РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ СОБЫТИЙНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ НОВОСТНОМ БЛОГЕ
И.В. Рогозина
Ключевые слова: категория событийности, событие, новостной блог, текстовое событие, фазы события, участники события, доминантный концепт.
Keywords: category of eventfulness, event, news blog, text event, event phases, participants in the event, dominant concept.
Возрастающий в последние годы научный интерес к исследованию категории событийности, находящий выражение в попытках определения сущности, структуры и характеристик события, не случаен и определяется, прежде всего, антропоцентрической доминантой современной науки. Ценность антропоцентрической парадигмы для лингвистики состоит в том, что она позволяет поместить в центр внимания человека «во всем комплексе его духовно-душевно-телесных измерений», и этот комплекс, будучи зафиксированным текстом, позволяет «увидеть» «человека - как субъекта собственной жизни», как индивидуальность, обладающую свойствами неповторимости и как «личность во встрече с Другими» [Слободчиков, 2010, с. 12].
В.Л. Лехциер указывает на непосредственную связь между антропологическим, лингвистическим и герменевтическим «поворотами» современной научной мысли, направленной на получение «экзистенциально значимого знания» [Лехциер, 2007, с. 16], и повышенным вниманием ученых к событийной проблематике. Этим вниманием объясняется стремление исследовать событийность в различных видах дискурса, что выводит на проблему «дискурсивного статуса события и событийности» как на проблему, ключевую «не только для <...> риторики, семиотики, философии, культурологии» [Корчин-ский, 2009, с. 105], но и для когнитивной лингвистики и лингвокульту-рологии. По мнению В.Л. Лехциера, событийная проблематика, возникшая в начале XX века, становится более актуальной в настоящее время еще и потому, что событие «является <...> по-настоящему точным камертоном, с помощью которого можно <...> "настраивать" современность», выражающую себя, прежде всего, "в запросе на событие"», в востребованности события [Лехциер, 2007, с. 16].
Несмотря на то, что категория событийности репрезентируется в разных типах дискурса, ни в одном из них «запрос на событие» не яв-
ляется сколь актуальным, столь и отчетливо выраженным, как в медиа-дискурсе. Высказывание о том, что событие - это «то, на что все надеются, что все ищут и даже пытаются производить разными способами» [Лехциер, 2007, с. 17], как нельзя более подходит к событию, запрос на которое формируется СМИ. Лингвокогнитивный подход позволяет посмотреть на событийный медиадискурс как на особый формат представления и хранения знания о социальной реальности, а на репрезентируемую в нем совокупность событий как на инвентарий моделей, составляющих этот формат.
Описывая специфику событийности в медиадискурсе, В.З. Демьянков выдвигает когнитивно-дискурсивную концепцию события. В соответствии с этой концепцией событие в СМИ представляет собой сложное единство, конституируемое референтным событием, событием-идеей и текстовым событием [Демьянков, 2001, с. 59-60]. Под текстовым событием В.З. Демьянков понимает то, «что подается логически или хронологически упорядоченно (в хронологически прямом или обратном порядке) - или без какого-либо видимого порядка» [Демьянков, 2001, с. 60]. В контексте всего рассуждения событие-идея может быть «прочитано» так, что референтное событие как событие реальности становится событием-идеей, или ментальным событием для продуцента медиатекста, которое, будучи овнешненным, приобретает форму текста, или, в терминологии В.З. Демьянкова, текстового события. Иными словами, текстовое событие суть интерпретация референтного события. Из приведенной реконструкции становится очевидным, что объяснительный потенциал концепции В.З. Демьянкова распространяется на триаду «событие - продуцент - текст». Представляется, что текстовое событие логично встраивается и в более сложное - четы-рехчастное единство: «событие - продуцент - текст - реципиент», так как текстовое событие при его продвижении в зону рецепции трансформируется в ментальное событие - модель текстового события, индивидуально формируемую каждым реципиентом [Рогозина, 2003]. На наш взгляд, факт адресованности текстового события в СМИ реципиенту имеет решающее значение.
Категория событийности в медиадискурсе как категория высокого уровня абстракции нисходит к таким взаимосвязанным категориям меньшего уровня абстракции, как «две важнейшие категории сознания - событие и человек в событии» [Гольдин, 2009, с. 3]. Представляется, что сформулировать четкие критерии для разграничения этих двух категорий при их репрезентации в медиадискурсе весьма затруднительно: столь тесно они переплетены. В качестве одного из критериев можно предложить позиционирование человека относительно репрезенти-
руемого события, или степень имплицитности-эксплицитности в нем человеческого присутствия. Например, в сообщении о рождении сверхновой звезды человек как бы выводится за событийный круг, все же присутствуя в нем имплицитно, в то время как в сообщениях о рождении наследного принца британской короны новорожденный помещается в самый центр события.
Не вызывает сомнения, что категория человек в событии наиболее актуальна для СМИ, которые в большей степени ориентированы на репрезентацию событий, происходящих в социально обжитом пространстве. Поэтому закономерно, что в медиадискурсе подавляющее большинство событий локализуется вокруг известных людей, которые либо их инициируют, либо в них участвуют, либо их наблюдают и реагируют на них. Нужно сказать, что имеет место и другой алгоритм презентации знания - знания об обычном человеке как носителе «малого жизненного мира». В любом случае, можно сказать, что, с одной стороны, человек познается через событие, в котором он участвует, а с другой, - через его действия познается и социальная реальность.
Как следствие, при репрезентации категории человек в событии медиатексты дифференцируются и в зависимости от социального статуса человека, помещаемого в центр события. Общеизвестно, что наибольший интерес аудитории СМИ вызывают высокостатусные, выдающиеся в том или ином отношении личности, которые, как правило, оказывают значительное влияние на протекающие в обществе процессы. В определенном смысле СМИ «заточены» на представление знания о людях, так или иначе связанных с государственной политикой, социальными элитами, структурами и процессами [Рогозина, 2011]. Особенно востребованной оказывается медиарепрезентация деятельности человека в переломные, решающие моменты развития общества, когда он осуществляет выбор и принимает решения, влияющие на судьбу страны.
В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, можно без преувеличения сказать, что сейчас, во времена вездесущего присутствия масс медиа, особое место в структуре события занимает продуцируемое СМИ текстовое событие, или текстовая реальность, как пространство пересечения сознаний медиакоммуникантов и одновременно как пространство, фиксирующее сами способы репрезентации события. Иными словами, речь идет об особой роли определенным образом организованного текста, открывающего для реципиента событие и порождающего в его когнитивной системе личное отношение к репрезентируемому. Важно акцентировать и такой релевантный для нашего рассуждения момент -
через познание реакции на событие его участников, а также вызываемых этим событием действий других людей можно получать представление о лингво- и этнокультуре иноязычных сообществ.
Сказанным определяется цель настоящей статьи, состоящая в том, чтобы изучить особенности репрезентации категории человек в событии на материале текста англоязычного новостного блога посредством реконструкции содержащейся в нем модели события, задающей вектор начальному этапу формирования доминантного концепта. На наш взгляд, текст блога в качестве материала исследования представляет особый интерес и в связи с малоизученностью, и в связи с ростом популярности электронных СМИ. Поэтому для достижения поставленной цели обратимся к новостному блогу www.nydailynews, посвященному событию, произошедшему 22 июля 2013 года в Великобритании, где в этот день родился правнук британской королевы Елизаветы II, ставший третьим в очереди претендентов на британский престол после принца Чарльза и принца Уильяма.
Рождение любого человека, несомненно, является одним из главных событий в его жизни и в жизни его родителей, однако в соответствии с многовековой традицией рождение наследников британского престола воспринимается британцами как один из важнейших моментов исторического развития страны. Более того, в силу укоренившегося восприятия британской монархии как неотъемлемой части истории и культуры Великобритании появление на свет правнука британской королевы стало событием поистине общемирового масштаба. Закономерно поэтому, что в шапке номера Российской газеты от 24 июля 2013 года констатируется, что «известие о рождении наследника британского престола затмило все другие мировые новости» [Российская газета, 2013, с. 1].
Знакомство с текстом блога показывает, что событие репрезентируется в бикодовом формате как посредством размещенных на каждой странице фотограмм, так и при помощи вербальных репрезентантов. В этой связи представляется целесообразным сделать небольшое отступление и дать краткую общую характеристику блога как особого когнитивно-семиотического образования. Такой характеристикой можно считать отмеченную М. Лаззарато относительно другого объекта, но в полной мере приложимую к когнитивно-семиотической организации блога нацеленность на создание «нового модуса чувствительности, нового сенсориума, связанного с перераспределением тел и знаков» [Лазарато, 2006, с. 3].
В рассматриваемом блоге «перераспределение» репрезентантов двух знаковых систем, которые создают для реципиента «новый сен-
сориум», производится в пользу пространственно доминирующего над вербальной составляющей визуального ряда. Иными словами, особый сенсориум возникает в результате расширения авербального пространства и минимизации вербального. Такое доминирование фотограммно-го компонента текста обеспечивается не лимитированной протяженностью виртуального пространства, что позволяет перемещать конституируемое событие в зону его визуальной рецепции. В результате размещенная в блоге серия фотограмм, подобно кадрам документального фильма, помещает реципиента в самый центр события (рис. 1).
Рис. 1
С другой стороны, последовательное размещение в блоге десяти фотограмм обеспечивает репрезентируемому событию возможность выступать не только в качестве реального социального действия, но и быть "историческим перформансом"» [Корчинский, 2009, с. 109], а если точнее - историческим медиаперформансом.
После этого краткого отступления обратимся к выяснению того, каким образом текстовое событие репрезентирует знание о таких когнитивно значимых для реципиента универсальных компонентах любого события, как его фазы, время протекания, локализация, участники, атрибуты и др. [Трещева, 2012, с. 3], и исследуем репрезентацию категории человек в событии покомпонентно.
Прежде всего, представляется необходимым рассмотреть текстовое событие в целом посредством обращения к такому его компоненту, как фазы события. Контент-анализ текста блога показывает, что событие рождения еще одного члена королевской семьи предстает как целое, состоящее из четырех фаз:
1) длившиеся 12 часов роды в госпитале св. Марии в Лондоне;
2) посещение родственниками госпиталя св. Марии для знакомства с новорожденным;
3) первое публичное появление родителей с новорожденным, ответы на вопросы мировой прессы;
4) отъезд принца Уильяма и Кейт Миддлтон из госпиталя в Кен-сингтонский дворец.
Однако структурирование события в тексте блога нарушает этот хронологический порядок, подтверждая слова В.З. Демьянкова о том, что репрезентация события в СМИ может осуществляться «без какого-либо видимого порядка» [Демьянков, 2001, с. 59]. Изучение особенностей структурирования события в тексте позволяет реконструировать его модель, которая предстает как хронологически не упорядоченное ше-стичастное образование. Предлагаемая ниже схема фаз события дает представление об отличиях хронологического порядка протекания события от той структуры события, которая создается в новостном блоге.
I. 23.07.2013 - принц Уильям и Кейт Миддлтон выходят из госпиталя св. Марии, где проходили роды:
Prince William, Kate Middleton emerge with royal baby.
II. 22.07.2013 - посещение новорожденного в госпитале св. Марии родителями Кейт и отцом принца Уильяма и его женой Камиллой:
The newborn was visited by both sets of grandparents earlier in the day.
III. 23.07.2013 - принц Уильям и Кейт Миддлтон отвечают на вопросы представителей прессы:
The royal couple greet the world's media as they leave the hospital.
IV. 22.07.2013 - появление на свет принца Кембриджского в госпитале св. Марии:
Kate a day after her nearly 12-hour labor at St. Mary's Hospital in London, appeared healthy and happy wearing a blue Jenny Packham dress with white dots.
V. 23.07.2013 - отъезд Уильяма и Кейт в Кенсингтонский дворец:
After posing for photos, the proud parents and pint-sized celebrity left for Kensington Palace.
VI. 23.07.2013 - приезд в госпиталь св. Марии родителей Кейт Миддлтон и принца Уильяма:
Before the baby's photo call, he was visited by both sets of grandparents.
Компоненты события время и локализация, несомненно, относятся к числу когнитивно значимых. Они оказываются тесно связанными между собой рамками предложения как синтаксической структуры, способной включать пространственно-временные характеристики события. Репрезентанты этих компонентов в тексте блога не многочисленны: локализация события рождения ребенка по понятным причинам ограничена соответствующим медицинским учреждением (St. Mary's Hospital, the Lindo Wing of St. Mary's Hospital) и временем пребывания там матери, отца и новорожденного (Monday, Monday night, Tuesday, earlier in the day):
«I'll remind him of his tardiness when he's a bit older», said William, who according to aides slept in the hospital room with the duchess and the newborn Monday night.
Prince William and Kate Middleton leave the hospital Tuesday.
Компонент события участники, несомненно, относится к числу главных в репрезентации категории человек в событии в рассматриваемом блоге. В центр события помещается сам маленький новорожденный человек, появление на свет которого инициирует начальный этап формирования электронным средством массовой информации доминантного концепта ROYAL BABY. Этот концепт, формируемый по мере структурирования события, мы бы назвали концептом-антропонимом, несмотря на то, что у новорожденного еще нет имени, важность наличия которого отражает вторая часть заголовка текста блога - Prince William, Kate Middleton emerge with royal baby: «We are still working on a name».
Самый первый репрезентант концепта ROYAL BABY, являющийся одновременно его именем, обнаруживает себя уже в заголовке, а по мере развертывания текстового события в ядро концепта последовательно проникают 15 лексем, которые номинируют новорожденного: royal baby - newborn - newborn - Prince of Cambridge - boy - child - His Royal Highness the Prince of Cambridge - baby boy - newborn - newborn - baby -royal baby boy - royal baby - newborn - baby - newborn. Анализ репрезентантов показывает, что на самой начальной стадии формирования концепта ROYAL BABY когнитивно значимыми признаками его ядерных репрезентантов становятся следующие:
• недавнее рождение - (20,6% репрезентантов-номинаций) newborn (4);
• начавшийся после рождения период младенчества - (20,6% репрезентантов-номинаций) royal baby (2), baby (2);
• гендер - (20% репрезентантов-номинаций) boy (1), baby boy (1), royal baby boy (1);
• титул, указывающий на принадлежность к королевской семье - (13% репрезентантов-номинаций) Prince of Cambridge (2).
На начальном этапе формирования концепта ROYAL BABY репрезентирующие его лексемы baby, boy и др., постепенно проникая в ментальные структуры индивида, выступают в качестве «базисного когнитивного образования для сортировки» нового знания [Степин, 1992, с. 43-44], которое, наслаиваясь, постепенно приводит к возникновению многомерной, познавательной структуры.
Доминантный концепт инкорпорирует являющееся результатом категоризации и концептуализации события знание как наблюдающих событие извне, так и тех, кто находится внутри события - его непосред-
ственных участников. Поэтому в процессе представления события концепт постепенно увеличивает количество своих репрезентантов, фиксирующих знание двух видов - знание о социальном статусе новорожденного и знание о его наблюдаемых телесных данных.
«Обрастание» дополнительными репрезентантами, манифестирующими высокий социальный статус, во многом осуществляется посредством многократного повторения аттрибутива royal, играющего ключевую роль и указывающего на особый статус королевской семьи в структуре британского лингвокультурного сообщества.
The royal baby - not yet named but already bearing a title - was swaddled in a cotton blanket and kept his eyes closed.
The child's official title is His Royal Highness the Prince of Cambridge.
В приведенных примерах обращает на себя внимание также лексема title как репрезентант высокого социального статуса младенца, у которого еще нет имени, но уже имеется титул принца Кембриджского. Примечательно, что в рамках одного предложения соединяются две имеющиеся у новорожденного ипостаси - социальная, относимая к разряду единичных, и такая узнаваемая и характерная для всех недавно появившихся на свет телесная, репрезентируемая авербально: на каждой фотограмме видно маленькое, недавно появившееся на свет существо -завернутый в одеяльце спящий младенец.
Такой же особенностью отмечено и еще одно предложение текста блога, где статусность репрезентируется наряду с телесностью, причем благодаря лексеме royal статус событийных получают даже самые обычные состояния или движения младенца:
At one point he wiggled his royal fingers.
Если у взрослых маленькие ножки и ручки младенца вызывают умиление и восторг, то использование лексемы fingers в сочетании атри-бутивом royal придает телесности младенца августейшее измерение.
Максимально высокий статус новорожденного и одновременно его принадлежность к королевской династии фиксируется и таким сочетанием лексем как heir to the throne:
The Presence of Prince Charles, Prince William and the newborn marked the first time three heirs to the throne had been in the same room since 1894.
Приведенное предложение с особой очевидностью демонстрирует, что рассматриваемый текст блога репрезентирует знание о событии, конституирующем новую социальную историю Великобритании.
Начальный этап формирования концепта ROYAL BABY также связан с тем, что он включает в свою структуру и то, что участники события знают и думают о телесности новорожденного, занимающего вы-
сокостатусное положение в иерархическом социально-политическом устройстве британского общества. В этом отношении как нельзя более актуальна трактовка события как «универсального антропологического опыта», позволяющая считать событийными «любые значимые высказывания» [Корчинский, 2009, с. 105]. В новостном блоге такими значимыми событийными высказываниями становятся адресованные представителям прессы слова принца Уильяма о физических данных своего новорожденного сына. Универсальный человеческий опыт в репрезентируемом событии относится к тому, что всегда представляет интерес в аналогичных ситуациях:
- вес новорожденного «He's a big boy, quite heavy».);
- внешность новорожденного («He's got her looks, thankfully».);
- волосы новорожденного («He's got way more hair than me, thankfully».);
- плач («He's got a good pair of lungs on him, that's for sure».).
Как видно из приведенных примеров, принцу Уильяму принадлежат большей частью сдержанно-шутливые оценки физических параметров младенца, несущие вместе с тем и фактуальную информацию.
Формирование ядра концепта ROYAL BABY осуществляется и посредством лексем, репрезентирующих других участников события, каковыми, прежде всего, являются родители. По понятным причинам мать новорожденного является вторым по значимости участником события. На фотограмме отчетливо видно, как она переполнена положительными эмоциями и светится счастьем, что на вербальном уровне репрезентируется глаголом to glow, характеризующим ее состояние:
Middleton glowed in a blue Jenny Packham dress with white dots.
Репрезентация того, какие переживания сопровождают материнство, становится возможной за счет включения в текст блога прямой речи Кейт Миддлтон как непосредственной участницы события:
«It's very emotional», she said. «It's a special time. I think every parent will know what this feeling feels like».
Наряду с многочисленными антропонимами, такими как prince William, William, Kate Middleton, Middleton, Kate, отдельно номинирующими каждого из родителей, концепт ROYAL BABY структурируется и лексемами - именами нарицательными, репрезентирующими мать и отца собирательно - parents и couple. Поскольку для молодых родителей переживание события рождения ребенка, несомненно, связано с ощущением радости и счастья, закономерно использование наряду с лексемами, репрезентирующими компонент события участники, эмоционально-оценочных лексем-атрибутивов:
The day-old Prince of Cambridge made a dazzling debut Tuesday -cradled by his beaming parents Prince William and Kate Middleton.
Рождение ребенка вызывает у королевской супружеской четы и чувство гордости:
After posing for photos, the proud parents and pint-sized celebrity left for Kensington Palace and the baby in a car seat.
Обращает на себя внимание, что в рамках обоих приведенных предложений в фокусе внимания продолжает оставаться новорожденный, о чем свидетельствует оценка его первого появления на публике как события особой значимости, представляющего собой ослепительный дебют (dazzling debut), а его самого как крошечной знаменитости (pint-sized celebrity).
Представители молодого поколения королевской династии Кейт и Уильям едины в том, что будут сами, без посторонней помощи ухаживать за новорожденным:
Royal aides said the couple have no plans to hire a nanny, and Kate said William had already changed his first diaper.
Важно отметить, что каждому типу событий соответствует особая манера поведения его участников. Дальнейшее развертывание категории человек в событии, задающей вектор формирования доминантного концепта, осуществляется перемещением фокуса внимания с родителей на ближайших родственников - бабушек и дедушек с обеих сторон, приезжавших в госпиталь св. Марии для первого знакомства с новорожденным. Эти фазы события можно рассматривать как «фоновые», разворачивающиеся вокруг фокусных:
The newborn was visited by both sets of grandparents earlier in the day. First to show up were Michael and Carole Middleton, who arrived in a battered blue London taxi.
Prince Charles and Camilla arrived about 2 hours later in a Jaguar. Отношение Кэрол Миддлтон к внуку тоже очень эмоционально, как бабушка она оценивает маленькое существо в целом и радуется благополучному исходу родов:
«He's absolutely beautiful. They are both doing really well, and we 're so thrilled», said Carole Middleton.
Последний пример наряду со многими другими, приведенными в статье, содержит эмоционально-оценочные репрезентанты концепта ROYAL BABY, в качестве атрибутов присутствующие во всех компонентах события: absolutely beautiful, thrilled, dazzling, beaming, happy, special, very emotional, proud и др.
Таким образом, анализ текста блога показывает, что эволюция концепта ROYAL BABY тесно связана с репрезентацией категории человек
в событии: структура текстового события, его компоненты детерминируют совокупность репрезентантов, становящихся строительным материалом новой когнитивной структуры (рис. 2).
Рис. 2.
По мере того, как репрезентирующие концепт ROYAL BABY лексемы подвергаются семантической трансформации и концептуализации, он, с одной стороны, обретает свои специфические особенности, а с другой, повторяет путь, пройденный в своем формировании другими аналогичными концептами. Кроме того, текстовый материал свидетельствует о «деятельностно -семиотической переработке» события реальности, в процессе которой происходит взаимопроникновение «объективного и субъективного» [Зинченко, 1993, с. 46]. С одной стороны, это обусловлено особенностями функционирования человеческой памяти, «которая событийна, а не хронографична» [Зинченко, 2002, с. 46], а с другой, - установкой на развертывание медиаперформанса и вовлечение в него реципиента.
Литература
Гольдин В.Е. Повествование в диалектном дискурсе // Известия Саратовского университета. 2009. Сер. Филология. Журналистика. Т. 9. N° 1.
Демьянков В.З. Событийность в языке средств массовой информации // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследованияа. М., 2001.
Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. 1993.№ 4.
Зинченко В.П. Человек в пространстве времен // Развитие личности. 2002. № 3.
Корчинский А.В. Событие и событийность // Филологические науки. 2009. № 6.
Лазарато М. Борьба, Событие, Медиа // Газета платформы «Что делать?». 2006. Вып. 13.
Лехциер В.Л. Бескорыстие события или в поисках ответной меры // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2007. Серия: Философия. Филология. № 2.
Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003.
Рогозина И.В. Homo Politicus как объект изучения когнитивной медиалингвисти-ки // Филология и человек. 2011. № 4.
Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. Вып. 1 (43).
Трещева Е.Г. Имена ситуаций-событий и типология их ассоциативных полей: ав-тореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 2012.
Российская газета. 2013. 24 июля.