УДК 94(478) КАПУСТИН С.В.
аспирант кафедры социальной антропологии и эт-нонационалъных процессов философского факультета, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 94(478) CA PUSTIN S. V.
Postgraduate student, the Department of Social Anthropology and Ethnonational Processes, Faculty of Philosophy, Orel State University E-mail: [email protected]
ЭТНОГРАФИЯ БЕССАРАБИИ ГЛАЗАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ETHNOGRAPHY OF BESARABIA IN THE WORKS OF THE RESEARCHERS OF THE GERMAN ORIGIN
Осуществлен обзор историографического наследия исследователей Бессарабии и Черновицких земель немецкого происхождения: П. Кеппена, Л. С. Берга, Р.Ф. Каин для, А. А. Клаусса, оставивших глубокие и разносторонние исследования, посвященные изучению истории, географии, демографии и статистки названных земель. В XIX веке происходит становление этнографической науки, в качестве самостоятельной научной дисциплины. В этот процесс свой вклад внесли эти ученые, которых по праву можно назвать энциклопедистами своего времени.
Ключевые слова: Бессарабия, Буковина, этнография, исследователи немецкого происхождения, немцы-колонисты.
The article presents thereview of the historiographical heritage of the researchers of Bessarabia and Chernivtsi lands of the German origin: P. Keppen, L. S. Berg, R.F. Kaindlya, AAKlaussa, who left prof ound and diverse studies devoted to the study of history, geography, demography and statistics of these lands. In the XIX century, the formation of ethnographic science is taking place, as an independent scientific discipline. These scientists, who by right can be called encyclopedists of their time, contributed to this process.
Keywords: Bessarabia, Bukovina, ethnography, researchers of German origin, German colonists.
Ученые-этнографы немецкой национальности внесли заметный вклад в этнографию Бессарабии, один из них Кеппен (Koppen) Пётр Иванович. Его предки происходили из небольшого Бранденбургского городка Шведтаб, с. 1], расположенного на берегах реки Одер, неподалеку от границ Померании. Его дед, П.И. Кеппен (Johann Friedrich Koppen), был городским врачом, единственный его сын, так же - Johann Friedrich Koppen (в последствии Иван Иванович Кеппен) получил превосходное медицинское образование, и апреле 1786 года, по поручению Императрицы Екатерины 11-й он, в числе 24-х других немецких медиков переселился в Россию, где поступил на казенную службу [6, с. 2] В августе 1790 года И.И. Кеппен женился на Каролине Ивановне Шульц (Caroline Frederike Sculz), которая имела немецкое происхождение, и в 1773 году она переехала из Гамбурга в Россию и поселилась в городе Харькове [6, с. 3]. В этой немецкой семье в г. Харькове 19 февраля 1793 года родился Пётр Иванович Кеппен (Köppen).B родном городе П.И. Кеппен начал свою научную деятельность, в 1814 году он защищает магистерскою диссертацию, а затем переезжает в Санкт Петербург [5, с. 29]. В историю П.И. Кеппен вошел как этнограф, статистик, библиограф, академик Российской академии и Петербургской Академии наук. Он был одним из основателей Общества любителей российской
словесности и Русского географического общества [6]. За свою жизнь П.И. Кеппен много путешествовал. и 1828 году он посетил Бессарабию, в разговоре с графом М.С. Воронцовым - генерал-губернатором Новороссийским и Бессарабским он ставит вопрос о составлении алфавитных списков населенных мест Новороссийской губернии. Находясь в нашем крае, он посещает немецкие и болгарские колонии, ведет научные записи, которые впоследствии легли в основу его научно-этнографических работ [6, с. 136]. В 1825-26 под его началом выходил в свет журнал «Библиографические листы». Кеппен расширяет своюнаучную деятельность, организовывает систематический сбор статистических данных о численности, национальном составе населения России и издает свой фундаментальный труд - первую в России «Этнографическую карту Европейской России» (1852) [12]. В этом труде, среди прочих народностей.указаннаобщая численность немецкого населения европейской части Российской Империи. На то время в России проживало 373 000 человек [12, с. 102].
Еще один уроженец Бессарабии, был сыном одесского мещанина с немецкой фамилией - Берг Лев Семенович и прославился не только как выдающимся этнограф, но и состоялся как географ, и зоолог. Берг Л.С. родился в 1876 в городе Бендерах, в августе 1885 года он был зачислен во вторую Кишиневскую гимназию.
© Капустин С.В. © Capustin S.V.
Немалую роль в жизни юного Берга сыграл открывшийся в Кишиневе «Зоологический Сельскохозяйственный и Кустарный музей Бессарабского губернского земства», смотритель музея - Франц Францевич Остерман, тоже немец, он привлекает к работе юного гимназиста Льва Берга. Как потом вспоминал Н.А. Димо, именно Ф.Ф. Остерман привил Л. Бергу любовь к подлинную науке и родному краю. Л.С. Берг оканчивает московский университет и приступает к научной деятельности. Из-под пера Л.С. Берга, выходятфундаментальные труды, не потерявшие актуальности и в настоящее время. Берг прославился тем, что обладал довольно разносторонними знаниями. Его по праву можно назвать энциклопедистом, в сферу его интересов входила и этнография, и география, и история русской географии, он был также и выдающимся ихтиологом. Первая печатная работа Л.С. Берга посвященная ихтиофауне рек Бессарабии, вышла в 1897 году. В дальнейшем, ведя широкие исследования в различных областях науки, Л. С. Берг не забывает о родной Бессарабии, он внимательно следит за тем, что появляется нового в литературе о бессарабском крае - ее природе, хозяйстве, населении [3].
До этого, еще работая в Москве, он начинает усиленно собирать литературу по Бессарабии, включая и газеты, делает он это целенаправленно, для того чтобы позднее издать свой объемный труд. Ученый подробно исследует все стороны жизни Бессарабии, для этого он часто посещает музеи - «Румянцевский» и Русский музей. Изучив обширные этнографические коллекции, он скрупулезно зарисовывает образцы национальной одежды молдаван и других жителей Бессарабии. По результатам своих исследований, в свет выходит работа ученого о национальном составе населения края под названием «Русская Буковина» [2, с. 720-721]. В этой работе представлены обширная масса данных об украинском населении буковинского края. Подробнейшим образом была описана традиционно-бытовая культура народа с его особенности в ведении хозяйства, земледелия и вероисповедания.
Между тем у Берга уже подготовлена рукопись другой его работы - «Бессарабия: Страна, Люди, Хозяйство» [1]. Книга предназначалась для публикации в издательстве «Огни», в котором печатались выдающиеся этнографы П.П. Семенов-Тян-Шанский и П.П. Богоявленский. Но. неожиданно, началась революция и многие запланированные к изданию книги были отложены на неопределенный срок. Но не с книгой Л.С. Берга, с ней как раз все произошло как раз наоборот. Территория между Прутом и Днестром стала предметом острых споров, на политической сцене появился «бессарабский вопрос», и книга Берга Л.С. оказалась довольно востребованной. В 1918 году, в Петрограде, невзирая на острейшую нехватку бумаги, она выходит в свет.
В предисловии к своей книге автор начертал уникальные строки, пронизанные искренней любовью к Бессарабии: «...Вряд ли какой край заслуживает - и с любой точки зрения - такого внимания, как Бессарабия.
Эта страна с благодатным климатом, допускающим такие ценные культуры, как виноград, кукуруза, табак, с плодородной почвой, дающей 120 миллионов пудов хлеба в год ... Этнограф имеет возможность наблюдать здесь необычную пестроту народов, не встречающуюся ни в какой другой губернии Европейской России ... Но еще более удивительна та вереница народов, которую на театре Бессарабии показывает нам история ... Не следует забывать, далее, и того важного политического значения. которое имеет Бессарабия как пограничная страна, притом весьма изобильная естественными богатствами» [1, с. 5-6]. Берг писал о народах, придавая особое значение описанию их жилища, хозяйства, занятиям. Он подробно освещает национальные особенности в одежде, пищи, познакомит читателей с обычаями и обрядами населения края.
Л. Берг был человеком энциклопедических знаний, и как отмечал молдавский этнограф В.П. Степанов -Берг был одним из немногих исследователей, который попытался обобщить накопленный материал о Бессарабии. Делал он это, используя сравнительный и исторический метод, что, безусловно, отличало его от работ предшественников [10].
В дальнейшем Берг Л.С. продолжает свою работу в области этнографии. Одним из самых интересных этнографических исследований ученого являются его труды, изданные комиссией по изучению «племенного состава населения России», Российской Академии Наук. В этой книге, выпу щенной в Петербурге в 1923 году в разделе «Немцы» уделяется пристальное внимание этническому составу немецких колонистов Бессарабии, указывается также год основание первых немецких колоний и их численный состав. В этом труде Л.С. Берг описывает не только этнический состав Бессарабии и на основании своих исследований к этой книге приводится этнографическая карта Бессарабии, с подробными пояснениями и историческими справками, это поистине титанический труд ученого, внесшего большой вклад в историю этнографии Республики Молдовы [3].
Кайндль (Ка ¡псИ) Райму нд-Фридрих - этнограф, историк, фольклорист, по происхождению австриец, родился он на Буковине в семье черновицкого учителя. И если вникать в истоки таланта РФ. Кайндля, то мы увидим, что немалая заслуга в становлении Кайндля как личности принадлежит простой домашней служанке-гувернантке. Гуцулка по национальности она и привила ему беззаветную любовь к этнографии родного края, к величественной Буковине. В детстве и раннем отрочестве Кайндль самозабвенно впитывал в себя ее замысловатые сказки, длиннющие рассказы и манящие тайнами народные легенды о родном крае. Затем РФ Кандль успешно окончил немецкую гимназию и университет, и навсегда заболел «украиноведением». И как он позднее писал в своих произведениях, он родился там где «... в горах шумит вековой лес и живет таинственный лшленький народ верхних гуцулов». Прославлению этого этноса в Украине и посвятил свои научные работы РФ. Кайндль. Первые публикации Кайндля РФ.
по истории города Черновцов и Буковины появились в 1888 году, и как указано в Украинской литературной энциклопедии среди самых значимых его работ числится работа -«1стор1я шмщв Прикарпаття»(укр.) (ИсториянемцевПрикарпатья). Этот научный труд во многом проясняет развитие исторических событий в период заселению немцами переселенцами Бессарабского края. За свою жизнь Р Ф. Кайндль написал более трехсот работ и монографию «Гуцулы», которую очень высоко оценил И. Франко. Примечательно, что РФ. Кайндль поясняя происхождение слово «гуцул» приводит его неоднозначную трактов^: от готского "gnta" -«гот» по М. Фасмеру, и от румынского слова "hocul" - «разбойник» по В. Полю.
Монография «Гуцулы» РФ. Кайнделя, неоднократно была переведена на иностранные языки. РФ. Кайндль перед первой мировой войной был духовным лидером карпатских немцев, он избирался главой «Товарищества християнських ншщв». в это же время он пишет трехтомную работу по истории и культуре немецких колонистов проживавших в Карпатском регионе [11]. Занимаясь этнографической наукой в Черновицком университете, РФ. Кайндль успешно защитил диссертацию по этнографии под названием «Набуття Буковини AßCTpifTO» (укр.) (ПриобретениеУкраиныАвстрией). Кайндль, проводил свои исследования на территории пограничной с Бессарабией, но, принимая во внимание известный тезис о том, что этнические границы имеют весьма условное разделение, эта работа, несомненно, отложила свое влияние на создание историографии Бессарабии. Несомненно, многие положения этой работы накладывают отпечаток на современные исследования в области этнографии немцев Бессарабии [9, с. 226 -240].
К значительным работам РФ. Кайндля в области этнографии можно так же отнести следующие труды: «IcTopiii Буковини» (укр.) (История Буковины), «1стор1я Чершвщв» (укр.) (История Черновиц), «Календар свят у русишв i гуцулов» (укр.) (Календарь праздников русинов и гуцулов), «Фольклорш матер1али» (укр.) (Фольклорные материалы), «Русинсыа казки й м1фи на Буковиш» (укр.) (Русинские сказки и мифы Буковины) и другие его произведения. По сути, все работы, вся научная деятельность РФ. Кайндля служила изучению народов Буковины и Бессарабии
Книги, изданные в то время, не потеряли своей актуальности и по сей день. Например, книга, изданная буковинским научно-исследовательским центром при Черновицком национальном университете им. Юрия Федьковича в настоящее время переиздана, и в разделе «InLuiнародности на Буковмш» (укр.) (другие народности Буковины) освящена история немцев этого края. С этнографической точки зрения это издание открывает возможность, в том числе и немецким читателям, познакомится с богатой историей края [4].
Клаус (Klaus) Александр Августович родился 13 декабря 1829 в немецкой колония Норка, Камышинского уезда Саратовской губернии в семье клистера и орга-
ниста. Начальное образование получил в церковноприходской школе в родном селе. Затем поступил в 1-ю Саратовскую гимназию, которую окончил в 1851 и поступает на служб}7 в Саратовскую контору иностранных поселенцев смотрителем колоний, где подолгу службы детально знакомится с положением дел в немецких колониях. Продвигаясь по службе, он занимается написанием ряда статей, и начинает печататься в 1868-70 гг. в журнале «Вестник Европы». Осенью 1869 входит в состав комиссии Министерства государственных иму-ществ, в этот период A.A. Клаусом создает солидное социально-экономическое исследование под названием: «Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России» [9], в отечественной историографии это этнографическое произведение становится первой обобщающей работой о немецких колонистах в России и в Бессарабии в частности.
Написанная им работа является результатом исследований не кабинетного ученого, а человека, знакомого с ситуацией «изнутри» с ранних лет, а позже обогащенного знанием многих сотен документов, проходивших через его руки. Автор представил широкую и разностороннюю картину жизни колонистов в исторической ретроспективе, при этом используя огромную массу архивных источников. В основу его книги были положены статьи, напечатанные A.A. Клаусом еще в 1868-1869 гг. в жу рнале «Вестник Европы». Его очерки о Сарате и менонитских колониях, о роли духовенства в жизни колонистской школы, позже вошли в его монографию в качестве отдельных глав. Одна из глав этой работы А. Клауса полностью посвящена немцам колонистам Бессарабии, книга охватывает описание почти всех колоний Новороссии, в ней содержится важный вывод о том, что образ жизни немецких колонистов Бессарабии очень схож с жизнью колонистов той же национальности в других районах Новороссии, в ней отмечается также динамика отдельных эволюционных процессов происходящих в среде колонистов.
В России обратили внимание на рачительное, бережное отношение немцев к земле, по мысли А. Клауса эта эффективная система агрикультуры помогла бы общему развитию российских крестьян.
Появление журнального варианта будущей книги Клауса привлекло внимание министра государственных имуществ. Там заинтересовался публикациями, оценил их своевременность и важность, затем высказали пожелание, о томчтобы работа Клауса A.A. была выпущена массовым тиражом. Кроме очерков, в книге появились главы о практической стороне жизни немецких колоний, например о порядке наследования колонистов, страховании строений от пожаров, о волостных банках и другие ценные сведения, освещая различные стороны жизни немецкого народа, к книге прилагались ценные приложения, среди них - «Ведомость о колониях иностранных поселенцев», карты территорий южной Бессарабии и поволжских колоний. Появление книги стало событием не только для немецких коло-
нистов. «Великие реформы» Александра II набирали силу и затронули население почти всей России. Появление очерков, а потом и книги Клауса совпало с началом работ Министерства государственных иму-ществ Российской империи по реформированию немецких колоний. Выражаясь современным языком, книгу Клауса A.A. в полной мере можно связать с информационной поддержкой начатых реформ. Понимая важность своего исследования в набиравшей динамике неотложной модернизации России, Клаус старался донести до сведения общественности накопленный опыт немецких колонистов по освоению новых, залежных земель и передовому хозяйствованию: внедрению новых приемов, по обработке земли, выращиванию скота, и общественному управлению колониями. В нелегких природных условиях России опыт немецких колоний был живым доказательством успеха начавшихся реформ [7,8]. Правительство России, более ста лет назад начав процесс иностранной колонизации, предполагало, что немецкие колонизации привнесут элементы просветительства в среду местного населения, но этого не произошло. Клаус, в своей работе, особо подчеркивал, что не вина простых немецких колонистов в том, что их культурное влияние на соседей возымело минимальный эффект, и изолированность немецких колоний вовсе не является причиной этого. «Рационально осмысленный и разумно организованный» строй жизни свободных колонистов резко контрастировал с окружающей жизнью России, отягощенной закрепощенностью крестьян, отсутствием на русской земле по-настоящему свободных хозяев, и в этом Клаус и видел главную причину неудач в широком распространении опыта немецких колонистов на развитие общероссийского земледелия и сельского хозяйствования России в целом. Книга A.A. Клауса содержит ценный этнографический, исторический и экономический материал по немецким колониям, кроме этого в своей книге Клаус логически подводит читателя к важному выводу о том, что опыт немецких колонистов должен обязательно стать общим достоянием России. Книга, конечно, вызвала глухой протест, и не только со сторону русского чиновничества, но и со стороны отдельных слоев немецких священников. В IX главе книги, которая называлась - «Духовенство и школы», автор резко осуждал деятельность поволжского духовенства, и это вызвало бурю негодования и жалоб со стороны немецких пасторов. Воспользовавшись этим обстоятельством, недруги A.A. Клауса вскоре увольняют его из министерства. Но A.A. Клаус не опустил руки и не стал
падать духом, от природы он был наделен упорством и пытливым умом, уже в зрелые годы, с 1871 он вновь поступает на государственную службу и начинает все с самого начала, но совершенно в другом ведомстве и в другом качестве. В Министерстве путей сообщений его принимают на самую низшую должность - делопроизводителя. Но вскоре его служебное рвение, старание и ответственность замечается начальством и ставится в пример другим подчиненным, неожиданно для многих труд его по достоинству оценивается. За успешное проведение в жизнь Правил от 4 июня 1871 в A.A. Клаус в числе высших государственных чиновников России был награжден 6 марта 1872 земельным наделом, и ему в личное пользование ему было передано 1000 десятин земли. Проходит всего несколько лет и карьера Клаус A.A. вновь пошла вверх, - в 1873-1875 он уже занимает пост вице-директора Департамента шоссейных и водных путей России.
Последние годы жизни Клаус состоял председателем Екатеринославской губернской земской управы, и даже дослужился до надворного советника.
Вклад этнографов-немцев в изучение Бессарабии способствовал развитию этнографии как науки и глубочайшему изучению этого края.на территории которого волей судьбы оказались люди разных национальностей: молдаване, украинцы, болгары, гагаузы, евреи и представители других национальностей.
Этнографы немцы, касаясь описания немецких колоний Бессарабии, основывались на своих личных знаниях и опыте, и на глубоком знании дела, описывали жизнь этого народа, изнутри наблюдая за ней, подмечая те её нюансы, которые не видны простому глазу. При этом их труды представляют научную актуальность и сегодня. Каждый из немцев этнографов специализировался в своей области, а в сумме они дают представление целостной картине жизни немцев колонистов Бессарабии.
Например, этнографические карты Кеппена наглядно свидетельствуют о национальной палитре Бессарабии, а Берг сумел зафиксировать бытовые сторона в немецких колониях, Клаус занимался историей возникновения колоний и статистикой в России, РФ. Кайндль зафиксировал в своих работах в этнографических работах общие черты и особенности немецкого населения.
Таким образом, научные работы немцев этнографов. в своей сумме, создают целостную и подлинную картину жизни немецких колоний в Бессарабии.
Библиографический список
1. Берг А. Бессарабия: Страна. Люди. Хозяйство. Петроград. 1918. 244 с.
2. БергЛ.С. Население Буковины. Известия Русского географического общества. Т.52, выпуск 9, 1916 г.с. 720-721.
3. Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Труды комиссии по изучению племенного состава населения России. Петроград, 1923. 59 с.
4. i?vшвíшa.Hayкoвo-дйcлiднийцeнтpбyкoвигIoзнaмcтвaпpиЧepнiвeцькoмyнaцioнaльнoмyyнiвepcитeтiiм. Юр1яФедьковича. Черновци. Видавництво «Зелена Буковина». 2004 г. 487 с.
5. Кеппен А.П. Биография П.И. Кеппена. Сборник отделения русского языка и словесности имперской Академии Наук. Том БХХХ1Х, №5, СПб., 1911 г. С. 6-29, 136.
6. Кеппен П. II. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России. СПб., 1861. 510с.
7. Клаус А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. СПб., 1869 г. 102 с.
8. Клаус Л.Сектанты-колонисты в России. Сарепта. Вестник Европы. СПБ, 1868, т. 3, кн. 3 (март), С. 277-326.
9. Капустин С.В. К вопросу об этнокультурном и демографическом развитии немцев Бессарабии в XIX - начале XX вв. // Р.Ф.Кайндль. Викно в Свропупейську науку. Материали II Мтждународногонауковогосемшару «Кайндопвськпчитання» Чершвщ, 28-29 травня, 2005 p. С.226 - 240.
10. Степанов В.П. Труды по этнографии народов Бессарабии. Кишинев. Pantos. 2001.263 с.
11. Geschichte der Deutschen in den Karpathenlandern, bd 1—3. Gotha, 1906-11.530 p.
12. Koppen, Peter von. Erklärender Text zu der ethnographischenKarte des St. PetersburgerGouvemements / Peter v. Koppen. - St. Petersburg, 1867. VII,150 p.
References
1. Berg A. Bessarabia: Country. People.Economy.Petrograd. 1918. 244 p.
2. BergL.S. The people of Bukovina.News of the Russian Geographical Society. Vol.52, Issue 9,1916. Pp. 720-721.
3. BergL.S. The population of Bessarabia. Ethnographic composition and strength.Proceedings of the Commission for Studying the Tribal Composition of the Population of Russia.Petrograd, 1923.59 p.
4. Bukovina. Research Center of Bukovynicism at the Chernivtsi National University. Yuri Fedkovych. Chemivtsi.The publishing house "Green Bukovina". 2004.487 p.
5. KeppenA.P. Biography of P.I. Keppen. Collection of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences. Part LXXXIX, No. 5, St. Petersburg, 1911, pp. 6-29,136.
6. Keppen P.I. Chronological index of materials for the history of foreigners in European Russia. St. Petersburg., 1861.510 p.
7. Klaus A. Our colonies.Experiments and materials on the history and statistics of foreign colonization in Russia. St. Petersburg., 1869. 102 p.
8. Klaus A. Sectarian colonists in Russia. Sarepta.Herald of Europe. Saint Petersburg, 1868, vol. 3, book. 3 (March), p. 277-326.
9. Kapustin S.V. On the issue of ethnocultural and demographic development of the Bessarabian Germans in the XIX - early XX centuries.//R.F Kaindl. Window to European science.Proceedings of the II International Scientific Seminar "KaindF's readings" Chernivtsi, May 28-29, 2005. Pp. 226 - 240.
10. Stepanov VP. Works on ethnography of the peoples of Bessarabia. Kishinev. Pantos. 2001. 263 p..
11. History of the Germans in the Carpathians, bd 1—3. Gotha, 1906-11. 530 p.
12. Koppen, Peter von. Text on ethnographic map of St. Petersburg Governments/Peter v. Koppen. - St. Petersburg, 1867. -VII, 150 p.