Том 17 Выпуск 2 2014 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
РЕЛИГИЯ И С ОБЩЕСТВО
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПАРТИИ В ГРУЗИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Максим КИРЧАНОВ
доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений Воронежского государственного университета (Воронеж, Россия)
АННОТАЦИЯ
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь играет значительную роль в политической и интеллектуальной жизни грузинского общества. Религиозные партии активны в политическом пространстве современной Грузии. Идеологи и теоретики клерикальных партий развивают идеи и концепции грузинского политического национализма, поддерживают развитие грузинского языка и идентичности. Идеология клерикаль-
ных партий в Грузии имеет смешанный характер. Религиозные партии развивают идеи политического традиционализма. Теоретики грузинского консерватизма культивируют также некоторые либеральные теории в экономической сфере. Политическая нестабильность содействует росту морального и политического авторитета Церкви в Грузии. Перспективы развития и трансформации клерикальных партий являются неясными и неопределенными.
/Г
л
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
V
Грузия, православие, Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, национализм, идентичность, политические партии, консерватизм, политическое христианство.
Церковь и политика: краткое введение в проблему
Церковь в современной Грузии выполняет не только религиозные, но и важные политические функции, артикулируя и актуализируя настроения преимущественно традиционалист-ски или националистически настроенной части общества. При анализе политической компоненты современного грузинского православия следует учитывать несколько факторов. Так, несмотря на влияние Церкви, ее роль как политического актора и участника разного рода политических процессов, государственного строительства, принятия и реализации политических решений все-таки весьма ограничена: политическая деятельность для церкви как института все же не является основной и доминирующей, хотя именно политическое содержание и совершенно определенная политическая направленность играют в жизни современного грузинского православия особую роль.
С другой стороны, анализируя политическое значение Церкви и ее активность в политической жизни, мы неизбежно рискуем впасть в идеологическую крайность и пойти по пути советской историографии, которая без стеснения обвиняла Церковь в том, что та выполняла политический заказ буржуазии и вообще играла вспомогательную роль в идеологическом обслуживании интересов правящих политических кругов. Подобная деятельность, конечно, имела или могла иметь место, но никогда не принадлежала к числу приоритетных, центральных задач Церкви как в католических, так и в православных странах. Политические и в большей степени светские функции успешно выполнялись при помощи разнообразных светских институтов, так или иначе связанных с Церковью. Например, общественные организации, интеллектуальные сообщества, в определенной степени связанные с Церковью, могли формировать идеологическую повестку дня. Не менее важную роль в артикуляции политических предпочтений клерикальных или близких к ним традиционно ориентированных кругов могли играть и разного рода высшие учебные заведения, причем не всегда сугубо религиозные.
Однако в артикуляции политических воззрений и предпочтений Церкви упомянутые институты играли второстепенную роль, в отличие от другого института, который имел отчетливо светский, политический и ярко выраженный идеологический характер. Речь идет о политических партиях, в особенности христианских или тех, которые постоянно актуализировали и акцентировали если не прямую принадлежность к церковным кругам, то как минимум сочувствие идеям Церкви или принадлежность к большому правому тренду или фундаменталистскому течению в политической жизни. Религиозные партии — явление вполне естественное и неизбежное для большинства стран, которые в прошлом имели или продолжают сохранять на современном этапе развитые религиозные традиции.
Наличие, присутствие в пределах политического поля религиозных партий или, наоборот, их слабость либо полное отсутствие не связаны с принадлежностью страны к католическому, православному или протестантскому миру. Клерикальные политические партии в современном обществе, значительно измененном процессами секуляризации и общим падением авторитета Церкви и религии, относятся к числу явлений настолько же естественных и неиз-
бежных, как партии, отделяющие себя друг от друга политическими и идеологическими (правыми или левыми, либеральными, коммунистическими, социалистическими или социал-демократическими) симпатиями, интересами и предпочтениями.
Клерикальные политические партии Грузии
Современная Грузия не является исключением среди других европейских государств. В политической жизни Грузии Церковь играет значительную роль, а религиозные партии весьма активны в политическом пространстве. В центре внимания настоящей статьи находятся партии консервативной и национальной ориентации1, которые активно используют религиозную и национальную риторику, а именно Консервативная партия Грузии2 и Христианско-демокра-тическое движение3.
Грузинский национализм: религиозная версия
Консервативная партия Грузии на современном этапе выполняет в значительной степени двойственные функции: с одной стороны, консерваторы продолжают развивать политическую традицию грузинского национализма, точнее, того его течения, которое связано с деятельностью первого лидера независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа; с другой — в деятельности партии не менее важна ее роль как ретранслятора идей высших церковных иерархов. В частности, на официальном сайте Консервативной партии доступны проповеди патриарха Илии II, в том числе и те тексты, которые касаются не только религиозных, но и в большей степени светских, политических проблем. В подобных текстах не только подчеркивается единство православного мира, но и затрагиваются политические проблемы, связанные, например, с территориальной целостностью Грузии. Так, теоретики Консервативной партии уделили особое внимание той проповеди, в которой Илия II декларировал: «Территориальная целостность нашей страны была нарушена, а Абхазия и Цхинвальский регион — это кровоточащие раны на теле нашей Родины»4.
1 Проблемы истории и современной идеологии грузинских партий в российской политологии изучены крайне незначительно, а число публикаций по данной тематике очень невелико. Цикл статей Н. Девдариани и Г. Векуа о партиях носит в большей степени вводно-информативный характер (см.: ДевдарианиН. Единое национальное движение Грузии [http://georgiamoшtor.org/detail.php?ГО=189&sphrase_id=570446], 21 марта 2014; Он же. Республиканская партия Грузии [http://georgiamoшtor.org/detail.php?ГО=233&sphrase_id=570446], 21 марта 2014; Векуа Г. Политическое объединение «Национальный форум» [http://georgiamoшtor.org/detail.php?ГО=190&sphrase_id=570446], 21 марта 2014; Он же. Лейбористская партия Грузии [http://georgiamoшtor.org/detail.php?ГО=201&sphrase_id=570446], 21 марта 2014; Он же. Христианско-демократическая партия Грузии [http://georgiamoшtor.org/detail.php?ГО=223&sphrase_id=570446], 21 марта 2014).
2 Изначально Консервативная партия называлась «Союз национальных сил — Консерваторы». В 2002 году партия вошла в коалицию с Единым национальным движением. В 2004 году партия принимала участие в выборах в составе блока «Национальное движение — Демократы», а в 2012 году поддержала «Грузинскую мечту» (подробнее об истории Консервативной партии см.: [http://conservatives.ge]). Лидером партии является Звиад Дзидзигури.
3 Христианско-демократическое движение основано в 2008 году Гиорги Таргамадзе. На выборах 2012 года получила третий по численности результат.
4 Патриарх Илия говорил в Стамбуле о сохранении территориальной целостности [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
Христианские демократы более последовательны в актуализации религиозного наррати-ва, подчеркивая не только независимость Церкви от государства5, но и «необходимость усиления роли Церкви в общественной жизни», а также церковного присутствия в Вооруженных силах и в образовании6. Консервативная партия не только ретранслирует своим сторонникам идеи Илии II, но и фактически содействует их распространению, стремясь тем самым подчеркнуть свою связь с Церковью как одним из наиболее влиятельных и уважаемых институтов в современном грузинском обществе.
Политизация христианства или христианизация политики?
В основе идеологии Консервативной партии лежат принципы грузинского гражданского национализма, а христианские демократы в большей степени ориентируются на политическое участие верующих. Теоретики Консервативной партии полагают, что целью партии должно быть «создание единого и демократического грузинского государства, поощрение национального патриотизма, национальной идеологии и идеалов, этнических, религиозных и культурных традиций, формирующих личность»7. Христианские демократы настаивают на необходимости внедрять принципы христианской морали в политическую жизнь, определяя христианскую демократию как «политический образ жизни XXI века» и единственную реальную альтернативу глобализационным вызовам, которая позволит «сохранить национальную и культурную идентичность»8. При этом консерваторы утверждают, что разделяют и такие традиционные для гражданского общества ценности, как самоуправление, уважение прав меньшинств, защита частной собственности и предпринимательства, прав и свобод человека.
Кроме этого, Консервативная партия подчеркивает необходимость евро-атлантической ориентации Грузии, интеграции в ЕС и НАТО9. Христианско-демократическое движение в значительной степени разделяет такие идеи, полагая, что важнейшей задачей является построение демократического общества, основанного на уважении прав и свобод, независимой судебной системе, разделении властей10.
Политический традиционализм
Современные грузинские консерваторы стремятся актуализировать свою преемственность с более ранними правыми движениями и тенденциями, которые имели место на территории Грузии, позиционируя себя в качестве наследников первого современного грузинского прези-
5 См.: Почему я христиан-демократ? [http://cdm.ge/index.php/ka/2013-10-01-13-53-53/2013-10-01-13-58-32], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
6 Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013 [http://cdm.ge/index.php/ka/2013-10-01-13-53-34/2013-10-01-13-56-46], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
7 Устав грузинской Консервативной партии [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
8 Почему я христиан-демократ?
9 См.: Устав грузинской Консервативной партии [http://conservatives.ge/3äA^oob-^gb^g&ä/], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
10 См.: Устав политического союза граждан «Христианско-демократическое движение», Тбилиси, 2008 [http:// cdm.ge/index.php/ka/2013-10-01-13-53-34/2013-10-01-13-56-02], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
дента Звиада Гамсахурдиа11. Сами идеи грузинской государственности и консервативной идеологии, как полагают теоретики современной Консервативной партии, тесно связаны между собой. Грузинские консерваторы склонны также противопоставлять традиционные ценности «земли, языка и религии» разного рода глобализационным и либеральным вызовам. Примечательно, что при обсуждении международных проблем грузинские консерваторы выступают как сторонники территориальной целостности других стран и признают их право развиваться в качестве национальных государств. В частности, в январе — марте 2014 года консерваторы неоднократно выступали в поддержку Украины, нейтрально или сочувственно комментируя действия оппозиции12 и крайне негативно оценивая политику РФ, воспринимая ее как оккупацию13.
Христианские демократы, как и консерваторы, настойчиво актуализируют нарратив о территориальной целостности14. Национальное государство в политическом воображении современного грузинского национализма занимает одно из центральных мест. Альтернативные политические проекты консерваторы оценивают крайне отрицательно: в частности, пребывание Грузии в составе СССР воспринимается как «советская оккупация»15. С концептом советской оккупации в политическом воображении современного грузинского национализма связана идея российской оккупации, жертвами которой выступают Абхазия и Цхинвальский регион16.
Консерваторы настаивают на том, что Грузия должна развиваться именно как национальное грузинское государство, подчеркивая необходимость государственного участия в поддержании и сохранении грузинского языка, культуры и идентичности, а также в стимулировании связей с грузинской диаспорой17.
Христианские партии как либеральные
Консерваторы и христианские демократы не отрицают также и либеральные ценности, указывая на важность прав и свобод человека, уважения прав меньшинств, разделения властей, на верховенство международного права и приоритет рыночной экономики.
Христианские демократы настаивают на том, что задачей государства в экономической сфере должно быть «построение справедливого государства, основанного на гуманности и солидарности, свободах личности, духовном и материальном благополучии»18. Не столь многочисленные, но более радикальные сторонники синтеза христианства и политики культивируют идеи христианского социализма19.
Экономическим вопросам консерваторы также уделяют самое пристальное внимание, но не разделяют патерналистских настроений христианских демократов. Консерваторы полагают, что приближение Грузии к европейским законодательным нормам будет стимулировать
11 См.: Двадцать лет со дня кончины Звиада Гамсахурдиа [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
12 См.: Заявление Давида Усупашвили о ситуации в Украине [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
13 См.: Резолюция пленума о текущих событиях в Украине [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.); Грузинский парламент принял резолюцию в поддержку Украины [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
14 См.: Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013.
15 Выставка, посвященная советской оккупации Грузии [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
16 См.: Министерство иностранных дел Грузии выступило с заявлением [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
17 См.: Наши ценности, утвержденные политическим советом партии в мае 2005 года [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
18 Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013.
19 См.: Христианский социализм [http://christiansocialistge.blogspot.rU/p/blog-page_3749.html], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
приток иностранных инвестиций в экономику Республики. Консерваторы при этом весьма скептически оценивают участие государства в экономике, полагая, что это может привести к созданию неравных условий в конкуренции и содействовать монополизации экономики20. Христианские демократы, в свою очередь, настаивают на необходимости добиваться инвестиционной привлекательности грузинской экономики21. С другой стороны, консерваторы продвигают инициативы европейских экономических игроков, в частности Европейского банка реконструкции и развития, полагая, что его деятельность будет позитивно влиять на развитие бизнес-среды в Грузии22. Христианские демократы, в отличие от либерально настроенных в экономической сфере консерваторов, настаивают на развитии Грузии в рамках «социальной рыночной экономики»23.
Оценки консерваторами соглашения об ассоциации с ЕС варьируются от нейтральных до положительных24, но при этом внимание акцентируется именно на европейском выборе Грузии и развитии отношений Грузии с государствами, входящими в Европейский союз25. Христианские демократы, как и консерваторы, также полагают, что евро-атлантическое направление должно быть приоритетным во внешней политике Грузии26, подчеркивая и близость партийной структуры Грузии западным обществам. Проявлением такой близости, как полагают идеологи христианских демократов, является наличие христианско-демократиче-ских партий27.
Грузинские консерваторы выступают за развитие местного самоуправления, но при этом настаивают, что Грузия должна развиваться как единое и унитарное государство, а местные органы управления должны заниматься решением социально-экономических проблем, региональным развитием, но не пытаться институционализироваться в качестве самостоятельных субъектов власти. Христианские демократы также выступают за увеличение экономических полномочий регионов28, но при сохранении общей фактической унитарности Грузии.
Государство в концепции современного грузинского консерватизма утрачивает центральное значение, воспринимаясь и воображаясь в качестве коллективного менеджера, нанятого гражданами для защиты национальных интересов, прав и свобод человека. В этом отношении политическая программа современного грузинского национализма носит синтетический характер, интегрируя в себя как собственно консервативные, так и либеральные настроения29.
Итоги и перспективы исследования
Таким образом, необходимо принимать во внимание ряд факторов, связанных с идеологией клерикальных политических партий Грузии и тех партий, в чьих идеологических и политических предпочтениях религиозный фактор играет особую роль.
20 См.: Информация из Комитета по экономике и экономической политике [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
21 См.: Устав политического союза граждан «Христианско-демократическое движение».
22 См.: Заявление Давида Усупашвили о ситуации в Украине.
23 Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013.
24 См.: Продукция грузинского производства на рынках ЕС освобождается от таможенных тарифов [http:// conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
25 См.: Румынский сенат принял резолюцию в поддержку Грузии [http://conservatives.ge], 21 марта 2014 (на груз. яз.).
26 См.: Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013.
27 См.: Почему я христиан-демократ?
28 См.: Миссия христианско-демократического движения, 2009—2013.
29 См.: Наши ценности, утвержденные политическим советом партии в мае 2005 года.
Проблемы генезиса религиозных политических партий в Грузии относятся к числу дискуссионных проблем. С одной стороны, их появление связано с той ролью, которую в жизни грузинского общества играла и продолжает играть Церковь, не стеснявшаяся принимать формально несвойственные ей политические роли. В этом отношении деятельность политических партий клерикальной ориентации является совершенно естественным, неизбежным и вполне нормальным продолжением социальной активности Церкви. Но, с другой стороны, в Грузии практически отсутствуют сугубо религиозные партии, возникшие в результате прямого вмешательства Церкви в политику.
Большинство политических партий в современной Грузии, которые весьма условно могут быть определены как клерикальные фактически являются светскими политическими партиями, то есть идеологическими движениями или группами, объединенными общностью политических интересов или идейных предпочтений, симпатий или антипатий в отношении политических оппонентов и противников.
В этом отношении формально религиозные партии, вероятно, можно воспринимать и рассматривать как последствие адаптации или идеологической трансформации, мимикрии фактически светских партий и движений. Подобные партии, совершенно четко и ясно уловив и осознав политическую ситуацию и внешнюю конъюнктуру и понимая, что авторитет светских партий и движений в значительной степени подорван непродуманной и непоследовательной политикой правящих элит на протяжении 1990—2010-х годов и сегодня Церковь относится к числу реальных консолидирующих политических, общественных и культурных институтов, мимикрировали из движений светских в партии, актуализирующие в своих идеологических программах традиционные ценности и религиозные принципы.
Кроме этого, анализируя подобные политические партии в современной Грузии, во внимание необходимо принимать факторы национализма и то, что Грузия относится к числу стран, где процессы политической, культурной и социальной организации протекали медленнее и были не столь активны, как в других европейских государствах. Связь клерикальных партий с грузинским национализмом кажется очевидной и вполне естественной. В идеологических программах подобных движений представлена фактически политическая доктрина грузинского национализма с характерными для нее вариациями, но выполненная в преимущественно религиозной системе координат. Теоретики клерикальных партий, подобно светским националистам, предлагают, продвигают и развивают свои версии и формы грузинской идентичности с той лишь формальной и внешней разницей, что традиционное и религиозное в подобных проектах национальной идентичности акцентируется сильнее, чем светские националистические установки.
Подобные политические предпочтения в современной партийной жизни Грузии могут облекаться в различные идеологические одеяния, но за внешней религиозностью неизбежно будет скрыт набор националистических нарративов, которые развиваются и продвигаются вполне светскими политическими партиями и движениями. Кроме того, религия может быть формой продвижения фактически либеральных ценностей и идей. В наибольшей степени это проявляется в экономических программах клерикальных партий. В этой ситуации следует писать о клерикальных партиях не как вполне самостоятельном политическом явлении и феномене, но как одной частной форме развития и трансформации идеологии грузинского политического гражданского национализма.
Существование клерикальных партий в современной Грузии, вероятно, следует связывать и со спецификой модернизационных процессов в этой периферийной европейской стране. Как известно, процессы политической и социальной модернизации, которые своим конечным результатом имели появление современной гражданской грузинской политической нации, в Грузии начались позднее, чем в других европейских государствах. Пребывая на периферии европейского мира, Грузия исторически оказывалась под контролем инокультурных или ино-религиозных государств, которые не принадлежали к европейскому миру или чья принадлеж-
ность к нему относится к числу спорных и дискуссионных (Российская, Османская и Персидская империи).
Финальные этапы националистической модернизации Грузии и формирования современной нации, вероятно, пришлись на советский период, что привело к определенным деформациям в развитии грузинской идентичности. Принудительная модернизация в рамках советской модели не только привела к превращению нации в универсальный политический институт, но и проявилась в стремлении элит ликвидировать традиционные и архаичные институты, к числу которых относилась и Церковь. В подобной ситуации рост популярности Церкви в постсоветский период стал явлением вполне естественным и может восприниматься как защитная реакция того общества, в котором процессы политической и социальной модернизации оказались незавершенными. Именно эта незавершенность и связанная с ней неопределенность основных траекторий развития и возможных последующих трансформаций общества и является причиной столь заметной идеологической неоднородности и гетерогенности, которая характерна для программных установок клерикальных и традиционалистских политических партий в современной Грузии.
В подобной ситуации, в условиях общей неопределенности дальнейшего развития политического поля и реального партийного и идеологического плюрализма и многообразия, относящихся к числу системных характеристик грузинского политического пространства, изучение клерикальных партий и их интеллектуальных предпочтений и идеологических программ является одной из наиболее значительных и актуальных задач в комплексном изучении Грузии.