ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЛИГОЗНОГО ФАКТОРА МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ)
Коршунова О.Н. Набиев Р.А.
Авторы обращаются к истории и традициям межконфессионального диалога в Татарстане. В статье обобщен опыт формирования толерантной общественно, культурной, психоментальной среды в постсоветский период, а также проблемы религиозного образования
Ключевые слова: исламо-христианский диалог, культурный симбиоз, образование, традиция, история
Authors address to history and traditions of interfaith dialogue in Tatarstan. In article experience of formation tolerant socially, the cultural, psychomental environment during the Post-Soviet period, and also a problem of religious education is generalized Key words: muslim-christian dialogue, cultural symbiosis, education, tradition, history
Человечество все чаще сталкивается с ростом глобальной ксенофобии и серьезных столкновений на религиозной почве. Трагические события и конфликты способны нарушить некое равновесие и гармонию в обществе, для восстановления которого затрачиваются огромные ресурсы. Значимость обеспечения спокойствия в сфере межрелигиозных отношений для общественного развития очень велика. Любая религия не только составляет важную основу духовной культуры, но и "оказывает мощнейшее влияние на политическую культуру и политические поведение значительной части общества" [1,С.142]. Применительно к российским реалиям историко-этноконфессиональный фактор общественного развития особенно важен в силу многонационального и поликонфессионального характера страны.
На повестку дня встал вопрос о необходимости создания энциклопедии под условным названием «Ислам и татары», издание которой призвано способствовать фактором плодотворного межцивилизационного диалога. Актуальность издания определяется тем, что ислам играет значительную роль в современном мировом общественном развитии, а число его приверженцев растет наиболее быстрыми по сравнению с другими конфессиями темпами. Общее число мусульман составляет от 1, 2 до 1, 6 млрд. человек. Заметными темпами растёт мусульманское население регионов, где традиционно доминировало христианство - Западной Европы и Северной Америки. За вторую половину ХХ века доля лиц, относящих себя к мусульманам, в Западной Европе утроилась, а в американском выросла более чем в 14 раз.
Усиление роли исламского фактора имеет отношение к татарскому этносу. Среднее Поволжье исторически представляет собой северный форпост мусульманской цивилизации, и именно ислам сыграл огромную роль в формировании духовной культуры татар, определил её характерные черты и особенности. В условиях религиозного и национального возрождения татарского общества, предпосылкой которого являются фундаментальные культурно-исторические причины (конец ХХ - начало XXI вв.), особое значение приобретает всестороннее объективное изучение становления и путей развития татарского «варианта» ислама с учётом универсального характера этой религии и отсутствия региональной замкнутости.
Научно-теоретический- преимущественно феноменологический подход к религии как к культурному и общественному явлению предполагает конструирование базового дискурса описания различных групп понятий, позволяющих обозначить основную совокупность вопросов и взаимосвязей в рамках данной проблемы. В этом смысле трудно переоценить значение издания энциклопедического типа, которое не только способствует формированию своего рода «метаязыка» - посредника между различными исследовательскими сообществами, но и стимулирует интерес к теме со стороны молодых специалистов и интеллектуалов.
Имеющиеся энциклопедические издания по «татарскому исламу» сориентированы преимущественно на ознакомлении с догматами мусульманской религии и особенностями их проявлений в культурно-историческом контексте развития российского общества. Тем самым за пределами базовых установлений темы оказывается целая совокупность проблем, связанных как с воздействием ислама на формирование духовной культуры, психоментальностей, структур повседневности татарского народа, так и с истолкованием теологических, философских и научно-теоретических подходов к процессам развития ислама в татарском обществе как составной части эволюции исламской цивилизации.
Целью энциклопедического исследовательского проекта должно служить осмысление исторического места и роли ислама в социокультурном и духовном развитии татарского общества со времени принятия ислама до наших дней.
Татарская национальная культура, развивавшаяся на основе мусульманских традиций и являясь по своему генезису восточной, демонстрирует однако восприимчивость европейским влияниям. С Нового времени контакты христианского и мусульманского цивилизационных комплексов в Поволжье все более обретают светский, секуляризированный характер. При всех нюансах и соотношениях конфессионального и светского культурных «ядер» взаимодействия в регионе общность исторических судеб предопределила активность культурных взаимовлияний [3].
Поскольку татаро-мусульманское сообщество выработало такие принципы, как толерантность, гибкость, политическая лояльность, взаимоуважение народов многонационального российского государства, то опыт его развития может быть в полной мере использован в налаживании исламо-христианского диалога в контексте цивилизационных взаимоотношений между Западом и Востоком, в том числе на просторах Евразии. Предпринимаемые в энциклопедическом издании исследование и систематизация развития татаро-мусульманской
уммы послужат основой для расширения исследований исламской цивилизации и «татарского ислама» с учётом достижений исламоведческой научной мысли
Межрелигиозный диалог не сводится лишь к свободному обмену мнениями. На примере межконфессиональных отношений в Татарстане мы видим: он выходит далеко за рамки сжатого определения термина "диалог". Это особая атмосфера, взаимопонимания, проявления политкорректности и т.д. Этому способствовали давность взаимодействий народов региона, географические факторы, уникальная роль Казани как «великих ворот в Азию». Русские купцы города торговали с Китаем и Персией, торговые дома татар- с Хивой и Бухарой. В 1912 г. предприимчивые татарские купцы открыли в Казани контору по торговле с Берлином и Лондоном. Существовал в Казани и татарский банк [4,С.459]. Эти исторические особенности, историческая память народов придавали специфику и исламо-христианским отношениям.
Отметим, что в 1990-е гг. в Европе стали говорить о терпимости более интенсивно, а в начале нового тысячелетия заговорили о необходимости создания атмосферы взаимного уважения между конфессиями. В силу исторических и политических условий в Татарстане степень взаимного доверия прежде всего между крупными конфессиями- ислама и православия оказалась гораздо выше. Альваро Хиль-Роблес. Комиссар Совета Европы по правам человека в докладе "О соблюдении прав человека в Российской Федерации" Республики Татарстан была названа настоящей лабораторией, "в котором все определяются духом сотрудничества и диалога"[2].
Целенаправленная политическая практика в сфере государственно-конфессиоальных и межрелигиозных отношениях способна предопределить судьбу назревающих конфликтов и направить усилия по нормализации межконфессиональных отношении. В 1990-е гг. прошлого века шел интенсивный процесс религиозного возрождения. В тех условиях была выработана политико-правовая формула: «Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий- Ислама и Православия и равенство всех религиозных объединений перед законом», что создавало условия для взаимного доверия и межрелигиозных сотрудничества.
Обеспечение условий сотрудничества и сам процесс диалога требует учета фактора исторической памяти, складывания межрелигиозных отношений в контексте осмысления истории конфессиональной политики. Точка отсчета свободного развития христианства идет от Миланского эдикта Константина после трех столетий появления этой религии, а ислам перестал быть гонимой в российской империи спустя почти 250 лет после падения Казанского ханства. Между ними большая историческая дистанция, но в коллективной памяти они занимают прочное место. В Поволжье и Приуралье немало драматических и тяжелых для восприятия страниц истории исламо-христианских отношений. Вместе с тем в регионе не было религиозных войн, в основе которой на генетическом уровне лежит прагматическая религиозная политика Чингизидов Золотой Орды. В конце Х1Х джадиды предложили открытость, устремленность к знаниям и признанию общественно-правовых норм российского государства, в целом принципов нового времен. Это был путь к оживлению межконфессионального диалога.
В условиях советского социального эксперимента все религии с разными оттенками подвергались гонениям, формировались новые ценностных ориентации. Вся эта совокупность событий и фактов находит отражение в исторической памяти народа и проявляется в ходе межконфессионального диалога. Народная мудрость извлекает из истории самую ценную и важную парадигму для мирного сосуществования этноконфессиональных сообществ. Искусство современных политиков заключается не в создании на пустом месте новых отношений, а сохраняя преемственность, развивать и укреплять этот позитивный процесс, идущий из глубин народного сознания и укоренившихся традиции.
Один из важных инструментов достижения зрелости в общественном развитии - это согласование интересов разные группы населения, в частности, интеграция религиозной учебной сферы в российское образовательное пространство при соблюдении конституционных принципов. Светское образование сориентировано на социализацию личности, обучению способам добывания успеха в этой жизни, а религиозное - это осмысление вечности, определение будущего после земной жизни и т.д. Несмотря на эти различия в целевых установках как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, всякое образование призвано формировать дружеские отношения между людьми, развивать стремление к сотрудничеству. В Татарстане в десяти мусульманских, православных и протестантских учебных центрах реализуются образовательные запросы верующих.
Исходная позиция диалога - познать самого себя, свою культуру и знать особенности соседа, т.е. важно религиозное и светское просвещение верующих. Сегодня актуальны вопросы реализации в религиозных учебных заведениях Программ с государственным стандартом и получение соответствующего диплома; сохранение и укрепление сложившихся традиции (через учебников, преподавателей, учебных программ и т.д.); формирование терпимости и уважения к другим религиям, используя весь арсенал обучения и воспитания недопущение влияния экстремистских и радикальных течений и т.д.
Полноценный межконфессиональный диалог и его эффективность обеспечивается при условии расширения субъектов-участников встреч для взаимного общения: между обществом и властью, между представителями разных религии как по вертикали (лидерами и структурами) так и по горизонтали (рядовыми верующими). Реальная практика постсоветского периода на рубеже двух веков показала продуктивность работы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при госоргане по делам религии правительства Татарстана. В инструментарии межрелигиозного диалога появились новые форматы общения со специфичной тематикой: разного уровня конференции с участием заинтересованных сторон, семинары, "круглые столы", издательская деятельность, в частности, серии выпусков "Культура, религия и общество" Совета по делам религии при КМ РТ и т.д. Все они являются инструментами прямого действия в процессе межконфессионального диалога, в содержании которого не обсуждение различий в богословии, а общественно значимые и социокультурные вопросы.
То, что межконфессиональный диалог переносится из сферы общественно-культурных, публичных мероприятий на площадку конкретных социальных дел и действий, явление закономерное. Оно опирается на две базисные позиции. С одной стороны, в государственной конфессиональной политике входит в практику поддержка развития религиозных организации в качестве институтов гражданского общества, с другой- высшие социальные институты религии -Патриархия РПЦ, Совет муфтиев России и другие разработали Социальную доктрину, Концепцию, определившую цель и задачи в сфере социальной деятельности. Социальное служение хорошо прописано в основах религиозных доктрин. Помнится, в начале 2000 года Совет по делам религий при КМ РТ, пожалуй, в России впервые инициировал проведение региональных семинаров для представителей государственных и религиозных структур с тем, чтобы осмысленно и согласованно вести социальную работу среди нуждающихся. Точками роста в этой сфере стали участие религиозных организации в конкурсах по общественно значимым государственным социальным проектам, проводимым Министерством социальной защиты, а также заметный вклад религиозных структур в копилку добрых дел в "Год благотворительности" в РТ (2007).
Многообразие форм социального служения православных, исламских, протестантских и иных общин - это своеобразная «площадка» межрелигиозного сотрудничества. Она обогащается и договорами с госструктурами, и созданием реабилитационных центров, и работой в социальных учреждениях (больницы, интернаты, дома престарелых, места лишения свободы и т.д.)
Значение татарстанского опыта в формировании толерантного сознания в обществе нельзя недооценивать. На Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в рамках проекта Серии «Культура, религия и общество», «Историческое образование в высшей школе: формирование специалиста и гражданина» в 2010 г. говорилось о том, что Международное сообщество одним из критериев демократии определяет степень свободы совести в стране и состояние государственно-конфессиональных отношений. Татарстан, где ислам и христианство составляют биконфессиональное паритетное большинство, признан в нашей стране и за рубежом как регион с наиболее высоким уровнем религиозной и национальной толерантности.
В период перестройки был взят курс на упразднение Советов по делам религии на всех уровнях. В Татарстане же государственный орган регулирования государственно-конфессиональных отношений был сохранен, что, как показала дальнейшая жизнь, оказалось мудрым политическим решением. Совет по делам религий стал объективным посредником между правительством и религиозными организациями, он старался поддерживать баланс интересов конфессий, наций и народностей, населяющих республику и, главное, способствовал осмыслению и продвижению креативно- позитивных действий в сфере государственно - межконфессиональных взаимодействий.
Необходимость о правовом и религиозном просвещении пришла с появлением некоторых конфликтных ситуаций. В 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», суть которого активно разъяснялась в те года. Далее по инициативе Совета по делам религий был организован общественный орган, межконфессиональный совет,
состоящий из представителей различных конфессий. В рамках новых подходов таких как, например: идею религиозного просвещения материализовать встречами студентов с представителями ведущих конфессий, через социальное партнерство развивать межконфессиональное сотрудничество, посредством интеграции религиозных организации в социокультурную и общественную жизнь сформировать их как элементов гражданского общества и т. д.
Совет по делам религии с участием сотрудников Казанскгого универсистета и АН РТ с 1997 г. начал издавать серию книг «Культура, религия и общество». В ней были изданы сборники статей и докладов различных конференций, семинаров, посвященных религиозным вопросам, научные исследования, аналитические материалы, различные справочники и словари, учебные курсы. Всего вышло 21 выпуск. Все эти сборники - труды ученых на протяжении 15 лет плодотворной работы с целью изучения взаимодействия основных двух религий в России. Настало время говорить не просто о толерантности в многоконфессиональном обществе, а о культурном симбиозе. Термин «исламско-христианский культурный симбиоз» только входит в обиход.
На фоне сложных общественно-политических процессов особое значение приобретает осмысление опыта полиэтнокультурных вариантов развития, для которых характерным являются устойчивые тренды к толерантности, нормализации межэтнических и межконфессиональных отношений. Речь, в частности, идет о таких восточных регионах постсоветского пространства, как Татарстана, Башкортстан, Казахстан, где также исторически формировался такой тип диалога культур и языков в режиме исламо-христианского культурного симбиоза.
Интерпретация социологической наукой термина «симбиоз» базируется на постулатах пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, где она обозначает форму взаимополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты сохраняют свое своеобразие. Между тем ни в этнологии, ни в других направлениях социогуманитарного знания концепт социосимбиоза не получил сколько-нибудь заметного распространения. Взаимодействие двух основных традиционных для российского сообщества религий - православия и ислама, на историческом срезе Татарстана с полным основанием может быть названо моделью межконфессионального культурного симбиоза. Ярким символом взаимоадаптации основных этнокультурных групп, населяющих Республиику Татарстан, на современном этапе является крупный социальный проект, связанный с возрождением таких культурно-исторических памятников, как Булгары и Свияжск.
Симбиоз - это не экуменизм или слияние. Это нужно подчеркнуть. К тому же, речь не идет об исламо-христианском симбиозе, а о исламо-христианском культурном симбиозе. Разница велика. Ислам и христианство -это самостоятельные и самодостаточные религиозные системы и взаимопоглощение , естественно, не может произойти. Но и там и тут есть общие ценности, праздники, воспевающие эти ценности. Культурное взаимообогащение идет полным ходом. Православные поздравляют мусульман с их праздниками и наоборот, реальная жизнь вообще
очень богата на примеры. Число смешанных браков в нашем обществе порождает проблему парадигмы воспитания детей.
Таким образом, речь идет не просто о толерантности - терпимости, а о взаимовыгодном культурном обогащении. Ресурс сотрудничества, взаимообогащения культур- наша общая основа процветания и комфортного проживания на одной территории. Поэтому понятие «культурного симбиоза» чрезвычайно актуально на современном этапе межкультурного взаимодействия. Обсуждение проблемы исламо-христианского культурного симбиоза, которое, несомненно, привлечет внимание широкого круга ученых и культурной общественности, представляется особо важным и значимым в связи с проведением в столице Татарстана - городе Казани, Всемирного студенческого спортивного форума, который, как известно, наряду с развитием спортивного движения призван решать задачи сближения и углубления взаимопонимания между народами.
Литература:
1.Бестужев Е.Л. Современное русское православие как полирелигия//Диалог, толерантность, образованиесовместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: Материалы заключительного международного семинара «Религия и права человека»-Казань:Изд-во КГУ, 2006.С.140-147
2.Векторы толерантности: религия и образования (под ред. Р.А. Набиева.-Казань: Магариф, 2006.-264с.
3.Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья.-Казань:Фэн,1997.-106 с.
4.Михайлова С.М., Коршунова О.Н.Казанский университет в ХХ веке.// И.Д.Кузнецов: Матер. Всерос. научной конференции. -Чебоксары,2006.-С.457-470