь при полном задействовании имеющихся в стране научно-технических, административных, финансовых, кадровых ресурсов и возможностей профессиональных общественных организаций как на федеральном, так и на региональных уровнях.

2. В Уральском федеральном округе сосредоточен высокий научный, вузовский и промышленный потенциал. На Урале производится около 8 % ЛС и 15 % МИ от общего объема производимых в России. Приборы, оборудование и ЛС, выпускаемые предприятиями региона, пользуются большим спросом не только на российском, но и на зарубежных рынках. В случае консолидации усилий Уральского отделения РАН, высших учебных заведений и промышленных предприятий региона мощности по производству лекарств и медицинских изделий могут быть значительно расширены.

Приведение законодательства в сфере обращения ЛС и МИ в соответствие с современными требованиями к ним, устранение излишних административных барьеров при регистрации и постановке на производство медицинской продукции, а также меры государственной поддержки разработки инновационных видов продукции, совершенствование системы закупок для государственных нужд позволят в течение трех-пяти лет исключить импорт дорогостоящих медицинских препаратов и изделий для диагностики и лечения сахарного диабета, инфекционных и онкологических заболеваний, медицинского инструмента, неонатального оборудования, наркозноды-хательной аппаратуры, кардиологических приборов, лабораторной техники, стерилизационного оборудования, компьютерных томографов и других видов медицинской продукции. При этом общий объем производства ЛС и МИ к 2015 году может быть увеличен более чем в два раза как за счет внедрения собственных разработок уральских ученых, так и за счет кооперации исследований с ведущими российскими центрами и зарубежными компаниями.

Участники конференции решили:

1. Принять к сведению информацию Президиума ВРОС МП о работе по реализации решений II Всероссийского съезда работников медицинской промышленности.

2. Президиуму ВРОС МП, ассоциации «Уралмедпром» продолжить работу по реализации Плана мероприятий по развитию медицинской промышленности на 20072012 гг. с учетом решения Комиссии при Президенте

биотехносфера

|№ 1(7)/2010

РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2009 г.

3. В целях стимулирования инновационной деятельности предприятий и реализации государственной поддержки инвестиционных проектов производства новых МИ и ЛС поручить рабочей группе при ВРОС МП продолжить отбор инвестиционных проектов предприятий медицинской промышленности, руководствуясь принципами замещения импорта ЛС и МИ на продукцию отечественного производства для направления в Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации и формирования Реестра перспективных проектов в области медицинской и фармацевтической промышленности. В качестве мер государственной поддержки инновационной деятельности использовать механизмы долгосрочного льготного кредитования под залог основных фондов, предоставление государственных гарантий под коммерческие кредиты, привлечение венчурных инвестиций, выделение федеральных грантов по типу программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Предприятиям региона до 20 января 2010 г. представить во ВРОС МП все необходимые материалы по данному вопросу для представления в Минпромторг России.

4. Поддержать предложение ООО «Завод Медсинтез» о строительстве в Свердловской области завода по производству субстанции генно-инженерного инсулина человека мощностью 400 кг в год. Заводу подготовить соответствующий проект в рабочую группу Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

5. Поддержать предложение Уральского оптико-механического завода по развитию медицинского приборостроения на ФГУП ПО «УОМЗ». Президиуму ВРОС МП совместно с руководством объединения внести это предложение на рассмотрение коллегии Минпромторга РФ.

6. Для защиты интересов предприятий медицинской промышленности РФ при организации органами здравоохранения всех уровней тендеров и конкурсов на закупку медицинских изделий и лекарственных средств и в соответствии с п. 11 Протокола совещания у Председателя Правительства РФ от 9 октября 2009 г. № ВП-П12-45 пр Президиуму ВРОС МП внести в Минэкономразвития РФ и ФАС РФ следующие предложения:

— при проведении федеральных и региональных тендеров по закупке медоборудования обязательно учитывать в приоритетном порядке наличие отечественных предложений по каждому лоту при соответствии условиям технического задания. При закупке сложных МИ в рамках федерального, областного бюджетов предпочтение отдавать тем видам продукции, на послегарантийное обслуживание которых требуются меньшие финансовые средства;

— внести изменения в Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. № 101 (в ред. от 10.03.2009 г. № 219) об увеличении размера предоплаты по договорам закупок ЛС и МИ;

— возобновить в конкурсах на приобретение сложного медицинского оборудования предоставление доверенностей поставщикам от производителей медицинского оборудования, так как отсутствие этих требований ведет к усилению роли торговых организаций, а не производителей МИ, и, как следствие, к попаданию на рынок низкокачественного оборудования, возможно более дешевого и не поддержанного достойным сервисным обслуживанием;

— обязать заказчика включать в состав комиссий по размещению заказов (аукционных, конкурсных и котировочных) непосредственных пользователей закупаемых МИ или их представителей. Закрепить необходимость привлечения комиссиями экспертов в области МИ для оценки качества продукции в ходе проведения торгов;

— включить в перечень оснований для ограничения допуска участника к торгам (конкурсу, аукциону, котировке) непредставление нормативных документов, необходимых для изготовления и обращения закупаемых МИ (регистрационных удостоверений, сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, документов, регламентирующих эксплуатацию, и т. д.);

— при подготовке и проведении конкурсов муниципальный заказчик и его уполномоченный орган должны принимать во внимание наличие авторских прав на предлагаемый товар. При вынесении решений учитывать требование ст. 1225 ГК РФ о защите авторских прав и пункта 4 ФЗ № 94 от 21.07.2005 г., налагающих на них ответственность за нанесение вреда физическому или юридическому лицу при неправильном проведении конкурсных мероприятий;

— обеспечить унификацию конкурсной документации, регламентацию процедуры электронных торгов (введение «шага» для электронного аукциона, определение приемлемого временного интервала для внесения предложений о цене и т. п.).

7. В качестве мер, снижающих административные барьеры при разработке, производстве, регистрации и лицензировании медицинской продукции, внести следующие предложения:

— сократить срок рассмотрения и государственной регистрации ЛС и МИ, а также упростить процедуру внесения изменений в регистрационную документацию выпускаемых серийно МИ. В настоящее время эта процедура практически сопоставима по затратам с регистрацией нового продукта, что ограничивает возможности предприятия по реагированию на изменения рынка и конкуренции с иностранными производителями;

— рассмотреть вопрос о создании в каждом Федеральном округе, при поддержке государства, аккредитованных лабораторий (региональных Центров технических испытаний и сертификации), максимально приближенных к производителям и обладающих всеми необходимыми полномочиями по сертификации, в том числе и на европейских рынках;

— расширить число учреждений, имеющих право проведения токсикологических, технических и клинических испытаний, в том числе в Екатеринбурге (организовать аккредитацию одной из лабораторий Екатеринбурга для проведения технических испытаний МИ).

8. В качестве мер по стимулированию развития медицинской промышленности обратиться к руководству субъектов федерации Уральского региона с просьбой:

— о предоставлении мер государственной поддержки предприятиям отрасли, осуществляющим техническое перевооружение, модернизацию действующих мощностей и строительство новых, в форме государственных гарантий и субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов;

— о размещении государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере производства и освоения новых видов МИ, ЛС и субстанций;

№ 1(7)/2010"[

биотехносфера

— о приоритетном размещении государственного заказа на медицинскую продукцию на предприятиях, соответствующих стандартам качества ОМР и с сертификацией качества по ИСО 13485;

— о создании системы грантов для предприятий медицинской промышленности и научно-исследовательских организаций;

— о предоставлении налоговых льгот (по налогу на прибыль, в части, зачисляемой в региональный бюджет и налогу на землю) предприятиям медицинской промышленности;

— о приоритетном осуществлении закупки ЛС и МИ для нужд здравоохранения у региональных производителей;

— о централизации на уровне субъекта федерации закупки МИ, ЛС и другой медицинской продукции для учреждений здравоохранения.

9. С целью повышения конкурентоспособности отечественной медицинской промышленности рекомендовать руководителям предприятий обратить особое внимание на необходимость внедрения правил ОМР и сертификации систем менеджмента качества по требованиям международных стандартов качества.

10. Одобрить деятельность Медико-технического совета при губернаторе Свердловской области и рекомендовать органам власти субъектов федерации использовать его опыт для развития медицинской промышленности на своих территориях.

11. Одобрить инициативу Ассоциации «Уралмедп-ром» и Правительства Свердловской области по созданию на территории Свердловской области фармацевтического кластера с вовлечением в него предприятий Уральского региона.

12. Ассоциации «Уралмедпром» совместно с Правительством Свердловской области разработать и утвердить программу целевой подготовки специалистов для фармацевтической отрасли и медицинского приборостроения на базе Уральской государственной медицинской академии и Уральского государственного технического университета. Рассмотреть вопрос о возможности реализации на базе этих вузов комплексной программы подготовки специалистов по специальности « химик-технолог-фармацевт ».

13. Одобрить реорганизацию некоммерческой организации «Ассоциация производителей медицинской техники и изделий медицинского назначения Свердловской области "Уралмедпром"» в форме присоединения к ней некоммерческого партнерства «Уральский фармацевтический союз» и переименования в некоммерческую организацию «Ассоциация медицинской промышленности Урала "Уралмедпром"». Такое объединение ассоциаций производителей продукции для нужд здравоохранения будет способствовать усилению их роли в представлении и отстаивании общих интересов.

Рекомендовать предприятиям и организациям, научным и образовательным учреждениям Уральского региона, разрабатывающим и производящим продукцию медицинского назначения, стать членами Ассоциации «Уралмедпром».

14. Поддержать предложение Президиума ВРОС МП о созыве 30 марта 2009 г. в Москве III Всероссийского съезда работников медицинской промышленности. На обсуждение съезда вынести следующие вопросы:

— Анализ российского рынка ЛС и МИ. Роль и место отечественного производства медицинской продукции.

— Стратегия развития медицинской промышленности России.

— О совершенствовании законодательного обеспечения обращения ЛС и МИ.

— Приоритетные направления отечественной науки и промышленности в обеспечении рынка ЛС и МИ. Федеральная целевая программа развития медицинской промышленности.

— Организация центров по разработке конкурентоспособной инновационной продукции, бизнес-структур, кластеров для их производства. Меры стимулирования.

— Предложения по подготовке кадров для производства ЛС и МИ путем взаимодействия образовательных, научных учреждений и промышленных предприятий.

— О повышении роли профессиональных организаций в решении актуальных проблем медицинской промышленности.

— О роли малого и среднего бизнеса в сфере производства медицинской техники для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

15. Создать при Ассоциации «Уралмедпром» рабочую группу с включением в ее состав представителей Уральского отделения Российской академии наук, вузов, министерств здравоохранения и промышленности региона. Рабочей группе до 10 февраля 2010 г. подготовить предложения по созданию в регионе бизнес-структур, центров и кластеров, а также комплексных проектов для разработки и производства инновационных видов продукции и на их основе сформировать предложения в Федеральную целевую программу. Рабочей группе руководствоваться Протоколом совещания у Председателя Правительства РФ В. В. Путина от 9 октября 2009 г. № ВП-П12-45 пр.

16. Одобрить состав оргкомитета по подготовке III Всероссийского съезда. Поручить Председателю ВРОС МП Калинину Ю. Т. до 15 февраля 2010 г. согласовать с федеральными органами власти кон-кретную программу проведения съезда и разработать и представить на рассмотрение Президиума конкретный план подготовки и проведения съезда.

17. Руководителям предприятий, фирм и компаний, занимающихся разработкой, производством и реализацией ЛС и МИ принять участие в работе съезда и до 20 января 2010 г. представить свои предложения в проект его решения, темы возможного выступления и пожелания к порядку его подготовки и проведения.

18. Финансирование мероприятий по подготовке и проведению съезда осуществить за счет членских и целевых взносов ассоциаций, предприятий и компаний отрасли.

19. Ответственность за подготовку материалов, организацию и проведение съезда возложить на исполнительную дирекцию ассоциации «Росмедпром».

биотехносфера

|№ 1(7/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.