ПОЛИТОЛОГИЯ
Единство в многообразии
О.Г. Ульциферов
Данная статья рассматривает один из ключевых вопросов взаимодействия религиозно-культурных систем Индии - взаимодействие индуизма с буддизмом, исламом и христианством. Основное внимание уделяется вопросам схожести и различия основных положений этих религий, их функционированию в современной Индии, их основным догматам.
Индия является одной из древнейших стран мира. Ее не без основания считают колыбелью человечества. Достижения индийской цивилизации оказали значительное влияние на арабскую и иранскую культуру и науку и через них - на европейскую культуру и науку. В Х1-Х вв. до н. э. был создан древнейший письменный памятник «Ригведа», заложивший основы ведийской религии. Многие черты ведизма вошли в индуизм, своеобразной ересью, отклонением от которого явилась одна из великих современных религий - буддизм. С другой стороны, Индия стала местом действия еще двух мировых религий - ислама и христианства. На территории этой страны возникли джайнизм и сикхизм. Здесь существуют также и пришедшие извне зороастризм, иудаизм и бехаизм. Таким образом, в Индии присутствуют практически все основные религиозные конфессии мира. Религии не возникают в отрыве от историко-культурного процесса развития общества и государства. Они становятся неотъемлемой частью культуры той или иной страны. При этом они часто подвергаются воздействию культуры страны, в которой они родились или в которую они проникли. В свою очередь, пришедшие извне религии оказывают определенное, порой весьма заметное влияние на основные религиозно-культурные системы вновь обретенной страны пребывания.
Все это стало отличительной чертой индийской культуры, которая, развивая свою самобытность, вобрала в себя иные религиозно-культурные
системы, влияя на них и испытывая их влияние. В данной статье, памятуя об объеме работ такого рода, представляется целесообразным остановиться на взаимодействии в Индии четырех мировых религиозных систем: индуизма, буддизма, ислама и христианства. Предполагается, что это будет первая статья из серии статей на тему взаимодействия культур современной Индии.
Специфика Индии состоит в том, что на протяжении своей истории она находилась в течение определенного времени под властью одной из указанных выше религиозных систем:
-до VI в. до н.э. существовали 16 различных государств с разной системой правления, население которых исповедовало ведическую религию;
- с 322 по 185 г. до н.э. господствовала династия Маурьев, правители которой были ревностными буддистами;
- в 230 г. до н.э. начинается возвышение династии Сатаваханов, где и правители, и народ вновь обратились к индуизму в форме брахманизма;
- до образования первого мусульманского государства в Индии на севере и юге почти 12 веков правили 35 династий - приверженцев индуизма (последнее индусское государство - Виджаянагар-ская империя - пала в 1670);
- с 1206 по 1858 г. Индия находилась под властью ислама (Делийский султанат и Могольская империя);
- с середины XVIII в. в Индии начинает укрепляться Британская империя, в 1858 г. установившая
Ульциферов Олег Георгиевич - д.филол.н., профессор кафедры индоиранских языков МГИМО(У) МИД России, почетный профессор МГИМО, почетный доктор лингвистики Университета в Кангри (Индия), почетный доктор литературы Аллахабадского университета хинди (Индия), заслуженный деятель науки РФ, лауреат Международной премии им. Дж.Неру за укрепление индийско-советской дружбы, дважды лауреат премии МГИМО им. Х.К. Баранова, лауреат ряда региональных премий Индии, советник МИД 1-го класса. E-mail: vestnik@mgimo.ru
полное управление страной. С приходом европейцев в Индии начинает распространяться христианство;
- с 1947 г. Индия становится независимой светской республикой, где с разной степенью толерантности сосуществуют все четыре указанные выше религиозные системы.
История Индии являет собой многотысячелетний процесс развития страны:
- от маленьких поселений до гигантских государств (своих и основанных иностранцами);
- от одной религии - к множеству религий (своих и пришедших извне);
- от одной литературы на санскрите - к литературе на десятках языках (своих и пришедших извне);
- от примитивного искусства - до самой многокрасочной палитры различных искусств (своих и пришедших извне).
И на всем протяжении истории Индия и ее народ создавали великую культуру, самобытную и подпитанную иными культными традициями. Индия с достаточной легкостью ассимилировала все чужеродное и создавала свое, но уже умноженное влиянием других культур.
«Индуизм» - не самый удачный термин для определения древнейшей религии Индии. Во-первых, он не несет никакого смыслового содержания, а во-вторых, имеет более позднее происхождение, связанное с проникновением в Индию мусульман. Индусы называют свою религию «санатана дхарма», что можно перевести как «вечный моральный закон» или «вечный моральный долг». Это в наибольшей степени точно характеризует ту гигантскую систему верований, правил, обрядов и обычаев, которая охватывает всю жизнь индуса с момента зачатия и до момента освобождения от цепи перерождений, то есть достижения мокши, заставляя его с различной степенью преданности совершать все то, что предписано «вечным моральным законом».
В отличие от многих мировых религий, индуизм своими корнями уходит в глубокую древность и, вероятно, поэтому не имеет исторического «основателя».
Индуизму свойственна вера в вечность и бо-говдохновенность Вед и цикличность существования Вселенной, в которой развитие идет по нисходящей линии. Индуизм верит в вечность души (атман), совершающей странствия (сансара). В соответствии с законом воздаяния, или возмездия (карма), в жизни человека существуют четыре основные цели: дхарма, или исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний; артха, или приобретение и надлежащее использование материальных ценностей; кама, или получение чувственных удовольствий; мокша, или освобождение от цепи перерождений.
Неотъемлемым составным элементом индуизма является существование шести основных философских школ (шаддаршана), имеющих раз-личное происхождение и по-разному определяющих путь к спасению: путь правильного поведения (карма
марга), путь познания религиозных текстов (джна-на или гьян марга), путь личной преданности божеству (бхакти марга) и путь постоянного духовного и физического совершенствования (йога марга). Однако, несмотря на некоторые общие положения, в той или иной степени свойственные трем другим религиям, индуизм сохраняет свою специфику и представляет собой скорее конгломерат религий (религиозных верований). От других религий его отличает также и то, что инду-изм нельзя принять неиндусу. Индусом (хинду) можно только родиться. Нельзя «вступить» в касту, можно лишь ее потерять за прегрешения1.
Юридическое и сущностное определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 г. (дополнено в 1995 г.):
1) вера в авторитет Вед;
2) наличие духа терпимости и желания понять и уважать мнение оппонента;
3) вера в циклы мироздания: огромных перио -дов создания, сохранения и разрушения Вселенной, которые следуют один за другим в бесконечной последовательности;
4) вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование;
5) вера в существование многих путей к освобождению;
6) отсутствие в индуизме в противовес другим религиям специфического набора философских догматов;
7) вера в единого бога;
8) мирское разнообразие и признание гибкости в духовной практике2.
Все индусы подразделяются на четыре категории:
а) верующие в бога и признающие Веды;
б) верующие в бога, но не признающие Веды;
в) не верующие в бога, но признающие Веды;
г) не верующие в бога и не признающие Веды.
Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э.
Основатель буддизма - индийский принц Сиддхар-та Гаутама, он же Будда Шакьямуни (623-543 гг. до н.э.). В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах» (чатур арьясатья): есть страдание (дукх), есть причина страдания (дукх самудай), есть освобождение от страдания (дукх ниродха) и есть путь к освобождению от страдания (дукх ниродха марга). Путь состоит из восьми ступеней (аштанга марга) и дает представление об основных принципах буддийской морали. Он открыт для всех, как для монахов, так и для простых людей, которые, работая над собой, могут стать обладателями восьми добродетелей, или восьми позитивных качеств, познание которых ведет к уничтожению незнания и пристрастия, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, страдание прекращается, новое рождение становится невозможным, чем достигается блаженство (нирвана).
В основе ислама лежит вера в Аллаха, творца и повелителя вселенной. Согласно исламу, все люди на земле разделяются на правоверных, соблюдающих заветы Аллаха и предписания духовенства, и
неверных, то есть всех остальных. Правоверным обещано вечное блаженство в раю, а неверным, равно как и грешникам из правоверных, суждено мучиться в аду. В исламскую догматику входит понятие «бессмертие души». Аллах слепил тело человека из глины и наделил его душой. Эта данная Аллахом душа считается бессмертной. Тело же считается временным вместилищем души.
Для ислама характерна жестко предписанная обрядовость. Правоверные должны не только признавать догмы ислама и следовать им, но обязаны совершать предписанные обряды и не нарушать обычаев. Они должны пять раз в день творить намаз, платить религиозные подати, соблюдать религиозные посты и праздники, совершать паломничество к святым местам и выполнять другие обряды. Особое внимание уделяется чтению Корана. В доме каждого правоверного мусульманина должен находиться экземпляр Корана, даже если он не умеет читать. В религиозно-философском содержании Корана имеется много заимствований из Библии. Это облегчило принятие ислама многими христианскими народами, завоеванными мусульманами, но никоим образом не способствовало восприятию Корана жителями Индии.
Мусульмане, составляющие примерно 12% населения, в Индии разделены на два основных направления: сунниты и шииты, каждое из которых имеет свои секты. В Индии наиболее распространены две секты: суфизм (суфи особенно в Средневековой Индии) и исмаилиты (исмаили), они же низариты (низари). Кроме того, в Индии есть свои собственные секты (религиозные объединения), которые не входят в состав канонических течений, толков и сект.
Христиане, составляющие 2,5% населения Индии, первоначально появились там в I в н.э., когда Святой Фома в качестве плотника высадился в 52 г. н.э. на Малабарском побережье Индии. О второй волне появления христиан в Индии говорится в «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова (VI в. н.э.), который упоминает о существовании христианских церквей на Малабарском побережье. Вероятно, это были христиане несторианского толка, которые после Эфесского вселенского собора (431 г.), где несторианство было провозглашено ересью, стали расселяться на восток, обосновавшись первоначально в Персии, а затем проникнув и в Индию. Третья волна христианского проникновения в Индию началась с прибытием в страну португальского мореплавателя Васко да Гама (1498 г.). Португальцы, получившие от папы право обращать в христианство все народы мира, начали рьяно проповедовать христианство, ведя локальные войны с местными правителями. Они пытались обратить в католичество даже сирийских христиан-несторианцев. Однако успех не сопутствовал португальцам. Они были разгромлены и смогли лишь удержаться на небольшом клочке индийской территории (современный штат Гоа). Четвертая и самая мощная волна проникновения христианства в Индию связана с английскими миссионерами. Британская Ост-Индская компания,
начавшая свою деятельность в Индии в 1600 г., до 1813 г. не разрешала миссионерам вести проповеди в этой стране. После 1813 г. представители всех английских христианских церквей начали распространять христианство в Индии.
В Индии функционируют такие христианские конфессии, как католицизм, англиканская церковь, православие (называемое здесь сирийской церковью). К мелким конфессиональным группам относятся баптисты и армянская григорианская церковь.
Индуизм и буддизм
Касаясь взаимодействия индуизма и буддизма, следует отметить, что индуизм старше буддизма, по меньшей мере, на одно или два тысячелетия. Однако оба учения возникли на Индийском субконтиненте и имеют длинную историю сосуществования. Надо помнить, что Будда, он же индийский принц Сиддхарта Гаутама, родился индусом в семье индусов. Но он своим учением сделал весьма серьезную попытку освободить индусов от засилья ортодоксального индуизма и его фундаментальных традиций, подавляющих людей. Учение Будды породило ожидания и чаяния среди широких народных масс, которые, по сути дела, были лишены всяких надежд на спасение и на свободу выбора в обществе, где господствовала кастовая система и где представители высоких, «дважды рожденных» каст имели огромное преимущество перед остальным населением страны.
Теряя паству, индуизм предпринял огромные усилия, чтобы принизить, а потом и избавиться в Индии от учения Будды. Сначала Будда был признан одним из воплощений Вишну, а затем правители-индусы и индусское духовенство стали всячески преследовать сторонников буддизма. Но тем не менее ортодоксам индуизма пришлось признать и даже заимствовать наиболее важные положения буддизма, к каким в первую очередь относится доктрина ненасилия (ахимсы), получившая широкое признание во всей стране. Ахимса пришла на смену сложной, крайне негуманной системе жертвоприношений, которые, по мнению священнослужителей, их организовывавших, были основным средством привлечь внимание бога к различным проблемам инициатора жертвоприношения. В свою очередь, поздний буддизм, или буддизм махаяны («большой колесницы»), заимствовал один из основополагающих принципов индуизма - принцип «полной преданности богу».
Между индуизмом и буддизмом имеется ряд схожих положений:
- согласно учению Будды, в основе страданий лежат желания индивидуума, и отказ от желаний ведет к прекращению страданий. Подобная мысль встречается в некоторых индусских текстах (Иса упанишада и Бхагавадгита). Они утверждают, что действия, продиктованные желанием и увлеченностью, ведут к зависимости и страданиям, а действия, лишенные желания, ведут к освобождению;
- обе религии разделяют понятия кармы, переселения душ и цикла перерождений (рождения и смерти) каждой души3;
- обе религии подчеркивают важность таких понятий, как ненасилие и сострадание по отношению ко всем живым существам;
- обе религии указывают на иллюзорность мира и на роль кармы, которая привязывает индивидуума к этому миру с его циклом рождения и смерти;
- обе религии верят в существование нескольких раев и адов, а также высоких и низких миров;
- обе религии верят в существование богов и богинь, населяющих различные планеты4;
- обе религии верят в такие понятия, как медитация, концентрация и возможность создавать различные состояния ума;
- обе религии имеют свои варианты тантры;
- согласно обеим религиям, освобождение, или спасение от циклов перерождений, зависит от хороших или плохих поступков индивидуума. Первые способствуют освобождению, вторые его затрудняют.
Но между двумя религиями существуют и серьезные различия:
- индуизм не имеет основателя, тогда как основание буддизма связывается с именем Будды;
- индуизм признает верховенство и величие Вед, тогда как буддизм не признает Веды или иные тексты индуизма;
- буддизм не признает существование бога как всепроникающего духовного начала. Индуизм признает и атман как духовное начало, и брахман в качестве Верховного Создателя;
- индуизм признает Будду как одно из воплощений Вишну. Буддисты не признают ни одного из богов индийского пантеона равным Будде или его превосходящим;
- сторонники раннего буддизма или буддизма хинаяны не поклонялись изображению Будды и не верили в бодхисаттв. В позднем буддизме махаяны Будда признается как Верховная душа и Высшее существо, сопоставимое с Брахманом в индуизме, и буддисты поклоняются изображениям Будды;
- буддисты считают этот мир средоточием печали. Они утверждают, что основной целью жизни является освобождение от вселенской печали. Индусы признают четыре основных целей жизни человека (дхарма, артха, кама и мокша);
- индусы признают четыре стадии (ашрам) жизни человека: девственность (брахмачарья), семейная жизнь (грихастха), отшельничество в лесу (ванапрастха) и аскетизм (санньясья), тогда как буддизм не подразделяет жизнь верующего на какие-либо стадии. Более того, человек может принять буддизм в любом возрасте, если он готов для этого духовно;
- буддисты организуются в монашеские ордена (сангха), в которых они ведут совместную жизнь. Индуизм является религией отдельного индивидуума, хотя незначительная часть индусов уходит в различные святые обители (ашрамы);
- индуизм отрицает концепцию бодхисатв;
- буддизм признает некоторых богов и богинь индусского пантеона, но отводит им второстепенную роль;
- Будда, сангха и дхарма являются основой вероучения буддизма, тогда как индуизм предлагает своим верующим много различных путей для самореализации;
- в буддизме для выполнения ритуальных обрядов присутствие свя-щенника не является обязательным, тогда как в индуизме присутствие свя-щенника является весьма важным;
- в буддизме есть несколько религиозно-философских школ или тече-ний, но он не признает кастового различия между людьми;
- в отличие от индуизма, буддизм не признает сурового аскетизма и отвергает чрезмерное богатство.
Индуизм и ислам
Несмотря на существенные различия, индуизм и ислам имеют ряд схожих положений. Ортодоксальный индуизм, равно как буддизм, джайнизм и сикхизм, является религией, основанной на понятии дхармы, тогда как ислам имеет много общего с авраамическими религиями, утверждающими свое происхождение от пророка Авраама. Ислам является монотеистической религией, тогда как индуизм классифицируют в разных источниках как религию монотеизма, монизма, генотеизма и политеизма. Ортодоксальный индуизм и особенно понятие бога по-разному трактуется в шести древних философских школах. Так, Адвайта веданта, или школа монизма, утверждает, что бог - один, и только один. Однако в результате воздействия иллюзии (майя) бог проецируется в сознании верующих как множество антропоморфических божеств и богинь (деви-девата), которые, по сути, есть проявление одного бога (ишвара), который един, свят, не имеет формы, всемогущ, всезнающ, вездесущ и совершенен. Индус поклоняется одному богу, который имеет множество манифестаций и множество изображений.
Другая разновидность веданты - Ачхинтья бхедабхеда, положениям которой во многом следует «Международное общество сознания Кришны», считает, что бог един и мир реален, а не иллюзорен. Кришнаиты утверждают, что Кришна, и только Кришна, есть единый бог. Остальные божества и богини лишь прислужники Кришны, исполняющие роль, подобно ангелам ислама и христианства. Школа Ранней Мимансы также постулировала единость бога. При этом она ссылалась на один из гимнов «Ригведы»: «Они называют его Индрой, Митрой, Варуной, Агни, и Он же священнокрылая птица Гаруда. Но Ему, единому, мудрецы-отшельники дали много имен, называя Его Агни, Ямой, Матарисваном»5. Этот постулат школы Ранней Мимансы разделяли другие философские школы: Ньяя, Вайшешика и Йога. Единственной школой, отрицавшей существование бога, была школа Сан-кхья.
Мусульмане считали Коран, а индусы - Веды «божественным откровением». Различие между Кораном и Ведами состоит в том, что Коран не есть сборник богослужебных гимнов, какими являются Веды. Коран содержит моральные предписания
мусульманам о том, что можно, а что нельзя делать. Подобно продолжениям Вед, каковыми являются брахманы, упанишады и араньяки, созданные уже людьми, ислам имеет свои сакральные тексты (хадисы у суннитов и ахбары у шиитов), которые считаются второстепенными по отношению к Корану, но которые также были созданы людьми.
Подобно другим авраамическим религиям, в исламе существует убеждение, что бог говорит с людьми через своих пророков (наби). Они являются людьми, вдохновленные богом, которыми руководит бог и которые говорят от имени бога. Ислам утверждает, что Аллах для того, чтобы направлять человечество, послал на землю 124 тысячи пророков. В индуизме институт пророчества представлен мудрецами-риши. Индуизм признает тысячи риши, которых можно считать коллективными основателями индуизма. Однако в отличие от ислама в индуизме нет единичного основателя. Среди мудрецов-риши главенствуют семь риши (саптариши), которые, как полагают, составили гимны четырех Вед, войдя посредством медитации в контакте с Верховным космическим духом. Создание «Ригведы» приписывают Мадхуччханди Вайшвамитре. Кроме Вед, многие риши составили несколько текстов литературы смрити, или «литературы того, что вспомнено». К их числу относится Ведвьяса, автор «Махабхараты».
Ислам, подобно иудаизму и христианству, верит в священных духов, называемых ангелами. Они являются посланниками бога и посредниками между человеком и богом. К ним относится ангел Джабраил (Гавриил в христианстве), который, следуя воле Аллаха, явился Мухаммеду для передачи текста Корана. Коран запрещает поклонение ангелам. Индуизм, признавая различных богов и богинь и считая их подчиненными Верховному богу, тем не менее не запрещает индусам поклоняться им, поскольку в конечном итоге это поклонение достигает Верховного бога (ишвара). Индуизм не запрещает поклоняться изображениям этих божеств, поскольку поклонение этим иконам дает эмоциональный выход простым людям. В отличие от ислама, который Иблиса (Сатану) считает единственным носителем зла, индуизм различает несколько таких носителей: асуры, данавы и ракшасы.
В индуизме различные формы Верховного бога, такие, как, например, Вишну, претерпевают различные превращения (аватары). Вишну спускается на землю для того, чтобы защитить людей от мира зла. Рама и Кришна являются наиболее известными воплощениями Вишну. Они очень популярны среди множества индусов. Ислам отрицает концепцию превращения, поскольку это противоречит доктрине единственности и единстве Аллаха, ибо «нет никакого божества, кроме Аллаха».
Индийские мусульмане (не без влияния индуизма) разработали систему социального разделения, подобного индусским кастам. Они различали три социальные страты: ашрафы, или мусульмане, пришедшие в Индию извне; аджлафы, или мусульмане, принявшие ислам в Индии; и арзалы, или
деградировавшие мусульмане, которых стали относить к низшей социальной прослойке, подобно неприкасаемым в индуизме.
Некоторые исламские правители (например, могольский император Акбар или правитель княжества Биджапур Ибрагим Али Шах) пытались найти общий язык с индусами для достижения социальной гармонии. Среди имперского двора Акбара было много талантливых интеллектуалов, как мусульман, так и индусов. Более того, Акбар попытался создать новую религию (дин-е-иллахи), которая была бы единой для мусульман и индусов и которая помогала бы созданию устойчивой империи.
Индуизм и ислам уделяют большое значение вопросам этики и морали. Обе религии делают упор на такие человеческие ценности, как правдивость, честность, сострадание, доброта и благотворительность. Обе религии осуждают прелюбодеяние и гомосексуализм. После прихода мусульман в Индию индусские женщины при посещении храмов, совершении ритуальных поклонений перед божеством, при появлении постороннего мужчины и в присутствии старших начали покрывать голову хиджабом, шарфом-дупатта или краем сари.
Индуизм имеет множество ритуальных обрядов, которые предписыва-ются индусам, но не имеют обязательного характера. Исламские ритуальные правила имеют более жесткий характер, что особенно касается молитвы-намаза, который должен совершаться в определенной позе пять раз в день с лицом, обращенным к каабе. Мусульманам предписано обязательное посещение мечети по пятницам. Во время Ид-уль-Адха (Курбан Бай-рам) совершаются жертвоприношения животных (баранов). Индусы, принадлежащие к секте шактов и поклоняющиеся богине Кали, также совершает жертвоприношение животных (коз). Обе религии разделяют понятие поста. Индусы постятся по определенным святым дням календаря, тогда как мусульмане постятся в течение священного месяца рамадан. Обе религии считают брак сакральной церемонией. Представители обеих религий используют четки для отсчета произнесенных молитв или мантр.
Обе религии существенно различаются в вопросах питания. Мусульмане в своем большинстве потребляют мясо животных, тогда индусы в своем большинстве являются вегетарианцами. Однако обе религии запрещают употребление алкоголя. Ислам строго различает человека и животных, тогда как индусы не видят большой разницы между миром людей, животных и растений, поэтому для них убийство людей и животных и истребление растительности противоречит доктрине ненасилия (ахимсы).
Индуизм и христианство
Между индуизмом и христианством существуют заметные различия. Однако между обеими религиями имеются общие и схожие понятия, к которым можно отнести: наличие священных книг; признание божественного триединства; забота о спасении души; вера в рай и ад; ожидание прихо-
да мессии; вера в апокалипсис, или конец света; принятие обета, или обещания, данного богу; концепция обожествления и вознесения; концепция воплощения; паломничество к святым местам.
Несколько подробнее остановимся на некоторых из указанных выше понятий. В индуизме и христианстве имеются основополагающие священные книги: Веды и «Бхагавадгита» - у индусов и «Библия» - у христиан. Вдохновителем этих писаний обеих религий является бог. В обеих религиях существует идея триединства, или троицы (в христианстве - это Бог Сын, Бог Дух Святой и Бог Отец, в индуизме - это Брахма - Бог созидатель, Вишну-Бог хранитель и Шива...Бог разрушитель).
В индуизме освобождение (мокша) из круговорота рождений и смертей (сансара) и всех страданий и ограничений материального существования рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как иллюзия (майя). В индуизме, как отмечалось выше, существуют четыре основных пути к достижению мокши. Освобождение в индуизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. В христианстве, согласно Новому Завету, спасение от вечного наказания возможно только Божьей благодатью. Когда человек начинает содействовать Богу в своем спасении, именно благодать Божия совершает в человеке спасение различными действиями.
И в индуизме, и в христианстве существует вера в приход мессии: в христианстве - это Спаситель рода человеческого, он же - Иисус из Назарета (в его втором пришествии), в индуизме - это Калки (десятое и последнее воплощение Вишну). И в индуизме, и в христианстве конец света означает, по сути дела, переход в новое состояние мира (в индуизме - это день и ночь Брахмы, в христианстве - это создание нового Тысячелетнего царства, уничтожение сатаны, упразднение прежнего неба и земли, при всеобщем Воскресении и Страшном Суде).
И в индуизме, и в христианстве под обожествлением понимается концепция, согласно которой человек может проникнуться благодатью божией и соединиться с богом. Происходит соединение божественной и человеческой природы. Так случилось с индийским царем Рамой и с Сыном Божиим, то есть с Иисусом, с той только разницей, что Рама вознесся в Царство Божие, а Иисус принял плотскую оболочку, чтобы для каждого индивидуума открылся путь к Богу, и только потом совершил свое вознесение в Царство Божие. В индуизме Вишну, принимая различные облики (аватара), спускается на землю, чтобы спасти человечество от различных напастей. Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить Богу и вернуть к совершенству человечество, погрязшее в грехе.
Есть общие черты и в обрядовости индуизма и христианства:
- служба в обеих религиях (особенно в пра-
вославии) ведется главным образом на мертвом языке (санскрит - в индуизме, старославянский - у православных, латынь - у католиков);
- каждение, или окуривание храма, ароматическими смолами;
- наличие икон и скульптур богов и богинь;
- использование воды при совершении отдельных обрядов;
- освящение еды;
- возжигание свечей или лампад перед образами божеств;
- песнопения;
- посты;
- панихида или поминовение усопших;
- концепция воцерковления;
- всенощное бдение;
- наличие отличительных признаков принадлежности к религии;
- трехразовая (главным образом) служба в храме.
Остановимся не некоторых из указанных общих черт. В обеих религиях существует понятие «ритуальная священная еда». В индуизме - это прасад, или ритуальная пища, предлагаемая богу и возвращающаяся от него верующему, в христианстве - это просвиры (в православии) или облатки (в католицизме), которые раздаются верующим в конце службы. В христианстве, кроме того, по определенным праздникам происходит освящение продуктов (куличей и крашеных яиц - на Пасху и яблок - в Яблочный спас). В индуизме освященной считается любая пища, предназначенная для подношения богу.
Пост в индуизме - это добровольный религиозный акт. Некоторые индусы постятся в определенный день недели, который считается священным для избранного ими божества. Например, понедельник - священный день Шивы, суббота - Ханумана, поэтому люди, почитающие Шиву или Ханумана, в эти дни соблюдают пост. Те, кто почитают Верховную Богиню Деви) в ее разных обличиях, постятся по вторникам, другие - в определенный день каждый месяц, чтобы добиться милости божественного сына Ганеши. Мотивы, побуждающие людей поститься, могут быть самыми разными. Кто-то делает это, чтобы повысить степень самоконтроля, кто-то -чтобы умилостивить божество. Женщины постятся, чтобы повысить заслуги семьи перед Богом и тем самым получить для семьи Божие благословение.
В индуизме пост не означает полное отсутствие еды. Постными продуктами считают молоко и молочные продукты, фрукты и некоторые виды корнеплодов. Но рис, пшеница, просяные культуры, бобовые, лук и чеснок полностью исключаются. Несмотря на то, что в пост разрешены многие виды пищи, немало людей в период от рассвета до заката разрешают себе пить только воду и освобождаются от поста только после восхода луны. В христианстве пост - время воздержания от пищи животного происхождения. Посты в христианстве различаются по продолжительности и интенсивности. Существуют четыре многодневных поста (от семи до двух недель).
Кроме того, существуют однодневные посты (среды и пятницы всего года, а также во время некоторых праздников: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и некоторые другие). По интенсивности они подразделятся на посты, по которым:
а) можно есть все, кроме мясных продуктом (мясопуст);
б) можно принимать горячую пищу;
в) можно есть рыбу;
г) можно питаться только невареной пищей;
д) нельзя есть ничего.
Обряд поминовения умерших предков (шрад дха) — религиозный обряд в индуизме, проводимый в честь умершего предка и составляющий неотъемлемую часть культа предков. Является религиозной и социальной обязанностью всех индусов мужского пола за исключением отшельников (санньяси) и некоторых святых (садху). Обряд может проводиться по умершему отцу, деду, прадеду, а также по матери, бабушке и прабабушке. Основной целью обряда является защита и поддержка душ умерших предков в тонком мире до того, как они снова реинкарнируются на Земле. Согласно традиции, этот обряд должен быть проведен в период с 11 по 31 день после смерти родственника. Время проведения зависит от кастовой принадлежности и других факторов. Обряд, проводимый в первую годовщину смерти, делает возможным для умершего родственника попасть в общество умерших предков (питри). Проводя этот обряд, индусы выражают благодарность своим родителям и предкам за помощь, оказанную им в жизни. День проведения обряда можно считать днем памятования. В христианстве этот обряд по отношению к усопшим представляет собой молитвенное прошение о прощении их прегрешений и успокоении их душ. Он совершается на 3-й, 9-й и 40-й день после кончины, в годовщину смерти, а также в годовщину рождения и именин.
Воцерковление являет собой обряд вхождения в лоно церкви. В индуизме обряд инициации (упанаяна) совершается по достижении кастовым индусом определенного возраста: для брахмана - 6 лет, для кшатрия - 11 лет, для вайшьи - 12 лет. Был установлен и предельный возраст посвящения: для брахмана - 24 года, для кшатрия - 33 года, для вайшьи - 36 лет. Для проведения обряда выбиралось благоприятное время. Для брахмана таким временем была весна, для кшатрия - лето, для вайшьи - осень. В жизни индуса инициации - один из самых основных обрядов. Только после него индус может считаться «дважды рожденным». В христианстве этот обряд совершается над младенцем на сороковой день после его рождения, хотя обряд крещения может принять и взрослый человек.
Всенощное бдение совершается в индуизме во время празднования Дня рождения Шивы (Маха-шиваратри). Всю ночь перед этим шиваиты проводят в молитвах и очистительных церемониях. В христианстве всенощное бдение полагается всем великим праздникам, а также совершается накануне некоторых средних праздников.
Обе религии имеют свои отличительные признаки. Все индусы могут носить знак тилаки (крупная точка на переносице, обычно красного цвета). Ортодоксальные индусы добавляют к тилаке дополнительные знаки. Так, шиваиты рисуют на лбу три горизонтальные линии, которые могут быть нанесены золой (лучше от погребального костра), коровьим пометом, ладаном или сандаловой пастой. Вишнуиты рисуют на лбу две вертикальные черты, которые соединяются между бровями. Они также наносятся указанными выше веществами. Шактисты ограничиваются одной красной вертикальной линией, идущей вдоль середины лба. После омовения индусы могут наносить тилаку на различные части тела, посвящая ее различным богам. Количество таких знаков может достигать двенадцати. Христиане используют разные виды креста (более 20 видов). Крест или распятие могут носиться на шее (поверх одежды или под одеждой). Ношение креста священнослужителями (католиками или православными) является обязательным. Крест часто воспроизводится на флагах. Так, Андреевский крест является официальным флагом Российского ВМФ.
Как уже указывалось, между индуизмом и христианством существуют существенные различия. Прежде всего, это касается единости или множественности богов. Христианская догматика считает индуизм религией многобожной, или политеистической. Индусская религиозно-философская мысль отрицает многобожие, о чем упоминалось выше. В христианстве бог - одинок, одинок и Иисус Христос. В индуизме все боги имеют супруг и выступают парами. При этом они ведут жизнь, приближенную к жизни людей. В этом они схожи с богами греческого или римского пантеона.
Индуизм основывается на понятии «цепей перерождения», или реинкарнациии, во время которых душа умирает, рождается и перерождается. Она находит физическую оболочку, свое тело в зависимости от своей кармы. В индуизме рай или ад не являются окончательным прибежищем души, которая может покинуть как рай, так и ад. Окончательным прибежищем души является ее слияние с мировым духом и обретение, таким образом, свободы (мокши). В христианстве душа после смерти попадает или в рай, или в ад, где обречена оставаться вечно.
В индуизме, строго говоря, нет понятия греха и греховности. Есть исполнение или неисполнение кармы, исполнение или неисполнение своего долга (дхарма). Именно это считается грехом (пап). В индуизме даже убийство, совершенное во имя исполнения кармы, не является грехом, о чем говорит бог Кришна Арджуне, одному из героев «Махабхараты», который проявил нерешительность перед битвой со своими братьями. И тот, кто убивает, и тот, кто падет на поле боя, обречены на это по закону кармы. И он, Арджуна, есть лишь орудие гибели своих родственников. В христианстве все проникнуто понятием греховности и покаяния. Согласно христианству, убийство является тягчайшим грехом. Достаточно вспомнить убийство Каином Авеля.
Согласно индуизму, люди были созданы из разных частей первочеловека Пуруши: из уст - брахманы, из рук - кшатрии, из туловища (бедер) - вайшьи, из ног - шудры, что породило неравенство среди людей и разделило общество на касты. В христианстве бог создал человека по образцу и подобию своему. Поэтому все христиане являются копией бога и равны друг перед другом.
Подводя итоги сравнения четырех религий, следует помнить, что все указанные выше сходства и различия носят скорее внешний характер, чем глубинный, внутренний. Индуизм по своему глубинному содержанию отличается от трех указанных выше религий. Индуизм «мягок» по своей природе. Здесь нет ничего строго обязательного. Индус ничего не обязан неукоснительно соблюдать. Он может верить в своего бога и равнодушно относиться к остальным богам. Он может верить в своего бога и быть терпимым по отношению к другим богам, иногда принимая участие духовно и физически в праздниках, посвященных другим богам. Члены одной индусской семьи могут поклоняться разным богам, не вызывая при этом никаких отрицательных эмоций друг против друга. Индус может не соблюдать все или отдельные обряды, ему совершенно необязательно посещать храм даже
------------ Ключевые слова ----------------------
Индуизм, буддизм, ислам, христианство, дхарма, карма, мокша, атман, брахман, Вишну, Кришна, Шива, Рама, Аллах, Иисус, аватара, молитва, пост, каста.
во время больших религиозных праздников. Он может носить, а может и не носить отличительные знаки своей секты, то есть указывать на то, что он вишнуит, шиваит, кришнаит или шактист. Индус не верит в загробную жизнь в некой телесной оболочке. Поэтому его тело подлежит сожжению после того, как его покинет душа. Душа обречена на странствия до тех пор, пока она не сольется с Великой душой (Брахманом) и станет его частью. Но до тех пор, пока душа не сделает этого, она много раз воплощается в различную физическую оболочку, что отрицает само понятие смерти и загробной жизни. У индуса нет такой книги, в которую он бы безоговорочно верил. В какой-то степени к этому понятию приближается «Бхагавадгита», но она не имеет той полноты обязывающего влияния, как Библия или Коран.
Ulltsiferov O.G. Unity in Diversity (the Interaction of Major Religious Systems of India).
Summary: The article examines one of the main questions of intercommunications between main religious and cultural systems in India: Hinduism, Buddhism, Islam and Christianity. The article focuses the similarities and differences between main provisions of those religions, their functioning in modern India, their basic tenets.
-------------- Keywords -------------
Hinduism, Buddhism, Islam, Christianity, Dharma, Karma, Moksha, Atman, Brahman, Vishnu, Krishna, Shiva, Rama, Allah, Jesus, avatara, prayer, post, caste.
Примечания
1. Кришнаитские организации, исповедующие гауди вайшнавизм и работающие главным образом за пределами Индии, легко принимают желающих обратиться в индуизм. В разных изданиях приводятся обширные списки известных людей, принявших индуизм из христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других религий. В статье «Международное общество сознания Кришны» из Википедии сообщается, что в России индуизм приняло более 100 тыс. человек. Однако принять индивидуума в индуизм вообще, без его вхождения в определенную касту «дважды рожденных», является лишь чисто внешним актом. Несмотря на определенное ослабление кастовых перегородок в современном индийском обществе, до сих пор нельзя быть воцерковленным индусом без касты. В Индии имеются индусские храмы, куда может прийти любой человек, но в Индии есть и закрытые храмы, которые могут посещать только «дважды рожденные» индусы. В подобные храмы для неоиндусов вход закрыт.
2. Law Resource India. Supreme Court of India Judgments, 1966, 1995.
3. Понятие кармы, строго говоря, различается в индуизме и буддизме. В индуизме карма, в узком смысле этого понятия, обозначает влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В буддизме карма скорее обозначает «импульсы», побуждающие индивидуума совершать какие-либо действия, физические или умственные. Но, поскольку у буддиста нет обязательной необходимости следовать каждому импульсу, его поведение не является строго детерминированным. По-разному в обеих религиях понимается и понятие перерождения. В индуизме «я,» или атман, находится в неизменном состоянии, отделенном от тела и сознания, в буддизме «я», или атман, не является неизменным, оно находится в постоянном движении.
4. Многие индусские боги упоминаются в Палийском Каноне (собрание буддийских текстов на языке пали). Можно привести следующие имена: Индра, Варуна (Аапо), Агни (Теджо), Сурья, Праджапати (Паджапати), Сома, Яса, Вишну (Венху), Шива (Маха-дева), Сарасвати (Виджджа), Уша, Притхви (Патхави), Лакшми (Шри), Кубера (Кувера). Также общими являются имена некоторых второстепенных богов (Якщей, Ганд-харвов, Нага) и божественных возниц (например, птица Гаруда).
5. «Ригведа», 1.164.46