УДК 94(478); 94(430) КАПУСТИН С.В.
соискатель кафедры социальной антропологии и этно-национальных процессов, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», E-mail: [email protected]
UDC 94(478); 94(430) KAPUSTIN S.V.
Aspirant of the Department of Social Anthropology and Ethnonational Processes, Orel State University E-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НЕМЦЕВ В БЕССАРАБИЮ В XIX ВЕКЕ
RELIGIOUS, ECONOMIC AND POLITICAL PREREQUISITES, MIGRATION OF GERMANS TO BESSARABIAIN THE XIX CENTURY
Рассматриваются религиозные, экономические и политические предпосылки, переселения немцев в Бессарабию в XIX веке. Автор останавливается на проблеме формирования внутренних социальных противоречий, которые вызревали в Германии Средневековья и Нового времени и способствовали массовому исходу германского крестьянства.
Ключевые слова: Германия, Бессарабия, немецкие переселенцы, крестьянство, гражданская война.
Religious, economic and political prerequisites, the resettlement of Germans to Bessarabia are considered in the XIX century. The author dwells on the problem of the formation of internal social contradictions that matured in Germany in the Middle Ages and the New Times and contributed to the mass exodus of the German peasantry.
Keywords: Germany, Bessarabia, German immigrants, peasantry, civil war.
После окончания русско-турецкой войны 1806-1812 гг и присоединения Бессарабии к России начался интенсивный процесс заселения края выходцами из разных стран. Народы германских земель, начавшие колонизацию Бессарабии, не были единственным народом, участвовавшим в этом процессе, так, в конце XVIII - первой четверти XIX вв. в южную Бессарабию переселились выходцы из исторических областей Добруджи, Фракии, Македонии, Румелии, запрутской Молдовы - болгары, гагаузы, греки, сербы [10, с. 21-90; 12, с. 27-110; 11, с. 51-66, с. 297-298.]. Позже в Бессарабию стали переселяться выходцы из стран центральной и западной Европы - Германии, Австрии, Польши, Голландии, Швейцарии - это были этнические немцы, швейцарцы, французы.
Первые немецкие переселенцы поселились в Бессарабии в период с 1813-1815 гг. - это были выходцы из Польши, герцогства Варшавского [2, с.144], начиная с 1818 года стали прибывать немцы из Виртембергского и Баварского королевства [15, с. XXIV], в последующие годы прибыли из Мекленбурга, Пруссии и Елвеции (Швеции) [20, с. 37-38].
В научных исследованиях, где рассматривались сельские поселения южной Бессарабии, авторы редко интересовались причинами, подтолкнувшими население разных государств Европы покинуть свои родные места и искать убежище на южных землях Бессарабии. По мнению Е.И. Дружининой, автора монографии «Южная Украина 1800-1825 гг», причины были разнообразны и порой очень сложны, но чаще всего массовая эмиграция с Запада была следствием политической обстановки в Европе. Автор также указала на распространение среди немецких переселенцев мнений о возможности решить проблему недостатка земли [6, с.126].
© Капустин С.В. © Kapustin S.V.
Данный вопрос не исчерпал своей актуальности и в наши дни. Актуальность исследования, прежде всего, видится в следующем: для интеграции Молдовы в экономическое пространство Европы необходимо выявить причины, побудившие в свое время иммиграцию народных масс из Европы, а также определить аспекты, повлиявшие на обратный отток населения в Европу.
Ответ на эти вопросы дают социально-антропологические исследования [3]. Значение таких исследований возрастает при понимании важности исследовательской работы на стыке взаимодействующих наук, таких как этнография, история, социология, что, в свою очередь стимулирует развитие знаний в этих областях.
Развитие общественных наук во второй половине прошлого столетия в немалой степени шло за счет междисциплинарного сотрудничества. Если представление об истории как науке сложилось давно, то по социальной антропологии в 60-е годы XX века шли острые дискуссии: они, прежде всего, касались круга научной проблематики в этой области, а также их соотношение с другими науками [7].
Рассматриваемый исторический период в отечественной и зарубежной историографии подается как цепь исторических событий, приведших к возникновению в 1871 году объединенной Германии. В действительности, это был очень трудный и долгий процесс с множеством противоречий, в котором участвовали миллионы людей. Скупое отражение имевших место противоречий в германском обществе в средние века, искажает историю, не раскрывает реальной картины, приведшей к массовой миграции немцев. Остаются в тени отношения немецких крестьян, бюргеров, феодалов к происходящим событиям и мотивы их поведения.
Исследование «периода реформации» нас интересуют, прежде всего, для получения ответов на вопросы о истоках и причинах немецкой эмиграции в Бессарабию. Историко-сравнительный метод позволяет нам провести параллели, с историческими данными, за этот же интервал времени на территории южной Бессарабии - и это даст ответ на вопрос о базисных факторах, послужившие успешной реализации переселенческого движения. В подобных историко-сопоставительных исследованиях, важным фактором является сопоставимость по времени событий, фактов, и выявленных параллелей. Прежде всего, коснёмся событий, имевших место в Германских княжествах в средние века, лежащих в основе некоторых переселенческих процессов, относящихся к более позднему периоду - концу XVIII - началу XIX вв.
В Германских землях в XIV-XV вв. немецкое ремесленное производство начало переживать значительный подъем. Развивалось городское цеховое ремесло, ткачество, искусство - «труд изящных искусств, золотых и серебряных дел мастеров». Подъем ремесленнического дела способствовал появлению новых промышленных технологий: изобретению пороха, развитию изобразительного искусства и книгопечатания. Наравне с промышленностью развивалась и торговля, заметно выросла добыча сырья. Немецкие рудокопы в XV веке являлись самыми искусными в мире [19, с. 20]. Благодаря развитию немецких городов и крестьянскому земледелию, как сейчас представляется, немецкое общество смогло бы выйти из своего примитивного средневекового состояния, но этого, к сожалению, не произошло.
К этому же времени относится возникновение городской сети и на территории Молдавского княжества [9, с. 43]. Приход немецких, а также венгерских, армянских и других колонистов в такие Молдавские города как: Байя, Тротуш, Хотин, Сирет, Роман, Яссы, Бакэу, Ботошаны, Хырлэу, Сучава, Нямц, Аджуд, Пятра и Дорохой способствовал включению некоторых из них в систему международной торговли, и как следствие превращение этих аграрных ремесленно-торговых поселений в сравнительно крупные феодальные города - экономические, военно-политические и культурные центры Молдавского княжества. Там сконцентрировались ремесла, торговля, сельскохозяйственное производство, появилась господарская администрация, военные отряды и гарнизоны крепостей, очаги средневекового просвещения, искусства, зачатки городского благоустройства и обслуживания [9, с.71].
Город Байя считался цитаделью католицизма и немецкого заселения древней Молдавии. «Католическая еписко-пия появилась в Байе в начале XV века, здесь строились каменные католические храмы, и городская администрация в течение примерно двух веков находилась часто в руках представителей немецкого и венгерского населения» [9, с.81].
В годы правления императора Максимилиана I (14931519) решение насущных вопросов жизни будущей немецкой нации казалось еще возможными. Хотя и запоздалое, но быстрое капиталистическое развитие превратило страну в экономически сильную державу. Хозяйственная мощь больших цветущих городов заставляла порой забывать о различиях в жизненных интересах высших слоев Германского общества и народных масс [5, с. 11].
Однако, несмотря на имеющийся подъем в национальном производстве, Германия все еще существенно отставала от роста производства в других странах [18, с. 22.]. Цивилизация в Германии существовала лишь местами, сосредоточиваясь вокруг отдельных промышленных и торговых центров. Немецкое земледелие значительно уступало английскому и нидерландскому, а промышленность стояла далеко позади итальянской, фламандской и английской. В морской торговле англичане и, особенно, голландцы начали вытеснять немцев. В стороне от рек и торговых путей лежало множество более мелких городов, которые «продолжали безмятежно прозябать на уровне жизни позднего средневековья» [18, с. 22].
В XVI-XVII вв. Германское общество делилось на сословия, из высшего дворянства выделялись князья. В условиях распада феодальной империи власть все больше сосредотачивалась в их руках и, по сравнению с ними, император практически ничем не отличался от верхушки знати. Крупные феодалы облагали население налогами, держали постоянное войско, на свой страх и риск вели войны и заключали мир, собирали ландтаги1[18, с. 23].
В феодальной иерархии позднего средневековья почти полностью отсутствовало среднее дворянство, золотые времена рыцарского феодализма безвозратно миновали, и многие дворяне до того обеднели, что вынуждены были сами обрабатывать землю или идти в услужение князьям.
Прогресс промышленности, развитие военного дела, усовершенствование огнестрельного оружия подорвали значение службы рыцарей в качестве тяжеловооруженной кавалерии и в то же время сделали весьма сомнительной неприступность их замков [18, с. 24]. Духовенство в значительной степени также становилось лишним, подтверждая это своей леностью и невежеством. Вновь образовавшееся сословие юристов, отобрало у духовенства ряд влиятельных должностей. В результате изобретения книгопечатания и с расширением торговли, оно лишилось монополии не только на обучение чтению и письму, но и на «высокие степени образования» [18, с. 26]. Таким образом, на германских землях разделение труда коснулось и интеллектуальной области.
Аристократический класс владельцев германских земель в основном состоял из церковной феодальной иерархия: епископов и архиепископов, аббатов, приоров и прочих прелатов. Эти высшие сановники церкви либо сами были имперскими князьями, либо же в качестве феодалов владели обширными пространствами земли с многочисленными крепостями и зависимым населением.
Немецкое духовенство состояла из сельских и городских священников. Они стояли вне феодальной иерархии церкви и не имели доли ее богатства. Из их рядов выходили теоретики и идеологи реформистского движения, многие из них, выступив в качестве защитников плебеев и крестьян, окончили свою жизнь на эшафоте [18, с. 26]. Выделялась верхушка городского общества - патрицианские роды, или как их еще называли «благородные» - это были наиболее зажиточные немецкие семьи. Они заседали в городском совете и занимали все должности по управлению городом. Материальное неравенство, разделение общества по материальному принципу подводило немцев к социальному конфликту, в то время почти полностью отсутствовал средний класс, призванный стабилизировать
общество. Вследствие быстрого распада феодализма, социальное расслоение германского общества достигло ещё более разительных размеров. С одной стороны, привилегированные слои германского общества - князья, имеющие неограниченную власть, а с другой - народные массы, лишенные определенных профессий и постоянного места жительства. В развитых странах средневековой Европы никогда не было такого количества бродяг, как в германских княжествах в первой половине XVI века [18, с. 29]. Такое состояние общества породило в среде бедноты своих лидеров.
Так, в 1517 году против догматов и устоев католической церкви, впервые выступил Лютер, его оппозиция тогда не имела сколько-нибудь определенного характера, однако, крестьяне и плебеи вскоре захотели увидеть в его воззваниях сигнал к восстанию. Весь немецкий народ пришел в движение. Молния, которую случайно метнул Лютер, попала в цель. Сам ход, и особенно последствия гражданской войны (1524-1526) были для Германии ужасные. Окончание войны можно было сравнить с могильною тишиной. Победители в ужасе от содеянного находились в постоянном страхе, они боялись, что, «как приведения, в ночь, вдруг, поднимутся из могил тени убитых» и вновь чернь в своей необузданной мести начнёт жечь города и сёла.
Моральный климат на тирольских и швабских долинах изменился к худшему. Поколения сменялись поколениями, а материальный и морально-психологический вред, нанесенный народу разрушительной гражданской войной, не сглаживался. С момента выступления Лютера, Германия лишилась единства в религиозных верованиях, а в дальнейшем всё больше разделялась и политически [17, с. 423].
Крестьяне были побеждены и не рассчитывали на пощаду. А у победителей была только одна мысль - отомстить [16, с.1. 224]. Под влиянием этих процессов в народе появились различного рода мистические предсказания о грядущих восстаниях, указывались даже точные даты и назывались имена предводителей, часто уже давно погибших или казненных. В немецких селах, среди простых крестьян, была распространена особого рода религиозная мечтательность. В этом, как отмечали немецкие хроникеры той поры, «они находили свое единственное утешение».
Разочарование и неверие в собственные силы заставило крестьян прибегнуть к суеверному мистицизму. Таковым почти всегда бывает исход неудавшийся борьбы - реакция всегда идет рука об руку с суеверием и мистицизмом. Европейское общество неоднократно имело возможность убедиться в достоверности этого феномена, и в этом отношении, конец XVI - начало XVII вв. не был исключением. Вера в колдовство дорого обошлась немецкому народу. Тысячи замученных невинных жертв начали гибнуть на кострах инквизиции. Среди замученных было особенно много женщин, они были обвинены в колдовстве только лишь по тем причинам, что они лечили больных людей травами или снадобьями. Обвинение могли предъявить по доносу или по подозрению. Протестантское духовенство, государи, князья, городские магистры, юристы благочестиво жгли и преследовали «колдуний» [16, с. 226].
Следует отметить, что не только теологическими соображениями руководствовались феодалы, были и более действенные мотивы. Имущество осужденного за колдовство
разделялось на три части: из них две части отбирались в пользу местного феодала, остальная часть отдавалась священникам, судьям, палачам и доносчикам [16, с.3, с. 226]. Таким образом, духовенство и дворянство поправляло свои «порастроившиеся» дела за счет «чертовщины» и «колдовства». Были узаконены пытки, обвиняемых заточали в замках и содержали их в ямах наполненных зловонной водой, на цепи, без пищи и свежего воздуха.
Последствия Крестьянской войны не ограничились только разорением, обнищанием, и отупением народа, они изменили социально-психологический климат жизни всей немецкой нации [16, с.3, с. 226].
В не менее бедственном положении находилась Германия после Тридцатилетней войны (1618-1648), тянувшейся в продолжении целого поколения. Погибли две трети жителей, и не столько от меча, сколько от других, медленных и мучительных бедствий, обыкновенно сопутствующих войнам - от заразы, чумы, страха и отчаяния. Земли были дешевы, так как тысячи их владельцев пропали без вести или погибли [17, с. 423].
Война и разгул реакции в корне видоизменили национальный характер немецкого народа. В немецкой среде появились неприсущие им ранее черты характера, воплотившиеся в таких типажах как филистер (нем. Philister): самодовольный мещанин, невежественный обыватель с лицемерными ханжескими повадками [14, с. 1417].
Крестьянству дорого обошлась попытка улучшить свое положение, но и для феодалов она не прошла бесследно. Немецкие феодалы лишились того идеального колорита, в котором они прибывали в былые времена. Мечтательный романтизм уступил место пьянству, обжорству, диким оргиям, разбою и самоуправству. Всеобщее пьянство - как социальная болезнь заразила не только мужчин, но и женщин. Роскошь и мотовство сделались отличительным признаком высшего сословия. Благочестивые «фрейлины» не уступали на разнообразных пирушках в количестве выпитого вина и пива, пьянство, охота, и грубые чувственные наслаждения наполняли собой всю жизнь германского дворянства.
Таким образом, немецкое общество, поделилось на высшее сословие и крестьян, находившихся в не просвет-ной нужде. Во времена позднего средневекового германского общества - дворяне, бюргеры, королевская власть - думали исключительно о своих интересах, им и в голову не приходило побеспокоиться о развитии всего общества.
В свою очередь, войны, французская оккупация, социальная незащищенность породило такое обнищание среди народных масс Германии, что многие жители просто бросали свои города и села в поисках элементарных средств к существованию [6, с. 129]. Возникшая на фоне всего этого эмиграция была своего рода формой протеста, которой всячески противостояли правящие круги 2
Не все немцы решались пуститься в дальний путь, многих пугала неизвестность. Кроме того, на своем пути их постоянно сопровождали голод, лишения, болезни. По дороге многие погибали от чумы и голода, лишь часть из них смогла добраться до новых земель, достигнуть пределов границ Российской империи; и переселенцы, уже находясь на острове близ Измаила в карантине, получив помощь от русского правительства и частных лиц, смогли продолжить путь в глубь страны, многие же из них осно-
вали свои колонии у южных границ империи, начали обживать плодородные земли Буджакской степи [8, с. 129]. Немецкие колонисты нашли здесь свою вторую родину и как вспоминали потом "dasssie, sozusagen, nurdasnacknak-telebennachRusslandbrachterf" ("пришли в Россию, так сказать нагишом") [4, с. 187].
В первые годы колонизации была разработана специальная инструкция для решения практических дел на местах (в Новороссии). При этом основополагающим документом является Манифест, изданный Екатериной II в 1763 году. Впоследствии, Манифест1763 года стал базовым документом и при разработке Указов, касающихся задунайских переселенцев, а также немецких колонистов Бессарабской области. По мере освоения пустынных территорий и создания новых колоний, менялась правовая основа жизни - законы детализировались и уточнялись. Сенат в 1797, 1800-1805, 1812, 1817, 1833-1843 гг. (и в другие годы) принял законы, в той или иной степени касающиеся статуса немецких колонистов. Обилие государственных актов затрудняло управлению колониями. Поэтому в 1857 году был подготовлен свод законов, касающихся иностранных поселенцев - «Устав о колониях иностранцев в Российской империи». В этом документе до мельчайших подробностей расписаны права и обязанности колонистов, установлены строгие ограничения и правила, по которым они обязаны устроить свой уклад жизни. Устав - это своего рода модель, по которой организовывалась жизнь колоний. В колонистах царское правительство хотело видеть образец законопослушного гражданина [1, с. 432].
Историографическая литература справедливо отмечает, что в основе переселения немцев в Бессарабию прослеживались последовательно как политические, так и экономические цели, но при этом нигде не упоминается такие немаловажные обстоятельства, как заинтересованность самих немцев в подобном переселении.
Подводя краткие итоги необходимо обратить внимание на внутренние причины способствовали рождению переселенческого движения по заселению Новороссии, приходим к выводу, что к тому времени создаётся редкостная ситуация, выгодная для обоих сторон, когда русское правительство и протестантское движение в германских землях были заинтересованы в осуществлении одного и того же политического предприятия по заселению юга Бессарабии. Следовательно, налицо мы имеем наглядный пример того, как интересы немцев тесно переплелись с интересами русского государства.
В начале, не решаясь пуститься в дальний путь, эмигранты, покинувшие Германию в конце XVIII - начале XIX вв. поселялись в Польше. После поражения Германии в войне с Францией (в 1806 году), Наполеон в 1807 году преобразовал Польшу в Варшавское герцогство, на территории которого прокатилась опустошительная война. Еще до войны, поселившиеся в Польше немцы, оказались в тяжелом положении, оккупационный режим и двойной гнет вынудил их переселиться в Бессарабию, а к ним присоединились поляки (малоизвестный факт) и другие жители центральной Европы [6, с. 129].
Примечания
1 Лантаг - высший законодательный орган в Германском государстве.
2 Разорительные войны вспыхивали на территории Германии и в 1740-1748 и в 1756-1763 годах. В итоге они привели к тому, что устои феодализма усилились, «вторично закрепостили» одну часть немецких крестьян, и, согнали с помещичьих земель вторую часть крестьян. Все это происходило во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. В XVIII веке возвысилась Австрия и Пруссия, в конце XVIII- начале XIX вв. они участвовали в войне против революционной, затем Наполеоновской Франции и были разгромлены
Библиографический список
1. АуманВ.А. История Российских немцев в документах (1763-1992 гг.). Москва, 1993.
2. Батюшков П.Н. Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892.
3. БромлейЮ.В., Шкаратов О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии // [Электронный ресурс] URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1960s/1969/Bromley,%20Shkaratan_1969_3.pdf (дата обращения: 03.07.2018).
4. Буковина. Науково-дослщний центр буковинознавства при Чершвецькомунацюнальномуушверситетпм. Юрiя Федьковича. Черновци. Видавництво «Зелена Буковина». 2004.
5. ВернерШаде. Кранахи - семья художников. Москва, 1987.
6. ДружининаЕ.И. Южная Украина 1800-1825 гг. Москва, 1970.
7. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы /[АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Акад. наук ГДР, Центр.ин-т истории, Отд. этнографии и истории культуры ; отв. ред. М. В. Крюков, И. Зельнов.М. Наука , 1988.
8. Наукло В.Етшчний склад населення Украшськм РСР: Статистико-картографiчне дослщження. Киев, 1965.
9. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979.
10. Радова-Каранастас О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев и их поселения в Буджаке (конец XVIII - первая четверть XIX вв.). Кишинев-Комрат, 2001, 131 с.
11. Радова-Каранастас О.К. Путь к себе: аспекты истории, культуры, демографии, этнографии, этногенеза гагаузов. Второе дополненное издание. Кишинев, 2009, 371 с.
12. Радова О.К. Этнодемографическое развитие гагаузов Бессарабии в конце XVIII - XIX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидита исторических наук. Кишинев, 2002, 198 с.
13. Радова О.К. Автореферат диссертации «Этнодемографическое развитие гагаузов Бессарабии в конце XVIII - XIX вв.» на соискание ученой степени кандидита исторических наук. Кишинев, 2002, 34 с.
14. Советская Энциклопедия. Ред. коллегия: Кузнецов М.И., Панов В.Г., Федосеев П.Н., Храпченко М.Б. Москва, 1987.
15. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел. III Бессарабской область, СПб., 1861 г., стр.21-23 (ст. XXIV).
16. Ткачев П. Немецкие идеалисты и филистеры//«Дело», 1867, №12, СПб.
17. Циммерман В.История крестьянской войны в Германии (по летописи и рассказы очевидцев), перевод с немецкого. Том 2, Москва, 1937.
18. Энгельс Ф. Крестьянская война в германии. Москва, 1953.
19. MoraruA.Istoriaromanilor: Dfsarabia§iTra§nistria.,Chi§inäu., 1995.
20. StratulatI.Colonijtiigermni din sudulBasarabiei. Obiectivejirepercusiuni//Cugetul, №2-3, 1994
References
1. Auman V.A. History of Russian Germans in documents (1763-1992). Moscow, 1993.
2. BatiushkovP.N. Bessarabia Historical description. SPb., 1892.
3. Bromley Yu.V., Shkaratov O.I. On the ratio of subject areas of ethnography, history and sociology // [Electronic resource] URL: http:// journal.iea.ras.ru/archive/1960s/1969/Bromley,%20Shkaratan_1969_3.pdf (appeal date: 07/03/2018).
4. Bucovina. Science-extension center of bukovinous at the Chernovetsky National University im. Yurii Fedkovich. Chernivtsi. Vidavnitstvo «Zelena Bukovina». 2004.
5. Werner Sade. Cranachy is a family of artists. Moscow, 1987.
6. DruzhininaE.I. South Ukraine 1800-1825 Moscow, 1970.
7. Ethnography and related disciplines. Ethnographic subdisciplines. Schools and directions. Methods / [Academy of Sciences of the USSR, Institute of Ethnography. N.N. Miklukho-Maklay, Acad. Science GDR Center. Institute of History, Dep. ethnography and cultural history; rep. ed. M. V. Kryukov, I. Zelnov.M. Science, 1988.
8. Naulko V. Ethnic warehouse population of Ukraine RSR: Statistical-cartographic survey. Kiev, 1965.
9. PolevoiL.L. Essays on the historical geography of Moldova XIII-XV centuries. Chisinau, 1979.
10. Radova-Karanastas O.K. Gagauzs in the composition of the Danube immigrants and their settlements in Budzhak (end of the XVIII - the first quarter of the XIX centuries). Chisinau-Comrat, 2001, 131 p.
11. Radova-Karanastas O.K. Path to yourself: aspects of history, culture, demography, ethnography, ethnogenesis of the Gagauz. The second updated edition. Chisinau, 2009, 371 p.
12. Radova O.K. Ethno-demographic development of the Gagauzians of Bessarabia in the late XVIII-XIX centuries. Thesis for the degree of candidate of historical sciences. Chisinau, 2002, 198 p.
13. Radova O.K. The dissertation's abstract "The ethno-demographic development of the Gagauzians of Bessarabia at the end of the 18th and 19th centuries" for the degree of candidate of historical sciences. Chisinau, 2002, 34 p.
14. Soviet Encyclopedia. Editorial Board: Kuznetsov M.I., Panov V.G., Fedoseev P.N., Khrapchenko M.B. Moscow, 1987.
15. Lists of populated areas of the Russian Empire, compiled and published by the Central Statistical Committee of the Ministry of the Interior. III Bessarabian region, St. Petersburg., 1861, p. 21-23 (Art. XXIV).
16. TkachevP. German idealists and philistines // Delo, 1867, No. 12, St. Petersburg.
17. Zimmerman V. The History of the Peasant War in Germany (according to the chronicles and eyewitness accounts), translated from German. Volume 2, Moscow, 1937.
18. EngelsF. The Peasant War in Germany. Moscow, 1953.
19. MoraruA. Istoria romanilor: Besarabia ji Trajnistria., Chijinau., 1995.
20. Stratulat I. Colonijtii germni din sudul Besarabiei. Obiective ji repercusiuni // Cugetul, №2-3, 1994