Научная статья на тему 'Репродуктивное поведение молодежи и его социальноэкономические последствия'

Репродуктивное поведение молодежи и его социальноэкономические последствия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1100
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / REPRODUCTIVE BEHAVIOUR / DEMOGRAPHIC CRISIS / EDUCATION / LABOUR MARKET / DEMAND FOR PROFESSIONALS / SOCIAL POLICY / ECONOMIC POLICY / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орехова Инесса Михайловна

В настоящей статье рассматриваются проблемы репродуктивного поведения молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет в стране, в частности нежелание многих из них заводить семью и иметь более чем одного ребенка, а также причины и социально-экономические последствия для России подобного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE BEHAVIOUR OF YOUTH AND ITS SOCIOECONOMIC CONSEQUENCES

The article considers problems of reproductive behaviour of young people aged 18 25 years old, particularly, the reluctance to build up a family or have more than one child. The author discusses reasons and socioeconomic consequences of such a behaviour for Russia.

Текст научной работы на тему «Репродуктивное поведение молодежи и его социальноэкономические последствия»

УДК 316.35.023.6 Орехова Инесса Михайловна

старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И ЕГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ [1]

Orekhova Inessa Mikhaylovna

Senior Research Associate, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences

REPRODUCTIVE BEHAVIOUR OF YOUTH AND ITS SOCIOECONOMIC CONSEQUENCES [1]

Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются проблемы репродуктивного поведения молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет в стране, в частности нежелание многих из них заводить семью и иметь более чем одного ребенка, а также причины и социально-экономические последствия для России подобного поведения.

Ключевые слова:

репродуктивное поведение, демографический кризис, образовательная ситуация, рынок труда, профессиональная востребованность, социальная политика, экономическая политика, миграционная политика.

Summary:

The article considers problems of reproductive behaviour of young people aged 18 - 25 years old, particularly, the reluctance to build up a family or have more than one child. The author discusses reasons and socioeconomic consequences of such a behaviour for Russia.

Keywords:

reproductive behaviour, demographic crisis, education, labour market, demand for professionals, social policy, economic policy, migration policy.

Демографическую ситуацию в Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать следующим образом: в стране продолжается кризис. Хотя в 2011 г. впервые в новейшей истории России население значительно выросло - на 188,9 тыс. чел. или на 0,1 %, и по данным текущей статистики эти положительные тенденции продолжились и в 2012 г. Они не позволяют говорить о преодолении страной демографического кризиса. Во-первых, прирост населения в значительной степени произошел за счет мигрантов. Во-вторых, и это главное, естественная убыль населения еще слишком высока, а в 2011 г. замедлился и прирост рождаемости - он составил всего 0,2 %. Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого даже для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости в стране составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства его значение должно быть на уровне 2,11-2,15 [2].

В наибольшей степени демографический кризис касается сфер реальной экономики и образования. Демографическая политика государства дает положительный эффект, когда доля трудоспособного населения, то есть людей среднего возраста, максимальна при относительно небольших частях людей младшего и старшего возрастов. Труднее всего в этой ситуации удержать баланс между этими долями - грань между ними очень тонка. Стоит неконтролируемо снизиться доле младшего поколения и страна лишится благополучного будущего в экономике. В настоящее время Россия на грани подобной ситуации. Одна из главных причин данного положения кроется в репродуктивном поведении молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Эти годы считаются наиболее подходящими для рождения детей (особенно у женщин). Не случайно ряд ученых-демографов объясняет резкий рост рождаемости в 80-е гг. прошлого века именно сдвигом рождений на наиболее молодой возраст матери. В настоящее время ситуация кардинально изменилась.

Первым признаком изменения ситуации является то, что в последнее время Россия вступила в период преобладания малодетной семьи. Именно постоянное уменьшение среднего числа детей в семье стало очень важным признаком ее кризисного развития. Дети перестали быть главной семейной ценностью. А, судя по социологическим опросам, эта тенденция будет преобладать и в дальнейшем. Например, в конце 2008 г. ВЦИОМ провел социологическое исследование, посвященное проблемам материнства и детства. Опрос проводился, в том числе, и среди молодых семей. Супругам был задан следующий вопрос: «Есть ли у вас несовершеннолетние дети?» Исследователи получили следующие ответы:

- да,один - 22 %;

- да, двое - 10 %;

- да, больше двух - 2 %;

- нет, но в ближайшие год-два планируем завести ребенка - 5 %;

- нет и в ближайшее время детей заводить не планируем - 60 % [3].

Наибольшее беспокойство вызывает здесь то, что почти две трети молодых супругов (60 %) не хотят иметь детей в ближайшем будущем. Как правило, откладывание на неопределенное время рождения ребенка ведет к тому, что такая семья в дальнейшем ограничивается одним малышом, а то и вообще детей не заводит. Как видим, ситуация массового преобладания малодетных семей во многом определяется именно молодыми супругами.

Вторым признаком изменения ситуации является рост семей с одним родителем, среди которых преобладает так называемая «материнская семья», что объясняется большим количеством разводов у женщин в возрасте 18-24 лет.

Наконец, нельзя забывать и о такой насущной проблеме, непосредственно влияющей на рождаемость, как так называемое «старение» браков.

Данные статистики показывают, что браки в стране за последнее время (начиная с 1995 г.) «стареют». Особенно это касается мужчин: по сравнению с 1995 г. в 2009 г. в брак вступили на 31,5 % меньше мужчин возрастной группы от 18 до 24 лет. У женщин этот показатель значительно меньше - 10,9 %. Необходимо отметить как положительную тенденцию то, что количество браков женщин этой возрастной группы (18-24 лет) с 2000 по 2005 г. медленно росло. Но, к сожалению, к 2009 г. и этот относительно небольшой рост прекратился. Мы проанализировали также показатели смертности в этой возрастной группе. Оказалось, что смертность среди мужчин в зависимости от возраста растет в значительно большей степени, чем у женщин. То есть вступление в брак даже для женщин возрастной группы 18-25 лет со временем становится все более проблематичным из-за того, что численность мужчин подходящего возраста с каждым годом уменьшается [4].

Как было отмечено выше, в наибольшей степени сложившаяся в стране демографическая ситуация касается области реальной экономики и образования.

В экономике сложившаяся ситуация ведет, прежде всего, к уменьшению доли трудоспособного населения и, как следствие этого, к нехватке профессиональных кадров различного уровня практически во всех ее отраслях. Сокращение численности молодых людей призывного возраста усугубляет проблемы кадрового состава в сфере обороны, как в количественном, так и в качественном отношениях. Увеличение доли старших поколений за счет молодежи и людей среднего возраста ведет к старению населения в целом и к большим проблемам во многих областях: экономической, социальной, финансовой и других. Необходимо отметить, что старение населения в настоящее время наиболее характерно для европейских стран. Россия в этом отношении находится в несколько лучшем положении - доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении страны составляет 13 %. Это средний показатель по развитым странам, но для отдельно взятой страны он достаточно высок.

Проблемы в экономике страны, уже существующие и только ожидаемые в будущем в наибольшей степени видны при анализе образовательной ситуации. Именно в рамках возрастной группы от 18 до 25 лет постоянно снижается численность выпускников школ. В 2012 г. школу закончили всего 700 тыс. чел. Снижение численности выпускников, усугубляемое общим старением населения страны, сразу привело к кадровым проблемам во многих отраслях экономики, особенно в реальном ее секторе - промышленном производстве. Проблемы эти касаются профессиональных кадров разного уровня - от рабочих различной квалификации до высококвалифицированных специалистов.

Проблема с рабочими кадрами и их подготовкой в стране существовала и раньше. Но особенно остро она встала в настоящее время, когда в России стала возрождаться промышленность, в частности, оборонная, производственный потенциал которой во многом зависит от воспроизводства количественного и качественного состава рабочих кадров. Кроме того, в последнее время во многих регионах (например, Калужской и Ленинградской областях) были запущены крупные сборочные производства, также нуждающиеся в квалифицированных рабочих. Между тем, по расчетам специалистов уже в ближайшее время - в течение 3-5 лет - численность рабочих в стране уменьшится почти на треть за счет ушедших на пенсию. То есть спрос на рабочие специальности растет, а удовлетворять его с каждым годом становится все труднее и труднее, в том числе и потому, что большая часть выпускников средней школы намереваются продолжить образование в высших учебных заведениях.

Нужно отметить, что профессиональная ориентация выпускников средних учебных заведений всегда была слабым звеном в системе народного образования. Упомянутое выше снижение численности выпускников школ в значительной степени обострило эту проблему, в первую очередь, в области выбора уровня образования. Как отмечалось выше, в настоящее время этот выбор сдвинут в сторону предпочтения высшего образования. Проблемы продол-

жаются и в рамках выбора самого высшего образования. Они обусловлены, во-первых, выбором высшего учебного заведения; во-вторых, выбором специальности.

Анализ данных о конкурсе в высшие учебные заведения показывает, что абитуриенты в своем выборе вуза кадровыми потребностями экономики страны, востребованно-стью/невостребованностью выбранной профессии на рынке труда руководствуются в последнюю очередь. В результате уже в течение нескольких лет существует сдвиг в сторону юридического и экономического образования, хотя специалисты этих профессий сейчас практически не востребованы. В конечном счете, это не отвечает ни интересам промышленного производства страны и ее экономики в целом, ни интересам вузов, ни интересам самих молодых людей, поступающих в эти вузы.

По данным кадровой корпорации ManpowerGroup самыми востребованными профессиями в России в настоящее время являются инженерно-технические. Востребованы также IT-специалисты, эксперты в области туризма и гостиничного дела и, конечно, врачи и педагоги. Потребность в инженерных специальностях настолько велика, что уже сегодня крупнейшим промышленным комплексам с трудом удается найти специалистов-инженеров для своих производств в России. Компании вынуждены приглашать специалистов из других стран - Франции, Швеции, Финляндии. Огромный дефицит инженеров испытывают также сборочные производства и строительные предприятия. Кадровые специалисты-аналитики, например, глава консалтинговой компании по подбору персонала Jacobson Partners Дмитрий Акопов, считают, что если ситуация с подготовкой инженеров в стране в ближайшие годы не изменится, коллапс в производственном секторе наступит через 7-10 лет [5]. Судя по тому, что в 2013 г. и без того небольшой конкурс на технические специальности снизился на порядок, кадровые аналитики в оценке ситуации не далеки от истины.

К сожалению, государственная политика в области образования не позволяет надеяться на скорое изменение сложившейся ситуации в области подготовки высококвалифицированных кадров и, следовательно, удовлетворение кадровых потребностей на рынке труда, поскольку государство сейчас практически не влияет на профессиональный выбор выпускников школ. На наш взгляд, одной из немногих попыток повлиять на этот выбор является ежегодная публикация составленного Министерством образования России рейтинга самых престижных вузов страны. В 2013 г. (как, впрочем, и на протяжении последних 3-х лет) отмечены 10 самых престижных вузов страны (в порядке убывания): Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургский государственный университет; Московский физикотехнический институт; Российский университет дружбы народов; Томский государственный университет; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Казанский государственный университет; Московский инженерно-физический институт; Ростовский государственный университет; Московский государственный лингвистический университет [6]. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что все эти вузы готовят специалистов преимущественно в различных областях научной деятельности и гуманитарных областях. Профильные вузы, занимающиеся подготовкой инженерно-технических специалистов, здесь не представлены. То есть критерий востребованности/невостребованности профессий на рынке труда, иначе, государственные кадровые приоритеты в рейтинге не учитывались. Можно сделать неутешительный вывод - в настоящее время престижность профессии и ее востребованность в России стали совершенно разными, никак не связанными друг с другом понятиями.

В настоящее время в стране действуют более 900 вузов. Пользуется спросом только треть из них. Невостребованные из их числа борются за каждого абитуриента, а в некоторых из них давно забыли о таком понятии как «конкурс». К сожалению, часто это именно те вузы, которые выпускают инженерно-технических специалистов. В этой ситуации речь идет уже не только о количестве выпущенных технических специалистов, но и о качестве их подготовки, поскольку изначально качество подготовки абитуриентов в этих вузах практически не учитывается.

Приходится признать, что профессиональный выбор молодых людей (причем, как выбор уровня образования, так и его содержания) основывается исключительно на их субъективных представлениях. В результате в последние несколько лет выпускники средней школы выбирают, во-первых, высшее образование; во-вторых, в рамках этого образования - вузы юридического и экономического профиля. Это привело к следующей ситуации. Рынок труда перенасыщен специальностями юристов и экономистов - на эти специальности в последнее время абсолютное отсутствие спроса. 80 % выпускников юридических академий, экономических факультетов и т.п. не могут найти работу по специальности - они не востребованы. То есть, ежегодно в течение последних 3-5 лет на рынке труда появляется большое число невостребованных рабочих кадров, обладающих, однако, высоким уровнем образования и соответствующими ему социальными претензиями. Между тем, вопрос о том, к какой социальной группе их можно от-

нести, достаточно спорный. В последнее время в научной литературе, в том числе и в России, появились статьи о возникновении новой стратификационной группы, так называемом «прека-риате» [7]. По мнению авторов статьи, в нашей стране к этой группе могут быть отнесены работники, не имеющие с работодателем стабильных отношений - с частичной занятостью, временные работники. То есть, 80 % невостребованных юристов и экономистов с большой долей вероятности могут служить пополнением именно этой социальной группы, уже признанной в России на государственном уровне.

Судя по приведенным данным, решение обозначенных социально-экономических проблем в значительной степени зависит от урегулирования демографического вопроса. На наш взгляд, политика государства, направленная на преодоление демографического кризиса в России должна идти, по крайней мере, в двух направлениях: сбалансированная и социально направленная экономическая политика государства, способствующая увеличению рождаемости и правильная миграционная политика. Опрос ВЦИОМ, посвященный проблемам материнства и детства в стране (конец 2008 г.), выявил наиболее слабые места политики государства в сфере увеличения рождаемости. Респонденты отметили следующие аспекты: экономический кризис, высокие цены, низкий уровень доходов (46 %); недостаток детских воспитательных учреждений и дорогая плата в них, платная медицина и образование, недостаточный размер детских пособий (48 %) [8]. Ученые-демографы назовут и другие аспекты проблемы. Одно ясно: решение проблемы увеличения рождаемости требует много времени и значительных финансовых вложений. Даже если все эти меры последуют незамедлительно, отдачу можно будет ждать в весьма отдаленном будущем.

В настоящее время, на наш взгляд, попытаться сгладить дисбалансы в социальнопрофессиональной структуре, которые образовались в результате уменьшения трудоспособного населения, можно с помощью образовательной политики, направленной на перераспределение потоков выпускников средних школ. Во-первых, необходимо добиться увеличения их притока в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения за счет высшей школы. Во-вторых, в рамках высшего образования, достичь увеличения приема на востребованные инженерно-технические специальности. К сожалению, проводимая сейчас Министерством образования и науки политика совершенно неэффективна, в первую очередь потому, что совершенно не учитывает личность участников реформирования. Введение ЕГЭ в средней школе практически исключило содержательный момент из предметов, в ней изучаемых, поскольку успешная сдача этого экзамена требует чисто формальных знаний. Но ведь именно содержательный аспект худо-бедно позволял средней школе профессионально ориентировать учеников. Реформа в области профессионально-технического и среднего специального образования, в сущности, свелась лишь к переименованию профессионально-технических училищ в лицеи, а средних специальных учебных заведений - в колледжи. В области высшего образования сначала пошли по пути резкого, до 200 единиц, сокращения числа вузов в стране. Некоторые ученые, а особенно чиновники видели в этой ситуации положительные стороны. По их мнению, демографический кризис должен помочь избавиться от вузов, дающих некачественное образование. Процесс сокращения неэффективных высших учебных заведений начался, так и не закончившись. Во многом потому, что выбор критериев эффективности работы высших учебных заведений был многим непонятен и вызвал много нареканий. Хотя при правильном и качественном выборе критериев эффективности такой метод реформирования образования высшего уровня может дать положительный результат. В 2013 г. реформа пошла по пути сокращения уже не вузов, а бюджетных мест в них на не отвечающие потребностям народного хозяйства специальности. Например, одним вузам не дали бюджетных мест для философов, другим сократили менеджмент. Но, поскольку, как уже отмечалось выше, реформа совершенно не учитывает личность своего субъекта, абитуриенты, собрав все свои материальные ресурсы, предпочли пойти учиться на платные отделения, но по выбранной специальности. В 2014 г. реформаторы решили, наоборот, увеличить количество бюджетных мест: если в 2013 г. их было 52 на 100 выпускников, то в 2014 - 56 [9]. Причем, большее количество абитуриентов можно будет принять на очную форму обучения по инженерным, сельскохозяйственным, медицинским специальностям. К сожалению, вопрос о том, захотят ли сами выпускники поступать по выбранному профилю, реформаторы оставляют без ответа.

Чтобы обеспечить профессиональные потребности реального сектора экономики на ближайшую перспективу и не обострить при этом уже имеющиеся социальные проблемы, государству необходимо проводить правильную, сбалансированную миграционную политику.

По данным миграционной службы, в настоящее время в России 11,048 млн чел. мигрантов - 7,7 % от общей численности населения страны. Из общего количества мигрантов 50,9 % составляют женщины и 49,1 % - мужчины. Средний возраст мигрантов - 45,9 лет. При этом

6,1 % имеют возраст до 19 лет; 79,8 % - от 20 до 64 лет и 14,1 % - от 65 лет и больше [10]. Практически единственный вывод, который можно сделать из предоставленных данных, - возраст приехавших в страну хоть и достаточно солидный, но вполне работоспособный. Дальше можно только строить предположения. Например, о том, что такое количество женщин-мигрантов в стране явно не требуется.

Источник не предоставляет информацию об уровне образования мигрантов и их профессиональной принадлежности. То есть, невозможно судить о том, насколько приехавшие в страну способны удовлетворить потребности экономики России в рабочих кадрах различного уровня и содержания. Складывается вопрос: Нужны ли нам работники имеющихся у мигрантов профессий? На наш взгляд, миграционная политика страны должна основываться, по крайней мере, на таких показателях: потребности экономики в рабочих кадрах различного уровня и содержания; способность (и в какой мере) своими кадровыми ресурсами закрыть эту потребность; если такая возможность в стране отсутствует полностью или частично, иметь представление о том, откуда можно привлечь нужных работников.

В настоящее время государственная миграционная политика настолько аморфна, что, как уже отмечалось выше, крупные промышленные комплексы сами вынуждены заниматься миграционными вопросами, то есть находить и приглашать необходимых специалистов за пределами России. Причем, не в странах ближнего зарубежья - Белоруссии, Украине, тем более Узбекистане или Таджикистане, а в станах Западной Европы, таких как Франция, Швеция, Финляндия.

Демографический кризис в России (в частности, снижение рождаемости как следствие определенного репродуктивного поведения молодежи) имеет как специфические, так и общемировые причины, характерные для многих индустриальных и постиндустриальных стран. Первые связаны, прежде всего, со снижением качества жизни и здоровья населения на постсовет-стком пространстве; вторые - с деформацией и деградацией социальных институтов общества, в частности, с кризисом института семьи. Важно понять то, что решая демографическую проблему, государство одновременно урегулирует и множество других проблем развития страны, прежде всего, социально-экономического характера.

Ссылки и примечания:

1. Статья написана при поддержке гранта РГНФ 11-03-00231-а.

2. Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0497/barom03.php (дата обращения: 15.11.2013).

3. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=579&q_id=41586&date=23.11.2008 (дата обращения: 15.11.2013).

4. Демографический ежегодник России. М., 2012. С. 78, 94.

5. Оводенко А. Быть рабочим престижно и выгодно. URL: http://www.kp.ru/daily/26139.5/3029450 (дата обращения: 15.11.2013).

6. URL: http://moltat.ru/menu/obrasovanie/top-10-samikh-prestizhnykh-vuzov-rossii (дата обращения: 15.11.2013). - страница не найдена!

7. Подробнее об этой социальной группе см., например: Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая теория и социальная практика. № 3. 2013.

8. Всероссийский опрос ВЦИОМ URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=579&q_id=41588&date=23.11.2008 (дата обращения: 15.11.2013).

9. Оводенко А. Быть рабочим престижно ...

10. URL: esa.un.org (дата обращения: 15.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.