УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2019, Т. 161, кн. 2-3 С.24-33
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
УДК 94(3)
doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.24-33
МЕСТА КУЛЬТА И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙШЕГО ЛАЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ
Л.М. Шмелёва
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
Рассматривается влияние данных современных археологических раскопок на территории Лация и Рима на восстановление некоторых аспектов религиозной жизни древнего Лация и Древнего Рима. Исследование проведено с целью верификации данных античной традиции о римской религии и храмовом строительстве эпохи архаики. Из методов исследования использовались принцип историзма, сравнительно-исторический метод, историко-генетический метод. В статье приводится ряд примеров современных археологических раскопок, которые в одних случаях корректируют, например, раскопки храмового комплекса в Фиденах, а в других прямо подтверждают данные античной традиции о римской религии (наличие человеческих жертвоприношений в Древнем Риме); в то же время часть вопросов остается дискуссионной, например, вопрос о размерах храма Юпитера Капитолийского. Выявлено, что античная традиция в целом очень корректно передает всё, что связано с религией и храмовым строительством. Полученные результаты имеют большое значение для реконструкции религиозной жизни в Древнем Риме и Лации.
Ключевые слова: Древний Рим, Лаций, римская религия, археологические раскопки, храмы Рима и Лация
На территории Центральной Италии, в частности в области древнего Лация и в самом Риме, в последние десятилетия проводятся масштабные археологические исследования. Данные этих исследований предоставляют нам интересный и богатый материал о развитии Центральной Италии в I тыс. до н. э. Интерпретация данных археологических раскопок и их сравнение с данными исторической традиции позволяют говорить о достаточно достоверной передаче античными авторами описаний древнейших религиозных представлений, ритуалов, храмов и святилищ древнейшего Лация и Рима [1-6]. В то же время необходимо учитывать как специфику археологического материала, так и передачу
Аннотация
античными авторами сведений о древнейшем периоде истории Рима и возможности их соотнесения и интерпретации [3, р. 38].
В интересующий нас временной интервал становления городов-государств в Лации (УШ - VI вв. до н. э.) мы наблюдаем складывание в Италии культурной общности, включавшей в себя всё проживающее здесь население, что обусловило интенсивные процессы коммуникации и мобильность населения [4, р. 28-58], которые, в свою очередь, обеспечивали быстрое восприятие знаний и культурных достижений. Древнейший Лаций испытывал на себе большое влияние своих соседей: этрусков и греков. Это влияние касалось и религиозной сферы, несмотря на всю ее консервативность (см. [7]), что можно также объяснить и схожестью процессов и стадий развития обществ Италии. У римлян с древнейших времен существовала практика заимствования культов богов у своих соседей: так был заимствован у греков культ Диоскуров (см. [8]). Под влиянием этрусков при Тарквинии Гордом в Риме происходит смена имеющейся триады верховных богов: Юпитер, Марс, Квирин - на новую: Юпитер, Юнона, Минерва [9]. Сам храм, посвященный новой капитолийской триаде, был построен и украшен этрусскими мастерами и по этрусским образцам.
Археологические раскопки позволяют дополнить картину религиозной жизни древнейшего Лация и в большей или меньшей степени доверять античной традиции.
В последние десятилетия археологические раскопки касаются как отдельных памятников, например, храма Дианы в Неми [3; 10-12], так и целых городов и поселений (город Габии) [5; 13-15]. Особый интерес представляют раскопки храмов и культовых мест: они дают возможность глубже понять древнейший пласт римской религии, проследить изменения в культовой стороне и религиозных представлениях, а также влияния на римскую религию со стороны этрусков и греков. Исследование древнейшего пласта римской религии помогает понять также и политические процессы в Лации в начале - середине I тыс. до н. э., когда религия оказывала серьезное воздействие на все сферы жизни людей. Большое значение религия имела в межобщинных и межгосударственных отношениях этого периода, что нашло отражение в строительстве храмов и развитии культовых мест не только на территории городов, но и вне городской черты.
Наибольший интерес в связи с этим представляют раскопки храмового комплекса, посвященного богине Диане, у озера Неми. В 2000-е годы в течение нескольких сезонов в данном святилище проводились археологические раскопки, которые позволили выявить наиболее ранние пласты его развития. Исследователи обнаружили остатки протоисторического храма второй половины VIII в. до н. э., однако Г. Гини и Ф. Диозоно считают, что на сегодняшний день еще сложно говорить о том, кому именно он мог быть посвящен [11, р. 271], в целом же они признают, что этот храм открывает первую фазу развития святилища. В VIII в. до н. э., особенно во второй половине, поселения Лация начинают превращаться в города, поэтому не случайно обособление культовых территорий и строительство храмов [5; 6, с. 19]. Следующие перестройки храма и развитие храмового комплекса приходятся на вторую половину II в. до н. э. и середину I в. до н. э. [11, р. 271] - вторая и третья фазы развития святилища соответственно.
Интерес к этому святилищу обусловлен не только возможностью проследить храмовую архитектуру и эволюцию храмового комплекса в древнем Ла-ции, но и значением культа Дианы в этом регионе и важной ролью культа и храма Дианы в объединении латинских общин [16-18].
Еще один храм Дианы, с которым связаны межгосударственные отношения в Лации, - это храм Дианы на Авентине (Dion. Hall. IV. 25; Liv. I. 45). Считается, что этот культ был заимствован римским царем Сервием Туллием у латинов с целью сплочения латинских общин вокруг Рима и в противовес святилищу Дианы у озера Неми (Dion. Hall. IV. 25.6; Liv. I. 45.1-2), а также [19, p. 86-89]. Выбор этот был не случаен, так как Диана почиталась у италиков, особенно у латинов, в нескольких ипостасях: как богиня плодородия и как покровительница воинов и лидеров, кроме того отвечала за гостеприимство, отсюда известный запрет на оружие в ее святилищах [16, p. 109]. Расположение храма на Авен-тинском холме также не случайно, так как в VI в. до н. э. этот холм не входил в померий, то есть не считался городской территорией [16, p. 109; 19, p. 86-89]. Однако на Авентине не обнаружено было остатков храма VI в. до н. э. Возможно, что на Авентине Диане была посвящена роща или алтарь под открытым небом.
В связи с межобщинными и межгосударственными отношениями интересны археологические изыскания, связанные с местоположением Lucus Ferentinae [12, p. 8]. Данные античных источников позволяют предположить, что это святилище находилось вне территории, принадлежавшей Риму, так как в нем собирались представители всех латинских общин (Dion. Hall. III. 34.3, 51.3; IV. 45.3; V. 50.1; 60.1; Liv. I. 51-52; Fest. 276 L). При этом в источниках не указывается точное месторасположение святилища, анализ, проведенный исследователями, позволяет предположить, что Lucus Ferentinae находился недалеко от Альбанских гор, а также на перекрестке важных путей в Лации1, однако точное местонахождение не известно. К. Амполо предполагает, что это может быть Castell Saveli [20], и с ним согласно большинство исследователей [21, p. 24; 22, p. 419; 23, p. 275-276], однако эта версия не подтверждается археологически. К. Маури предлагает считать местом, где находилось святилище, Cecchina; там в 2008 г. были проведены раскопки [24, 25], в ходе которых обнаружились несколько скелетов, возможно связанных с ритуальным убийством , а также несколько предметов, которые датируются периодом архаики (VIII - III вв. до н. э.) [24]. С этим же местом связан канал, который исходил от озера Неми и датируется VI в. до н. э. Возможно, что последующие раскопки в Лации дадут больше информации о Ферентинской роще и святилище, которое здесь располагалось.
Из храмов, находившихся на территории Рима, наибольший интерес представляет храм Юпитера Капитолийского. Именно с Юпитером будет связываться образ Рима и его гегемония в Италии [8, с. 72; 16, p. 109; 26, c. 183; 27, p. 38]. Начало строительства храма античные источники относят к началу VI в. до н. э., ко времени правления Тарквиния Древнего, а его завершение связывают с именем Тарквиния Гордого (Dion. Hall. III. 69; Liv. I. 38; 56). VI в. до н. э. для Рима
1 Более подробно об этом см. [17, 18, p. 24].
2 Эпизод с убийством Тура Гердония, которого утопили в источнике в Ферентинской роще (Ьте. I. 51-52).
ознаменован переходом к городской фазе развития, интенсивным строительством каменных зданий и сооружений (Клока Максима), осушением территории самого города, а также ближайшей сельскохозяйственной округи [5; 28].
На месте храма Юпитера Капитолийского в последние десятилетия проводились постоянные раскопки: Г. Чифани (1998-2000, 2001, 2008) [3; 29], А.М. Сомелла (2009) [30], Дж.К. Куин и А. Уилсон (2013) [31]. Осмысление данных этих раскопок происходило в работах Дж.Н. Хопкинса [32], М.Б. Ювино [33], Г. Чифани [34]. По данным археологических раскопок удалось восстановить в целом план храма Юпитера Капитолийского [3; 29, p. 19; 31; 34]. Однако споры вокруг размеров храма не утихают до сих пор [30], так как сложно поверить в столь масштабное строительство в VI в. до н. э. Размеры найденного фундамента (62.25 х 53.5 м, высота 4.5 м. [3, p. 107]) позволяют говорить как о большом храме, так и о небольшом, но с достаточно большой площадкой перед ним, где совершались священнодействия. Проведенные археологические изыскания показали в целом точность описаний храма, приведенных Дионисием и Ветру-вием (Dion. Hall. IV. 61. 3-4; Vitr. De Arch. III. 3.5), и определили дату начала постройки в середине VI в. до н. э. [3, p. 39; 35].
На Бычьем форуме в Риме в ходе раскопок 2014 г. были выявлены остатки храма Фортуны, которые датируются также VI в. до н. э. [36], что подтверждает данные античной традиции о масштабном строительстве в Риме в этот период.
А. Гвиди в своей статье, посвященной археологии ранних государств в Италии, указывает на то, что в ходе раскопок в Риме было выявлено два ритуальных человеческих убийства, датируемых второй половиной VIII в. до н. э. Это в какой-то мере может служить подтверждением данных античной традиции об отказе римского царя Нумы Помпилия от человеческих жертвоприношений и переходе на жертвы в виде продуктов земледелия [5, p. 22].
В плане развития римской религии интерес представляют реконструкции А. Карандини Domus Regia и храма Весты (см. [37]), которые отличались в своей планировке от более поздних. Так, храм Весты представлял собой прямоугольник в плане, а не круг, как более поздний, что также свидетельствует об эволюции представлений римлян о храме как жилище бога. Реконструкция Domus Regia также весьма показательна, так как в ранний период римской истории это был дом главы римской общины, ставший затем культовым местом пребывания rex sacrorum.
Многие археологические находки, например терракоты, остатки скульптурных украшений древних храмов, помогают определить влияние соседних народов на римскую религиозную архитектуру и представления римлян о богах. Найденные в Риме при раскопках остатки терракотовых украшений храмов позволяют говорить об этрусском и греческом влиянии на концепцию украшения храма (см. [37]). Сама концепция храма архаического периода, особенно четко проявившаяся в храме Юпитера Капитолийского, также представляла собой сплав этрусских и греческих элементов (см. [32; 38]). Заметное воздействие этруски оказали на римскую колонию Фидены, святилища которой имеют аналогии в этрусских Вейях и этрусских городах Кампании [39, p. 213-218], что подтверждает данные античной традиции о сильном влиянии этрусков в этой
области, а также становится более понятной позиция Фиден по отношению к Риму [40; 41].
Таким образом, современные археологические изыскания в целом подтверждают данные античной традиции о римской религии, храмовом строительстве и культах. Мобильность населения, которая была характерна для региона Центральной Италии, привела к ускоренному заимствованию культов, приемов храмового строительства с конца VII по VI в. до н. э.
Источники
Dion. Hall. - Дионисий Галикарнасский. Римские древности: в 3 т. - М.: Рубежи XXI, 2005. - Т.1. - 271 с.
Liv. - Ливий Т. История Рима от основания города: в 3 т. - М.: Ладомир, 2002. - Т. 1, кн. 1-10. - 702 с. (Классическая мысль)
Fest - Sexti Pompeii Festi De Verborum Signification. - Londini: Curante et imprimente A.J. Valpy, A.M., 1826. - 640 p.
Vetr. De Arch. - Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре / Пер. Ф.А. Петровского. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с. (Из истории архитектурной мысли)
Литература
1. Кармазина О.В. Проблема основания Капуи // Вестн. ВГУ Сер.: История. Политология. Социология. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
2. Мельничук Я.В. Происхождение Марсова Поля. Земельно-правовой и политический аспекты // Вестн. МГУ Серия 8. История. - 2012. - № 3. - С. 3-24.
3. Cifani G. L'architettura romana arcaica Edilizia e societa tra Monarchia e Repubblica. -Roma: L'Erma di Bretschneider, 2008. - 401 p.
4. Forsythe G. A Critical History of Early Rome: From Prehistory to the First Punic War. -Berkeley: Univ. of Calif. Press, 2005. - XII, 400 р.
5. Guidi A. The archaeology of early state in Italy: New data and acquisitions // Social Evolution and History. - 2010. - V. 9, No 2. - P. 12-27.
6. Коптев А.В. Ранний Рим и греческий полис // Вестн. древней истории. - 2015. -№ 3. - С. 3-29.
7. Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы. -М.: РГГУ, 2012. - 602 с.
8. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987. -324 с.
9. Шмелева Л.М. Ранний Рим и Италия: коммуникативный аспект // Григер М.В., Дуса-ева Э.М., Мягков Г.П., Чиглинцев Е.А., Шмелева Л.М. Рим и Италия: историческое прошлое в исторических измерениях. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2017. - С. 13-51.
10. Panella C., Zeggio S., Ferrandes A.F. Lo scavo delle Pendici Nord-Orientali del Palatino tra dati acquisiti e nuove evidenze // Scinze dell'Anticita. - 2014. - V 20, No 1. - P. 159-210.
11. Ghini G., Diosono F. Il Tempio di Diana a Nemi: una rilettura alla luce dei recenti scavi // Lazio e Sabina VIII. Atti del Convegno. - Roma: Edizioni Quasar, 2012. - P. 269-276.
12. Stassi S. La presenza del sacro nel territorio albano // Res sacrae santuari e Luoghi di culto nei colli albani. - Albano: Musei Civici, 2014. - P. 7-24.
13. "Tyrant king palace found": "House of Tarquins" unearthed near Rome. - URL: http ://www. ansa.it/web/notizie/rubriche/english/2010/02/25/visualizza_new. html_170803 1707.html, свободный
14. Barbina P., Ceccarelli L., Dell'Era F. e di Gennaro F. Il Territorio di Fidenae tra V e II secolo A.C. // Suburbium II. Il suburbio di Roma dalla fine dell'eta monarchica alla nascita dell ville (V - II secolo A.C.). - Rome: École française de Rome, 2009. - P. 325-345.
15. Cifani G. State formation and ethnicities from the 8th to 5th century BC in the Tiberine Valley (Central Italy) // Social Evolution and History. - 2010. - V 9, No 2. - P. 53-69.
16. Green C.M.C. Roman Religion and the Cult of Diana at Aricia. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007. - XXVI, 347 p.
17. Шмелева Л.М. Lucus Ferentinae как место культа и собраний латинского союза // Проблемы истории, филологии и культуры. - 2017. - № 3. - С. 54-67. - doi: 10.18503/1992-0431-2017-3-54-67
18. Shmeleva L.M., Utkina K.A., Ahmadiev F.N. The use of religious cults in the politics of Rome (on the example of the cult of Diana) // Astra Salvensis. - 2017. - V 2017. -P. 473-481.
19. Alfoldi A. Early Rome and Latins. - Michigan: Univ. Michigan Press, 1965. - 434 p.
20. Ampolo C. Un supplizio arcaico: l'uccisione di Turnus Herdonius // Du châtiment dans la cité. Supplices corporels et peine de mort dans le monde antique: Table ronde de Rome (9-11 novembre 1982). - Rome: École Française de Rome, 1984. - P. 91-96.
21. Chiabà M. Roma e le priscae Latinae coloniae: ricerche sulla colonizzazione del Lazio dalla costituzione della repubblica alla guerra latina. - Trieste: Edizioni Università di Trieste, 2011. - 242 p.
22. Martinez-Pinna J. Observaciones sobre el origen de la liga Latina // Medeterraneo antico. -2012. - V. 15, No 1-2. - P. 409-424.
23. Grandazzi A. Identification d'une déesse: Ferentina et la ligue latine archaïque // Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. - 1996. -V. 140 , No 1.- P. 273-294.
24. Mauri C. Localizzato a Cecchina il Lucus Ferentinae: come Tarquinio il Superbo fece giustiziare Turno Erdonio, portavoce dell'opposizione dei Latini contro Roma // Castelli Romani. - 2008. - No 72. - URL: http://www.vivavoceonline.it/articoli.php7id_ articolo=9156, свободный.
25. Mauri C. Il Lucus Ferentinae a Cecchina // Castelli Romani. - 2011. - No 105. - URL: http://www.vivavoceonline.it/articoli.php?id_articolo=1413, свободный.
26. Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII - III вв. до н. э. - М.: Статут, 2006. - 575 с.
27. Orestano R. I fatti di normazione nell'esperienza romana arcaica. - Torino: Edizione litografica, 1967. - XI, 267 p.
28. Carafa P. La "grande Roma dei Tarquini" e la citta romuleo-numana // Bullettino della commissione archeologica comunale di Roma. - 1996. - V 97. - P. 7-34.
29. Cifani G. Aspects of urbanism and political ideology in archaic Rome // Journal of Roman Archaeology. - 2014. - Suppl. 97. - P. 15-28.
30. Mura Sommella A. Il tempio di Giove Capitolino: una nuova proposta di lettura // Annali della Fondazione per il Museo "Claudio Faina". - 2009. - V 16. - P. 333-372.
31. Quinn J.C., Wilson A. Capitolia // Journal of Roman Studies. - 2013. - V 103. - P. 117-173.
32. Hopkins J.N. The Capitoline Temple and the effects of monumentality on Roman temple design // Monumentality in Etruscan and Early Roman Architecture. The Ideology and Innovation. - Austin: UT Press, 2012. - P. 111-138.
33. Jovino M.B. Affinitá e differenze nelle esperienze architettoniche tra Roma e Tarquinia. Qualche riflessione // AnnFaina. - 2010. - V. 17. - P. 31-65.
34. Cifani G. Small, medium or extra-long? Prolegomena to any future metaphysics on the reconstructions of the Temple of Jupiter Optimus Maximus Capitolinus // The Age of Tarquinius Superbus: Central Italy in the Late 6th Century. - Paris; Leuven; Bristol: PEETERS, 2017. - P. 113-122.
35. Hopkins J.N. The colossal Temple of Jupiter Optimus Maximus in archaic Rome // I cantieri edili dell'Italia e delle province romane, 2: Italia e province occidental. - Merida: Instituto de Arqueología de Mérida, 2010. - P. 15-33.
36. В Риме раскопан древнейший на сегодня римский храм / Пер. с англ. яз. С.И. Соснов-ского // The History Blog. - 2014. - 29 янв. - URL: http://ancientrome.ru/archaeol/ article.htm?a=460, свободный.
37. Carandini A. Roma. Il primo giorno. - Roma-Bari: Editori Laterza, 2007. - 142 p.
38. Гаврилин К.Н. Искусство раннего Рима и Южной Этрурии эпохи расцвета (VI - V вв. до н. э.) по материалам коропластики. - М.: Прогресс-Традиция, 2015. - 240 с.
39. Di Gennaro F., Ceccarelli L. FIDENAE. Santuari Urbani e del Territorio // Sacra Nominis Latini. I santuari del Lazio arcaico e repubblicano: Proceedings of the Conference. Rome, 19-21 Febr. 2009. - Napoli: Loffredo Editore, 2012. - P. 211-226.
40. Shmeleva L.M., Utkina K.A., Zorina A.V. Fidenae: Between Rome and Veii // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - V 8, No 9. - P. 44-49.
41. Шмелева Л.М., Уткина К.А. Борьба за город Фидены между Римом и Вейями в VIII -IV вв. до н.э. // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. -С. 188-191.
Поступила в редакцию 20.02.19
Шмелёва Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: Ljudmila.Shmeleva@kpfu.ru
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2019, vol. 161, no. 2-3, pp. 24-33
doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.24-33
Places of Worship and Religious Beliefs in the Ancient Latium and Recent Archaeological Excavations
L.M. Shmeleva
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: Ljudmila.Shmeleva@kpfu.ru
Received February 20, 2019
Abstract
The influence of recent archaeological excavations in the territory of Latium and Rome on the restoration of some aspects of the religious life in these areas was discussed. The study aimed to verify what we know about the ancient tradition of the Roman religion and the temple construction in the archaic era. The following methods were used: the principle of historicism, comparative-historical method, and historical-genetic method. The problems of reconstruction and dating of temples in Rome, evolution of the image of the temple and its concept, changes in the principles of temple construction were considered. A number of examples of recent archaeological excavations, which in some cases specify - for example, the excavations of the temple complex in Fidenae - or directly confirm the data of the ancient tradition on the Roman religion (human sacrifices in Ancient Rome), were provided. At the same time, some problems remain controversial, such as the size of the temple of Jupiter Optimus Maximus. The archaeological findings show a strong Etruscan influence on the architecture of Latium and that of Rome in particular. However, the Central Italy was strongly influenced by the Greek culture, which penetrated into Italy with the Greek colonists. For this reason, there are both Etruscan (general concept of the temple, decor and statues) and Greek (columns and their location) elements in the temple of Jupiter Optimus Maximus. The obtained results demonstrate that, in general, the ancient tradition as a whole accurately conveys everything related to the religion and temple construction. The works of ancient authors reflect the evolution of religious beliefs and its impact on the life of people. The results of the study are important for the reconstruction of religious life in ancient Rome and Latium.
Keywords: ancient Rome, Latium, Roman religion, archaeological sites, temples of Rome and Latium
References
1. Karmazina O.V. The problem of Capua foundation of Capua. Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya, 2012, no. 2, pp. 28-35. (In Russian)
2. Mel'nichuk Ya.V. Origin of the Field of Mars. Land dealing and political aspects. Vestnik MGU. Seriya 8. Istoriya, 2012, no. 3, pp. 3-24. (In Russian)
3. Cifani G. L'architettura romana arcaica Edilizia e societa tra Monarchia e Repubblica. Roma, L'Erma di Bretschneider, 2008. 401 p. (In Italian)
4. Forsythe G. A Critical History of Early Rome: From Prehistory to the First Punic War. Berkeley, 2005. 400 p.
5. Guidi A. The archaeology of early state in Italy: New data and acquisitions. Social Evolution and History, 2010, vol. 9, no. 2, pp. 12-27.
6. Koptev A.V. Early Rome and the Greek polis. Vestnik Drevnei Istorii, 2015, no. 3, pp. 3-29. (In Russian)
7. Smorchkov A.M. Religiya i vlast'v Rimskoi Respublike: magistraty, zhretsy, khramy [Religion and Power in the Roman Republic: Magistrates, Sacerdotes, Temples]. Moscow, RGGU, 2012. 602 p. (In Russian)
8. Shtaerman E.M. Sotsial'nye osnovy religii Drevnego Rima [The Social Foundations of Religion in Ancient Rome]. Moscow, Nauka, 1987. 324 p. (In Russian)
9. Shmeleva L.M. Early Rome and Italy: Communicative aspect. In: Griger M.V., Dusaeva E.M., Myagkov G.P., Chiglintsev E.A., Shmeleva L.M. Rim i Italiya: istoricheskoe proshloe v is-toricheskikh izmereniyakh [Rome and Italy: Historical Past in Historical Dimension]. Kazan, Inst. 1st. Akad. Nauk RT, 2017, pp. 13-51 (In Russian)
10. Panella C., Zeggio S., Ferrandes A.F. Lo scavo delle Pendici Nord-Orientali del Palatino tra dati acquisiti e nuove evidenze. Scinze dell'Anticità, 2014, vol. 20, no. 1, pp. 159-210. (In Italian)
11. Ghini G., Diosono F. Il Tempio di Diana a Nemi: una rilettura alla luce dei recenti scavi. In: Ghini G., Mari Z. (Eds.). Lazio e Sabina VIII. Atti del Convengno. Roma, 2012, pp. 269-276. (In Italian)
12. Stassi S. La presenza del sacro nel territorio albano. In: Res sacrae santuari e Luoghi di culto nei colli albani. Albano, Musei Civici, 2014, pp. 7-24. (In Italian)
13. "Tyrant king palace found": "House of Tarquins" unearthed near Rome. Available at: http://wwwansa.it/web/notizie/rubriche/english/2010/02/25/visualizza_new.html_1708031707.html.
14. Barbina P., Ceccarelli L., Dell'Era F. e di Gennaro F. Il Territorio di Fidenae tra V e II secolo A.C. In: Suburbium II. Il suburbio di Roma dalla fine dell 'eta monarchica alla nascita dell ville (V-II secolo A.C.). Rome, École française de Rome, 2009, pp. 325-345. (In Corsican)
15. Cifani G. State formation and ethnicities from the 8th to 5th century BC in the Tiberine Valley (Central Italy). Social Evolution and History, 2010, vol. 9, no. 2, pp. 53-69.
16. Green C.M.C. Roman Religion and the Cult of Diana at Aricia. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2007. XXVI, 347 p.
17. Shmeleva L.M. Lucus Ferentinae as a place of the cult and assembly of the Latin League. Problemy Istorii, Filologii i Kultury, 2017, no. 3, pp. 54-67. doi: 10.18503/1992-0431-2017-3-54-67. (In Russian)
18. Shmeleva L.M., Utkina K.A., Ahmadiev F.N. The use of religious cults in the politics of Rome (on the example of the cult of Diana). Astra Salvensis, 2017, vol. 2017, pp. 473-481.
19. Alfoldi A. Early Rome and Latins. Michigan, University Michigan Press, 1965. 434 p.
20. Ampolo C. Un supplizio arcaico : l'uccisione di Turnus Herdonius. In: Du châtiment dans la cité. Supplices corporels et peine de mort dans le monde antique. Table ronde de Rome (9-11 novembre 1982). Rome, École Française de Rome, 1984, pp. 91-96. (In Corsican)
21. Chiabà M. Roma e le priscae Latinae coloniae: ricerche sulla colonizzazione del Lazio dalla costituzione della repubblica alla guerra latina. Trieste, Edizioni Université di Trieste, 2011. 242 p. (In Italian)
22. Martinez-Pinna J. Observaciones sobre el origen de la liga Latina. Medeterraneo antico, 2012, vol. 15, nos. 1-2, pp. 411-424. (In Spanish)
23. Grandazzi A. Identification d'une déesse: Ferentina et la ligue latine archaïque. Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 1996, vol. 140, no. 1, pp. 273-294. doi: 10.3406/crai.1996.15581. (In French)
24. Mauri C. Localizzato a Cecchina il Lucus Ferentinae come Tarquinio il Superbo fece giustiziare Turno Erdonio, portavoce dell'opposizione dei Latini contro Roma. Castelli Romani, 2008, no. 72. Available at: http://www.vivavoceonline.it/articoli.php?id_articolo=915. (In Italian)
25. Mauri C. Il Lucus Ferentinae a Cecchina. Castelli Romani, 2011, no. 105. Available at: http: //www. vivavoceonline. it/articoli.php?id_articolo=1413.
26. Kofanov L.L. Lex i ius: vozniknovenie i razvitie imskogo prava v VIII-III vv. do n.e. [Lex and ius: The Emergence and Development of Roman Law in the 8th-3rd Centuries BC]. Moscow, Statut, 2006. 575 p. (In Russian)
27. Orestano R. I fatti di normazione nell'esperienza romana arcaica. Torino, Edizione litografica, 1967. XI, 267 p. (In Italian)
28. Carafa P. La "grande Roma dei Tarquini" e la citta romuleo-numana. Bullettino della commissione archeologica comunale di Roma, 1996, vol. 97, pp. 7-34. (In Italian)
29. Cifani G. Aspects of urbanism and political ideology in archaic Rome. Journal of Roman Archaeology, 2014, suppl. 97, pp. 15-28.
30. Mura Sommella A. Il tempio di Giove Capitalino: una nuova proposta di lettura. Annali della Fondazione per il Museo "Claudio Faina", 2009, vol. 16, pp. 333-372. (In Italian)
31. Quinn J.C., Wilson A. Capitolia. Journal ofRoman Studies, 2013, vol. 103, pp. 117-173.
32. Hopkins J.N. The Capitoline Temple and the effects of monumentality on Roman temple design. In: Monumentality in Etruscan and Early Roman Architecture. The Ideology and Innovation. Austin, UT Press, 2012, pp. 111-138.
33. Jovino M.B. Affinità e differenze nelle esperienze architettoniche tra Roma e Tarquinia. Qualche riflessione. AnnFaina, 2010, vol. 17, pp. 31-65. (In Italian)
34. Cifani G. Small, medium, or extra-long? Prolegomena to any future metaphysics on the reconstructions of the Temple of Jupiter Optimus Maximus Capitolinus. In: The Age of Tarquinius Superbus: Central Italy in the Late 6th Century. Paris, Leuven, Bristol, PEETERS, 2017, pp. 113-122.
35. Hopkins J.N. The colossal Temple of Jupiter Optimus Maximus in archaic Rome. In: Icantieri edili dell 'Italia e delle province romane, 2: Italia e province occidental. Merida, Instituto de Arqueología de Mérida, 2010, pp. 15-33.
36. The oldest known Roman temple unearthed in Rome. The History Blog. Available at: http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=460 (In Russian)
37. Carandini A. Roma. Il primo giorno. Roma-Bari, Economica Laterzs, 2007. 142 p. (In Italian)
38. Gavrilin K.N. Iskusstvo rannego Rima i Yuzhnoi Etrurii epokhi rastsveta (VI - V vv. do n.e.) po materialam koroplastiki [Art of Early Rome and Southern Etruria in the golden age (6th-5th Centuries BC) Based on the Coroplast Materials]. Moscow, Progress-Traditsyya, 2015. 176 p. (In Russian)
39. Di Gennaro F., Ceccarelli L. FIDENAE. Santuari Urbani e del Territorio. Sacra Nominis Latini. I santuari del Lazio arcaico e repubblicano. Rome, 19-21 Febr. 2009. Napoli, Loffredo Editore, 2012, pp. 211-226. (In Italian)
40. Shmeleva L.M., Utkina K.A., Zorina A.V. Fidenae: Between Rome and Veii. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 9, pp. 44-49.
41. Shmeleva L.M., Utkina K.A. The struggle for the city Fidenae between Rome and Veii during the 8th-4th centuries BC. Yugra, Sibir', Rossia: politicheskie, ekonomicheskie, sotsiokul'turnye aspekty proshlogo i nastoyashchego [Ugra, Siberia, Russia: Political, Economic, Sociocultural Aspects of Past and Present Times]. Nizhnevartovsk, Izd. Nizhnevartovsk. Univ., 2015, p. 188-191. (In Russian)
Для цитирования: Шмелёва Л.М. Места культа и религиозные представления древнейшего Лация и современные археологические раскопки // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2019. - Т. 161, кн. 2-3. - С. 24-33. - doi: 10.26907/25417738.2019.2-3.24-33.
For citation: Shmeleva L.M. Places of worship and religious beliefs in the ancient Latium and recent archaeological excavations. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 2-3, pp. 24-33. doi: 10.26907/2541-7738.2019.23.24-33. (In Russian)