СОВРЕМЕННЫЙ ГРУЗИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ В ДИСКУРСЕ СМИ: МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИЕЙ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМОМ
Максим КИРЧАНОВ
доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Воронеж, Российская Федерация)
АННОТАЦИЯ
Автор анализирует тренды в идеологии современного грузинского национализма, который, по его мнению, имеет определенную политическую традицию и развивается как преимущественно гражданское движение. В противоположность этому Грузинская Православная Церковь поддерживает традиционные формы грузин-
ской идентичности. Активизация сексуальных меньшинств в мае 2013 года актуализировала традиционные тренды в грузинском национализме. Поляризация и фрагментация грузинского национализма стала результатом политических дебатов, связанных с ролью Грузии в регионе и проблемами грузино-российских отношений.
КЛЮЧЕВЫЕ Грузия, национализм, идентичность, гражданский СЛОВА: национализм, традиционализм, Грузинская Православная
Церковь.
\ 4
Введение
Одной из наиболее влиятельных идеологий в постсоветских государствах следует признать национализм. Не является исключением и Грузия. Известно, что в период пребывания Грузии в составе СССР именно национализм во многом содействовал сохранению национальной идентичности. После восстановления независимости роль грузинского национализма возросла, и события, связанные с военными действиями в августе 2008 года, в значительной степени актуализировали его роль и значение в политической жизни страны.
Национализм играет особую роль в развитии интеллектуального пространства, и националистический дискурс доминирует в ряде грузинских СМИ. Анализируя идеологию современного грузинского национализма, во внимание следует принимать ее сложность и многосоставной характер. Современный грузинский национализм развивается в условиях сосуществования политических (гражданских) течений с тенденциями к постепенной радикализации, к росту этнического национализма.
Несмотря на обострение и фактический разрыв грузино-российских отношений в 2008 году и на их периодическое обострение в последующие годы, в российской историографии и политологии проблемы, связанные с современными политическими процессами в Грузии, относятся к числу практически неизученных тем. Сегодня грузинский националистический дискурс развивается преимущественно вокруг нескольких тем, принципиально важных как для грузинского интеллектуального сообщества, так и для политического класса. В центре внимания настоящей статьи стоят проблемы политической идеологии современного грузинского национализма и прежде всего проблемы концептов гражданского и этнического, модернового и традиционного, как они отражаются в дискурсе СМИ Грузии.
Грузинский национализм: между гражданством и этничностью
Политическое пространство1 в современной Грузии развивается в чрезвычайно напряженных условиях сосуществования как умеренных, так и более радикальных партий, которые в той или иной степени разделяют и развивают программу грузинского национализма. Часть современных грузинских интеллектуалов крайне тяжело переживают новейшие политические трансформации, связанные с поражением Единого национального движения2, хотя при этом охотно воспроизводятся некоторые программные заявление и лозунги ЕНД3, позиции которо-
1 О специфике политического пространства в Грузии см.: Векуа Г. Правящая партия Грузии начинает новую жизнь [http://georgiamonitor.org/detail.php?ID=440], 5 июня 2013; Он же. Стратегии политического выживания националов на современном этапе [http://georgiamonitor.org/detail.php?ID=465], 5 июня 2013.
2 См.: Ошибки Национального движения [http://apsny.ge/articles/1365616267.php], 5 июня 2013.
3 См.: Уходящее «Национальное движение» заново расставляет акценты [http://www.civil.ge/geo/article. php?id=26791], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
го в 2012—2013 годах несколько ослабли4. Именно поэтому партия, которая раннее почти монопольно формировала национальную и политическую повестку дня, переживает весьма сложный процесс поиска новых союзников и выработки нового — оппозиционного — политического имиджа.
В частности, многим грузинским интеллектуалам явно нравится транслировать нарра-тив о Грузии как если не европейской, то культурно западной стране5, о политическом сообществе и нации граждан, подчеркивая, что «западный путь развития — демократическое правление, рыночная экономика, мыслящая и руководствующаяся либеральными ценностями общественность — это исторически подтвержденный наилучший путь для обеспечения как могущества страны, так и благосостояния каждого ее гражданина»6. Сложности европейской интеграции Грузии в общественном мнении нередко связаны с политикой России7, которая, по мнению национально ориентированной части экспертного сообщества, намеренно блокирует европейские и прозападные инициативы Грузии. В рамках подобных настроений особую роль в современном грузинском национализме играет концепт «независимость»8, что связано, например, с актуализацией национально ориентированными авторами идеи о непрерывной преемственности политических движений, боровшихся за независимость.
С другой стороны, подобная проевропейская и/или прозападная риторика не спасла грузинских умеренных националистов, сторонников М. Саакашвили от политического поражения. Кризис некогда доминирующей партии связывается с деформациями в развитии грузинского национализма. В связи с этим Васил Рухадзе подчеркивает, что, «к сожалению, в Грузии большая часть людей присоединяется к политической партии не по политическому убеждению, а по материальным, меркантильным соображениям. Пока партия во власти, дела членов партии идут хорошо. Когда партия теряет власть, положение членов ухудшается. В результате члены покидают политическую партию и партия постепенно исчезает»9. Осознание грузинскими интеллектуалами этого факта свидетельствует, что часть представителей политического класса начинают осознавать слабость гражданского национализма (представленного, в частности, европейскими институтами типа партий), который оказался не в состоянии конкурировать с традиционными и неформальными отношениями.
Поражение ЕНД не означает возможности компромисса между различными группировками и течениями в рамках грузинского национализма, несмотря на значительную фрагментацию той части политического поля, которая представлена и контролируется националистами. Умеренные националисты из «Грузинской мечты», которые пошли на сближение с не менее национально ориентированными социальными демократами10, в принципе, транслируют идеи, которые в значительной степени сходны с принципиальными ценностями ЕНД. «Грузинская мечта», как и другие форматоры политического (националистического) дискурса в Грузии,
4 См.: «Национальное движение» Саакашвили борется за политическое выживание [http://pirweli.com. ge/?menuid=12&id=32048], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
5 См.: Киласония С. Региональная идентичность и эксперименты [http://24saati.ge/index.php/category/ сиИш-е/2013-06-04/38490], 6 июня 2013 (на груз. яз.).
6 «Нормализация отношений с Россией» — какой ценой? [http://www.apsny.ge/analytics/1362335155.php], 5 июня 2013.
7 См.: Канчавели Б. Грузия движется к изоляции [http://24saati.ge/index.php/category/opinion/blog/2013-05-26/38237], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
8 Швелидзе Д. Независимость и мы [http://24saati.ge/index.php/category/opinion/2013-05-26/38242], 4 июня 2013 (на груз. яз.).
9 Рухадзе В. С нациями часто случается амнезия после долгой и тяжелой оккупации [http://apsny.ge/ interview/1366141152.php], 5 июня 2013.
10 См.: «Грузинская мечта» и «Демократическая Грузия» объединятся в европейскую партию социал-демократического типа [http://pirweli.com.ge/?menuid=8&id=34703], 3 июня 2013 (на груз. яз.).
указывает на необходимость продолжать политику, направленную на интеграцию в евро-атлантические структуры11, на сближение с США, и придерживаться принципиальной позиции в отношении Абхазии и Цхинвальского региона как именно грузинских территорий12.
В этом контексте в рамках грузинского национального воображения актуализируется нарратив о Грузии как идеальном воображаемом политическом Отечестве, как о «земле грузинской нации», которая не ограничивается «только сегодняшним поколением»13. Примечательно, что все перечисленные выше темы стали общими местами в идеологической повестке дня современного грузинского национализма. При этом в среде национально ориентированных политиков и экспертов существует некая градация политических приоритетов: наиболее последовательные националисты акцентируют вопрос о территориальной целостности страны, а сторонники более либерального течения (например, Нино Бурджанадзе14) охотнее обращаются к проблеме интеграции Грузии в евро-атлантические структуры.
Важнейшим стимулом для дальнейшей консолидации грузинского национализма является политика Российской Федерации в отношении Грузии в целом и сепаратистских режимов в Абхазии и Цхинвальском регионе в частности. Имевшие место весной 2013 года попытки отторгнуть территории Грузии, прилегающие к Цхинвальскому региону, не только привели к тому, что Грузия получила моральную поддержку США и НАТО15, но и помогли ЕНД и «Грузинской мечте» относительно быстро найти общий язык, выступив с осуждением политики России. В частности, Б. Иванишвили заявил, что такая политика РФ негативно отразится на интересах и имидже РФ в мире16, а другие грузинские политики подчеркнули, что действия России являются проявлением отчаяния, так как носят явно провокационный и авантюрный характер17.
С другой стороны, именно такие инициативы Москвы являются для Тбилиси не только стимулом, но и своеобразным источником внешней легитимации сближения с НАТО, которая также шлет грузинским элитам определенные сигналы, связанные с необходимостью уважать и соблюдать права человека и меньшинств. Несмотря на то что Тбилиси демонстрирует готовность изменяться, западные партнеры Грузии предпочитают ограничиваться общими нейтральными или дружественными декларациями18, избегая конкретики
11 О курсе Грузии на интеграцию в евро-атлантические структуры см.: Гамзардия А. Внешнеполитические ориентиры Грузии с точки зрения общественных установок [http://georgiamonitor.org/detail.php?ID=414], 3 июня 2013; Европа и НАТО — далекая перспектива [http://georgiamonitor.org/detail.php?ID=467], 3 июня 2013.
12 См.: Личные вопросы к Иванишвили о политических планах для страны и о международных отношениях [http://www.civil.ge/geo/article.php?id=24679], 4 июня 2013 (на груз. яз.).
13 Чачиа А. Земля принадлежит грузинской нации, а нация — это не только сегодняшнее поколение [http:// saqinform.ge/index.php?option=com_content&view=artide&id=14757:2013-06-05-09-19-17&catid=109:amo&Itemid=538 #axzz2V8KdFC2y], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
14 См.: Современные реалии: Грузия может стать членом НАТО [http://pirweli.com.ge/?menuid=8&id=34725], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
15 См.: «Мы призываем Россию выполнять свои международные обязательства» [http://pirweli.com. ge/?menuid=8&id=34723], 5 июня 2013; Андерс Расмуссен встретился с Ираклием Аласаниа [http://pirweli.com. ge/?menuid=8&id=34691], 5 июня 2013; Грузия продвигается к НАТО, а Иванишвили не является посланником Кремля [http://pirweli.com.ge/?menuid=12&id=34328], 5 июня 2013; Государственный Департамент США осудил возведение ограждений на административной границе с Южной Осетией [http://www.civil.ge/geo/article.php?id=26972], 5 июня 2013 (все на груз. яз.).
16 См.: Иванишвили прокомментировал ситуацию на административной границе с Южной Осетией [http://www. civil.ge/geo/article.php?id=26970], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
17 См.: Гарибашвили: «Мы обсудили наиболее важные для страны вопросы» [http://saqinform.ge/index. php?option=com_content&view=article&id=14777:2013-06-06-13-06-46&catid=98:politics&Itemid=457#axzz2VN26vy RS], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
18 См.: Расмуссен ожидает, что в Грузии будет править закон и уважение в отношении прав меньшинств [http:// pirweli.com.ge/?menuid=8&id=34660], 8 июня 2013 (на груз. яз.).
относительно возможных сроков вступления страны в НАТО. В свою очередь, действия РФ, о которых речь шла выше, направленные на нарушение территориальной целостности Грузии, оказываются важными информационными поводами (которые находят отражение в большинстве общенациональных СМИ19), успешно используемыми как для национальной и политической мобилизации, так и для усиления националистического течения в общественной жизни страны.
Отсутствие видимого прогресса в нормализации отношений с Россией, непризнание независимости сепаратистских регионов и периодическая антироссийская риторика Б. Ива-нишвили, проявившаяся к лету 2013 года, свидетельствуют о том, что иллюзии и опасения его оппонентов, видевших в нем пророссийского политика, оказались не более чем иллюзиями.
В целом, современный грузинский национализм пребывает на распутье: поражение ЕНД и усиление умеренных националистов из «Грузинской мечты» говорят о необходимости выработать новую стратегию развития грузинского национализма. На это, в частности, указывают лидеры страны, констатируя необходимость пересмотреть внутреннюю политику с целью избежать международной изоляции20. При этом практически все грузинские националисты солидарны в том, что Грузия должна продолжать следовать евро-атлантической стратегии21, делая ставку как на развитие демократических институтов, реформу экономической инфраструктуры, так и на интеграцию в ЕС и НАТО. По мнению теоретиков грузинского национализма, экономически устойчивая и политически стабильная демократическая Грузия может стать не только важным региональным игроком, но и центром реинтеграции для Цхинвальско-го региона и Абхазии.
Грузинская идентичность: религиозное измерение
Несмотря на то что современный грузинский национализм развивается как преимущественно светское политическое движение и его теоретики предпочитают использовать западные концепции нации-государства, — определенную роль в развитии грузинского национализма играет и религиозный фактор, что связано с особой, консолидирующей ролью Церкви в жизни грузинского общества. В тех случаях, когда в грузинских СМИ заходит речь о Церкви, как правило, акцентируется та особая и уникальная роль, которую она играла и продолжает играть в сохранении, поддержании и развитии грузинской национальной идентичности, языка и литературы22.
Лидеры Церкви, периодически поднимающие проблемы теократии и ее перспектив на грузинской политической почве23, на современном этапе заняли наступательную позицию, не только активно участвуя в политической жизни, поддерживая наиболее традиционные и кон-
19 См.: Неправительственные организации протестуют против изменений и оккупации [http://1tv.ge/news-view/50850], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
20 См.: Саакашвили: «Россия испытывает правительство Грузии на прочность» [http://www.civil.ge/rus/article. php?id=24856&search=], 1 июня 2013.
21 См.: Якобошвили — государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов [http://www.dvil. ge/geo/article.php?id=17435], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
22 См.: 35 лет — самых трудных и важных [http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/14978-35-tseli-gza-urthulesi-da-umnisvnelovanesi.html], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
23 См.: Патриарх о некоторых государственных и теократических формах правления [http://geotimes.ge/index. php?m=home&newsid=44038&lang=geo], 6 июня 2013 (на груз. яз.).
сервативные тенденции, но и полемизируя со светскими властями, которым указывают на недопустимость вмешательства во внутренние дела Церкви24. Заметна если не тенденция заменить государственные институты церковными, то как минимум поставить под сомнение монополию светских властей на роль как теоретиков, так и выразителей грузинской национальной идеи. В подобной ситуации светские власти в 2010-х годах начали больше внимания уделять Церкви, активизировали, например, совместные социальные программы25, стремясь подвести под свои инициативы не только политическую, светскую, но и религиозно маркированную легитимность.
Сама Церковь нередко акцентирует внимание не только на этой своей роли, но и на социальном служении26, что содействует определенной политизации духовенства, его втягиванию в решение политических и социально-экономических проблем. Но на этом фоне появление грузинской версии «теологии освобождения» кажется отдаленной перспективой. Глава Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви — Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II27 — периодически выступает в роли главного ньюсмейкера для сторонников религиозного, преимущественно традиционалистского течения в современном грузинском национализме, актуализируя именно традиционные ценности и принципы, лежащие в основе грузинской идентичности. Патриарх неоднократно указывал на особую роль Церкви в историческом развитии грузинской нации, поставив под сомнение роль светских институтов, в частности политических партий28, которые он обвинил в следовании исключительно собственным узким интересам. Кроме того, Илия II стремится позиционировать ценности православия в качестве неотъемлемого элемента грузинской «национальной идеологии», резко выступая против радикальной вестернизации грузинского общества, что проявляется, например, в крайне негативном отношении к абортам29.
Подобно польским и хорватским националистам католической ориентации, грузинские националисты крайне негативно относятся к активности представителей сексуальных меньшинств, хотя иерархи Церкви предпочли дистанцироваться от актов насилия во время гей-парада в мае 2013 года30. При этом попытки начать дискуссию о месте гомосексуалистов31 так и не встретили понимания в обществе, которое продолжает развиваться в преимущественно традиционной системе координат. О значительной роли традиционализма свидетельствует и то, что после майской активизации представителей сексуальных меньшинств с их осуждением выступили представители всех традиционных конфессий, попросив их «воздержаться» от открытой демонстрации нетрадиционной сексуальной ориентации32. Интерпретируя столкнове-
24 См.: Епископ Серафим: государство не должно в грубой форме вмешиваться в дела Церкви [http://geotimes. ge/index.php?m=home&newsid=44083&lang=geo], 9 июня 2013 (на груз. яз.).
25 См.: Ассоциация по правам человека обратилась к премьер-министру и патриарху [http://geotimes.ge/index. php?m=home&newsid=44009&lang=geo], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
26 См.: Что такое жизнь [http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/17143-ra-aris-sicockhle.html], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
27 См.: Послание Его Святейшества [http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/16996-utsmindesis-saaghdgomo-epistole.html], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
28 См.: Патриарх Илия Второй: «Политические партии в своей конкуренции забыли о Грузии» [http://saqinform. ge/index.php?option=com_content&view=article&id=14281:2013-04-26-09-48-33&catid=110:religia1&Itemid=514#axzz2 VN26vyRS], 8 июня 2013 (на груз. яз.).
29 См.: Христос воскрес! Воистину воскрес! [http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/16998-qriste-aghdga-tcesmaritad-aghdga.html], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
30 См.: Церковь дистанцируется от насилия [http://www.kvirispalitra.ge/kviridan-kviramde/17172-eklesia-dzaladobas-emijneba.html], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
31 См.: Является ли гомофобия только одной из фобий? [http://24saati.ge/index.php/category/society/2013-06-02/ 38447], 8 июня 2013 (на груз. яз.).
32 См.: Все церкви и религиозные объединения, действующие на территории Грузии, обратились к сексуальным меньшинствам с просьбой воздержаться от пропаганды и не демонстрировать свою идентичность в общественных
ния в Тбилиси, представители Церкви не только получили поддержку со стороны националистов традиционной ориентации, но и вступили в полемику с умеренными политиками из «Грузинской мечты», поставив под сомнение правильность слов Б. Иванишвили о том, что «представители сексуальных меньшинств обладают такими же правами, как и другие граждане, а общество, пусть и медленно, к ним все-таки привыкает»33.
Подобная либеральная позиция вызвала резкое недовольство со стороны националистов и традиционалистов. Наиболее последовательную позицию в этом вопросе заняла Церковь34, которая неоднократно выступала с осуждением представителей сексуальных меньшинств, сравнивая их, например, с наркоманами35. Комментируя события, Илия II осудил желание представителей сексуальных меньшинств провести митинг в Тбилиси36 и подчеркнул, что требования представителей сексуальных меньшинств являются для грузинского общества неприемлемыми, хотя и случаи насилия определил как «прискорбный акт»37. В целом, грузинские националисты традиционалистского направления заняли принципиальную позицию, заявив, что в стране, где значительная часть населения исповедует христианство, открытые демонстрации гомосексуалистов недопустимы и неприемлемы38.
Аналогичную позицию заняли и другие иерархи, подчеркнувшие, что гомосексуальная форма идентичности исторически и генетически чужда грузинской нации. Более того, волнения, связанные с разгоном гей-парада в Тбилиси, получили почти позитивную оценку, будучи восприняты как проявления «борьбы с грехом»39.
Столь последовательная позиция грузинских националистов не подверглась ревизии даже после морального осуждения со стороны США40, к мнению которых грузинские политики, как правило, предпочитают прислушиваться. Жесткая политика националистов и традиционалистов в отношении представителей сексуальных меньшинств и фактическое игнорирование международной критики свидетельствуют не только о реальном влиянии националистов, но и косвенно опровергают утверждение некоторых российских критиков о фактической зависимости Грузии от США. С другой стороны, последовательно отстаивая традиционные основания грузинской идентичности, деятели Церкви указывали, что гомо-
местах [http://saqinform.ge/mdex.php?option=com_content&view=article&id=14520:2013-05-17-07-24-47&catid=110:reli gia1&Itemid=514#axzz2VN26vyRS], 9 июня 2013 (на груз. яз.).
33 Премьер-министр прокомментировал планируемые действия против гомофобии [http://www.civil.ge/geo/ article.php?id=26881], 4 июня 2013 (на груз. яз.).
34 См.: Слава Господу, что он спасает нас от бед! [http://saqinform.ge/index.php?option=com_content&view=artic le&id=14547:2013-05-20-09-56-51&catid=100:sazogadoeba&Itemid=396#axzz2VN26vyRS], 4 июня 2013 (на груз. яз.).
35 См.: Церковь считает принадлежность к сексуальным меньшинствам очень серьезным грехом, веря в то, что гомосексуалисты нуждаются в помощи и поддержке [http://saqinform.ge/index.php?option=com_content&view =article&id=14521:2013-05-17-07-28-30&catid=100:sazogadoeba&Itemid=396#axzz2VN26vyRS], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
36 См.: Патриарх призвал отменить митинг в поддержку сексуальных меньшинств [http://www.civil.ge/geo/ article.php?id=26889], 5 июня 2013; Гомофобия протестующих вылилась в насилие [http://www.civil.ge/geo/article. php?id=26907], 5 июня 2013 (все на груз. яз.).
37 «Очень жаль, что представители духовенства повели себя грубо» [http://www.kvirispalitra.ge/kviridan-kviramde/17281-qsamtsukharoa-rom-samghvdeloeba-uzrdelad-iqceodaq.html], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
38 См.: Патриархия: «В стране, где большинство населения являются христианами, мусульманами или последователями других традиционных религий, действия в поддержку гомосексуалистов вызывают протест» [http:// saqinform.ge/index.php?option=com_content&view=article&id=14599:2013-05-23-10-57-36&catid=100:sazogadoeba&Ite mid=396#axzz2VN26vyRS], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
39 Отец Тариеэл: «В случае, если церковных лидеров арестуют...» [http://geotimes.ge/index.php?m=home&newsi d=43794&lang=geo], 6 июня 2013 (на груз. яз.).
40 См.: Бриджит Бринк: США осуждает насилие в отношении ЛГБТ [http://saqinform.ge/index.php?option=com_
content&view=article&id=14620:.........q&catid=100:sazogadoeba&Itemid=396#axzz2VN26vyRS], 8 июня 2013 (на
груз. яз.).
сексуализм представляет собой «аномалию и болезнь», а также является «очень серьезным грехом»41.
В целом, в грузинском экспертном сообществе столкновения оценили как обострение конфронтации между сторонниками прозападного курса и националистами, склонными актуализировать не столько европейские политические ценности, сколько идеи, связанные преимущественно с грузинскими традициями. В современных грузинских СМИ оказываются востребованными статьи и репортажи, посвященные жизни и деятельности грузинских православных священников и деятелей Церкви ХХ века42, что, вероятно, указывает на принадлежность Грузии в целом и грузинского национализма в частности к той группе стран (наряду, например, с Польшей и Хорватией) и политических (националистических) движений, в которых идея национального актуализируется не только через светские, политические, гражданские, но и религиозные и церковные институты.
В подобной ситуации существование грузинской государственности нередко ставится в зависимость от сохранения Грузинской Церкви43, что, вероятно, указывает на значительный нереализованный потенциал клерикальных течений в современном грузинском национализме — последний, по унаследованной от советского периода инерции, продолжает развиваться как движение преимущественно светской направленности. В этом отношении политический (гражданский) национализм пересекается с культурными тенденциями в современном грузинском национальном движении. Религиозное измерение в грузинском национализме на современном этапе имеет и политический уровень, связанный с борьбой Грузинской Церкви против отделения от нее Абхазской Церкви44. Ответственность за появление и развитие церковного сепаратизма грузинские авторы возлагают не только на абхазских радикалов, но и на Московский Патриархат45. По мнению грузинских СМИ, попытки создания отдельной Православной Церкви для Абхазии инспирированы извне и поддерживаются политическими элитами России, которая, как полагают национально ориентированные грузинские эксперты, стремится расчленить Грузию, отделив от нее как Абхазию, так и Цхинваль-ский регион.
Выводы и перспективы исследования
Таким образом, во внимание следует принимать ряд факторов, связанных с развитием современного грузинского национализма, точнее, со степенью и направленностью его проявления в грузинских СМИ.
Современный национализм развивается в условиях значительной фрагментации, которая, вероятно, со временем будет только усиливаться. На протяжении ХХ века грузин-
41 См.: Лидеры событий 17 мая недовольны заявлением Патриарха [http://www.civil.ge/geo/article.php?id=26923], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
42 См.: Эксклюзивное интервью с Патриархом: «Я тот человек, который отвечает за отца Шио» [http://www. kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/16524-eqskluziuri-interviu-patriarqthan-qme-didad-davalebuli-var-mama-siosganq. html], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
43 См.: Такого патриарха как наш, больше нет ни у кого [http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/15181-qisethi-patriarqi-rogoric-cvenia-aravis-ar-hyavsq.html], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
44 См.: Цкитишвили И. Религиозный сепаратизм или идиотизм? [http://expertclub.ge/portal/cnid_10973/alias_
Expertclub/lang_ka-GE/tabid_2546/default.aspx], 7 июня 2013 (на груз. яз.).
45 См.: Исторические документы свидетельствуют... [http://expertclub.ge/portal/cnid_10983/alias_Expertclub/
lang_ka-GE/tabid_2546/default.aspx], 5 июня 2013 (на груз. яз.).
ский национализм функционировал в условиях сосуществования как умеренных, так и радикальных трендов, что нашло свое отражение и в более ранних интерпретациях автором статьи идеологии грузинского национализма. С другой стороны, обращение к несколько иной базе источников хотя в целом и свидетельствует о сохранении подобной дихотомии, тем не менее открывает и новые перспективы исследования. Анализ проявлений современного грузинского национализма в тех формах, в которых он представлен в СМИ Грузии, позволяет в некоторой степени скорректировать более раннюю типологию грузинского национализма.
Вероятно, более корректно будет выделить в идеологии современного грузинского национализма не просто умеренное и радикальное течения, но и политические (гражданские, то есть модерновые) и традиционные (почти антимодерновые) тренды. При этом не следует связывать вторые исключительно с этнонационализмом. И гражданское, и традиционное течения в грузинском национализме опираются на более раннюю программу грузинского национализма, центральными задачами которой было создание модерновой грузинской нации с такими ее атрибутами, как идентичность, язык, развитая литературная традиция и политическое измерение, представленное независимой государственностью. Если первые три атрибута грузинской нации обладают определенной исторической традицией, то политическое измерение современного грузинского национализма — продукт 1990-х—2000-х годов. Именно негативная политическая динамика данного периода и определила характер развития грузинского националистического движения, которое обречено существовать в условиях значительной фрагментации политического пространства.
В подобной ситуации стало совершенно естественным не только дальнейшее развитие гражданского грузинского национализма, но и его последовательная радикализация, связанная с ростом этнических тенденций. Современный гражданский грузинский национализм — явление крайне противоречивое и разнообразное, а его теоретики охотно и умело применяют либеральную риторику, что достигло наивысшего расцвета после «революции роз», в условиях либеральных реформ и евро-атлантического внешнеполитического курса. На противоположном политическом полюсе находятся более традиционные течения в современном грузинском национализме, которые актуализируются в недрах и при помощи Православной Церкви. При этом традиционализм не следует воспринимать как некий универсальный антипод гражданского грузинского национализма. И традиционалисты, и гражданские националисты имеют общих политических предшественников. Поэтому, вероятно, имеет смысл говорить не только о фрагментации грузинского националистического дискурса, но и, в большей степени, об очередной волне его форматирования, выстраивания и актуализации самими же грузинскими националистами, которые не склонны к дискуссиям относительно проблем, проанализированных в данной статье.
Большинство грузинских националистов позитивно или сочувственно относятся к курсу на сближение с Западом, к дальнейшему развитию гражданских и политических институтов. Единственным камнем преткновения стал рецидив либерализации, связанный с активизацией гомосексуального сообщества в мае 2013 года, что, впрочем, содействовало консолидации националистов, вызвав с их стороны весьма жесткие комментарии. Поляризация и фрагментация грузинского национализма связана с совершенно иными вопросами политической повестки дня: с ролью Грузии на Кавказе и с проблемами российско-грузинских отношений. Таким образом, «российские» и «кавказские» темы должны стать объектом отдельного исследования актуальной идеологии современного грузинского национализма.