Научная статья на тему 'Репрезентация Великой французской революции в творчестве художников XIX века'

Репрезентация Великой французской революции в творчестве художников XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
754
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ДЮМА-ОТЕЦ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ / МХК / ЛИТЕРАТУРЫ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЖИВОПИСЬ / ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шведова Ксения Евгеньевна

Автор статьи представляет попытку описания и систематизации живописных произведений, посвященных ключевым событиям Великой Французской революции. Результаты может быть использованы в качестве наглядноиллюстративного материала на уроках Всеобщей истории, Мировой художественной культуры, литературы или элективных курсах для учащихся 7-11-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация Великой французской революции в творчестве художников XIX века»

УДК 94(44).04+7.044

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА

Шведова К. Е., магистрант 3 курса, Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск; учитель истории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 36 г. Новосибирска (МБОУ СОШ № 36)

Автор статьи представляет попытку описания и систематизации живописных произведений, посвященных ключевым событиям Великой Французской революции. Результаты может быть использованы в качестве наглядно-иллюстративного материала на уроках Всеобщей истории, Мировой художественной культуры, литературы или элективных курсах для учащихся 7-11-х классов.

Ключевые слова: Дюма-отец, школьный курс истории, МХК, литературы, элективный курс, Французская революция, живопись, портрет.

В условиях Федерального

государственного образовательного стандарта учебник- это источник, из которого ученик добывает информацию под руководством преподавателя. Соответственно, оформление учебника должно вызывать у учащегося интерес и стимулировать его самостоятельную

интеллектуальную деятельность.

В качестве примера рассмотрим учебник Юдовской А.Я. - Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс (Юдовская, 2014), в частности параграфы, посвященные Французской революции (§25, 26, 27) и их иллюстративное оформление.

Рисунки, сопровождающие параграфы, посвященные ВФР, недостаточно выразительны, недостаточно информативны, они

неудовлетворительного качества и размера, все три параграфа сопровождает всего одна цветная иллюстрация, поэтому учащимся сложно визуализировать тему ВФР.

В данной статье будут рассмотрены исторические события, посвященные им живописные произведения и гравюры, которые

вызывают интерес учащихся и позволяют более углубленно усвоить материал.

Искусство помогает воздействовать на чувства и эмоции, на формирование гражданственно- патриотического, творческого сознания учащихся, духовности.

Процесс познания затрагивает душу ребёнка, подталкивает к собственным открытиям (Рябкина, 2012, с. 7).

В учебнике ВФР представлена двумя видами живописи и гравюр: современные Великой французской революции, стремящиеся передать реалии происходящего и изобразительное искусство XIX века, прославляющее память революции.

Великая Французская революция 1789-99 гг.- это не только время коренного перелома и трансформации истории Франции, это новая эпоха в истории мирового искусства. Это было одним из естественных и закономерных следствий Великой французской революции.

Уже в эпоху революции мыслители понимали, что «искусство далеко непростое украшение на государственном здании», но «составляет часть его фундамента», и является «первичной, наиболее непреодолимой вместе с тем наиболее благотворно воздействующей силой» (Бенуа, 1940, с. 9). Именно тогда открывают музеи и галереи для широкой публики.

Главной целью было распространение художественного вкуса и знаний в обществе. Необходимо было отринуть элитаризм искусства, сделать его доступным.

Искусство становится средством развития и управления обществом. Оно влияет на экономику: стимулируя чувство прекрасного рабочего класса, оно влияет на конкурентоспособность и объем выработки. Также выделяют социальную роль искусства: как и общественные дела, оно формирует образ Родины как во внешней, так и во внутренней политике. Третья цель искусства- формирование патриотизма, гражданственности, желания подражать предкам у молодежи.

Однако власти осознавали социальное и политическое влияние искусства на общество и стремились контролировать произведения, созданные в тот период.

Во втором году республики было создано национальное жюри, в которое помимо писателей, философов, ученых, художников, архитекторов и скульпторов входили крестьянин-земледелец, садовник и сапожник. Конвент исходил из руссоистского положения о том, что

человек «не обремененный излишками цивилизации», может внести в искусство «оздоровляющую простоту».

В 1791 г. было принято решение собрать в Лувре «памятники наук и искусства». В сентябре 1792 г. Конвент издал декрет о создании в Лувре национального музея, а в июле 1793 г. постановил открыть музей для публики.

В период монтаньярского Конвента в августе 1793 г. была ликвидирована Королевская Академия живописи и скульптуры.

В октябре 1795 г. был создан Институт Франции, где третий, а потом четвертый класс объединял живопись, архитектуру, скульптуру, гравюру и музыку (Калитина, 1990, с. 14).

Великая Французская революция приняла важные постановления, которые повлияли на развитие искусства. Моральность и просветительская искусства были главной установкой того времени.

В 60е гг. XVIII возникает новый стиль в искусстве- неоклассицизм, который являлся продолжателем классицистских идей:

1. Современник революции изображается рядом с героями римской истории, образ которых включается в происходящую действительность;

2. Переосмысливается понятие исторической картины- события прошлого, мифологические и библейские сюжеты уступают место современному историческому событию;

3. Неоклассицизм сближается с реализмом, взаимодополняя друг друга- классицизм приобретал жизненную достоверность и конкретность, а реализм- величие и героическую приподнятость;

4. Происходит политизация искусства- между римской историей и событиями революционной Франции устанавливались параллели (Калитина, 1987).

В истории классицизма конца XVIII-начала XIX в. можно выделить два этапа: искусство революционного десятилетия (1789-99) и искусство периода консульства и Империи. Главная причина такого деления-художественные различия при кажущейся внешне общности исторических периодов (Калитина, 1990, с. 15].

Искусство ВФР, особенно II года Республики, когда у власти находились якобинцы, наиболее эмоционально окрашено. Воздействие на чувства народа является наиболее успешным рычагом управления народом.

Живопись служила революции. Действительность была сложна и противоречива. Помимо героических или батальных сюжетов вызывали интерес трагические образы, которые являлись катализатором общественного мироощущения.

Революция породила и выдвинула настоящих, реально существующих героев, занятых новыми и реальными деяниями. Общество хотело видеть своего современника, а не только исторический пример.

14 июля 1789 г. традиционно считается началом ВФР, когда Бастилия- символ абсолютизма, пала под напором народного гнева Парижа.

Это событие нашло свое отражение как в живописи, так и в гравюре. Художники-современники запечатлевали штурм Бастилии или ее разрушение негодующей толпой.

Иллюстрация учебника не позволяет представить полную картину данного исторического события, которое является одним из ключевых моментов ВФР. В учебнике использована иллюстрация непосредственно штурма Бастилии, однако внимание учащихся следует обратить также на условия помещения и содержания заключенных, что сыграло немаловажную роль в формировании образа Бастилии как проявления монархического беспредела.

Штурм Бастилии Коллекция Ротшильда Лувр XVIII в.

Юбер Робер Разрушение Бастилии Июль 1789 (музей Карнавале)

Восставший народ врывается в казематы Бастилии Коллекция Мишель Hennin, 1789 Bibliothèque nationale de France

Гийом Мазо - старший преподаватель в Университете Париж-I Пантеон Сорбонна -отмечает, что в коллективной памяти французов взятие Бастилии носит очень позитивный характер. Как своего рода символ революции за правое дело, символ момента, когда простой народ стал частью революции. В то же время здесь все еще присутствует элемент ревизионизма - создания истории для спасения нации (Каневская).

ВФР побудила соседние европейские государства приступить к активной внешней политике, в частности - поддержать лишенного короны Людовика XVI и остановить революцию. Однако Законодательное собрание, возглавляемое жирондистами - республиканцами,

рассматривало войну с внешними врагами как способ подчинения короля. Австрийские и прусские армии подошли к границам Франции и требовали выдачи короля. Французские революционные войны начались 20 апреля 1792г, когда Законодательное собрание объявило войну Австрии - родине королевы Франции.

В учебнике отсутствуют иллюстрации, посвященные французским революционным войнам. Эти битвы (Первой коалиции 1792-97 гг.) не всегда были успешными для Франции, однако картины, созданные в Х1Хв., восхваляли защитников Родины. Франция вела справедливую войну, отражая нападение интервентов-контрреволюционеров, отстаивая интересы народа. Картины написаны для украшения Версальского замка во время июльской монархии Луи Филиппа Орлеанского (1830-48). Эти полотна прославляли наиболее значимые сражения времен ВФР. Эти полотна следует

использовать на уроке для иллюстрации героизма и самоотверженности французов, которые в смутное и тяжелое для своей страны время, защищали ее от вражеского нашествия.

Война против Австрии и присоединившейся к ней Пруссии началась для Франции неудачно. Дисциплина армии была подорвана из-за отсутствия доверия между дворянским командным составом и солдатами.

20 сентября 1792 г. в сражении у деревни Вальми французская армия отбила наступление прусских войск и заставила их отступить. Это был первый шаг к освобождению страны от интервентов.

Сражение при Вальми Орас Верне 1826 Версаль

Сражение при Вальми Жан Виктор Винсент Адам 1837 Высшая школа стратегического управления, Париж

6 ноября 1792 г. между французской и австрийской армией состоялось сражение у деревни Жемапп, в котором Франция вновь одержала победу.

Битва при Жемаппе Анри Шеффер 1834 Версаль

Анри Шеффер создал свое полотно под вдохновением от произведений Ораса Вернье.

Битва при Флёрюсе Жан Батист Мозес 1837 Версаль

26 июня 1794 году состоялась битва при Флерюсе, в которой французы впервые в мире применили разведывательный аэростат (l'Entreprenant- предприимчивый) и выиграли сражение.

Также следует обратить внимание на глубокое чувство патриотизма и бескорыстную смелость подростков, участвовавших не только в революции, но и в обороне страны. Данный момент имеет глубокий воспитательный смысл, который отсутствует в учебнике Юдовской А.Я.

Французская армия состояла, главным образом из крестьян, ремесленников и рабочих, проявили героизм, патриотизм и самоотверженность. Воодушевление населения было так высоко, что подростки, подражая взрослым, тоже вступали в ряды армий, сражались и погибали. В 1793 г. погиб четырнадцатилетний Жозеф Бара, который сражался в составе гусарского полка. Когда он был взят в плен, контрреволюционеры потребовали, чтобы мальчик кричал: «Да здравствует король!». Однако юноша погиб, крича: «Да здравствует республика!».

Смерть Жозефа Бара Жак-Луи Давид 1794 Музей изобразительньх искусств Лилля

Для усиления эмоционального и нравственного воздействия рассказа учителя следует продемонстрировать 2 картины: Ж. -Л. Давида и Ж.-Ж. Веертса. Следует обратить внимание учащихся, что картины были созданы в разное время. Давид был современником революции, поэтому Конвент поручил ему создать картину, прославляющую подвиг юного Бара.

В своем творчестве Давид сопоставлял образы античных героев и своих современников. Революция показала, что в стране живут настоящие герои, зрители увидели реальные примеры человеческих поступков. Молодой гусар не просто очередная жертва Революции. Юный Бара погиб за страну, за идею, он тот фундамент, на котором вырастет новая Франция.

Воодушевленный доблестью юноши, Робеспьер произнёс перед Конвентом речь, в которой, прославлял доблесть юного солдата: «Только у Франции есть тринадцатилетние герои!».

Смерть Бара, 1883. Ж.-Ж. Веертс. Музей Орсе, Париж

Ж.-Ж. Веертс создал свой шедевр в XIX в., поэтому образ Бара овеян флером романтизма: патетика, движение, эмоциональность, бесстрашие и самопожертвование- вот какие эмоции транслирует эта картина.

В 1793 г. в Париже были арестованы и казнены руководители жирондистов. К власти пришли якобинцы, руководителями которых являлись адвокат и публицист Максимилиан Робеспьер, юрист Жорж Жак Дантон, врач и журналист Жан - Поль Марат.

Одним из наиболее запоминающихся событий ВФР, которое вызывает неподдельный интерес и споры учащихся, является убийство Марата Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

Также данный сюжет привлекал внимание художников разных эпох.

Смерть Марата. Ж.Л. Давид. 1793. Королевский музей, Брюссель

Когда Давид-председатель якобинского клуба узнал о смерти Марата, он сразу же поспешил в дом погибшего. Было бы неправильно оценивать данное полотно как констатацию факта, зарисовку места преступления.

Давид лично знал Друга народа, поэтому «Смерть Марата» - картина-памятник, на которой изображен герой революции, который остается простым смертным.

Многие художники изображают рядом с Маратом его убийцу - Шарлотту Корде, но для Давида был важен сам Марат, его личность, та память, которая останется в веках.

Художник монументализирует образ, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность.

В XIX в. убийство Марата приобретает иное значение. Режимы, враждебные революции (Реставрация, Вторая империя) представляли

Корде национальной героиней, что не могло не сказаться на ее художественном образе.

Убийство Марата. Жан Жозеф Веертс. 1886. Музей искусства и промышленности, Рубе

Веертс хотел в одной сцене изобразить и убийство Марата, и арест убийцы. В действительности же Шарлотта Корде была схвачена не в ванной, а в передней, куда она выбежала после убийства. Для эффекта придуман и врывающийся в ванную солдат с пикой: Шарлотту задержал штатский комиссионер Лоран Ба, случайно находившийся в момент убийства в квартире Марата и не имевший, разумеется, никакой пики. Полиция явилась позднее.

Шарлотта Корде, 1860. П.Ж.Э. Бодри. Музей изящных искусств, Нант

Картины Вертса и Бодри были создана во время Второй империи и несут на себе отпечаток реализма. Сосредоточенный образ Шарлотты Корде и ее понимание своего поступка, противопоставление себя обществу, театральный жест убитого - относит нас к правлению Наполеона III, когда революцию осудили и был создан культ Шарлотты Корде.

В термидоре (июле) 1794 г. среди буржуазии- «болота» и части якобинцев созрел заговор против Робеспьера и его сторонников.

Переворот 9 термидора не представлен в учебнике иллюстративно.

Для активизации усвоения нового материала и в качестве зрительной опоры для восприятия информации рекомендуется использовать следующие картины.

Робеспьера арестовали, отвели в тюрьму, после освобождения сторонниками он вновь был арестован в ратуше и при этом ранен из пистолета в челюсть.

Арест Робеспьера, 27 июля (9 термидора) 1794 г. Гравюра работы М. Слоана с рисунка Барбье

Жан-Франсуа Терез Барбье-генерал, участник революционных и наполеоновских войн, был талантливым художником и вполне мог участвовать в аресте Робеспьера и запечатлеть этот момент. Робеспьер не покорился своей судьбе, на гравюре он борется за свои жизнь и идеи.

Окровавленный и потерявший сознание, Робеспьер был перенесён в здание Конвента и положен на стол в одной из комнат Комитета общественной безопасности (под голову «Неподкупному» сунули деревянный ящик с кусками заплесневевшего хлеба).

9-е Термидора, В. И. Якоби. 1864. Государственная Третьяковская галерея

В.И. Якоби одним из первых русских художников смело поднял в живописи тему революционного движения.

Как представитель реализма, Якоби пытался показать всю трагичность ситуации, революционеры не столько герои, сколько жертвы или страдальцы.

Юдовская А.Я. так описывает казнь Робеспьера: «Когда его подняли, он опять открыл глаза и взгляд его упал на окровавленную сталь. Сансон (имя палача) сорвал с него камзол... Тут из груди жертвы вырвался крик - крик ужасный, как и само зрелище. Через минуту над площадью раздался крик толпы: «Да здравствует революция!» (Юдовская, 2014, с. 266).

Казнь Робеспьера представлена однобоко. Юдовская опирается на труд Т. Карлайла «Французская революция», однако не упоминает в учебнике о ранении Робеспьера, что полностью переворачивает образ события, представляя Робеспьера трусом.

Список источников:

1. Бенуа Ф., 1940. Искусство Франции эпохи Революции и Первой империи. М.: Искусство.

2. Калитина Н. Н., 1990. Французское изобразительное искусство конца XVIII - XX веков. Л.: Издательство Ленинградского университета.

3. Калитина Н.Н., 1987. Великая Французская революция и развитие изобразительного искусства в конце XVIII века. Французский ежегодник. Статья доступна: https://docs.google.eom/file/d/0B7iO98Qsk2 SDeGQ4UGlIYnFyR0k/edit (дата обращения 14.11.16)

4. Каневская Н. Мирный праздник с военным парадом. Статья доступна:

http://www.svoboda.org/a/25455563.html (дата обращения 14.11.16)

5. Ефимов А. В. Новая история: в 2 ч. Часть 1., 1978. М.: Просвещение.

6. Рябкина А. А., 2012. Использование произведений живописи на уроках истории. История. Все для учителя. № 8.

7. Серебрякова Г. И. Женщины эпохи Французской революции, 1958. М.: Государственное издательство художественной литературы.

8. Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 веков, 1978.М.: Искусство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс, 2014. М.: Просвещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.