РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
А.Н. Голубева, студент
Научный руководитель: Н.А. Майорова, канд. истор. наук Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-1-27-30
Аннотация. Древнеримская религия не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь политеизмом. Целью работы является: выяснить этапы развития религии в Древнем Риме. В статье анализируется процесс становления религии Древнего Рима. Дается понятие об основных этапах развития древнеримской религии, рассматриваются характерные особенности для каждого этапа и религии Древнего Рима в целом. Древнеримская религия повлияла на развитие широко известного Римского права, а также отделения религии как специфической сферы духовной жизни.
Ключевые слова: Древний Рим, религия, италийцы, синкретизм, обряды, семейный культ, государственная обрядность.
В Древнем Риме патриотизм и государственная религия были неразделимыми понятиями. Италийцы и другие народы империи зачастую обращались к экзотическим культам, однако недооценивать влияние официальной религии Рима не стоит.
Полибий писал: «Качество, которое явно ставит Римское государство выше всех остальных-это, по-моему, сущность религиозных убеждений римлян... Все, что связано с ним [религиозным культом] является настолько неотъемлемой частью общественной и частной жизни римлян, что ничто не может искоренить это» [1, а 209-210].
Образованием и началом развития Древнеримской религии принято считать 753 г. до н. э. - год основания Рима. Характерной чертой Древнеримской религии является её синкретизм. Религиозные представления формировались под влиянием соседних народов- италиков, автохтонных этрусков и греков, в распоряжении которых находились колонии на Апеннинском полуострове. Такая религиозная ассимиляция была связана с политическими взглядами римлян, которые считали, что для расположения или завоевания нового народа необходимо привлечь на свою сторону божество того народа, в частности оказать им уважение и включить в свой пантеон [3].
Римская религия характеризуется специфическими чертами, за счет которых разные верования могли бесконфликтно уживаться. К таким чертам относятся:
- полиморфизм (возможность существования богов с множественными иден-тичностями с несовместимыми атрибутами);
- ортопраксия, концентрировавшаяся на стандартизированных ритуалах, а не на стандартизированных верованиях;
- pietas- позволение римлянам поддерживать отношения с многочисленными богами на разных уровнях обязательств [4].
Если из римской религии убрать иноземные заимствования, у нее останется главное- религия. Ф. Зелинский отмечает, что человека «связывает» с чем-то не вера и не страх, а нечто таинственное. Слово «религия» (religio) имеет исконно римское происхождение. Суть римской религии не может быть изменена никакими заимствованиями [2, с. 345-346].
Развитие древнеримской религии можно разделить на три этапа:
1. царский (VIII-VI вв. до н. э.)
2. республиканский (VI в. до н. э. - конец I в. до н. э.)
3. имперский (конец I в. до н. э. - 476 г.)
На раннем этапе развития сложились
две тенденции, которые существовали на
протяжении всей истории древнеримской религии: централизация и унификация религиозной жизни в государственных культах, а также дифференциация и дробление религиозной жизни в культах отдельных общин.
На первом этапе функцию верховного жреца выполнял царь, который воплощал культ и выполнял жертвоприношения. При правлении царя Нумы Помпилия началось реформаторство в религиозной сфере. В период его царствования был учрежден пантеон главных римских богов, была заложена основа правового регулирования религиозных отношений, введен в пользование религиозный календарь, кроме того, были учреждены важнейшие жреческие коллегии (понтифики, авгуры, весталки, салии, фециалы, фламины).
Главными богами Древнего Рима считались Юпитер, Марс, Аполлон, Меркурий и Нептун, а богинями- Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана и Венера - главными богинями.
Стоит отметить, что для римлянина божество отождествлялось не с предметом, а с актом, действием. Так, если древние греки представляли свою богиню плодородия Дементру статной полной женщиной с улыбкой на лице, то римляне свою Цереру представляли полем созревшей пшеницы, шорохом гнущихся колосьев.
Возросшее влияние этрусков на Рим стало причиной приобретения облика и характера римского божества. У этрусков под влиянием греческой религии давно существовала храмовая скульптура и архитектура. Однако, даже появление облика и характерных черт божеств не помешало дальнейшему их дроблению. Так, например, римляне обоготворяли действия и качества Юпитера (Юпитер-Отвратитель, Юпитер-Громовержец, Юпитер- Остано-витель и др.) [2, с. 346-347].
Республиканский этап характеризуется политической борьбой между патрициями и плебсом. В результате этой борьбы был сформирован общегосударственный культ, в котором принимали участие все полноправные римские граждане.
Обряды Древнего Рима имели две основные формы. Первая из них- преклоне-
ние духу или гению семьи, очагу и дому в целом, второй являлось поклонения богам и богиням Древними римлянами считалось, что судьба управляется и контролируется божествами, кроме того, благосостояние римского народа так же находится в их власти.
Семейно-родовой культ состоял из почитания манов - покровителей семьи и рода, пенатов - домашних духов-хранителей и ларов - духов-покровителей. Семейный культ носил частный, узкосемейный или родовой характер [6].
Обеспечение общинного культа и жрецов частично осуществлялось за счет царских средств, что имело свою цель: управление и подчинение сакральной сферы.
Государственная обрядность производилась жрецами- чиновниками и велась на регулярной основе. Основой римской обрядности стали молитвы, жертвоприношения, клятвы, заключение договоров, обеты, торжественные процессии и шествия, спортивные соревнования.
Активное участие в сакральной области царей возросло при этрусской династии. Здесь начала проводится реорганизация культа и жречества. Начинает включаться в публичную сакральную сферу священнодействия, осуществляемые в коллективах, это произошло ввиду того, что царская власть видела в родоплеменных институтах противоположную силу, будучи заинтересованной в подчинении этой сферы, умалении ее значения [5, с. 207-208].
В эпоху Республики неформальным центром политического и религиозного управления становится сенат. Все или почти все члены ведущих жреческих коллегий являлись сенаторами, однако эта особенность не придает сенату жреческий характер [5, с. 222-223].
Ввиду возникновения гражданской общности республиканская религиозная организация характеризуется подчиненностью жречества светской власти, отсутствием собственных корпоративных интересов.
В последние годы Римской республики происходит замещение коллективного божества на гений императора, однако это не
было обоготворением человека, как в восточной религии, т. к. римляне поклонялись не самому императору, а его гению. Культ гения Августа (Август - «Божественный») объединил раздробленные элементы римской религии. Впоследствии стали появляться храмы, посвященные Доблести Августа, Миролюбия Августа и т. п.
В императорскую эпоху начинает распространяться культ обожествления умерших императоров. На этом фоне возникает обычай их консакрации («обожествления»).
В этот период времени популяризируются восточные культы, причинами чего стали: разгул военной анархии, бунт плебса, «римская свобода» теряла свои гарантии. Маги, прорицатели, астрологи имели особую популярность. Римляне жаждали
чуда, в связи с чем обратили свои взоры на новую религию- христианство. Императорская власть наряду с римским мифом начинают терять авторитет. Смена религии- протест людей против порядков Империи [2, а 352-353].
Одна из наиболее значимых заслуг древнеримской религии - разработка концепции религиозного права, появление понятия религии как специфической сферы духовной жизни.
После падения древнеримской религии и установления христианства, религиозно-философские идеи и гражданские ценности римской религии в течение долгого времени оставались привлекательными для европейского общества. Христианство, в большинстве своем западное, произвело частичное заимствование ряда элементов римской религиозной культуры.
Библиографический список
1. Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима // Пер. с англ. И.Ю. Мартьянова. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 397 с.
2. Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: ОЛ-МА-ПРЕСС, 2001. - 447 с.
3. Лебедев В. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/ (Дата обращения: 05.01.2023).
4. Махлаюк А.В. Специфика римской религиозности и семантика концепта religio // Вестник ННГУ. - 2019. - №3.
5. Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы. - М.: РГГУ, 2012. - 602 с.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964. - [Электрон-
доступа:
обращения:
ный ресурс]. - Режим
http://religion.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000008/index.shtml (Дата 12.01.2023).
RELIGION OF ANCIENT ROME
A.N. Golubeva, Student
Supervisor: N.A. Mayorova, Candidate of Historical Sciences Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The ancient Roman religion did not have a single organization and canons, but consisted of cults of various deities, being polytheism. The purpose of the work is: to find out the stages of the development of religion in ancient Rome. The article analyzes the process of formation of the religion of Ancient Rome. The concept of the main stages of the development of ancient Roman religion is given, the characteristic features for each stage and the religion of Ancient Rome as a whole are considered. The ancient Roman religion influenced the development of the well-known Roman law, as well as the separation of religion as a specific sphere of spiritual life.
Keywords: Ancient Rome, religion, Italians, syncretism, rituals, family cult, state ritual.