ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 211
Религиозное и атеистическое сознание
А. В. Маслихин
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Религиозное сознание раскрыто в виде отражения религиозных взглядов человека на мир. Религия представлена как реально существующий феномен, рассмотрены история возникновения и структура христианской, буддистской, исламской версий мироздания. Атеистическое сознание изучено в качестве части духовной жизни общества. Обращено внимание на гносеологические и социальные основания религиозных верований.
Religious consciousness of a man is revealed in the way how his views on the world are reflected. Religion is represented as a phenomenon existing in reality, the history of the origin and structure of the Christian, Buddhist, Islamic versions of world creation are presented in the article. Atheistic consciousness is viewed as a part of spiritual life of society. The author’s attention is paid to the gnoseological and social foundations of religious beliefs.
Ключевые слова: картина мира, религия, атеизм, религиозное сознание.
Религия - исключительно сложное духовное явление, отличающееся от других форм общественного сознания многими специфическими свойствами. Она оценивается людьми с диаметрально противоположных позиций.
Сторонники религии - богословы и известные ученые, считают ее необходимой в жизни человека, а Бога - реально существующим Абсолютом, создавшим космос, природу, человека, общество. Атеисты, тоже не менее известные ученые, философы, мыслители, считают религию извращенным сознанием, иллюзией, фантазией. По их мнению, не Бог создал человека, а человек создал Бога.
Рассмотрим религию объективно, как реально существующий феномен, историю ее возникновения и структуру.
Что такое религия? Понятие religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare - связывать, соединять. Религия - прежде всего вера в то, что, кроме материального эмпирического мира, существует духовный мир, источником и центром которого является всемогущий Бог. Каждая религия удваивает мир, причем первичным, по ее учению, является духовный мир. Бог считается создателем и природы, и растительно-животного мира, и человека.
В нашу задачу не входит рассмотрение вопроса, есть ли Бог на самом деле. Мы только отметим - на
уровне рационального мышления невозможно доказать, существует Бог, или не существует. Например, если Бог есть, то какой это Бог - христианский, мусульманский, буддистский? Может быть существует не один Бог, а несколько (буддисты, например, насчитывают не менее 987 тыс.). Кроме того, каждая религия считает настоящим, истинным только свое учение. Даже три основных направления христианства: католики, православные, протестанты спорят между собой, чье учение более правдиво.
Религиозные верования людей возникли в первобытнообщинном строе. Первоначальными ее формами были: магия (вера в колдовство), фетишизм (приписывание сверхъестественных свойств каким-либо предметам, почитание их), анимизм (представления о духах) и др. Эти первобытные формы религии существовали не в «чистом» виде, а в сочетании между собой.
В процессе развития общества возникают так называемые мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Вместо многих богов первобытнообщинного строя создается культ единого Бога, политеизм сменяется монотеизмом.
Христианство возникло в Римской империи в период кризиса рабовладельческого строя. Первоначально оно было религией бедняков и бесправных, покоренных Римом народов. Ранее христианство содержало в себе демократические мотивы протеста против притеснения,
стремление к равенству и освобождению. Затем, в IV веке христианство было использовано господствующими классами, властями в своих целях - оно стало государственной религией. Это произошло при императоре Константине и узаконено так называемым Миланским эдиктом в 313 году. В 395 году Римская империя распалась на западную и восточную части. Распад империи привел к обособлению западной церкви во главе с римским папой и ряда восточных церквей во главе с патриархами - константинопольским, александрийским и другими. Между западной и восточными ветвями христианства развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 году. С тех пор христианство существует разделенным на православие и католицизм.
В жизни Западной Европы вплоть до XVI века доминировала римско-католическая церковь. Глава церкви - римский папа, считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Он является не только главой церкви, но и государства Ватикан, расположенного на территории Рима.
В Восточной и Юго-Восточной Европе утвердилось православие, которое пришло сюда из Византии. Киевская Русь приняла христианство в 988 г. при князе Владимире.
В XVI веке произошел второй раскол католической церкви - была создана новая разновидность христианства - протестантизм. Вожди Реформации в Германии и Швейцарии - М. Лютер, Ж. Кальвин и У. Цвингли, обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства и призывали вернуться к истинной вере ранних христиан. Протестантизму присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать Библию по-своему. А христианские заповеди должны воплощаться, прежде всего, в доброжелательном труде. Для протестантизма было характерно стремление разделить духовную власть церкви и светскую власть государства: Богу - богово, кесарю - кесарево. Проповедовалась идея нравственного совершенствования человека.
С самого начала протестантизм разделился, в свою очередь, на ряд самостоятельных исповеданий - лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже появляется множество течений, сект - баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др.
Какова христианская версия мироздания? Христианский Бог триедин: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой. Все три лица неслиянны и неразделимы. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им. Богу противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Он - создатель сферы зла. Дьявол не выступает созидательным началом, он может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. В христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее Дьявола, он - заведомый победитель. Бог вечен и все ему подвластно.
Библейский бог труден для понимания. Бог в ипостаси сына - это Иисус Христос. Он одновременно во
всей полноте и Бог, и человек, родившийся от девы Марии. Личный Бог-Иисус Христос обладает земными качествами, он способен страдать, любить, терпеть физические муки. В то же время он щедрый чудотворец, способный накормить тысячи людей, вылечить больных, воскресить из мертвых. Одним словом, он добр, строг и могуч. Иисус Христос, как повествует Библия, своей земной смертью искупил грехи всего человечества.
Каково пространство христианского мира? В высший, божественный мир ходят ангелы и различные «чины», различающиеся по их близости к Богу. В содержание этого мира входят архангелы; ангелы господства, силы и власти, а в непосредственной близости от Бога находятся херувимы, серафимы, престолы. К духовному миру относится и сфера рая - неземное блаженство, в котором находятся праведные бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешников расплачиваются за земные преступления. Храмы в земном мире - это тоже священное пространство, оно становится особенно близким к Богу во время богослужений.
Христианство имеет и свое понимание времени, во многом отличное от других религий. Для политеизма, например, древних греков время выступало, прежде всего, как циклическое, история не имеет направленности. Суть христианской интерпретации времени: некогда из первозданного Хаоса появился Космос, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными в человеческом обществе с земледельческими работами.
Для христианства мировое время выстроено линейно. История не циклична, она следует в определенном направлении, и направление это определено Богом. Причем исторический путь имеет начало, затем происходят промежуточные этапы - события - и все венчается концом. Люди миновали следующие вехи пути: сотворение мира, грехопадение и пришествие Христа. Сейчас грешное человечество направляется к следующему этапу - второму пришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится.
В этом мире, по его канонам, противоречиво и трагично бытие человека. С одной стороны, признается, что человек создан по образу и подобию божьему, он может быть «сыном божьим»; с другой, грех Адама и Евы сделал грешными всех людей, даже новорожденного ребенка.
Бог, создавший человека, дал ему драгоценный подарок - свободу. Человек должен правильно распорядиться ей, следовать христианскому учению, прежде всего исполнять десять Заповедей и Нагорную проповедь. Тот, кто не будет их исполнять, а будет удовлетворять плотские наслаждения, жаждать власти и богатства, того неминуемо ждет божье наказание.
Всех людей впереди ждет Страшный суд, который определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство в раю, другие, грешники, - вечные муки в аду. И сейчас еще не поздно получить место в раю: нужно
только следовать нравственным поучениям христианской церкви, молиться Иисусу Христу, вести праведный образ жизни, не поддаваться плоти и гордыни.
Буддизм появляется в VI-V вв. до н. э. в Индии. Он существует уже более 2500 лет и оказал большое влияние на жизнь народов Азии, особенно Индии, Тибета. В нашей стране буддизм распространен, прежде всего, в Бурятии и Калмыкии.
Существует ряд легенд об основателе этой религии - Будде. Считается, что он родился в VI веке до н. э. в Восточной Индии в семье властителя небольшого государства. В тридцать пять лет в процессе медитации к нему пришло просветление, и он стал Буддой-Просветленным, познавшим тайные законы мироздания. Суть учения Будды состоит в следующем: людям необходимо избавиться от желаний, потому что они порождают все наши страдания.
Иногда буддизм называют «религией без бога», но это не вполне справедливо. Здесь присутствует большое количество богов-Будд, которых насчитывается, как было сказано выше, не менее 987 тысяч. Боги в буддизме не бессмертны. Каждый из них многократно рождается, вертится в «колесе сансары», чтобы в конце концов прекратить перерождения и впасть в блаженное состояние, называемое «нирваной». Главным богом над другими богами и над человеческим миром является Гаутама, Будда. Однако он не творец мира и не его управитель. Он - советчик, наставник для низших богов и Будд.
По буддистскому учению, мир сложен в пространственном отношении, он насчитывает 31 сферу; здесь имеется ад, в котором виновные отбывают соответствующие наказания. Мир подвержен цикличности - действию закона времени. Он постоянно проходит крупные качественные периоды, называемые «кальпами». Каждая кальпа длится 4 млрд 320 млн лет. Периодически Вселенная сгорает в великом мировом пожаре по причине грехов живых существ.
В буддийском представлении мир для всех живых существ являет собой страдание. Человек в этом мире страдает всегда: когда он рождается; когда он желает, но не может получить желаемое; когда имеет желаемое, но теряет его; когда умирает. Согласно этому учению, для человека главным является осознание «четырех возвышенных истин» и готовность следовать «восьмеричному» пути спасения, или достижения просветления.
В буддизме большое значение имеют правила поведения человека. Они требуют от него любви и милосердия ко всему живому: нельзя убивать никакое живое существо. Нужно доброжелательно относиться ко всем - и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это влечет за собой новое зло и страдание. Абсолютным правилом буддизма является непротивление злу, прощение всех обид (нельзя даже наказывать за убийство). Чтобы в полной мере выполнить предписания буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. Поскольку отрешение от жизни не может быть общим правилом, выделяются
пять обязательных для всех заповедей: не убивать живого, не брать чужого, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Человек должен надеяться не на богов, но лишь на себя самого: никто не спасет его и не избавит от мучений сансары, если он не добьется этого сам, ведя праведный образ жизни. Боги, как и люди, сами не избавлены от страданий. Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно. Такова кратко версия мироздания буддизма.
Ислам, или мусульманство, возникает в VII в. в Аравии и отражает тяжелое положение масс кочевников и земледельцев-арабов. Эта религия распространена в странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке, в Юго-Восточной Азии. Его основателем был Мухаммед. Будучи наемным пастухом, он испытал на себе тяготы жизни арабских кочевников-скотоводов. Мусульмане почитают Мухаммеда как посланца, пророка Бога - Аллаха (в переводе с арабского - «всемогущий»). Они верят, что Мухаммед получил от Бога «откровение», записанное в священной книге Коран (что означает «чтение вслух»). Коран разделен на 114 глав - сур, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая политику, правосудие, мораль, обрядовые предписания.
Вероучение ислама несложно. Он исповедует единобожие - веру в то, что есть только один Бог-Аллах, всезнающий и всемогущий. Мир сотворил Аллах и управляет им. Существуют ангелы и злые духи-джины, которые исполняют волю Аллаха. В последний день мира все воскреснут из мертвых и получат воздаяние по своим делам: праведные и почитающие Бога будут наслаждаться в раю, а грешные и неверные - гореть в геенне. От верующего требуются смирение и покорность воле Аллаха. Каждый мусульманин обязан выполнять пять основных предписаний: верить, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его; каждый день совершать пятикратную молитву, намаз, а перед молитвой омовение; выплачивать в пользу бедных налог - заклят; раз в год соблюдать пост, уразу, то есть в течение месяца воздерживаться от еды, питья, курения от восхода до заката солнца; совершать паломничество, хадж, в священный город Мекку.
Коран подробно регламентирует нравственно-правовую сторону личности. Ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в отношении последних возможна священная война.
На основе шариата мусульманам запрещается все, что может угрожать физическому, умственному и моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся нечистыми. Категорически осуждаются самоубийство, прелюбодеяние, аборт. Сурово осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры, «черный»
рынок и т. д. В семье четко распределены роли: муж -глава семьи, ее кормилец и защитник, жена занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Женщина считается подчиненной мужчине.
Ислам предписывает верующим быть справедливыми, за добро платить добром, за зло - злом, щедро помогать бедным. Следует также отметить, что мусульманское духовенство выполняет не только чисто религиозные, но и светские функции, в том числе судебные на основе шариата - мусульманского законодательства. Богатство и бедность, то есть имущественное неравенство и частная собственность, признаются естественным фактом, установлением Аллаха.
Имеется немало и других религий (иудаизм, язычество), а также религиозных течений, оказывающих влияние на жизнь людей отдельных народов.
Какова структура религии? В нее входят следующие компоненты: а) вероучение; б) религиозная психология; в) культ (обрядовый элемент), г) организация (церковь). Религиозная идеология представляет собой совокупность идей, развиваемых теологами, которые излагают и обосновывают религиозные взгляды на мир. Религиозная психология складывается стихийно; она включает несистематизированные религиозные верования, обычаи, чувства, традиции. Религиозный человек не только верит в сверхъестественные силы, но и совершает определенные действия, обряды. Религия имеет и особую организацию - церковь, костел, мечеть.
Религия изучается богословием, религиоведением, а также историей философии - каждая дисциплина под своим углом зрения.
Сторонники религии по-своему раскрывают ее сущность, происхождение, роль в обществе. О религии и Боге имеются высказывания многих ученых, мыслителей. По Канту, религия - это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Он ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию познанием законов нравственности.
Религия, по словам Гегеля, есть объективация абсолютного духа и проявляется она в человеке в форме идеи. Религия, по его мнению, является одним из важнейших дел нашей жизни; в ней, прежде всего, нуждается наше сердце. Она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей, украшает нашу душу яркими нравственными красками радости.
Некоторые великие ученые, такие как Кеплер, Ньютон, Эйнштейн и другие, относились терпимо к религии, размышляли о ней в положительных тонах. Например, Кеплер утверждал, что математические принципы являются зримым выражением божественной воли. Гениальный Ньютон понимал ограниченность чисто механического воззрения на природу; в конечном итоге, он стал признавать существование Бога. По его взглядам, существуют два пути познания Бога - через изучение Природы и через изучение Истории.
Существуют разнообразные мнения о происхождении религии. Одни полагали (Р. Декарт), что религи-
озное сознание является врожденным - человек появился на свет с врожденными идеями о Боге; другие утверждали (Т. Гоббс), что религиозность появляется ради утверждения власти в государстве. Известна и такая позиция: Бог не может быть непосредственно познан, он светится лучами своей сущности через все сущее, т. е. через все сотворенное им - солнце, растения, человека и т. д. Коснемся еще одной точки зрения: Бог существует в нас и проявляется он через нашу нравственность, мысли, поступки.
Поэтому познать Бога, представить его наподобие объективного материального феномена невозможно, в него можно только верить. Религиозная вера, согласно религиозным взглядам, дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений. На едкий вопрос атеистов: почему мы не видим Бога? Сторонники религии глубокомысленно отвечают: атеисты не отрицают сознание, а оно невидимо. Совесть тоже не видна, но она проявляется в словах человека, а главное - в его поступках. В мировоззрении есть такие области, которые не познаны наукой, - они представляют собой тайны. С тайнами человек должен смириться: например, с конечностью нашего бытия, со страданиями человека, преследующего его с момента рождения. В религиозной вере важнее всего - это поведение человека. Религиозная вера обязывает человека к деятельному добру. Гордясь своей верой и любовью к Богу, некоторые люди не хотят понять простой истины, что действительная любовь к Богу, настоящая вера требуют сообразовывать свою жизнь с тем, во что они верят и что почитают. Согласно И. Канту, понятие о Боге должно наполнять человека благоговением при каждом произнесении его имени, и он должен произносить его редко и никогда - легкомысленно.
А как атеизм рассматривает религию, ее сущность и роль в обществе? При этом мы следуем двум мудрым изречениям: истина рождается в споре; все познается в сравнении.
Атеистическое понимание религии. Атеизм также древен, как и сама религия. Еще в античную эпоху с атеистическими идеями выступали выдающиеся мыслители: Ксенофан, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Лукиан. Так, Эпикур выдвинул мысль о том, что причиной веры в богов является страх и бессилие людей. Чтобы жить достойной человека жизнью, нужно освободиться от страха смерти и суеверий. Человек должен полагаться во всем на себя самого, стремиться к счастью в земной жизни, потому что никакой другой ему не дано: смертно не только тело, но и душа. Бессмертна только лишь утешительная иллюзия. Задолго до Эпикура Ксенофан писал о том, что боги у Гомера и Гесиода подобны людям - тщеславны, обманывают друг друга; если бы коровы или лошади могли рисовать, то они изобразили бы богов похожими на коров или лошадей.
Одной из ярчайших страниц атеистической мысли прошлого была борьба против религии со стороны
французских материалистов XVIII века Ж. Мелье, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж. Ламетри. В их работах содержалась острая критика религиозного мировоззрения: они доказывали, что религия основана на невежестве, что она принижает человека, является основой безнравственности, опорой деспотизма и произвола. Важное место в истории атеизма занимает философия Л. Фейербаха. В работе «Сущность христианства» он стал критиковать религию с гносеологических позиций и убедительно показал, что источником религии является человеческая фантазия. Не бог создал человека, а человек создал бога - вот его главная идея.
Немало страниц вписали в историю атеизма передовые деятели русской культуры - М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, революционные демократы - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов; представители русской науки - И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин. Например, В. Г. Белинский писал в 1845 году, что в словах «Бог и религия» он видит «тьму, мрак, цепи и кнут», духовную опору самодержавия и крепостничества.
Религия подвергалась критике и в ХХ веке. Так, австрийский ученый-медик, философ З. Фрейд искал научное объяснение веры человека в Бога. Он видел в религиозности детскую стадию развития человечества, как бы воспроизводящую отношения между отцом и детьми. Бог - это как бы спроецированный на «небеса» образ отца, - который порожден человеческими страхами и тревогами, поисками защиты и безопасности. По Фрейду, Бог - это отец, строгий, любящий и защищающий. Ученый называл религию социальной болезнью, коллективным неврозом, массовым психозом.
Бертран Рассел (1872-1970), известный английский ученый и философ, в работе «Почему я не христианин» писал: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру - со всем, что есть в нем хорошего и дурного, прекрасного и уродливого; видеть мир таким, каков он есть, и не бояться его. Завоевать мир разумом, а не рабской покорностью перед теми страхами, которые он порождает. Вся концепция бога является концепцией, перенятой от древних восточных деспотий. Это - концепция, совершенно недостойная свободных людей... Хорошему миру нужны знание, добросердечие и мужество. Хорошему миру нужны бесстрашный взгляд и свободный разум» [1, с. 112-113].
Основатель атеистического экзистенциализма Ж. П. Сартр считает Бога чисто человеческим изобретением. Согласно его взглядам, существование Бога противоречит свободе человека. А. Камю, другой представитель атеистического экзистенциализма, в труде «Миф о Сизифе» ставит вопрос не о том, есть бог или нет его. Современный человек уже расстался с верой в Бога, он ищет теперь новую точку опоры и может найти ее только в себе самом. Он может рассчитывать только на себя.
Атеистическая концепция научно и наиболее полно изложена в марксистской теории. Согласно марксизму, религиозное сознание, как и все другие формы общественного сознания, является отражением общественного бытия. Однако это особая форма отражения -фантастическая, иллюзорная, извращенная.
Марксизм раскрыл гносеологические и классовые корни религии. Сущность гносеологических корней сводится к следующему. Первобытный человек был слаб и беспомощен перед такими грозными силами природы, как гром и молния, землетрясения, наводнения, вулканы, зной, холод и т. д. Он не мог понять эти могучие явления природы, поэтому стал их обожествлять, приписывать им сверхъестественные свойства. Следовательно, источником и основой возникновения религии явилось бессилие дикаря перед стихийными силами природы.
Классовые корни религии берут свое начало с возникновения эксплуатации и социального гнета, классового государства. Бессилие угнетенных перед властью угнетателей, действие стихийных сил общественного развития, чувство беззащитности - вот причины, порождающие и поддерживающие веру в богов и загробную жизнь.
Основной функцией религии является примирение угнетенных с угнетением, бедных - с богатыми. Религия обрекает человека на пассивность, сковывает его творческую активность и инициативу. Суть социальной роли религии заключается в словах: «Религия есть опиум народа» (К. Маркс); «Религия - род духовной сивухи» (В. И. Ленин).
Атеизм является неотъемлемой частью духовной культуры. Он сыграл немаловажную роль в утверждении научного метода мышления, доказывая, что мир может и должен быть объяснен из него самого, естественными причинами, без ссылок на сверхъестественное чудо. Атеизм видит в человеке творца своей судьбы и мира, в котором он живет. Человеку дана только одна жизнь, другой не будет. И если он хочет счастья и добра, справедливости и человечности, то он вправе рассчитывать только на самого себя.
В недалеком прошлом в нашей стране к религии допускались некоторые перегибы: закрывались церкви, а священники подвергались репрессиям. Ныне церковь стала возрождаться, граждане получили свободу в отправлении религиозных обрядов.
Итак, религиозный взгляд на мир продолжает оставаться в сознании у большинства людей и играет значительную роль в жизни народов.
У здравомыслящих людей возникает вопрос, почему религиозные версии мироздания существуют и сейчас, в начале XXI столетия, несмотря на великие достижения человечества в познании мира и противоречивость, иллюзорность самих религиозных учений? В дополнение к этому из истории религии напомним следующие антигуманные факты: религиозная инквизиция в средние века уничтожила сотни тысяч человек, в том числе великих философов и ученых; церковь
организовывала крестовые походы, вдохновляла на захватнические, разрушительные и несправедливые войны; религиозные культы требуют жертвоприношений; религия и сейчас находится на позициях антисциентизма.
Укорененность религии среди людей объясняет ряд фундаментальных причин.
Первая причина связана с несовершенством внутреннего мира человека, его мышления. Так, не сбылось ожидание близкого конца религии в результате прогресса науки. Для верующего человека многие явления остаются непонятными и необъяснимыми. К ним, например, можно отнести следующие: в конце XX столетия неизмеримо выросло созданное человеком богатство, но в то же время остается огромное количество людей, обреченных на безработицу, нищету и голод. Покорение природы человеком обернулось экологической катастрофой. Техника, основанная на науке, призванная облегчить и улучшить жизнь людей, сделать ее достойной человека, грозит уничтожить всякую жизнь на Земле.
Вторая причина. Немалую роль в сохранении религии играют непрерывные войны в истории человечества (особенно две последние мировые войны), которые противопоставляют людей друг другу и несут горе, страдания, гибель, громадные разрушения материальных и духовных ценностей. У людей складывается впечатление бессмысленности жизни, «сизифова» труда и даже своего существования. Поэтому мистическое сознание устремляет свой взгляд с надеждой на Мировой Разум - Бога, который должен навести на земле мудрый порядок, если сами люди не могут этого сделать.
Третья причина. Распространению религиозной версии мироздания способствует не столько учение о мире, сколько учение о нравственности человека, праведной его жизни: о добре и зле, справедливости, совести. Верующие люди высоко чтят именно гуманно ориентированную часть учения. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. д. , по их мнению, - это главные законы нравственной жизни человека, своего рода скрепы, объединяющие людей в общество. Нельзя забывать о претензиях религии на выполнение таких функций, как социальная интеграция и регуляция в обществе; о ее стремлении к объединению общих интересов противоположных классов и социальных групп, общих ценностей и нравственных принципов. Правящая, государственная власть крайне заинтересована в сохранении религии.
Имеется, безусловно, немало и других причин существования религиозных верований.
В настоящее время высказываются различные предположения относительно будущего религии. Крайние из них сводятся к следующему. Первое: религии принадлежит будущее и ее роль в жизни общества возрастает. Второе: религия не имеет будущего, постепенно она будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой - этикой без Бога. Ряд мыслителей высказывают и такую идею: в будущем люди будут иметь единую, универсальную, всечеловеческую религию.
С нашей точки зрения, религиозная версия мироздания является фантастической, иллюзорной, поэтому в будущем она будет вытеснена научной философией, ибо только мудрость позволяет создать истинную и правдивую картину мира, иметь научное сознание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рассел Б. Почему я не христианин. - М.: Политиздат, 1987.