ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
УДК 130.2; 246.6:008
Н. Н. Шатохина
Кандидат педагогических наук, Курский Свято-Троицкий женский монастырь, директор школы церковных искусств
E-mail: valya.kursk@ yandex.ru
Nadezhda N. Shatokhina
PhD (Education), Kursk Saint-Troitsk nunnery The Director of the school of ecclesiastical arts
Религиозный и художественный символ в системе культуры
В статье рассматривается религиозный и художественный символ в системе культуры как элемент познания мира, участвующий в формировании культуры человека. Дана характеристика символа как семиотического явления. Раскрывается сакральная функция религиозной символики. Церковная символика являет божественную картину мира. Церковный символ не есть «условный знак» того, что он изображает, он содержит в себе суть изображаемого. Представлены примеры символов, взятых из Священного Писания и Священного Предания. Духовная реальность открывается через символы в вещественных и художественных образах. Художественный или эстетический символ рассматривается как посредник между божественным и человеческим. Все виды христианского искусства особыми символическими средствами передают догматическое учение, они непосредственно связаны с евангельскими повествованиями. Подчеркивается, что художественный символ характерен только для высокого искусства, абсолютным образцом которого является икона. Икона есть богословие в зрительных образах, воспринимаемое на языке линий и красок. Для восприятия иконы необходимы знания Священного Писания, Богослужебного устава, а также символики отдельных элементов иконографии. Отмечается, что современная культура сакральное сводит до уровня профанного массового потребления. Анализируется проблема свободы выбора в пространстве моды, которая выступает как символическая реальность. Для современного
Как цитировать статью: Шатохина Н. Н. Религиозный и художественный символ в системе культуры // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С.34-44.
человека необходимо глубокое понимание образов и символов, которые отражают тайну спасения. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что с помощью символов разнообразно и иносказательно раскрывается содержание и сущность определенных ценностей, идеалов и норм культуры.
Ключевые слова: культура, символ, семиотика, религиозный и художественный символ, образ, икона, мода, канон, духовно-нравственное развитие.
В системе культуры выделяется религиозный и художественный символ как средство познания мира, участвующий в формировании культуры человека. Понятие символа занимает особое место в культурологии, через символы нашему сознанию открываются смыслы, они живут в бессознательных глубинах человеческой души. «Символ» (от греч. 8ушЬо1оп — знак, сигнал, пароль, эмблема, познавательная примета — соединяю, сталкиваю, сравниваю) играет определенную роль в культуре. Символ выступает как понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного материального бытия» [1, с. 186-187].
Понятие «символ» оказывается центральным в исследованиях Г. Юнга, К. Гирца, Н. Гудмена, Ч. Пирса, Э. Кассирера, П. Тиллиха, К. Ясперса, Вяч. Иванова. Значение символа в жизни человека рассматривается в работах С. С. Аверинцева, П. А. Флоренского, Э. М. Спировой, К. И. Уколова, Т. Б. Захарян, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева и др. Э. Кассирер в своем исследовании отмечает, что вся человеческая деятельность носит символический характер, а сами символы есть религия, искусство и язык [1, с. 187].
Рассмотрим последовательно интересующий нас феномен культурной семиотики — религиозный и художественный символ. Отметим его характерные особенности и уточним характеристику символа как семиотического явления. Основательное святоотеческое положение о том, что видимый мир есть символ невидимого мира, убедительно подтверждается высказыванием о символизме святителей Афанасия Александрийского и Кирилла Иерусалимского, преподобного Симеона Нового Богослова и Максима Исповедника, Никодима Святогорца и других авторов. Они отмечают, что религии нет без языка символов. С помощью этого языка взоры людей обращаются к миру горнему, чтобы установить с ним связь, взойти на небесную высоту. С символами соотносятся видимые образы
будущих событий в Ветхом и Новом Завете, образы искусства [4, с. 331].
Художник или пророк всматривается в окружающий его мир и находит в нем сродное из другого мира, его символы. Этими символами наполнены Псалтырь, гимнография церкви, церковная иконография. Символизм ярко выражен в символическом толковании храма (модель Вселенной), алтаря (место пребывания Бога), богослужения. Храм являет собой образ Бога и сотворенного Им мира. Символика отражена и в системе росписи храма, а роспись его стен посвящается событиям Библейской истории и истории христианства.
В религии существует особая символика, которая выполняет сакральную функцию. Речь идет о символах, наделенных Божественной энергией. К ним относятся православные таинства (связывающие видимый мир со сферой Благодати). Истинные первообразы или символы божественной жизни отражены в литургических действиях, обрядах. Так, Божественная литургия выступает как великое символическое действие, каждый элемент литургического действа имеет символическое значение (жест, движение, персонаж, действие, предмет, одежда, цвет и т.п.).
Святой Григорий Палама пишет: «Бог устроил этот видимый мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице, достигать оного мира» [8, с. 16].
Собственный вклад в семиотику внес сербский писатель-богослов, исследователь и религиозный мыслитель, православный герменевтик нашего времени святитель Николай (Велимирович). Она направлена на истолкование Божьих знаков (носителей смысла различных вещей и явлений), на объяснение природы интуитивного откровения. Так, с помощью знаков можно постичь откровение истины, необходимо только научиться их читать. В своем исследовании он описывает символы с комментариями, приводит интересные примеры некоторых из них, которые взяты в основном из Библии. В Библии открыто много значений вещей и явлений тварного мира. Священное Писание представляет собой матрицу символического порядка, ключ к прочтению природы для понимания мира живых существ. Этот предметный указатель энциклопедии символов всегда у нас перед глазами, нам только желательно всегда к нему обращаться за помощью. Ниже, в составленной таблице в свернутом виде представлены отдельные символы в истолковании святителя Николая (Велимировича) [6, с. 7-8].
Таблица «Символы и их значения»
№ Символы Значения символов
Вещественность и ее символы
1 Предметы и явления для неграмотных людей — это символы ре-
природы альности и материальности
для грамотных людей — это символы, условные знаки изображения духовного мира
Земля, солнце и звезды
1 Небо царство невидимых духовных реальностей
2 Земля символическая картина мира
3 Солнце символ самого Господа Бога
4 Звезды символы ангелов, праведников и угодников Божьих
Познание истины
1 Природа символ истины
Минералы
1 Камень символ Христа и христиан
2 Песок символ непостоянства и слабости
3 Золото символ истины, а не сама истина
4 Соль символ христианина в миру и благодати в христианине
Растения
1 Дерево символ души
2 Лилия символ без попечительности
3 Маслина символ благодатной избранности
4 Семя символ слова Божия
5 Пшеница означает науку Божию
6 Виноград и тернии символы добродетельных и дурных людей
7 Виноградная лоза символ Христа, а ветви — Его последователей
8 Горчичное семя символ Царства Небесного
9 Пальма и кедр ливанский символы праведников
10 Базилик и бессмертник символ души праведной, благодатного благоухания вышнего мира
Животный мир
1 Голубь символ Духа Святого
2 Змея символ сатаны
3 Аспид (ехидна) символ диавола
4 Агнец, овцы и волки агнец — символ Христа, овцы — верные последователи Христа, волки — неверующие и язычники
5 Псы и свиньи псы — символ развратников, свиньи — чревоугодников
6 Наседка и цыплята наседка — символ Христа, цыплята — верующих в Него
7 Человек, лев, вол и орел символизируют четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правдивость и целомудрие
8 Тучи насекомых означают разные грехи человеческие
9 Дикие звери олицетворяют человеческие страсти
Предметы и орудия
1 Житница символизирует Царство Небесное
2 Город на вершине означает людей, которые являются «солью земли» и «светом»
3 Свеча символ человека, просветленного Господом
4 Келья символизирует сердце человека
5 Врата, дверь символ Христа
6 Путь означает Иисуса Христа
7 Каменное здание есть Церковь Христа
8 Новая заплата на старом платье указание на внешний нехристианский метод обновления
9 Ярмо, иго символ рабства
10 Крест символ спасения
11 Чаша «чаша» сравнивается с внешней и внутренней чистотой человека
12 Побеленные и окрашенные гробы символ лицемерия людского
13 Сума и сокровища символы ризницы небесных сокровищ
14 Светильник горящий символ просветленного разума
15 Дом символ небесной обители
16 Посох, жезл знак власти и старшинства
17 Меч и семя символы Слова Божьего
18 Щит означает веру
19 Стрелы символ искушений, которым подвергается человек
Различные занятия и деятельность людей
1 Телесное рождение символ рождения духовного
2 Роды картина рождения человека от плотского, телесного
3 Процесс превращения воды в вино означает преображение земного человека через Духа Святого
4 Притчи символизируют Царство Небесное
5 Земледелец, сеятель, скульптор, столяр, гончар (ремесленник), превращающий природный материал в прекрасное символизирует собой Господа Иисуса Христа
6 Дети символ небесных граждан
7 Оборот капитала символ обретения Царства Небесного
8 Еда и питие символы духовного наслаждения в Царстве Небесном
9 Дева, девственность означает душевную чистоту
В данной таблице кратко представлены понятия, которых придерживалась Православная Церковь испокон веков [6, с. 8-51]. Эта система перенесенных значений показывает, что за видимым природным миром существует некий другой мир. Понять его можно только при помощи истолкования и раскрытия этих значений.
Главные ценностные и сущностные основания бытия наиболее полно воплощены в искусстве. Исследователь Бычков В. В. пишет, что в искусстве человек создает реальность, которая строится по «законам» символического бытия. «Символ художественный, или эстетический, является динамическим, креативным посредником между божественным и человеческим, истиной и кажимостью (видимостью), идеей и явлением на уровне духовно-эстетического опыта, эстетического сознания. В свете художественного символа сознанию открываются, являются целостные духовные миры, не исследуемые, не выявляемые, не выговариваемые и не описуемые никакими иными способами» [2, с. 281]. Автор указывает, что большая часть произведений реалистического направления обладает художественной образностью различного уровня. Абсолютным образцом такого искусства является, например, византийско-русская икона (Х1У-ХУ вв. для Руси) [2, с. 277-278]. Она выступает символом, который является средством духовного восхождения к созерцанию и постижению божественных таинств. Творения великих иконописцев — «Троица» Андрея Рублева или ферапонтовские росписи Дионисия — стали целостными художественными символами, адекватным выражением сущностных оснований нашего бытия. Здесь художественный символ «сливается» с религиозным символом, происходит подлинное восприятие потустороннего духовного опыта [2, с. 282]. Наша иконография своеобразным языком своих образов представляет
собой особое «мировоззрение в красках», пытаясь богословствовать и создавать символические и догматические прозрения.
О ценности образов пишет Мишель Кено в своей книге «Воскресение и икона». Автор отмечает, что визуальное предшествует вербальному, а именно, что визуальный символ стремится господствовать над вербальным. «Если слова и текст прежде всего обращаются к разуму и, следовательно, зависят от мысли, то образ говорит с чувствами, прежде всего касается сердца. Хотя и текст может коснуться сердца, и даже — сильно, однако он проходит через разум, который в некотором смысле играет роль контролера...» [3, с. 11]. Действительно, образ, который созерцаешь с верой и любовью, постепенно начертывается в сердце. Великие духоносцы никогда не разделяют взгляд и хранения сердца, то есть подчеркивают тесную связь между воспринимаемыми образами и внутренней жизнью. Современный человек переполнен образами, телевидение старается контролировать внутреннюю жизнь людей. Поэтому система образов, которая отражает тайну спасения, имеет первостепенное значение. Речь идет об иконе, могущественные символы которой касаются сознательного и бессознательного. Икона является искусством глубин, она несет символы как духовное видение, передаваемое формами и краской. Ценность символов зависит от внутреннего мира человека, а подлинное видение есть видение веры [3, с. 70]. Символ является сущностным художественно-эстетическим содержанием образа, но понять идею образа могут только те, у кого имеется определенный духовный опыт и повышенное художественно-эстетическое восприятие. О том, что символизм воплощает в действительных образах опыт высшей реальности, пишет священник Павел Флоренский. «Так, в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний. И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовное стяжание облекается в символические образы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение» [9, с. 23].
Процесс формирования символических структур происходит на разных уровнях познания мира — от обыденной коммуникации до глубокого распознания смысла содержания знака [1, с. 220]. Это уже синергетический процесс совместного пути человека и Бога к духовно-
му совершенству. А именно, человеческая душа развивается не только усилиями конкретной личности, но и с помощью божественных сил.
Искусство помогает понять язык сакральных символов как волю Бога по отношению к человеку через свою систему знаков. Языки культуры как знаковые системы используются для передачи информационного содержания также и в одежде. Вещи и их системы служат знаками этнических, профессиональных, иерархических, религиозных различий. Как известно, воплощением изменчивости знаковых систем в одежде является механизм моды. Именно мода выступает как символическая реальность. Огромное количество знаков, символов активно воздействует на моду, поэтому специалистам модной индустрии надо уметь распознавать их символическое содержание.
Анализируя проблему свободы выбора в пространстве моды, В. М. Розин рассматривает личность как виртуальный субъект. Он пишет, что человек, старающийся жить по моде, всегда будет выделяться из толпы, при этом будет похожим на других. В культуре нового времени человек создает модные изделия, чтобы понравиться другим и стать виртуальным субъектом [7, с. 263-264]. В новой культуре значимы и интересны не сами по себе люди, а образцы модного поведения. Мода выступает феноменом массовой культуры. В ней люди удовлетворяются имитацией жизни и своим определенным «имиджем», который сильно отличается от подлинного. Если человек как личность беден содержанием своей внутренней жизни, то для него важно лишь то, чтобы его заметили и ему удивились. Это и есть главное событие в жизни человека массовой культуры, который стремится модно одеваться и модно жить. Автор отмечает, что художественное и обычное видение человека эволюционирует под влиянием культурных факторов и изменения способов символического выражения [7, с. 266-269].
В связи с указанными выше обстоятельствами понятно, что одежда является одним из действенных средств формирования ценностных отношений, духовно-нравственного развития личности. Благодаря знаково-коммуникативной сущности вещей становится возможным повышение культуры и вкуса людей. От взглядов художника, его идеалов и ценностей во многом зависит ценностное ориентирование потребителя [5, с. 90-91]. Поэтому художники должны осознавать степень ответственности своей профессии, призванной активно участвовать в формировании духовной культуры людей.
Следовательно, актуальным вопросом современного образования является вопрос о культуре человека. Критерием в формировании культуры человека и категорией классической эстетики является канон. Под этим термином обычно обозначают систему строгих внутренних правил и норм, которые необходимо соблюдать в традиционном искусстве. Каноничность как принцип художественного мышления выступает конструктивной основой художественного символа. П. А. Флоренский пишет: «Каноническая форма — это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступление от форм канонических стеснительны и искусственны.» [9, с. 79]. Поэтому истинный художник стремится не к самовыражению, а желает воплощения «всечеловеческой» истины.
Вся существующая реальность, весь мир, вся жизнь человека наполнены символами. Архимандрит Киприан (Керн) отмечает, что «богословие переводит догматы из области чистой метафизики в сферу символов, придавая им особый смысл. Происходит, таким образом, стилизация этого мира» [4, с. 336].
На основе вышеизложенного отметим важное значение символа в жизни христианина. Христианской символикой наполнено все церковное искусство, через символы нам открывается духовная реальность, тайна Домостроительства Божия. Христианское искусство передает догматическую глубину явлений с помощью различных символических средств, которые подчиняются особым правилам — канону. Иконописный канон непреложен и незыблем. Художник невидимого и невыразимого не является творцом в обычном смысле. Прорыв к свету может быть достигнут только напряженной духовной жизнью иконописца. Символы также используются для передачи информационного содержания и в одежде, поэтому нельзя слепо стремиться следовать современным модным тенденциям. Писатели Церкви и художники уделяли особое внимание видимым символам, угадывая в них непреходящую реальность Божественного. Следовательно, и педагогам в процессе духовно-нравственного воспитания детей очень важно и актуально формировать у них понимание культуры мира как символическую реальность.
В результате проведенного анализа специальной литературы по исследуемой проблеме были сделаны следующие выводы:
1. Религиозный и художественный символ является средством познания мира, открытия божественных истин, самопознания. С помощью
символов разнообразно и иносказательно раскрываются содержание и сущность определенных ценностей, идеалов и норм культуры.
2. Слово «символ» воспринимается в рамках религиозного знания, в основе которого лежит соприкосновение божественного с ограниченным человеческим разумом. Религиозные символы невозможно истолковать в полной мере — это недоступно рациональному истолкованию.
3. Художественный символ есть особый вид художественно-образного мышления. Он выступает креативным посредником между божественным и человеческим, он помогает открыть целостные духовные миры. В произведениях церковного искусства художественный символ «сливается» с религиозным символом, происходит подлинное восприятие глубокого духовного опыта.
4. Икона является образом духовного мира, посредником между пределами горними и дольними. Православная икона — сильнейшее средство воцерковления, это богословие в зрительных образах и воплощенная молитва. Догматический уровень сюжета может передаваться в иконе только через символ, искусство иконы есть символическое выражение содержания веры.
5. В искусстве человек создает реальность, которая строится по «законам» символического бытия. Критерием в формировании культуры человека является канон, который всегда необходим в настоящем художественном творчестве, в том числе и в создании модных тенденций. Именно мода выступает как символическая реальность. Одежда является средством духовно-нравственного развития личности человека. Поэтому художник по костюму должен стремиться не к самовыражению, а к воплощению проектов, способствующих повышению культуры и вкуса потребителей.
6. Чтобы приблизиться к пониманию основного смысла жизни, познанию мира, необходимо освоить определенные символы. Наличие знаний, религиозного опыта, развитого художественно-символического мышления позволяет осознать смысл бытия, творчески самореализоваться в жизни. Можно сказать, что в желании познать мир человеческий разум ищет новые слова и образы, которые помогают увидеть происходящие явления во внешнем мире, понять их значение и открыть истину.
Литература
1. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008. 495 с.
2. Бычков В. В. Эстетика: учебник для вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2011. 452 с.
3. Кено М. Воскресение и икона. М.: Крутицкое Патриаршее Подворие, 2001. 280 с.
4. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 433 с.
5. Медведев В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб.пособие. 2-е изд., испр. СПб.: СПГУТД, 2004. 108 с.
6. Николай (Велимирович), свят., еп. Жичский и Охридский. Символы и сигналы. М.: Покров, 2003. 101 с.
7. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. Изд. 5-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 272 с.
8. Слово об обожении / ред. колл.: арх. Никон (Иванов), прот. Николай (Лихоманов). М.: Сибирская Благозвоница, 2004. 174 с.
9. Флоренский П. А. Иконостас. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006. 192 с.
References
• Bagdasaryan N. G. Kul'turologiya: ucheb. dlya vuzov. M.: Vysshee obrazovanie, 2008. 495 s. [In Rus].
• Bychkov V V EHstetika: ucheb. dlya vuzov. M.: Akademicheskij Proekt, Fond «Mir», 2011. 452 s. [In Rus].
• FlorenskijP. A. Ikonostas. SPb.: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii, 2006. 192 s. [In Rus].
• Keno M. Voskresenie i ikona. M.: Krutickoe Patriarshee Podvorie, 2001. 280 s. [In Rus].
• Kiprian (Kern), arhim. Antropologiya sv. Grigoriya Palamy. M.: «Palomnik», 1996. 433 s. [In Rus].
• Medvedev V. YU. Rol' dizajna v formirovanii kul'tury: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. SPb.: SPGUTD, 2004. 108 s. [In Rus].
• Nikolaj (Velimirovich), svyat., ep. ZHichskij i Ohridskij. Simvoly i signaly. M.: Pokrov, 2003. 101 s. [In Rus].
• Rozin V. M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie: Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. 5-e. M.: LIBROKOM, 2012. 272 s. [In Rus].
• Slovo ob obozhenii / red. koll.: arh. Nikon (Ivanov), prot. Nikolaj (Lihomanov). M.: Sibirskaya Blagozvonica, 2004. 174 s. [In Rus].