Научная статья на тему 'Религия и внешняя политика стран Юго-Восточной Азии'

Религия и внешняя политика стран Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1391
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛЬНЫЕ ИСЛАМИСТКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ПОЛИТИКА / RADICAL ISLAMIST GROUPINGS / SOUTH-EAST ASIA / POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заказникова Евгения Петровна

В статье рассматривается деятельность исламистских радикальных группировок в странах Юго-Восточной Азии и анализ мер правительств государств ЮВА, которые предпринимаются чтобы противостоять и остановить эскалацию исламистской экспансии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the activity of the radical islamist groupings in the countries of SEA and analyses the measures of the government of the SEA states to confront or stop the ascalation of the islamist expansion.

Текст научной работы на тему «Религия и внешняя политика стран Юго-Восточной Азии»

© Заказникова Е.П.

ИВ РАН

РЕЛИГИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

На протяжении ряда лет страны ЮВА являлись одним из центров международного исламского экстремизма в его крайней форме - терроризме. Ещё в 1993 г. Аль-Каида создала в этом регионе свой филиал, развернув как легальную, так и подпольную сеть организационной, идеологической и практической подготовки кадров. Она охватила пространство от Таиланда до Австралии, но основная работа велась в Малайзии, Индонезии и на Филиппинах. Организация под названием «Джамаа Исламия» планировала создание панисламистского государств на территории указанных трёх стран, а также Брунея, Сингапура и Камбоджи.

Но мирными формами деятельности Джамаа Исламия не ограничивалась. Особенно в Индонезии, где террористические акты происходили уже с 1999 г. В последующие несколько лет их число достигло 30 с десятками убитых и раненых. Эти преступления раскрыты, в основном, не были, и дело ограничилось арестом отдельных лиц. И, хотя местные спецслужбы признавали возможность их связи с Аль-Каидой, чёткого антитеррористического плана выработано не было. В то же время активизировалась деятельность образованного ещё в 1994 г. во время встречи АСЕАН с Австралией, Новой Зеландией, Папуа Новой Гвинеей, Китаем, США, Канадой и Россией Регионального форума АСЕАН (АРФ), позднее включившего новых членов Ассоциации и другие государства.

Трагические события в США 11 сентября 2001 г. подтолкнули мировое сообщество к осознанию необходимости консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом. Однако методы этой борьбы оказались различными, что проявлялось и во внешней политике АСЕАН. Осудив данное преступление, они, вместе с тем, неоднозначно реагировали на военную акцию США в Афганистане. Позиция мусульманских Индонезии, Малайзии и Брунея, выразивших глубокую озабочен-

ность американскими ковровыми бомбардировками этой страны, не нашла отражения в официальном коммюнике состоявшегося в ноябре 2001 г. саммита АСЕАН - несогласие с ней выразил Сингапур, а также Филиппины с их преимущественно христианским населением. Эту позицию не поддержали и другие государства ЮВА, где влияние мусульманства было незначительнее. Хотя антиамериканские настроения в них были достаточно сильны, они базировались скорее на экономических, а не религиозных причинах.

Не разделяла её и ближайшая соседка Индонезии Австралия, которая также ввела в Афганистан свои военные подразделения. Однако распространение деятельности исламских экстремистов на всё большую территорию способствовало установлению антитеррористического сотрудничества как самих асеановских стран, так и Австралии, а также Новой Зеландии с ними. Наиболее активной в этом отношении была Индонезия. В феврале 2002 г. под председательством Индонезии и Австралии на о. Бали состоялась конференции посвящённая обсуждению проблем преступлений, совершаемых в регионе международными синдикатами, в том числе терроризма. В ней участвовали делегаты из 37 стран АТР и в качестве наблюдателей -представители 15 государств, в том числе Европейского союза и России. Форум завершился принятием согласованной резолюции о необходимости решения всех этих проблем в небольших масштабах, одним из результатов конференции стало создание в Индонезии Совета безопасности из представителей вооруженных сил, полиции и спецслужб, что стало предпосылкой к определенному оформлению связей с Австралией в данной области. А в мае в Джакарте состоялась встреча министра-координатора политики безопасности Индонезии Сусило Бам-банг Юдойоно с министрами иностранных дел Австралии Александром Даунером, во время которой они пришли к соглашению о поэтапном укреплении кооперации действий. Причем не только на двусторонней основе, но и с другими государствами, включая Новую Зеландию, Папуа Новую Гвинею и Тимор-Лешти (Восточный Тимор). Антитеррористический пакт Австралия подписала также с Малайзией и Таиландом.

Необходимость таких мер подтвердили события, в октябре того же года происшедшие в курортной зоне о. Бали, когда в результате теракта погибло, было ранено и пропало без вести более 500 человек из 21 страны, причём среди 200 жертв почти половину - 88 человек - составили австралийцы. Одновременно взрывы бомб прогремели и близ консульства США в административном центре острова г. Денпасар и генконсульства Филиппин в центре провинции Северной Сулавеси г. Манадо. В создавшихся условиях Индонезия впервые признала присутствие в стране террористических групп Джамаа Исламия. Президент Мегавати Сукарнопутри заявила, что случившееся на Бали продемонстрировало реальную угрозу национальной безопасности, резко осудила террористический акт и призвала население сохранять спокойствие и бдительность. С осуждением теракта выступили и обе крупнейшие мусульманские организации Индонезии Нахдатул Улама и Мухаммадия. призвав правительство к принятию законов о борьбе с терроризмом. В стране развернулась кампания поиска и ареста преступников, было принято два жестких антитеррористических закона. Индонезия присоединилась к другим 47 государствам - поддержавшим включение Аль-Каиды в список террористических организаций ООН. Индонезия и Австралия согласились провести совместное расследование теракта и стремиться к возобновлению прерванного в 1999 г. в связи с событиями на Восточном Тиморе, тесного сотрудничества в военной сфере.

Вместе с тем, ряд асеановских государств, особенно Малайзия, выразили возмущение намерением Австралии направить свои войска в эти страны, дабы предотвратить распространение терроризма на свою территорию.

Между тем, такая позиция Австралии соответствовала настроениям раздражения и обеспокоенности западных государств в связи с недостаточной активностью руководителей стран ЮВА в противостоянии угрозе терроризма и недооценкой проблемы международного сотрудничества в разрешении этой проблемы. Наиболее резкие высказывания на данную тему исходили от США. По мнению наблюдателей, руководство этой страны стремилось предупредить Индонезию, что в ином случае её лидер будет заменён на более сильную личность типа

генерала Мушаррафа в Пакистане, причём миссию «ускорителя» антитеррористической политики индонезийского правительства США возложили на Австралию. На саммите АСЕАН в ноябре 2002 г. руководители этих стран критиковали западные государства за преувеличение рисков терроризма в регионе, что могло нанести ущерб их экономике, особенно туризму. Тем не менее, усилия по укреплению безопасности стали активизироваться. Была достигнута договоренность по образованию единого комитета АСЕАН по координации действий в борьбе с международным терроризмом и другими преступлениями.

Эти темы находились и в центре обсуждения состоявшегося в конце ноября в Бангкоке второго международного форума более 230 ведущих политических организаций и политических движений из 25 государств Азии. Усилилась и кампания по поиску террористов, в странах Ассоциации было арестовано около 100 членов Джамаа Исламии. В марте 2003 г. в результате участия делегации Австралии на министерской встрече АСЕАН было Опубликовано заявление министров иностранных дел этого государства и Индонезии, в котором говорилось о готовности данных стран к совместной работе в целях предотвращения всех форм терроризма и привлечения к ответственности его организаторов и исполнителей.

Антитеррористическое сотрудничество с Австралией и Новой Зеландией укрепляли и другие страны ЮВА. Так Австралия и Сингапур были председателями состоявшейся в июне того же года в Сиднее региональной конференции представителей 23 стран, в том числе партнеров по диалогу АСЕАН, где также обсуждались проблемы безопасности.

В то же время резкий протест мусульманских стран ЮВА, как и многих других развивающихся стран, вызвал план США осуществить военную акцию в Ираке. Президент Индонезии выразила озабоченность возможностью такой акции и высказалась за активизацию деятельности Движения неприсоединения в защиту мирного разрешения конфликта. Именно за такой вариант проголосовали и участники саммита ДН в феврале 2003 г. в Куала-Лумпуре. В Индонезии состоялись антивоенные демонстрации, в одной из которых участвовало около 100 тыс. человек. Нахдатул Улама и Мухаммадия отказались от при-

глашения США посетить эту страну. Данные акции усилились после начавшихся в марте военных действий США в Ираке, к которым, наряду с некоторыми другими государствами, присоединились Австралия и Новая Зеландия. В демонстрациях протеста приняли участие сотни тысяч человек. В Малайзии против войны в Ираке выступили правительство, оппозиционные партии и неправительственные организации, было собрано более 1 млн. подписей противников этой акции, у посольства США состоялась массовая демонстрация.

Но события в Ираке вновь раскололи АСЕАН. В противовес позиции мусульманских стран Таиланд вначале добился высылки группы иракских граждан со своей территории, а затем закрыл дипломатическое представительство этого государства. В поддержку военной акции в Ираке высказались и Филиппины. Обе эти страны направили в Ирак ограниченные кон-тингенты войск, входившие в состав 160-тысячной группировки коалиционных вооруженных сил Испании, Коста-Рики, Доминиканской Республики и Гондураса. Сингапур заявил, что акция США против Ирака будет способствовать миру и стабильности в мире, предоставив свои порты и аэродромы для переброски американских войск в Ирак, и отправил туда группу полицейских в помощь обеспечения порядка.

Вместе с тем, в условиях, когда США и Австралия начали переговоры о развертывании глобальной системы противоракетной обороны, и мусульманские государства ЮВА выступили против такой инициативы, стали менять свои позиции и асеановские участники войны в Ираке. В апреле 2003 г. президент Филиппин Арройо заявила, что она не допустит размещения в стране американских военных подразделений; выразив опасение, что война в Ираке приведёт к отправке на родину работавших на Ближнем Востоке соотечественников. К тому же лишь 10% филиппинцев поддерживало правительственную политику предоставления вооруженным силам США военных баз и портов страны. Обострились и отношения Таиланда с США. Причиной стала критика американскими властями прав человек в этой стране - тайское правительство заявило, что оно не собирается стать «лакеем США». И вскоре Филиппины, а затем и Таиланд начали вывод своих войск из Ирака.

Ухудшилось и отношение АСЕАН к Австралии. Показательным был отказ включить это государство в число почётных гостей саммита, на который были приглашены её партнёры по диалогу Китай, Япония и Южная Корея, хотя одной из целей саммита был вопрос о стратегическом партнёрстве в деле обеспечения мира и безопасности в регионе.

Тем временем в Индонезии продолжалась серия террористических актов. В феврале 2003 г. в Джакарте было взорвано здание полиции, в апреле произошел взрыв у представительства ООН и правительственного терминала в международном аэропорту имени Сукарно, в июне взрывом был разрушен отдел воздушной системы охлаждения парламента, там же была взорвана бомба в июле. А в августе террорист-смертник привел в действие начинённый взрывчаткой автомобиль у подъезда пятизвездочного американского отеля «Мариотт». Этот отель расположен в центральном фешенебельном районе столицы, который облюбовали многие местные и иностранные представители делового мира, и последствия были тяжелыми - погибло 16, и было ранено более 150 человек. Данный взрыв произошёл вскоре после многочисленных арестов боевиков, как в Индонезии, так и в других странах АСЕАН, и вынесения смертного приговора одному из них. Ответственность за теракт взяла на себя Джамаа Исламия, назвав его «кровавым предупреждением» всех своих врагов о том, что в случае продолжения экзекуции «братьев-мусульман» террор будет продолжен. Однако число арестованных преступников росло, к концу 2003 г., достигнув 200. Но численность Джамаа Исламии, всё ещё оставалась значительной, насчитывая 3 тыс. членов в ЮВА в целом, из них 2 тыс. в Индонезии.

В этих обстоятельствах власти Австралии заявили о необходимости консолидации антитеррористических усилий с государствами АСЕАН. Между тем, именно Австралии США отводили первостепенную роль в обеспечении безопасности в регионе. Совершая в октябре 2003 г. поездку по странам ЮВА, во время встречи с М. Сукарнопутри, президент Буш назвал Австралию «шерифом США» в Юго-Восточной Азии. В то же время, американское руководство стремилось закрепить и собственные военные связи с государствами АСЕАН. Буш заявил о

включении Индонезии в число союзников по борьбе с терроризмом, выразив намерение установить с ней сотрудничество в этой сфере. Он также высказал пожелание разрушить «стену непонимания» между руководством США и мусульманами, проведя беседу с представителями основных исламских организаций Индонезии. Буш заявил о предоставлении 36 млн. долл. на борьбу с терроризмом и 157 млн. - на улучшение образовательных программ и противостояния антиамериканизму в религиозные школах-интернатах страны. А министр национальной обороны США Томас Бридж, несколько позже посетивший Индонезию, назвал её «ключевым партнером» в борьбе с терроризмом в Азии.

С Филиппинами Буш подписал соглашение о борьбе с терроризмом с выделением в 2004 г. 10 млн. долларов на спец. подготовку и обучение кадров для ведения оперативно-розыскной деятельности. В Сингапуре, который американский президент также назвал союзником в антитеррористической войне, обсуждались вопросы сотрудничества. А во время встречи с руководством Таиланда Буш заявил о придании этой стране статуса «ключевого союзника — не члена НАТО» в деле укрепления безопасности в регионе.

Несмотря на определённые разногласия АСЕАН с Австралией обстоятельства диктовали необходимость их дальнейшего сотрудничества. В феврале 2004 г. Индонезия и Австралия выступили в качестве сопредседателей антитеррористического форума на о. Бали, в котором участвовали представители 25 государств АТР и Европы. В заключительном коммюнике конференции говорилось, что терроризм угрожает народам и странам всех континентов, и победу над этим злом можно одержать лишь многосторонними усилиями в соответствии с Уставом и решениями ООН. Указывалось на необходимость принятия практические мер и содержался призыв ко всем гражданам региона активнее включаться в «кампанию единого ответа» на вызовы терроризма. Была одобрена совместная индонезийско-австралийская инициатива об открытии в Джакарте учетного центра сотрудничества правоохранительных органов АТР.

В июне в Сиднее состоялась встреча представителей сил особого назначения и руководителей спецслужб США и 14 го-

сударств АТР для обсуждения путей координации действий против Аль-Каиды и ее союзников. От АСЕАН в ней участвовали Индонезия, Сингапур и Малайзии. Выступивший на встрече министр обороны Австралии подчеркнул, что регион представляет расширяющееся поле для исламского экстремизма, и призвал к координации действий в борьбе с данным явлением. Но АСЕАН критически восприняла сообщения печати о таких планах осуществления данной цели руководством США, как создание своих военных баз в Австралии, Малайзии и Сингапуре и аренду некоторых участков территории вблизи военных баз Таиланда. Наиболее чётко позицию Ассоциации выразил представитель МИД Индонезии. Во время встречи с посетившим ЮВА американским секретарём министра обороны Рональдом Рамсфельдом он заявил, что его страна ценит предложение США об антиимпериалистическом сотрудничестве, но считает, что подобная инициатива должна исходить от самих стран региона.

В конце июня - июле 2004 г. в Джакарте проводилась серия мероприятий, посвященных безопасности АТР, с участием министров иностранных дел и других должностных лиц более 20 государств четырёх континентов - Азии, Австралии, Европы и Америки, и Новой Зеландии.

А в сентябре того же года в Индонезии вновь произошел террористический акт. На территории посольства Австралии в Джакарте был взорван грузовик, в результате чего погибло 12 и было ранено более 180 человек. За прошедшие 5 лет это был 50-ый теракт в Индонезии. Виновником преступления правительство объявило Джамаа Исламия, стремившуюся склонить Австралию к отказу от антитеррористического сотрудничества с Индонезией. Но руководство левоцентристской оппозиции Австралии полагало, что риску стать объектом террористов страна обязана своей поддержке американской военной акции в Ираке. Однако премьер-министр Джон Говард, осудив этот теракт, подтвердил свою позицию по Ираку. А в конце сентября он объявил о намерении нанести упреждающие удары по «гнёздам терроризма», в том числе и за рубежом, если соответствующие государства обратятся за помощью к Австралии. При этом Говард назвал Малайзию, Индонезию и Сингапур в каче-

стве возможных мест размещения австралийских войск. Но Малайзия сразу же заявила, что она способна сама справиться с этой угрозой.

Тем временем деятельность исламских экстремистов усиливалась и в других, кроме Индонезии, асеановских странах. И, хотя там она не достигла такого накала, лишь в Сингапуре и Малайзии было арестовано около 7-ми подозреваемых в подобных деяниях лиц.

Укреплению связей стран ЮВА с Австралией и Новой Зеландией способствовала смена власти в октябре 2004 г. в Индонезии и Малайзии. Показателем этого было приглашение данных государств на состоявшийся в ноябре 2004 г. в столице Лаоса Вьентьян саммит АСЕАН по случаю 30-летнего юбилея предоставления Австралии статуса первого партнера по диалогу АСЕАН (Новой Зеландии он был предоставлен годом позже). В конце саммита была принята совместная декларация, подписанная главами большинства стран ЮВА, Австралии и Новой Зеландии, в которой были перечислены этапы развития отношений с высокой оценкой их значимости, а также говорилось о необходимости дальнейшего их усиления в условиях вызовов времени - глобализации и международного терроризма.

В декабре того же года Индонезия и Австралия стали соучредителями состоявшеюся в Джакарте Межрелигиозного диалога представителей различных конфессий 13 стран.

Организатором этого международного форума была Му-хаммадия, её участниками - 124 делегата, представлявших ислам, буддизм, индуизм, католицизм, протестантство и иудаизм. Гостями конференции были 15 представителей конфуцианства, сикхизма, и других конфессий. Открыл конференцию новый президент Индонезии Юдойоно (являющийся внуком основателя одной из исламских общин Явы). Выражавший ранее пожелание, чтобы Индонезия стала моделью умеренной исламской демократии, он выступил в защиту веротерпимости в отношении других конфессий. Президент заявил, что терроризм следует рассматривать как врага всех религий, и религиозные лидеры должны играть важную роль в создании атмосферы толерантности в антитеррористической борьбе. Участники конференции поделились соответствующим опытом и обсудили

способы разрешения поставленной индонезийским руководителем проблемы.

В 2005 г. стал поступать растущий поток информации о готовящихся в Индонезии новых террористических актах, было также установлено, что Джамаа Исламия продолжает рекрутировать своих приверженцев по всему архипелагу, особенно сложной была обстановка в Таиланде и на Филиппинах. В этих обстоятельствах недоумение и разочарование руководства Австралии и Новой Зеландии (а также Малайзии) вызвал неожиданно мягкий приговор индонезийского суда в отношении находившегося под следствием одного из главных лидеров террористов - Абу Баккара Башира, называемого Бен Ладеном Юго-Восточной Азии.

Тем не менее, в ходе состоявшегося в апреле 2005 г. визита Юдойоно в Австралию большое внимание уделялось вопросу двустороннего партнерства и была достигнута договоренность о начале переговоров по новому соглашению в сфере обороны и безопасности. В том же месяце военно-воздушные силы обеих стран провели первые с конца 1990-х годов совместные маневры в зоне Тиморского моря. Спецслужбы сторон приняли решение возобновить в 2006 г. согласованность действий органов безопасности. Но особенно примечательным был первый за 21 год визит руководителя Малайзии в Австралию -ее новый премьер-министр А. Бадави нанёс его вскоре после поездки Юдойоно. Во время встречи лидеров двух государств была достигнута договоренность о развитии двусторонних отношений.

Одновременно Индонезия выдвинула идею создания объединенных антитеррористических сил АСЕАН с участием военного подразделения Австралии, которая одобрила это предложение. На состоявшемся в конце 2005 г. Первом Восточно-азиатском саммите с присутствием Австралии и Новой Зеландии А. Даунер поддержал точку зрения Индонезии, Малайзии и Брунея о несправедливости стереотипа, что все мусульмане являются террористами. А вскоре Индонезия стала местом проведения нового Межрелигиозного форума с участием представителей 38 стран, а также ООН, ЮНЕСКО, Исламской конференции и Лиги арабских государств. И этот процесс продол-

жался. В марте 2006 г. Филиппины присоединились к Индонезии и Австралии в проведении на о. Себу второго Межрелигиозного диалога, на котором была принята «Себуанская декларация о сотрудничестве разных конфессий во имя мира, развития и человеческого достоинства». В ноябре того же года министры иностранных дел Индонезии и Австралии подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, по месту совершения этого акта известное как Ломбокский договор.

И все эти многообразные формы консолидации усилий в противостоянии исламскому экстремизму принесли свои плоды. В 2006 г. в Индонезии не было зафиксировано ни одного теракта. На региональной конференции в марте 2007 г., сопредседателями которой были Индонезия и Австралия, говорилось, что к данному моменту в ЮВА удалось арестовать около 300 членов Джамаа Исламия, и уровень активности этой организации заметно снизился. Численность Джамаа Исламии сократилась до 1 тыс. членов, и она раскололась на две неравные части, состоявшие из отдельных мелких групп. Но именно поэтому они стали менее уязвимыми, и угроза терроризма сохранялась.

Особой темой для Индонезии оставался Ирак. В начале 2007 г. Юдойоно заявил, что присутствие США и их союзников и этой стране создает для неё большие проблемы, способствующие развитию разрушительных для мусульманской общины противоречий. Он высказался за размещение в Ираке миротворческого контингента мусульманских стран под флагом ООН. В апреле того же года в индонезийском г. Богор был организован форум представителей Организации Исламской конференции, в которой участвовали суннитские и шиитские лидеры Малайзии, Египта, Ирана; Ливана и Сирии. Выступивший здесь Юдойоно подчеркнул, что Индонезия очень обеспокоена гибелью мусульман в Ираке и призвал всех представителей этой конфессии поддержать её усилия по установлению мира в этой стране.

Поэтому Индонезия, как и все мусульманские страны АСЕАН, с особым удовлетворением восприняли приход к власти в конце 2007 г. в Австралии лидера лейбористской партии Кевина Радда, во время избирательной кампании выступавшего против участия этой страны в военной акции США в Ираке, а в

качестве нового премьер-министра заявившего о намерении начать в 2005 г. вывод австралийских войск из Ирака. Это обстоятельство, а также заявления Радда, содержавшие конструктивный подход к оценке некоторых аспектов внутренней политики Индонезии, способствовали снятию последних препятствий к заключению нового военного соглашения двух стран. Подписанное ещё в 2006 г., в феврале 2008 г. оно было ратифицировано австралийским парламентом как договор о безопасности. Индонезийский министр иностранных дел Хасан Ви-раюда оценил его как переход на новый уровень отношений этих стран, а его австралийский коллега Стивен Смит — как исторический момент а этих отношениях. В апреле 2008 г. в Камбодже состоялся четвертый Межрелигиозный диалог.

Во время визита К. Радда в Индонезию в июне 2008 г. лидеры двух стран договорились о расширении сотрудничества в рамках вошедшего в силу в феврале того же года Ломбокского договора. Австралийский премьер-министр подписал также Меморандум взаимопонимания с Нахдатул Улама и Мухамма-дией о продолжении сотрудничества в таких сферах, как здравоохранение, образование, а также в случае каких-либо бедствий

Австралия и Новая Зеландия регулярно участвуют в проведении мониторинга ситуации Региональным форумом безопасности, единственной такого рода организацией в АТР, в её состав входят 22 государства. Австралия оказывает значительную финансовую помощь ведущим антитеррористическую борьбу странам.

Вместе с тем, руководитель Австралии выдвинул идею создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой, по образцу Европейского союза, организации, которая будет отражать растущее значение этого региона и воплощать более широкое понимание перспектив, чем существующие АТЭС, АСЕАН и Вос-точноазиатский саммит; она должна охватывать весь регион, включая США, Японию, Китай, Индию и Индонезию, хотя Радд и допускает возможность продолжения деятельности данных объединений или включение в их состав проектируемой организации, лишь будущее покажет целесообразность её образования. Но в любом случае появление такой идеи свидетельст-

вует о насущности развития интеграционных процессов, в том числе и сфере стабильности, в АТР, к чему столь большие усилия приложили страны ЮВА и Австралия.

Список литературы

1. Пульс планеты, М., 9.06.07, 09.2003; 3.02, 6.02, 11.03, 18.06.2004, 15.02, 12.04, 1,08.2005:6.06.2008

2. Department of Foreign Affairs and Trade. Bilateral relations. Australia -Indonesia Relations; The Hon Stephen Smith MP Australian Minister for Foreign Affairs, Australia, ASEAN and the Asia-Pacific. 16 July, 2008, Low Institute, Sydney (www.draft.gov.au).

3. The Straits Times, Singapore, 2007-2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.