УДК 372.893
ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА В РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
JACOBINIC DICTATORSHIP AS PRESENTED IN RUSSIAN HISTORY TEXTBOOKS
© 2018
Е.А. Куцева Е.А. Koutseva
В настоящее время каждая школа сама вправе выбирать, по какому учебнику истории Нового времени работать, главное, чтобы он соответствовал федеральному государственному образовательному стандарту. Настоящая статья посвящена анализу того, как в наиболее распространенных в современных школах учебниках для 7-8 класса изложена тема «Якобинская диктатура». Она призвана помочь школьным учителям в разработке уроков, посвященных Французской революции XVIII века, и якобинской диктатуре в частности. Материал учебников анализируется по следующим критериям: отражение причин установления якобинской диктатуры; социальная база режима; законодательство; структура власти якобинцев; характеристика лидеров; причины падения режима монтаньяров; методическое сопровождение материала.
Ключевые слова: история Нового времени; Франция; Французская революция XVIII в.; школьные учебники; якобинцы; террор; якобинская диктатура; методика преподавания истории.
Today each school has the right to choose themselves the textbook on the modern history, the main thing is that it should meet the requirements of the federal state educational standard. The article analyses the way the most popular textbooks used in modern schools present the unit «Jacobin Dictatorship». It can be helpful for schoolteachers in outlining the lessons on the French Revolution in the XVIII century and the Jacobin dictatorship in particular. The textbooks are analyzed according to the following criteria: identifying the reasons for Jacobin dictatorship establishment ; social base of the regime; legislation; the administrative hierarchy; characteristics of the leaders; reasons for the fall of the Montagnards; methodological support of the material.
Keywords: Modern History; France; the French Revolution in the XVIII century; school textbooks, Jacobins; terror; Jacobinic dictatorship; methodology of teaching history.
Французская революция XVIII в. является одной из ключевых тем в истории нового времени. По своим масштабам революция 1789 г. не имела равных в европейской истории до XX в. Явления и процессы, происходившие в годы Французской революции, получили развитие в последующих революционных событиях.
Своего высшего накала политическая борьба достигла в период якобинской диктатуры, которому до сих пор даются самые противоречивые оценки.
Становление террора в качестве государственной политики показало, что идеалы Просвещения отступают перед практикой удержания власти, а также выявило моральную проблему, стоят ли общественные преобразования таких жертв.
Проблематике Французской революции, в частности вопросам якобинской диктатуры и террора, посвящены труды отечественных историков. В работах А.В. Чуди-нова [1], Д.Ю. Бовыкина [2], А.В. Глады-
шева [3] пересматриваются устаревшие концепции и раскрываются новые нюансы достаточно изученной темы.
Переводятся работы зарубежных авторов. Так, в 2000 гг. вышла книга П. Генифе «Политика революционного террора» [4], Б. Брачко «Как выйти из террора? Термидор и революция» [5], М. Озуф «Революционный праздник» [6]. В статье А.А. Гросса дается обзор современной англоязычной историографии французской революции [7].
Разработка темы в методическом плане представлена в развернутых конспектах урока, выложенных в Интернете в свободном доступе, например, на сайтах Пед-мастерство [8], Открытый урок [9], Инфо-урок [10].
Д.Ю. Бовыкин в статье «Французская революция XVIII в. в школьных учебниках России» провел анализ темы, в первую очередь, с точки зрения отражения в учебниках различных теоретических подходов. Он констатирует, что, к сожалению, до сих пор
в учебниках встречаются фактические ошибки, устаревшая информация. Это объясняется разрывом между университетским и школьным образованием, а также отсутствием в последнее время обобщающих работ по Французской революции 1789 г. [11]. А.В. Гладышев проанализировал французские учебники: его интересовало, как Французская революция изучается в самой Франции [12].
В настоящее время принят историко-культурный стандарт преподавания российской истории [13] и создан единый учебник по истории России. Школы могут выбрать одну из трех линеек утвержденных учебников. Период XVIII в. разбирается в 8 классе в учебниках издательств: Просвещение [14], Дрофа [15], Русское слово [16]. По курсу всеобщей истории единого учебника нет, так как концепция единого стандарта преподавания всеобщей истории находится в процессе разработки. По этой причине в школах могут использоваться учебники разных авторов.
В школьном курсе всеобщей истории Великая французская революция изучается либо в 7, либо в 8 классе. Объем и подача материала, а также методическое сопровождение в разных учебниках существенно различаются.
Цель данной статьи - рассмотреть, как в разных учебниках излагается материал о Великой французской революции, и якобинской диктатуре в частности, и помочь педагогу сориентироваться в разнообразных точках зрения.
Были проанализированы учебники по всеобщей истории, вышедшие за последние 6 лет. Анализ проводился по следующим критериям: 1) отражение причин установления якобинской диктатуры; 2) социальная база режима; 3) законодательство; 4) структура власти якобинцев; 5) характеристика лидеров; 6) причины падения режима монтаньяров; 7) методическое сопровождение материала.
Первым рассмотрим учебник «Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800» А.Я. Юдовской и П.А. Барано-
ва [17]. Это самая распространенная учебная книга, выдержавшая множество переизданий. Учебник соответствует всем требованиям ФГОС. Тема якобинской диктатуры раскрывается в двух параграфах - §26 «Французская революция: от монархии к республике» и §27 «Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта». Главной причиной установления якобинской диктатуры называется необходимость борьбы с контрреволюционерами и сохранения революционных завоеваний [17, с. 256-257]. Указывается, что поддержку якобинскому режиму оказали крестьяне, получившие землю, санкюлоты, буржуазия. Из законодательных актов характеризуются закон о подозрительных, закон о максимуме, Конституция 1793 г. [17, с. 257-259]. Названы основные органы власти якобинской диктатуры - Конвент, комитет общественного спасения и революционный трибунал, но их деятельности не описывается и состав не приводится. Комитет общественной безопасности не упоминается [17, с. 258]. Даются биографические сведения о признанных лидерах якобинцев: Робеспьере и Марате - и их портреты [17, с. 261-262]. Основной причиной падения якобинской диктатуры называются внутренние противоречия якобинцев, которые привели к расколу и, как следствие, к сужению социальной базы режима [17, с. 263-265]. Предлагаются вопросы и задания двух типов: «проверь себя» и «подумайте». Все иллюстрации черно-белые, портреты небольшого размера.
В учебнике коллектива авторов [18] «Всеобщая история. История нового времени» в §22 «Франция: от монархии к республике» названы следующие причины прихода якобинцев к власти: борьба жирондистов и якобинцев за власть; необходимость подавления контрреволюционных мятежей [18, с. 267]. Социальная база режима четко не выделяется. Из законодательных актов рассматривается только Конституция 1793 г. [18, с. 268]. Структура власти якобинцев представлена в виде схемы, на которой показаны взаимоотношения
органов государственной власти. В тексте параграфа содержание этой схемы подробно объясняется [18, с. 268-269]. В учебнике нет термина «монтаньяры», но при характеристике якобинцев говорится, что в Конвенте «левую часть депутатов представляли якобинцы - «обитатели Горы (верхних скамей)» во главе с Робеспьером, Маратом и Дантоном» [18, с. 265]. Приведены биографические сведения о Робеспьере, есть портреты Робеспьера, Марата, Дантона [18, с. 260], кратко излагаются их политические взгляды и приводятся их известные высказывания [18, с. 268-269]. Причиной падения якобинской диктатуры назван раскол среди якобинцев: уничтожив оппозицию и справа, и слева, Робеспьер лишил себя социальной базы [18, с. 274]. В плане визуального оформления и методического сопровождения материала учебник имеет ряд достоинств: все иллюстрации (репродукции картин, карикатуры, портреты) цветные, имеется своя система условных обозначений, описанная в предисловии [18, с. 5], есть подробные схемы. Предлагаются вопросы 4 типов: от простого изложения и обобщения материала до сравнения и аргументации своей точки зрения [18, с. 271, 281].
А.С. Медяков и Д.Ю. Бовыкин предлагают изучать Великую французскую революцию в 8 классе (их учебник «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век» выполнен в соответствии с ФГОСом). Это обусловлено тем, что Французская революция 1789 г. напрямую связана с событиями начала XIX в. (Наполеоновскими войнами, войной 1812 г., Венским конгрессом), а также тем, что обучающиеся в 8 классе более подготовлены к восприятию такой сложной и многогранной темы. Всей французской революции посвящен один параграф. Это единственный учебник, в котором вместо термина «якобинская диктатура» употребляется сочетание «диктатура монтаньяров», а сторонники конституционной монархии называются «фейянами» [19, с. 35]. Соответствующие понятия раскрываются как в тексте параграфа, так и в словаре терминов в конце учебника. Слово
«якобинец» ни разу не употребляется в тексте, есть упоминание о якобинском клубе, который поддерживал монтаньяров, и автор учебника объясняет, что поэтому по традиции с советских времен историки часто называют диктатуру монтаньяров якобинской диктатурой [19, с. 36]. Установление диктатуры рассматривается как следствие борьбы в Конвенте монтаньяров и жирондистов. Монтаньяры, вступив в союз с городскими низами Парижа, изгнали жирондистов из Конвента. Многие регионы поддержали жирондистов и восстали против власти Парижа. Для удержания собственной власти монтаньяры ввели революционное правление [19, с. 35]. Социальную поддержку якобинцам оказали те слои населения, которые получили от революции меньше всего: городская беднота и крестьяне. Из законодательных актов рассмотрены Конституция 1793 г., закон о максимуме и закон о подозрительных [19, с. 35-36]. Полномочия различных органов власти четко не называются, в тексте упоминаются Конвент и комитет общественного спасения, фактически ставший правительством [19, с. 36]. Короткие биографические сведения приводятся только о Марате, говорится, что признанным лидером монтаньяров был Робеспьер, названный Неподкупным, упоминаются имена Сен-Жюста и Ку-тона как активных сторонников введения террора [19, с. 36]; размещены портреты Робеспьера и Сен-Жюста. Причиной падения диктатуры называется заговор против Робеспьера депутатов Конвента, которые боялись сами стать жертвами террора [19, с. 36-37]. Вопрос о расколе внутри якобинского блока не освещается, не упоминаются такие лидеры, как Дантон, Ру, Шометт и Эбер. Параграф начинается с актуализации темы: есть подзаголовок «вы узнаете» и «вспомните» [19, с. 32], а завершается вопросами и заданиями. Всей французской революции посвящено только четыре вопроса [19, с. 38]. В учебнике есть различные иллюстрации, преимущественно цветные, но отсутствуют документы и источники.
В учебнике А.В. Ревякина «Всеобщая история. История нового времени, 1500— 1800» для 7 класса общеобразовательных учреждений», созданном по ФГОС, теме якобинской диктатуры посвящен отдельный 21-й параграф «Крушение монархии и установление якобинской диктатуры». Недовольство народа и критика политических противников якобинцев привели к террору [20, с. 205]. Объясняются термины «монтаньяры» и «якобинцы» [20, с. 195], отмечается, что якобинцев поддерживали городские низы и мелкое крестьянство [20, с. 199]. В учебнике характеризуется аграрная политика якобинцев: полная отмена сеньориальных повинностей, продажа национальной земли мелкими участками и раздел общинных земель [20, с. 204]. Подробно описывается Конституция 1793 г., закон о всеобщем максимуме и закон о подозрительных, а также закон о всеобщей воинской повинности [20, с. 204-205]. Подчеркивается, что после установления революционного порядка управления Конвент сохранил свои полномочия, но реальная власть перешла к комитетам, главным из которых был комитет общественного спасения во главе с Робеспьером [20, с. 205206]. Характеристика персоналий якобинской диктатуры дается в тексте параграфа, отдельных биографических справок нет. Вождем якобинцев назван Робеспьер, упоминаются его сподвижники Сен-Жюст и Кутон. Представлены портреты Робеспьера и Сен-Жюста [20, с. 205-206]. Заговор против якобинцев, по мнению авторов учебника, возник по причине усталости большинства населения от террора, положительного эффекта от усиления которого многие не видели; к 1794 г. якобинцев поддерживала только небольшая часть городских низов -самые активные участники революционных движений [20, с. 208]. Следует отметить разнообразие иллюстративного материала, наличие документов, в частности, закона о подозрительных [20, с. 207]. Для активизации восприятия информации вопросы расположены в тексте параграфа по ходу изложения материала. Вопросы после пара-
графа разделены по двум уровням сложности: базовому и повышенному [20, с. 206], также предлагаются темы учебных проектов [20, с. 207].
В §24 «Якобинская диктатура и режим Директории» учебника В.В. Носкова и Т.П. Андреевской «Всеобщая история: 7 класс», включенного в федеральный перечень, указаны следующие причины прихода якобинцев к власти: неудачи внутренней и внешней политики жирондистов, рост цен, ухудшение условий жизни, недовольство санкюлотов поражением на фронтах, чем и воспользовались якобинцы, подняв новое восстание и удалив жирондистов из Конвента. Социальной базой диктатуры якобинцев, таким образом, являлись санкюлоты Парижа [21, с. 247]. В учебнике подробно характеризуются законодательные акты якобинцев, касающиеся крестьянского вопроса, военной реформы, реформы календаря, максимума цен и максимума зарплаты и установления террора [21, с. 247-249]. Следует отметить, что при этом отсутствует даже упоминание о Конституции 1793 г. Дается понятие «террор»; сущность политики террора раскрыта детально, отражается ее развитие и углубление; приводятся декреты, составляющие нормативно-правовую основу террора [21, с. 249251]. Из органов государственного управления названы Конвент и комитет общественного спасения. Описывается, как после прихода к власти якобинцев места в комитете общественного спасения вместо Дантона, который недостаточно активно боролся с бежавшими жирондистами, занимают Робеспьер и его сторонники [21, с. 248]. (Характеристика лидеров якобинцев дается в предшествующем параграфе, где рассказывается о якобинском клубе. Названы имена Робеспьера, Дантона, Марата, даны их портреты и краткие биографические сведения о них [21, с. 240-241]).
К 1794 г. террор стал настолько массовым, что никто не чувствовал себя в безопасности; террор коснулся тех политических группировок, которые первоначально его поддерживали: бешеных, эбертистов,
снисходительных. В результате Робеспьер лишился массовой поддержки. Депутаты Конвента из монтаньяров сами составили заговор против Робеспьера, опасаясь за свою жизнь и нажитые богатства [21, с. 251]. В учебнике представлен разнообразный иллюстративный материал: портреты, картины, гравюры. После параграфа в разделе «Изучаем источник» даются выдержки из документов и вопросы к ним. Вопросы и задания требуют анализа материала параграфа и развернутого ответа [21, с. 256].
Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве учебников информация о якобинской диктатуре изложена в традиционной логике (причины, краткая характеристика режима, термидорианский перево-
рот), но в содержании материала и его подаче есть различия. В качестве причины установления диктатуры в основном называется политическая борьба якобинцев и жирондистов. Характеристика самого режима якобинской диктатуры дается очень сжато. Как причина падения диктатуры указывается усталость населения от террора. В учебниках с разной степенью конкретизации характеризуются законодательные акты, система управления страной и лидеры якобинской диктатуры. Наиболее существенные различия выявляются в методическом сопровождении материала - в количестве и качестве иллюстраций, схем, карт, исторических источников, в дифференци-рованности уровней вопросов и заданий.
* * *
1. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. М. : Наука, 2007. 310 с.
2. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII в.: новейшие интерпретации // Вопр. истории. 2002. № 6. С. 144-149.
3. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из XXI века // Вопр. истории. 2007. №10. С. 66-73.
4. Генифе П. Политика революционного террора 1789-1794 / пер. с фр. ; под ред. А.В. Чудинова. М. : УРСС, 2003. 320 с.
5. Брачко Б. Как выйти из террора? Термидор и революция / пер. с фр. и послесл. Д.Ю. Бовыкина. М. : BALTRUS, 2006. 348 с.
6. Озуф М. Революционный праздник: 1789-1799 / пер. с фр. Е.Э. Ляминой. М. : Языки славянской культуры, 2003. 416 с.
7. Гросс А.А. Обзор новейшей англоязычной литературы о французской революции: «Наступление террора во Французской революции» (2015 г.) Т. Такетта и «Свобода или смерть: Французская революция» (2016 г.) П. Макфи // Новое Прошлое. 2017. №2. С. 223-230.
8. Лысенко С.А Разработка урока по теме «Французская революция. Якобинская диктатура». URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/991 (дата обращения 09.01.2018).
9. Шкаленко Н.И. Урок «Великая французская революция». URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/587900/ (дата обращения 09.01.2018).
10. Дикая Е.С. Конспект открытого урока, 7 класс «Великая французская революция: от якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта». URL: https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-klass-velikaya-francuzskaya-revolyuciya-ot-yakobinskoy-diktaturi-k-bryumera-napoleona-bonaparta-2424095.html (дата обращения 09.01.2018).
11. Бовыкин Д.Ю. Французская революция XVIII в. в школьных учебниках России // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T. VI. Вып. 4(37). URL: https://history.jes.su/-s207987840001051-5-1 (дата обращения 09.01.2018).
12. Гладышев А.В. Формирование исторической памяти: школьные учебники и Французская революция // История и историческая память. 2010. №2. С. 30-60.
13. Историко-культурный стандарт. URL: http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45293 (дата обращения 09.01.2018).
14. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: В 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 2016. 128 с.
15. Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII в. 8 классе : учеб. М. : Дрофа, 2016. 219 с.
16. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век : учеб. для 8 класса общеобразоват. организаций. М. : Русское слово - учебник, 2016. 232 с.
17. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История нового времени, 1500-1800. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. М. : Просвещение, 2014. 319 с.
18. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Всеобщая история. История нового времени. 7 кл.асс: учеб. для общеобразоват. учрежд. М. : Баласс, 2012. 304 с.
19. Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс : учебник для общеобразовательны организаций с прил. на электрон. носителе. М. : Просвещение, 2015. 111 с.
20. Ревякин А.В. Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. М. : Просвещение, 2013. 254 с.
21. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 класс : учеб. для уч-ся общеобразоват. учрежд. М. : Вентана-Граф, 2013. 320 с.