Научная статья на тему 'Религиозные свободы и свобода слова: европейский и исламский подходы'

Религиозные свободы и свобода слова: европейский и исламский подходы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
736
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЕВРОПА / ШАРЛИ ЭБДО / КАРИКАТУРНЫЙ СКАНДАЛ / СВОБОДА СЛОВА / ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА / ISLAM / EUROPE / CHARLIE HEBDO / CARTOON SCANDAL / FREEDOM OF SPEECH / RESTRICTION OF FREEDOM OF SPEECH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Дмитрий Васильевич

В статье рассматривается проблема сложного поиска баланса между свободой слова и свободой религии, которая происходит в Европе в условиях изменения демографической ситуации и увеличения доли мусульманского населения, в том числе на примере ситуации вокруг редакционной политики французского сатирического журнала Charlie Hebdo, датской газеты Jyllands-Posten и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS FREEDOM AND FREEDOM OF EXPRESSION: EUROPEAN AND ISLAMIC APPROACHES

The problem of difficult to find a balance between freedom of expression and freedom of religion is considered in the article. This issue is especially relevant in connection with the events taking place in Europe in the changing demographics and increasing the proportion of the Muslim population. The author refers to the example of the situation around the editorial policy of the French satirical magazine Charlie Hebdo, the Danish newspaper Jyllands-Posten and others.

Текст научной работы на тему «Религиозные свободы и свобода слова: европейский и исламский подходы»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Дмитрий Васильевич ЛУКЬЯНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, и.о. главного ученого секретаря Национальной академии правовых наук Украины

РЕЛИГИОЗНЫЕ СВОБОДЫ И СВОБОДА СЛОВА: ЕВРОПЕЙСКИЙ И ИСЛАМСКИЙ ПОДХОДЫ

В статье рассматривается проблема сложного поиска баланса между свободой слова и свободой религии, которая происходит в Европе в условиях изменения демографической ситуации и увеличения доли мусульманского населения, в том числе на примере ситуации вокруг редакционной политики французского сатирического журнала Charlie Hebdo, датской газеты Jyllands-Posten и др. Ключевые слова: ислам, Европа, Шарли Эбдо, карикатурный скандал, свобода слова, ограничения свободы слова.

LUKIANOV D.,

Chief Scientific Secretary of the National Law Science Academy of Ukraine Ph.D., Assistant Professor Kharkiv

RELIGIOUS FREEDOM AND FREEDOM OF EXPRESSION: EUROPEAN AND ISLAMIC APPROACHES

The problem of difficult to find a balance between freedom of expression and freedom of religion is considered in the article. This issue is especially relevant in connection with the events taking place in Europe in the changing demographics and increasing the proportion of the Muslim population. The author refers to the example of the situation around the editorial policy of the French satirical magazine Charlie Hebdo, the Danish newspaper Jyllands-Posten and others.

Keywords: Islam, Europe, Charlie Hebdo, cartoon scandal, freedom of speech, restriction of freedom of speech.

Связь современного европейского права с христианской традицией общепризнанна. В научных трудах многих ученых обоснованно доказано, что христианство, в частности каноническое право, является одним из столпов, на котором построено романо-германское право и соответственно правовые системы отдельных европейских государств. Гарольд Берман в своей работе «Law and revolution. The Formation of the Western Legal Tradition» (в русском переводе — «Западная традиция права: эпоха формирования») отмечает, что каноническое право становится в XII веке первой современ-© Д. В. Лукьянов, 2016 ной правовой системой Запада. Сама церковь впервые стала рассматривать-

в

]Ш©Т[И][Ш[Ж Лукьянов Д. В.

УНИВЕРСИТЕТА Религиозные свободы и свобода слова:

имени o.e. кутефина(мгюА) европейский и исламский подходы

ся как юридическая система, как правовое государство со сложной системой управления1.

Католическая церковь сформировала не только совокупность определенных правил поведения, но и полноценную правовую систему со всеми ее элементами — правом, развитой правовой наукой, подготовкой юридических кадров, судебными и исполнительными органами и должностными лицами, которые применяли и защищали право с соблюдением определенных процедур. Со временем, как отмечает Г. Берман, система канонического права и система управления были заимствованы государствами, которые формировались в последующие эпохи2. Патрик Глен также отмечает, что каноническое право вместе с римским наиболее повлияло на становление европейских правовых систем3.

Вместе с тем в конце ХХ в начале XXI века мировые глобализационные процессы меняют привычный для нас мир. Значительная миграция населения привела к существенному изменению структуры национальных и религиозных общин, проживающих в Европе. Наиболее быстрыми темпами во всех европейских странах растет численность мусульманской общины. По разным оценкам количество мусульман в Европе превысило 44 млн лиц, что составляет 6% населения. По данным мирового исследования The Pew Research Center, за 2010 год во Франции эта община насчитывает около 4,7 млн, в ФРГ — 4,8 млн, в Албании — 2,5 млн, в Косово — 2 млн, в Великобритании — 3 млн, в Боснии-Герцоговини — 1.7 млн, в Болгария — 1 млн, в Македонии — 0,8 млн4. Растет не только количество мусульманского населения в абсолютных цифрах, растет соответственно их часть в общей численности населения этих стран. Так, во Франции мусульманская община составляет 6% населения, в ФРГ — 5%, в Албании — 80%, в Косово — 90%, в Великобритании — 2,7%, в Боснии-Герцо-говини — 40%, в Болгарии — 12%, в Македонии — 33%5.

Согласно социологическим прогнозам тенденция увеличения количества мусульманского населения и его части в обществе сохранится в последующие десятилетия. Так, в соответствии с прогнозом The Pew Research Center мусульманская община в Европе к 2030 году увеличится до 58 млн человек, что составит уже 8% населения, а в 2015 году составит уже 10% населения6.

Филипп Дженкинс из Университета Пенсильвании прогнозирует, что к 2100 À

году мусульмане будут составлять уже 25% населения Европы7. Таким образом, ^

<

--СП

m

1 BermanH. Law and Revolution. The Formation of the Western Legal Tradition. Harvard University

Press. 1997. С. 530. ^

Там же. С. 521.

Glen P. Legal Traditions of the World. Oxford University Press Inc: New York. 2004. P. 133. (401)

The Future of the Global Muslim Population available at (last visited Apr. 23, 2012). URL: http://

www.globalreligiousfutures.org (последнее посещение: 19.01. 2015). g

The Future of the Global Muslim Population available at (Last visited Apr. 23, 2012). URL: http://www. S

pewforum.org/future-of-the-global-muslim-population-preface.aspx (последнее посещение: 19.01. □

2015). £

The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010—2050. URL: http://www. g

pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010—2050 (последнее посещение: 19.01.2015). щ

Г

Comment / Richard Dawkins foundation. URL: http://richarddawkins.net/comments/905172 (послед- m

нее посещение: 19.01.2015). СИСТЕМЫ

2

3

4

5

6

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

проблема сосуществования в европейских государствах различных религиозных общин не только не исчезнет сама собой, а со временем станет еще более сложной. Как указанные демографические изменения повлияют на различные социальные процессы в Европе спрогнозировать сложно, но большинство ученых считает, что влияние ислама на общественные отношения будет все более ощутимым.

Известные футурологи Элвин и Хейди Тоффлеры предполагают, что постепенно центры христианства переместятся в Латинскую Америку, а влияние ислама в Европе будет все более ощутимым на все сферы жизни — политику, экономику, культуру и т.д.8 Филипп Дженкинс, автор работы «Христианство будущего» также признает, что со второй половины ХХ века главные центры христианского мира решительно смещаются в Африку, Латинскую Америку и Азию9.

Последние десятилетия показывают рост количества и масштабности социальных конфликтов между мусульманской и другими общинами Европы. Исламская община все активнее требует соблюдения их традиционных культурных и религиозных норм на территории Европы. Так, в конце 2004 в начале 2005 года значительную остроту приобрел конфликт во Франции, связанный с правом мусульманок носить хиджаб — традиционный платок, покрывающий голову и шею, за исключением лица. В феврале 2005 года был принят закон, который запретил в государственных учреждениях и образовательных учреждениях носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность человека, в том числе и хиджаб. Это привело к массовым демонстрациям мусульман, заявляющих об ограничении их прав. В 2009 году в Швейцарии прошел референдум, на котором было запрещено строительство новых минаретов.

К новому витку напряженности между европейской и мусульманской общинами привел так называемый «карикатурный скандал», когда ряд изданий опубликовал серию карикатур на ислам, мусульман и Пророка Мухаммеда. Данный конфликт приобрел огромный резонанс и вызвал новую дискуссию относительно соотношения свободы слова и религиозных свобод в европейской и исламской культуре.

Одним из первых в этом ряду стал конфликт, вспыхнувший после публикации 12 карикатур на Мухаммеда в датской газете Джуландс-Постен 30 сентября 2005 года, на которых Пророк был изображен с бомбой на голове. Многие европейские газеты перепечатали карикатуры на своих страницах, что привело к еще большей эскалации конфликта. В результате конфликт приобрел международные масштабы и повлек многочисленные жертвы, экономические и политические потери для многих европейских стран.

В 2007 году шведский художник Ларс Вилкс нарисовал несколько карикатур, изображавших Пророка Мухаммеда с собачей головой. Это привело к протестам, двум терактам в Стокгольме и неоднократным попыткам убить автора, который живет под постоянной охраной полиции. В феврале 2015 несколько человек было убито и ранено в Копенгагене во время нападения на лекции художника, который через месяц в парламенте Дании получил премию за мужество от Датского общества свободы печати в Копенгагене.

8 O'Rorke C. General discussions message board (Last visited Apr. 23, 2012). URL: http://www. alvintoffler.net (последнее посещение: 19.01.2015).

9 Jenkins Ph. Demographics, Religion, and the Future of Europe, Orbis // A Journal of World Affairs. 2006. Vol. 50. № 3. P. 533.

УНИВЕРСИТЕТА Религиозные свободы и свобода слова:

имени o.e. кутефина(мгюА) европейский и исламский подходы

В начале 2015 года произошла трагедия во французском сатирическом журнале Шарли Эбдо, когда от выстрелов исламистов погибли 12 человек, включая ведущих журналистов и карикатуристов издания. Поводом для нападения стала неоднократная публикация на страницах издания карикатур на ислам, мусульман и Пророка Мухаммеда. Десятки тысяч людей по всей Европе вышли на митинги солидарности с журналистами и в поддержку свободы слова с лозунгом — «Я — Шарли». Лишь единицы европейцев выразили сомнения в правильности позиции журналистов в вопросе соотношения свободы слова и защиты религиозных чувств верующих.

Для объективного рассмотрения проблемы соотношения свободы слова и религиозных свобод необходимо проанализировать особенности исламской концепции, про которую европейский читатель практически ничего не знает. Исламская концепция свободы мысли и выражения мнения имеет существенные отличия от европейской концепции, что вызывает непонимание и конфронтацию между представителями соответствующих культур. В Исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что только Всевышний является автором закона и источником всех прав человека10. Права человека, дарованные Аллахом, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены государством, обществом, либо отельными людьми. Никто не имеет права видоизменять их по своему усмотрению.

Свобода мысли и слова рассматриваются как одни из фундаментальных прав мусульманина. Ислам рассматривает человека как существо, наделенное Всевышним интеллектом, который необходим ему, чтобы искать истину. Свободомыслие и свобода слова являются необходимыми инструментами на этом пути. С этой точки зрения совершенно неправильным является взгляд, что ислам — это религия антагонистичная познанию, науке, дискуссиям и искусству. Достижения исламской науки в математике, астрономии, медицине и других сферах в том числе заложили фундамент современной европейской и мировой науки. Допустимость разных взглядов признается даже в вопросах теологии и шариата, следствием чего является деление на суннитов и шиитов, а также на многочисленные религиозно-правовые школы (мазхабы)11.

Вместе с тем считается, что с учетом ограниченных способностей человека Ш

Аллах сам изложил некоторые истины, самостоятельное познание которых на- ^

ходится, на взгляд ислама, за пределами человеческого разума и мышления. Эти догматы изложены в Коране и Сунне и являются предметом веры, а не предметом субъективной оценки человека.

доказывании. Вместе с тем исламская теология на уровне доктрины стара-

<

СП m

X

I

Соответственно для правомерного мусульманина вопросы, определен- □

ные в шариате как запретные, не нуждаются в рациональном осмыслении и □

>

ется объяснить существующие запреты. В исламе выдвигается требование к Ш

человеку использовать свободу слова и мысли там, где это приносит пользу ^

самому человеку. А там, где эти свободы наносят вред человеку, вступает в □

силу запрет. Ш

Ш

_ □

ш

10 Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М., 2014. С. 17. Е

11 Бехруз Х. Исламские традиции права. Одесса, 2006. С. 61 —70.

3/2016

m

СИСТЕМЫ

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

С точки зрения правовых последствий все поступки мусульманина можно разделить на пять категорий: обязательные, рекомендуемые (одобряемые), дозволенные (безразличные), порицаемые (ненаказуемые) и запрещенные (наказуемые)12.

Изображение живых существ (в виде рисованных изображений или скульптур) относится к запрещенным действиям, которые являются одним из 76 больших грехов в исламе13. Этот запрет не содержится в прямой форме в Коране, а выводится из хадисов Пророка. Так, в сборнике хадисов аль-Бухари сообщается, что как-то раз к Абуллаху бин Аббасу пришел один человек и сказал: «О, Абу Аб-бас поистине — я человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения». Ибн Аббас сказал: «Я скажу тебе, что сам слышал от Посланника Аллаха, а он сказал: "Тому, кто создал какое-либо изображение того, в чем есть живой дух, Аллах станет подвергать мучениям, пока он не вдохнет в него дух, а он не сможет сделать этого никогда"». Услышав эти слова, человек глубоко опечалился. Тогда Ибн Аббас сказал ему: «Горе тебе, если ты уже этим занимаешься, но уж если и дальше хочешь заниматься этим, то тебе следует рисовать деревья и все то, в чем нет духа» (994 (2225))14.

Исламская теология объясняет происхождение данной нормы запретом на уподобление Аллаху, создавшему все сущее, а также запретом на поклонение идолам и другим Богам, которые практически всегда имели определенный художественный внешний образ. Позднее в некоторых странах, преимущественно в среде шиитов, запрет на изображение человека и животных перестал быть строгим.

Неоднозначное толкование данных норм существовало в отношении фотографических изображений живых существ. В последнее время исламские богословы, которые имеют право издавать фетвы (фатвы), обосновывают допустимость фотографии с определенными ограничениями. Так, согласно фетве одного из наиболее уважаемых исламских богословов современности, президента Международного союза мусульманских ученых Юсуф аль-Карадави фотографирование не является актом творения, который запрещен в хадисах, а всего лишь отражением, зеркальным отображеним реальности. Таким образом, делает вывод ученый, процесс фотографирования не подпадает под категорию работ, выполняемых скульпторами и художниками15.

Аналогичная ситуация существует и в отношении изображения Пророка Мухаммеда. Для большинства мусульман такой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех остальных пророков в исламе безусловно запрещены и считаются идолопоклонством. Пророк Мухаммед и все остальные пророки рассматриваются как безупречные и безгреховные фигуры, и поэтому не могут подвергаться никакому художественному осмыслению, особенно, если оно может привести к неуважению или к оскорблению пророка.

Важным элементом понимания гневной реакции мусульман на карикатуры Пророка является понимание роли и ограничений в исламском юморе. Ислам

12 Массэ А. Ислам: Очерки истории / пер. с фр. М., 2007. С. 98.

13 Имам Захаби. 76 больших грехов / пер. с турецк. М., 2010. С. 120-121.

14 Аль-Бухари С. Мухтасар / пер.с араб. В. А. Нирш. М., 2003. С. 378.

15 Аль-Карадави Ю. Современные фатвы / пер. с араб. Я. Расулова. М., 2004. С. 228.

"7^ЕСТНИК ^льяновД.^ б б

)УНИВЕРСИТЕТА Религиозные свободы и свобода слова:

L_имени o.e. кутеФина(мгюА) европейский и исламский подходы

приветствует, когда верующий доставляет радость другим людям используя для этого юмор и шутку, но при этом нельзя выходить за границы, определенные Всевышним, — шутка должна быть правдивой; нельзя ради шутки выдумывать небылицы или пугать другого человека; не следует шутить со старшим по возрасту, с учителями, учеными, руководством, с непонимающим шуток, незнакомым между собой мужчинам и женщинам; шутка должна быть умной, адекватной ситуации, понятной окружающим, не обидной, не унижающей достоинство человека или его семьи; нельзя шутить на запрещенные темы, рассказывать пошлые истории, разглашать интимные подробности, использовать хулу и клевету16.

Необходимо понимать, что карикатуры Ларса Вилкса, изображавшего Пророка Мухаммеда с собачей головой, мусульманами оценивались как особо циничные, так как собака рассматривается в исламе как нечистое животное, контакты с которым нежелательны.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что карикатуры на Пророка Мухаммеда нарушили множество запретов, существующих в исламе, и затронули глубинные и важные для верующих чувства. Вера и религиозные святыни для мусульман стоят во главе иерархии ценностей, которые защищаются исламом. Все иные ценности, которые защищает ислам, — жизнь, разум, продолжение рода, имущество17 занимают подчиненное положение по отношению к главной ценности. Характер и степень негативной реакции мусульман на данную ситуацию также объясняется положениями ислама. С точки зрения ислама, он обязывает человека защищать свою веру и убеждения, использовать, если это необходимо, силу оружия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной причиной подобных конфликтов является достаточно разная идеология и культурная традиция мусульманского мира и преимущественно христианской Европы. На основе этой идеологии формируется достаточно разная шкала ценностей, которую каждое общество пытается поддерживать и защищать. Таким образом, ситуация с карикатурами это конфликт, какая ценность имеет преимущество — свобода слова или религиозные свободы. Европейская и исламская традиции дают разные ответы на этот вопрос18.

Важным вопросом является недопущение подобных трагедий в будущем. Средства массовой информации, являясь мощнейшим средством воздействия Ш

на общество, должны проводить ответственную редакционную политику, а госу- ^

дарство должно эффективно выполнять функции регуляции и контроля.

В этой связи хотелось бы рассмотреть редакционную политику Шарли Эбдо на протяжении нескольких десятилетий. Еженедельное сатирическое издание

18 Мухаммад Садик Мухаммад Йусуф. Права человека в исламе. СПб. : Диля, 2008.

3/2016

<

01 m

X

I

Шарли Эбдо издается с 1970 года и возникло на базе другого журнала — «Хара- □

Кири», который был закрыт ранее в этом же году после грубой шутки о смерти □

Шарля де Голля. Редакционная политика журнала всегда строилась на том, что Ш

для шуток нет запретных тем. Героями карикатур, зачастую весьма оскорби- Ш

тельных и болезненных, становились лидеры различных государств, полити- ^

- "0

Ш

16 Рамазанов К. Юмор с точки зрения ислама. и^: http://ansar.ru/society/yumor-s-tochki-2гетуа^1ата-как^Ь|^Н-ргогок-тпг-ети (последнее посещение: 19.01. 2015). Ш

17 Джассер Ауда. Цели шариата (руководство для начинающих). М., 2015. С. 113.

m

СИСТЕМЫ

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

ки, известные люди и даже Папа Римский. Журнал неоднократно публиковал карикатуры на христиан, иудеев и мусульман. Когда в Европе разразился первый карикатурный конфликт, издание заняло жесткую позицию защиты свободы слова и невозможности его самоограничения. В вопросах взаимодействия европейской и мусульманской культур журнал стал проводить политику разжигания исламофобии.

Так, 1 марта 2006 г. журнал опубликовал так называемый «Манифест двенадцати», в котором призвал всех европейцев бороться с исламской угрозой. Ислам был поставлен в один ряд с фашизмом, нацизмом и сталинизмом, как тоталитарными угрозами для Европы19.

Во второй половине 2015 года новой проблемой, с которой столкнулась Европа, стала массовая миграция нелегальных беженцев, значительная часть которых выехала из охваченной войной Сирии, Афганистана, Судана. По оценкам Агентства ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции, на протяжении года в Европу переселилось около 1 млн беженцев20, большая часть которых принадлежит к нетипичным для Европы национальным, культурным и религиозным группам. Прогнозируется существенное увеличение доли мусульманского населения.

Новое переселение народов, как его называют журналисты, сопровождается многочисленными трагедиями. По данным ООН, на пути в Европу уже погибло несколько тысяч беженцев, большая часть которых утонула при пересечении Средиземного моря. Наибольший резонанс получил случай гибели 3-летнего ребенка Айлана Курди из сирийского города Кобани, тело которого выбросило на побережье вблизи турецкого города Бодрум. По словам выживших, в неудачной переправе погибли по крайней мере 12 человек, в том числе четверо детей и женщина. Пятилетний брат мальчика также считается погибшим. Фото погибшего ребенка шокировало Европу и заставило задуматься о судьбе вынужденных иммигрантов.

Через неделю после шокировавшего всю Европу случая Шарли Эбдо выпускает очередной журнал, в котором высмеивает гибель мусульманских детей. На опубликованной в журнале карикатуре изображен Айлан, лежащий на песке, под надписью «Так близко к цели». Над ним висит реклама кафе с надписью «Два детских меню по цене одного». Другая карикатура изображает Иисуса, который ходит по воде рядом с утонувшим мальчиком. Рисунок имеет подпись: «Доказательство того, что Европа христианская. Христиане ходят по воде — мусульманские дети тонут». Какие чувства может вызвать такая публикация у родителей ребенка, сирийцев и вообще мусульман по отношению к европейцам? Какие действия должно предпринять государство в такой ситуации? Напомним, что нападение на редакцию Шарли Эбдо произошло после того, как мусульманские организации неоднократно подавали в суд на издание за оскорбления и разжигание межрелигиозной вражды, но суды раз за разом оправдывали журналистов.

19 Manifeste des douze. URL: https//fr.wikipedia.org/wiki/Manifeste_des_douze (последнее посещение: 19.01.2015).

20 Совместный пресс-релиз Агентства ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции. URL: http://unhcr.ru/index.php?id=10&tx_ttnews[tt_news]=549&cHash= 91c794407e3577fa2d3fa0b2c827ff72 (последнее посещение: 19.01.2015).

в

]Ш©Т[И][Ш[Ж Лукьянов Д. В.

УНИВЕРСИТЕТА Религиозные свободы и свобода слова:

имени o.e. кутеФина(мгюА) европейский и исламский подходы

Так, еще в 2006 году в самом начале конфликта, после публикации трех карикатур на Пророка, несколько мусульманских организаций — Большая мечеть Парижа, Союз исламских организаций Франции, а также Всемирная исламская лига обвинили редакцию в разжигании межнациональной розни и подали на нее в суд. Истцы утверждали, что еженедельник оскорбил чувства мусульман, нанеся публичное оскорбление группе лиц по причине их религиозной принадлежности. Французское законодательство предусматривает за это правонарушение 6 месяцев тюрьмы и более 22 тысяч евро штрафа. В ходе слушаний по этому делу журнал получил поддержку видных политических деятелей страны — Ни-коля Саркози, Франсуа Байру и Франсуа Олланда, которые публично выступили в защиту издания. Судебный процесс через год закончился вынесением журналу оправдательного приговора.

Если экстраполировать эту ситуацию на нашу действительность, то можно прийти к выводу, что подобные действия подпадают под статью 161 Уголовного кодекса Украины, которая устанавливает ответственность за умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями.

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Украины говорит, что под разжиганием национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти следует понимать распространение любых идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенной национальности, расе или религиозному вероисповеданию, а также вызывают пренебрежение или чувство ненависти к традициям, культуре, образу жизни, религиозным обрядам граждан определенной национальности или религии. Это также может быть распространение различных призывов, измышлений, которые формируют у людей чувство озлобленности, отчуждения и вызывают вражду. При этом высказываемые идеи и взгляды имеют сугубо общий характер и не обращены к конкретному лицу. Главная направленность совершенных деяний — посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить отчуждение, подозрительность, переходящие в стойкую неприязнь. Унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан Ш

в связи с их религиозными убеждениями имеют цель — унизить, оскорбить, то ^

есть показать неполноценность, ограниченность людей конкретной националь- ^

ности или вероисповедания. Оно может выражаться в различных формах тре-

гп

¥

тирования граждан: клевете, травле, издевательстве над культурой, религиоз- ^

ными обрядами, обычаями21. □

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит похожий состав □

преступления. Статья 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно Ш

унижение человеческого достоинства» устанавливает ответственность за дей- Ш

ствия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на униже- ^

ние достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, националь- □

ности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к Ш

какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием Ш

Ш (Г

21 Кримшальний кодекс Укра'ши: Науково-практичний коментар / Ю. В. БаулЫ, В. I. Борисов,

С. Б. Гавриш та Ы. за заг. ред. В. В. Сташиса, В. Я. Таця. Вид. 4-те, доп. Харив, 2008. С. 464. СИСТЕМЫ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»22.

Как мы видим, законодательство Украины и Российской Федерации в этом вопросе является достаточно близким к законодательству других европейских стран, в частности Франции, и позволяет государству ограничивать свободу слова, когда она посягает на другие общественные ценности. Практика Европейского суда по правам человека также подтверждает это право государства. Так, в деле «Институт Отто-Премингер против Австрии» суд признал правомерными действия австрийских властей, изъявших из показа фильм, в котором Иисус вступал в сговор с дьяволом о наказании человечества сифилисом. В деле «Уингроу против Соединенного Королевства» было принято аналогичное решение в связи с запретом проката фильма, в основе сюжета которого — сексуальные фантазии на тему Иисуса. А в деле «И. А. против Турции» Суд назвал повесть с кощунственными комментариями о пророке Мухаммеде «агрессивной атакой на исламского пророка»23.

Таким образом, можно сделать вывод, что неэффективные и несвоевременные действия государственной власти способствовали развитию конфликта с мусульманской общиной в Европе. Принятие адекватного судебного решения на начальной стадии конфликта содействовали бы его мирному разрешению, сохранили бы человеческие жизни и не допустили бы значительного отчуждения мусульманской общины от европейского сообщества.

Конфликты и непонимание их глубинных причин являются следствием существенных культурных отличий между европейской и мусульманской цивилизациями. Учитывая, что мусульманам и европейцам придется сосуществовать в уже общей Европе, необходимо изучать и понимать эти культурные отличия. И в тех сферах, где возможно возникновение существенных межрелигиозных конфликтов, необходимо применять соответствующие правовые регуляторы, в том числе запрещающие инструменты.

22 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

23 Свобода релИТ i свобода слова пюля Charlie Hebdo: 36ipra есе до круглого столу Харивського юридичного товариства 25 лютого 2015 року / Упорядники Д. Вовк, О. Уварова. Харш, 2015. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.