Щ МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Л.И. Кох, Г.А. Бурцева
Сибирский государственный медицинский университет, Кафедра акушерства и гинекологии ФУВ, г. Томск
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Методом сплошного и выборочного исследования обследовано 155 девочек-подростков, учащихся школ и лицеев. Проведен корреляционный анализ антенатальных, перинатальных и постнатальных факторов риска формирования репродуктивного здоровья девушек. Наибольшую прогностическую значимость для гинекологической патологии имели психосоциальные факторы риска и наличие в анамнезе у девушки неврологической и сосудистой патологии. Меньшее прогностическое значение имели интранатальные факторы риска. Антенатальные факторы риска, высокий инфекционный индекс в анамнезе, патология желудочно-кишечного тракта по своей прогностической значимости занимали промежуточное положение.
Ключевые слова: девочки-подростки, репродуктивное здоровье, факторы риска, психология.
Функционирование репродуктивной системы женщины во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период полового созревания. В этот период завершается формирование морфологических и функциональных структур организма, под влиянием гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, меняется тонус вегетативной нервной системы, регулирующей темпы роста и характер функционирования внутренних органов, в результате чего окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа [1, 2].
За последние 10 лет здоровье нации ухудшилось, появился диссонанс между рождаемостью и смертностью. В этих условиях профилактика нарушений репродукции, основанная на знании механизмов полового созревания, возрастает [3, 4, 5].
При оценке пубертатного созревания и репродуктивного здоровья девушек изучению подлежат физическое, половое, психосексуальное, психическое и социальное развитие. Из всех неблагоприятных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, наименее изучено влияние психосоциальных факторов, несмотря на актуальность этого аспекта в современных условиях [2, 6, 7].
Для комплексного изучения влияния различных факторов риска на становление репродуктивной системы девочек-подростков, сплошным и выборочным методом обследовано 155 девушек 15-16 лет, учащихся школ и лицеев.
На начальном этапе проведен опрос по двум анкетам: медицинской и социальной. В комплекс данных входили сведения, полученные из амбулаторной карты развития ребенка и опроса родителей. Оценивалось течение антенатального и перинатального периодов, перенесенные инфекции, эндокринные нарушения и соматические заболевания периода детства. Девушки осмотрены подростковым терапевтом, невропа-
П4(5) апрель 2001 с/^пьи^ияBj^acce
тологом, окулистом, отоларингологом, эндокринологом, хирургом, психологом и психиатром. Проведено антропометрическое исследование, оценены гармоничность физического развития, соответствие размеров таза росту, степень полового развития, определен мор-фотип. Состояние половых органов оценивалось при гинекологическом осмотре. По показаниям проводились — эхографическое исследование органов малого таза, определение гонадотропных и тиреотропного гормонов сыворотки крови, электроэнцефалография, реоэнцефалография, томография гипофиза.
Все девушки протестированы по шкале реактивно-личностной тревожности с определением балла личностной и реактивной тревожности (Спилбергер Ч.Д. и Ханин Ю.Л., 1983) и методике определения уровня невротизации (Личко Ю.Л., 1980). Данные психологические тесты применялись для оценки нервно-психического напряжения и давали представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессовых ситуаций. Дополнительно анализировались конфликтные взаимоотношения в семье, в школе, с учителями, подругами, репродуктивное поведение, оценивалась степень физической и умственной нагрузки, социальный статус семьи, характер питания.
При анализе физического развития средний рост девушек составил 164,6 ± 0,8 см, средняя масса тела
— 53,4 ± 1,0 см, средняя окружность грудной клетки
— 77,6 ± 0,8 см, основной поперечный размер таза — 29,2 ± 0,02 см, основной прямой размер — 16,9 ± 0,03 см. Отставание размеров таза от роста выявлено у 51,7 % школьниц, причем чаще отмечалось уменьшение прямого размера по сравнению с поперечным.
Нормотип определен у 43,9 % обследованных, астенический тип — у 31,0 %, инфантильный — у 9,7 %, интерсексуальный — у 9,0 %, гипергинический — у 6,5 % девушек.
Гармоничное физическое развитие выявлено у
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
64,5 % девочек-подростков, ухудшенное дисгармоничное — у 32,3 %, плохое дисгармоничное — у 3,2 %. Ухудшение показателей физического развития констатировано преимущественно за счет дефицита массы тела и уменьшения размеров костного таза.
Изучение полового созревания по характеру оволосения и развитию молочных желез показало, что формирование вторичных половых признаков у всех обследованных начиналось с роста молочных желез в положенные сроки. Соответствие полового развития возрасту было отмечено в 67,1 % случаев, умеренное отставание — в 21,9 %, значительное отставание — в 3,2 %, резкое отставание — в 7,7 %.
Средний возраст менархе составил 12,8 ± 0,2 лет. Менструальный цикл в течение первого года установился у 61,9 % обследованных, был нерегулярным — у 21,3 %, пролонгированным — у 8,4 %. При гинекологическом осмотре размеры матки соответствовали календарному возрасту у 83,2 %. Уровень гонадот-ропных гормонов не отличался от средних величин для данного возраста.
Гинекологическая заболеваемость у девочек-подростков составила 44,5 %. В структуре гинекологической заболеваемости преобладали альгоменорея (43,5 %) и нарушения менструального цикла (42,0 %). Помимо этого, у 2,6 % обследованных был выявлен хронический сальпингоофорит, у 3,9% -вульвовагинит, у одной девушки была определена беременность малого срока.
Влияние факторов риска на становление репродуктивного здоровья изучалось, начиная с антенатального периода. ОПГ-гестоз второй половины беременности в легкой степени отмечен у 16,1 % матерей, нарушение маточно-плацентарного кровообращения — у 9,7 %, аномалии родовой деятельности — у 12,3 %, оперативное пособие в родах — у 4,3 % матерей, асфиксия в родах — у 9,7 %, недоношенность — у 5,8 % обследованных.
Высокий инфекционный индекс отмечен у 66,5 % девушек.
Экстрагенитальная патология выявлена у 96,2 % девочек. В структуре хронической патологии преобладали гастриты и холециститы (58,1 %). Неврологическая патология отмечена у 40,0 % обследованных, болезни глаз — у 36,1 %, патология щитовидной железы — у 40,0 %, вегетососудистая дистония — у 31,0 %, хронический тонзиллит — у 41,5 %, нарушение осанки — у 17,4 %.
При анализе социальных факторов было выявлено, что 76,1 % семей проживали в благоустроенном жилье. Каждая четвертая девочка (24,5 %) воспитывалась в неполной семье, матерью. Высшее образование имели 45,2 % матерей. Разнообразное меню и горячую пищу 2-3 раза в день получали только 25,2 % девушек. У 76,8 % школьниц в рационе преобладала пища, бедная микроэлементами и витаминами. Регулярную высокую физическую нагрузку имели 32,9 % девушек, высокую умственную — 54,8 %.
Основными причинами психологического дискомфорта у девушек являлись психотравмирующие ситуации в микросоциальном окружении. Частые ссоры в семье, оставляющие негативные переживания, указали 40,7 % обследованных, развод родителей — 23,2 %, смерть близких — 11,6 %. Конфликт с другом или подругой отметили 27,7 % девушек, школьные конфликты с учителями — 12,3 %. Сочетание не-
скольких психотравмирующих ситуаций имелось в
81.3 % случаев.
Курение среди обследованных было распространено (73,6 %), регулярно курили в течение года
16.4 % девушек. Сексуально активный образ жизни вели 28,4 % школьниц, средства контрацепции регулярно применяли только 22,7 % девушек.
При психологическом тестировании высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 38,7 % обследованных, умеренный — у 32,9 %, низкий — у 28,4 %. Высокая реактивная тревожность на момент исследования отмечена у 71,6 %, умеренная — у 23,2 %, низкая — у 5,2 % девушек. Высокий уровень невротизации выявлен в 38,71 %, нормальные показатели — в 25,8 %, низкий уровень — в 35,5 % случаев.
Влияние изученных факторов риска на формирование репродуктивного здоровья девочек-подростков определялось с помощью корреляционного анализа. Для прогноза гинекологической патологии наибольшую значимость имели психосоциальные факторы риска и наличие в анамнезе у девушки неврологической и сосудистой патологии. Меньшее прогностическое значение имели интранатальные факторы риска (оперативное пособие в родах, аномалии родовой деятельности), гиперплазия щитовидной железы 1-2 степени. Антенатальные факторы риска (ОПГ-гестоз, нарушение маточноплацентарного кровообращения), высокий инфекционный индекс в анамнезе, патология желудочно-кишечного тракта занимали промежуточное положение по своей прогностической значимости.
Таким образом, на формирование репродуктивного здоровья девочки-подростка оказывают влияние изменившиеся социально-экономические условия общества, психотравмирующие ситуации в микросоциальном окружении, что делает целесообразным наблюдение девочки с раннего возраста у специалиста, владеющего необходимым объемом знаний по возрастной гинекологии и психологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабичев В.Н. Эндокринология репродуктивной системы //Пробл. эндокринологии.- 1998.-Т. 44, □ 1. -С. 3-12.
2. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков: Руководство для врачей. - СПб., 2000. - 574 с.
3. Ушакова Г.А., Елгина С.И., Сурков Н.И. Демография и репродуктивное здоровье женского населения Кузбасса. - Кемерово, 1997. - 71 с.
4. Баранов А.Н. Возрастные особенности физического и полового развития девочек в условиях Европейского севера //Вестн. Росс. Ассоциации акушеров-гинекологов. - 1997. - □ 2. - С. 49-50.
5. Фролова О.Г. Медико-социальные аспекты проблемы репродуктивного здоровья женщины //Вестн. Росс. АМН - 1997. - □ 2. - С. 7-9.
6. Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц //Российский педиатрический журнал. -1998. - □ 1. - С. 14-18.
7. Микиртумов Б.Е., Пукшанская С.М. К вопросу о психогенных механизмах конфликтных переживаний у девушек с нарушениями репродуктивной функции //Психосоматические и соматопсихологические расстройства у детей: Сб. науч. тр. - Л., 1990. - С. 59-64.
с/^иь и^Ъя вс7^узбассе ^4(5) апрель 2001