КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА
Г. Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]
А. Ч. КЫЛГЫДАЙ, младший научный сотрудник E-mail: [email protected] Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
Исследуются проблемы развития рынка труда отсталого депрессивного региона Сибири - Республики Тыва, имеющего один из самых высоких уровней безработицы. Авторы излагают основы современной Концепции социальной политики в Тыве в части регулирования сферы занятости и формирования кадрового потенциала региона. Предлагаются основные пути решения проблем занятости в условиях реализации крупных инвестиционных проектов, прогноз развития рынка труда в перспективе до 2020 г.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, социальная политика, кадровый потенциал, долгосрочный прогноз, численность населения, уровень безработицы.
Постановка проблемы. Ситуация на рынке труда Республики Тыва относится к одной из самых напряженных в Сибири и характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем безработицы и острой нехваткой квалифицированных кадров — с другой. Численность экономически активного населения в Туве на 01.01.2009 составила 129,6 тыс. чел., или 41,3 % общей численности населения республики. В отраслях экономики и социальной сферы занято 105,4 тыс. человек, около 24,2 тыс. жителей региона не имели работы, но активно ее искали. Уровень общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, составил 18,6 % экономически активного населения, что выше, чем в среднем по России, в 2,7 раза и по СФО — в 2 раза1. Уровень регистрируемой безработицы выше среднероссийского в 3,5 раза, по СФО — в 2,7 раза. Также для рынка труда республики характерен
1 Социально-экономическое положение субъектов РФ Сибирского федерального округа. Статистич. бюллетень. Кызыл: Тывастат, 2009. С. 45.
высокий удельный вес безработной молодежи в возрасте до 30 лет — 54,8 % от численности безработных республики. Напряженность ситуации на рынке труда, высокий уровень безработицы усугубляют отставание показателей уровня жизни населения региона от средних по Сибири и России.
Особенностью рынка труда республики является сокращение численности занятых, низкие темпы создания новых рабочих мест вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов (рис. 1). Для рынка труда республики характерны хроническая, застойная и скрытая безработица. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил в республике в 2008 г. 6,1 % в сравнении с 1,7 % по России и 2,0 % по Сибирскому федеральному округу. Однако реальный уровень безработицы был значительно выше и составлял от 24 до 30 %, о чем свидетельствуют данные о соотношении численности занятых и экономически активного населения.
Несбалансированность рабочей силы и рабочих мест обусловлена также отставанием возможностей республиканской системы подготовки кадров от потребностей экономики и социальной сферы. Оно также является результатом притока на рынок труда, с одной стороны — выпускников школ и других лиц, ранее не работавших, с другой стороны — специалистов—выпускников высших и средних специальных учебных заведений, на специальности которых отсутствует спрос со стороны работодателей.
В сложившейся ситуации высокий уровень безработицы в сочетании с особенностями демографической ситуации является фактором углубления бедности и роста социальной нестабильности
120 100 80 60
Рис. 1. Среднегодовая численность занятых в экономике, % к 1990 г.
40 20
0
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
—♦— Российская Федерация ■ Сибирский федеральный округ ▲
Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. Москва: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2007. С. 102—103; О состоянии рынка труда / Тувинская правда от 28.02. 2009. № 21-22. С. 2.
в обществе, превращается в одну из наиболее значимых проблем в экономическом и социальном развитии республики. Демографическая ситуация в республике характеризуется положительным естественным приростом, традиционной многодетностью семей, высоким удельным уровнем (более 30 %) маленьких детей и подростков в возрастной структуре населения.
В миграционных потоках для Тувы преобладающее значение имеет внутрирегиональная миграция: основной поток «село-город» приходится на столицу республики — г. Кызыл и его спутники Сукпак, пос. Каа-Хем, а также дачные поселки административного центра. При этом пос. Каа-Хем увеличился по размерам и количеству населения почти вдвое по сравнению с 1990 г. прошлого века. Основные причины миграции в город — длительная и устойчивая безработица в селах (77 % безработных граждан республики — сельские жители), так же низкие стандарты медицинских и образовательных услуг. При этом можно отметить миграцию различных стратификационных групп населения: как элиты и средних слоев сельского населения, так и маргинальных групп.
Несмотря на снижение численности жителей, относящихся к категории малообеспеченных (имеющих доходы ниже прожиточного минимума), по уровню бедности Тува устойчиво лидирует среди регионов Сибирского федерального округа. В 2008 г. уровень бедности населения республики составил 30,9 %. Среднедушевой доход бедного населения республики составил всего 2 531 руб. (67 % от величины прожиточного минимума). Другим показателем, характеризующим увеличение масш-
табов бедности, является дифференциация доходов населения. Отметим, что показатели дифференциации доходов в республике имеют тенденцию к увеличению, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) вырос с 10,1 до 10,8, по данным 2003 и 2008 г., соответственно.
Концепция социальной политики. В настоящее время в Туве разрабатывается Концепция социальной политики до 2020 г. Творческий коллектив разработчиков, в состав которого входят авторы данной статьи, исходит из того, что приоритеты социальной политики должны определяться с учетом ее влияния на долгосрочное экономическое развитие и обеспечение сбалансированной социальной структуры. Конец ХХ — начало XXI в. ознаменовались резким изменением ценностей, целевых ориентиров и критериев общественного прогресса. На первое место вышли факторы, определяющие условия жизнедеятельности человека, качество его жизни. Возрастание роли человека и соответственно социальных факторов в обеспечении стабильного экономического развития одновременно усложняет комплекс социальных проблем. Сложность демографической и социально-экономической ситуации принципиально по-новому ставит вопрос о выборе приоритетов социальной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу и требуют смены политики выживания политикой развития2.
2 Калугина З. И., Тапилина В. С. Новый курс социальной политики как ответ на вызовы времени // Россия и россияне в новом
столетии: вызовы времени и горизонты развития. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 709.
Главным источником экономического роста и реализации социальной политики является человеческий потенциал, интеллектуальные возможности которого включает приобретенные знания с учетом местных условий, самобытности, квалификации, здоровья, энергии каждого жителя региона, которые могут быть использованы в целях производства материальных и духовных благ, свободного развития и самореализации каждого человека. Для оценки социального развития используется обширный круг показателей, характеризующих ту или иную сторону жизни людей: численность и состав населения, способы и размеры распределения доходов между различными социальными группами, состав трудовых ресурсов, уровень образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения. Важной составной частью Концепции стали вопросы регулирования занятости, социальной защиты населения в кризисный период развития.
Основными целевыми ориентирами социальной политики в республике являются:
• снижение уровня бедности с 30,9 % в 2008 г. до среднероссийского уровня в 2020 г., увеличение численности среднего класса;
• снижение дифференциации населения по уровню доходов;
• совершенствование системы государственных социальных программ помощи малообеспеченным жителям республики;
• формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
• решение в 2012 — 2015 гг. проблемы беспризорности детей;
• обеспечение детей дошкольного возраста к 2015 г. широким спектром современных услуг дошкольного содержания и воспитания;
• полное удовлетворение потребности пожилых людей к 2020 г. в постоянном постороннем уходе;
• преобладание к 2020 г. семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• достижение к 2020 г. уровня занятости инвалидов в Республике Тыва не менее 50 % от общего числа инвалидов3.
Перемены на российском рынке труда в конце XX в., сохранение и постоянный рост безработицы
3 Концепция развития социальной политики Республики Тыва на период до 2020 г. (проект). Кызыл, 2009. С. 41.
стали своеобразным сигналом проведения преобразований на рынке труда, в области социального обеспечения и социальной защиты. В подавляющей части обострившиеся социальные проблемы «укоренены» в сфере труда. Проблема бедности существовала в России и в дореформенный период — риск бедности распространялся в основном на многодетные семьи, семьи, оставшиеся без кормильца, и одиноких пенсионеров. Сегодня увеличение масштабов бедности связано, в первую очередь, с ухудшением качества занятости и ослаблением социально-экономической защищенности населения в сфере труда. Значительная часть бедного населения имеет работу, но при низкой заработной плате не может обеспечить прожиточного минимума себе и членам семьи.
Политика занятости населения. Основной целью политики занятости является стабилизация на рынке труда. В связи с этим усилия властных структур всех уровней целесообразно сконцентрировать на следующих ключевых направлениях:
• поддержка действующих предприятий и организаций реального сектора экономики, создание условий для получения кредитных средств в банках, обеспечение преференций при распределении инвестиционных ресурсов. Переход от мер компенсационного характера к мерам, мотивирующим предприятия к внедрению инноваций: реализации технологической модернизации, диверсификации производства, выходу на новые рынки, предусмотренным Концепцией развития инновационной деятельности в Республике Тыва до 2015 г.4;
• развитие малых предприятий, поощрение развития новых производств, основывающихся на разных формах занятости, как наиболее действенного инструмента, способствующего сокращению безработицы;
• проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, направление капитальных вложений, как в перспективные инновационные отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
• организация профессиональной подготовки и переквалификации кадров, получение второй профессии, удовлетворяющие потребности экономики в кадрах и обеспечивающие не
4 О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Тыва. Постановление Правительства Республики Тыва от 25.03. 2009 № 116 // Тувинская правда от 20.05. 2009 № 58 (16737). С. 1-3.
только текущие, но и перспективные потребности;
• широкое использование общественных работ — общедоступных видов трудовой деятельности, не требующих, как правило, специальной профессиональной подготовки и организуемых с целью включения в активную трудовую деятельность лиц, испытывающих затруднения в поисках постоянной работы;
• создание новых рабочих мест в сельской местности с достойной оплатой путем реализации муниципальных среднесрочных программ. Сельская безработица — проблема более острая, нежели городская безработица, хотя у сельских жителей есть возможность самозанятости в личном подсобном хозяйстве. Оценивая уровни занятости и безработицы, наблюдаемые на селе, можно утверждать, что дефицита рабочей силы здесь нет, но существует проблема вовлечения потенциальной незанятой части населения, особенно безработных, в трудовую деятельность. В самой сельской местности имеются земельные ресурсы (пашни, сенокосы, пастбища), и при правильном решении вопросов занятости, развитии предпринимательства на селе в принципе не должно быть безработных.
Основными задачами развития социальной политики в сфере занятости населения в период кризиса следует назвать предупреждение массовой безработицы, повышение эффективности существующих рабочих мест, рост мобильности трудовых ресурсов; поддержку малого предпринимательства: предоставление финансовых, кредитных и налоговых льгот для субъектов малого бизнеса, развитие системы лизинга, размещение государственных заказов на малых предприятиях. Важно предусмотреть опережающее профессиональное обучение, переобучение работников; применение модульных систем профессионального обучения. Целесообразно развивать организацию самозанятости, надомного труда путем расширения масштабов обучения граждан основам предпринимательской деятельности; широкое применение общественных работ на качественно новой основе. При организации занятости населения на селе необходимо приравнять к общественным работам весенне-полевые и скотоводческие работы. Также целесообразно совершенствование системы регистрации свободных рабочих мест, создание единого банка данных, позволяющего любому жителю республики получать информацию о вакансиях, условиях предлагаемой работы по каждой профессии не только по месту
своего проживания, но из любого населенного пункта республики. В настоящее время подавляющее большинство безработных трудоустраиваются самостоятельно, минуя центры занятости, наиболее предпочтительным способом поиска работы среди безработных является обращение к друзьям, родственникам и знакомым. В 2008 г. такой метод использовали 61,4 % безработных.
Стартовым условием сбалансированного развития человеческого потенциала нации является достижение определенного уровня социально-экономической защищенности населения. Изучению этой проблемы посвящена специальная программа Международной организации труда. В основе программы лежит принцип: в современном обществе гарантией высокого качества экономического роста является сочетание базовой социальной защищенности в сфере труда. Базовая защищенность связана с обеспечением основных социальных прав на: жилище, доступное медицинское обслуживание, базовый социально приемлемый подход, обеспечение в старости, личную безопасность.
Защищенность в сфере труда является интегральной категорией, в рамках которой выделяются следующие компоненты, характеризующие ключевые аспекты парадигмы достойной занятости 5:
• защищенность на рынке труда — благоприятные условия поиска (нахождения) рабочего места, формируемые в рамках государственной политики полной занятости;
• защищенность занятости — защита от несправедливого увольнения, регулирование процедур найма и увольнения;
• защищенность рабочего места — гарантии в области содержания работы, карьерного роста, наличие барьеров для эрозии квалификации, пересмотра функций, изменения круга должностных обязанностей и т. д.;
• защищенность профессиональных навыков — наличие широких возможностей для приобретения и поддержания профессиональных навыков через системы ученичества, профессионального обучения и переобучения;
• безопасность условий труда — защита от производственных травм и профессиональных заболеваний путем установления и соблюдения стандартов производственной техники безопасности, допускаемого уровня шума, контакта с вредными веществами, установления
5 Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. С. 76—77.
ограничений на продолжительность рабочего дня, сверхурочных работ, ночных смен;
• гарантии представительства интересов — защита права коллективных переговоров, независимых профсоюзов, право на забастовку;
• защищенность дохода через механизмы установления минимальной заработной платы, индексации заработков, социальных выплат и льгот, прогрессивного налогообложения. Достижение эффективной занятости — необходимое условие для социальной активности, сохранения мотивационного и квалификационного потенциала, роста доходов основной части населения, блокирования процессов обнищания и маргинализации. Также вполне ясно, что значительная по своим масштабам застойная безработица оказывает предельно негативное воздействие на все стороны социального развития. В то же время необходимо содержательное обсуждение требования эффективности по отношению к политике занятости. Пассивное сохранение занятости «любой ценой» в условиях экономического кризиса не решает всерьез каких-либо социальных задач, кроме снижения девиантности и относительного сохранения квалификационного потенциала. Неприемлемо и требование «предельной эффективности», проведение политики занятости, основанной лишь на экономических критериях. Это означало бы существенное сокращение социального пространства для постановки тех задач, которые могут быть решены в рамках трудовой активности.
Основным ориентиром эффективной социально-экономической политики занятости должно стать динамическое равновесие между двумя позициями. С одной стороны, это уровень адаптации населения, участвующего в трудовой деятельности, к требованиям рыночной экономики. С другой — повышение требований интенсивности и качества труда, усиление экономического «прессинга», одновременно стимулирующих адаптацию и повышающих эффективность деятельности предприятий. При этом существенными ограничениями в такой политике выступают возможности мобилизации экономических ресурсов, направляемых на поддержку населения, выталкиваемого за пределы социального пространства трудовой активности, а также рост социальной напряженности, которая усиливает общую социально-экономическую нестабильность. Данные процессы не только замедляют движение на пути выхода из кризиса и преодоления депрессии, но одновременно требуют для своей блокировки значительных ресурсов. Одновременно
поддержание эффективной занятости предполагает решение ряда задач, связанных с преодолением мотивационного кризиса, с сохранением квалификационного потенциала как необходимых условий и для преодоления экономического кризиса, и для роста эффективности предприятий6.
Существенно значение политики эффективной занятости и для интеграции общества, поскольку ее проведение является необходимой предпосылкой продвижения различных социальных секторов к общему уровню адаптации на основе их взаимодействия в рамках общего пространства трудовой активности.
Развитие кадрового потенциала. Цель кадровой политики в Туве — формирование кадрового потенциала, соответствующего требованиям нового тысячелетия, а также потребностям экономики республики. В настоящее время в Республике Тыва в связи с началом реализации крупных инвестиционных проектов: строительство железной дороги «Кызыл—Курагино», освоение Кызыл-Таштыг-ского месторождения полиметаллических руд, Ак-Сугского медно-порфирового месторождения, увеличение добычи угля Улуг-Хемского угольного бассейна, созданием инфраструктурных условий для их реализации республике требуются квалифицированные кадры определенных профилей. Формирование кадрового потенциала региона будет осуществляться посредством решения следующих задач:
• создание системы единого непрерывного образования, вертикально и горизонтально интегрированного, интеграция образования в общероссийские и мировые информационные системы;
• отработка применения государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров, ориентированного на социально-экономические приоритеты республики, с использованием возможностей учреждений профессионального образования России и зарубежных стран;
• выстраивание адекватной задачам развития производительных сил региона республиканской системы профессионального образования, ядром которой должен стать Тывинский госуниверситет;
• создание нормативной правовой основы стимулирования деятельности предприятий и организаций по целенаправленной подготовке кадров и их закреплению в Тыве;
6 Концепция социальной политики в России //www. ecsoman. edu. ru/ons/203970.htme.
• создание республиканской системы профориентации, основанной на прогнозе востребованности кадров определенных специальностей, ориентированной на социально-возрастные группы населения, которые будут включены во все виды профессионального образования: молодежь 14—16 лет, вступающая в возраст приобретения профессии. Анализ современного количественного и качественного состава трудовых ресурсов Тывы позволяет сделать вывод о том, что для реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики республика столкнется с обострением кадровой проблемы и в связи с нехваткой рабочих рук вообще, и в связи с недостаточной квалификацией, отсутствием работников необходимых специальностей в регионе.
Современная обеспеченность квалифицированными кадрами в республике отстает от среднероссийских и средних по Сибири показателей. В 2006 г., по данным выборочного статистического обследования, среди занятых в экономике республики 21,8 % имели высшее и неоконченное высшее образование, по СФО — 24,2 %, по России — 26,7 %.
Среднее профессиональное образование имели по России в среднем — 21,7 %, по Сибири — 26,6 % и по Тыве — 26 %; начальное профессиональное образование — 15,7, 17,9 и 18,4 % соответственно, т. е. отставание по наличию квалифицированных кадров составляет 20 процентных пунктов.
В республике необходимо проведение комплекса мероприятий по привлечению квалифицированной рабочей силы из других регионов, совершенствованию системы подготовки работников высокой квалификации внутри республики и за ее пределами по государственному заказу. А также — проведение политики в сфере профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), отвечающего нуждам экономики и удовлетворяющего спрос со стороны новых инвестиционных проектов. Целесообразно развертывание новых программ строительства жилья и создания социально-бытовой инфраструктуры в республике для роста ее привлекательности и закрепления специалистов, содействие миграции трудовых ресурсов для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов.
В республике произведены расчеты потребности в кадрах с учетом мероприятий Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 г.: общая потребность в трудовых ресурсах составляет 17,7 тыс. чел.
В учебных заведениях республики возможно открытие дополнительных специализаций для подготовки кадров для крупных инвесторов по 16 профессиям начального профессионального образования, 6 — среднего профессионального и 5 — высшего профессионального образования, что составляет около 35 % от общей потребности инвесторов на период до 2015 г.
По предварительным подсчетам, на открытие новых специальностей потребуется не менее 303 млн руб. (в ценах 2008 г.).
Начата профессиональная подготовка кадров железнодорожников, строителей, специалистов горнорудной промышленности, переподготовка населения республики для обеспечения рабочими различных специальностей и инженерно-техническими работниками строительства и эксплуатации железной дороги Кызыл — Курагино, объектов по освоению месторождений. Проводится профори-ентационная работа с выпускниками школ; прорабатывается вопрос о реорганизации Кызылского автодорожного техникума в учебное заведение железнодорожного транспорта с сохранением отдельных специальностей автомобильно-дорожного профиля.
В 123 учебных заведениях России выделено 1 654 места для абитуриентов республики, из них 1 619 целевых бюджетных мест, 35 — с полным возмещением затрат. В том числе: в 80 вузах — 859 мест (831 целевое бюджетное и 28 с полным возмещением затрат), в 27 средних профессинальных учебных заведениях — 726 мест (719 — целевые, 7 — с возмещением затрат) и 16 в подведомственных железнодорожных учебных заведениях на 69 мест.
В 2008 г. в учебные учреждения поступило 1 570 человек: в вузы — 705, в средние специальные — 796, в подведомственные учебные заведения — 69.
Согласно представленным заявкам крупных инвесторов выделено 430 целевых бюджетных мест, в том числе — 342 места в вузах, 88 мест для получения среднего профессионального образования.
В 2008 г. в Туве начато обучение по 14 новым рабочим профессиям, необходимым для реализации крупных инвестиционных проектов. В 2009 г. предусмотрено перепрофилирование ГОУ НПО профессиональное училище № 1 г. Кызыла в учреждение железнодорожного профиля при взаимодействии с Красноярским техникумом железнодорожного транспорта и профтехучилищем железнодорожного профиля г. Красноярска, начнется обучение по новой железнодорожной специальности — бригадир-путеец. Предполагается
Рис. 2. Сценарии развития Республики Тыва за периоды с 2009 по 2020 г.
370 -
335,6
9 г. Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3 "Инерционный" "Промежуточный" "Интенсивный
□ Численность населения, тыс.человек ■ Уровень общей безработицы,%
также открытие новых специальностей в ГОУ НПО ПУ № 3 г. Ак-Довурака. В этой связи заложены средства в республиканской целевой программе по развитию кадрового потенциала на 2009 г. в размере 3 400 тыс. руб. для открытия двух новых специальностей — горнорабочий и обогатитель. Прорабатывается возможность открытия новых специализаций в Тувинском госуниверситете. Создана отдельная приемная комиссия на базе госуниверситета для проведения вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих в железнодорожные и горные вузы.
Прогноз развития ситуации на рынке труда региона. На основе анализа сложившихся тенденций развития социально-демографических процессов и перспектив развития экономики Республики Тыва, определенных Стратегией развития республики до 2020 года7. Авторами сделаны прогнозные расчеты численности населения Тувы. Исходными данными для расчетов послужила численность населения республики на 01. 01.2009 — 314тыс. чел., показатели естественного прироста за 2008 г. 14 промилле, рождаемости — 25,3, смертности — 11,3 промилле. Расчеты сделаны исходя из предположения, что в годы кризиса показатели рождаемости, благодаря демографической политике федерального правительства, в Туве не снизятся или снизятся незначительно при некотором росте показателей смертности.
7 О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. Постановление Правительства Республики Тыва от 04.04.2007 № 442. Кызыл, 2007. 147 с.
Три сценария развития республики рассматриваются с 2009 по 2020 г. (рис. 2). Первый — предусматривает сохранение сложившихся тенденций развития — «инерционный». Второй — предполагает незначительное ускорение развития, изменение сроков строительства железной дороги (ввод в эксплуатацию после 2020 г.), умеренный рост объемов инвестиций («промежуточный»). Третий — «интенсивный» сценарий развития, предполагающий строительство и введение в эксплуатацию железной дороги, освоение целого ряда крупных месторождений полезных ископаемых. Однако при всех сценариях развития событий сохраняется положительный прирост численности населения республики.
По первому сценарию при сохранении существующих естественного прироста населения и отрицательной миграции численность населения республики к 2020 г. увеличится до 326 тыс. чел., или на 6,3 %. Численность населения в кожуунах (районах) республики будет изменяться в основном за счет положительной миграции из сел республики в г. Кызыл. Вследствие низких темпов создания новых рабочих мест сохранится достаточно высокий уровень безработицы до 14—16 % экономически активного населения к 2020 г.
По второму сценарию закрепление трудоспособного населения на местах проживания позволит к 2020 г. существенно изменить демографическую обстановку. Кроме увеличения числа жителей республики до 335,6 тыс. человек (прирост — 9 %) возрастет доля трудоспособного населения во всех
районах. Численность безработных несколько снизится и составит 10—12 % экономически активного населения республики к 2020 г. 1
По третьему сценарию интенсивное развитие экономики республики предопределит потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Известно, что уже сейчас в ряде регионов России существует 2 недостаток в рабочих руках. Возможно, тогда удастся не только предотвратить выезд жителей республики за ее пределы, но и привлечь на освоение 3. и развитие ее территории новых переселенцев как из соседних регионов России, так и иностранцев. 4. Ожидается, что наибольшие темпы миграционного притока будут в города Кызыл и Ак-Довурак, где начиная с 2015 г. миграция составит около 3 % от 5 численности постоянного населения. А в кожуунах этот показатель составит около 1 %. В случае реализации сценария интенсивного развития республики численность жителей республики вырастет к 2020 г. 5. на 21 % и составит 372,5 тыс. чел. Численность безработных составит 6—7 % экономически активного населения, что является нормативным уровнем для 6. рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Калугина З. И., Тапилина В. С. Новый курс социальной политики как ответ на вызовы времени // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 709-719.
Концепция развития социальной политики Республики Тыва на период до 2020 г. (проект). Кызыл, 2009. 41 с.
Концепция социальной политики в России // www. ecsoman.edu.ru/ons/203970.html. О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Тыва. Постановление Правительства Республики Тыва от 25.03.2009 № 116 // Тувинская правда от 20.05.2009 № 58 (16737). С. 1-3. О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. Постановление Правительства Республики Тыва от 04.04. 2007 № 442. Кызыл, 2007. 147 с.
Социально-экономическое положение субъектов РФ Сибирского федерального округа. Стат. бюллетень. Кызыл: Тывастат, 2009. 69 с. Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. 202 с.
ПЯТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
1 декабря 2009 оргкомитет
москва, кремль, государственный кремлевский дворец
В ПРОГРАММЕ:
Официальное открытие Съезда
в Государственном Кремлевском Дворце в 10.00 часов. Пленарное заседание: выступление представителей Правительства РФ, федеральных министерств, федеральных агентств и служб, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, глав администраций регионов России, ведущих аудиторских и бухгалтерских общественных организаций, видных российских ученых и практиков; Специальная сессия, посвященная юбилейному событию выхода в свет монументальной книги Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» Выставка - экспозиция «Российский бухгалтер - 2009» (участие в выставке по тел. +7 926-531-65-65) Вручение национальных общественных наград Приветствие мастеров искусств Российской Федерации Официальный прием для участников и гостей Съезда
ОРГАНИЗАТОРЫ СЪЕЗДА:
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «СОДРУЖЕСТВО»,
Аудиторская Палата России,
Международный Форум бухгалтеров и аудиторов
ПРИ СОДЕЙСТВИИ:
Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, Минфина России, Минэкономразвития России, Счетной палаты РФ, Минобразования России, Минрегионразвития России, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы по финансовым рынкам, Правительства Москвы, РСПП, ТПП России.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА:
Международная ассоциация бухгалтеров, Международный институт финансовых аналитиков, Европейская ассоциация бухгалтеров, Международная ассоциация бухгалтерского образования и научных разработок
Желающим принять участие в мероприятиях необходимо связаться с оргкомитетом Съезда Контакты Оргкомитета: (495) 953-46-56,913-56-16,352-83-25 E-mail: www.intert.ru